Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Толмачева Р. Экономическая история: генезис рыночной экономики: УчебникОГЛАВЛЕНИЕГлава 10. Зарождение и развитие торговли. Эволюция налоговой системы10.1. Города и торговля (IX—XVIII вв.)Сельское хозяйство, как и ремесленное, мануфактурное и позднее фабрично-заводское производство, не могло успешно развиваться без налаживания в России торговли, в целом товарно-денежных отношений. Огромную роль в этих процессах, как и в других странах, сыграли города. Древнерусское государство как единое политическое целое просуществовало около 250 лет. Но и после начала социально-политической раздробленности, в XII в., связующим звеном в государстве оставались стольные грады Киев и Владимир-на-Клязьме. Одновременно это были крупнейшие торгово-ремесленные центры. Городом еще в догосударственный период называли огороженное место, где проживал один многочисленный или несколько отдельных родов. Применительно к Руси VIII—IX вв. можно назвать следующие первопричины зарождения городов. Для охраны мест родоплеменных поселений достаточно было установить деревянный тын — "ограду" на земляном валу и окружить ее рвом. Так возникал "город". По сведениям летописцев, в IX в., в отличие от полян, древлян, кривичей, словен ильменских, не было городов у дреговичей, радимичей. Поэтому становится понятным, почему будущий Великий князь Киевский Олег по пути из Новгорода в Киев встретил лишь два города — Смоленск и Любич. На рубеже Х— XI вв. источники называют 30 городов, многие из которых функционируют до настоящего времени: Новгород, Ладога, Белозерск, Изборск, Псков, Юрьев, Ростов, Ярославль, Муром, Суздаль, Смоленск, Полоцк, Любич, Чернигов, Листвен, Городец, Переяславль, Родня, Вышгород, Белгород, Василев, Витичев, Искоростень, Овруч, Туров, Владимир-Волынский, Курск, Тмутаракань, Перемышль, Червен. В ХП—XIII вв. широко известными стали Москва, Дмитров, Коломна, Тверь, Козельск и т. д. Многие из них выросли как центры удельных княжеств в период феодальной раздробленности, предшествующей нашествию Орды. Древнерусские города возникали также на местах языческих капищ, где приносили жертвы богам; на местах торговых факторий и торжков (чаще на берегах рек или озер, на пересечении дорог). Посады торговых и ремесленных людей росли вокруг "детинцев" — замков феодалов. На Руси не было "замков" в западноевропейском понимании. Княжеские и боярские терема строились из дерева. Внутренний город в том же Новгороде назывался "детинец", внешний, вплоть до XVII в., — "острог". Ворота сооружались на разные стороны света: Восточные, Западные и т. д. или назывались, исходя из материала, их украшавшего, — Золотые (в Киеве). Ворота встраивались в башни с бойницами, а с распространением христианства, с переходом в конце XIV в. к каменному строительству, возводились над главными воротами Надвратные церкви или часовенки. Поселения около детинца носили название "перегородий", каждый городской сектор имел свои ограждения как средство защиты от внешних врагов. Перегородия делились на "концы", а те — на "улицы". Постепенно складывается особое сословие горожан из "городового" населения. Окончательно это сословие сформируется уже после полного разгрома Орды. А в период Древнерусского государства во главе "городового" населения стояли князь или посадник с тиуном (главным управляющим). Далее шел тысяцкий, сотские и десятские, т. е. использовалась принятая еще в Древнем Риме, затем в молодых европейских государствах полувоенная (десятичная) система деления и организации населения на случай вражеских нападений (тысяча людей подразделялась на сотни, а сотня — на десятки). Кроме того, к управленческому аппарату относились старосты промыслов, старосты "концов" и "улиц", судейские люди: Подвойские, бирючи, ябедники, т. е. те, кто помогал властным структурам собирать подати в казну, следил за порядком, быстро организовывал ополчение в случае опасности. С развитием товарно-денежных отношений в крупных городах появляются купеческие сотни. Интеллигенция как слой образуется лишь в XVIII в. в период Петровских реформ, когда будут созданы первые учебные заведения. До этого функции лекарей и учителей выполняли священнослужители, чаще — монахи. Духовное сословие с самого начала образования государства состояло из самых грамотных людей в стране. Среди первопричин образования городов на Руси не названы античные города — их не было на российских просторах до вхождения в Российскую империю Крыма и соседних с ним территорий. Не было соответственно и традиций античности в развитии материальной и духовной культуры. Города на Руси стали создаваться прежде чем начался активный процесс феодализации, поэтому многие из них возникли как поселения людей, свободных от феодальной экономической зависимости. В эпоху Древней Руси это помогло в развитии товарно-денежных отношений, в зарождении слоя торговых людей. Обширная торговля на территории, примыкающей к будущим границам Древнерусского государства, развивалась еще восточными славянами с I в. до н. э. В устье Буга находилась одна из крупнейших торговых факторий Древней Греции — город-полис Ольвия. К форпостам греческой колонизации относилась Пантикапея (Керчь и Фанагория, расположенные недалеко от будущей Тамани). В этих местах, особенно в Ольвии, располагались хлебные склады, рыбные рынки, корабельные верфи. С берегов Понта (Черного моря) вывозили для продажи в других местах хлеб, рыбу, воск, мед, кожу, меха, шерсть, лошадей и рабов. Из заморских стран на рынки Крыма и близлежащих районов поступали на продажу: одежда, оливковое масло, вино, изделия из драгметаллов. С наступлением эпохи Средневековья греческие колонии на границах будущего Древнерусского государства пришли в запустение, и, в отличие от западноевропейского региона, здесь не образовывались в V—VII вв. молодые государства, идущие по пути феодализации. Расселившиеся севернее восточнославянские племена, при отсутствии государственности и недостаточном развитии производительных сил, не имели денег в хождении и достаточно товаров, чтобы продавать и покупать их на деньги. Продолжалось Великое переселение народов, волны степняков накатывались на редкие поселения восточных славян. Но они не всегда находились в состоянии войны друг с другом. Торговля носила меновой характер (Т↔Т). Древним русичам, уже с появлением государства в IX—Х вв., печенеги предлагали в обмен на хлеб, мед, воск крупный рогатый скот, лошадей. При Великом князе Святославе русичи торговали в Переяславце Дунайском с купцами из Чехии и Венгрии. При этом использовались уже серебряные деньги, полученные от торговых отношений с арабами и Византией (диргемы). Новгородские купцы в это время торговали с балтами, ливами и другими. Русичи, как и волжские булгары, уже тогда выступали посредниками в торговле между Европой и Азией. Составив определенную конкуренцию арабским купцам, этим самым они препятствовали завоеванию арабами европейского рынка. Булгары к тому времени намного активнее, чем русичи, использовали такие водные артерии, как Волга и Шексна, чтобы продвинуться на ладьях вверх, к северо-западу для закупки мехов. Доходили они и до Киева через Мордовию. Торговлю арабов и булгар с русичами, мордвой и другими называли "немою". Обе стороны не знали языка друг друга, поэтому одни молча клали товары и уходили, другие приносили свои изделия для обмена. В случае обоюдного согласия торг ("мена") свершался. Это также свидетельствует об отсутствии в то время денег на Руси. В договоре Великого князя Владимира, будущего крестителя Руси, с булгарами в конце IX в. впервые говорится о купцах как "отдельном разряде людей в городах". Это ценное свидетельство раннего генезиса купечества на Руси. Владимир Святой уже понимал выгоду торговли для княжеской казны и попытался впервые в экономической истории Руси упорядочить ее. В том же договоре он обязывает булгар покупать товар не в селах боярских вотчин (одновременно подтверждается начальный процесс феодализации), а в городах. Таким образом, первоначально торговля проводилась бессистемно, каждый, кто имел излишек собственности, сбывал его. Можно сделать и второй вывод: в домохозяйствах свободных смердов, у ремесленников проявляется уже в конце Х в. товарность производства в виде наличия излишков продукта и изделий. Сразу с воцарением Олега в Киеве в качестве Великого князя "со дружиною", отмечает Константин Багрянородный, славяне окрестных племен стали рубить в лесах лодки-однодеревки и спускать их по Днепру в Киев на продажу. Факт этот свидетельствует, что Рюриковичи использовали Днепр для торговли на две стороны — со скандинавами к северу и с греками-византийцами к югу. Подчеркивается роль северных племен (новгородцев, северян, кривичей) в торговле, дух предпринимательства проникает в среду полян (район Киева), древлян и т. д. Таким образом, русичи в IX—Х вв. явились также первыми посредниками в торговле между народами севера и юга Европы. Византийским купцам торговые люди с Руси предлагали: мед, воск, меха, невольников, эти товары ценились и в Переяславце Дунайском. Русичи обменивали их на золото, серебро (в виде товаров), вино, фрукты, лошадей из Венгрии. Внешняя, особенно меновая, торговля свидетельствовала о слабом развитии производительных сил в молодых государствах. То, чего не имели, можно было получить двумя путями: войной или разбоями, а также торговлей. Экономическая история свидетельствует: русские люди предпочитали второй путь. Товары, на продажу формировались из двух источников: 1) дани с подвластных племен; 2) охотничьих трофеев в виде мехов и меда от диких пчел. В IX—Х вв. Древнерусское государство освоило три торговых пути: 1) "из варяг в греки" — в Скандинавию и Византию по Днепру; 2) в Волжскую Булгарию — к устью Дуная. 3) на восток — в Хазарский каганат. Русы на лодьях входили из Азовского моря в устье Дона, поднимались вверх по реке до пограничной хазарской крепости Саркел или Белая Вежа, перетаскивали здесь суда на сушу и, пройдя с ними небольшой волок до Волги, спускались к столице хазар Итилю, что располагалась вблизи нынешней Астрахани. Хазары, интересовались мехами, жены хазарских каганов (князей, царей) первыми ввели в моду на Востоке шубы, подбитые русскими горностаями или соболями. Покупали хазары и рабов из числа пленных, попадавших к русичам. В обмен они отдавали дорогие камни, бисер, изделия из золота и серебра (цепочки, ожерелья, запястья, кольца, булавки, пуговицы, бляхи для украшения не только одежды, но и конской сбруи), шелковые, шерстяные и бумажные ткани, овощи, пряности и вино. Перечень этот интересен не только широким ассортиментом товаров с Востока, которые доставались воинственным хазарам часто во время набегов. Интересно другое — чуть ли не впервые в источниках называется цена на отдельные товары в арабских дергемах. В то время они шли не только как средство платежа, но и как средство накопления богатства, как товар. Серебряные дергемы использовали на украшения, передавались по наследству, закапывались в землю в виде клада. Но часть этих монет переходила в княжескую казну, шла на оплату дружинникам, поэтому деньги эти часто находили позже в виде кладов (на пути следования в Скандинавию). Наибольшее торговое значение в IX—XII вв. имели древнерусские города Новгород и Киев, находившиеся вверху (север) и внизу (юг) главного торгового пути "из варяг в греки". В этих городах купцы устраивали склады товаров, находившихся в обороте. Новгородские купцы издавна делились условно на две "сотни": "гостей", торговавших с заморскими странами, и просто купцов, торговавших внутри страны. Эти "сотни" в разное время насчитывали до 400 и более человек. Иногда отмечается, что владения Великого Новгорода простирались от Финского залива до Уральских гор. Но это не были официальные владения земли Новгородской. Действительно, отряды новгородских ушкуйников доходили до Уральских гор, но, собрав дань или отняв товары силой у местных племен угрофинской языковой группы, опять уходили. В любом случае новгородским купцам было что продавать и без товаров из Киева. Они часто самостоятельно торговали со странами и народами, проживавшими на берегах Балтики. Известен договор, заключенный при Ярославе Мудром в 1195 г. между новгородцами, немцами и голландцами. Немецкие купцы, приезжавшие туда, разделялись на гильдии морских и сухопутных купцов. В летописях тоже указывалось, что "варяги", т. е. иностранные купцы, приходили в 1201 г. в Новгород "горою" — сухопутным путем. Те и другие делились на "зимних", которые приезжали осенью и зимовали в Новгороде, после их отъезда за море весной на смену им приезжали "летние" купцы. По договору за убийство немецкого купца штраф (вира) взимался в 10 гривен серебром. Немецких купцов в Новгороде, а новгородцев в немецкой земле нельзя было сажать в тюрьму. Торговля с западноевропейцами осуществлялась в целях взаимной выгоды при соблюдении взаимного уважения, та. е. в те времена не нужно было "прорубать окно" в Европу, "двери" для торговых отношений были "широко открыты". Новгородские купцы "живали в большом числе в Киеве", имели свою церковь около торговой площади. Они покупали на киевских складах византийские товары и с выгодой продавали их в Северо-Западной Европе. Любопытен факт отсутствия в исторических источниках сведений о пребывании греческих (византийских) купцов в Киеве. Видимо, опасаясь плавания по Днепру, окруженному степями (и степняками), они предпочитали встречаться с русскими купцами в Константинополе. Кроме новгородцев и киевлян, заграничной торговлей занимались жители Смоленска, Полоцка и Витебска, которые торговали с Ригой и жителями Готского берега Балтийского (Варяжского) моря. Известные европейские путешественники Плано-Карпини и Рубруквис отмечали в своих записках, что в Киев, даже после страшного его разгрома татаро-монголами в 1240 г. приезжали итальянские и турецкие купцы, жили там "гости" из Вены, Эмса и иных мест Западной Европы. Сведения о торговых операциях перемежаются данными о торговых пошлинах. За взвешивание товаров платили с 24 пудов товара "куну смоленскую" (денежная единица). При покупке драгметаллов немецкий1 купец уплачивал: за гривну золота "ногату"; за гривну серебра — две "векши" (денежные единицы); за серебряный сосуд — "куну". В то же время сообщается, что иностранцы не платили ссудных пошлин ни князю, ни тиуну (см. о деньгах гл. 11). Расширению в IX—XIII вв. торговых связей русичей с другими странами способствовал ряд обстоятельств: чрезвычайно выгодное положение Руси между Европой и Азией; временное затишье на Балтийском море, из-за прекращения набегов норманнов на соседние территории; активизация товарно-денежных, рыночных отношений северогерманских городов, образовавших позднее Ганзейский союз; удобство водных путей сообщения (на Русской равнине было много полноводных рек и озер), перемещать "волоком" на недлинные расстояния сравнительно небольшие лодки было по силам торговым людям и их помощникам; особенно привлекали иностранцев "уживчивый характер русичей; их веротерпимость"; "расположение к иностранцам, готовность уступить им разные выгоды". Гораздо большую опасность представляли половцы, грабившие торговые суда киевлян по Днепру. Препятствием для внутренней и внешней торговли служили также начиная с XII в. усобицы, войны между княжествами на Руси. Социально-политическая раздробленность подрывала экономику Древнерусского государства. В 1161, 1203, 1215 гг. во время межкняжеских смут сильно пострадали новгородские и киевские купцы, у иностранцев — "гостей" тоже отняли половину товаров. Учитывая менталитет населения Западной Европы, рано вступившего на путь товарно-денежных отношений и уверенно продвигающегося к рыночной экономике, нельзя не отметить ряд особенностей во взаимоотношениях с торговыми людьми на Руси. Внутренние войны между княжествами в условиях нарастания социально-политической раздробленности несли голод и разорение населению Руси. Во время сильного голода на Новгородчине в 1231 г. немецкие купцы привезли сюда много хлеба и "дешево продали". Факт этот подчеркивает, как сильно торговцы из Западной Европы были заинтересованы в развитии мирохозяйственных связей с Русью, даже накануне нашествия Орды. Известно, что Новгород и Псков были в числе немногих городов на Руси, не разоренных ордынцами. Сказалось следующее: их удаленность от Киева, Смоленска и других городов; отсутствие хороших сухопутных дорог для татарской конницы (водным транспортом они избегали пользоваться); дипломатия Александра Невского, бывшего князя Новгородского. И вот через 30 лет после падения Киева и усиления Северо-Восточной Руси, в 1270 г., новгородцы заключают договор с купцами Любека, Готского берега и Ригой, им предоставлены три "сухих берега" на своей земле и четвертый, "водяной". Во второй половине XIV в. было заключено еще два договора. Любопытны условия торговли, определенные этими документами: запрещалось ввозить иностранных товаров на сумму свыше 1000 марок серебром; запрещалось ввозить поддельные сукна; не рекомендовалось брать товар у русских в кредит (видимо, не надеялись в условиях Орды на их кредитоспособность); розничная продажа разрешалась лишь детскими товарами (Kindern) и т. д. В XIV в. уже не использовали прежний главный торговый путь по Русской Восточно-Европейской равнине "из варяг в греки". Купечество с заинтересованных сторон учитывало исторические реалии: пока ордынцы окончательно не будут изгнаны с исконно русских земель, нельзя свободно торговать на всей ее территории. Благоприятные условия для торговли появляются с созданием единого Русского централизованного государства, с формированием единого Всероссийского рынка. Поэтому именно отечественное купечество больше других экономически было заинтересовано в политической свободе русских земель и их объединении. И любыми доступными им средствами они помогали этому процессу. Но неиспользование активно Днепра для торговли не означает, что она не развивалась в других городах, кроме Новгорода. Примерно через 30—40 лет после разорения Киева купцы начали активизироваться в других местах. Чтобы выжить, русские люди стали больше заниматься охотой и рыболовством, потихоньку возрождалось ремесленное производство, появлялся излишек продуктов и изделий. В 1284 г. Смоленск заключает торговый договор с Ригой, где основным условием было "не препятствовать взаимной торговле". Подписали его послы от магистра из Риги (которая была основана немцами в 1202 г.), купцы из других германских земель — Брауншвейга и Мюнстера. Более подробно о структуре ввоза и вывоза товаров можно судить на основании договора "о свободной торговле между двумя городами", заключенного в Полоцке в 1407 г. с Ригой. После Куликовской битвы начался заметный экономический подъем в Московской Руси, русичи предлагали на продажу (вывоз): меха и кожи; щетину и сало; мед и воск. Продавали домашний скот, что свидетельствует об определенном уровне развития скотоводства. Перепродавали, купив у восточных купцов оружие, шелк, жемчуг. Немецкие купцы привозили на продажу в Полоцк, где видимо, действовали (как и в Новгороде) сезонные ярмарки, хлеб и соль, сельдь, копченое мясо, медь, олово, серу. Из металлоизделий большим спросом пользовались иголки. Для "белого" и "черного" духовенства очень нужен был пергамент — для написания летописей, церковных книг и перепродажи князьям для составления различного вида грамот. Большим спросом пользовалось сукно, полотно, пряжа., золото, серебро, сердолик, жемчуг, а также заморские вина и пиво. Анализ ассортимента ввозимых товаров наводит на ряд размышлений. До пришествия ордынцев Русь сама (в отдельные годы) вывозила хлеб, теперь нужно было поднимать разоренное сельское хозяйство (это удастся сделать лишь к 1450—1550-м гг.). Солью торговали (на мену) еще восточно-славянские племена, видимо, теперь запасы природной поваренной соли уже начали истощаться; можно объяснить покупку соли и прекращением временно, в XII— XIV вв., ее добычи. Полотна тоже изначально производились на Руси в сельской местности кустарным способом. Но с наступлением в Западной Европе "века мануфактур" и с ростом народонаселения на Руси возрос спрос не только на полотно, но и на сукно и пряжу. До середины XVIII в. будет присутствовать спрос на медь, олово и свинец, потом они станут добываться в петровские времена на отечественных рудниках. Немецкие купцы в те времена в Псков везли: хлеб, вино, овощи. В XV в. в Киев зачастили купцы из Польши, Австрии, Византии, Генуи, Венеции. Они стремились восстановить ослабленные в XIII в. экономические связи. Князья Юго-Западной Руси, развивавшейся в XII— XVI вв. отдельно от остальной Руси, не хотели терять родовые корни, понимали роль торговых отношений с Московией. В 1320 г. Галицко-Волынский князь Андрей Юрьевич звал себя: Dux Ladimiriae et dominus Russiae. Но, возможно, присваивая себе подобный титул, князя Русского, князь Андрей поддерживал мечты Гедиминовичей на подчинение Московии. С этим княжеством торговали поляки и немцы. Галицкие и Волыно-Подольские купцы торговали также с Молдавией, Бессарабией и Венгрией. Местом сбора купцов, заинтересованных в черноморской торговле стал Судак (Солдайя) на Крымском полуострове, здесь собирались купцы из Московии и Турции. В Крыму надолго обосновалась часть Золотой Орды — Крымское ханство. Купцы-русичи привозили в Судак дорогие меха и другие товары. Крымским татарам платили с каждой телеги пошлину: если везли ткани, то две штуки (свертка) с телеги. Восточные "гости" привозили шелковые и бумажные ткани, пряности. Волжский торговый путь использовался в XIII— XV вв. значительно реже, так как татары захватывали и грабили суда с товарами. Трудно проходила торговля в Нижнем Новгороде — сюда купцы приплывали на различных судах (паузках, карбасах, лодьях, учанах и стругах) из разных городов Руси и соседних стран. Но в XII — начале XIV в. они часто подвергались грабежу со стороны степняков и ушкуйников из новгородской земли. Лишь с образованием Русского централизованного государства здесь на базе богатого Макарьев-ского монастыря сформировалась Макаръевская ярмарка. Этой ярмарке, ставшей позднее Нижегородской, суждено было стать важной составной частью рыночной инфраструктуры России. Москва становится постепенно одним из торговых центров Руси с середины XIV в. С 1355 г. сюда стали приезжать купцы-сурожане (из Судака). Видимо, до Судака дошла молва об экономическом укреплении Московского княжества. В 1389 г. здесь широко известно было подворье армянского купца Авраама. К концу XIV в. в Москву зачастили купцы из Литвы. В XIV в. дважды в год проводятся ярмарки в Вильно, куда приезжали и купцы из Московии. В наиболее крупных городах Северо-Восточной Руси, затем в Московии каждое воскресенье проводились торги, т. е. ярмарки местного и регионального значения, ведущие родословную еще от тор-жков IX—Х вв. в Киевской Руси. Таким образом, торжки — торги — ярмарки как составная часть рыночной инфраструктуры, зародившись в IX—Х вв., активно развиваются в XIV в. Право беспошлинной торговли получают монастыри, в первую очередь Троице-Сергиева лавра. Экономически сильными были монастыри Константиновский и Макарьевский. Тесно были взаимосвязаны ремесло и торговля. С конца XIV в. на Руси растет каменное строительство церквей, монастырей, городских, кремлевского типа, укреплений. Иконописцы Даниил Черный, Феофан Грек, Андрей Рублев принимают непосредственное участие в создании шедевров мировой архитектуры и искусства, расписывая церкви Рождества Богородицы в Москве, Богородицы Владимирской, Московского Андроникова монастыря и т. д. Для строительства и украшения этих и многих других церковных сооружений требовались разнообразные материалы, поставку которых организовывали купцы — они закупали олово и медь, золото и серебро, драгоценные камни и жемчуг. Много меди требовалось для литья колоколов, а для написания икон — множество разнообразных красок и дерево разных пород, драгоценные камни для украшения окладов. Но в особенно больших объемах требовались строительные материалы, в доставке которых тоже принимало участие купечество. Строительный "бум", начавшийся на Руси в преддверии и после Куликовской битвы, означал не только духовный, но и материальный подъем. Возведение христианских святынь способствовало сплочению народа, выработке единой идеологии, единой национальной идеи. Русское купечество не только торговлей и доставкой различных товаров помогало в развитии этих процессов. Купцы вкладывали большие деньги в создание русской государственности, ссужая в долг или отдавая безвозмездно огромные суммы Великим князьям, царям, позднее императорам Российской империи. Купечество впереди всех сословий шло в первоначальном накоплении капиталов для развития рыночной экономики. Многие купцы стали в XVII—XVIII вв. предпринимателями: мануфактурщиками и заводчиками. Они помогали и Русской Православной Церкви, делая громадные пожертвования, выступая в роли благотворителей. Итак, с превращением в товар результатов человеческого труда и появлением денег торговля становится отличительной чертой генезиса товарно-денежных отношений. Функции торговли, исходя из особенностей экономической истории Руси — России, наиболее ярко проявились начиная с XV в. Но уже с самого зарождения российской цивилизации и оформления государственности торговля стала связующим звеном: между развивающимся сельским хозяйством и промышленностью на ее первом этапе — ремесленном производстве; между городом и деревней; между отдельными регионами внутри страны, в течение первых нескольких веков это означало связь между северными и южными областями; между Русью и другими странами. До XV—XVI вв. основными торговыми путями были: водный путь из "варяг в греки"; сухопутный путь в Северную Европу из Новгорода, Пскова, Полоцка и далее морем через Балтийское море; торговля с помощью торговых городов в Крыму с западными и восточными соседями; очень опасный Волжский путь — через Итиль — по Каспийскому морю в арабские страны; менее известным было пятое, сухопутное, направление торговли из Киева в Чехию, Польшу, Западную Германию. С помощью этих путей реализовались возможности для внешней торговли и приобретения недостающих товаров. К концу XIV — в XV в. с углублением специализации ремесел растут и рыночные связи внутри Московского государства. Крестьянам и ремесленникам, промысловикам, крупным земельным собственникам с их разветвленным вотчинным хозяйством, а также монастырским вотчинам было чем обменяться друг с другом и приобрести различную продукцию. Формами внутренней торговли все отчетливее выступали: 1) торговля вразнос (с помощью бродячих торговцев) между деревнями и местечками. Такая форма торговли проявилась и в средневековой Европе. Обмен товарами при этом происходил на Руси с помощью предшественников металлических денег, их эквивалента: скота и мехов. Использовали деньги иностранного производства: "диргемы" с Востока и талеры с Запада и первые русские металлические монеты; 2) одновременно зарождаются торжки, затем и сезонные ярмарки у стен больших монастырей, в крупных городах и в селах. На первом месте в торговле между разными регионами Московии в XIV в. по-прежнему оставались такие продукты питания, как хлеб и соль. Хлеб, в основном рожь, везли на продажу из Московского и Владимиро-Суздальского районов, а соль — из Галича, Сольвычегодска, Усолья. Активная торговля внутри страны стала развиваться с присоединением к Московии в 1472 г. Перми (Западный Урал); в 1478 г. — Великого Новгорода; в 1485 г. — давнего соперника Москвы — Твери; в 1489 г. — Вятки и в 1510 г. — "брата" Великого Новгорода — Пскова. Объединение в единое Московское государство таких важных в экономическом отношении регионов содействовало решению назревших задач: 1) формированию централизованного Русского государства; 2) становлению Всероссийского рынка. Первая из задач была решена в середине XVI в. под патронажем Ивана IV, решение второй задачи произошло в XVII в. при царе Алексее Михайловиче Романове. В итоге в конце XVI в. в Русском государстве окончательно формируется новое сословие — купечество, которое официально объединяется в две "сотни": гостиную — для торговли с другими странами и суконную — для внутренней торговли. Теперь на внутреннем рынке России торговали хлебом, солью, скотом, мясом, рыбой, медом, тканями, одеждой, кожевенными товарами. Прокатившаяся в мире с началом Великих географических открытий " революция цен" в XVI в. достигла и России. Страна всегда ввозила много серебра, а в Европе оно обесценилось. Поэтому и в Русском государстве цены на продукцию сельского хозяйства выросли в четыре раза, а на ремесленные изделия — вдвое. Это свидетельствует о развитии торгово-хозяйственных связей с другими странами и проявлении взаимозависимости Русского государства и этих стран. Даже к концу XVI в. ремесло и торговля на Руси полностью не разделились. Ремесленники часто еще сами продавали свои изделия, имели лавки в помещениях мастерских, выходили в ярмарочные и базарные дни со своими товарами на продажу. И в XVII в. можно было еще встретить подобную картину. Лишь с развитием мануфактурного производства в XVIII в. окончательно подразделяются функции производителей и продавцов, т. е. формируется предложение, близкое по форме к мировым цивилизационным стандартам. Но по содержанию, т. е. наполнению рынка товарами, оно таковым станет в России только в XIX в. В XVII в. росла роль скупщиков деревенских товаров, особенно в местах появления рассеянных мануфактур текстильного производства. Итак, в XV—XVI вв. торговля внутри Русского государства не была еще крупнооптовой, носила больше мелкий характер, даже в ярмарочные дни. В ней участвовали представители разных сословий: крестьяне, ремесленники, ратные люди, духовенство и бояре через своих людей — управляющих, приказчиков. На профессиональном уровне торговля внутри государства проводится с конца XVI—XVII вв., с официальным появлением купеческого сословия в рамках единого централизованного государства. Во второй половине XVI в., как отмечал известный специалист по экономической истории П. А. Хромов, купцов "гостиной сотни" в стране насчитывалось уже 400 человек. В таких семьях, как Строгановы, Евреиновы, капиталы составляли от 20 до 100 тыс. рублей. Но главную роль в торговле вплоть до начала XVIII в. играли посадские люди (мелкие торговцы и ремесленники). В Москве в 1701 г. из 16 354 посадских дворов торговали в 6894 дворах. Данный факт свидетельствует, что несмотря на оформление гостиной и суконной сотен, большую роль еще имела мелкая торговля. Соборное Уложение 1649 г. стремилось защитить интересы купечества и ограничить крестьянскую торговлю. Правительство царя Алексея Михайловича посчитало, видимо, что прибыль в казну больше поступает от организованной купеческой торговли, чем от мелкой крестьянско-ремесленной. Но история страны показывает, что мелкая торговля "пережила" века, роль ее постоянно возрастала в периоды социально-экономических кризисов. Внешняя торговля тоже активизировалась в XVI— XVII вв. Через Новгород и Псков, имевших тесные экономические связи с северогерманскими городами Любеком, Гданьском и др., а также с Прибалтикой, Польшей и Чехией, шли туда и обратно потоки различных товаров. Вывозились следующие товары: меха, лен, воск, рыбий жир, ворвань (китовый жир), а также впервые широко вывозились металлоизделия. В Русское государство ввозили: тонкие сукна, медь, свинец, олово, бумагу, драгоценности. Традиционно, кроме торговых путей в Северную и Западную Европу, русские люди поддерживали хозяйственные связи со странами Востока и в отношениях с Крымом поступали по принципу "Лучше торговать, чем воевать". Именно с XVI в. все большее значение приобретала государственная торговля. Государство имело монополию на торговлю хлебом, шелком-сырцом, икрой, пенькой и другими товарами. Монополия на икру, к примеру, появилась с присоединением Поволжья, впервые в руках Руси оказался весь Волжский путь. Пенька заготавливалась в исконно русских районах Севера европейской части России. Англия — первая из крупных европейских стран установила регулярные торговые отношения с Москвой через Белое море. В 1555 г. была создана Московская торговая компания, по инициативе капитана Ченслера. Это обстоятельство повлияло на строительство в 1584 г. в районе Северной Двины Архангельска, который стал главным морским портом на севере России. Находясь примерно в 80 верстах от моря, на полноводной Северной Двине, Архангельский порт принимал иностранные морские торговые корабли. Позднее здесь появилась судостроительная верфь, что тоже содействовало торговле. И лишь со строительством в начале XVIII вв. Санкт-Петербургского порта Архангельск утратил статус главного морского порта России. С появлением Архангельского порта началось хозяйственное освоение Северного морского пути. Чрезвычайно активизировалась торговля со Швецией и Голландией. Через Архангельск в XVII в. на северо-запад Европы поступала пушнина, смола, деготь, лен, конопля, т. е. те товары, которые преимущественно заготавливались в северо-западных районах европейской части России. Объемы внешней и внутренней торговли России значительно выросли в XVIII в. Объяснялось это рядом причин: 1) Петровские реформы позволили России победоносно провести Северную войну и получить выход к Балтийскому морю; 2) со строительством в 1703 г. Санкт-Петербурга и присоединением Риги к России многократно выросли возможности для развития морской торговли с Западной Европой; 3) впервые в экономической истории России был создан торговый флот; 4) строительство ряда каналов, в том числе Вышневолоцкой водной системы, способствовало активизации торговли; 5) расширилось экономическое поле России с присоединением в XVII в. Левобережной Украины и началом хозяйственного освоения Урала и Сибири, а во второй половине XVIII в. — Крыма и Таврии; 6) в стране сформировалась система мануфактурного производства, т. е. совершен переход от первой ко второй стадии развития промышленности; 7) наблюдался и подъем сельскохозяйственного производства; 8) правительством проводилась в жизнь экономическая политика протекционизма. Накануне Петровских реформ, в XVII в., Москва становится экономическим центром страны, превращается в торговую столицу. Из 34 уездов туда направлялись обозы с хлебом, из Украины пригоняли большие гурты скота, привозили хлеб и сало. В конце XVII — в XVIII в. в Москву регулярно прибывал транспорт с металлом и металлоизделиями уральских мануфактур. Из Сибири поступала пушнина. Товары эти продвигались дальше, для продажи за границу или для перераспределения по другим регионам страны. Кроме общероссийского значения Макарьевской ярмарки, в XVIII в. действовали Свенская (около Брянска), Ирбитская в нынешней Свердловской области, а также Киевская. Изменилась в XVIII в. и структура не только вывоза, но и ввоза товара. Это объяснялось реалиями времени, хозяйственным освоением ряда регионов. Начали именно в XVIII в. вывозить для продажи за границу: лес, железо, сало, холст, юфть, парусину. Прекратили ввозить: железо, оружие, но появились новые товары в ассортименте поступающих в страну: чай, кофе, сахар, краски, стекло, галантерея, расширяется ввоз пряностей. В итоге в 1726 г. через три основных порта ввезли товаров на 4 млн руб., а вывезли на 2,1 млн руб., т. е. впервые в России с начала развития цивилизации торговый баланс стал активным, ввоз товаров вдвое превысил вывоз. Кстати, это соответствовало распространенной в XVIII в. экономической теории меркантилизма. Государственная политика в XVIII в. явилась катализатором первоначального накопления капитала для осуществления промышленной революции и победы в будущем фабричной системы, для становления рыночной экономики. Проявилось это не только в проведении государственными структурами экономической политики меркантилизма, но и в осуществлении протекционизма по отношению к отечественным предпринимателям, защите их интересов. Протекционизм повсюду в мире явился составной частью экономической политики меркантилизма, представители этого направления проповедовали идею обогащения государства за счет внешней торговли. И оживление внешнеторговой деятельности России в период петровских преобразований соответствовало этим идеям, осуществлению их на практике. Еще в 60-х годах XVII в. по инициативе боярина А. Л. Ордин-Нащекина, первого экономиста России, известного дипломата, был наложен запрет на беспошлинную торговлю иностранных купцов в России. Сделано это было по многочисленным просьбам, поступавшим от отечественных торговых людей. Если в 1646 г. отменили беспошлинную торговлю с Англией, то в 1653 г. была введена в действие "торговая уставная грамота", на основании которой на иностранные товары при ввозе их в страну накладывались более высокие торговые пошлины. Венцом деятельности Ордин-Нащекина в этом направлении явился в 1667 г. "Новоторговый устав". По нему зарубежным купцам разрешалось осуществление оптовой торговли в основном в приграничных городах. Этим самым государство установило монопольное право на внутренние торговые операции лишь для отечественных купцов. Одновременно, в соответствии с политикой меркантилизма, сокращался импорт и возрастал экспорт товаров. Экономической основой для реализации подобных идей явилось бурное развитие мануфактурного производства в России в XVIII в. и обретенный наконец выход к морям. Выдающийся российский политэконом XVIII в. И. Т. Посошков, выступая за дальнейшее развитие промышленности и торговли, тоже проповедовал ограничение ввоза в страну иностранных товаров. В России была недостаточно развита национальная экономика, продукция ее отраслей часто не выдерживала конкуренцию с заморскими товарами. Англия первой в мире осуществила промышленную революцию, поэтому ограничивали ввоз английских товаров. Таковы были особенности мирохозяйственных связей в XVIII в. Немного позже меркантилисты установили взаимозависимость торгового и промышленного капитала и не стали сосредотачивать внимание лишь на денежной форме капитала. Идеи эти развивали уже представители классической политэкономии — У. Петти, Адам Смит, Рикардо, физиократы. Таким образом, в России в XVIII в. активно развивался не только частный торговый и промышленный капитал. Очень ярко проявило себя и государственное предпринимательство в строительстве казенных мануфактур, кораблестроительных верфей, сооружении водоканалов и т. д. Доходы от подобной деятельности приносили значительные прибыли казне, их можно было использовать в целях технического прогресса и т. п. Накапливался первоначальный капитал при расширении государственного участия в торговых операциях, осуществления государственной монополии на продажу тех или иных товаров. Важным источником первоначального накопления капитала являлась налоговая политика. И. Т. Посошков в своей "Книге о скудности и богатстве" тоже рассматривал налоги как важнейший источник доходов государства. 10.2. Эволюция налоговой системы от реформы княгини Ольги — к Петровским реформамНалоги являются обязательными сборами, взимаемыми государством с хозяйственных субъектов и с населения по ставкам, установленным в законодательном порядке. Для становления налоговой системы, кроме образования государства и появления законодательных актов, необходим определенный уровень хозяйственных (экономических) отношений в стране. Формированию податной (налоговой) системы на Руси с давних времен помогало развитие торговли и постепенное оформление таможенного права; вторым фактором, обеспечивающим этот процесс, является не просто становление государственности на Руси в IX—Х вв., но и совершенствование государственных структур, особенно занимающихся фискальной политикой, периодом расцвета этих структур можно считать XVI—XVIII вв.; третьим важнейшим фактором стало становление в XV—XVI вв. сельскохозяйственного производства как главного в аграрном обществе, т. е. активное развитие земледелия и скотоводства, поставлявшего продукцию для торговли на внутреннем и внешнем рынке; четвертым фактором нужно считать развитие ремесла, а в XVII—XVIII вв. мануфактурного производства. На Руси первая форма взимания налогов получила название "полюдье", она была характерна для ряда зарождающихся государств Восточной Европы. "Полюдье" — это смешанный тип сбора дани, более или менее обусловленной в устных договорах между племенами, а также кормления князя и его дружины за счет населения подвластных территорий. О взимании "полюдья" в Киевской Руси сообщается в записках императора Византии Константина Багрянородного (908—959) "Об управлении империей". Описывая жизнь различных народов, в том числе в районах Дуная и Днепра, он свидетельствовал о "суровом образе жизни... росов". Когда наступал ноябрь месяц, их архонты (князья) выходили с "росами из Киава" (Киева) и отправлялись в "полюдья", что именовалось "кружением". Князь с дружиной объезжал поздней осенью и зимой подвластные ему территории с целью сбора дани, без заранее установленной квоты. Вначале сборщики "полюдья" отправлялись в ближайшее от Киева племя древлян (вер-виан), затем через Любеч по Днепру к дреговичам (другу-витам); после к Смоленску, где в Верхнем Поднепровье проживали кривичи. Далее "кружение" вокруг Киева продолжалось по реке Десне к северянам (севериям), и через Чернигов и Вышгород князь с дружиной возвращался в Киев. Тот факт, что термин "полюдье" появился на основе славянского слова, подтверждается греческой транскрипцией этого слова, в древних исландских сагах оно также заимствовано из древнерусского. Арабские источники, например Ибн Руст, сообщают, что славяне в период "полюдья" собирали дань не только продуктами, но и одеждой. Это можно как угодно широко трактовать, видимо, брали меха, кожу, холсты и т. д., то есть все, из чего шьют одежды. Главными итогами "кружения" были сбор: меда, воска, меха и рабов (невольников), которые продавались или менялись на внешних рынках, в том числе в Византии. В Киев возвращались из "полюдья" в апреле, часть дани использовалась на Великокняжеском дворе, а часть, видимо, шла в уплату дружинникам за службу. К этому времени окрестные племена присылали "моноксилы" — лодки-однодревки с бортами и мачтами. Из них собиралась флотилия в 100—200 судов. В плавание отправлялись в июне—июле, месяцы эти считались наиболее благоприятными для экспедиций по Черному морю в Константинополь. Путь от пристани в Витячеве до Константинополя занимал в среднем шесть недель. Витячев был сборным пунктом потому, что сюда прибывали суда из Переяславля, третьего по величине города на Руси после Киева и Чернигова. Переяславль стоял на реке Трубеж, которая впадает в Днепр ниже Витячева, здесь имелся Днепровский брод. Путь "в греки" был очень непростым, ведь предстояло преодолеть двенадцать Днепровских порогов. Сезон прохода караванов в Черное море совпадал с сезоном добычи икры, поэтому русы везли в Византию также икру и дорогую рыбу. Вместе с купцами в Константинополь прибывало не менее тысячи человек. На основании торговых договоров с Византией 911 и 944 гг. купцы останавливались на специальном подворье и занимались торговлей. Обратно в Киев караваны возвращались не позже ноября, к началу нового "кружения" вокруг Киева, привозили из Константинополя дорогие ткани и оружие, золото и серебро. Таким образом, путь из Киева в Константинополь был тесно связан с реализацией дани, полученной от "полюдья" и являлся лишь частью Великого торгового пути "из варяг в греки". Когда Древнерусское государство окрепло, в середине Х в. здесь была проведена первая известная на Руси хозяйственная реформа, связанная с началом второго этапа становления податной системы. ПВЛ, Константин Багрянородный, В. О. Ключевский и С. М. Соловьев рассказывают о трех составляющих реформы княгини Ольги (вдовы князя Игоря), которую она осуществила в 946 г. По всей видимости, опасности походов за данью типа "полюдья", в одном из которых погиб князь Игорь, побудили княгиню Ольгу преобразовать всю эту систему. "И пошла Ольга с сыном своим (Святославом) и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги", сообщается в Повести временных лет (ПВЛ). Далее, говорится, что дани и оброки она установила по Мете и по Луге, побывала в Новгороде и Пскове, вдоль Днепра и Десны. Везде устанавливала и погосты (от слова "гости" — купцы). Княгиня Ольга в 946 г. впервые перешла к сбору дани, размеры которой хотя бы в общих чертах устанавливались заранее. Таким образом, во-первых, отменялось "полюдье" или "кружение" Киевского князя с дружиной по подвластным территориям. Данъ вместо "полюдья" была более цивилизованной формой налогов, осуществлялась один раз в год сбором продуктов, мехов, различных изделий с земель, которые становились волостями, затем уездными княжествами и т. д. Во-вторых, для сбора дани определялись специальные места — "погосты". Они использовались также для местной (меновой) торговли, а вблизи крупных городов, на берегах больших рек — и для внешней торговли. В-третьих, по ряду свидетельств, определялись люди для сбора дани на погостах — "тиуны". В "Русской правде" о них говорится как о важных должностных лицах. Сборщик дани не называется уже "скотником", как у восточных славян до вхождения их в состав Древнерусского государства. Это обстоятельство свидетельствует об особом этапе развития денежных отношений — от скота как эквивалента денег русичи переходят к другим их эквивалентам, напоминающим металлические деньги. Итак, первый этап становления податно-налоговой системы на Руси хронологически определяем: IX — сер. Х в.; второй этап: с сер. Х в. до начала социально-политической раздробленности, выделения Северо-Восточной, Юго-Восточной, Юго-Западной Руси, т. е. до 1120-х гг.; третий этап продолжался с 1120-х гг. до нападения ордынцев на Русь, т. е. до 1230-х гг. По сведениям ПВЛ, на третьем временном этапе проявились очень интересные тенденции в развитии податноналоговой системы на Руси. Если применительно к Х в. "оброк" и "дань" упоминались как равноценные сборы, то в описаниях XII—XIII вв. эти термины уточняются. На Руси в это время проходил начальный процесс феодализации, который обретал более или менее определенные контуры. Треть собранной дани предназначалась для Великого князя, шла в княжескую казну, которая постепенно приобретала значение государственной казны. Одна десятая ее часть направлялась в распоряжение православной церкви и получила название "десятины". Одновременно появились три разновидности дани-оброка: первая взималась с "дыма", т. е. с дома с печью и трубой. Это свидетельствовало об определенном этапе сельского строительства, можно предположить, что желающие уклониться от дани топили "по-черному" — без вывода трубы наружу. Через несколько веков подворная подать станет основным прямым налогом на Руси, истоки его зарождались в XI—XII вв. в виде дани-оброка с "дыма". Другая часть семей — земледельцев — платили с "рола" (с плуга). В отдаленном будущем это станет поземельным налогом. Еще часть населения платила с "человека", что через несколько веков трансформируется в подушный налог. Дань-оброк имела две составляющих: 1) дань платилась в пользу государства, т. е. она превращалась в подать; 2) оброк предназначался для феодала, т. е. превращался в поземельную ренту. Но применительно к первым векам существования Древнерусского государства такую четкую градацию дани провести затруднительно. Сохранялся еще в отдаленных районах принцип сбора дани с территорий, а не с людей, на них проживающих. Четвертый этап в становлении налоговой системы совпадает со временем татаро-монгольского ига. Это был период с 1236—1240 гг. до середины. XV в. Древняя Русь попала в зависимость от ордынцев на условиях полуколонии. Сохранялось управление русскими землями национальными лидерами, князьями из рода Рюриковичей. Но князья должны были за большие деньги и дары получать ярлыки на правление. Ордынцы были прирожденными степняками и коневодами, не знали земледелия и не строили городов. Вклад их в мировую культуру, отмеченный Л. Н. Гумилевым, был связан с бытом и образом жизни степняков: они изобрели и внедрили в быт большую разбирающуюся юрту; из мужской одежды в числе первых стали применять длинные штаны (брюки); изобрели кривую саблю; носили меховой головной убор, шапку-малахай. Монголы, первоначально не знавшие грамоты, государственного устройства, оказались восприимчивыми к опыту других стран и народов. Пройдя долгий путь завоеваний по просторам Азии, они переняли у ряда народов с древней культурой, в том числе у китайцев и персов, грамоту, навыки проведения переписи населения, организации быстрой почтовой связи путем создания через равные отрезки пути "ям" — почтовых станций. Первую перепись населения на Руси ордынцы начали проводить еще до падения Киева в 1238 г., когда после гибели во Владимире-на-Клязьме Великого князя Юрия там стал править его брат Ярослав Всеволодович. Хан Батый послал баскаков своих с численниками (переписчиками населения) и с толмачами (переводчиками) по землям Русским. По словам итальянского путешественника Плано-Карпини, перепись эта проходила очень жестоко. У каждого главы семейства, имевшего трех сыновей, брали в полон одного, захватывали всех неженатых мужчин и незамужних женщин, всех нищих и бездетных и угоняли в рабство. Остальных всех перечисляли и обкладывали данью. Отныне каждый человек мужского пола в любом возрасте и любого состояния должен был ежегодно платить ясак: "по меху медвежьему, бобровому, соболиному, хорьковому и лисьему". Кто не мог заплатить, того забирали в рабство. И в 1257г., после смерти Батыя и его сына Сартака, была проведена вторая перепись населения на Руси. Приехавшие численники переписали население Суздальской, Рязанской, Муромской и иных земель. Не считали, т. е. не накладывали "ясак" (налог) (как и в первую перепись), на священнослужителей и монахов. Для остальных, занесенных "численниками" в перепись населения, определялся "ясак" в виде перечисленных уже мехов диких зверей. Всех не заплативших забирали, как и в прежние годы, в "полон". Но главной была общая на всю Русь дань под названием "ордынский выход". Сумма его четко не определялась. Платили "выход" удельные князья от имени населения своих княжеств. Но со времени Ивана Даниловича (Калиты) московские князья стали платить за всех "ордынский выход", предварительно собрав необходимую сумму из разных мест. Ордынцы брали больше золотом и серебром, дорогими мехами. Если хану в Сарае (столице Золотой Орды) хотелось больше дани-даров, князей с сыновьями задерживали на неопределенное время в Орде, пока их приближенные не собирали нужную сумму, чаще золотой и серебряной посудой, возможно, и окладами от образов. Сопротивлявшиеся не только поборам, но и унижениям, князья с сыновьями принимали в Орде мученическую смерть. Главный вывод из вышесказанного такой: экономика Руси была отброшена на несколько веков назад. Русичей из-за непомерных поборов, ежегодно выплачиваемых даже за младенцев и дряхлых стариков мужского пола мехами ценных пород диких зверей, заставили вплотную заниматься охотой. Таким образом, вместо производящего хозяйства вновь перешли к присваивающему типу хозяйства. Почти сто лет русичи не занимались широко земледелием и скотоводством. Степняков мало интересовало земледелие и плоды от него. Из-за задержки процесса феодализации и становления аграрного общества наметилось значительное отставание в экономическом развитии Русского государства от европейских стран. Выравнивание уровней развития произойдет лишь через несколько веков. Пятый этап в развитии податной системы на Руси приходится на XFV—XVI вв. В это время сложились условия для перехода к так называемой посошной подати. В те времена в окружающем Русь мире — Восточной и Западной Европе — создавались централизованные государства. Русь долго не могла оставаться в стороне от этих тенденций. К тому же после Куликовской битвы 1380 г. в стране начался политический и хозяйственный подъем. С середины XV до середины XVI в. проявился подлинный расцвет земледелия и сельского хозяйства. В эти годы в целом и определился переход к новому этапу в развитии налоговой системы — взиманию посошной подати. О "сохе" как виде дани говорится в завещании Великого князя Василия Васильевича Темного (1425—1462 гг.). После его смерти писцы должны были переписать земли и обложить "данью по сохам и по людям". Здесь официально упоминается "coхa" как единица податно-налогового обложения. Итак, сборы дани проводились: по людям; по сохам; с учетом экономической мощи хозяйства. "Соха" как единица обложения податью не ассоциировалась с сохой — орудием земледелия. "Соха" — это единица земли, с которой платили подать государю, т. е. Великому князю, в XV—XVI вв., первой половине XVII в. "Соха" определялась также количеством рабочей силы, необходимой для обработки определенной земельной площади. С постепенной ликвидацией раздробленности на Руси к взиманию податей в виде "московской сохи" присоединились Ярославское, Тверское и иные княжества. Причем условно к пашне приравнивались другие объекты обложения: мельницы, лавки, лодьи, т. е. различная недвижимость. Законодательно посошная подать как основной прямой налог в Русском централизованном государстве была закреплена в "Судебнике" Ивана IV 1550 г. Она стала взиматься со всех земель русских с 1551 г. В основу "сохи" (посошной подати) было положено известное количество земли, которую мог обрабатывать один или несколько человек с одной или несколькими лошадьми. При этом учитывалось и количество произведенной продукции, то есть экономическая выгода, получаемая от запашки земли. В. О. Ключевский называл ее "промышленной сохой", имея в виду взимание подати с посадских тягловых людей (мелких торговцев и ремесленников). Сох пашенных было две: новгородская — около 45 десятин земли. В отличие от нее московская соха представляла из себя целый пахотный округ. Относясь к служивым землевладельцам (дворянам), соха пашенная здесь в трех полях достигала 1200—1800 десятин земли. Таким образом, размеры "сохи" зависели от того, возможно ли было от той или иной земли, в зависимости от ее площади и плодородия, получить и реализовать столько продукции, чтобы суметь уплатить сумму подати. "Соха" новгородская была намного меньше потому, что в тех местах было мало плодородной земли, служилым людям она не раздавалась, а народ много занимался промыслами и ремеслами, внешней и внутренней торговлей и платил подати, видимо, от суммы общих доходов. "Соха" церковная доходила в трех полях до 1350 десятин. Крестьяне, находящиеся на этих и "черных", т. е. государственных, землях, не несли военной повинности, поэтому с них брали больше сельских податей. "Соха" государственных крестьян доходила до 600 десятин. Получалось, что "черные" крестьяне с 600 десятин земли платили такую же сумму посошной подати, как служилые люди с 1200 десятин земли, т. е. с них налог брали вдвое больший. Прямые налоги в Московском государстве до XVII в. состояли из 3-х частей: 1) дани (посошной подати); 2) кормления административных лиц; 3) иных натуральные повинностей. Вся совокупность денежных платежей и натуральных повинностей называлась тяглом. Более мелкими, чем "соха", единицами обложения были: "выть" — до 30 десятин земли и "обжа" — до 15 десятин. "Кормы" областным управителям делились на: а) "въезжий", т. е. при поступлении в управление того или иного лица; б) "постоянные", т. е. годовые, представляемые по двум крупным церковным праздникам: "Петровский" и "Рождественский". До главенства Московского княжества "кормы" включали "припасы натурой" в виде хлеба, мяса, а также сена для скота. С воцарением Московской Руси и развитием товарно-денежных отношений наместникам стали выдаваться денежные оклады. История свидетельствует, что и с введением денежных окладов подношения различным должностным лицам сохранились в последующие времена. Но они перестали быт обязательными, приобрели характер даров → подарков → подкупов должностных лиц. В XVI—XVII вв., т. е. с появлением единого государства и "помазанием" на царство Ивана IV, значительно возросли объемы прямых налогов. При Иване Грозном это можно объяснить большими государственными расходами в период Ливонской войны, а в XVII в. — ликвидацией последствий Смутного времени. К посошной подати ("соха", "выть", "дань") присоединились сборы на: 1) выкуп пленных, особенно уведенных крымскими татарами — " полоняничные" деньги, 2) "стрелецкий" хлеб собирался на содержание стрелецкого войска; 3) "ямские деньги" — на содержание разветвленной с XVI в. сети ямской "гоньбы"; 4) "ямчужные" — или селитряные деньги — на покупку пороха; 5) "засечные" деньги еще раньше собирались на возведение "засек" — преград на пути татар к Москве. Все многочисленные прямые налоги в XVII в. были укрупнены, т. е. сведены в три основных: 1) деньги "данные", т. е. сама посошная подать, которую по старинке называли данью; 2) "полоняничные"; 3) "обычные" деньги, здесь не имели в виду оброк с вотчинных крестьян. Ввели оброк при Иване IV с отменой управления наместников и волостелей и соответственно отменой кормления. Вместо них появились выборные земские старосты с целовальниками. На их содержание и был определен государственный налог, названный "оброком" или "откупом". Для упорядочения налогообложения в XVI в. создавались писцовые книги, в которых содержались данные переписей пашни и сенокосов, а в XVII в. завели переписные книги для учета численности дворов и населения в них. С помощью "переписных книг" в правление Алексея Михайловича Романова был подготовлен переход к еще более цивилизованной форме прямого налога — к подворной подати. Шестой этап взимания прямого налога — подворного — начинает отсчет времени уже после смерти Алексея Михайловича, с 1679 г. Отныне все прямые налоги были сведены в два разряда: 1) стрелецкие деньги; 2) ямские и полоняничные. Стрелецкий налог теперь платило городское и промышленное сельское население, к нему относилось и население поморских уездов, где хлебопашество не было главным занятием сельских жителей. Все они должны были содержать стрелецкое войско. Ямские и полоняничные деньги платили крестьяне: государственные, дворцовые, церковные, вотчинные и помещичъи. В том и другом случаях налоги взимались с подворий, независимо от того, сколько в них проживало людей. Несовершенство таких налоговых сборов проявилось уже в первой четверти XVIII в., т. е. в период Петровских реформ. Из-за тяжести налогов и в силу ряда иных причин крестьяне начали целыми семьями покидать свои подворья, пополняя ряды беглых, в лучшем случае — казаков. Государству все труднее становилось собирать налоги, поэтому в 1724 г. по указу Петра I в Российской империи перешли к сбору подушного налога. В такой форме — "по душам" мужского пола — его собирали более 160 лет — до реформ Н. X. Бунге — И. А. Вышнеградского. Противником введения подушного налога выступил современник Петра I — Иван Тихонович Посошков (1652— 1726 гг.). Он в 1724 г. опубликовал сочинение "О скудности и богатстве". Книгу эту можно считать первой работой по политической экономии в стране. И. Т. Посошков ратовал за ограничение эксплуатации крестьян со стороны помещиков. Он относился к налогам как важнейшему источнику доходов государства, поэтому предлагал облагать налогами все социальные слои общества, за исключением духовенства. И. Т. Посошков полагал, что в количественном (суммарном) отношении налоги нужно взимать исходя из доходов, которые люди получают, занимаясь промыслами и торговлей, работая на земле. Таким образом, И. Т. Посошков впервые в экономической истории России предложил по сути дела перейти к подоходному налогу. Это предложение первого российского политэконома опережало время, в котором он жил, на 200 лет. Петр I не простил великому ученому критику существовавших тогда в России порядков: вскоре после ареста И. Т. Посошков умер в Петропавловской крепости. Кроме государственных податей — налогов, на Руси существовали торговые пошлины, которые были косвенными налогами. Они с периода образования Древнерусского государства подразделялись на проезжие и собственно торговые. Широко известен "мыт" — сбор за право провоза товаров. Люди, осуществлявшие эту функцию, назывались мытниками или "мытарями". Был мыт сухой, т. е. сухопутный, его взимали с возов с товарами, а мыт водяной брали с лодей с товарами. "Головщина" и "костка (гостка)" была сбором с лиц, везущих товар. "Задние калачи" — это мелкие сборы с торговых людей, едущих с рынка. "Мостовщина" и "перевоз" являлись пошлинами на право проезда торговых людей с товаром через мост и проч. Собственно торговые пошлины подразделялись на: 1) сборы за подготовительные торговые действия; 2) сборы за право купли-продажи. Первые назывались еще "замытной пошлиной", т. е. они заменяли "мыт" в том городе, где купец останавливался для торговли. Были еще "явка" — мелкий сбор в таможне при заявке купцом привезенного товара; "гостиная" — сбор при найме лавки для продажи. Были также косвенные налоги: "амбарное" и "полавочное" (по лавкам), "весчее" или "пудовое" — сбор при взвешивании товара, "померное" — при замере сыпучих товаров и т. д. За право купли-продажи взимались: "тамга" — сбор за право продать и купить. Слово это одного корня от татарского слова "деньги". Иногда вместо тамги этот сбор называли "осмничее" — оно впервые появилось в XII в., т. е. до ордынцев. То и другое взималось как с продавцов, так и с покупателей. Причем дороже эта пошлина взималась с иностранных купцов. Отказ от разнообразных пошлин произошел с помощью Уставной грамоты 1654 г. Стала взиматься одна пошлина за право торговли — рублевая. С продавца она составляла 5 рублей, с покупателя — 2,5 рубля. XIX в. принес с собой изменения и в налоговой сфере Российской империи. Косвенными налогами стали акцизные сборы. В условиях отмены крепостного права, победы промышленной революции и активизации рыночных отношений изменилось название и суть основного прямого налога. Вопросы для самоконтроля1. Почему Древнерусское государство называли "страной городов"? 2. Назовите основные причины образования первых городов на Руси. 3. Определите основные торговые пути на Руси в IX— XIII вв. 4. Какими товарами и с кем торговали (обменивались) русичи? 5. Какие из русских городов входили в Ганзейский союз? 6. Как изменилась структура ввоза и вывоза товаров в XVIII в.? 7. Что такое "полюдье", дань, посошная подать? 8. Кто и когда ввел подворную подать и подушный налог? 9. Какие Вам известны косвенные налоги в России? 10. За введение какого основного прямого налога в Российской империи выступал И. Посошков?1 В те времена "немцами" называли и представителей других народов с Запада: датчан, шведов, норвежцев и т. д. . Ваш комментарий о книге |
|