Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (3) Лазутина Г. Профессиональная этика журналистаЧасть вторая. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, НАПРАВЛЯЮЩИЕГлава IV. «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ?..НЕ НУЖНА ОНА, РАЗ ЕСТЬ У ЖУРНАЛИСТА ХОЗЯИН!»Что стоит за понятиями «профессиональная ответственность» и «профессиональная совесть»?Категория « профессиональный долг », как мы уже знаем , отражает тот аспект профессионально - нравственных отношений , который восходит к сущности журналистского дела и проявляет себя в виде побуждения к действиям , необходимым для осуществления профессиональных обязанностей . С ним теснейшим образом связаны аспекты профессионально - нравственных отношений , обозначаемые категориями « профессиональная ответственность » и « профессиональная совесть ». Объективную основу содержания категории «профессиональная ответственность» составляет реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями , которые он может иметь для общества , для конкретных людей . Исходно всякая профессиональная деятельность ориентирована на удовлетворение тех или иных общественных потребностей и , следовательно , стремится к тому , чтобы ее результат устраивал общество . Однако есть обстоятельства , способные в значительной степени свести это стремление на нет . Ученые говорят о них так : Статистический характер общественных явлений и вероятност - ность наших знаний о будущем обусловливают невозможность однозначного предсказания развития событий во многих сферах окружающей человека действительности , предвидения будущего состояния во всех деталях и тонкостях 120 . Это означает , что любая профессиональная деятельность , если она имеет творческий характер , в той или иной степени обречена на непредсказуемость последствий от ее результата . И конечная цель , и поэтапные промежуточные задачи в процессе такой деятельности содержательно формируются в условиях неопределенности . Вот почему , при всей заинтересованности субъекта деятельности в достижении успеха и позитивных последствиях затраченных усилий , решения о действиях он неизбежно принимает с учетом вероятности их альтернативного исхода : успех — неуспех , позитивные последствия — негативные ... И такой тип принятия решений , и сама деятельность с вероятностью альтернативного исхода могут быть определены как риск. Понятие « риск » для нашей науки является сравнительно новым 121 . Однако накопившиеся уже материалы позволяют сделать несколько выводов , имеющих для нас при рассмотрении категории профессиональной ответственности весьма существенное значение . Первый из этих выводов состоит в том , что риск, представляя собой особый тип принятия решений в процессе деятельности, является неизбежностью во всех случаях, когда мы имеем дело с творчеством. Дело в том , что творчество всегда направлено на создание реалий , не имеющих абсолютных аналогов в действительности , и , следовательно , по сути своей оно связано с неопределенностью . А раз риск неизбежен , значит , он принципиально оправдан и допустим . Второй вывод : степень допустимости риска может меняться в зависимости от объективной необходимости деятельности в данный конкретный момент и значимости ее мотивов . Чем острее нужда в результатах деятельности и основательнее ее мотивы , тем обоснованнее принятие решений о действиях с альтернативным исходом . Третий вывод заключается в том , что степень вероятности альтернативного исхода деятельности зависит от того, насколько удается при принятии решений учесть конкретные источники неопределенности, — назовем их факторами риска. Ученые выделяют следующие обстоятельства , способные выступить в роли таких факторов : • противоречивость общественных явлений , их многовариантный , вероятностный характер , обусловленный элементами стихийности и случайности ; • относительность процесса познания человеком окружающей действительности , проявляющаяся в виде неполноты информации об объекте в тот или иной момент ; • невозможность однозначных оценок происходящего из - за различий в системах ценностей и социально - психологических установках людей , в их интересах , намерениях , стереотипах поведения ; • ограниченность временных , материальных , физических и психических ресурсов субъекта деятельности в момент принятия и осуществления решений 122 . Понятно , что в конкретных ситуациях деятельности все перечисленные обстоятельства проявляются с разной мерой очевидности , в разных формах и далеко не всегда поддаются учету . Отсюда — опасность неправомерного риска, допускаемого из - за недооценки той степени альтернативного исхода действий , которой он реально способен достичь . Если эта степень оказывается очень высокой , она может обернуться серьезными неприятностями , большими потерями и для субъекта деятельности , и для общества на том или ином его уровне ( группа людей , регион , страна и т . п .). Неправомерный риск — недопустимый риск . Но где весы , которые позволили бы безошибочно определять , правомерно или неправомерно рисковать в каждом конкретном случае ? Сколь бы ни были содержательны разработки современных подходов к обоснованию критериев риска ( количественный , качественный , аксеологический , интегративный ), результаты таких исследований скорее всего пока имеют чисто теоретическое значение 123 . На практике же свою регулятивную роль в этом плане обнаруживает тот нравственный феномен , который обозначается категорией « ответственность ». А когда речь идет о профессиональной деятельности и профессиональном риске , регулятором поведения выступает профессиональная ответственность . Косвенным подтверждением данного обстоятельства в определенном смысле может служить открытая в начале 60- х гг . закономерность , обозначенная исследователями как сдвиг риска. Вопреки распространенным представлениям о якобы большей консервативности , осторожности групповых решений , « опытным путем удалось установить , что человек , действующий в группе , как правило , готов принять решения с большим уровнем риска , чем индивид , действующий в одиночку » 124 . В ходе обсуждения этого неожиданного открытия , рассматривая причины данного явления , ученые высказали гипотезу , объясняющую сдвиг риска следующим образом : Групповая дискуссия порождает эмоциональные контакты между членами группы и приводит к тому , что индивид будет испытывать меньшую ответственность ( выделено мной . — Г.Л.) за рискованные решения , поскольку они вырабатываются всей группой . Групповая дискуссия ослабляет тревожность членов группы в ситуациях риска . Следовательно , если предполагаемые рискованные решения приведут к неудаче , индивид будет нести ответственность не один — она распространится на всех членов группы 125 . С психологической точки зрения предложенное объяснение сдвига риска достаточно убедительно , чтобы стать основой соответствующих экспериментов . Нас же в данном случае интересует именно выход участников дискуссии на размышления об ответственности , тем более что он представляется вполне закономерным . Дело в том , что категория ответственности вообще и профессиональной ответственности в частности отражает , как и в случае с долгом , объективную и субъективную стороны рассматриваемого феномена . Если объективная сторона восходит к реально существующей зависимости между результатом деятельности и его последствиями ( а в их числе , между прочим , могут оказаться и санкции по отношению к субъекту деятельности ), то субъективная сторона складывается в процессе осознания членами профессиональной общности своей причастности к последствиям результата деятельности . На уровне личности она проявляется двояко : во - первых , в виде готовности к риску , стимулирующей стихийно - интуитивное определение его предельно допустимой степени , а во - вторых , в виде готовности « платить за риск », если степень его окажется превышена . Таким образом , личность, будучи персонально носителем профессиональной ответственности, выступает в качестве гаранта добросовестного выполнения профессионального долга 126 и минимизации отрицательных последствий своей деятельности. При этом чем выше рискованность деятельности , тем выше профессиональная ответственность ее субъекта . Все сказанное в полной мере относится и к профессиональной ответственности журналиста . В « Международных принципах журналистской этики », о которых уже шла речь , есть раздел « Социальная ответственность журналиста », акцентирующий внимание на социальной сути журналистской профессии и журналистской ответственности . В нем говорится : В журналистике информация понимается как общественное благо , а не как предмет потребления . Это означает , что журналист разделяет ответственность за переданную информацию . Он ответствен не только перед теми , кто контролирует средства массовой информации , но прежде всего перед широкой общественностью , принимая во внимание различные социальные интересы . Социальная ответственность журналиста требует , чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием 127 . Принципиально важно , что в данных словах декларируется понимание связи между общественным благом и журналистской информацией , которая возникает при готовности журналиста отвечать за качество этой информации и обеспечивать его . Однако не менее важно понимать и то , что существуют объективные факторы , при которых может возникнуть связь между журналистской информацией и общественным злом . XX век уже не раз демонстрировал нам , что происходит , когда Журналистика теряет свою самостоятельную роль и превращается в орудие тоталитарного режима : пресса становится средством манипулирования общественным сознанием . Вследствие этого общество надолго теряет ориентацию в социально - историческом пространстве , необходимую для того , чтобы адекватно определять путь развития . В таких обстоятельствах среди членов журналистских сообществ неизбежно обнаруживаются разногласия в понимании профессионального долга и профессиональной ответственности . Возможны и предельные случаи , когда профессиональные долг и ответственность либо фактически вытесняются из сознания личности служебными долгом и ответственностью , либо , напротив , сводят для человека на нет значение служебного долга и служебной ответственности . Возникают серьезные конфликты , вплоть до разрыва деловых отношений данного сотрудника с редакцией , о чем , собственно , уже заходила речь . Но и в ходе нормального функционирования СМИ возможны ситуации , когда деятельность сотрудника прессы влечет за собой последствия , которые точнее квалифицировать как проявления общественного зла ( в той или иной мере ). Так случается всякий раз , когда у журналиста « не срабатывает » профессиональная ответственность . Ведь в силу условий , в которых осуществляется журналистское творчество , Журналистика входит в число наиболее рискованных видов деятельности . Эти условия отмечены наличием всех перечисленных факторов риска , причем выраженных едва ли не в крайней степени : — журналист имеет дело с социальными явлениями , а они по определению противоречивы , вероятностны , богаты элементами стихийности и случайности ; — журналистское творчество основано на познании самых разных действительных событий , а познание неизбежно связано с неопределенностью , что грозит журналисту неполнотой и неточностью информации ; — журналистское исследование событий предполагает изучение оценок , даваемых происходящему его участниками и свидетелями , а оценки эти не могут быть однозначными , ибо основываются на разных системах ценностей , разных социально - психологических установках , разных интересах ; — для журналистской деятельности характерна высокая интенсивность интеллектуальных и эмоциональных процессов , поскольку чаще всего журналист работает в одиночку , то и дело попадая в поле разнонаправленных интересов и эмоций участников изучаемых им событий , да еще при недостатке исходной информации и стрессоподобные 128 времени ; следовательно , он постоянно переживает стрессовые или состояния , истощающие его психофизические ресурсы . Неудивительно , что вероятность исхода деятельности , альтернативного журналистским намерениям , очень велика , особенно при возрастающей степени свободы творчества . Естественный противовес этой вероятности — профессиональная ответственность . Ошибочно думать , будто проявления профессиональной ответственности журналиста зависят только от его « морального согласия » быть ответственным . Дело гораздо сложнее : требуется еще и высокий уровень гражданской зрелости , а также профессионализма , чтобы заблаговременно определять , чем жизнь может ответить на наше слово (« чем наше слово отзовется »...). Наблюдения , которыми делится в одном из своих материалов автор книги « Сны золотые . Исповеди наркоманов » С . Баймухаметов , весьма убедительно поясняют , сколь важно такое умение « просчитывать » развитие событий . Вдумаемся в слова коллеги : Многие газеты молодежно - тусовочно - булъварного направления любят публиковать материалы из жизни эстрадных исполнителей , где те между делом упоминают и о своем якобы наркоманском прошлом . Причем подается это как некая легкая прогулка за острыми ощущениями : « посидел на игле немного да соскочил », покурил пару лет для кайфа да бросил ... На самом же деле никто из них наркоманом никогда не был . К счастью . Утверждаю это с уверенностью потому , что человек , хлебнувший наркоманского лиха , никогда не будет говорить об этом таким тоном и такими словами. Произносится сие по недалекости , да еще у них , эстрадников , нынче мода такая : прикинуться наркоманом , чтобы выглядеть все повидавшим , крутым... Газеты же , тиражируя их словеса , как бы между прочим внушают мальчишкам и девчонкам , поклонникам эстрадных артистов , что ничего страшного в анаше и опии нет : захотел — попробовал , захотел — бросил . Глупые подростки пробуют и — попадают в гибельную ловушку на всю жизнь .. И кто теперь виноват ? А почему бы не написать в тех же газетах , да не один раз , что наркотики загубили жизни великой певицы Эдит Пиаф и великого барда Владимира Высоцкого ... Или же рассказать о том , что действительный кумир миллионов мальчишек на всей планете , настоящий герой , защитник слабых и борец за справедливость крутой Уокер — одним словом , Чак Норрис — возглавляет всеамериканское движение за избавление Америки от наркотиков . Нет , не встречал я таких материалов ... Да если бы только молодежно - тусовочная пресса позволяла себе такие преступно - легкомысленные пассажи . Респектабельный , авторитетный , многотиражный « АиФ » вдруг разразился заметкой о 48- часовом секс - марафоне , который провел некто , накаченный первитином . А после « всего лишь » потерял сознание . И ни слова о том , что такое первитин , какой это страшный наркотик. Видимо , в « АиФ » о нем просто не знали . А получилось , что прорекламировали . Мол , занимайте очередь на эликсир для секс - гигантизма . Не ведаем , что творим ? Или — не задумываемся ? 129 . Скорее всего , и то , и другое : когда - то не ведаем , когда - то не задумываемся . Но в любом случае из этого следует , что по - настоящему не умеем быть ответственными . И речь идет , разумеется , не только о тех , кому доводится писать на темы , связанные с наркотиками . Профессиональную ответственность надо не только воспитывать в себе , но и учиться ей . Быть профессионально ответственным— значит гарантировать обществу качественное исполнение своего профессионального долга и уметь находить возможности для этого в любых обстоятельствах. Еще один гарант качественного исполнения профессионального долга — профессиональная совесть. Данная категория обозначает представления профессионального сознания , в которых хранится коллективная память профессиональной общности об эмоциональных состояниях , переживаемых человеком в ходе работы и образующих тем самым внутреннюю среду процесса деятельности . Будучи интериоризованы личностью , такие представления становятся фактором , способным играть побудительную роль , причем двоякую : стимулировать ответственное профессиональное поведение и предупреждать безответственное. Объективное начало профессиональной совести — реально существующая зависимость между внутренним состоянием человека и оценкой его профессионального поведения , критерием которой для окружающих ( а в данном случае — и для себя ) является отношение к профессиональному долгу . Мера такой зависимости у разных людей разная , что во многом определяет и способность человека к интериоризации общегрупповых « моральных истин », и характер складывающегося на их основе субъективного представления о том внутреннем комфорте или дискомфорте , который возникает вследствие соответствующих профессиональных решений и действий . На всю жизнь мне запомнился эпизод в больнице маленького районного городка в Татарии , куда привели меня мои журналистские дела . Мы сидели в кабинете главного врача — кто в пальто , кто в пуховой шали , а Римма А ., молоденькая « гинекологиня », и вовсе завернулась в байковое клетчатое одеяло . Декабрь в том году выдался неровным : то оттепель , то мороз , и старая отопительная система не выдержала , лопнули трубы , пришлось делать внеплановый ремонт . Но не о том сейчас речь . В самый разгар беседы Римма вдруг аккуратно свернула свое одеяло , повесила на спинку стула и виновато встала : — Простите , я должна уйти . Мне обязательно надо в Шали попасть , а скоро стемнеет ... Главврач махнул рукой в сторону окна : — Гололед сейчас , Римма ... Утром машина вернется , тогда и съездите . И пояснил мне : — У нее в Шалях послеоперационная больная , надо посмотреть и перевязку сделать . Так - то там все должно быть в порядке ... — Но человек ведь ждет , нервничать станет , — возразила Римма . — Не пойду я пешком , не бойтесь ! Доберусь на « попутке ». — Знаю я тебя ... — махнул рукой главный . И , дождавшись , когда Римма выйдет , опять повернулся ко мне : — Вот моя головная боль ! Вы считаете , запрети я сейчас ей — она бы спокойно дожидалась утра ? Как бы не так ! Не прилегла бы ! — Да - да , — подтвердила одна из его коллег . — Как - то раз она оперировала , а больная оказалась сложной , все затянулось , и на вызов , где ждали Римму , пришлось съездить терапевту , то есть мне . Вернулась к вечеру , в шутку ей говорю : — Избаловала ты своих пациентов ! Я к Петрашовой через порог , а она мне разочарованно : « Ой , а я Римму Наримановну вызывала !» И что Вы думаете ? Утром — я еще глаза не открыла — стук в дверь . Лепечет : « Я вчера устала , не сообразила спросить , что Вы Петрашовой назначили , а мне все - таки съездить к ней надо , пока не начнется прием ...» — « Да что тебе не спится - то ?!» — заворчала я . Она вздохнула , пожала плечами : « Совесть точит ...» Знаю наверняка , что кто - то скажет : ну да , встречаются иногда болезненно совестливые люди , только профессия тут причем ? Почему о профессиональной совести речь ? Совесть едина : либо есть , либо нет ее у человека . Полагаю все - таки , что совестливость как характеристика личности с точки зрения общей моральности не может полностью объяснить те особенности поведения , которые возникают у человека в связи с исполнением профессионального долга , в связи с индивидуальным представлением о его содержании . Тут проявляется особая установка личности, особый настрой — на профессиональные действия, способные вызвать состояние душевного спокойствия, внутреннего комфорта. И формирование этой установки начинается вместе с процессом профессионального становления человека . Бесспорно , степень совестливости , в которой обнаруживает себя общая моральность личности , сказывается тут самым существенным образом , однако она играет вполне определенную роль : является предпосылкой и условием успешности данного процесса. Профессиональная совесть журналиста, формируясь таким же образом и на той же основе , так же и проявляет себя . Во - первых , она — чуткий индикатор соответствия индивидуального поведения журналиста нравственным меркам профессиональной общности ; своего рода термометр , фиксирующий « температуру » профессиональных поступков . Нормальная « температура » — и человеку хорошо , на сердце у него спокойно . Но вот пошли « температурные сбои » — и совесть на дыбы , грызет душу , лишает человека сна и покоя . Во - вторых , профессиональная журналистская совесть — « подстрекатель » к оптимальному решению проблемных ситуаций , которых в ходе выполнения профессионального журналистского долга возникает немало . К одним профессиональным шагам она подталкивает , другим — препятствует . Но все это , конечно , при непременном условии : если профессиональная совесть у журналиста есть. « Исподволь у меня накопился интереснейший материал о человеке , ставшем организатором нового крупного дела в нашей стране . Но написать , видимо , так и не придется », — поделилась как - то со мной бывшая коллега ( работали вместе в одной из сибирских газет ). « Почему ?» — удивилась я . Она ответила : « Сейчас он во власти , доступ к нему не прост . Мне никак не удается пробиться . У меня же теперь статус « независимый журналист », нет за мной « фирмы ». А по « нахалке » не люблю , да и не умею ». — « Без встречи - то обойтись нельзя ?» — на всякий случай спросила я , хотя заранее знала ответ : мы с нею прошли одну редакционную школу . Она пожала плечами : « Кто - то бы , наверное , обошелся : фактов — гора , все проверены . У меня психологическое препятствие : совесть не позволяет . Мне легко и свободно о человеке пишется , если я его почувствовала , в глаза ему посмотрела ». В последнее время я частенько вспоминаю об этом разговоре , читая лихие разоблачительные тексты в той или иной газете . По строчкам их можно уверенно утверждать : автор видел своего героя разве что по телевизору и разборок в суде ему не избежать . А мне представляется , что Л . Никитинский , один из немногих « острых » журналистов , к которым почти не предъявляется судебных исков , глубоко прав , когда пишет : Судебная ответственность всегда является последующей и внешней . Тогда как добросовестная Журналистика предполагает ответственность в смысле внутреннем и предшествующем : она тождественна самоцензуре , но осуществляемой свободно , с оглядкой лишь на собственную совесть и репутацию . Всякий раз взвешивая , что сказать и о чем промолчать ( от какого соблазна удержаться ), исходить надо в первую очередь не из опасения за свой карман ( хотя и за него тоже ), а из того , как бы не сделалось стыдно . Это требует не только искать наиболее безопасные формы выражения , но и отвечать за слово по существу . Надо отдавать себе отчет в том, что наше слово убить — не убьет, но ранить может больно 130 . ( Выделено мной . — Г.Л.) Кто поступается достоинством и честью?Категории «профессиональное достоинство» и «профессиональная честь» тоже отражают доминантный ряд представлений профессионально - нравственного сознания , определяющий основу профессиональной позиции специалиста . Особенность данных категорий состоит в том , что они обозначают представления, имеющие ценностный характер, С профессиональным долгом их связывают не менее тесные отношения , чем те , которые связывают с ним профессиональную ответственность и профессиональную совесть . Однако в данном случае эти отношения опосредованы самооценкой личности . Чтобы стало ясно , о чем речь , нужно четко представить себе , что именно содержит в себе рассматриваемая группа представлений , какова их объективная основа , в чем заключаются их объективная и субъективная стороны . Категория « профессиональное достоинство » восходит , прежде всего , к такому объективно существующему обстоятельству , как реальная роль того или иного профессионального содружества , той или иной профессии в общественной жизни . Отражение этой роли в профессиональном сознании данного содружества образует достаточно устойчивое представление о значимости профессии для общества и о признании обществом этой значимости , тем самым приобретая характер профессиональной ценности, которую надо беречь , как всякую ценность . Такое представление может быть более или менее адекватным — все зависит от субъективного момента . Как правило , он связан либо с конкретно - исторической ступенью « разрешающей возможности » механизмов познания , либо с актуальными социально - историческими обстоятельствами . Однако в основе своей это представление несет объективное начало , в той или иной мере доступное для интериоризации каждым отдельным профессионалом . На уровне индивидуального сознания более выражена субъективная сторона профессионального достоинства . Это объясняется прежде всего тем , что представление о социальной значимости профессии у конкретного человека дополняется представлением о собственной значимости — о своей роли в трудовой группе и признании группой данной роли . Иначе говоря , представление о социальной значимости профессии включает в себя в качестве обязательного момента самооценку личности. « Вычисляет » человек такую самооценку по степени соответствия своих профессиональных поступков , своего профессионального поведения критериям социальной значимости профессии , усвоенным им в ходе профессионального становления . Однако , как мы помним , мера « присвоения » содержания профессионального сознания , интериоризованности его представлений у разных людей не одинакова . В данном случае тоже действуют « фильтры » субъективного свойства , « отсеивающие » для человека те или иные нюансы общественного значения профессии . Потому и получается , что мерило собственной профессиональной значимости не вполне совершенно : самооценка может оказаться либо завышенной , либо заниженной . Тем более что здесь дело не обходится без психологических « призм », влияющих на восприятие человеком своих поступков 131 . В подобных случаях мы говорим о раздутом или заниженном чувстве профессионального достоинства . При этом многое зависит от того , каким образом проявляет себя в поведении индивида его моральная установка , одним из инструментов реализации которой , как говорилось , является человеческое достоинство — представление о значимости человеческой жизни. Отношения между сознанием своего человеческого достоинства и сознанием своего профессионального достоинства не всегда гармоничны , что нередко становится для человека причиной серьезных внутренних или внешних конфликтов . Когда мы имеем дело с личностью достаточно высокой степени моральности , такие конфликты разрешаются без ущерба для профессионального достоинства содружества . Если же общая моральность человека оставляет желать лучшего , то происходят события , от которых профессиональное достоинство данной трудовой общности может серьезно пострадать . Подумаем для начала над следующими двумя примерами из обыденной жизни . В педагогический коллектив школы искусств пришел талантливый гитарист . К сожалению , он совсем не имел опыта преподавательской работы с детьми , и к первым его педагогическим неудачам в коллективе отнеслись с пониманием . А коллектив , надо сказать , был очень сильный , с хорошей репутацией и богатыми традициями . Коллеги не отказывались помогать новому педагогу , и он не пренебрегал их советами . Однако занятия не ладились , ученики один за другим покидали класс . И настал день , когда музыкант подал директору школы заявление с просьбой освободить его от работы . Примечательна была мотивировка просьбы . Педагог писал , что чувство человеческого достоинства не позволяет ему больше получать деньги за дело , с которым он не справляется и никогда не сможет справиться , ибо не чувствует в себе способностей заниматься с детьми , — тем более что его неудачи могут отрицательно сказаться на престиже школы . « Понимаете , я знал уже , что все действительно так , нет у него данных для работы с детьми . Но прочитал это заявление и понял : нельзя нам такого человека терять . Уговорил его перейти на вечернее отделение , к взрослым . И все образовалось !» — рассказывал мне позднее директор школы . К сожалению , в нашей сегодняшней действительности гораздо больше ситуаций иного толка . Об одной из них я до сих пор вспоминаю с горечью . « Это правда , что , набирая учеников , ты гарантируешь им поступление в институт , и потому родители дороже оплачивают уроки ?» — спросила я однажды у своей знакомой , опытной преподавательницы английского языка , занимавшейся репетиторством . « Конечно , — сказала она . — Я же даю им классные знания !» Дальше наш диалог выглядел так : — Но ведь они имеют в виду под гарантией отнюдь не то ! — Это их проблемы . — Ну , а если не поступит человек , будешь возвращать деньги ? — Ты что ?! — А тебе не кажется , что ты плюешь на свое профессиональное достоинство ? — Ха ! Мне мое человеческое достоинство не позволяет чувствовать себя хуже этих новых русских . И выглядеть хочу не хуже , и есть - пить хочу не хуже , и машину хочу не хуже ! Обратите внимание : звучат одни и те же слова — « мое человеческое достоинство не позволяет »... Но смысл происходящего совершенно разный . В первом случае человеческое достоинство « вступается » за престиж профессии , за профессиональное достоинство . Во втором — попирает его . А все дело в том , что представления о человеческом и профессиональном достоинстве могут базироваться не только на ценностях , но и на псевдоценностях , иначе говоря — дело в разнице уровней общей моральности личности . Попробуем теперь « воспарить » над обыденностью , ну , хотя бы таким нехитрым путем , как задавшись вопросами : сколько государственных чиновников прокурорского ранга в нашей стране брали на себя обязательства найти исполнителей и « заказчиков » громких убийств ? Сколько минуло сроков ? Хоть кто - то из них попросил отставки , честно признав , что не соответствует значимости своей профессии ? Увы ... Профессиональное достоинство на уровне личности проявляет себя в виде установки на поступки , каждый из которых должен соответствовать социальной значимости профессии и общественному представлению об этой значимости . Вместе с падением профессионального достоинства падает и значение данной трудовой группы , снижается престиж данного рода деятельности . Разброс представлений о роли журналистики в современном мире достаточно широк — в полном соответствии с теми обязанностями , которые она выполняет . Естественно , что не однородны и представления о значимости журналистской профессии . Периодически вспыхивающие в журналистской среде дискуссии на эту тему ( о них уже упоминалось ) не просто отражают многообразие взглядов спорящих . Они показывают , каким зыбким , не устоявшимся , неубедительным для новичков « цеха » является тот блок профессионального сознания журналистского сообщества , который составляет рациональную базу профессионального достоинства . « Власть , зеркало или служанка ?» — так назвали свою работу авторы « Энциклопедии жизни современной российской журналистики » 132 , справедливо обнажив сомнения , бытующие в профессиональной журналистской среде . А почему , собственно , возникают эти сомнения ? Почему мы в наших спорах прибегаем к формулировкам , включающим в себя категоричное « или — или »? Ведь Журналистика на самом деле выполняет в обществе разнопорядковые обязанности . Но все они — социально обусловлены , социально необходимы . Оттого , что их много и они столь разные , социальная значимость профессии , ее достоинство только возрастают . Прозорливый А . С . Пушкин неспроста называл журналистов « сословием людей государственных ». Объективно Журналистика является необходимым элементом механизмов, обеспечивающих гомеостазис — устойчивость общества. Замкнутая малая группа ( допустим , семья ) способна прожить , не читая газет , не слушая радио , не включая « голубого экрана », как это было , например , с Лыковыми 133 . Общество же ( человечество ) как целостная система обойтись без них на современной стадии развития не может . Именно в этом заключается исходный момент представлений о профессиональном журналистском достоинстве , которые мы должны культивировать и в своей корпорации, и в обществе. Я чувствую себя оскорбленной всякий раз , когда слышу , как журналистов называют « щелкоперами », а в адрес средств массовой информации пренебрежительно бросают : « Собака лает , ветер уносит » или что - нибудь в этом роде . Но я понимаю , что основания к тому мы даем сами . Обыгрывая заглавие известной телевизионной передачи , журналист С . Митрофанов назвал в одном из своих материалов коллег по « цеху » « сообществом акул » и нарисовал такой типаж « постперестроечного » журналиста: ... в нем все как бы отгорело . В кожаной куртке , опустившийся , он ходит с одной презентации на другую , жрет на халяву , пьет на халяву , коррумпируется помаленьку под видом так называемых журналистских расследований ... 134 Персона отталкивающая — ни профессионального , ни человеческого достоинства ... Надо думать , это крайний случай , а не обобщенный образ . Однако факт , что с достоинством у российского журналиста эпохи перехода к рынку не все в порядке . Стоит посмотреть на армию парламентских корреспондентов , когда они с диктофонами наперевес толпой кидаются к выходящему из зала заседаний депутату , едва не сбивая друг друга с ног . Ни дать , ни взять — папарацци ! А ведь это в некотором роде профессиональная элита ... Но дело , разумеется , не столько в скудости внешних проявлений профессионального достоинства , сколько в том , что оно часто « дает сбои » по существу : не определяет мотивацию профессионального поведения . Если журналист позволяет себе предложить своей газете « джинсу » 135 или дать непроверенную информацию , то это однозначно свидетельствует о том , что мотивы его поведения не имеют ничего общего с ориентацией на профессионально - нравственные ценности его трудовой общности , что нет у него соответствующей психологической установки . Установка отдельной личности на то , чтобы каждым поступком , каждым действием соответствовать высокой значимости своей профессии , может сформироваться только при условии , что эта высокая значимость осознана профессиональной общностью и стала для нее ценностью . В таком смысле профессиональное достоинство отдельного журналиста есть производное от профессионального достоинства журналистской корпорации , хотя между ними обязательно есть и обратная связь . Категория «профессиональная честь» отражает еще один аспект профессионально - нравственных отношений , имеющий ценностную природу . Корни его — в реально существующей зависимости между нравственным уровнем той или иной профессиональной общности и отношением общества к этой профессии . Если профессионально - нравственные стандарты трудовой группы согласуются с общим нравственным законом и подтверждаются поведением ее членов , то моральный авторитет такого профессионального содружества становится фактором , усиливающим его общественное влияние и упрочивающим его положение . Поэтому в профессионально - нравственном сознании трудовой группы представление об уровне соответствия ее профессионально - нравственных стандартов общему нравственному закону закрепляется в качестве ценности . Для членов группы становится необходимым ориентироваться на этот уровень , стремясь к безусловному выполнению профессионального долга , к деятельности без каких - либо « моральных прегрешений ». Иначе говоря , определяется понятие о профессиональной чести . Воспринятое личностью , оно вызывает у нее готовность жить и действовать таким образом , чтобы не посрамить профессиональную честь , т . е . формируется соответствующая психологическая установка . Стремление поддержать профессиональную честь превращается в существенный мотив ответственного профессионального поведения. Представленная в самосознании личности своим рациональным звеном , установка на поддержание профессиональной чести выступает для профессионала и в качестве критерия при самооценке им собственных поступков . Однако , как и во всех случаях освоения индивидом профессионально - нравственных представлений трудовой группы , и мера , и глубина интериоризованности содержания , стоящего за понятием « профессиональная честь », у людей не одинаковы . Естественно , неодинаковой оказывается и мера соответствия индивидуального профессионального поведения принятым в общности критериям профессиональной чести . На одном полюсе здесь находятся ситуации , в которых члены трудовых групп проявляют чудеса самообладания и мужества во имя поддержания профессиональной чести . На другом полюсе — ситуации , когда в поступках профессионалов обнаруживается разве что способность к защите «чести мундира» — действиям, ориентированным на сокрытие рассогласования между профессионально-нравственными подходами к выполнению профессионального долга и общим нравственным законом. « Честь мундира » представляет собой псевдоценность , выработанную в опыте конфликтных отношений трудовых групп и общества для защиты корпоративных интересов вопреки интересам других корпораций или общества в целом . Естественно , что при ориентации на нее у специалиста формируются « не те » установки , и поведение его неизбежно еще более расходится с общим нравственным законом . В разных профессиональных содружествах соответственно особенностям содержания профессионального долга акцентируются разные проявления профессиональной чести . Когда говорят : « дело чести врача — ...», « дело чести педагога — ...», « дело чести ученого — ...» и т . п . ( ряд можно продолжать , пока не кончится перечисление профессий ), тогда именно и происходит так , что акцент ставится на соответствии профессии общему нравственному закону по главному основанию — качеству выполнения профессионального долга . О специалисте , который высоко несет свою профессиональную честь , неизменно складывается устойчивое одобрительное общественное мнение . Чаще всего оно принимает форму репутации — спонтанно определившейся и широко распространившейся высокой оценки его профессионально-нравственного облика. Репутация специалиста — это реакция общества на результаты его профессиональной деятельности , обусловленные характером его профессиональной позиции и уровнем мастерства . Дело чести журналиста — так выполнять свои профессиональные обязанности , чтобы массовые информационные потоки общества не засорялись « шумами », псевдоценностями и могли служить надежным инструментом , помогающим человечеству сохранять устойчивость во времени и пространстве . Ключевой показатель качества журналистской продукции — степень адекватности информационной картины мира его реальному состоянию , а она напрямую зависит от таких качеств личности журналиста , как честность , правдивость , добросовестность . Наличие же этих качеств выявляет уровень общей моральности человека и выступает предпосылкой профессионального поведения , ведущего к качественному выполнению профессионального долга . Однако реальные возможности для этого появляются лишь тогда , когда сформировались установки на профессиональные действия , соответствующие высоким критериям профессионального достоинства и профессиональной чести . Если же трудовая группа не выработала таких критериев , то бессмысленно искать устремленность к ним в поведении индивида . Мы уже касались этого момента профессионально - нравственных отношений , рассматривая категорию « профессиональное достоинство ». То же самое относится и к профессиональной чести . Разве можно ожидать ее проявлений у журналистов того редакционного коллектива , в этическом кодексе которого значится постулат : « Если сенсации не случилось — создай ее . Раздуй из простого факта !»? ( Напомню : об этом эпизоде речь шла во вступлении ко второй главе .) Не исключено , конечно , что и в такой редакции найдутся честные люди , которые не боятся поспорить с коллегами , положив в основу своего поведения другие ориентиры . Но изменить устоявшиеся взгляды профессионального сообщества « белым воронам » бывает очень нелегко . Забота о формировании профессиональной чести, о поддержании ее должна быть общим делом профессионального журналистского содружества. Главный редактор одной из популярных московских газет с большим сожалением рассказал 8 журналистском окружении , что ему пришлось освободить от работы талантливого сотрудника , поскольку тот допустил « двойную подлянку »: мало того , что подсунул редакции « заказуху », так еще и подтасовал в ней факты . « Идеалист ты однако ! - заметил в ответ коллега такого же ранга . Сегодня « джинса » сплошь и рядом идет , пиаровцы 136 уговорят на нее кого хочешь из журналистов ; что ж теперь - всех гнать с работы ?» - « Ну , если так на это дело смотреть , того ли еще дождемся ! - вмешался в разговор еще один . - « Заказуха » - начало конца нашей профессии . Я тут высказываюсь за непримиримость !» Заспорили ... Слов о достоинстве журналиста , о его профессиональной чести не произносили , но фактически речь шла об этом . И потому я спросила : « Так что , на ваш взгляд , « джинса » - пятно на журналистской чести или знак перемен в профессии ?» Второй собеседник лукаво поглядел на меня и вкрадчиво задал ответный вопрос : « А с чем ее едят , журналистскую честь ?» Согласитесь , таких остроумцев в нашей профессиональной среде сегодня немало . Это - проявление нравственного климата российского журналистского корпуса конца 90- х гг . XX в ., проявление профессионально - нравственного сознания нашей общности , свидетельствующее о необходимости большой и серьезной внутрикорпоративной работы по формированию профессионально - нравственных ценностей . Журнал « Журналист » в одном из своих материалов предоставил слово московскому адвокату И . А - Троицкой , которая в течение многих лет работала судьей и вела процессы по искам против журналистов . Хорошо зная ситуацию в прошлом и сейчас , она обратилась к сотрудникам журналистского « цеха » весьма прочувствованно : Друзья мои , за последние годы в профессиональном плане вы сильно сдали . Будь наши суды чуть взыскательнее , боюсь , многие средства массовой информации просто разорились бы . Кстати , грешат в абсолютном большинстве сотрудники новых газет и журналов , где работает много молодежи . Они , как правило , имеют чрезвычайно смутное представление о законах . Мне приходилось сталкиваться с журналистами , которые совершенно искренне недоумевали : почему ложь , оскорбление в средствах массовой информации - деяние наказуемое ? Далее : у вас укрепилась достаточно неприличная традиция . К примеру , суд обязывает газету , журнал опубликовать опровержение . Вместо того чтобы честно и прямо извиниться перед человеком , ваш брат пускается во все тяжкие , только бы читатели не восприняли это извинение как победу над газетой , журналом ... 137 Эти наблюдения опытного , умудренного жизнью человека свидетельствуют не только о слабой правовой подготовке работников средств массовой информации . Они говорят и о рассогласовании профессионального поведения журналистов с нравственным законом , о том , что понятие профессиональной чести в журналистском сознании нередко замещается представлением о « чести мундира ». Конечно , не на такие « образцы поведения » следует равняться молодому поколению журналистов . К счастью , примеры другого свойства в нашей профессиональной среде тоже нередки . Есть журналисты , которые могут сказать о себе : ... если я кого - нибудь обидел напрасно , то мне стыдно . Мне не надо суда , чтобы извиниться , если я действительно виноват 138 . Есть редакционные коллективы , которые хорошо понимают , что « нравственность выше политики », а « репутация не имеет конвертации » 139 . Это достойные ориентиры на нелегком пути становления профессиональной нравственности , который начинается с формирования профессиональной позиции , — становления , сопряженного с трудной работой освоения и выбора накопленных журналистским сообществом ключевых профессионально - нравственных представлений . Позиция определяет готовность действовать в соответствии с этими представлениями , она — фундамент системы профессионально - нравственных регуляторов журналистского поведения , а такой системой является профессионально - нравственное сознание журналиста . Однако здесь указаны пока не все компоненты , которые входят в его структуру . Об остальных речь пойдет в последующих главах . |
|