Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузовОГЛАВЛЕНИЕГлава VIII. Цивилизация и войнаОБЩЕСТВО И ВОЙНА В ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ МЫСЛИСунь-цзы. ВОЕВАТЬ, НЕ СРАЖАЯСЬ* Цитируется по изд.: Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве//Конрад Н.И. Избранные сочинения. Синология. М., 1977. С. 26—30, 33, 37, 42, 44 Материалы главы подобраны и написаны О.В. Зотовым Сунь-цзы сказал: Война — великое дело для государства, почва жизни и смерти, путь существования и гибели. Поэтому в ее основу кладут пять явлений. Первое — Путь, второе —Небо, третье — Земля, четвертое — Полководец, пятое — Закон. Путь — это когда мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе с ним умереть, вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений... Полководец — это ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость... Если полководец будет применять мои расчеты, усвоив их, он непременно одержит победу... Они составят мощь, которая поможет и за пределами их. Кто еще до сражения побеждает предварительными расчетами, у того шансов много, кто не побеждает (ими) — у того шансов мало. У кого шансов мало — не побеждает, тем более тот, у кого шансов нет вовсе. Наилучшее — сохранить государство противника в целости, на втором месте — сокрушить. Наилучшее — сохранить армию противника в целости, на втором месте — разбить ее. Сто раз сразиться и 286 победить — это не лучшее из лучшего. Лучшее из лучшего — покооить не сражаясь. Поэтому самая лучшая война — разбить замыслы противника, на следующем месте — разбить его союзы, на следующем месте — разбить его войска. Худшее — осаждать крепости. Войско которое должно победить, сперва побеждает, потом ищет сражения. Войско, осужденное на поражение, сначала сражается... У первых копейки ценятся как бы рублями, у вторых — рубли копейками. Тончайшее искусство!.. Пусть у противника сил будет много, можно не дать ему возможности вступить в бой. Все знают, каким образом я победил, но никто не знает, как я организовал победу. У войска нет неизменной мощи, как у воды — неизменной формы. Кто умеет в зависимости от противника управлять изменениями и превращениями, тот равен богам. Устанавливаются на обмане, руководствуются выгодой, производят изменения путем разделений и соединений. Нельзя идти вперед одной только воинской силой. Просвещенный государь очень осторожен по отношению к войне, хороший полководец остерегается ее. Гегемон не гонится за союзами и не собирает власть в Поднебесной. Он распространяет только свою волю и воздействует на противника своей мощью. Просвещенные государи и мудрые полководцы... побеждали, превосходя всех других, потому что все знали наперед. Знание наперед нельзя получить ни от богов, ни от демонов, ни путем умозаключений по сходству... можно получить только от людей... Поэтому просвещенные государи и мудрые полководцы умеют делать своими шпионами людей высокого ума и таким способом совершают великие дела. Тот, кто хорошо сражается, управляет противником и не дает ему управлять собой. С. Гриффит. НЕ ОБАГРЯЯ МЕЧАПеревод осуществлен по изд.: Griffith S.B. Preface//Sun Tsu. The Art of War. Oxford,1963.P.X-Xl. В отличие от греческих и римских авторов, Сунь-цзы не уделяет основного внимания изобретению стратегем, поверхностных или переходных технологий борьбы. Его цель — создать систематическое Учение как руководство для правителей и полководцев в интересах 287 ведения ими войны умов, и войны успешной. Сунь-цзы уверен, что искусный полководец покорит армию противника не сражаясь, возьмет его города не осаждая и ниспровергнет его государство, не обагряя кровью мечей. Сунь-цзы столь же уверен, что борьба на войне — это больше чем столкновение вооруженных людей. Интеллектуальные и моральные факторы на войне значат много больше, чем физические. Сунь-цзы предостерегает царей и командующих от надежды на чистую военную мощь. Он отказывается понимать войну как убийство и разрушение. Главная цель его стратегии — захват противника совсем или почти без ущерба (для обеих сторон). Армия лишь наносит последний удар противнику, предварительно обезоруженному, уязвимому. Секретные агенты заранее дезорганизуют его тайными подрывными действиями, организуя «пятую колонну» в его рядах. Трактат Сунь-цзы оказал глубочайшее влияние на китайскую и японскую военную мысль, а тем самым на историю этих стран. КомментарииДревнекитайский теоретик и полководец Сунь-цзы (VI—V вв. до н.э.) рассматривает войну как явление, связанное со многими факторами в поведении не только армии и полководца, но и государства, правителя и народа. На протяжении многих веков трактат Сунь-цзы пользовался огромным признанием в Китае, Японии, Корее, а также в Монголии эпохи Чингиз-хана и в государстве Тимура. В народной мифологии Сунь-цзы подчас почитался как бог войны. Причину столь устойчивого влияния концепции древнекитайского мыслителя на последующие поколения следует видеть в том, что Сунь-цзы соединил стратегию войны с принципами цивилизационного устроения общества. Не отвергая войну как средство физического насилия, он придал ей характер рационального воздействия на противоположную сторону не с тем, чтобы ее уничтожить, а с целью подчинения и включения государства противника, если и насколько возможно, в состав своих сил. Положения трактата легли в основу философской школы, разрабатывавшей общие принципы взаимодействия государства, общества и армии. А. Игнатенко. ВРАЖДУЯ, МИРОТВОРСТВОВАТЬ: ДИАЛЕКТИКА АРАБСКИХ МУДРЕЦОВЦитируется по изд.: Игнатенко A.A. Как жить и властвовать. М., 1994. С. 246253, 264-265, 268. В «княжьих зерцалах» есть идея, которой принадлежит абсолютный рекорд повторяемости — свидетельство всеобщего и безусловного признания. Разумный человек и хороший политик дол- 288 жен избегать войны... Суть здесь не в признании безоговорочной ценности мира и полной непригодности войны... Относительная вредность силового решения политических и иных проблем заключается в практической нецелесообразности любой формы острой вражды. Она сводится к трем пунктам. Во-первых, приводит к невосполнимым утратам. Во-вторых, враждебность может стать неуправляемой. В-третьих, боя нужно избегать в случае неготовности или неспособности к нему. Враждебность имеет разные формы. Авторы «зерцал» выделяют в ней несколько этапов, для каждого предлагая соответствующие средства. «Враждебность подобна нарыву: вначале его можно излечить успокоительными средствами; если не получилось — содействовать вызреванию нарыва и его вскрытию; лишь в крайнем случае действовать каленым железом». Этапы возрастания враждебности — основа классификации врагов по степени непримиримости, истокам враждебности. На этом тройственном делении врагов построены 16 правил враждебности султана Абу-Хамму в его книге «Жемчужина на пути». Правило первое — не робеть, можно одолеть и сильнейшего противника; второе — осведомляться... пятое — ввести в заблуждение... седьмое — наносить удары по тылам противника, восьмое — уклоняться от прямого столкновения... пятнадцатое — учиться у потенциального противника. Правила, которые излагаются в «Поучении владыкам», приписываемом аль-Маварди; первое — «разумный человек, рискуя, должен убедиться, что то, ради чего он рискует, предпочтительнее того, чем он рискует. Вступая в бой, властелин приобретает одну из трех достохвальных вещей: или Божью награду его избранникам, или власть — наидостойнейшую степень в земной жизни, или славу, которая сохранится и после смерти... Битва есть крайнее средство, (лишь) в некоторых случаях неизбежное... Седьмое — предпочитай хитрость силе: «О воин! Уловками достигнешь успеха». Всеобщий принцип жизнедеятельности. «Голова без хитрости хуже тыквы», — гласит средневековая арабская пословица. «Храбрый убьет десятерых, хитрый — уничтожит все войско». Хитрость напрямую связана с разумом, единственный обладатель которого — человек. Если внимательно проанализировать соответствующие места «зерцал», вывод может быть только один: перед человеком стоит выбор — быть разумным и хитрить или отказаться от хитрости и тем самым исключить себя из разряда разумных существ. Широкое понятие хитрость — «хиля» — употреблялось, в частности, для наименования приемов, которые мы в настоящее время отнесли бы к разряду прикладной математики и механики. Ильм аль-хияль — «наука искусных приемов» обнаруживается в средневе- 289 ковых классификациях наук... Перехитрить Бога — и такую задачу ставили перед собой некоторые средневековые мусульмане...Тут уж не покажется странным высказывание Ибн аль-Азрака в его «Чудесах на пути, или Природе владычества»: «Мир — жди войны». Или мысль аль-Муради: «Мир — одна из войн». Если так, обман становится допустим практически во всех обстоятельствах. Абу-Хамму в «Жемчужине на пути» призывает своего сына: «Хитри по-разному, обманывай по-всякому. Хорошая уловка стоит целого войска». Однако было одно высказывание Пророка, которое и являлось решающим аргументом в любом споре: «Война — обман». Все «зерцала» приводили его. КомментарииПриведенные в книге А. Игнатенко примеры — одно из проявлений того, с какой настороженностью или недоверием в просвещенном сознании классических эпох воспринималась война как проявление насилия, жестокости или обманного действия. Признание неизбежности военного насилия в жизни общества сочеталось с соображениями относительно ограниченности его возможностей или с предвосхищением пагубного ответного удара, а также различного рода усилиями по нейтрализации таких последствий. Сопоставление взглядов арабских политических мудрецов показывает, насколько эти взгляды сходны с суждениями Сунь-цзы. У арабских мыслителей военное насилие, понимаемое в сущности как политическая «хирургия», стоит лишь на третьем месте после мер профилактики и консервативного (терапевтического) «лечения» больных органов общества и государства. Нельзя понимать упрощенно ключевые понятия и Сунь-цзы, и пророка Мухаммеда: «Война — путь обмана», «Война — обман». Дешевый обман — слишком зыбкая почва в отношениях любого типа, он может свидетельствовать не об уме и таланте, а о дешевой хитрости и примитивном коварстве. Военные хитрости — продукт ума, таланта, широты взглядов, изобретательности, творчества; это не дешевые уловки. Недаром арабы пришли к признанию, что эти «хитрости» требуют философского видения проблем и высшего математического расчета. Стратегемы требуют стратегической философии и таланта непрямого воздействия на противника. Отказ от стратегом как обмана во спасение чреват утратой разума и тем самым деградацией самого человека: стратегия позволяет избегать насилия и потерь, она — путь гуманизма в делах войны. В.Ф. Малиновский. ПРОСВЕЩЕНИЕ: ЗЛО ВОЙНЫ И УТОПИЧЕСКИЕ ГРЕЗЫ О МИРЕЦитируется по изд.: Малиновский В.Ф. Рассуждения о войне и мире. СПб, 1803. С. 1-23, 65-71, 82-85, 94, 98, 101-106. Довольно кратка наша жизнь и исполнена премногих неизбежных зол. Должны ли мы сами оную сокращать и ко многим 290 бедам, неразлучным с нами, присовокуплять еще и войну, которая есть зло самопроизвольное и соединение всех зол на свете. Привычка делает нас ко всему равнодушными. Ослепленные оною, мы не чувствуем всей лютости войны. Война заключает в себе все бедствия, которым человек по природе своей может подвергаться, соединяя всю свирепость зверей с искусством человеческого разума, устремленного на пагубу людей. Она есть адское чудище, которому везде следует отчаяние, ужас, скорбь, болезни, бедность и смерть. Лишая народы спокойствия, безопасности, благоденствия, она рано или поздно причиняет их собственное падение... Время оставить сие заблуждение, истребить зло, подкрепляемое более всего невежеством... Войны не соответствуют ни человеколюбию, ни просвещению. Они могут быть извинительны для наших предков, когда они были погружены в варварство и не знали другой славы, кроме той, чтобы разорять и убивать. Мы думаем соединить просвещение и тонкость наших нравов с варварством войны, сохраняя в оной человеколюбие и умеренность, но сие человеколюбие есть мягкосердие палача... Увеличение государства почитается выгодою войны. Но мы видим по опыту, что государства, увеличась войнами, опять оными же и упали. Одно увеличение государства войнами ...есть первый шаг к его падению. Сделавшись великими, они не сделаются сильнее, ибо тогда должны сравниться с большими и сильнейшими. В самом состоянии величества имеют они больше случаев к истощению своему. Между тем как остались бы они в природном своем положении, они могли бы беспрерывно получать приращение внутренних сил, не истощаясь... Причины войн и политикаВ варварском своем состоянии находились народы в беспрестанном страхе друг от друга. Храбрость и все военные достоинства почитались превыше всех прочих. И подлинно герои заслуживали почитание и любовь, спасая отечество. Но для достижения оных люди честолюбивые старались быть героями там, где не нужно... Если война есть неизбежное зло, то по крайней мере должно ограничить ее свирепости. ...Вначале люди против зверей, а после люди против людей соединились, и так по мере просвещения народы против народов должны (были) соединиться. Доброе желание вечного мира и несчастная политика необходимой войны суть Две крайности, между которыми должно избрать разумную середину. Один Бог возможет утвердить на земле общий вечный мир, 291 но между тем помазанники его имеют долг и средства по возможности укротить раздоры и войны решительным постановлением законов всенародных, твердым оных наблюдением. ...Никто не может ограничить волю самовластных и независимых народов и соединить их интересы, всегда противоположные между собой, сами только по общему согласию предписать себе законы превосходные и пожертвовать своими маловременными частными интересами для общей, важной и продолжительной пользы. Трудно привести народы к сему согласию, но возможно... Человек увлекается силой страстей своих, держится только настоящего, отдаленные благо и зло показывает единственно разум, и единая мудрость доведет к достижению оного. Война предшествовала учреждению обществ и составляла их случайно, как мороз внезапно останавливает быструю воду. Люди прежде всего повинуются природным нуждам и страстям. Внушения разума начинаются гораздо позже. И так скорее и легче бывает довести людей побуждением страха повиноваться присутственной власти... В сем намерении вместо трактатов должны быть законы. независимости и собственности земель и народов. Называют особую страну для пребывания сего совета, надлежит оную признать священной и независимой. В случае упорства общая сила употребляется для соблюдения закона. Политика обращается в свою пристойную простоту. Потом торговля смешивает самые отдаленные народы. КомментарииПоложения, высказанные В.Ф. Малиновским в начале XIX в., дают возможность убедиться в умозрительных и подчас утопических воззрениях гуманистов и пацифистов Нового времени на проблемы войны и мира. Философы Просвещения и их многочисленные последователи в разные времена оценивали и продолжают оценивать феномен войны с позиций чистого разума как абсурд, как величайшую и бессмысленную трагедию, как явление в принципе недопустимое. Иллюзии и заблуждения, восходящие к избыточному историческому оптимизму Просвещения, сумел сформулировать в обобщенном виде В.Ф. Малиновский, во взглядах которого причудливо смешан естественный оптимизм Просвещения с затаенным пессимизмом относительно неисправимо грешной, порочной человеческой природы. В.Ф. Малиновский видит главный источник милитаризма в «невежестве» людей и проистекающих из него заблуждениях. Он не согласен, что увеличение государства (цель множества войн) может иметь положительный эффект. Он настаивает на том, что главное условие силы государства есть не территориальные приобретения, но «сила народа, его составляющего». Но он не объясняет, благодаря чему и как именно возникает эта сила — даже при условии успехов «наук и просвещения». 292 К. Клаузевиц. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ВОЙНЕЦитируется по изд.: Клаузевиц К. О войне. М., 1936. Т. 1. С. 34-35, 57-58. Война — это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю. Это насилие использует изобретение искусств и открытия наук, чтобы противостоять насилию же. физическое насилие является средством, а целью — навязать противнику нашу волю. Для вернейшего достижения этой цели мы должны обезоружить врага, лишив его возможности сопротивляться. Война исходит из общественного состояния государств и их взаимоотношений, ими она обусловливается, ограничивается и измеряется. У диких народов господствуют намерения, возникающие из эмоций, а у народов цивилизованных — обусловленные рассудком. Однако это различие вытекает не из существа дикого состояния или цивилизации, а из сопровождающих эти состояния обстоятельств, организации и т.д. Отсюда ясно, как было бы ошибочно сводить войну между цивилизованными государствами к голому рассудочному акту их правительств... и цивилизованные народы могут воспламеняться взаимной ненавистью. Если даже войны цивилизованных народов гораздо менее жестоки и разрушительны, чем войны дикарей, то это обусловливается как уровнем общественного состояния, на котором находятся воюющие государства, так и их взаимоотношениями. Однако раз война является актом насилия, она неминуемо вторгается в область чувства, и это все более или менее зависит не от степени цивилизованности народа, а от важности и устойчивости враждебных инстинктов. Война не только бывает настоящим хамелеоном, так как в каждом конкретном случае она несколько изменяет свою природу, но также и в своих общих формах по отношению к господствующей в ней тенденции она представляет собой странную троицу: из насилия как первоначального своего элемента, ненависти и вражды, которые следует рассматривать как слепой природный инстинкт; из игры вероятности и случая, что делает их свободной духовной деятельностью; из подчиненности ее политике в качестве орудия, в результате чего она подчиняется простому рассудку. Первая из трех сторон обращена к народу, вторая — к полководцу, третья — к правительству. Страсти, разгорающиеся во время войны, долж- 293 ны существовать еще до ее начала; размах, который приобретает игра храбрости и таланта, в царстве вероятностей и случайностей, зависит от индивидуальных свойств полководца и способностей армии; политические же цели войны принадлежат исключительно правительству. Теория, которая попыталась бы пренебречь одной из этих тенденций или установить между ними произвольное соотношение, тотчас впала бы в такое противоречие с действительностью, что поставила бы на себе крест. Таким образом, задача теории — сохранить равновесие между этими тремя тенденциями как между тремя точками притяжения. КомментарииГенерал К. Клаузевиц — признанный классик мировой военной науки. Человек начала XIX в., активный участник наполеоновских войн, прусский и российский офицер (участник Бородинского сражения), он современник В.Ф. Малиновского и предшественник М. Ревона. Но если М. Ревон преодолевает иллюзии Просвещения, выраженные В.Ф. Малиновским в плане философскоисторическом, то К. Клаузевиц дает ответ своему современнику, как военный философ, стратег, историк. Ценность фундаментального труда К. Клаузевица состоит не только в том, что он дает ставшую классической концепцию природы войны и ее роли в исторической жизни народов, но и показывает механизм войны, дифференцирует ее типы и виды, вскрывая немаловажную, хотя и не одинаковую роль всех институтов государства и общества, всех социальных групп, классов, элиты и народных масс в процессе исторических кризисов и катастроф, сопровождавшихся войнами, Заслугой К. Клаузевица является и то, что он выходит на проблемы цивилизации и «цивнлизационных» войн. Конечно, проблемам локальных цивилизаций он не уделяет специального внимания, коль скоро в то время вопрос так вообще не ставился ни в философии, ни в исторической науке. Тем не менее сама логика многосторонней оценки войны К. Клаузевицем вела его именно в этом направлении. Он постоянно напоминает, что войны, как правило, ведутся с политическими, а не военными целями и приводятся в действие не столько физическими, сколько в первую очередь духовными силами. В то время как большинство историков сосредоточивались на осязаемых величинах стратегии, материальных факторах и ресурсах, генерал К. Клаузевиц, по сути, исходил из единства мотиваций и ресурсов. А поскольку ресурсы легче подсчитать и сами по себе они пассивны без соответствующих мотиваций, К. Клаузевиц не уделяет им главного внимания. Во-вторых, он не разделяет точку зрения современников и просветителей на то, что характер войны можно понять, исходя только из разумных соображений. Он настаивает на том обстоятельстве, что без накала чувств и страстей никакая война не начнется и не продлится сколько-нибудь долго. Генерал К. Клаузевиц, современник Г.В.Ф. Гегеля, — диалектик, прочно стояший на почве истории. В своих оценках мира, войны и человечества он исходит не из абстракций «мирового духа» или «разума», очищенного от эмоций, а из того сложнейшего и трудноуловимого духовного целого, которое позже стали называть цивилизацией, находящей свое выражение в исторически конкретном менталитете целых народов. Задолго до А. Тойнби К. Клаузевиц выходит на две важнейшие военно-политические проблемы цивилизации: 1) на проблемы не просто войн между государствами, а войн «цивилизационного типа», обусловленных системами ценностей и производными от них мотивациями: 2) на проблемы гения как духовной квинтэссенции данной цивилизации и ее исторического лидера. К. Кла- 294 узевиц как бы приподнимает завесу, сотканную из духовных неясностей, над интуицией как методологией этого гения. Он расшифровывает понятие «гений» как высокоразвитый и динамичный ум героической личности, а не клубок прихотливых чувств и страстей. М. Ревон. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ВОЙНЫ И МИРА: ТРЕЗВЫЙ ВЗГЛЯД
|
|