Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Поликарпова Е. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе

ОГЛАВЛЕНИЕ

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИНДИВИДА И ОБЩЕСТВА ОТ АКСИОЛОГИЧЕСКИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СМИ

Стремительное развитие информационных технологий, особенно технологий high - hume , их применение в масс-медиа принесло современному обществу спектр невиданных до сих пор возможностей в плане быстрого получения глобальной информации и ее использования. Информатизации общества способствуют трансконтинентальные системы связи и телевидения, спутниковая навигация, быстродействующие ЭВМ и т.д. Человечество имеет дело с первыми плодами бурно развивающейся информационной революции, причем самое смелое воображение не может предвидеть контуры ближайшего информационного будущего. «Однако не только розы распускаются на древе информатизации, - отмечает В.Ф. Прокофьев, - но и пробиваются острые шипы, грозящие поранить своего заботливого хозяина. Как правильно догадывается наш просвещенный читатель, речь идет об информационной войне, методах и средствах ее ведения. Среди последних нарастающую опасность представляют системы скрытого информационного противоборства…, основным объектом нападения которых является психика человека» . В связи с этим становится понятным то обстоятельство, согласно которому особое место среди объектов защиты в системе обеспечения информационной безопасности отводится защите от воздействия аксиологически негативной (вредоносной) информации. Поэтому нельзя не согласиться со следующим утверждением отечественного исследователя В.Н. Лопатина: «В отличие от других случаев, когда государство должно создавать условия для реализации права граждан на доступ к информации или защищать информацию ограниченного доступа, оно здесь должно создавать условия для защиты самого человека и общества от вредоносного влияния определенного рода информации» .

В Конституции Российской Федерации весьма четко прописаны основания для ограничения информационных прав, что позволяет осуществить защиту основ конституционного строя государства, нравственности общества и здоровья других лиц. К аксиологически негативной, или «вредоносной» информации по этим основаниям в специальной литературе обычно относят:

информацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;

— призывы к войне;

— пропаганду ненависти, вражды и превосходства;

— распространение порнографии;

— посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию людей;

— рекламу (недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую);

— информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику людей .

Несмотря на существующие в законодательстве отдельные ограничения на распространение такого рода информации (например, в Федеральном законе «О рекламе», статьи 5-10, 31), законодательно не установлены, во-первых, критерии выявления такой информации и проведения экспертизы; во-вторых, механизмы реализации ограничений (режим распространения). Все это значительно затрудняет установление фактов нарушений и привлечение к ответственности виновных лиц, хотя в некоторых законах такая ответственность декларируется: «за использование скрытой рекламы», «нарушение требований к рекламе отдельных видов товаров», «использование информации во вред себе и другим», «за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны». Таким образом, актуальность подготовки законопроектов по этим вопросам, включая запрещение пропаганды ненависти, вражды и превосходства, и установления ответственности за подобные правонарушения является несомненной.

Оказывается, что самыми неразработанным в этой области является спектр вопросов деструктивного воздействия на человека со стороны других людей с парапсихологическими способностями, оккультных организаций, а также других лиц, которые применяют скрытое программирование источников информирования, генераторов физических полей и излучений, программ ЭВМ и иных психотехнологий .

Как известно, проблемы воздействия на сознание (подсознание) человека издавна волновали людей во многих странах мира. Новые информационные технологии, средства массовой коммуникации и масс-медиа во много раз усилили возможности психического воздействия на человека, социальные группы и население страны в целом. По оценкам психологов, «человек разумный» постепенно превращается в «человека информационного» - гипнабельность людей за последние 15 лет возросла в три раза (составляет более 90 процентов) . Наряду с традиционными методами управления обществом, группами и отдельными личностями (административно-организационные, экономические, социально-психологические и правовые) все большее распространение получает специальный метод централизованного воздействия на широкие слои населения — метод информационного управления .

В качестве методологической основы информационного управления следует использовать установки Антонио Грамши: для достижения стратегических целей изменения общественного строя надо действовать, меняя не базис общества, а через надстройку — силами интеллигенции. В таком случае происходит «молекулярная агрессия» в сознании общества, которая разрушает его культурное ядро. Эти положения соответствуют следующему основному постулату теории управления, согласно которому эволюции в человеческом сознании достичь гораздо проще, нежели осуществить в нем революционные изменения. Основными средствами достижения такого рода целей выступают масс-медиа, системы образования и культовые организации. Нас интересует решение проблемы обеспечения защиты индивида и общества от аксиологически негативного влияния современных СМИ .

О значимости информационно-психологической защиты индивида и социума свидетельствуют следующие факты «результативности» подобного негативного воздействия масс-медиа. Как известно, сейчас в России существует несколько десятков видов деструктивных религиозных сект, типа «Белое братство» и «Аум Синрикё» , почти во всех регионах страны. Согласно отдельным оценкам, в различные новых религиозных организациях насчитывается от 3 до 5 млн. человек. Из них до 70% — молодежь, в т. ч. около 1 млн. — студенты, каждый четвертый из которых бросил учебу, в результате было разрушено до 250 тыс. семей. Все это — итоги изменения сознания и поведенческих реакций индивидов, особенно молодых людей, привлеченных в подобного рода секты .

Общеизвестны также результаты манипулирования массовым сознанием через заложенное в рекламу скрытое программирование («25-й кадр»), когда человек делает что-либо помимо своей воле и желанию. Так, в 1997 г . около 700 японцев попали в больницу с признаками эпилепсии после просмотра «компьютерного мультика», т. е. в силу воздействия масс-медиа был нанесен вред их здоровью. Сюда следует добавить ежедневные объявления в российских федеральных и местных газетах типа «наведу порчу» и «сниму сглаз» многочисленных шаманов, колдунов, магов и т. п. В данном случае индивиды не только попадают в сети обыкновенного мошенничества, но и нередко платят за это своим здоровьем.

В связи с изложенным нельзя не согласиться со следующими тезисами В.Н. Лопатина: «Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, а также в компьютерных играх и др., ведет к неосознаваемому порой желанию у подростков и молодежи подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов, что, наряду с другими условиями, открывает путь для многих из них к правонарушениям. Многочисленные общественные комитеты, в том числе родительские, по защите от такого воздействия, существующие сегодня в РФ, большое количество обращений граждан в органы государственной власти с просьбами о проверке таких фактов и защиты населения от вредного воздействия специальных средств на их психику — все это также указывает на серьезное отставание государства от практики общественных отношений в этой сфере» . Иными словами, объективно требуется активное участие государства в правовом регулировании процессов в сфере информационных процессов и масс-медиа. Следует отметить, что на Западе в связи для пресечения аксиологически негативного воздействия Интернета, используемого электронными масс-медиа, создаются специальные отделения киберполиции. Ведь процесс развития Сети приводит к тому, что она начинает претендовать «на то, чтобы стать основой для функционирования многих жизненно важных механизмов человеческого общества» .

Современное российское государство для обеспечения информационной безопасности человека, общества и самого себя должно уделить особое внимание идеологии развития нашей страны. Несмотря на то, что в Конституции записано требование России не иметь государственной идеологии, последняя объективно необходима. Эмпирическим фактом является то, что ни одно из обществ (и государств) не может обойтись без идеологии. Ведь идеология это «характерная для конкретного общества ценностная система философских, научных, эстетических, нравственных, правовых, политических, экономических, социологических знаний о мире и месте человека, которая организует, регулирует, интегрирует и направляет деятельность индивидов во всех сферах жизни общества» . Идеология пристрастна, так как она выражает реальные интересы и умонастроения классов, социальных слоев и народов. Государство же как интегратор всех интересов общественных классов, социальных групп и слоев не может нормально функционировать без идеологии.

Необходимо иметь в виду то, что современное западное общество придерживается сформулированного им мифа о собственной неидеологичности. В действительности это совсем не так, на что обращает внимание А.А. Зиновьев, хорошо знающий Запад: «Существование особой западной идеологии отрицается. Но это на самом деле есть одна из идей западной идеологии. Она существует, причем является более мощной, чем была советская, по всем основным характеристикам – по числу занятых в ней людей, по средствам распространения и вдалбливания ее в головы людей, по пропитанности ею всей сферы общества… Идеология спрятана, растворена, рассеяна во всем том, что предназначено для менталитета людей – в литературных произведениях, фильмах, специальных книгах, научно-популярных и научно-фантастических сочинениях, газетных и журнальных статьях, рекламе и т.д. Она слита с внеидеологическими феноменами настолько, что вторые просто немыслимы без нее. Это делает ее неуязвимой для критики. Она везде и во всем, и потому кажется, будто ее вообще нет… Люди там даже не замечают, что с рождения и до смерти постоянно находятся в поле действия идеологии. Они потребляют ее вместе со всем тем, что они потребляют для своего ментального питания. Делают они это без всякого усилия, без принуждения, свободно, без сборищ» . На Западе существует единая имплицитная идеология развитого буржуазного общества, которая нацелена на создание идеологически однородного социума.

В свое время США использовали всю свою идеологическую мощь, чтобы в ходе «холодной», информационно-психологической войне разрушить Советский Союз. Для достижения этой цели американские специалисты, отмечает Д.В. Кандыба, использовали секретные трансовые методы по отношению к населению всей страны: «Эти методы погрузили страну в транс и сделали ее сверхуправляемой. В этом положении можно (как мы уже показали в приведенных экспериментах) колоть, жечь, убивать, делать все, что угодно. Никакого массового сопротивления быть не может, пока страна в трансе. Эти секретные методы управления животными, человеком и человеческими сообществами позволяют провести любые «реформы», любую «конституцию», любые «военные доктрины», любое территориальное «устройство» и т. д. Следует только добавить, что очень важна при погружении человека в транс и удержании его в нем, постоянная поддерживающая суггестия (внушение). Поэтому ТВ, следуя секретной трансовой психотехнологии, должно стать жестко проамериканским (то есть проправительственным) и возглавить его должен по этой схеме главный идеолог перестройки - А.Яковлев, и чем быстрее это произойдет, тем глубже станет национальный транс» . Действительно, большинство масс-медиа в России стали проамериканскими и принялись насаждать в нашем обществе чуждые ему ценности.

В постсоветской России началась информационная война в полном соответствии с методами трансовой психологии, связь которых с социально-общественной обстановкой страны впервые в науке были описаны В. М. Бехтеревым. Последний «впервые указал на опасность знания трансовой техники государственными лидерами, так как возникает возможность ее использования для погружения целой страны в транс и насаждения в ней любой идеологии в условиях всеобщего повиновения, а при умелой СК-терапии, и всеобщего ликования, как это и сделали Сталин, Гитлер, Рейган и новые лидеры СССР. Но СССР - это не американская лаборатория, и общество должно знать, что прозрение рано или поздно наступит, народ выйдет из транса и история вновь пойдет с нуля, такова историческая логика» . Происходящие сейчас события свидетельствуют, что для России просматривается свет в конце туннеля, ибо начинает проявляться логика ее развития как государства-континента.

В силу данного обстоятельства стоит весьма остро проблема поиска государственной идеологии, чтобы Россия могла устранить существующий кризис социума и обрести былой престиж . На наш взгляд, контуры этой государственной идеологии в свое время были намечены выдающимся ученым В.И.Вернадским. Именно им в 1918 году была выдвинута идея России (и Америки) как государства-континента, представляющего собою этап на пути формирования единого человечества. «В отличие от империй, государство-континент Россия, - отмечает Ю.А.Жданов, - не имеет этнокласса, т.е. экономически, политически господствующей нации. Все представленные в ней народы, этносы равны. Это государство в равной степени русское, татарское, бурятское, башкирское, аварское, осетинское, чеченское, ингушское, мордовское, чувашское, лезгинское, карелофинское, украинское, армянское, еврейское, казахское, калмыцкое, узбекское, якутское, таджикское, грузинское – в нем все равны перед законом. В то же время, как целостная страна, она обладает единой, органической, историко-культурной, социально-экономической, оборонной, геополитической общностью, перед которой ответственны все ее граждане» . В связи с этим весьма существенным является понимание целостности России как «общечеловеческого достояния», открывающего перспективы созидания «единой мировой организации человечества», «мирного мирового сожительства народов» .

Перед нами позиция В.И. Вернадского, в которой намечены пути утверждения общечеловеческой ценности России и которая акцентирует внимание на таких всем известных общечеловеческих ценностей, как свобода, социальное равенство, национальное братство, человечность и сострадание, внимание к старикам, женщинам и детям, любовь к ближнему и природе. Понятно, что идеология России должна носить гуманистический характер, проявляющийся в неоспоримой первоценности человеческой личности, когда каждый человек имеет все цивилизованные права и их защиту, когда каждый человек обладает возможностями для образования, творческого развития и духовного самовыражиния, когда у каждого человека сформировано развитое чувство гражданина и чувство общественного долга и т. д. Именно такого рода идеология российского общества и государства должна проводиться в жизнь отечественными масс-медиа, независимо от форм собственности.

Поскольку идеология включает в себя нравственность, постольку обеспечение безопасности индивида и общества в России от аксиологически негативного влияния СМИ предполагает возрождение и укрепление отечественных нравственных ценностей. Ведь полученные недавно российскими исследователями результаты в области компьютерной оперативной психосемантической диагностики показывают возможность коррекции человеческой психики посредством разработанной ими психотехнологии. Один из этих исследователей И.В. Смирнов подчеркивает мощь этой психотехнологии следующим образом: «С помощью психосемантического анализа мы узнаем, что нарушено в психике и почему, - и корректируем. Мы влезаем в святая святых человека – его душу. И впервые это сделано не с помощью интуиции, психологического обаяния, гипноза, а с помощью инструмента, железки. Мы придумали скальпель для душ! Это, конечно, страшно, поэтому приходится быть очень осторожным» .

В данном случае используются методы компьютерной оперативной психосемантической диагностики, посредством которых позволяют получить данные об электрических потенциалах человеческого мозга. Затем компьютер обрабатывает полученную информацию и выводит на дисплей в виде реконструкции картину неосознанной психической деятельности индивида. На этой основе составляется текст внушения (фабула), состоящий иногда из одного слова и длиться всего 4 или 7 секунд. Далее происходит кодирование посредством музыки или шума и осуществляется запись на аудиокассету. Составление текста внушения предполагает знание менталитета конкретной группы, к которой принадлежит индивид, родной язык, вероисповедание и присущие этому человеку ключевые слова, действующие на его подсознание. Аудиокассета носит индивидуальный характер, ее можно слушать дома и даже во время сна. Отсюда не следует, что при помощи такого рода психотехнологии можно заставить человека сделать все, что угодно, в том числе причинить вред другим индивидами. «Создать фабулу, - подчеркивает И.В. Смирнов, - способную причинить вред, особенно группам людей, - невероятно сложно: в каждом человеке генетически заложены нравственные критерии, которые не позволяют сделать из человека злобного зомби. Сколько человеку ни внушай: «Иди и убей», он никогда этого не сделает, если у него нет к этому предрасположенности» . Не случайно, сейчас рассматривают нравственность как стратегический ресурс выживания человечества.

Результаты, полученные методами компьютерной психотехнологии, свидетельствуют о том, что существует органическая взаимосвязь между нейрофизиологическими, психическими структурами и социальными ценностями. Действительно, следует принимать во внимание то обстоятельство, что на нейрофизиологической основе формируются психические структуры общественного человека, без которых невозможно существование этических норм и ценностей. Сегодня структурно-функциональные отношения, определяющие индикативную функцию конкретной психической структуры , представляют собою центральную проблему неврологических наук. Наиболее распространенная модель постулирует, что на уровне нейронов каждую психическую структуру можно отождествить с тем или иным физическим состоянием нейронной сети мозга, образуемой в результате физической и/или электрической активности постепенно формирующейся группы четко определенных, хотя и разнесенных в пространстве, нейронов. Значимость всего изложенного состоит в том, что фундаментальная предрасположенность человеческого мозга к моральным суждениям коренится в его способности создавать психические структуры, участвующие в опенке «себя как другого» .

В основе этических ценностей лежат такие базовые эмоции, как предвкушение (или аффективное поведение), гнев, страх и паника (или дистресс), а также «ингибитор насилия» и эмпатия. Известно, что моральные суждения часто в явном виде соотносятся с удовольствием или страданием, одним словом, с испытываемыми эмоциями. «Здесь перед нами снова внутренние репрезентации, но очень специфического качественного типа. Эти репрезентации субъективны и пасс и вны , приятны либо неприятны и постоянно обновляются. Они передаются в ходе социальных контактов, прежде всего посредством мимики» . Данная нейрофизиологическ ая модель эмоций в значительной степени подтвердилась, она высветила связи между «цепями мысли» (кора) , «цепями движения» (прежде всего базальные ганглии) и «цепями ощущений», ил и лимбической системой. «Эти эмоции могут формировать варианты схемы тела в контексте конкретных вза и модействий организма с окружающим миром и и грают важн у ю роль в самооценке, обеспечивающей глобальную адаптацию повед е н и я. Возможно, в такой самооценке участвуют «соматическ и е маркеры», в которых репрезентируются оценки , основанные на п редшеств у ющем опыте» . Следует отметить, что человеческий мозг естественно «предрасположен» к этическим ценностям в силу способности создавать психические структуры, репрезентации природного и социального мира, испытывать моральные чувства типа симпатии или ингибирования агрессии, эпигенетического «складирования» социальных конвенций и этических норм, рассуждать в пределах сознательного пространства и выбирать согласующиеся с нравственными ценностями планами действия. В целом «рост симпатии и подавление насилия могут составлять «сырье» для нормативных основ человеческой моральности» . Эти основы, как известно были четко сформулированы Мо Цзы и Конфуцием в древнекитайской традиции и П. Кропоткиным в его эволюционной, естественнонаучной перспективе, что следует разрабатывать дальше, т.е. проблема нейрофизиологических оснований этики только начинает разрабатываться. Несомненно одно: в ходе разработки мероприятий по обеспечению защиты человека и общества от аксиологически негативного влияния следует принимать во внимание исследования в сфере нейрофизиологии, психологии и социальных наук.

Прокофьев В.Ф. Негативные аспекты информационной революции XX века // Актуальные проблемы информационного противоборства. М., 2000. С. 133-134.

Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб., 2000. С. 237.

См. Лопатин В.Н. Указ. соч.; Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. Указ. соч.; Алёшенков М. С. и др. Энергоинформационная безопасность человека и государства. М., 1997; Психоэкология России. Проблемы безопасности информационного пространства и психосферы страны. СПб., 1997.

Лопатин В. Н. О проблемах информационной безопасности человека // Российская Федерация сегодня. 1999. № 20. С. 16—17; Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия. Мн.-М., 2001.

См. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России. С. 238.

Кульба В. В. Об информационном управлении // Информатика и вычислительная техника. 1996. № 1-2. С. 22.

Мы не останавливаемся на чисто технических аспектах решения этой проблемы, нужно отметить, что сейчас начинаю использовать нечеткую логику применительно к задачам защиты социотехнических систем (См. ВАолобуев С.В., Волобуев Е.С. Применение нечеткой логики к задачам защиты социотехнических систем // Вопросы защиты информации. 2001. № 4.

Достаточно того факта, что на протяжении длительного времени радиостанция «Радио России» за определенную сумму пропагандировала идеи секты «Аум Синрикё».

Подробнее см.: Религиозная экспансия против России//Аналитический вестник. Издание Государственной Думы РФ. 1998. Вып. 4.

Лопатин В.Н. Информационная безопасность России. С. 239.

Токарев С. Киберполиция // Мир Internet . 2001. № 12. С. 36.

Волков Ю.Г. Социология. М., 2001. С. 132.

Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия. М., 1996. С. 311-313.

Кандыба Д.В. СК. Универсальная техника гипноза. СПб., 1994. С.166.

См. Мухин А.А. Указ. соч.

Кандыба Д.В. Указ. соч. С. 166.

См. Волков Ю.Г. Социология. С. 139.

Жданов Ю.А. Государство-континент // Избранное. Ростов-на-Дону. 2001. Т. 2. С. 269.

Там же.

Контроль сознания и методы подавления личности. С. 618.

Там же. С. 621.

См. Поликарпов В.С. Современные проблемы науки. С. 196.

Контроль сознания и методы подавления личности. С. 68.

Шанже Ж.-П. Взгляд нейрофизиолога на основания этики // Человек. 1999. № 5. С. 69.

Там же. № 6. С. 48.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел журналистика

Список тегов:
идеология россии 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.