Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Муратов С. ТВ - эволюция нетерпимости: История и конфликты этических представленийОГЛАВЛЕНИЕДОСТОИНСТВО ДОКУМЕНТАЛИСТА/вместо заключения/ «С ума они там посходили, что ли, на телевидении?» - этот вопрос зрители не уставали себе задавать на протяжении целого десятилетия. Хотя изначально было ясно - вопрос риторический. Кто же не знает, что с телевидением происходит то же, что и со всей страной. Однако со временем все очевиднее становилось другое - происходящее со страной все в большей мере зависит от телевидения. Но возрастала ли в той же степени и ответственность документалистов экрана? Ответственность перед обществом, перед огромной аудиторией, перед героями передач и фильмов, перед гильдией журналистов, которую они представляют? Всегда ли они понимали, что защита нравственных ценностей для них обязательна еще в большей степени, чем для священнослужителя, уже хотя бы потому, что "прихожанами" телевидения выступают все члены общества. Что именно эти ценности определяют не только степень терпимости к многообразию интересов и взглядов зрителей и участников передач, но и меру нетерпимости к проявлениям пошлости, отсутствию вкуса, жестокосердию, цинизму и тривиальности. Что понятие о нравственном долге не допускает подмены общественных идеалов сиюминутными умонастроения публики /«публика - дура, народ - молодец»/. И, наконец, ответственность перед самим собой. Этически воспитанный журналист не позволяет себе забыть о последствиях своих собственных слов и действий. Забыть о том, что экранные публикации могут сказаться на жизненных судьбах его героев. 228 Он не может позволить себе попасть в зависимость от рекламодателя или от своего административного руководства, чьи указания противоречат его журналистской совести. В зависимость от собственных политических взглядов, от соблазна славой и популярностью. Не имеет права быть жертвой собственного тщеславия. Вы скажете, где же можно найти такого идеального журналиста? Не легче ли отыскать того, кто следует всем заповедям Нагорной проповеди? Но быть журналистом - это значит преодолевать ежедневные искушения, не давая себе ни минуты отдыха, подобно велосипедисту, которому, чтобы не упасть, приходится постоянно крутить педали. Журналистика корыстная, льстивая, агрессивная, хотя многие и считают ее таковой, по сути, изменяет своей природе. Выходя на экран и принимая то или иное решение, документалист обязан взвесить все возможные "за" и "против", всякий раз отвечая себе заново на вопросы: - не буду ли я завтра испытывать чувство стыда за слова, произнесенные мною в эфире сегодня? - смогу ли я после передачи взглянуть в глаза своему герою? - не даю ли я зрителям повод понять меня не в том смысле, который вкладываю в свой текст? - касаясь криминальных сюжетов, не позволяю ли я себе нена-меренно героизировать и романтизировать преступления? - всегда ли в ситуации выбора я действую безотносительно к личному интересу и личной пользе? - не выступаю ли невольным /а тем более сознательным/ по-средником политических интересов, которые вынуждают меня от-давать предпочтение одной социальной группе в ущерб другой? - не оказываюсь ли я орудием пропаганды или даже носителем клеветы, пускай это происходит и неосознанно? 229 - совпадает ли мое поведение с моим представлением о порядочной журналистике, а представление о порядочной журналистике с моим пониманием честности и достоинства? Такие этические ценности, как порядочность и достоинство - однозначны. Журналист ангажирован только ими. В этих случаях его зависимость абсолютна, как присяга солдата или клятва врача. Библейская заповедь - не поступай по отношению к ближнему так, как ты не хотел бы, чтобы поступали с тобой - остается первой статьей в этическом кодексе журналиста.
Ваш комментарий о книге |
|