Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге 16. Экономическое развитие стран ВостокаОГЛАВЛЕНИЕ16.1. Экономика Индии на раннем этапе феодализмаРоль варново-кастового строя Темпы развития феодализма в различных частях страны были неодинаковы, поскольку племена и народности, населявшие Индию в VI в., находились на разных уровнях экономического развития и политическая власть на Севере и Юге страны была неустойчива. Возникавшие династии и государства были слабыми и кратковременными, находились в постоянной междоусобной борьбе. Каждое из таких образований легко делилось на новые княжества, ожесточенно боровшиеся между собой за власть. Как же при политической неустойчивости могли формироваться, существовать и развиваться феодальные отношения? Парадокс заключался в том, что политическая неустойчивость раннефеодальной Индии никак не нарушала устойчивого типа экономических отношений. Это прежде всего зависимость экономики от варново-кастовой системы, специфика индийской земледельческой общины и ее место в экономической структуре общества, специфика института власти-собственности. Система каст, восходящая к древнеиндийским варнам, в период раннего Средневековья была основой экономической структуры Индии. Слово «варна» с глубокой древности использовалось в Индии для противопоставления друг другу различных социальных групп; слово «каста» — более позднего происхождения, это перевод на португальский слова «джати», обозначающего замкнутые группы людей, объединенные общностью профессий или сословным положением. Зародившись в глубокой древности, свои жесткие формы касты принимают только в период Средневековья. Именно в этот период устанавливаются неукоснительные правила, по которым ни один человек не мог находиться вне касты и которые не допускали переход из одной касты в другую. Следует отметить, что каста как наследственная система способствовала накоплению производственного опыта, повышала качество производимых продуктов, но строгая регламентация труда сковывала всякую инициативу, и постепенно каста стала оплотом рутины в производстве. Особенно это проявлялось в городах, бывших по своей организации как бы вариантом кастовой системы. Роль каст в городах была больше, чем в деревне, поскольку городские общины были однокастовыми (касты оружейников, торговцев фруктами, ткачей и т.д.). На весь мир славилось ювелирное, ткацкое индийское ремесло. Торговлей индийские города были связаны с многими странами мира. Роль каст в этих связях была основной, поскольку они решали все вопросы, в том числе такие, как нормирование и качество продукции. Ремесло и торговля Ремесленники в городах производили ювелирные изделия из золота, серебра и драгоценных камней, изделия из слоновой кости и ценных пород дерева, изделия из кожи, убранства для коней и слонов, вырабатывали тончайшие шелковые и хлопчатобумажные ткани, изготовляли оружие. Особенностью средневековых индийских городов был их аграрный характер, поскольку ремесленники, помимо своего основного труда, занимались земледелием. Торговые связи Индии с другими странами существовали с глубокой древности, но особенно активными они становятся с VII в.: из Ирана и арабских стран в Индию ввозили лошадей, а из Индии вывозили пряности, сахар, изделия художественного ремесла, хлопчатобумажные ткани. Роль обшины Известно, что общинная форма организации земледельцев универсальна, и потому для Индии характерным был не сам факт наличия там земледельческой общины, а то, какое место эта община благодаря варново-кастовым отношениям занимала в экономической структуре страны. По мнению специалистов, это был саморегулирующийся организм, практически не нуждавшийся в контактах с внешних миром. Внутренняя жизнь этого организма подчинялась принципу джанжмани, только в последнее время открытому и изученному специалистами. Природа джанжмани сводилась к жестко обязательному взаимному обмену, к строго и четко отрегулированному веками порядку во взаимообмене продуктами и услугами, необходимыми каждому в замкнутых рамках общины. В соответствии с этим принципом каждый в общине должен был не только знать четко свое место, обязанности и права, но и неукоснительно их выполнять, что и делало общину самоуправляемой. Однако этот принцип не означал эквивалентности в обмене. Каждый просто должен был дать остальным то, что было предписано его кастовым положением, получая взамен в соответствии с обусловленным кастой качеством его жизни все для нее необходимое. Поскольку потребности общинников были ограниченными, они редко нуждались в чем-либо сверх предусмотренного. Роль государства В раннефеодальной Индии отношения между производителями и государством были специфическими. Если, например, в Китае было закреплено юридически право только государства распоряжаться ресурсами страны, то в Индии такой юридической установки не существовало, хотя в Индии, как и в других странах Востока, существовал институт власти-собственности. Это означало, что магараджи и другие правители были субъектами власти-собственности, совпадавшей с суверенитетом. Материальным выражением этого были рента-налог и различные повинности с подданных. Наследственные правители и магараджи были верховными субъектами централизованной редистрибуции (перераспределения), используя по своему усмотрению доходы казны. В чем же конкретно состояли экономические отношения между производителями и властью? Прежде всего общины платили государству традиционную 1/6 урожая, такой была и пошлина с доходов городского населения. Этого было достаточно для потребления власть имущих, для содержания армии и чиновников, храмов и обслуживавших их жрецов. Более того, у властей оставались излишки, накапливаемые в форме баснословных сокровищ, что объяснялось спецификой Индии. Это слабость бюрократической машины и ее дешевизна, строгие нормы кастовой иерархии, ограничивавшие уровень потребления, это, наконец, низкий уровень потребления основной массы населения: вегетарианское питание, скромность в одежде и простота жилища. Следует отметить, что налоги как в городе, так и в деревне платили имущие. Рост феодального землевлаления «Золотой век» Индии, как называли империю Гуптов, в VII—XII вв. сменился периодом раздробленности и одновременно развитием портовой торговли. Росли феодальные землевладения. Крупными землевладельцами в этот период были правители-раджи и индусские монастыри и храмы. С VIII в. им часто правители передавали земли вместе с поселениями, жители которых несли в их пользу натуральную повинность. Но наряду со все усиливающимися феодалами, крупными земельными собственниками в это время индийская община была еще относительно самостоятельной, крупной по размерам и с автономным самоуправлением. Каждый общинник владел своим полем по наследству, а торговые операции с землей контролировались общинной администрацией. В этот период возрождается городская жизнь, развиваются портовые города, рядом с замками землевладельцев возникают новые города, в которых расселяются ремесленники, обслуживавшие потребности двора и войска феодала. Между городами усиливается обмен, развиваются ремесла, формируются группировки ремесленников по кастам. С развитием ремесел и торговли растут налоги, которыми землевладельцы облагали горожан. Это было причиной социальной нестабильности, более явной в городах, чем в опутанной кастовостью индийской деревне. 16.2. Экономика Индии в период Делийского султаната (XI-XV вв.)С XI в. начинаются набеги на Индию турок-мусульман, сопровождавшиеся грабежами сокровищ махараджей и храмов. В] 1206 г. они захватили долины Джамны и Ганга. В XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство — Делийский султанат со столицей Дели; оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком — персидский. В Дели последовательно сменялись династии Гулямов, Хидджи, Туглакидов. Происходили завоевательные походы в Центральную и Южную Индию, покоренные правители признавали себя вассалами Делийского султаната и платили ему ежегодную дань. Территория и земельные отношения Первым султаном был Айбек, династия которого правила до 1290 г. Исламские воины по лучили условные владения в форме икта*, мусульманские духовники и мечети получили значительную часть индийских земель в форме вакуфов**, а индийские махараджи должны были подчиниться мусульманам, признать себя их вассалами и платить им дань. Династию Гулямов сменила власть Ала-ад-дина, не допустившего проникновения в Индию монголов. Ала-ад-дин присоединил к Делийскому султанату значительную часть индийских земель (Декан, Южную Индию и др.), что принесло султану в виде трофеев 20 тыс. лошадей, 312 слонов, большое количество золота и драгоценных камней. * Икта — пожалованный феодалом земельный надел. ** Вакуф — движимое и недвижимое имущество, отказанное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели.
Суть проведенных этим султаном реформ заключалась в попытке заменить индийские принципы землепользования на исламские. В фонд казны было конфисковано большое количество земель, воины были переведены на денежное и натуральное довольствие из казны, для чего цены на продукты питания под страхом суровых наказаний торговцев были строго регламентированы. Земельно-зерновой налог с общин был повышен до 1/2 урожая, зерно свозилось в казенные амбары и в случае роста цен на рынке чиновники обязаны были из этих амбаров выбрасывать зерно на рынок. Следует отметить, что как при Ала-ад-дине, так и при его последователях из династии Туглаков и династий Сайидов и Лоди власти для мусульман проводили льготную экономическую политику, освобождая их от подушной подати, введенной в султанате, и предоставляя льготные пошлины при торговых сделках, что имело особое значение для многих категорий горожан. Указанные меры способствовали исламизации индийского городского населения, но привычные формы экономической жизни как в городе, так и в деревне оставались прежними по причине существования каст. Традиции исламского образа жизни и экономики исламского общества оказали существенное влияние на Индию периода Делийского султаната. Главными из них были: государственная собственность на землю и абсолютная слитность политического и религиозного начал. Исламизаиия экономики Первая из этих особенностей была характерна и для Индии, как и вообще для восточного общества, хотя для исламских государств она была решающей. В период образования Делийского султаната в Индии существовало множество малых и больших феодальных княжеств с различными формами феодального землевладения. Все эти княжества находились под властью махараджи — князя — главы господствующего клана. Князь выделял членам своей семьи в наследственное владение деревни со всей полнотой власти над проживающими там общинниками. У махараджи были вассалы, условия владения землей которых оформлялись специальной грамотой-паттой. Владения были двух типов: наследственные и ненаследственные. Ненаследственные вассалы находились в полной власти махараджи, который в любое время мог их переводить с одной земли на другую. Наследственные же владели землей до тех пор, пока выполняли требования махараджи: уплачивали соответствующую их владениям дань и в случае войны поступали в распоряжение махараджи с нужным ему количеством воинов. С образованием султаната ситуация изменилась. Часть своих земель князь отдавал чиновникам на время их службы, часть земель принадлежала храмам. И со всех этих владений и вассалов князья получали дань без всякой предварительный установки. Была уничтожена собственность отдельных феодалов, и вся земля передана государству, и кому бы ни принадлежала земля, с нее взималась рента в форме государственного налога. Однако часть земель была оставлена феодальным собственникам в обмен на признание власти султана и выплату ему земельного налога. В привилегированном положении оказалось мусульманское духовенство: им были пожалованы наследственные владения — инамами. Кроме того, духовники получили часть земель, налог с которых шел на содержание мусульманских школ, мечетей, караван-сараев или ирригационных сооружений. Все земли султана, называвшиеся «хасс», обрабатывались общинниками, платившими земельный налог непосредственно в казну. Таким образом, принцип жесткой централизованной власти-собственности под влиянием завоевателей постепенно утверждался в Индии. С течением времени стала усиливаться несовместимость принципов индуизма и ислама, а также определяемых ими систем ценностей и жизненных стандартов. Положение общины Так, главный элемент индийской жизни —общины — продолжали жить по установленным обычаям и традициям. Экономически они были самодостаточными мирками, главным принципом бытия которых была кастовость. В общинах были свои пахари, ремесленники и свои слуги. Ремесленники изготовляли необходимые орудия труда, слуги выполняли всякие вспомогательные работы, охраняли поля, следили за порядком, помогали при сборе урожая. С образованием султаната изменения затронули только размеры налогообложения общинников: если в доисламский период общинники платили 1/6 часть дохода в казну, то теперь стали платить 1/3, а порой — и половину. Более жестким стал контроль старосты за выплатой налогов, который за выполнение этой функции освобождался от налога. Структура управления Избегать волнений и протестов населения в связи с усилением эксплуатации завоеватели смогли главным образом благодаря жестко централизованной политической и административной структуре, обеспечивавшей как порядок, так и четкий регулярный сбор все возраставших налогов. В общих чертах это была такая структура: высшая власть принадлежала султану, главой исполнительной власти был великий вазир, руководивший военными делами и финансами; судебный аппарат принадлежал духовенству. Наместничества, на которые был поделен султанат, возглавляли губернаторы, отвечавшие за порядок и налоги. В их распоряжении было наемное войско. Весь аппарат власти состоял из мусульман. Развитие товарно-денежных отношений. Роль городов Однако, несмотря на строго централизованное хозяйство, в стране постепенно начинают развиваться товарно-денежные отношения. В первую очередь это происходило в населенных пунктах, расположенных вдоль торговых путей. В денежную форму была переведена часть оброка. В общинах выделилась богатая верхушка, сосредоточившая в своих руках большое количество земель. Но в основном товарно-денежные отношения развивались в крупных городах. Такими были города-ставки, места пребывания султана и наместников. Периодически ставки менялись, и с переездом двора в новый город старый погибал. Это объясняется тем, что рынок был еще слишком узким, в основном ориентировавшимся на потребности двора. Крестьяне приезжали в города очень редко, для того чтобы продать чудом сохраненную от феодала продукцию и отложить деньги на черный день, либо продать свою продукцию и уплатить денежный налог. Но до тех пор пока в городе находилась ставка, он развивался и процветал. Сановники были основными потребителями предметов роскоши, ювелирных изделий, прекрасных тканей. За счет внешней торговли существовали целые города Делийского султаната. В них господствовали купцы, сосредоточившие в своих руках ценнейшие продукты ремесла, в обмен на которые они получали товары из дальних стран (лошадей, китайский фарфор, шелк и изделия из лака). Иноземные купцы расплачивались за индийские товары золотом и серебром, которые превращались, т. е. переплавлялись, в индийские монеты. Но основная часть драгоценных металлов оседала в Индии в виде сокровищ. Несмотря на противоречивый характер развития городов в эпоху Делийского султаната и существование серьезных препятствий для этого развития, в том числе слабое развитие товарно-денежных отношений, узость внутреннего рынка, зависимость развития города от пребывания в нем ставки и других причин, в целом это был период интенсивного развития индийских городов. Этому способствовали следующие причины: прекратились прежде постоянные набеги кочевников и других варваров, значительно расширилась торговля с исламским миром, султаны, не жалея средств, развернули пышное строительство в городах. В городах были созданы предприятия казенного строительства, в которых работали тысячи замечательных архитекторов, художников, строителей. Аналогичные мастерские создавались и для других видов ремесла и деятельности ювелиров, ткачей и пр. Султанские мусульманские власти жестко контролировали и регулировали деятельность этих мастерских, а также других общественных служб, включая бани, зерновые амбары, городскую охрану. Именно в этот период пышно расцвела столица султаната — Дели. Однако, когда султан Мухаммед Туглук в 1326 г. для удобства управления своим огромным султанатом был вынужден перевести свою столицу в Деогир, как свидетельствуют современники, это было концом прекрасного города — после переезда двора на новое место в Дели не осталось и тысячи жителей. Упадок Делийского султаната Делийский султанат продолжал приходить в упадок в течение всего XIV столетия: султаны откупались от монголов, но не могли противостоять взбунтовавшемуся населению, хотя тратили большие средства на увеличение армии, содержание которой вконец разорило страну. Все возраставшие налоги разорили крестьян. Они бросали свои земли и убегали в леса. Их насильно возвращали, отдавали пустующие земли, пытались как-то восстановить сельское хозяйство. Во второй половине XIV в. были построены крупные оросительные каналы. Переломным моментом в истории султаната стало нашествие войск среднеазиатского правителя Тимура (Тамерлена). В 1398 г. войска Тимура вторглись в Индию, разграбили Дели и уничтожили всех его жителей. Уходя в Среднюю Азию, жестокий завоеватель увел с собой множество пленников, в первую очередь ремесленников, построивших впоследствии ему пре-. красный город — Самарканд. А Делийский султанат после столь опустошительных набегов в 1413 г. перестал существовать. В последние годы существования Делийского султаната на территории южной Индии возникли два государства: Бахмани и Виджаянагар. Первое государство было мусульманским, второе — индуистским. Именно государство Бахманидов посетил тверской купец Афанасий Никитин (1469—1472), оставивший восторженное его описание. В «Хождении за три моря» Никитин отметил «пышность» бояр и бедность крестьян: «А земля очень голюдна, а сельские люди голы совсем». В удручающем положении были также городские ремесленники, за бесценок отдававшие свои работы ростовщикам, феодалам, купцам-скупщикам, которые перепродавали их на рынках больших городов или иностранным купцам. В это время распространенным было такое явление, как снаряжение феодалами судов для торговли в других странах. Феодалы вывозили из Индии рис, пряности, красители, за бесценок приобретенные у ремесленников изысканнейшие предметы национального промысла. Однако ослабление в конце XV в. центральной власти шаха и усилившиеся распри между отдельными княжествами привели в первые десятилетия XVI в. государство Бахмани к распаду. На его территории возникли пять самостоятельных княжеств. Экономика государства Вилжаянагар Наряду с большинством исламизированных государств в Индии, на юге на рубеже XV—XVI вв. возникло индуистское государство Виджаянагар, централизованная администрация которого многое заимствовала у своих мусульманских соседей, хотя сложные формы ее землевладения сохраняли доисламские черты. Об экономике этого государства, об особенностях его жизни можно судить не только по индийским свидетельствам, но и по воспоминаниям иноземных купцов, посетивших Виджаянагар, итальянца Николо Конти и русского купца Афанасия Никитина. Самым могучим из всех государей Индии считали виджая-нагаского магараджу. В Виджаянагаре наряду с государственными землями существовало большое количество частных земель: собственность султана, собственность храмов, крупная и мелкая собственность феодальной знати. Виджаянагар вел постоянные войны с государством Бахмани, предпринимавшим многочисленные попытки овладеть им, в силу чего военная знать играла в нем ведущую роль. Получая от государства большие земли, она должна была уплачивать в казну 1/2 своих доходов и выставлять в случае необходимости определенное количество воинов. За выполнением этих условий следили чиновники и наместники—губернаторы, подчинявшиеся центру. В Виджаянагаре по индийской традиции правители дарили государственную землю коллективам брахманов. Становясь владельцами общинных земель, эти коллективы жили в общинах, где их земли обрабатывали общинники из низших каст. Имея статус наследственного арендатора (пайякари), общинники постепенно становились с правовой точки зрения неполноправными членами общины. Да и в целом новая норма налогообложения общинников была значительно выше, чем традиционная индийская (1/6) домусульманского периода. Жестокая эксплуатация крестьян-пахарей и процветавшие ремесла и торговля сделали Виджаянагар самым богатым индийским государством того времени. Чтобы поддержать достигнутый уровень богатства, его махараджи в торговле прибегали к помощи и посредничеству португальцев. Так, ценой определенных уступок они добились от португальцев монопольного права покупать привозных из Ирана и Аравии лошадей, что значительно усилило их армию, так как основной ее силой была конница. Со второй половины XVI в. могущество Виджаянагара постепенно утрачивается. В начале XVII в. этот некогда могущественный султанат превращается в небольшое княжество. 16.3. Экономика Индии в эпоху Могольской империи (XVI-XVIII вв.)С 1526 по 1707 гг. на территории Индии существовала Империя Великих Моголов, начало которой было положено Бабуром, поэтом, историком. Он автор знаменитой поэмы «Бабурнаме», в которой описаны экономика и культура стран, которые он завоевывал. Индусам он дал невысокую оценку, охарактеризовав их как «неверных». Экономические преобразования Бабур и правивший после него Шер-шах немало сделали для укрепления центральной власти. При Шер-шахе в Индии было проложено несколько магистральных дорог, соединивших Дели с Бенгалией, Индом и т.д. При нем были проведены важные экономические преобразования: начато составление генерального кадастра земель, установлен в 1/3 средний размер ренты-налога, упорядочен характер землевладения военачальников — джагирдаров. В империи Моголов существовали две формы государственной собственности на землю: халиса —государственный фонд, к которому относились все завоеванные земли, и джагиры — пожалованные земли, в обмен на которые получившие обязывались поставить в армию правителя определенное количество воинов. Обычно джагир после смерти владельца переходил в казну и не передавался по наследству. В империи Моголов существовала также частная собственность на землю: собственность заминадаров, местных князей и предводителей племен, которую они передавали по наследству. Около 3% всех земель находилось в собственности мусульманского духовенства и индуистских храмов. Такие земли не облагались налогом, что свидетельствовало о религиозной терпимости в империи. Так, например, правитель Акбар пытался в начале XVII в. даже создать некую синтетическую религию, призванную положить конец религиозным распрям среди подданных, наносившим огромный вред экономике страны и отвлекавшим государственную власть от невыполнения, например, такой ее функции, как поддержание системы ирригации. Торговля. Города. Транспорт Существенное место в экономике Индии в XVI—XVII вв. занимала внешняя торговля. Из Индии шли морские пути в Африку, Аравию, Европу, Китай. Развивалась также внутренняя торговля, которую вели как крупные купцы, так и лотошники. Развивающееся ростовщичество вместе с развитием внутреннего рынка способствовало объединению страны, состоявшей из множества племен, каст, народностей, религий. Государство вводит единые меры и денежные единицы. С ростом торговли и ремесел растут города, а с ростом городов развиваются торговля и ремесла. Так, возникновение города в месте паломничества способствовало производству предметов культа, развитию торговли предметами первой необходимости для стекавшихся туда паломников. С развитием городов было связано не просто развитие ремесел, но и совершенствование специализаций ремесленников. Так, в Агре были сосредоточены строительные рабочие, в Бенгалии — судостроители, в Гуджарате — мастера-инкрустаторы. Изделия индийских ремесленников отличало высокое мастерство и тщательность отделки. Кроме того, все разрастался перечень занятий ремесленников: они делали бумагу, ювелирные изделия, снасти, выжимали растительное масло, добывали железо, цветные металлы, соль, селитру, строительный камень. Постепенно формировался общеиндийский рынок, укреплялись экономические связи между городами и районами страны. Главной водной транспортной артерией страны была река Ганг, по которой осуществлялись активные перевозки товаров. Так, вверх по реке из Бенгалии везли пшеницу, рис, сахар, дорогие шелковые и хлопчатобумажные ткани, а обратно в Бенгалию — соль из Раджпутана, изделия ремесленников Лахора, в первую очередь кольчуги, а также лошадей и знаменитые кашмирские шали. Состояние дел на рынке во многом определялось урожаем зерновых, бывших основным эквивалентом в товарных отношениях. Урожай же был напрямую связан с орошением. Ирригационная функция всегда была важнейшей для индийских правителей, активно боровшихся с феодальными междоусобицами, наносившими ей огромный вред. Причины упадка империи Религиозная веротерпимость правителей, развитие ими ирригационной функции, поощрение торговли, ремесел и градостроительства способствовали экономическому развитию империи. Однако это развитие продолжалось недолго и при Аурангзебе империя фактически перестает существовать по причине его внутренней политики. Фанатик-суннит Аурангзеб преследовал и уничтожал все несуннитское: разрушал храмы и ввел отмененную Акбаром джизию (подушную подать для немусульман), преследовал индусов и шиитов. Религиозные преследования вызывали недовольство и протест населения, выливавшийся во всевозможные волнения и народные движения, что подорвало, а затем разрушило экономику, а вслед за нею и саму империю. Этим воспользовались англичане. Началась эпоха колонизации Индии (XVIII—середина XX вв.). Вопросы для повторения 1. Как отражалась варново-кастовая система на развитии экономики? 2. Расскажите о специфике экономики каждого из трех этапов средневековой Индии. 3. Охарактеризуйте роль крестьянской общины и государства в экономике средневековой Индии. 4. Расскажите об отраслевой структуре экономики Индии в эпоху Средневековья. .
Ваш комментарий о книге |
|