Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Севницкая Н. Я мыл руки в мутной воде

СКАЧАТЬ

Роман-биография Элвиса Пресли

Начало и конец

Судьбы артистов в "свободном мире" - взлет, слава, сияние, толпы
поклонников-фэнов, потом появляются другие звезды, а для прежних наступают
забвение, тишина. Новые, как и прежние, подбадривают себя алкоголем и
наркотиками, чтобы подольше пробыть на вершине славы. Они пытаются бороться
за свою "звездность; но борются против себя. И никому нет дела до трагедии
духа артиста, его человеческой судьбы. Чем больше талант, тем страшнее его
судьба в мире шоу-бизнеса, в жернова которого он втянут. В этой борьбе
побеждает сильнейший. В данном случае - шоу-бизнес.
Джеймс Чарльз Роджерс,
"отец" кантри-мьюзик, умер в 35 лет от туберкулеза на службе
шоу-бизнесу
Хэнк Уильяме,
"Шекспир хиллбилли," умер в 29 лет от инфаркта на службе шоу-бизнесу
Бадди Холли,
рокер, погиб в 23 года в авиационной катастрофе во время турне
Эдди Кохран,
рокер, погиб в 21 год в автомобильной катастрофе во время турне
Джимми Хендрикс и Джанис Джоплин,
выдающиеся бит-роковые музыканты, погибли в 27 лет от наркотиков,
которые они принимали, чтобы быть на вершине славы
Сэм Кук,
черный певец, застрелен в 29 лет накануне концерта
Элвис Пресли
умер в 42 года от инфаркта на службе шоу-бизнесу
Джон Леннон
погиб в 40 лет от руки убийцы
Джо Дассен Марк Бодан Джон Бонэм Джим Моррисон Билл Хейли...
Список можно было бы продолжить, но мне хочется рассказать читателям об
одной судьбе.

СКАЧАТЬ


Российский фэн-клуб Элвиса Пресли выражает благодарность учреждениям и
частным лицам, принимавшим участие в издании книги Надежды Севницкой "Я мыл
руки в мутной воде...":
Государственному центральному музею музыкальной культуры имени М. И.
Глинки Салону музыкальных инструментов "Аккорд" С.Л.Сперанскому С.В.Цыпкину
И.А.Медведевой Т.Л.Ждановой В.А.Плотнову В.И.Дубровицкому А. П.Самохину
В.А.Кальмансону К.В.Файбишенко В.Т.Горшкову
Севницкая Н. С.
С-28 Я мыл руки в мутной воде... Роман-биография. - М: Альфа-Принт,
2000. - 80 с. I8ВN -5 -85422-010-5
В романе рассказывается о печальной судьбе талантливого певца и артиста
-- Джона, в котором внимательный читатель без труда узнает всемирно
известного американского певца Элвиса Пресли. Несмотря на то, что роман был
написан двадцать лет назад, вечные проблемы, которые в нем затрагиваются, не
дают ему устареть.
О величии искусства, о недостижимости счастья, о тщете земной славы и о
той цене, какую приходится платить за нее таланту, -- вот о чем написана эта
книга.

СКАЧАТЬ


Об авторе этой книги

Надежда Семеновна Севницкая (28.05.1945 - 14.03.1999) двадцать с лишним
лет своей жизни посвятила изучению истоков американской поп-музыки, а также
распространению знаний о ней в нашей стране. Она не была профессионалом в
этой области, но всей душой любила музыку и прекрасно в ней разбиралась:
отлично ориентировалась в безбрежном океане различных современных
музыкальных направлений, знала и помнила имена новых и старых, порой забытых
певцов и исполнителей, названия и репертуар различных групп и ансамблей. У
нее были глубокие знания в этой сфере и твердые убеждения относительно
любого явления в области музыки, и она всегда стремилась поделиться тем и
другим с каждым, кому это было интересно.

Это увлечение пришло к ней не сразу, хотя Надежда Семеновна с детства
переняла любовь к хорошей музыке от родителей и старшего брата. Однако ее
главным пристрастием в те времена была
литература, и после окончания школы она поступила на вечернее отделение
факультета журналистики МГУ. Через некоторое время поиски работы по
специальности привели ее в редакцию многотиражной газеты Московского
института химического машиностроения (МИХМ), где она познакомилась со своим
будущим мужем Вадимом Адольфовичем Севницким. Их сблизил общий интерес к
литературе, живописи и, конечно же, к музыке. Оба были заядлыми участниками
игры в КВН.
Вадим Севницкий, коллекционер по складу характера, за свою жизнь
увлекался собирательством разных вещей, преимущественно книг, пластинок и
магнитофонных записей. Постепенно у него образовалась большая фонотека с
записями исполнителей негритянского блюза, музыки кантри, рок-н-ролла.
Надежда постепенно втянулась в это занятие и со свойственной ей
основательностью научилась разбираться в этой музыке, любить ее и ценить.
Тогда и пришел интерес к Элвису Пресли. Как-то раз Севницкой довелось
услышать его голос, и он пленил ее навсегда. Однако никто не мог назвать ей
имени певца. Теперь же появилась возможность доставать его пластинки и вволю
слушать голос любимого артиста.
Разумеется, Надежде захотелось узнать как можно больше о жизни и
творчестве Элвиса. Но в те времена (70-80-е гг.) в нашей стране о нем самом
и вообще об этом направлении в музыке не существовало никакой литературы на
русском языке, кроме разве ругательных статей, время от времени появлявшихся
в прессе. И Надежда Севницкая поступает на обычные городские курсы
английского языка ( в школе и университете она изучала немецкий ), чтобы
иметь возможность читать в оригинале книги о своем любимом певце и его
музыке. В это время она работает в редакции крупной опытно-швейной
лаборатории, которая издавала массу методической и рекламной литературы, а
кроме того, в течение двенадцати лет подрабатывает экскурсоводом после
окончания специальных курсов. Она возит экскурсии в Псков и Новгород, но ее
любимое место - Пушкинские горы, как и все места, связанные с именем А.С.
Пушкина, ее первого и неизменного кумира. Вторым был великий скрипач
Паганини. Теперь к ним присоединился Пресли, и любопытно, что все эти
фамилии начинаются на одну и ту же букву
Едва закончив курсы английского языка, Надежда Севницкая приступает к
труднейшей для нее задаче - переводу биографии Элвиса Пресли, написанной
Дж.Хопкинсом. Обладая на тот момент весьма скромными познаниями в английском
языке, она тем не менее буквально вгрызается в это занятие: переводит дома
вечерами и в выходные дни, пользуется каждой свободной минутой и на работе.
При переводе сталкивается с незнакомыми терминами и оборотами речи, но
врожденное
4 чувство языка, знание предмета, упорство и любовь к делу преодолели
все преграды. Надо сказать, что большую помощь в этом ей оказал ее муж.
Вадим Севницкий перепечатывал на машинке ее рукописи и по пути сглаживал
шероховатости перевода, который часто делался, по выражению самой Надежды
Семеновны, "в свободное от работы рабочее время". Он же потом и переплетал
ее труды.
Интерес к американской поп-музыке у Надежды Севницкой не ограничивался
только Элвисом Пресли. В общей сложности ею было переведено около двадцати
книг, посвященных этой музыке. Список ее переводов помещен в конце этой
книги, а рукописи переводов хранятся в Государственном центральном музее
музыкальной культуры имени М.И.Глинки. Они были переданы туда ее братом
Владимиром Семеновичем Николаевым вместе с коллекцией книг и пластинок.
Следует заметить, что сама Надежда Семеновна никогда не предпринимала шагов
к изданию своих переводов, понимая безнадежность этой попытки. Таким
образом, к началу 80-х гг. Надежда и Вадим Севницкие становятся
обладателями, с одной стороны, большой и очень своеобразной фонотеки, а с
другой - ценной и малоизвестной в те времена информации. Надо учесть, что
Надежда Семеновна не просто поглощала эту информацию: постепенно у нее
выработалась своя, очень четкая концепция понимания и восприятия поп-музыки.
Естественно, ей хотелось поделиться с людьми и своими знаниями, и своими
взглядами. Но как и где найти свою аудиторию?
Как говорится, на ловца и зверь бежит. В 1981 году произошло знакомство
Надежды и Вадима Севницких с Георгием Захарьевичем Бахчиевым. Это произошло
у меня дома. Георгий Захарьевич тоже не был профессионалом в музыке. Но всю
свою жизнь увлекался джазом и долгое время читал лекции по джазу в уже упоминавшемся Музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки. В свою очередь он
познакомил Надежду и Вадима Севницких с Аллой Самсоновной Прониной,
заведующей отделом просветительской работы в музее. Эта замечательная
женщина очень подружилась с Надеждой Семеновной и приложила все усилия к
тому, чтобы добиться разрешения на чтение в музее первой и пока единственной
лекции об Элвисе Пресли.
Каким-то образом чудо произошло. Пройдя все официальные инстанции и
получив разрешение на каждую точку и запятую в тексте лекции, они добились
позволения для Надежды Севницкой прочитать в музее лекцию об одиозном певце,
которого знал весь мир. Надо заметить, что эта лекция входила в цикл под
названием "Судьба артиста в "свободном" мире", что, по-видимому, тоже
сыграло свою роль. Как бы то ни было, но первая брешь была пробита.
Лекция "Элвис Пресли" состоялась 23 марта 1981 года и имела
колоссальный успех. Чтение лекции сопровождалось музыкальными записями из
фонотеки самих Севницких. Послушать Элвиса и об Элвисе пришло такое
количество людей, что им не хватило места в зале музея. Возраст слушателей
был самый разный, начиная с бывших "стиляг" 50-х годов до тинэйджеров и
совсем пожилых людей. Вадим Севницкий, обладавший прекрасными
художественными способностями, специально к этой лекции нарисовал огромный
плакат с портретом Элвиса и сделал значки с таким же портретом для всех
друзей, пришедших на лекцию.
Впоследствии Вадим Севницкий сделал еще множество плакатов к каждой
лекции, которую читала Надежда Семеновна. Постепенно круг их добровольных
помощников расширялся. Слушатели помогли им сделать слайды и иногда заменяли
Вадима Севницкого, если он не мог присутствовать на лекции, и сами
демонстрировали слайды. Видеофильмов у Севницких тогда еще не было.
После лекций страстные поклонники Элвиса и других американских
поп-певцов забрасывали Надежду и Вадима бесчисленными вопросами, поэтому
лекции, которые и без того длились иногда 3-4 часа, плавно переходили в
вечера вопросов и ответов. Севницкие уходили из музея затемно, все еще
окруженные толпой теперь уже своих поклонников.
В лекциях Надежда Севницкая стремилась дать не только достоверную и
объективную информацию, но всегда старалась раскрыть свое отношение к
исполнителю и его музыке, передать слушателям свое понимание природы и
корней этого явления - американской поп-музыки. Она сама интересовалась
глубинными проблемами этого музыкального направления и хотела увлечь ими
слушателей.
Первый курс лекций длился с 1981 по 1982 год. Сначала это были лекции
только об Элвисе Пресли, но потом появились и другие. Чтобы оценить весь
спектр интересов Надежды и Вадима Севницких, надо перечислить все их лекции,
поэтому их список помещен отдельно в конце книги.
К сожалению, все прекрасное в этом мире когда-нибудь кончается. В 1983
году между тогдашним директором музея и Севницкими произошел конфликт.
Директор музея по идеологическим соображениям пожелал изменить характер их
лекций. Оценив обстановку, Надежда и Вадим сочли за благо покинуть музей.
Оставшись без музея, к которому Надежда Семеновна успела прикипеть всей
душой, Севницкие старались найти другое подходящее место для своих
выступлений. Несколько раз читали
5 лекции в некоторых других помещениях, но, несмотря на готовность
преданных поклонников ехать за ними на любой край Москвы, ни одно место не
казалось им вполне подходящим. Так продолжалось некоторое время, а затем
Надежде Семеновне предложили выступить в прекрасном подмосковном городе
Дубне. Местные молодые люди, оказавшись среди ее слушателей, познакомили
Севницкую с сотрудником Объединенного института ядерных исследований Борисом
Александровичем Муравьевым, который и взял на себя все заботы по устройству
лекций. Он сам был заядлым меломаном и всегда оставался преданным другом
Севницких. Они же нашли в Дубне хороший зал, неплохую аппаратуру, а главное,
благодарных слушателей - в основном сотрудников ОИЯИ.
В течение почти трех лет Надежда и Вадим с удовольствием читали свои
лекции в этом замечательном городе. Если по каким-то причинам Вадим не мог
туда поехать, то Надежду Семеновну обязательно сопровождал кто-нибудь из ее
молодых помощников, найти которых ей никогда не составляло труда. Везде ее
окружала толпа молодежи, благоговейно внимавшей каждому ее слову. Это
происходило и благодаря ее обширным знаниям, которыми она охотно делилась, и
огромному личному обаянию. В Москве и в Дубне за ней всегда тянулся шлейф
совсем юных почитателей. "Вечная старшая пионервожатая" - так она себя
называла.
Постепенно у Надежды сложилось несколько циклов лекций. Иногда она
составляла лекции- пары: одну посвящала какому-либо направлению в
американской поп-музыке, а другую - самому яркому певцу этого направления.
Порой меняла музыкальный материал, и к отдельным лекциям у нее было два
варианта музыкального сопровождения.
Музыкальная коллекция Севницких и их библиотека продолжали пополняться.
У них было много друзей и знакомых среди пластиночников и книжников. Что-то
они выменивали, что-то поступало к ним с черного рынка, что-то они
приобретали в книжных магазинах на улице Веснина и на улице Качалова, где
тоже были их верные друзья. Несмотря на свои скромные доходы, Вадим и
Надежда никогда не скупились на покупку нужных им книг и пластинок.
У Севницких был очень открытый и гостеприимный дом. Там постоянно
бывали их друзья и знакомые, по делу и без дела, но в основном для того,
чтобы послушать музыку или поговорить о ней.
В мае 1986 года в возрасте 47 лет от болезни сердца умер Вадим
Севницкий. Ушел из жизни прекрасный, умный, интеллигентный человек,
способный художник, верный помощник, приветливый и добрый друг. Надежде
Семеновне пришлось одной продолжать их общее дело. В музее тем временем
сменилось руководство, и она смогла снова вернуться в свой любимый зал -
читала там лекции по приглашению общества "Знание", и помогла ей в этом ее
большая поклонница и сотрудница этого общества Тамара Сергеевна Егорова.
Вместе с Надеждой Семеновной туда вернулись и прежние ее слушатели:
друзья-ровесники, пожилые люди и уже подросшая за эти годы молодежь.
Появились и новые слушатели.
В 1990 году состоялась презентация первого в СССР фэн-клуба Элвиса
Пресли, созданного по инициативе и под руководством Надежды Севницкой под
эгидой Музея музыкальной культуры;
На презентации присутствовал известный певец Муслим Магомаев, который
является почетным членом клуба номер один. Он подарил редкие пластинки,
альбомы с нотами и видеофильмы. И опять первой помощницей в открытии клуба
стала Алла Самсоновна Пронина. Однако вскоре преждевременная смерть оборвала
жизнь этой замечательной женщины.
В 1992 году под натиском перестройки распалась опытно-швейная
лаборатория, где Надежда Семеновна проработала редактором много лет. Через
небольшой промежуток времени она перешла работать в музей, где стала
заведующей рекламно-издательским отделом. Превратившись в сотрудника музея,
Надежда Семеновна не оставила свои лекции. Она продолжала их регулярное
чтение - в среднем по одной-две лекции каждый месяц в течение всего сезона.
Однако времена изменились. С одной стороны, стало больше свободы, проще
стало добывать информацию, появились видеофильмы с записями концертов Элвиса
Пресли и других поп-музыкантов, с другой - изменилась аудитория. И Надежда
Семеновна начала думать о том, как необходимо изменить ее лекции, какую надо
придать им форму, чтобы они по-прежнему интересовали ее слушателей, а не
были просто ностальгическими.
Помимо своих прямых редакторских обязанностей Севницкая принимала
участие во всех знаменательных событиях в жизни музея. Во время 120-летнего
юбилея со дня рождения Ф.И.Шаляпина Надежда Семеновна встречала и
сопровождала его родственников, приехавших из-за границы по приглашению
музея. На ее же плечи легла забота о похоронах последней из дочерей Шаляпина
- Татьяны Федоровны, которая скончалась в Москве сразу после торжеств и была
похоронена рядом с отцом.
В музее Надежда Семеновна увидела два фильма, посвященных талантливому
французскому скрипачу Жилю Апапу. Очарованная его игрой, приложила поистине
титанические усилия к тому, чтобы организовать гастроли музыканта в Москве,
которые состоялись в музее в марте 1996 года и имели большой успех.
6 По инициативе Севницкой и при ее непосредственном участии был создан
"Музейный листок", ставший постоянным приложением к "Российской музыкальной
газете". Она находила темы, подбирала авторов, редактировала материалы,
проявляя при этом, как всегда, удивительную энергию и целеустремленность.
Почитая скрипку выше всех остальных инструментов, Надежда Семеновна
охотно принимала участие в проведении международных конкурсов скрипичных
мастеров. Музейный мастер Амиран Павлович Оганезов даже назвал один из своих
альтов ее именем - "Надежда".
Севницкая занималась подготовкой музейных выставок, трудилась над
выпуском компакт- дисков, посвященных ее любимому музею.
Надежда Семеновна умела привлечь к просветительской и творческой работе
в музее талантливых людей. Настоящим праздником для слушателей стали
концерты Алексея Александровича Паршина, которого французская пресса назвала
одним из лучших органистов мира. Надежда Семеновна приложила немало усилий к
тому, чтобы его выступления в музее стали постоянными.
Сотрудничество Музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки с
крупнейшей музыкальной фирмой России "Аккорд" - еще одна история, связанная
с Н.С.Севницкой. Два года назад президент фирмы "Аккорд", заслуженный
работник культуры РФ С.Л.Сперанский и Н.С.Севницкая при поддержке
генерального директора музея А.Д.Панюшкина задумали
концертно-просветительскую программу "Инструменты оживают в руках
музыкантов", включающую циклы: "Классика", "Фольклор", "Гитара в джазе",
"Музыкальный мастер и музыкант", а также цикл "Мастера джаза", который ведет
руководитель ансамбля "Джаз-аккорд", гитарист, заслуженный артист РФ
ААКузнецов. И вот спустя два года можно с радостью констатировать: программа
живет, у нее много почитателей.
В апреле 1999 года должны были состояться новые гастроли Жиля Апапа в
Москве, и Надежда Семеновна начала активную подготовку к его приезду
Внезапная смерть от инсульта оборвала все ее планы. Она ушла из жизни так
внезапно, так неожиданно, так трагично, что невольно рождается мысль о том,
не сам ли Элвис властно призвал к себе ту, которая столько сил и времени
отдала ради того, чтобы остальные поняли и полюбили его так, как понимала и
любила его она.
Несколько слов о самом романе. Он представляет собой беллетризированную
форму одной из лекций Надежды Семеновны, которая носит то же название (по
названию кантри-хита Джо Бэбкока)
Разумеется, роман сильно отличается от лекции, так как в своих лекциях
Надежда Семеновна никаких фантазий и домыслов никогда не допускала. Она
написала эту вещь в 1979-1980 гг., когда еще многого не знала о жизни своего
кумира. Но, как сама говорила, ей многое удалось угадать. Во всяком случае
она никогда впоследствии не отрекалась от своей концепции понимания
творчества и жизненной судьбы Элвиса, которая явно прослеживается в ее
романе, от горячего сочувствия и просто к человеку, и к великому певцу. Это
свое сочувствие и понимание она всегда старалась передать своим слушателям.
И для нас, ее друзей, имена Элвиса Пресли и Надежды Севницкой останутся
неразрывными навеки.
Татьяна Жданова (сотрудник Российской государственной библиотеки).

СКАЧАТЬ
Надежда Севницкая. Я мыл руки в мутной воде

Роман-биография
Альфа - Принт Москва - 2000

СПИСОК ЛЕКЦИЙ
1. Посол блюза. Мемфис Слим.
2. Корни блюза.
3. "Раскрепости мое сердце". Ритм-энд-блюз. Соул.
4. Братец Рэй. (Рэй Чарльз о себе). -,
5. Добрые песни Билли. Музыка кантри.
6. Здесь живет кантри-мьюзик. На шоу Гранд Ол Опри.
7. "Настоящий, как дождь". "Шекспир хиллбилли" Хэнк Уильямс.
8. Рок-н-ролл 50-х: взлет и падение.
9. Парадокс Билла Хейли.
10. Дети "Солнца". История легендарной фирмы.
11. Миллиондолларовый квартет.
12. "Я мыл руки в мутной воде". Элвис Пресли: жизнь-концерт.
13. Джерри Ли Льюис и его пульсирующий рояль.
14. Профессионал. Джонни Кэш.
15. "Голубая замша снова в цене". Карл Перкинс.
16. Корни рок-н-ролла.
17. Рокеры "второго эшелона".
18. Элвис-55. Сплошь золото!
19. "Как велико Твое искусство". Элвис поет духовную музыку.
20. Элвис и музыка кино.
21. Перебирая пластинки Элвиса.
22. Великие блюзмены прошлого.
23. Мэхелия Джексон и Луи Армстронг поют духовную музыку.
24. Черная звезда Детройта. Джон Ли Хукер.
• СПИСОК ПЕРЕВОДОВ.
1. Голдман А. Элвис.
2. Кейн Р. Джерри Ли Льюис. Годы кантри, годы рока, триумфы и
трагедии.
3. Кон Н. Поп с самого начала.
4. Ксида Дж., Кенда Дж. Б. Американский энтертеймент. Уникальная
история популярного шоу-бизнеса.
5. Кук Б. Слушая блюз.
6. Лэкер М. и др. Элвис. Портрет друга.
7. Музыка для всех: Сборник. Музыка всегда.
8. Оливер П. История блюза.
9. Палмер Т. Вам всем нужна любовь. История популярной музыки, 10.
Пауэлл П. Книга попа.
11. Рау Майк. Чикагский блюз. Город и музыка.
12. Рен Кр. С. Победители тоже покрыты шрамами. Жизнь и легенда
Джонни Кэша.
13. Хемфилл П. Нэшвиллский звук: сияющие огни и кантри-мьюзик.
14. Херст Дж. Гранд Ол Опри. Нэшвилл.
15. Хопкинс Дж. Элвис Пресли. Биография.
16. Хопкинс Дж. Элвис. Последние годы.
17. Шоу А. Рок-революция.
18. Шоу А. Мир соула. Вклад черных американцев".в поп-музыкальную
сцену.
19. Элвис: Что случилось? 20. Эскотт К., Хоукинс М. "Сан Рекордс".
Краткая история легендарной пластиночной фирмы.
80 СОДЕРЖАНИЕ
Об авторе ......................................... .3
Глава 1 ...........................................8
Глава 2 ..........................................29
Глава 3 ..........................................49
Список лекций. Список переводов. ......................79
 

СКАЧАТЬ

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел художественная литература











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.