Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Утверженная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова«... праведными судбами Божиими, грех ради всего православнаго хрестьянства, на превысочайшем престоле великий Росии Московскаго государства, их царской корень пресекся, а после того были избранные государи царь Борис Феодорович и царь Василей Иванович; и по общему земскому греху, а по завидению дияволю, многие люди Московского государства при их царствии межьусобную брань учинили, и стали в розни. И послыша то, Полской и Литовской король своим злым умыслом многие свои и послов своих и посланников крестныя целованья, а последнее гетмана корунново Станислава Желковского преступил, Московским государством к Полше и к Литве хотел завладети, и в подданстве учинити, и церкви Божий разорити, и святую нашу непорочную хрестьянскую веру греческаго закона попрати, а свою проклятую латынскую веру утвердити. И по милости Божий, собрав-ся в городех боярин и воевола князь Дмитрей Тимофеевич Трубетцкой, да столник и воевода князь Дмитрей Михайлович Пожарской, да ото всего Московскаго государства выборной человек Кузма Минин, с цари и с царевичи розных земель, которые служат в Московском государстве, и з бояры, и околничими, и с чашники, и столники, и з дворяны, и з дияки, и с приказными люд-ми, и з детми боярскими, и с атаманы, и с стрелцы, и с казаки и со всем христолюбивым воинством, пришли под Москву, и царствующий град Москву от Полских и от Литовских людей очистили. И церкви Божий в прежнюю лепоту облеклися, и Божие имя славитца в них по прежнему; а Росийское царство вдовствует, и отечество их царское сиротствует, а пресветлый их царский пре-высочайший престол плачет, седящаго на себе царя царствующего не имый, земля же вся малая с великими и с сущими младенцы бесчисленным плачем вопиют, что ими людми Божиими промышляти некому...» «Московского ж государства бояре, и воеводы и все христолюбивое воинство, утвердившися на степени и свободившеся ото всех зол, и врагов веры своея победивше, славословие Богу воздавше о неисповедимом даре Его, и молив всемилостиваго Бога, и пречистую Богородицу и всех святых усердно со слезами, да просветит их сердца, еже бы просити, кому прияти скифетр Росийскаго царствия, писали Московского государства во все городы к митрополитом, и к архиепискупом, и епискупом, и архимаритом, и игуменом и ко всему освященному собору, и к бояром, и воеводам, и к дворяном и ко всяким людем, чтоб изо всех городов всего Росийскаго царствия митрополиты, и архиепискупы и архимариты и игумены были к ним бояром к Москве; и из дворян, и из детей боярских, и из гостей, и ис торговых, и ис посадцких и из уездных людей выбрав лутчих, крепких и разумных людей, по колку человек пригоже, для земского совету и для государского обиранья, прислали к Москве ж; и с их бы земского совету выбрати на Владимерское и на Московское государство, и на царства Казанское, и Астороханское и на Сибирское, и на все великие государства Росийскаго царствия, государя царя и великого князя всеа Русии, кого Господь Бог даст, из Московских из Руских родов. И как изо всех городов всего Росийскаго царствия власти и всякий ерейский чин соборне, и бояре,' и околничие, и чашники, и столники, и дворяне, и всякие служилые, и посадцкие и уездные всяких чинов люди, для государского обиранья, в царствующий град к Москве на совет сьехалися, и всещедрый, в Троицы славимый Бог наш, по умолению пречистыя Своея Богоматери и великих Московских чюдотворцов, не хотя видети всего православнаго хрестьянства в конечной погибели, а православной истинной хрестьянской вере греческаго закона от латынь и от люторских и богомерских вер во обруганье, по Своему человеколюбию, послал Свой Святый Дух в серца всех православных хрестьян всего великого Росийскаго царствия, от мала и до велика, не токмо в мужественном возрасте, и до сущих младенец, единомышленной невозвратной совет. И по многие дни на соборе изо всех городов всего Росийскаго царствия всякие люди не обинуяся говорили, и единомышленной совет всех городов всяких людей от мала и до велика объявливали, что быти на Владимерском, и на Московском, и на всех великих преславных Росийских государствах государем царем и великим князем, всеа Русии самодержцем, Михаилу Федоровичю Романову-Юрьеву; а Полского и Литовского, и Свейского королей и королевичев, и из ыных ни ис которых государств, и из Московских родов, и из ыноземцов, которые служат в Московском государстве, государем, оприч Михаила Федоровича Романова-Юрьева, никак ни кому не быти, понеже он, великий государь, блаженные памяти хвалам достойнаго великаго государя царя и великого князя Федора Ивановича, всеа Русии самодержца, двоюродного брата Федора Никитича Романова-Юрьева сын... ... И власти и весь духовный чин, и бояре, и околничие, и чашники, и столники и все христолюбивое воинство, и гости, и торговые, и посадцкие и всякие жилет-цкие черные люди всего Росийскаго царствия положили то на волю Божию; а для болшого укрепления отложили февраля з 7-го числа февраля по 21 число, на две недели, а в те дни митрополиты, и архиепискупы, и епискупы и весь освященный собор, и бояре, и дворяне, и приказные и служилые люди, и гости и все православные хрестьяне всего Росийскаго царствия все единодушно молили Господа Бога, и пречистую Его Богоматерь и всех святых, чтоб Господь Бог устроил всему православному хрестьянству полезная, якоже весть святая Его воля. (...) а во все городы Росийскаго царствия, оприч далних городов, послали тайно, во всяких людех мысли их про государское обиранье проведывати, верных и богобоязных людей, кого хотят государем царем на Московское государство во всех городех. И во всех горо-дех и в уездех во всяких людех, от мала и до велика, таж мысль: что быти на Московском государстве государем царем Михаилу Федоровичю Романовичю, а опроче его, великого государя, никак никого на Московское государство не хотети. ...изо всех городов всего великого Росийскаго царствия всякие люди, для царского обиранья сьехалися, и февраля в 21 день, в первую неделю Великого поста, в ню же празнуетца святых отец Православие, во святей апосталстей церкве чеснаго и славнаго Ея Успения, Московскаго государства митрополиты, и архиепискупы, и епискупы и весь освященный собор, и бояре, и околничие, и чашники, и столники, и дворяне Московские, и приказные люди, и дворяне из городов, и дети боярские, и головы, и сотники, и атаманы, и стрелцы и казаки, и гости, и торговые, и посадцкие и всего Московского государства всенародное многое бесчисленное множество, все православные хрестьяне, з женами и з детми и с сущими младенцы, молили всемилостиваго, в Троице славима-го Бога, и пречистую Его Матерь и всех святых с неутешным плачем, чтоб всемилостивый Бог отовратил от нас праведный Свой гнев, належащий на ны, и призрил милостивным си оком на люди Своя сотворшая ны, и дал бы нам на Московское государство государя царя праведна и свята, и благочестива, и благородна и христолюбива, чтоб, по милости Божий, вперед их царская степень утвердилася на веки, и чтоб было вечно и твердо, и крепко и неподвижно в род и род на веки. И все православные хрестьяне всего Московского государства, от мала и до велика и до сущих младенец, яко едиными усты, вопияху и взываху, глаголюще, что быти на Владимерском, и на Московском и на Ноугородцком государствах, и на царствах Казанском, и на Асторо-ханском и на Сибирском, и на всех великих и преслав-ных государствах Росийскаго царствия государем царем и великим князем, всеа Русии самодержцем, прежних великих благородных и благоверных Богом венчанных Росий-ских государей царей, от их царского благороднаго корени, блаженные памяти и хвалам достойнаго великого государя царя и великого князя Федора Ивановича, всеа Русии самодержца, сродичю, благоцветущие отрасли от благочестива корени родившуся, Михаилу Федоровичю Романову-Юрьеву; да приимет скифетр Росийскаго царствия, для утвержения истинные нашие православные веры, и чтоб Господь Бог его государским призрением во всем Московском государстве расточеные и разореные исправил... И Московского государства митрополиты, и архиепис-купы, и епискупы, и весь освященный собор, и бояре, и околничие, и чашники, и столники, и все христолюбивое воинство, и гости, и торговые и всякие жилетцкие люди, и все православные хрестьяне всего Росийскаго царствия, советовав меж себя, послаша к великому государю Богом избранному царю и великому князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии самодержцу, и к матери его, к великой государыне, старице иноко Марфе Ивановне, ото всего Московскаго государства Феодорита, архиепискупа Резанского и Муромского, архимарита Чюдовского Аврамия, Сергиева монастыря келаря старца Аврамия, и иных честных великих монастырей архимаритов и игуменов; да боляр Федора Ивановича Шереметева с товарыщи, и чашников, и столников, и стряпчих, и дворян болших, и дворян же из городов, и дияков ис приказов, и жилцов, и приказных людей, и детей боярских, и голов, и сотников, и атаманов, и казаков, и стрелцов, и пушкарей, и гостей, и торговых и посадцких, и всего Московского государства всяких чинов служилых и жилетцких людей, бити челом и милости просити: "Ведомо ему, великому государю, нынешние наши настоящие скорби (...) милосердуй о нас расточенных, не остави нас погибающих; тебе единаго предъизбра Бог и соблюде до нынешнего времени, и остави истиннаго правителя Росий-скому государству, хрестьянского поборника, и святым Божиим церквам тецлаго заступника, царского корени благорасленный цвет, великого государя, блаженные памяти царя и великого князя Ивана Васильевича, всеа Русии самодержца, законные его супруги, царицы и великие княгини Анастасеи Романовны-Юрьева родново племянника Федора Микитича Романова-Юрьева сын; а великому, и преславному и хвалам достойному, блаженные памяти царю и великому князю Федору Ивановичю, всеа Русии самодержцу, племянник и ближней приятель..." (...) И на завтрее того дни, марта в 14 день, Феодорит архиепискуп Резанский и Муромский, и архимариты, и игумены и весь освященный собор с честными и животворящими кресты и с чюдотворными образы пречистые Богородицы и Московских чюдотворцов Петра, и Олексея, и Ионы и прочих святых, и бояре Федор Иванович Шереметев с товарыщи, и околничие, и чашники, и столники, и дворяне, и приказные люди, и дети боярские, и головы, и атаманы, и казаки и всякие служилые люди, и гости, и торговые, и всякие посадцкие и жилетцкие люди всех городов всего Росийскаго царствия, а города Костромы и иных городов все-народное множество з женами и з детми и с сущими младенцы, призывая в помощь в Троицы славимаго, всемилостиваго Господа Бога Вседержителя, и пречистую Его Богоматерь, и великих чюдотворцов и всех святых, идоша со тщанием в пречестную великую обитель святого Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Ыпатцкой монастырь, идеже пребывая в то время великий, Богом избранный, государь наш царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии и с материю своею, с великою государынею старицею иноко Марфою Ивановною, и идуще, молебная пения совершающе... ... Архиепискуп же Резанский и Муромский Феодо-рит, благословя государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и мать его, (...) ото всего Московскаго государства грамоты подали, и речь говорили и били челом, по наказу, с великими слезами. Великий же государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии (...) непреклонен бысть к молению их.., глаголя: "не мните себе того, еже хотети мне царствовати; ни в разум мой прииде о том, да и мысли моей на то не будет. Как мне помыслити на такову высоту царствия и на престол таких великих преславных государей царей Росийских, и великаго государя моего, пресветлаго блаженные памяти царя и великого князя Федора Ивановича, всеа Русии самодержца, взыйти?"... ... И великий государь царь и великий княз Михайло Федорович всеа Русии и мати его, великая государыня старица иноко Марфа Ивановна, с великим гневом и исполнився слез многих, о государстве отказали: что никако в мысль их то не внидет, что сыну ее, великому государю нашему Михаилу Федоровичю, на таком великом и преславном Московском государстве быти государем. Как то может статися? А он еще государь не в совершенных летех; а Московскаго государства многие люди, по грехом, в крестном целованье стали нестоятелны. Да и по тому, что Московское государство от Полских и от Литовских людей разорилось до конца, и прежних великих государей из давных лет сокровища царские и их царское всякое достояние Литовские люди вывезли; а дворцовые села, и черные волости, и при-городки и посады от Литовских людей и от воров запустошены, а всякие служилые люди бедны. И чем служилых людей жаловати, и свои государевы обиходы полнити, и против своих недругов, Полского и Литовского, и Неметцких королей и иных пограничных государей стояти? Да и для того, что великий государь мой, а сына моего отец, святейший Филарет, митыро-полит Ростовский и Ярославский, ныне у короля в Литве в великом утесненье; а сведает король то, что, по прошенью и по челобитью всего Московскаго государства, учинитца на Московском государстве сын наш Михайло, и король тотчас велит над государем нашим Феларетом митрополитом какое зло учинить. И без благословения отца своего сыну моему как на такое великое дело помыслити? И Феодорит, архиепискуп Резанский и Муромский, со всем освященным собором, и Московскаго государства бояре Федор Иванович Шереметев с товарыщи, и окольничие и всяких чинов люди со многим слезным рыданием и воплем били челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии и великой государыне старице иноко Марфе Ивановне: "О Бого-любивая великая государыня старица иноко Марфа Ивановна! (...) даждь Богом избраннаго царя на царство, всем нам благонадежнаго государя, сына своего единороднаго, от благочестиваго корени благоцветущую отросль, великого государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русии самодержца, безо всякого размышления, полагаяся на волю Создателя нашего и Творца, Господа нашего Иисуса Христа. А Московскаго государства всяких чинов люди ему, великому государю, учнут служити и прямити во всем, на чем ему, государю, крест целовали и души свои дали. А прежние государи царь Борис сел на государство, изведчи государской корень, царевича Дмитрея; и Бог ему мстил праведнаго и беспорочнаго государя царевича Дмитрея Ивановича убиение и кровь богоотступником Гришкою Отрепьевым. А вор Гришка Отрепьев, по своим злым делам, от Бога месть принял, зле живот свой скончал. А как царь Василей учинился на Московском государстве; и, по вражью действу, многие городы ему служити не похотели и от Московского государства отложилися. И то все делалося волею Божиею, а всех православных хрестьян грехом, во всех людех Московского государства была рознь и межьусобство. А ныне, по милости всемогущего Бога, все люди во всех городех всего Росий-скаго царствия учинилися меж себя в соединенье, и в братстве и в любви, по прежнему, и обещалися все единодушно за нашу истинную православную хрестьян-скую веру и за святые Божий церкви, и за великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русии самодержца, против ево всяких недругов и изменников стояти крепко и неподвижно, и битися до смерти; а никак ему, государю, ни в чем измены не учинити, и иного государя из ыных государств и из Московского государства, на Московское государство государем никак никого не хотети, и не мыслити о том. И на том все ему, великому государю, всякие люди всего великого Росийскаго царствия крест целовали радостными душами..." (...) Великий же государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии и мать его, великая государыня, старица иноко Марфа Ивановна, никако на моление се и на челобитье, и на многонародное множество неутешно плачющих и вопиющих ни мало преклонившеся, с великим плачем и гневом о государстве отказали. Архиепискуп же Феодорит со всем освященным собором, и бояре и всенародное множество з женами и з детми, в великом сумнении и ужасе быв, паки моляше великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, глагола: "Милосердый государь Михайло Федорович! Не буди противен Вышнего Бога промыслу, повинися святой Его воле; никто же бо праведен бывает, вопреки глагола судбам Божиим. И прежние убо цари, предизбранные Богом, царствоваху, и сих убо благочестивый корень ведеся до благочестиваго и правед-наго, великого государя царя и великого князя Федора Ивановича, всеа Русии самодержца, на нем же и совер-шися и конец прия; в него же место Бог сию царскую честь на тебе возлагает, яко по свойству свойственному царского семени Богом избранный цвет. Его же бо Бог предьизбра, того и возлюби; и его же пронарече, сего и оправда; его же оправда, того и прослави. (...) Тем же тебя убо, превеликий государь Михайло Федорович, не по человеческому единомышлению, ниже по человеческому угодию предьизбра; но по праведному суду Божию сие царское избрание на тебе, великом государе, возложи. Последуем убо хрестьянских царей древних преданием, яко искони мнози хрестьянстии цари недоведомыми суд-бами Божиими, и не хотяще скифетроцарствия предер-жати, царствоваху, на се наставляющу народ единогласие имети, о нем же Бог во ум положите им изволи, якоже пишет: глас Божий глас народа. Приводим же к сему и свидетелство от древних божественных писаний... (...) Мнози бо и нехотящии приидоша, в неже звани быша от Бога. Не вы бо действующе сия, но творяй в вас Дух святый. Якоже пишет: всяко добро бываемо кроме Бога не сотворяетца, ниже сотворитися может, якоже рече Господь: без Мене не можете сотворите ничесоже. Тако-же и ты, великий государь Михайло Федорович, не ослушайся Божия повеления, и утоли плач и рыдание и вопль многонародный, восприими скифетродержание Росийскаго царствия..."»
«Великая же государыня, старица иноко Марфа Ивановна, видящи архиепискупа и всего вселенского собора неотложное моление, (...) царское свое сердце на милость преложи, глаголаше: Велий еси Ты, Господи, и чюдно дело Твое! Кто бо разуме разум Твой, Владыко, или кто когда советник Тебе бысть? Но якоже хощеши, тако и твориши, и воли бо Твоей никтоже может противитися; твориши бо, елико хощеши. - И глагола преосвященному архиепискупу Феодориту, и всему вселенскому собору и боляром: (...) даю вам своего возлюбленнаго единороднаго сына, свита очию моею, единородна ми суща Михаила Федоровича: да будет вам государем царем и великим князем, Bqea Русии самодержцем, в содержание скифетра царствующего града Москвы и всех великих государств великого Росийскаго царствия. (...) Великий же государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии со многим слезным рыданием отрицался, и не хотяше быти на государстве. Великая же государыня, старица иноко Марфа Ивановна глаголаше сыну своему (...): "Слыши, сыну мой возлюбленный и единородный! Божие бо есть дело, а не человеческий разум; аще бо на то будет воля Божия, буди так, и се сотвори". Великий же государь царь и великий княз Михайло Федорович всеа Русии, по многовещателным и премудрым умилным словесем матери своея, великие государыни, старицы иноко Марфы Ивановны, аще и не хотяше на царьствие, милостивый серцем на прошение призирает, и на волю всемогущего Бога себя возлагает... (...) И потом глагола к преосвященному архиепискупу Феодориту и всему вселенскому собору, и боляром и всяким людем: "аще на то будет воля Божия, буди тако." Святейший же архиепискуп Феодорит, и архимариты, и игумены и вес вселенский собор, и бояре, и весь царский синклит и все православные хрестьяне, слышавше милосердый царьский глагол, на землю падше, радостными слезами благодарственная всемилостивому Богу возсылаху... И по сем, апреля в 14 день, на соборе митрополиты, и архиепискупы, и епискупы и весь освященный собор совет благосотвориша, глаголют бояром, и дворяном, и приказным и служилым людем, и гостем, и всем православным хрестьяном всего Московского государства: (...) И мы царские богомолцы, по данней нам благодати от святаго и от животворящего Духа, вас бояр, и весь царский синклит, и дворян, и приказных людей, и гостей и все христолюбивое воинство, благословляем со всем освященным собором на том: что вам великому государю нашему, Богом избранному и Богом возлюбленному, царю и великому князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии самодержцу, и его благоверной царице и их царским детем, которых им, государем, вперед Бог даст, служити верою и правдою, а зла никоторыми делы на них, государей наших, не думати и не мыслити, и не изменити им, государем, ни в чем, на чем им, государем, души свои дали, у пречистые Богородицы чюдотворнаго Ея образа, и у целбоносных гробов великих чюдотворцов Петра и Олексея и Ионы животворящий крест целовали. - Бояре же, и дворяне и весь царский синглит, и приказные люди, и гости и все православные хрестьяне, велегласно вси, яко едиными усты, вопияху глаголюще: целовали есмя животворящий крест, и обет дали и ныне даем, Господу Богу, и пречистой Богородице, и небесным силам, и великим чюдотворцом Петру и Олексею и Ионе, и всем святым, и вас святителей и весь освященный вселенский собор во свидетелство представляем, что за великого государя, Богом почтеннаго, и Богом избраннаго и Богом возлюбленнаго, царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русии самодержца, и за его благоверную царицу и великую княгиню, и за их царские дети, которых им, государем, вперед Бог даст, души свои и головы положити, и служити им, государем нашим, верою и правдою, всем душами своими и головами; и против их государевых недругов, (...) и против их государевых изменников (...) битися до смерти; и иного государя, мимо государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русии самодержца, и их царских детей, которых им, великим государем, вперед Бог даст, из ыных государств, и из Московских иноземцов и родов, и Маринки с сыном, не искати и не хотети. А хто похочет, мимо государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русии самодержца, и его детей, которых им, государем, вперед Бог даст, искать и хотети иного государя ис каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити, - и нам бояром, и окольничим, и дворяном, и приказным людем, и гостем, и детем боярским и всяким людем, на того изменника стояти всею землею за один. (...) Также нам, бояром, и приказным людем и дияком меж собою того смотрити накрепко, чтоб к государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии самодержцу, в розрядных и в земских делех кручины не приносити никоторыми делы, никоторою хитростью, по прежней целовальной записи, на чем есмя государю своему царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии души свои дали и животворящий крест целовали, крепко держати и неподвижно. Митрополиты же, и архиепискупы и епискупы со всем вселенским освященным собором, слыша от них сия, паки глаголют к ним: елма убо о сем толик обет пред Богом полагаете и обещаетеся, что вам таким к великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии единодушным быти, тем же подобает нам и грамоту утверженную написавше, утвердитися, и вся, яже глаголемая и действуемая в настоящее сие время, и наши скорби, и разоренье Московскому государству от Полского и от Неметцкого королей в ней написавше, нам государевым богомолцом руки свои приложите, и печати свои привесити, а вам царского величества бояром, и околничим, и князем, и воеводам, и дворяном, и всяким приказным людем, и гостем, и выборным людем, которые изо всех городов всего великого Росийскаго царствия приехали к Москве для государского обиранья, руки свои приложити на болшое утвержение и единомыслие: да будет вперед крепко и неподвижно и стоятелно во веки, как в сей утверженной грамоте написано и на чем по записи преже сего крест животворящий целовали. (...) Слышавше сия митрополиты, и архиепискупы, и епискупы приговор о утверженной грамоте всего освященнаго собора и государевых боляр, и весь царский сигклит и христолюбивое воинство, повеле писати сию утверженную грамоту, и да незабвенно будет писаное в ней в роды и роды и во веки. (...) А кто убо и не похощет послушати сего соборново уложения, его же Бог благоизволи, и начнет глаголати ина и молву в людех чинити, и таковый, аще от священных чину, и от бояр царских сигклит и воинственных, или ин хто от простых людей и в каком чину ни буди, по священным правилом святых апостол, и вселенских седми соборов святых отец и помесных, и по соборному уложению всего освящен-наго собора, чину своего извержен будет, и от церкви Божия отлучен и святых Христовых Тайн приобщения, яко расколник церкви Божия и всего православнаго хрестьянства мятежник, и разорител закону Божию, а по царским законом месть восприимет, и нашего смирения и всего освященнаго собора не буди на нем благословение отныне и до века; понеже не восхоте благословения и соборнаго уложения послушания, тем и удаоися от него и облечеся в клятву. Егда же написавше и совершихом сию утверженную грамоту, и святительскими рукама укрепльше и печатми своими утвердивше, (...) соборне изберут место и поведят вкупе, в нем же аще сохранно утвердивше положити сию утверженную грамоту, да будет твердо и неразрушимо в предьидущая лета в роды и роды и не прейдет ни едина черта, или ота едина от написанных в ней ничесоже. И тако вси вкупе совещавшеся, и твердым согласием святаго Духа положиша ю в хранила царские к докончалным и утвер-женным грамотам. (...) А уложена бысть и написана сия утверженная грамота за руками и за печатми великого государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русии самодержца, в царствующем граде Москве, в первое лето царства его, а от создания миру 7121-го, индикта 11-го, месяца майя...». [Приведено в отрывках по новой орфографии, с соблюдением особенностей оригинала, согласно изданию: "Утверженная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова". 2-е издание Императорского общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва. 1906.]
|
|