Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Ихлов Е., Митрофанов С. Индустрия пророчеств
Любое предсказание сбывается, если оно часть успешного проекта Как труп в пустыне я лежал... Каждые начало/конец столетий, а тем более рубежи тысячелетий, цивилизацию захлестывает вал пророчеств. Обычно реанимируются и все прошлые наработки, получая новейшие толкования, как будто тогдашние кассандры изначально имели в виду что-то другое - более отдаленное во времени, и люди им совершенно справедливо "не поверили в тот раз"; а вот сейчас... В этой вакханалии нет ничего удивительного - эффект Милленниума. Приближение роковых трех нулей в европейском летоисчислении вызывает особое нетерпение - уж слишком много прогнозов было сделано на двухтысячный год, слишком много надежд и чаяний возлагалось на двадцать первое столетие христианской эры. Другие культуры земного шара, отсчитывающие свое бытие от Сотворения Мира Иеговой, от рождения принца Гаутамы, от мига создания Японских островов из капель с копья Великой богини Аматерасу или от периода переселения Пророка Мухаммеда в Медину, тоже имеют свои круглые юбилеи, но у них нет западной привычки впадать в ступор или эйфорию перед календарными нулями. В самой цифре "2000" есть эстетика купюры (чека, облигации, акции...); а общества незападные, привыкшие "видеть деньги" либо как кошель со звонкой монетой, либо как кипу пестрых бумажек, либо как льготы своим людям (как у нас до перестройки), обычно не подпадают под магию абстрактно-валютной мощи. Впрочем, превращение западно-христианской культуры в мировую доминанту заставляет всю сытую (и полусытую) часть человечества с испугом или радостью, но все же вглядываться в округляющийся календарь. При всем при том 2000 лет - это две тысячи лет христианского мира, миросозерцание которого принципиально разомкнуто и линейно: от Сотворения Мира и грехопадения Первочеловека до Откровения и Страшного Суда. Именно пророчества являются компасами, лоциями и маяками на этом пути. Отсюда - подчеркнутое значение феномена предвидения будущего (прорицания) в западной социокультурной традиции; феномена, покинувшего собственно религиозные рамки и ставшего одной из главных составляющих духовной жизни.. Да и у нас сегодня, во многом собезьянничавших западные традиции, уровень цитируемости Нострадамуса, бабы Ванги и экс-четы Глоба, пожалуй, выше, чем было ссылок на Даниила, Иезикииля и Иоанна Богослова вместе взятых в самое темное Средневековье. И все же, все же, пророчества... ...Штука серьезная... Во-вторых, потому что индустрия предсказаний - вполне серьезная индустрия; бизнес, в котором вращаются миллиарды. А когда тратятся миллиарды, то не сбыться пророчество просто не может. Это такой же императив, как, например, невозможность не посмотреть "Титаник" с Ди Каприо - не мытьем, так катанием вас загонят оценить, отчего он такой шедевр или отчего он такая безвкусица. Само упоминание "Титаника" в этом контексте сразу наводит на мысль, что, если настоящий "Титаник" потонул однажды и окончательно, то индустрия "тонущий "Титаник"" плывет по волнам времени в обе стороны постоянно. Точно так же и индустрия "вековых пророчеств" - она живет собственной жизнью и сама по себе становится источником оригинальной провидческой информации. Так, в 80-ых, на заре видеоэкспансии (третьей мировой идеологической атаки Запада на коммунистический Восток) нас посетил весьма добротный многосерийный американский "Нострадамус". В нем вполне убедительно, в частности, доказывалось, что Michel de Notredame буквально наблюдал в своем внутреннем телевизоре, как будут стрелять в президента Кеннеди. А что касается ближайшего будущего, то предвидел столкновение христианской и исламской цивилизаций. Ираком тогда и не пахло, Югославия казалась ближайшей настоящей заграницей, Чечня входила в дружную семью народов, советские войска защищали границу с Афганистаном. Но, как всегда бывает с пророчествами, когда "ухнуло и крякнуло" - этот фильм был благополучно забыт. Синдром Кассандры. Прогресс, оптимизм и пессимизм Хотя, признаться, почти волшебное превращение вполне материальной, мощной советской империи - вместе с ее заводами, фабриками, танками, пограничными заставами - в призрак в результате событий августа 1991-го вполне может трактоваться как следствие падения "звезды Полыни", и еще может аукнуться грандиозными последствиями. Но оценка происходящего зависит от вашей политической ориентации; настоящий Апокалипсис от этих оценок, естественно, свободен. Результаты Апокалипсиса изначально двойственны и, если разобраться - в дальнейшем всегда шло соревнование двух "генеральных" пророчеств-интерпретаций: Оптимистического и Пессимистического. "Предсказатели-оптимисты" прорекали относительно безболезненное наступление "золотого века" (когда агнец и лев мирно возлягут рядом, а мечи перекуют на орала, и народы не будут учиться войне). Надежды при этом возлагались на торжество разума и преодоление глупых и жестоких предрассудков ("темноты" и "варварства"). Большой всплеск оптимизма в кругах интеллектуалов-гуманистов был связан с приходом нового - XVI века. Однако, вместо "золотого века" разума и гуманизма (хотя и понимаемого куда более жестко, чем в XVIII веке), пришел катаклизм Реформации, полуторавековая полоса ведовских процессов, крестьянских и религиозных войн. Много надежд сулили созданная французским философом Кондорсе концепция "прогресса" и уже почти современный - вольтерьянско-руссоистский - гуманизм конца XVIII века. Но вместо торжества науки и философии под эгидой просвещенного конституционного монарха пришли буйство радикализованных толп, гильотина и четверть века войн. Впрочем, загляни читатель Кондорсе в будущее Франции на 100 или 200 лет после выхода его работ, и он убедился бы в безусловном торжестве просвещенческой концепции прогресса; однако в промежутках он был бы сильно разочарован. С оптимизмом ждали и XX век - торжество техники и либерализма, казалось, позволит распутать узлы XIX столетия. Детальные предсказания Ж. Верном и Г. Уэллсом достижений науки и техники поражают, хотя они и не шли дальше простого распространения тогдашних новейших разработок на быт грядущего. Тем не менее, писатели-фантасты внушили многим поколениям подростков веру в чудотворность прогресса и, пожалуй, лишили их социального иммунитета к всплеску иррациональности в XX веке. Правда, бородатый пророк Маркс предрекал гибель буржуазного общества (такого же венца материального развития, как Рим в глазах иудейских смутьянов I века) и неизбежное торжество коммунизма: светско-научного царства справедливости и бескорыстия. Но не прошло и полувека, и быстрый прогресс социальных и демократических реформ сделали апокалиптические прорицания Маркса очевидно нелепыми даже для его сторонников - социал-демократов. Надо отметить, что учение Маркса, особенно развитое его радикальными последователями - Лениным, Сталиным и Мао, - во многом тоже повторяло общую идею Апокалипсиса: устремленность истории к своей кульминации; неминуемость гибели "грешного" - несправедливого - мира (как раз после полного внешнего торжества царства зла); драматические события агонии старого мира и мученичество праведных; наступление эры справедливости и счастья под эгидой избранных "святых". Строго в библейском духе Маркс считал, что переходный период "диктатуры пролетариата" будет крайне непродолжительным, особенно по сравнению с устремленным в бесконечность безгосударственным коммунизмом, и потому крайне резко воспринимал идею о социализме, как отдельном историческом этапе существования "хорошего государства". На примере марксизма очень хорошо видно, как "логическая неизбежность" гибели Старого мира, ставшая доктринальной основой утопических идеологий, превращает "всеочищающую" революцию из угрожающего кризиса в уникальный шанс на спасение. Такие тоталитарные лидеры, как Ленин, Сталин, Гитлер или Мао могут быть обозначены как "светские пророки" совершенно в веберовском понимании этого феномена не потому, что они ссылались на свои видения "светлого будущего" (хотя у Гитлера прямых ссылок на собственные "предвидения" было хоть отбавляй), но потому, что их многочисленные сторонники искренне полагали: Вождям открыто нечто, простому взгляду не видное. Почему предсказания сбываются Сперва попытаемся выделить основные виды, так сказать, Предвидетелей. Людей, выделяющихся способностью делать предвидения ("пророчества"), в т.ч. социально-политические. Футурологи, предсказывающие на основе логически обоснованного метода. Можно даже сказать, что за них "предсказывает" созданная ими (или нет - неважно) вполне рациональная система анализа данных, пусть даже такая примитивная, как линейная экстраполяция существующих тенденций. Ясновидцы, которые, напротив, прорицают "из себя" и не владеют никакой методикой, кроме искусства впадать в транс. Они действуют так на основе своей обостренной интуиции, либо - вполне вероятно - обладают некими особыми талантами к проскопии ("дальновидению"), как особой разновидности экстрасенсорики. Главная забота для них - это облечь свои туманные видения или предчувствия в ряд удобопонятных образов или достаточно ясных текстов. Пророки - те, кто целенаправленно использует свои предвидения (получая их как научно-футурологически, так и поэтически-ясновидчески) как важнейший аргумент, подкрепляющий их идеологическую или вероучительную деятельность. Очевидно, что главный акцент "пророки" делают на предсказаниях грандиозных социально-политических перемен и потрясений, иллюстрируя ими свои призывы к моральному перерождению. В строгом понимании слова "пророк" - это всегда подвижник, проповедник. С точки зрения М. Вебера, пророк наделен магической харизмой - благодатным даром свыше, охватывающим человека и заставляющим его пророчествовать. Один из парадоксов "морализующего прорицания" в том, что "пророк-ясновидящий", предрекающий бедствие (можно даже представить, что грандиозное событие отбрасывает из будущего в прошлое "тень"), никак не может его предотвратить, даже если внявшие его проповедям чистосердечно раскаются. В этом смысле безальтернативные слова Кассандры - "настанет день и погибнет великая Троя" - "честнее", чем угрозы морализующих проповедников, сулящих падения "погрязшим в грехах" царствам, ибо гибель рано или поздно пришла ко всем (даже однажды раскаявшаяся - к разочарованию бескомпромиссного пророка Ионы - Ниневия не избегла разрушения). Какому бы покаянию и благочестию не предавались бы народы, будущие жертвы нацизма, после ознакомления с катренами Нострадамуса, это ничуть не повлияло бы на воцарение в XX веке в Германии зловещего "Гистера". Впрочем, сам факт того, что пророчества Нострадамуса успешно прилагались к различным эпохам, говорит о том, что лангедокский провидец составил отменный набор универсальных сценариев на все случаи исторических драм. Хотя его "провидческий прикол" - завещание положить в гроб медную табличку с датой грядущего перезахоронения - дорогого стоит! Впрочем, в реальном измерении Мишель Нострадамус (1503-1566) - лицо исторически уважаемое и вроде бы должно вести менее эксцентричный образ смерти. Известно, что, будучи врачом, он фактически остановил эпидемию чумы во Франции, чем заслужил немалую известность. А потом, как это обычно бывает с выдающимися людьми, он получил зависть сограждан, нападки, обвинения в шарлатанстве. По-человечески очень понятно, что Мишель Нострадамус, точно так же, как академик Сахаров, вдруг почувствовал тягу к посланиям человечеству. Свои пророчества он начал писать в 1550 году, уже испытав немало несчастий и, как сапожник без сапог, потеряв всю свою семью от эпидемии. Он чувствовал усталость и обиду. Книгу пророчеств, содержащую более 900 предсказаний, он издал в 1555 году и наметил год конца света - 3797 год. Странный автор, он использовал в своих стихах латинские, португальские, еврейские слова и "перепутывал" последовательность четверостиший, что позволило последователям вволю поупражняться в толкованиях. Если только до нас дошли действительно его стихи... ведь существуют они исключительно в списках XIX века. Важно же то, что индустрия "пророчества Нострадамуса" была запущена уже в XVI веке, что совершенно точно. Известная интриганка Catherine de Medicis заказала тогда бывшему известному врачу-подвижнику гороскопы ее мужа Генриха II и детей - этот факт исторически бесспорен. Не будем вдаваться в детали и выяснять, что первично, а что вторично; но уже в 1560 году Генрих II, согласно невнятным ожиданиям, был мертв, его преемник был мертв тоже, а управление перешло ко второму сыну "флорентийской женщины" - Чарльзу IX, полностью находящемуся под влиянием Медичи. Пророчества и модернизация всегда шли рука об рука, а когда пророчества становятся частью политического проекта - они всегда сбываются. Вот что мы должны вынести из этой истории! Вот только пророки, так же как и киллеры, не всегда пользуются плодами. Нострадамус, как известно, вскоре скончался. Однако индустрия "Нострадамус" продолжала жить... Что уже сбылось? Однако никто из русских писателей - очень хорошо знавших Германию - не предвидел зловещей роли Германии в судьбе России XX века и не намекал на способность немцев установить зловещую диктатуру. Говоря о предвидениях, можно выделить "пророчество-проклятие" В. Либкнехта новорожденному Второму Рейху: Германская империя, созданная как пародия на империю Наполеона III войной и революцией (решительно проведенной Бисмарком "сверху"), войной и революцией будет и уничтожена (что и воспоследовало в ноябре 1918-го). Но такие политические "пророчества" надо оценивать в историческом контексте - каждый политический деятель из чисто пропагандистских соображений предсказывает торжество своего дела и падение врагов. Потрясающее предсказание Плеханова о том, что победа группы Ленина в РСДРП завершиться установлением в стране беспощадной и тотальной - перуанской (то есть, инкской) - диктатуры - это все-таки больше риторическая фигура в полемике, чем истинное озарение. Точно также, как и "пророчество" Троцкого, сделанное в конце 20-х о неизбежном превращении большевистской номенклатуры в буржуазно-монополистическую элиту и об отказе постсталинского руководства от социализма - обвинение в неминуемом буржуазном перерождении было дежурным в арсенале левых течений в ВКП(б). Говоря о прорицаниях, действительно сделанных гениями, надо выделить "пророчество" Малевича в "Черном квадрате": торжество в XX веке "конструктивистских" форм в сочетании с чудовищным, адским содержанием. Оно как бы вторит пророческим словам Блока: "Двадцатый век - все ниже, ниже тень люциферова крыла". Другой символист - Белый - самозабвенно прорицал химеричность Петербурга (в 10-х годах это было столь же смело, как и предрекать гибель блестящему и гордому Риму Траяна и Адриана). Возвращаясь к приземленным - политическим - сферам, напомним поразительный "меморандум Дурново" (февраль 1914г.) - письмо экс-министра внутренних дел России Николаю II, где среди последствий втягивания страны в мировую войну точно указывались падение самодержавие и перехватывание власти у либералов крайними социалистами. Но это вряд ли акт пророчества в чистом виде, скорее - это образец блестящей аналитики тогдашних сановных кругов, сделанный на основе широко известных французских событий 1789-95гг., 1848г. и 1870-71гг. Значительно "пророческим" было творчество В. Соловьева. Если бы философ удержался от политической детализации своих мистических откровений и не пытался ясно описать предвидимый им реванш "восточных", имперско-деспотических идей на Западе как брутальную угрозу нашествия "азиатских орд", то он сейчас считался бы великим пророком. Точно также описанный им в "Русской идее" идеальный строй - это поразительный "негативный отпечаток" гипотетического апогея сталинизма - всемирная идеологизированная тотальная империя, пронизанная культом харизматического лидера. Как мистик, В. Соловьев многое предчувствовал, но публицистичность забивала туманные образы. Не останавливаясь подробно на том значении, какое сыграло несбывшееся "пророчество" Г. Уэллса о разделении Англии на привилегированную расу "элоев" и пожирающих их угнетенных "морлоков", отметим ключевую роль этого произведения в деле пропаганды социального реформирования. Впрочем, можно считать, что в "Машине времени" предвосхищен большевизм и отношение террористов из голодающего "третьего мира" к населению процветающих стран. Предсказания и Советская власть Главным "пророческим" произведением второй половины XX века стал "1984 год" Орвелла. Страшное видение "английского социализма" и мира, разделенного на вечно воюющие тоталитарные сверхдержавы, сыграло огромную роль в моральной мобилизации праводемократических, антитоталитарных и антикоммунистических сил (левая же западная интеллигенция покаялась в своем "коммунофильстве" и "Ниневия" уцелела). Не меньшую роль для американских лево-либеральных и нонконформистских кругов сыграло антитоталитарный манифест - "459 градусов по Фаренгейту" Р. Бредбери. Потрясающие по мистическо-поэтической форме пророчества о судьбах мира сделал Д. Андреев; но говорить в конце сороковых об угрозе всемирной тирании (откровенной цели ленинско-сталинской мировой революции) или финальной ядерной войне - вовсе не значит быть ясновидцем. Отдельно надо сравнить "пророчества" наших диссидентов относительно судьбы мирового и отечественного коммунизма. Как герои-идеологи и подвижники, они более всего подходили под тип "светского пророка". Но никогда не стилизующий себя под пророка Сахаров очень точно предвосхитил "конвергенцию" капитализма и социализма и солидарность соперничающих держав во имя решения глобальных вопросов - угроз экологической катастрофы, голода и ядерной войны. Однако "конвергенция" по Сахарову - это совмещение "восточных" и "западных" преимуществ (системы широкой социальной защиты, планирование и либеральной демократии). Реализовалась же она как совмещение "недостатков" - капиталистический Запад все больше подпадал под власть анонимной бюрократической системы, а социалистическая номенклатура перерождалась в консервативно-олигархическую квазибуржуазную касту. Поразительно сбылось "пророчество" Амальрика ("Просуществует ли Советский Союз до 1984г."), хотя оно рядилось в политологию. Можно считать, что распад СССР действительно начался в 1985 году, но сама по себе политология Амальрика была плохой: он делал выводы исходя из советско-китайских отношений; эпоху больших похорон и приход Горбачева он не предвидел. Солженицын непрестанно грозил Западу гибелью под натиском торжествующего коммунизма и тоже выступил в роли Кассандры, но успешной. Ведь фактически было приняты все его предложения, сделанные в письме советским вождям: пока не поздно - во имя сохранения России - отказаться от коммунизма (отдав его Китаю), реабилитировать Церковь и традиции российской государственности. Так что непонятно, на что сетует Александр Исаевич сейчас. Проблема, заключающаяся в том, что коммунистическая номенклатура могла стать буржуазной олигархией, но никак не рачительной руководительницей нации, тогда, естественно, еще не рассматривалась. Блестящим "пророчеством" гибели коммунизма (а заодно судьбы Солженицына на фоне этого краха) стала "Москва 2042 г." В. Войновича. Отдельно надо отметить целый пророческий "мир", выстроенный Стругацкими. Их "социальная фантастика" оказалась точна в деталях: нынешняя российская жизнь - это мир, соединяющий пресыщенную пустоту "Хищных вещей века" с навороченностью кошмаров "Обитаемого острова". Хотя в общественном сознании творчество Стругацких уже стало "остывать", время от времени их продолжают цитировать даже на научных конференциях - за неимением другой литературы на Стругацких воспитывалось целое поколение. Будет крайне печально, если впереди нас ждет жуть из "Поиска предназначения...." С. Витицкого (Б.Стругацкого). Медиаторы или провокаторы? Опять обратимся к нетрадиционной истории. Известная ясновидица Джей Диксон якобы тоже предсказала президенту Джону Кеннеди сначала пост президента США, а потом смерть от руки наемного убийцы. Как относиться к пророчествам? Как там в реальности происходит - включают ли шаманы суперкомпьютеры, подслушивают ли духов с помощью "жучков", либо приходит сигнал свыше, из небесной канцелярии; а, может быть, есть и то, и другое, и третье - на самом деле способ коммуникации здесь уже не важен. Важно то, что с феноменом надо как-то сосуществовать, индустрию пророчеств признать и, как говорил Мао Цзедун, не ставить щиты, а строить ветряные мельницы. Многие просто обязаны быть пророками по должности, как, например, "помазанники божьи": президенты, их советники, парламентарии. Будут ли они молиться или кропить стены кровью черного петуха - это их заботы; но они обязаны предвидеть ситуацию, по крайней мере, на два года вперед; либо они профнепригодны. Сегодня "новый класс" пророчествует-заклинает страну, что революции закончились! И многие повторяют спущенную сверху директиву: да, кончились, революции; и это очень плохо. Отбросим то, что нам опять подсовывают многократно опрокинутую концепцию "венца развития", ибо говорили истинные пророки, что придут пророки ложные. И даже то, что утверждать, что что-то закончилось в стране, стремительно меняющей свои политические и геополитические очертания, попросту смешно. Но соотнесемся с тем, что революции - это естественный регулятор отношений между народом и его элитой, попусту растратившей его доверие. Если технологически и политически нас отбрасывают в прошлое, мы вправе ожидать апробированных развязок. Когда мы смотрим на громадину пирамиды Хеопса, - по мнению многих египтологов, машину предсказаний; а по мнению вульгарных материалистов, бессмысленно-затратное сооружение, - представим и другое: ее строили 20 лет и 20 лет строительство кормило строителей. Наш новый класс, за исключением Лужкова, за последние 10 лет не начал строить даже пирамид. Не надо быть пророком, но чего наша элита добивается?! Чуть в сторону: бюджет - ведь это тоже масштабное пророчество-колдовство, которое у нас никогда не сбывается. Каждый год "прорицателей" пытаются побить камнями, но всякий раз они как-то выворачиваются. Будем хладнокровны Но главным все-таки было... колдовство высказывания. Тогда на очередной своей развилке история с очень высокой вероятностью двинется, "куда нужно", и явное "осуществление" прорицаний сделает авторитет "пророка" непререкаемым. Так же, как Вагнер на протяжении двух поколений вдохновлял немецких консервативных романтиков, колдун Жириновский не просто сотрясает воздух, когда предсказывает, что демократы и коммунисты в ближайшее время схлестнутся и аннигилируются, Кремль опустеет, а Жириновский спокойно въедет туда в 2003 году. Бросает семя! Некий Центр (дело было до кризиса) с помощью строго научных, математических, но в чем-то все равно мистических методов вычислил, что будущий президент России будет молод и чуть кудряв - об этом было два репортажа по НТВ. Отдельная проблема: стоит ли тогда суетиться? Оказалось, стоит. Человек - мал; Боги - компетентны и, видимо, справедливы; колдовство эффективно; но все-таки будем хладнокровны: ведь запросто могут и подставить. Особенно, когда не знаешь, в чем заключается проект. Вспомним, кстати, что случилось со Святым Петром. Отнюдь не включая свой пророческий дар, а наоборот, руководствуясь исключительно здравым смыслом, он быстро уносил ноги из поля зрения императора Нерона - сумасброда и садиста. Как вдруг по пути Петру повстречалось какое-то огненное колесо, которое трудно было не заметить. Из него, как из НТВ, раздался голос: "Quo vadis, Domine?". Пришлось поворачивать назад. А назад - означало, что Петра, как, собственно он и предчувствовал, благополучно приколотили к кресту; зато вся последующая церковная бюрократия получила возможность институализироваться согласно штатному расписанию. В огненном колесе сидел кто-то из наших общих знакомых по провидческому консалтингу, но опять же не в этом дело. Теперь там часовня. Генрих Сенкевич написал роман. Компания "Метро Голдвин Майер" произвела на свет исторический боевик. Все сложилось самым наилучшим образом. Когда мы пишем о хладнокровии, мы имеем ввиду, что финальной партии никто не объявлял. Если она и финальна, то лишь для Петра, тебя, меня, нас, а вообще, это все события середины чемпионата. В котором мистик должен быть реалистом, увы. Что сильно упрощает дешифровку иррационального. Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
См. также
Мухаммад и ветхозаветные пророчества Библия и Коран: сравнительный анализ (мировоззренческий аспект) - Электронная Библиотека богословия библиотека богословия - Янси Ф. Библия, которую читал Иисус. Пророки: Бог отвечает |
|