Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Баллыев Какамурат, Одэев Осман. Сапармурат Туркменбаши — творец великой независимости. Слово пророка

 

Авторы — Какамурат Баллыев, Осман Одэев
Газета «Нейтральный Туркменистан»
№130 (22968) Понедельник, 21 мая 2001г.

Пророк Сапармурат

Пророк в нашем понимании - святой. Однако что мы знаем об истинном смысле этого слова?! И как можно объяснить живучесть древнего предания, доныне бытующего среди восточных народов. Оно гласит: "После великого пророка Мухаммета в одной из мусульманских стран появится седой пророк, который превознесет свою нацию"?!

Взявшись за данную статью, мы понимали, что Туркменбаши является пророком. Кто-то, возможно, возразит: что за необходимость утверждать очевидное, доказывать то, что не требует доказательств? Но, как известно, повторение - мать учения, и вдвойне приятно повторять то, о чем попросту приятно говорить, что доставляет удовольствие!

После сотворения Адама и Евы мир обрел новую ипостась - историю, которая невозможна без наличия духа и сознания. А их носителем является единственный исторический персонаж - человек. Дух свидетельствует о достигнутой человеком недоступной другим живым существам высокой степени свободы и волеизъявления. Конечно, и в самой природе имелись существа, наделенные способностью жить и свободно передвигаться. Это представители фауны, начиная с простейших и кончая высокоорганизованными животными. Однако у всего сущего, кроме человека, наличествовали низшие проявления свободы - плотской самостоятельности. Человеку же уже был дан высший разум, и он был волен в своих мыслях.

Великие мусульманские ученые - улемы - многократно доказывали, что сложность истории в сравнении с природой состоит в том. что ее явления невозможно предугадать, предрешить. Тому есть удивительно простое объяснение: в природе все определено, ее законы повторяются, природа не знает качественного преображения. У природы не существует понятия будущего. История человечества - это история его жизни, развивающейся и меняющейся по только ей присущим законам. А все потому, что человек наделен высшим разумом, который невозможно втиснуть в рамки заранее заготовленного закона. В итоге, мы можем лишь приблизительно судить о закономерностях истории и нам не дано ее прогнозировать. Разум и душа человека подняли его на высшую ступень непредсказуемости, сделали невозможным проследить его действия на перспективу. В природе же одни и те же явления имеют свойство повторяться. В истории каждый человек неповторим. Эта разница и ведет к качественному разрыву между естественным и историческим временем.

Но даже это не является свидетельством полной свободы человека. Вся полнота свободы действий принадлежит только Господу Богу.

Господь позаботился о том, чтобы свободный человек тем не менее удерживался в определенных рамках дозволенного. Для этого он сотворил великие личности, наделенные особым даром, через которых передавал свою волю. Великие исторические личности обладают могучей силой волеизъявления, и они же, оберегая человечество от окончательного разрушения и уничтожения, ведут его вперед. Таких люден Всевышний отмечает своей милостью, одаривая их сверхчеловеческими способностями и преимуществами. Мы хотим выделить две ипостаси сверхчеловека: божественную и земную. Следует отметить, что первую составляют три типа гениев. Первый - вели (провидец), второй - царь и третий - пророк. И хотя в приведенном порядке он стоит последним, по близости к Аллаху пророку, конечно же, принадлежит первенство. Вот почему в сложной и порой трагической истории человечества великую роль сыграли пророки - святые личности. В частности, способности их выражались в умении предвидеть будущее. Для сравнения: человек взбирается на высочайшую вершину, которую никто не в состоянии одолеть, и как на ладони видит раскинувшееся перед ним пространство и время. Таким даром обладают только провидцы. Но на этом их отличие от нас и заканчивается.

Способностью повлиять на будущее человечества обладают настоящие цари. Но вместе с тем они лишены неземного дара предсказателей. Прослеживая прошлую историю разных народов, отмечаем, что настоящие цари, чтобы восполнить этот свой пробел, всегда искали себе достойных вели. Такие примеры можно черпать на каждом витке истории. Причем, что самое удивительное, обычно встречи святого и царя, как и совпадение сверхъестественных способностей, случались крайне редко. Но если уж такое случалось, в жизни народов начинался настоящий расцвет, наступала эпоха Ренессанса. Однако в данном случае речь не о таких совпадениях, а об историко-божественном слиянии. В качестве образа мы должны назвать третью, а вернее, самую первую личность - пророка. Господь наделяет своего любимца и друга пророка обоими вышеназванными преимуществами - божественным даром и божественными способностями. Данные небесами, эти способности в виде политики и философии реализуются внизу - на Земле.

Таким образом, личность каждого пророка отличают сверхспособности и собственная философия. Пророки всегда обладали преимуществом - они были чудотворцами и могли проявить свое могущество на деле. Нам кажется, что по сравнению с первыми двумя данный дар имеет третьестепенное значение и не так существенен. Ибо пророки использовали сей дар в редких случаях, и то лишь для того, чтобы доказать своим сомневающимся современникам свою истинную святость, когда те не верят им и пытаются всячески унизить. Но для последующих поколений значение и ценность данного умения не так уж и важны. Потому что для них главное - это слово пророка и его действия.

Пророки рождаются раз в сотни, а то и тысячи лет. Поэтому их дела и учения рассчитаны на большой временной отрезок жизни человечества. Их учения, по сравнению с трудами ученых, помимо своей божественной природы отличаются еще и тем, что они представляют собой могущественное духовное явление. Пророк указывает человечеству путь исторического бытия не на десятилетия, а на сотни и тысячи лет. И поскольку его философия продиктована Всевышним, в какой-то период времени она может быть непонятной людям, однако никогда - ошибочной или неправильной. Труды же ученых с годами тускнеют, потому что сам источник их - человек подвержен временному старению. Аллах вечен, он и есть сама вечность.

Изначально слово "пророк" означало "весть приносящий". Сам смысл свидетельствует об особом историческом масштабе и значении этой личности. Здесь мы должны рассматривать личность пророка в двух ипостасях. Первая показывает связь пророка с Аллахом. Пророк - вестовой, доносящий до людей Слово Господне. Другая свидетельствует о том, что его слово становится правилом человеческого существования. Выходит, он то самое связующее звено между вечностью и бренностью. Поэтому у слова есть меняющаяся в зависимости от хода истории внешняя оболочка, но вместе с тем его смысловое ядро остается неизменным во все времена.

Как нам кажется, начиная со второго тысячелетия проявляется тенденция возложения обязанностей пророка на светскую историческую личность. Мы считаем, что было бы правильным называть такую личность земным пророком. В сравнении с прежними тысячелетиями в наше просвещенное время духовное содержание новой личности пророка проявляется не так открыто. Изменилась природа мысли, духа, изменился сам мир вокруг нас, зато появилась личность, по своему духу, историческому предназначению и масштабам напоминающая того образцового пророка. И это великий туркменский сын Сапармурат Туркменбаши.

По нашему глубокому убеждению. Сапармурат Туркменбаши - национальный пророк, ниспосланный туркменскому народу в третьем тысячелетии.

За пятитысячелетнюю историю туркменского народа и прежде на свет появлялись личности, признанные народом пророками. Насколько нам известно, в истории человечества существовало два типа пророков, когда личность была связана не с Богом, а с землей и живущим на ней человечеством. Первые - пророки, порождающие единоверцев, а вторые - пророки, творящие нацию. Прослеживая этимологию этих двух понятий, можно обнаружить их смысловую взаимосвязь. В нашем священном Коране слова "единоверцы" и "нация" употребляются как однозначные. Но в то же время словом "нация" обозначают не только сообщество верующих, оно скорее подходит для определения этнических, общественных, иными словами, светских сословий. Понятие "нация", основу которого составляет слияние духовного и светского, равноудалено и от чисто религиозного понятия "единоверец", и от чисто этнического представления слова "народ".

Единоверцы (ыммат) - общность верующих людей.

Народ - этническое единение.

А нация - это сочетание духовного и этнического.

Нация - это народ, объединенный на духовной и мировоззренческой основе.

Туркменский народ возродил и преобразовал в новую нацию гений Сапармурата Туркменбаши. Вся его историческая деятельность привела к образованию туркменской нации. Сапармурат Туркменбаши - великая личность, человек, заложивший основы новой туркменской нации.

Во-первых, Сапармурат Туркменбаши заложил ее государственно-политический фундамент. Государство - главная база нации. Многие ученые считают, что нация образует государство. Однако это неверно. Государство образуют отдельные личности или же группы людей. И лишь после, на базе этого нового государства возникает нация. Потому что именно государство обеспечивает всестороннее формирование новой нации. Она не может образоваться стихийно. Для появления нации этнических и общественных оснований недостаточно. Они могут послужить для формирования и сохранения народа. Однако, как мы уже отмечали выше, нация есть духовно-мировоззренческая общность. А для созревания класса людей с совершенно новым мировоззрением необходимы соответствующие политические предпосылки. И ничто, кроме государства, не способно исполнить эту роль.

Во-вторых, великий Сапармурат Туркменбаши заложил политэкономические основы туркменской нации. Проще говоря, он начал строить туркменские города, и, прежде всего, столицу государства. Здесь хотелось бы привести высказывание великого немецкого философа О. Шпенглера. Вот какое определение он дает: "Нация - это строящий города и в городах живущий народ". Очень точное определение. Начиная с XVIII века туркмены не жили в городах, и это означает, что с этого времени они перестали существовать как нация. Напрашивается вопрос: "Но ведь в ХХ веке мы жили в городах, почему же не смогли стать нацией?" Ответ прост - это были города, построенные для господства над нами, причем чужакам. С другой стороны, разве в наших городах ощущался дух туркмен?! Разве эти города были отражением нашего национального духа, самосознания, мировоззрения, культуры быта, нашего национального зодчества?! Нет, конечно! Мы всегда воспринимали их как продукт иного образа жизни и мышления, мы чувствовали в них себя чужими. И лишь Сапармурат Туркменбаши преподнес нам настоящие туркменские города и столицу. Красавец Ашгабат построен не только за счет средств туркмен, но и с учетом национального мировоззрения туркмен, их отношения к красоте, политическим и жизненным ценностям. Это совершенно новый город, выросший на наших глазах, жемчужина, взращенная любовью Сапармурата Туркменбаши. Это настоящий туркменский город.

Ашгабат - столица нашего государства. А столица - это мозг и сердце нации. Не бывает государства без столицы, не бывает нации без государства. Беспрестанная забота Туркменбаши об Ашгабате продиктована вот такой исторической необходимостью. И поэтому строительство наших городов символизирует материальную базу создания нации. Город - дом нации, государство - ее двор. Без дома и двора невозможна семья, точно так же без города и государства не может быть нации. Причем создать нацию искусственным путем, заранее заготовив для нее дом, невозможно. Дом и двор должны быть построены не кем-то, они должны стать плодом, разума, сердца и рук именно этого народа. В период существования СССР в физическом и духовном состоянии туркменского народа в сравнении с XVIII-XIX веками не произошло никаких перемен. И даже племенные различия, которые, казалось, должны были стереться, не только остались, но и приобрели негативный характер. Словом, не исчез ни один из пороков, оставшихся от XVIII-XIX веков. Потому что, как судьбу одного человека не может создать другой, так и ни один народ с помощью другого народа не может стать нацией. Туркмены могут стать туркменами только собственными усилиями. Туркмен сделал нацией сын народа Сапармурат Туркменбаши.

В-третьих. Сапармурат Туркменбаши заложил внешнеполитические основы туркменской нации. Мы имеем в виду великую политику постоянного нейтралитета нашего великого Туркменбаши.

Есть у туркмен очень древняя и прекрасная поговорка: "Покупай не дом, а соседа". Конечно, мир XX и XXI столетия совсем не тот, что был в прежние тысячелетия. Это очень маленький и плотно населенный мир. В нем нет простора для выбора соседей. И потом, государство, Родина не покупаются. Для нас ценна нравственная философия, заложенная в этой пословице. Сапармурат Туркменбаши возвел в ранг государственных древнюю народную философию и мораль. Постоянный нейтралитет как новый международный курс имеет очень глубокое содержание. Мы намерены рассмотреть лишь ту сторону вопроса, которая имеет отношение к формированию нации: постоянный нейтралитет в первую очередь предполагает добрые отношения с соседями, то есть содружество по-туркменски. Потому что если нет мира между соседями, то и отношения в доме непросто наладить. Без лада в доме нет семьи. Когда нет благополучия в государстве, нет и нации.

В-четвертых, Сапармурат Туркменбаши заложил правовые основы туркменской нации. Это недостаточно проработанный, но очень важный аспект. Такие основы государству и нации необходимы, ибо государство образует нацию на законодательно-правовой основе. Различные представители народа в рамках государства вступают в совершенно новые отношения. Это отношения подданных государства. Прежде туркмены были связаны между собой родственными, бытовыми, соседскими и иными отношениями. А теперь каждый человек - подданный государства, представитель государства и его брат, родственник и т.п. Все это формирует у народа с сильным зовом крови самобытные добрые чувства и навыки. Нам кажется, что именно это еще сильнее сплотит нацию туркмен, для которых деление на богатых и бедных никогда не было основополагающим, целью и смыслом жизни, у которых не было четкого деления на классы. И общественные слои никогда не допустят открытого разделения. И даже если для этого будут имущественные основания, туркмены не оправдают их морально. А мораль определяет состояние общества наравне с экономикой. Великий Сапармурат Туркменбаши полностью перевел все государственные законы на национальную основу. Начиная с конституционных, все права человека - гражданское, семейное, уголовное и другие - полностью базируются на национальных принципах. Особая роль старейшин в решении правовых вопросов, запрещение обысков в домах туркменистанцев, отмена смертной казни, правовое закрепление преследовавшихся в советское время традиций и обрядов - все это решительные шаги государства по формированию нации. Все это великие дела и великие открытия Сапармурата Туркменбаши в туркменской истории. Все они сполна подтверждают его сверхъестественные способности, свидетельствуя о том, что он является пророком. Но самое главное, Сапармурат Туркменбаши заложил духовные основы нации.

Пророк - человек, приносящий весть. Ко второй группе относятся пророки, имеющие писания. Из ниспосланных человечеству писаний туркмены признали Евангелие, Талмуд, Зебур, Коран. Потому что они являются Словом Божьим. В книгах Бог назван разными именами: Яхвес, Ормузд, Аллах.

В каждую эпоху раскрывается новый облик Господа, и он особо ценен тем, что являет собой образ нового времени. В Рухнама Сапармурата Туркменбаши центрально место отведено духу человека, его душе. Чтобы понять смысл этого явления, необходимо учесть особенности нашего времени. Мы живем в эпоху, наступившую сразу же после атеизма, советского мировоззрения. Советское самосознание идеализировало материальные ценности, считая, что в основе всего - общества, человека, природы лежат материальные отношения. В противовес этому убеждению Сапармурат Туркменбаши провозглашает главной ценностью душу человека. Духовное начало, духовные отношения являются первостепенными в писании Сапармурата Туркменбаши. Дух создал мир, и он же правит миром. И природа, и общество, и человек, нация, мораль, разум, тело - все подчинено духу. Сапармурат Туркменбаши создал такую духовную философию, чтобы превратить свой народ в нацию и вырвать его из тисков советского мировоззрения. Эта философия -главная книга, являющая взгляд на мир в третьем тысячелетии. В течение всего третьего тысячелетия туркменская нация будет черпать в Рухнама правила бытия и жить в соответствии с ними. Рухнама - великий труд Сапармурата Туркменбаши, яркий свет которого из Центральной Азии будет озарять всю землю, и это будет свет пророка Сапармурата.

Туркмены Туркменбаши и государство Туркменбаши

История выявляет особенности жизни каждой нации. Только в ходе истории проявляются государственно-политические, духовные, нравственные, художественные способности той или иной нации. В зависимости от них и складываются исторические периоды ее жизни.

За пять тысяч лет своего существования туркменский народ показал миру свое лицо. Поскольку это был многочисленный народ, рассеянный по очень многим странам, то и история его оказалась весьма сложной и запутанной. Этот народ построил за тысячелетия свыше восьмидесяти государств. Их названия и продолжительность существования отражены в истории. Судьба туркменской нации в суровом прошлом была сложной и порой драматичной. Ей пришлось пережить и взлеты, и падения. Каждый раз, когда задумываешься о судьбе туркмен, которые никогда не исчезали с лица земли, на ум приходит одна притча. Ее особенно приятно вспоминать, потому что она как нельзя лучше объясняет, сущность туркмен. В древних книгах можно встретить рассказы об удивительной мифической птице Феникс. У этой птицы никогда не бывает пары. Прожив жизнь и состарившись, она сгорает и превращается в пепел. Затем из этого пепла чудесным образом возникает яйцо, из которого вновь возникает Феникс. То есть птица как бы восстает из пепла.

Жизнеспособность туркмен при любых трудностях, их стойкость и терпение чем-то напоминают способность птицы Феникс к самовозрождению. Не обладая такими способностями, туркмены не прожили бы пять тысяч лет и не построили бы свыше восьмидесяти государств. Историческая жизнестойкость находит конкретное отражение в способности создавать государства. Построить государство - значит заново возродить нацию, восстановить ее иммунитет. В средние века была живуча международная пословица: "Если хочешь построить дом, позови армянина, хочешь построить государство - зови туркмена". Ни одна мысль, а тем более пословица -сгусток мысли - не возникают на пустом месте.

Государство для туркменской нации то же, что и яйцо для Феникса. Лишь одно отличие -государство для нации не только средство самовозрождения, но и способ новой жизни. Выходит, государство продлевает жизнь нации

Вот почему в течение многих тысячелетий государство для туркмен было главной ценностью, и это понятие имело множество глубоких смысловых оттенков. В Рухнама великого Сапармурата Туркменбаши читаем названия построенных туркменами государств. При этом мы испытываем чувство национальной гордости. Как же не гордиться - разве в истории человечества были другие народы, построившие столько государств?

Прослеживая историю десятков туркменских государств, выявляешь одну характерную особенность: каждый раз, когда появляется новое великое государство, туркмены получают дополнительно новое имя. Это вроде Феникса из притчи, который при каждом новом рождении получал новое имя. В пятитысячелетней дали Огузхан победил своего отца Гарахана и основал новое государство. С этого времени туркмены стали называться туркменами-огузами. В третьем веке до нашей эры царь Эрсак основал Парфянское государство, после чего народ стал называться туркменами-парами. После точно таких же обстоятельств появились туркмены абдалы, гок-туркмены, сельджуки, салтыки, языры, артыкские туркмены, туркмены атабеки, салыры. халачские туркмены, османы. Это закономерность, свидетельствующая о своеобразной исторической связи государства и нации. Каждое очередное Туркменское государство называется именем его основателя, а спустя какое-то время это имя становится вторым именем нации. Следует подчеркнуть, что это не только внешнее явление. Ведь каждое новое государство пропитано личностью его создателя. Государство - продукт творчества и действии его создателя, его произведение. И поэтому естественно, что данное произведение отражает личность его автора. Личность сообщает свою индивидуальность государству, государство - нации. И тогда нация наполняется новым содержанием, перешедшим к ней от личности. Со временем каждый представитель нации становится человеком, как бы генетически связанным с главой государства (обратите внимание на значение слова глава - тот, кто начал и встал во главе). Туркмены-огузы были сродни Огузхану, сельджуки - Сельджуку, османские туркмены - Осману. В итоге наряду с общими чертами у туркмен стали появляться и некоторые отличия. Конечно, ни в жизни, ни в истории, а тем более пятитысячелетней, ничто не стоит на месте. Размышления обо всем этом натолкнули нас на следующую весьма актуальную мысль: если руководствоваться прослеженной выше закономерностью развития туркменской нации, то туркмены, живущие в построенном Сапармуратом Турменбаши государстве, являются туркменами Туркменбаши?! Ведь действительно это так. Конечно, так.

Туркмены Туркменбаши и государство Туркменбаши - именно такое определение считаем самым правильным для характеристики развития нации в новейшей истории. Начиная с 91-го года XX столетия в нашей пятитысячелетней истории началась новая эра - эра Сапармурата Туркменбаши. Сапармурат Туркменбаши построил независимое и постоянно нейтральное государство. У этого государства есть свои экономические, общественные, политические, правовые, моральные и духовные ценности. На их основе начала зарождаться новая туркменская нация, туркменская личность нового типа. А в итоге в мире появилась качественно новая туркменская нация - туркмены Туркменбаши

Туркмены Туркменбаши - независимая и нейтральная нация.

Духовные ценности и мировоззрение туркмен Туркменбаши формирует Рухнама Сапармурата Туркменбаши. И материально, и духовно туркмены Туркменбаши кореенным образом отличаются от прежних туркмен. И тем более их нельзя сравнивать с туркменами XVIII-XX веков. В наших духовно-нравственных взглядах превалируют национальная гордость и любовь к своему государству и преданность Родине. Потому что мы обрели национальную принадлежность благодаря историческим усилиям Туркменбаши. Потому что Туркменбаши сделал нам бесценный дар - он построил независимое нейтральное государство, которым мы гордимся по праву.

Вся деятельность Сапармурата Туркменбаши до настоящего времени преследовала одну цель - сформировать новую туркменскую нацию. Еще в пору, когда Туркменистан находился в составе СССР, Сапармурат Туркменбаши на весь мир продекларировал государственный суверенитет Туркменистана. А в 1991 году под его руководством Туркменистан стал независимым государством. Однако суверенитет и независимость государства не были для Сапармурата Туркменбаши конечной целью. Ведь и мастер слова пишет свои произведения не для того, чтобы складывать их в ящике стола. Писатель с помощью своего слова воздействует на умы и сердца читателей, преображает его духовный мир. Точно так же и государственная независимость была необходима Сапармурату Туркменбаши для реализации национальной независимости, формирования нации. Он всегда относился к независимости как к главному национальному достоянию.

Мир и время, в которое мы живем, чрезвычайно сложны. В нем есть могучие и сильные государства, давно и стабильно обустроенные. И поэтому провозглашение независимости лишь на словах недостаточно для формирования нации. Вот почему Сапармурат Туркменбаши бросил все свои силы на укрепление туркменской независимости, придание ей живого содержания. Проводимая им до сего времени внутренняя и внешняя политика целиком направлена на укрепление нашей национальной независимости. Сапармурат Туркменбаши заложил совершенные экономические, политические. общественные и духовные основы независимости. Независимость перешла от деклараций к признанию, от мечты к реальности, от слов к делу. Сегодня Туркменистан по всем показателям является действительно независимым государством. Мы это видим и в поддерживаемом Сапармуратом Туркменбаши курсе, и в его действиях. Вначале скажем об основном из этих направлений. Оно связано с внешней политикой государства. Потому что именно здесь особенно четко проявляется независимость. Туркменией была провозглашена независимая внешняя политика. Мы остановимся лишь на одной, очень важной стороне этого исторического выступления. Вы помните, это Сапармурат Туркменбаши резко осуждает в нем попытки некоторых государств вмешиваться во внутренние дела других под предлогом "гуманистических отношений" и "приоритета прав человека перед национальными суверенитетами". Государство Туркменистан проводит линию служения своей нации. А для нации не может быть ничего выше национальной самостоятельности. Этим курсом следует идти и во имя гарантии прав человека. Потому что, только став нацией, туркмены поднимутся экономически, политически и духовно, и тогда уже смогут, гарантировать соблюдение прав личности. Когда нет экономической, политической и духовной стабильности, о какой личности вообще может идти речь? Чтобы гарантировать права личности, надо в первую очередь сформировать ее саму, а чтобы совершенствовать личность, необходимо создать нацию. Как видим, Сапармурат Туркменбаши выступил как создатель новой туркменской нации в полном смысле этого слова. Не счесть всего, что он сделал и продолжает делать в этом направлении. За прошедшие десять лет совершено столько исторически важных дел, на которые в иных условиях не хватило бы и столетий. И это не преувеличение. Сапармурату Туркменбаши удалось это сделать благодаря сочетанию в его личности вдумчивости и умения рисковать, терпения и бесстрашия. Такие черты характера одновременно в человеке встречаются крайне редко. Вот почему, исследуя историческую деятельность Сапармурата Туркменбаши, осмысливая ее, невольно приходишь к выводу, что "его нам сам Господь Бог послал!".

Сапармурат Туркменбаши обеспечил новую туркменскую нацию не только государством с прочными политическими и экономическими основами, но и наполнил ее духовно. Сегодня всем уже ясно, что из обычного руководителя он вырос в величайшую личность. Потому что на плечи этого человека взвален груз, который под силу только великим личностям - пророкам. Хорошо понимая это, он серьезно взялся за решение важнейшей задачи - создания и развития национального туркменского языка. Уже одно это позволяет называть нас туркменами Туркменбаши. До настоящего времени даже в периоды наивысшего расцвета туркменских государств национальному туркменскому языку уделялось недостаточно внимания. Даже османские туркмены государственно-политической роли и чистоте туркменского языка не придавали должного значения. Именно это обстоятельство послужило снижению туркменского духа в жизни древних туркменских государств. Мы должны правильно понимать и поддерживать в языковом вопросе Сапармурата Туркменбаши.

Хотелось бы сказать и еще об одном важном вопросе - о национальных праздниках, подаренных народу Сапармуратом Туркменбаши. Ничто не сплачивает народ так, как его национальные праздники. Национальный праздник - это высшая степень жизненного подъема нации. Но и это не все. Праздники имеют историческое и духовное значение, они меняют мировоззрение человека. Национальные праздники формируют постоянные традиции и обычаи нации. Один пример: попробуйте мысленно представить, что не существует Курбан-байрама и Ораза-байрама, что тогда останется от ислама?! Именно такое значение для туркмен имеют десятки национальных праздников, а тем более рожденных в независимом нейтральном государстве. Таким образом, Сапармурат Туркменбаши - личность, подарившая туркменской нации общественные и духовные основы нового исторического бытия. Он обеспечил туркмен новыми политическими направлениями, материальными и культурными ценностями, общественными навыками и полнотой духовной жизни. А все это привело к формированию новой туркменской нации. Здесь следует подчеркнуть главное - все это жизненные мерки, исходящие от личности Сапармурата Туркменбаши. И поэтому мы не только вправе, но и обязаны называть современных туркмен туркменами Туркменбаши.

Сапармурат Туркменбаши дал туркмену дом, очаг. Наделил его Родиной в политическом, экономическом и духовном смысле этого слова. Он сам является творцом нового исторического явления - туркменской нации. Все новое, как правило, нарекается именем его творца. Туркмены, восемьдесят раз создававшие новые государства, столько же раз получали имя царя-основателя. Тогда почему же в восемьдесят первый раз туркмены должны нарушить эту традицию?! Во имя чего мы должны отречься от традиции, идущей со времен Огузхана Туркмена?! Ведь мы - нация, свято чтящая традиции своих предков, бережно к ним относящаяся. И поэтому мы должны с любовью и гордостью, благодарностью и признательностью сказать:

- Да. мы туркмены Туркменбаши!

А наше государство - независимое. постоянно нейтральное государство Туркменбаши!

 

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.