Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Мизес Л. Индивид, рынок и правовое государствоОГЛАВЛЕНИЕВведение1. Людвиг фон Мизес -- один из самых ярких представителей "Великой Вены". Преемник Карла Менгера (1840--1921), непосредственный ученик Евгения фон Бем-Баверка (1851--1914), в свою очередь учитель Фридриха фон Хайека (1899--1992), Мизес стал одним из основателей австрийской школы экономистов, в рамках которой сформировались Г. фон Габерлер, Ф. Кауфман, Ф. Маклуп, О. Моргенштерн, А. Шутц, Р. фон Стригль, Е. Воегелин, X. Сеннхольц, М. Ротбард и И. Кирзнер. 2. Урок научной последовательности и защита свободы. О судьбе книги Мизеса "Социализм" Фридрих фон Хайек написал: "Бросив вызов идеям целого поколения, эта книга изменила способ мышления многих" [F.A. von Hayek. Foreword to L. von Mises "Socialism", Liberty Classics, Indianapolis, 1981, p. XIX]. Почти восемьдесят лет назад Мизесу удалось доказать принципиальную невозможность экономического расчета в условиях социалистического общества. Его ставший уже классическим анализ содержал предсказание, что запрет рыночных отношений станет дорогой к рабству [L. von Mises. Socialism, p. 97, 483 и далее по тексту]. Напомним, что уже Макс Вебер отметил, что "абсолютным центром" социализма является экономический расчет. "У социалистов, -- писал Оскар Ланге, -- есть все основания быть благодарными профессору Мизесу, своему великому advocatus diaboli (т.е. дьявольскому адвокату). Именно брошенный им вызов вынудил их признать адекватность определенного экономического расчета в качестве разрушающего ресурсы фактора в системе социалистической экономики. Но не только это. Главная его заслуга в том, что многие из социалистов осознали наконец факт существования проблемы" [О. Lange. On the Economic Theory of Socialism, in: Review of Economic Studies, 1936, v. IV, p. 53]. В Вене, главной столице логического позитивизма, Мизес воспринял эпистемологическую концепцию дедуктивизма и утонченного фальсификационизма [По этому поводу см. М.J. Rizzo, Mises and Lakatos. A Reformulation of Austrian Metodology, in: Metod, Process and Austrian Economics. Essays in Honor of Ludwig von Mises, Lexington (Mass.) Toronto, 1982]. Не менее важно заметить, что именно в Европе, пострадавшей от варварства нацистов, фашистов, ленинистов-сталинистов, он попытался найти основания рыночной экономики и проследить, каковы неизбежные политические следствия запрета рынка, показав угрозу голода и рабства. В нашей стране этот урок усвоили далеко не все. 3. Праксеология и каталлактика. Общую науку о человеческих поступках Мизес называет праксеологией [Термин "праксеология" впервые использовал Espinas в 1890 г. См. его статью Les Origines de la technologie, Revue Philosophique, XVth year, XXX, p. 114--115, и его книгу под тем же названием, опубликованную в Париже в 1897 г.]. Каталлактикой [Термин "каталлактика" впервые использовал Whately. См. его книгу Introductory Lectures on Political Economy, London, 1831, p. 6] он называет науку о культуре обмена и экономике, она выступает частью праксеологии. Праксеология изучает характер человеческого поступка иным, отличным от психологии и истории способом. В то время как психология интересуется мотивациями действий, а история -- конкретным содержанием того или иного действия, праксеология делает своим предметом поступок как таковой. Она исследует отношение средств и целей, телеологии и каузальности и т. п. 4. Праксеология есть наука о средствах. Действие всегда есть программирование лучшего будущего, такого будущего, которое в любом случае остается неопределенным. Следовательно, действие есть выбор промежуточных средств, ведущих к желаемой цели. Нет науки о целях; праксеология далека от того, чтобы устанавливать то, что делает человека счастливым. Праксеология и каталлактика обсуждают не движущие цели поступков, а скорее средства, приемлемые для достижения искомой цели [L. von Mises. The Human Action, Contemporary Books, Chicago, 1966, p. 15, 100, 105]. 5. Человеческое действие по необходимости рационально. Всякий, кто действует, использует, разумеется, средства, представляющиеся ему наиболее подходящими к достижению желаемой цели. Так что понятна причина, по которой поступок человека рационален [L. von Mises. Epistemologic Problems of Economics, p. 35]. Медики, приводит пример Мизес, сто лет назад против рака использовали методы, отвергаемые нынешними медиками. С точки зрения современной патологии, они были очень плохо информированы, а потому у них мало что получалось. "Все-таки нельзя сказать, что они действовали иррационально, ибо старались применить лучшее из того, что умели. Возможно, еще через сто лет у врачей будут другие, более эффективные методы лечения этой болезни. Они, возможно, будут более эффективны, но не менее рациональны" [L. von Mises. Human Action, p. 20, and Epistemologic Problems of Economics, p. 33]. 6. Как выделить сферу чисто экономического действия? Человеческий поступок всегда рационален, поэтому он всегда экономичен как попытка достичь желаемой цели с помощью выбранных к случаю средств. "Сфера рационального действия и сфера экономического действия совпадают", -- полагает Мизес. Совпадают, однако и различаются. В самом деле, можно указать на такой факт, что "сфера чисто экономического есть не что иное, как сфера, в рамках которой возможен расчет в денежных терминах" [L. von Mises. Socialism, p. 97, 108, The Human Action, p. 211]. 7. Теоремы праксеологии. Фундаментальная идея праксеологии состоит в констатации, что "в начале было действие". Мы осознаем, что эго способно действовать и оно действует. "Интенциональность наших действий делает их поступками" [L. von Mises. Epistemologic problems of Economics, p. 14]. Человеческое действие всегда рационально. Это поведение сознательно и ответственно. Человек не может быть буратино собственных аппетитов, он не бросается на всякую женщину, которая щекочет ему нервы, не глотает любой искушающий его кусок пищи, не колотит всякого, кого почему-то ему хочется убить. Распределяет свои похоти и желания, выстраивает их и выбирает. Для поступка необходимо как умение брать, так и умение отказываться [L. von Mises. The Human Action, p. 12, 16--17]. Человек выбирает и действует, поскольку он чем-то недоволен. У того, кто совершенно доволен существующим положением вещей, нет повода действовать и менять что-то, он попросту жил бы, свободный от необходимости действовать [L. von Mises. The Human Action, p. 13--14, 35, Socialism, p. 97]. С другой стороны, действующий человек должен выбрать и установить средства, соответствующие целям. Для этого ему необходимо выявить причинную связь событий между событием--причиной и событием--эффектом [L. von Mises. The Human Action, p. 35]. Именно в этом состоит верное соотношение между телеологией и каузальностью: пара категорий "средства--цели" предполагает пару категорий "причина--эффект". Становится также понятно, что "мы не можем осмысливать мир вне каузальности и телеологии", без причинных связей мир стал бы абсолютно непонятной мистерией" [L. von Mises. The Human Action, p. 25, 35]. 8. "Думает только индивид. Рассуждает только индивид. Только индивид действует." Действие человека всегда рационально. Будучи осознанным и ответственным, действие ориентировано на элиминацию неудовлетворенности. Только представляя себе причинную связь событий, можно достичь искомых целей. "В мире без причинной упорядоченности феноменов не было бы места для рассуждений и активности. В хаотичном и беспорядочном мире человек никогда не смог бы найти ориентиры для действия" [L. von Mises. The Human Action, p. 25]. Кроме того, подчеркивает Мизес, человеческое действие всегда принадлежит тому или иному индивиду, только люди действуют. В этом состоит теоретическое ядро методологического индивидуализма: "Только индивид думает. Рассуждает лишь индивид. Только индивид действует" [L. von Mises. Socialism, p. 97, and L. Infantino, Individualism in Modern Thought, Routledge, London, 1998, p. 114--117]. Это означает, что коллективные сущности -- государство, классы, партии и т.п. -- сводятся все без исключения к действиям их составляющих индивидов. Для коллективных форм нет иной реальности, кроме действий индивидов как членов общества [L. von Mises. The Human Action, p. 42]. "Любая государственная деятельность есть действия людей, зло, навязываемое одними людьми другим людям" [L. von Mises. Liberalism in the Classical Tradition, Irvington on Hudson, New York, 1985, p. 57]. "Слова об обществе, не зависимом от существования людей, их жизни, душ, поступков, есть метафора, которая может привести к грубейшим ошибкам... Действие всегда воплощено в поступках индивидов" [L. von Mises. The Human Action, p. 139, The Ultimate Foundation of Economic Science: An Essaus on Metod, Kansas City, 1977, p. 79, Theory and History. An Interpretation of Social and Economic Evolution, Arlington House, New Rochelle, New York, 1969, p. 176]. 9. От онтологического тезиса перейдем к методологическому. Итак, коллективным понятиям -- общество, государство, администрация, рынок и т.п. -- соответствуют индивиды с их идеями и поступками. Этому онтологическому тезису соответствует тезис методологический, согласно которому институты, факты и сложные события могут быть опознаны только посредством анализа индивидуальных действий. Стало быть, ученый в своих исследованиях должен отталкиваться от действий индивида просто потому, что "только о них мы можем иметь прямые сведения" [L. von Mises. Epistemologic Problems of Economics, p. 43.] Коллективисты верят, что коллективным понятиям соответствуют специфические сущности и автономная реальность, порожденные таинственными и всемогущими силами, неотвратимыми законами, невидимыми структурами. Они барахтаются в море иллюзий, не просто обманчивой -- опасной мифологии, абстрактные понятия они делают вещами, конкретизируют их. 10. В подлинной стихии рынка господствуют потребители. Согласно Мизесу, социалистическим является любое общество, где запрещена частная собственность на средства производства. С этой точки зрения и нацистов и коммунистов равным образом можно считать социалистами. С другой стороны, "капитализм, т. е. рыночная экономика, -- это система социальной кооперации и разделения труда, основанная на частной собственности на средства производства" [L. von Mises. Bureaucracy, Arlington House, 1969, p. 20]. А в условиях системы рыночной экономики самодержец -- потребитель. Того, кто не подчиняется суровым законам общественного спроса, выраженным в структуре рыночных цен, ждет наказание, банкротство, так проступает позиция истинного вожака. "Нерадивый будет вытеснен теми, кто работал лучше и лучше сумел удовлетворить потребительский заказ" [L. von Mises. The Human Action, p. 270]. 11. Экономический расчет. Предпочтения и выбор потребителей становятся возможным источником прибыли и потерь. В системе капитализма индивид как экономический агент путем математического расчета, сравнением размера инвестиций и итоговой продукции может ощутить результат собственных действий. Экономический расчет заключается в конкретном применении понятий "капитал" и "рента", "прибыль" и "расходы", "цены" и "рентабельность". Все это возможно только в условиях капиталистического общества, ибо именно экономический расчет делает очевидным соотношение цен и прибыли, опирается при этом на рыночные цены, которые "являются последними фактическими данными для экономического расчета" [L. Von Mises. The Human Action, p. 211, 216, а также см.: E. Butler, Ludwig von Mises, Gower Publishing Company, 1988, p. 38--41]. 12. Запрет рыночной экономики ведет к нищете и рабству. Поистине гениальная интуиция подсказала Гете мысль о том, что "бухгалтерия -- двойная запись прихода--расхода -- является самым блистательным изобретением человеческого духа". "Экономический расчет, -- пишет Мизес, -- есть компас, применяемый человеком в области производства... бухгалтерские отчеты и балансы образуют предпринимательское сознание" [L. von Mises. Bureaucracy, p. 32]. Однако такое сознание не существует и не может существовать в условиях социализма, после упразднения государством частной собственности. "Общественная собственность на средства производства есть не что иное, как социализм или коммунизм" [L. von Mises. A Critique of Interventionism, New York, 1967, p. 16]. Социализм вычеркивает свободный рынок, а там, где нет рыночных отношений, нет механизма формирования цен, значит, нет и необходимости экономических расчетов" [L. von Mises. Socialism, p. 113]. Там, где не интересуются экономическими счетами, маловероятно появление экономической, а значит, и рациональной активности. Социализм, следовательно, препятствует рациональному решению экономических проблем. Тупик в экономике всегда сопровождается произволом и коррупцией власти, растратой и хищением национальных ресурсов, превращению граждан в прислугу, начальников -- в непогрешимых держателей истины, пророчествующих о смысле истории. Наложение запрета на рынок -- прямой путь к нищете, коррупции и рабству. Мизес сформулировал эти идеи в начале двадцатых годов. Последующие события подтвердили эти прогнозы, стала очевидной близорукость и самонадеянность многих интеллектуалов, правых и левых защитников государства, считавших, что запрет рыночных отношений приведет к созданию царства небесного на земле [L. von Mises. The Anticapitalistic Mentality, Libertarian Press, South Holland, 1972, p. 18 etc., 48--66]. 13. Рыночная экономика и правовое государство живут и умирают вместе. Рыночная экономика -- это экономика демократии. При социализме собственники средств производства устанавливают все цели. В условиях капитализма цели устанавливают потребители. "Капиталистическое общество -- это демократия потребителей" [L. von Mises. Socialism, p. 113]. Если потребители отдают предпочтение Библии, не покупают детективов, то производитель печатает тексты Священного Писания. Рынок и правовое государство живут и умирают одновременно. "Стоит только разжаловать рыночную экономику, основу экономической свободы, все политические свободы и права становятся обманом... Свобода печати есть чистое надувательство, если власть контролирует все типографии и бумажные фабрики. Так же обстоит дело и с другими правами человека" [L. von Mises. The Human Action, p. 287]. Централизованное планирование экономики искореняет любое воспоминание о свободе и оставляет индивиду единственное право -- не возражать и подчиняться. Рынок, напротив, способствует распространению материального благополучия и укрепляет фундамент свободы для большинства граждан. Вот как описывает Мизес функции государства в условиях рыночной экономики: "Государство, исполнительный аппарат не вмешивается в деятельность рынка и связанные с ним гражданские формы активности. Оно охраняет жизнь, здоровье и собственность граждан против насилия, злостных форм надувательства, внутренних преступных элементов и внешних врагов. Государство создаст и страхует сферу рыночной деятельности так, чтобы экономика могла безопасно функционировать" [L. von Mises. The Human Action, p. 257]. 14. Идеи и институты, защищающие свободу и благосостояние. Проповеди могут быть вполне благородными. Однако интересами никогда не следует пренебрегать. Все-таки от благополучия и свободы лишь немногие могли бы легко отказаться. Однако логика и опыт показывают, что благополучие и свобода неотъемлемо связаны с рыночной экономикой и всегда яростно отвергаемы социалистской экономикой (нацистами, коммунистами, фашистами). Таким образом, если мы хотим свободы и материального процветания, то не можем не способствовать укреплению институтов, образующих основу рыночной экономики, следовательно, и базу правового государства. Перечислим такие инструменты: 15. Либерал -- это антистаталист, но не анархист. Будучи основой свободы и благополучия, частная собственность имеет свое моральное оправдание. Она, как и государство, благотворна. Все же анархизму здесь нет места. "Государство -- абсолютная необходимость, ибо оно должно решать наиболее важные задачи, защищать не только частную собственность, но и мир, ибо в отсутствие мира невозможно собрать зрелые плоды частного предпринимательства. Либерал нетерпим только к нетерпимым, по отношению к любой религии и любой форме метафизики он терпим, но не потому, что равнодушен, а потому, что убежден в первичности мира над всем и над всеми" [L. von Mises. Liberalism in the Classical Tradition, p. 33, 39, 42]. 16. Христианская любовь, церковь и либерализм. Мизеса серьезно беспокоила тема неоднозначного отношения христианства к идее рыночной экономики именно по причине проблемы солидарности. Не устают повторять, что психология рынка во всем противна сочувствию слабым, униженным и оскорбленным, нуждающимся в помощи. Фридрих фон Хайек, ученик Мизеса, показал, почему капиталистическое общество может и должно быть солидарным с несчастными. Но, спрашивает Мизес, разве можно считать менее солидарным общество, где богатство поделено на неравные части, чем то, где совсем не равным образом поделена нищета, мир репрессий, где действует принцип "кто не подчиняется, не ест"? Церковь воюет с современной наукой, она осудила Галилея и затем обрушилась на теорию дарвинизма. Не случится ли то же самое с социологией? "Возможно, церкви лучше примириться с социальным принципом свободной кооперации посредством системы разделения труда? Принцип христианской любви нельзя ли интерпретировать в таком именно смысле и для этой цели?" [L. von Mises. Socialism, p. 381] Жизнь и творчество1. Юность и годы учебы. Людвиг фон Мизес родился 19 сентября 1881 года в Лемберге. Его отец Артур был инженером и работал в министерстве управления железных дорог. Людвиг был старшим из трех братьев, один из них -- Карл -- умер от скарлатины еще в младенчестве, а другой -- Ричард -- стал известным математиком неопозитивистского направления, он умер в 1953 году. С 1892-го по 1900 гг. Мизес посещает лицей и гимназию в Вене. "Окончив лицей, -- вспоминает Мизес, -- я ощутил себя увлеченным не столько политической историей, сколько проблемами экономической, административной и социальной истории. Я решил заняться правом, а не историей, как намечалось прежде, еще со средней школы". Таким образом, в 1900 г. Мизес поступил на факультет политических наук и правоведения. "Приступая к учебе в университете, -- отмечает Мизес, -- я был решительным сторонником интервентизма. В то же время было нечто, что выделяло меня среди коллег, — я был убежденным антимарксистом". 2. Мизес и немецкая историческая школа экономики. В 1902 году, будучи еще студентом, Мизес опубликовал свою первую книгу "Die Entwicklung des gutsherrlichen-bauerlichen Verhaltnisses in Galizien 1772--1842". Эта работа, по словам Фридриха фон Хайека, "написана в духе господствующей немецкой исторической школы экономики и ее венского представителя Карла Грюнберга". Именно Грюнбергу, будущему директору Института социальных исследований, основателю франкфуртской школы, Мизес обязан своим интересом к проблемам экономической истории. Однако скоро Мизес замечает теоретические недостатки в историцизме экономической школы, эти недостатки становятся объектом его острой критики. По его утверждению, упомянутая школа "не произвела ни одной стоящей идеи" и "не вписала ни одной страницы в историю науки". С методологической точки зрения исторические исследования сопоставимы разве что с неусваиваемыми изданиями историографического характера". Историческую школу Мизес отвергает из-за "убогой тенденциозности подобного сорта литературы". 3. Знакомство с "Grundsatze" Карла Менгера. В декабре 1903 года Мизес прочел "Grundsatze der Volkswirtschaftslehre" Карла Менгера. "Благодаря этой книге, -- напишет он несколько десятилетий спустя, -- я стал экономистом". Через четыре года он лично встретился с Менгером; многочисленные встречи и беседы не остались без следа. Первого апреля 1909 года Мизеса пригласили в Венскую торговую палату в качестве члена центрального комитета по торговой политике. 4. Семинар Евгения фон Бем-Баверка и публикация "Theorie des Geldes". С 1913 года Мизес участвует в работе семинара, руководимого Евгением Бем-Баверком. "То был великий день, -- вспоминает Мизес, -- как в истории Венского университета, так и для развития политической экономии -- день торжественного открытия Бем-Баверком своего семинара". В 1912 году выходит в свет первое немецкое издание "Theorie des Geldes und Umlaufsmittel" ("Теория денег и средств обращения"), работу над которым Мизес начал в 1909 году. "Как я и ожидал, -- замечает Мизес, -- книга была буквально отвергнута грубыми рецензиями научных немецких журналов. Я не очень обеспокоился, зная, что совсем скоро мои прогнозы найдут реальное подтверждение". Джон Мейнард Кейнс также прислал свою рецензию, но слабое владение немецким языком не позволило ему уловить самобытную оригинальность книги. 5. "Я был экономистом страны". В 1913 году Мизеса пригласили преподавать, и в 1913--1914 годах он провел свой первый семинар в Венском университете. В годы Первой мировой войны Мизес испытал себя на фронте артиллерийским офицером, а за несколько месяцев до окончания военного конфликта поступил на службу в экономический отдел Военного министерства. В 1918 году Мизес продолжил работу в Венской торговой палате. Официально являясь рядовым служащим, окруженный коллегами и начальником, Мизес, по его же собственным словам, ощущал себя "экономической совестью страны". "Занимаемая тогда мною должность, -- пишет он, -- бесспорно позволяла оказывать влияние, сопоставимое с влиянием стоящего во главе какой-либо мощной политической партии австрийца. Я был ведущим экономистом страны. Но под этим не подразумевается беспрекословное исполнение моих рекомендаций. При поддержке своих немногочисленных друзей я вынужден был постоянно вести отчаянную борьбу. Единственное, чего нам удалось добиться, это разве что избежать катастрофы. То, что зимой 1918--1919 года дело не дошло до большевизма, что промышленный и банковский крах произошел не в 1921-м, а только в 1931 году, все это в немалой степени можно считать результатом моих усилий. Большего сделать было нельзя. Во всяком случае, я сделать большего не смог". 6. Преподавание в Венском университете. В том же 1918 году Мизес был приглашен на должность экстраординарного профессора Венского университета. Первое время читает лекции, но впоследствии, по причине крайней занятости, он ограничился семинаром, проводимым с периодичностью два часа в неделю, по проблемам экономической теории. "Никакое другое занятие, -- утверждал он, -- не казалось мне более желанным, чем профессия университетского педагога, хотя очень быстро я понял, что либералу вроде меня карьера штатного преподавателя на кафедре любого немецкоязычного университета заказана". Его лекции по политической экономии сопровождались растущим успехом в студенческой среде, что понятно, если мы вспомним о жалком состоянии, в котором находился тогда Венский университет. Действительно, после ухода Визера и переезда во Франкфурт Грюнберга заведовать тремя кафедрами политической экономики стали Отмар Шпанн, Ганс Майер и Фердинанд Дегенфельд-Шенбург. "Шпанн, -- вспоминает Мизес, -- практически не понимал сложившейся ситуации в политической экономической теории. Под названием политической экономии он на самом деле проповедывал "универсализм", который в конце концов оказался национал-социализмом. Дегенфельд в проблемах политической экономии понимал еще меньше. Уровень его преподавания едва ли смог бы удовлетворить запросы какого-нибудь второсортного коммерческого института. Майер бьш любимым учеником Визера, прекрасно знал сочинения своего учителя, а также работы Менгера и Бем-Баверка, все же на индивидуальном уровне был абсолютно лишен способности критически мыслить, потому не произвел на свет ни единой самостоятельной идеи". 7. Преподавание политической экономии и социологии в немецких университетах. В 1919 году Мизес опубликовал работу "Nation, Staat und Wirtschaft", определенную самим автором "научной книгой с политическим рисунком". Это была попытка освободить самосознание немецкого и австрийского народов от национал-социалистической копоти и реконструировать его на основе более высокой либерально-демократической политики. В том же 1919 году Мизеса ввели в научный комитет при Verein fur Sozialpolitik и в середине двадцатых годов избрали членом Deutsche Gesellschaft fiir Soziologie. Однако в 1933 году он покинул обе эти организации. "Впечатление от преподавателей экономических, политических наук и социологии в немецких университетах, -- вспоминает Мизес, -- было далеким от позитивного. Естественно, среди них были подготовленные и наделенные недюжими способностями люди. Все же большинство отнюдь не владели этими качествами... Многие называли себя узкими "специалистами-теоретиками". Готтль и Оппенгеймер страдали манией величия, Диль -- просто тупой невежда, Шпитоф не сумел опубликовать хоть одну книгу". Иными словами, "именно общение с подобными людьми способствовало ясному осознанию невозможности спасения немецкого народа. Факт, что эти слабоумные, ставшие профессорами, в свою очередь, путем отбора из лучших, преподавали в университетах важнейший предмет и должны были формировать слой политически грамотных профессионалов. Им оказывали большие почести, они пользовались вниманием образованных людей и общественности. Страшно было подумать, каким бы сформировалось поколение молодых, имеющих подобных учителей?" 8. Частный семинар Мизеса в Вене. Начиная с 1920 г. Мизес организовал "частный семинар" (Privatseminar). С регулярностью две недели в месяц, с октября по июнь, энтузиасты собирались в офисе Мизеса, находившемся в Торговой палате. "Как правило, -- пишет Мизес, -- наши встречи начинались в семь часов вечера и заканчивались в десять с половиной. На этих собраниях в непринужденной обстановке мы спорили по всем важнейшим проблемам политической экономии, социальной философии, социологии, логики, теории познания и форм человеческой деятельности. Именно в этом кружке родилась молодая австрийская школа политической экономии, а в венской культуре начался один из самых блестящих периодов. Я не был ни руководителем семинара, ни наставником его участников. Я был просто primus inter pares и получал от этих встреч больше, чем мог ожидать. Все участники кружка приходили добровольно, лишь жажда познания руководила всеми нами, так ученики с годами становились друзьями". Среди постоянных участников семинара были Готфрид Хаберлер, Фридрих Август фон Хайек, Феликс Кауфман, Фриц Махлуп, Оскар Моргенштерн, Альфред Шульц, Ричард фон Стригль, Эрих Войгелин. 9. Публикация книг "Социализм", "Либерализм" и "Критика интервентизма". В 1922 году Мизес отдает в печать рукопись книги "Gemeinwirtschaft" ("Социализм"). Ключевым моментом этого сочинения является доказательство невозможности экономического расчета в условиях социалистического общества. По мнению Хайека, "Социализм" -- самая важная работа Мизеса. "Эта книга, -- писал он, -- стала вызовом целому поколению и постепенно изменила мысли многих". Для самого Мизеса эта работа, а также две другие — "Liberalismus" ("Либерализм"), появившаяся в 1927 году, и сборник статей под общим названием "Kritik des Interventionismus" ("Критика интервенционизма") -- "в целом представляют собой некое органичное по форме изложение проблем социальной кооперации, в них я проанализировал все возможные формы человеческого взаимодействия и кооперации с учетом конкретных возможностей". 10. Встреча с будущей госпожой Мизес и поездка в США. В 1925 году в доме своего ученика Феликса Кауфмана Мизес познакомился с актрисой Маргит Герцфельд. Молодая вдова с двумя детьми Гитой и Гвидо через 13 лет, в 1938 году, станет женой Мизеса, а свидетелем на свадьбе будет Ганс Кельзен. В 1925 году Мизес из-за враждебного к нему отношения коллег-социалистов и государственников не получил места в Кильском университете. То же повторилось несколько лет спустя с его ни разу не востребованным запросом работы в Берлине. В 1926 году Мизес совершил вояж в Соединенные Штаты и по возвращении основал Австрийский институт исследований экономических циклов. В 1932 году, получив пенсию от Торговой палаты, Мизес тем не менее отказывается от ухода на пенсию; идеи и учреждение, в котором он работал, нуждались в защите. Тем временем социал-христианская партия готовилась упразднить Торговые палаты и заменить их системой государственного корпоративного устройства. 11. "Хотел стать реформатором, а стал историком декаданса". В 1933 году появилась в свет работа "Grundpropleme der Nazionalokonomie" ("Основные проблемы национальной экономики"), в ней были собраны некоторые наиболее ценные методологические эссе Мизеса. В этой работе нашли отражение основные итоги ис следований, предпринятых Мизесом в Вене. Суммируя изложенные в сборнике идеи, Мизес пишет: "Думаю, что представленные в этих работах теории являются неоспоримыми. Сталкиваясь с определенными проблемами, я разработал новую методологию, незаменимую для проведения научного анализа серьезных политических проблем". И добавляет: "Я продемонстрировал, что теория неминуемости победы социализма или интервентизма совершенно недоказуема. Капитализм не разрушает сам себя силой внутренней логики. Его хотят свергнуть те, кто ищет спасения в социализме и интервентизме. Меня согревает надежда, что написанное мною сможет когда-нибудь послужить практически, эти идеи найдут сочувствие у политиков. Я постоянно ждал признаков перемен в идеологии, хотя и сознавал опасную иллюзорность своих надежд: моя теория смогла бы объяснить причину падения великой цивилизации, но не смогла бы предотвратить само падение. Я желал быть реформатором, а стал историком эпохи декаданса". 12. Преподавание в Женеве. Весной 1934 года совершенно неожиданно Мизес получил приглашение занять профессорскую должность на 1934--1935 академический год на кафедре межнациональных экономических отношений в Высшем интернациональном институте Женевского университета. "Прибыв в Женеву к осени 1934 года, -- вспоминает Мизес, -- я знал, что мое пребывание там продлится один год. Однако я остался в Женеве до конца 1939--1940 учебного года. В Вене меня одолевали заботы политического плана и мелочи пустяковой ежедневной работы в Торговой палате. Наконец-то я смог заняться научными проблемами. Институт возглавляли два директора -- Вильям Э. Раппард и Поль Манто. Преподавательские обязанности были необременительными: часовая лекция и двухчасовой семинар в неделю. Среди преподавателей и учеников царила атмосфера единения и гармонии. Единственную в своем роде школу освящал дух либерализма". 13. Эмиграция в США. В 1940 году при содействии издательского объединения Editions Union Женевы была опубликована работа "Nazionalokonomie. Theorie des Handelns und Wirtschaftens". 2 августа того же года Мизес со своей женой прибыл в Нью-Йорк. "Я уехал из Швейцарии, потому что не мог продолжать жить в стране, которая воспринимала мое присутствие как некое политическое бремя и видела в нем угрозу своей безопасности". В Америке он оказался в обществе своих бывших учеников из Вены, среди которых Феликс Кауфман, Марта Стеффи-Браун, Фриц Махлуп, Альфред Шутц, Ильзе Минтц и Адольф Ридли. К Рождеству до Мизеса дошло приятное известие о выделенной ему из фонда Rockefeller Foundation субсидии, весть о повторном назначении он получил год спустя. В конце сороковых годов Мизес начал работу над своей автобиографией ("Notes and Recollections"). Спустя пять лет после смерти ученого, в 1978 году, мемуары были опубликованы женой Мизеса. Цитируемые отрывки взяты нами из этого издания. С 11 января по 25 февраля 1942 года Мизес по приглашению президента Мексиканского интернационального банка Монтес де Ока организовал в Мексике серию конференций. Возвращение в эту страну еще предстоит Мизесу в 1946-м и в 1949 годах. Между 1942-м и 1943 годами он опубликовал ряд статей в ежедневной газете "The New York Times". Так имя ученого становится все более популярным. Множество конференций в различных американских городах проходит с его участием. 14. Мизес -- один из основателей общества Монт-Пелерин. В 1944 году Мизес опубликовал "Omnipotent Government" ("Всемогущее государство"), а немного спустя "Bureaucracy" ("Бюрократия"). В январе 1945 года Мизеса пригласили преподавать в Graduate School of Business New York University (Высшую школу деловой администрации Нью-Йоркского университета). В 1946 году как Мизес, так и его жена получили американское гражданство. В 1947-м Мизес учреждает общество Монт-Пелерин. В том же году входит в руководящий состав Foundation for Economic Education, только что учрежденного Леонардом Э. Ридом. Среди первых публикаций, осуществленных новым фондом, стала книга Мизеса "Запланированный хаос". 15. Семинар Мизеса при NEW YORK UNIVERSITY. В 1948 году Мизес организовал в New York University свой семинар. На протяжении двадцати одного года каждый четверг, с 7.25 до 9.25 вечера, на этом семинаре собирались его нью-йоркские участники. Среди наиболее преданных членов семинара, принимавших самое горячее участие, следует упомянуть таких, как Роберт Г. Андерсон, Вильям Бурдик, Франк Диерсон, Эдвард Фэйси, Паул Файэ, Ричард Л. Фруин, Бэттина Бин-Грэйвз, Парси Л. Грэйвз, Генри Хазлитт, Рональд Герц, Изодор Ходе, Вайн Холман, Израель Кирцнер, Георг Коэтер, Роберт X. Миллер, Сильвестр Петро, Муррэй Н. Ротбард, Ганс Ф. Сеннхольц, Луи Спадаро. Семинарские собрания продолжались до 1969 года. В течение пяти лет его посещали два иезуита -- профессор экономики при Weston College отец Вильям Маккинс и бывший профессор экономики университета Гонконга отец Майкл Мансфельд. Как с ними, так и с другими священниками Мизес очень любил проводить философские и теологические дискуссии по социальным и экономическим вопросам. 16. Публикация "Human Action" ("Человеческий поступок") в конце сороковых годов. В 1949 году Мизес опубликовал "Human Action". Речь идет о переработанном издании предыдущего, уже упомянутого нами женевского издания 1940 года под названием "Nazional-okonomie", но с некоторыми изменениями, рассчитанными на англоязычного читателя. ""Human Action", -- пишет Х.Ф. Сеннхольц, -- монументальная работа, самый заметный со времен Первой мировой войны обобщающий трактат по экономике. Книга подобна прекрасному строению, воздвигнутому на прочной основе дедуктивной аргументации, это теоретический анализ форм человеческой деятельности. Вне всякого сомнения, эта книга -- одно из самых мощных творений человеческого ума нашей эпохи". 17. На приеме у президента Итальянской республики Луиджи Эйнауди. В 1952 году Мизес сдал в печать сборник статей конференций под названием "Planning for Freedom". Год спустя супруги Мизес приехали в Италию. 24 августа их принял Луиджи Эйнауди, президент Итальянской республики. Обед с президентом, вспоминает жена Маргит, "был неофицальным и неформальным. Как президент, так и Людвиг много говорили о политике и о прошлом". 18. Последние сочинения. В 1956 году вышла в свет работа Мизеса под названием "Антикапиталистическая ментальность". Идея этой книги, по мнению Лоренцо Инфантино, состоит в том, что антикапиталистическая ментальность -- типичная характеристика людей из категории обиженных; неспособные противостоять в условиях рыночной конкуренции, они стремятся к социальному "благоустройству" за счет других, хотят заполучить безконкурентным образом все блага раз и навсегда. В 1957 году Мизес сдал в печать книгу "Theory and History" ("Теория и история"), в ней, по словам X. Ф. Сеннхольца, дано определение "общей эпистемологии, применимой ко всем областям человеческого познания". Пять лет спустя, в 1962 году, опубликована работа "The Ultimate Foundation of Economic Science: An Essays on Method" ("Основания экономической науки: очерки методологии"). В ней Мизес предпринял решительную атаку против неопозитивистских идей и остро проанализировал неизбежные в этом случае катастрофические последствия. К 1969 году относится его последняя книга под названием "The Historical Setting of the Austrian School of Economics". 10 октября 1973 года Людвиг фон Мизес умер в возрасте 92 лет. БИБЛИОГРАФИЯСочинения Людвига фон Мизеса N.B.! Подробную библиографию сочинений Людвига фон Мизеса см.: B.Bien-Greaves. The Works of Ludwig von Mises, Foundation for Economic Education, Irvington on Hudson. -- New York, 1969. Сочинения о Людвиге фон Мизесе
Ваш комментарий о книге |
|