Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

2. Экономическая мысль дорыночной экономики

История экономических учений

Экономические учения Древнего мира
Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии
Наиболее значительным памятником Вавилонского царства
является кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.). Законы
Хаммурапи давали представление о том, что деление общества на рабов
и рабовладельцев признавалось естественным и вечным. Законы
отразили заботу об укреплении и охране частной собственности.
В истории мысли древнего Китая большое место занимает
конфуцианство – учение созданное Конфуцием (551-479 г. до н.э.).
Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на
котором базировалась его философская и социально-экономическая
концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства
лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и
общественный порядок. Деление общества на "благородных" и
"простолюдинов" Конфуций считал естественным. Учение Конфуция
нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося
рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства,
использование в этих целях традиционных форм и обрядов.
Другим значительным памятником истории экономических идей в
Китае является трактат "Гуань - цзы", принадлежащих перу
неизвестных авторов (IV-III в. до н.э.). Проявляя заботу о крестьянстве,
авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность,
оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления
экономического положения крестьян авторы трактата предлагали
изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об
улучшении благосостояния народа они возлагали на государство,
которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела,
устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы
зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению
неблагоприятных природных условий.
Выдающимся памятником истории экономической мысли древней
Индии является трактат "Артхашастра", автором которого был
советник царя Чандрагупты I брахман – Каутилья (конец IV – начало III
вв. до н.э.). Трактат создавался как наставление для царя, но по своему
содержанию и значению далеко вышел за рамки свода советов. Это
обширный экономический труд, охватывающий широкий круг вопросов
и свидетельствующий о зрелости экономической мысли Индии того
времени.
"Артхашастра" повествует о социальном неравенстве,
оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность
рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны
составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев,
6
вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и
кшатрии. Для ариев не должно быть рабства. Если арии и становились
рабами, то такое состояние для них рассматривалось как временное,
предусматривались меры к их освобождению. Рекомендовались меры,
ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение
классовых конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью,
имел право на получение наследства, право самовыкупа за счет своего
имущества.
"Артхашастра" уделяла большое внимание толкованию
экономической роли государства. Трактат возлагал на царскую власть
заботы о выполнении многих хозяйственных дел, включая колонизацию
окраин, поддержание ирригационных систем, строительство колодцев,
создание новых деревень, организацию прядельно-ткацкого
производства с привлечением специфического контингента работников
(вдовы, сироты, нищие). Подробно описывалась экономическая
политика царской администрации, налоговая система, ведение царского
хозяйства, основные источники доходов.
Экономические учения Древней Греции
Наибольшую роль в истории экономических учений Древней
Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта,
Платона и Аристотеля.
Ксенофонт (430-355 г. до н.э.) изложил свои экономические
взгляды в работе "Домострой", подготовленной как руководство для
ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет
домоводства, он характеризовал его, как науку о ведении и обогащении
хозяйства. Основной отраслью считал земледелие, основная цель
хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства
полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. Ремесло, считал
занятием, пригодным для рабов. Так же он относился к торговле.
Ксенофонт отрицательно относился к физическому труду, считая его
занятием для рабов.
Ксенофонт уделял внимание вопросам разделения труда,
рассматривая его как естественное явление. Он считал полезным
развитие торговли, денежного обращения. У Ксенофонта наметилось
понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости и
меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от
полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и
предложения.
Наиболее известна работа Платона (427-347 г. до н.э.) "Политика
или государство". В идеальном государстве Платона свободные люди
делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять
государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких
торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они
7
приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия
производства. Философы и воины составляли высшую часть общества, о
которой Платон проявлял особую заботу.
Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней
Греции внес Аристотель (384-322 г. до н.э.). Заслугой Аристотеля
является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений,
положив начало экономическому анализу.
Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на
эксплуатации рабов, он рассматривал экономические явления с точки
зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам
укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое.
Всё, что расшатывало хозяйство, относилось к разряду явлений
противоестественных. Естественные явления способствуют
поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был
Аристотель, отвергавший накопление денег, обогащение за счет сферы
обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества.
Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмерным
развитием сферы обращения и включал в хрематистику, которая
рассматривалась как искусство "делать деньги".
Экономическая мысль Древнего Рима
Обоснование древнеримской формы рабовладения изложены в
сочинении "Землевладение" Катоном Старшим, являющимся крупным
землевладельцем. Автор относил рабов к орудиям производства,
рекомендовал содержать их в строгости, в зависимости от прилежания,
рационально эксплуатировать их труд. Он считал целесообразным
приобретать рабов в малолетнем возрасте, воспитывая их в
повиновении. Предусматривая возможные выступления рабов, Катон
советовал поддерживать в их среде рознь, разжигать конфликты,
несогласие между ними.
Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н.э.
продолжил Варрон в трактате "О сельском хозяйстве". Автор ищет пути
укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и
скотоводства, в применении агрономической науки, росте
интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации
рабов, в использовании материальной заинтересованности. Его работы
связаны не только с сохранением натурального характера
рабовладельческих латифундий, но и с повышением их доходности,
ростом эффективности производства.
Кризис рабовладения отразил в своём сочинении "О сельском
хозяйстве" Колумелла. Он писал о низкой производительности
рабского труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред, плохо
относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют,
обманывают землевладельцев. В поисках выхода из кризиса ученый
8
отдает предпочтение более производительному труду свободных
производителей, ставит вопрос об отказе от рабского труда,
использовании колонов.
Экономическая теория в период средневековья
Экономические воззрения канонистов
Завершителем взглядов канонистов был итальянский богослов
Фома Аквинский (1225-1275).
Общественное разделение труда он характеризовал как
естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе
разделения общества на сословия.
Много внимания он уделял частной собственности. В ней он видел
основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на
присвоение богатства.
Идею "справедливой цены" каноническая теория унаследовала от
античности. Цена, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на
обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой.
С одной стороны, Аквинский считает "справедливой ценой"
правильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой –
доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не
гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу
существование.
С теорией "справедливой цены" связаны рассуждения Аквинского о
прибыли и проценте. Прибыль, получаемая купцами, не противоречит,
по его мнению, христианской добродетели, и её следует рассматривать
как плату за труд. Уровень прибыли является нормальным, если он
обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в
сословной иерархии общества. Процент Аквинский трактует как
вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставление
отсрочки должнику в платеже его долга или как получение от должника
бескорыстных подарков, а также в случае использования должником
ссуженных денег с целью извлечения прибыли.
Экономические идеи в средние века в России
"Правительница" Ермолая-Еразма
Конец XV – начало XVI в. – этап завершения процесса ликвидации
раздробленности страны и образования Русского централизованного
государства. Наряду с наследственной собственностью бояр начало
расширяться поместье, дворянское землевладение как вознаграждение за
службу.
Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в.
Ермолай – священник Московской дворцовой церкви. Позднее он
постригся в монахи под именем Еразма. Значительным является
9
произведение Ермолая-Еразма под названием "Благохотящим царем
правительница и землемерие", или короче "Правительница". В
поместном землевладении служилых людей Еразм видел
экономическую основу Русского централизованного государства.
Предложенная им реформа в области землевладения – выдача земли
крестьянам и служилым людям – отражала прежде всего интересы
новой, прогрессивной для того времени части общества – служилого
дворянства, и была направлена на укрепление государства.
Возникновение утопического социализма
В позднее средневековье (XVI-XVII) в экономической мысли
Западной Европы происходят значительные изменения, вызванные
глубоким процессом развития мануфактурного производства. Великие
географические открытия, ограбление колоний ускорили процесс
накопления капитала.
В этот период возникают социальные утопии. Одним из
основоположников утопического социализма был Томас Мор
(1478-1532). В 1516 г. им было опубликовано знаменитое сочинение
"Утопия", положившее начало утопическому социализму и давшее ему
название. Мор подверг резкой критике господствовавшее в Англии
социальные порядки, методы первоначального накопления капитала.
Первопричину возникновения нищеты он видел в частной
собственности, выступал её противником.
К числу ранних представителей утопического социализма
принадлежит итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-
1639), вышедший из среды бедного крестьянства. В работе "Город
Солнца" (1623) он подверг критике социальный строй Италии того
времени. Общество будущего рисовалось как совокупность
сельскохозяйственных общин, к работам в которых привлекаются все
граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи,
всеобщность труда, отвергал тезис о том, что после отмены
собственности никто не будет работать. Потребление в городе Солнце,
считал он, будет общественным при изобилии материальных благ,
исчезнет нищета.
Однако ни Т. Мор, ни Т. Кампанелла не знали реальных путей к
новому обществу.
Меркантилизм как первая школа политической экономии
Понятие "меркантилизм" происходит от слова латинского
происхождения "mercari", т.е. торговать. Однако меркантилистская
система представляет собой гораздо более сложную концепцию.
Вытеснение натурального хозяйства рыночными экономическими
отношениями охватывает исторический отрезок времени, называемый
периодом "первоначального накопления капитала".
10
Принципы меркантилизма сформированы в следующих тезисах:
1) золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства;
2) регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в
страну золота и серебра;
3) поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;
4) протекционистские тарифы на импортируемые промышленные
товары;
5) поощрение экспорта, особенно готовой продукции.
Таким образом, богатство страны меркантилисты видели в золотых
и серебряных деньгах, а его источник – во внешней торговле,
обеспечивающей через неэквивалентный обмен активный торговый
баланс.
Ранний меркантилизм возник до великих географических
открытий и был актуален до середины XVI в.. Для достижения
положительного сальдо во внешней торговле ранние меркантилисты
считали целесообразным:
- устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые
товары;
- всемерно ограничивать импорт товаров;
- не допускать вывоза из страны золота и серебра.
Следовательно, теория монетаризма ранних меркантилистов может
расцениваться как теория "денежного баланса". Эта теория
представлена Уильямом Стаффордом (Англия).
Поздний меркантилизм охватывает период со второй половины
XVI в. по вторую половину XVII в.. Чтобы достичь активного торгового
баланса выдвигались рекомендации:
завоевать внешние рынки, предлагая относительно дешевые
товары, а также перепродавая товары одних стран в других странах;
допускать импорт товаров при сохранении в стране активного
торгового баланса;
вывозить золото и серебро для осуществления выгодных торговых
сделок, посредничества, т.е. для увеличения их массы в стране и
сохранения активного торгового баланса.
Наиболее известными выразителями идеи активного торгового
баланса являлся английский экономист Томас Мен. Во Франции
поздний меркантилизм был представлен кольберизмом. В Италии
концепцию торгового баланса развивал Антонио Серра

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Экономика и менеджмент











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.