Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Экономическая история капиталистических стран
Глава 2
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕГО ДВУРЕЧЬЯ
1. Условия раннего экономического подъема. Другим центром древнейшей цивилизации на Востоке стал район речных долин Тигра и Евфрата. На территории, названной греками Месопотамией, уже в VI тысячелетии до н. э. появились люди, а в IV тысячелетии до н. э.— первые очаги земледельческой культуры. Геродот отмечал, что почва Месопотамии отличалась исключительным плодородием, но разливы рек приносили много бед населению. Древним земледельцам приходилось выполнять целый комплекс ирригационных и мелиоративных работ, чтобы создать условия для ведения хозяйства. Постепенно земледельческие общины налаживают ирригационные системы и начинают получать устойчивые урожаи. Прогресс агрикультуры привел к появлению прибавочного продукта и зарождению антагонистических отношений. Господствующие сословия эксплуатировали крестьян-общинников и рабов. В результате начавшегося разложения землевладельческой общины стали складываться храмовые хозяйства.
Земледельцы Двуречья выращивали ячмень, полбу, просо, горох, чечевицу, фасоль, кунжут и лен. В их огородах росли лук, чеснок, огурцы, баклажаны и тыква. Широко культивировались финиковая пальма, фиговое дерево, виноград и яблони. Но Месопотамии недоставало леса. В распоряжении крестьян были лишь ивы и камыш. В Двуречье было много глины и природного асфальта. На севере страны находились месторождения железа, олова, свинца. Дифференцированность естественных условий стала благоприятным фактором развития внутренней торговли. Кроме того, Месопотамия была расположена на перекрестке мировой торговли Востока и Запада.
2. Хозяйство древнего Шумера. Заселение южной Месопотамии началось в VI—IV тысячелетиях до н. э. К середине IV тысячелетия до н. э. по этой территории расселились племена шумеров.
Древние шумеры были земледельцами. Однако развитию земледелия мешали болота и разливы рек. Поэтому были выкопаны отводные каналы и с помощью плотин и водохранилищ сохранялась вода на весь вегетационный период. Успехи в земледелии способствовали росту ремесленного производства. Произошло выделение гончарного производства, камнерезного и ювелирного дела. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Шумеры ввозили в страну медь, золото, строительные материалы и драгоценные камни, вывозили продукты земледелия и ремесла.
К концу IV тысячелетия до н. э. возникают храмовые хозяйства. Храмовые хозяйства в этот период еще не организовывали земледельческие работы. Их земли, семена и рабочий скот передавались общинникам, которые работали за долю урожая. В храмовых хозяйствах трудились пекари, пивовары, плотники и кузнецы, а также рабыни иноземного происхождения. Были развиты животноводство и охота.
В III тысячелетии до н. э. происходит экономический подъем Шумера. На территории южного Двуречья была создана обширная оросительная система. Высокого уровня достигло ремесленное производство, особенно металлургия. Шумеры клепали и паяли медь, получали бронзовый сплав. Ремесленники широко использовали медь для изготовления серпов, топоров, долот, пил, стамесок, рыболовных крючков и оружия.
Рост производительных сил привел к разложению общины и развитию храмового хозяйства. В это время на территории Двуречья появилось много городов-государств: Ур, Эриду, Ларе, Лагаш, Урук, Шуруппак, Ниппур, Киш и другие, где существовали храмовые хозяйства.
Как указывают документы, в храмовом хозяйстве раннего Ура (XXVIII—XXVII вв. до н. э.) было занято уже 400 человек, из них 23 раба и 12 рабынь. Храм сдавал землю в .обработку либо в надел, распределял посевное зерно и рабочий скот. Архивы храмового хозяйства Шуруппака (XXVII—XXVI вв. до н. э.) показывают вовлечение в производство большого числа гурушей — членов местной общины. Гуруши получали за свой труд в храмовом хозяйстве паек. В документах Шуруппака обособление рабов в особую группу отсутствует.
В истории экономического развития древнего Шумера храмовое хозяйство занимает особое место. Возникнув, видимо, на базе территориальной общины, оно стало основой ее распада. Кроме храмового хозяйства развивалось хозяйство правителей и частное землевладение. Позднее возникло и царское хозяйство. Громадная роль принадлежала поземельной общине, состоявшей из большесемейных коллективов. Многие семьи имели рабов, которые, однако, не были заняты на полевых работах.
Развитая форма храмового хозяйства сложилась в Лагаше, возникшем на 3—4 столетия позднее Шуруйпака. Архив храмового хозяйства богини Баба показывает, что его земельный фонд делился на три категории. К первой категории относилась собственно храмовая земля, обрабатываемая общинниками, которые поклонялись богине. Вторую категорию представляла надельная земля, которая передавалась части персонала храма — мелким администраторам, земледельцам и ремесленникам — на «кормление». Такое «кормление» получали и воины храма. Система «кормлений», которая позднее стала использоваться и в царских хозяйствах, сыграла большую роль в становлении классовых отношений. Прочие земельные участки раздавались всем желающим за долю урожая.
Элементы общинного производства имели в это время еще большое значение. Однако общинные традиции использовались для эксплуатации свободного крестьянства. Урожай с собственно храмовой земли шел не только на содержание персонала храма и рабынь, а составлял жертвенный, страховой и обменный фонд. В неурожайные годы храм раздавал хлеб, а многие крестьяне, по-видимому, получали во временное пользование и рабочий скот. За работу в храмовом хозяйстве общинникам выделялось «натуральное довольствие». В храме в разные годы работало от 140 до 230 работников. Они мололи зерно, пряли шерсть, ухаживали за скотом. В земледелии рабский труд не применялся.
Однако уже в лагашский период положение храмового хозяйства меняется. С ростом значения поливного земледелия возрастает роль администратора, занимающегося ирригацией (энси). Он становится правителем Лагаша и оттесняет жрецов на второй план. А энси Энентарзи даже присоединил к своим угодьям все храмовые4 земли города-государства. В его фактической собственности оказалось более половины всей земли Лагаша. Увеличились налоги и повинности. В городе началось восстание. Власть захватил Уруинимгина (2318—2312 гг. до н. э.), который стремился реставрировать храмовое хозяйство. Он изъял храмовые земли из угодий прежнего правителя. Уруинимгина удвоил зерновой паек общинников, работавших в храмовом хозяйстве, увеличил число людей, получавших зерно в храме богини Баба, отменил долговые сделки.
Реформы в Лагаше отражали борьбу общинного крестьянства за сохранение традиционных отношений взаимопомощи, существовавших в храмовом хозяйстве. При Уруинимгине заметно возросло, число рабов. Но все основные земледельческие работы выполнялись общинниками, находившимися в разной степени зависимости от храма. Однако в 2312 г. до н. э. правитель Уммы Лугаль-загеси завоевал Лагаш и отменил реформы.
3. Хозяйство Дккадского царства. Возвышение Ура. Важной вехой в экономической истории древнего Шумера стали завое вания Саргона. В Двуречье завоеватель дошел до Персидского залива, захватил области в Сирин. В итоге правления Саргона (2316—2261 гг. до н. э.) все города-государства Двуречья были объединены и возникла крупнейшая на Ближнем Востоке держава с центром в Аккаде.
Создание централизованного государства имело серьезные последствия, так как способствовало созданию крупной ирригационной системы в масштабах всего южного Двуречья. Во время правления Саргонидов храмовые хозяйства переходят в руки правителей. Само царское хозяйство расширялось за счет скупки общинных земель. Завоевания и подавление мятежей сопровождались массовыми конфискациями земель в пользу царя. Большие земельные владения имела знать. Значительно возросло количество рабов.
Экономическое развитие Аккадского царства было прервано нашествием кутиев-горцев. В 2109 г. до н. э. кутии были разбиты. Власть перешла к царям Ура.
В период III династии Ура (2123—2024 гг. до н. э.) значительная часть земли принадлежала царю. Государственное землевладение ассимилировало все храмовые земли и вновь завоеванные территории. Существовало обширное царское хозяйство, где работали рабыни и зависимые, работники, которые не имели наделов и получали только паек. Свободное население платило налоги и выполняло трудовые повинности.
Разорение общинников зашло настолько далеко, что цари III династии запретили куплю-продажу общинных земель. Однако землю можно было дарить. Обедневшие крестьяне продавали в рабство детей. Неурожаи способствовали широкому распространению в Двуречье долгового рабства. Дети, родившиеся в период отработки долга, становились наследственными рабами. Число рабов росло за счет военнопленных и проданных в рабство разорившихся общинников. Труд таких рабов нашел наибольшее применение в государственном хозяйстве, в ткацких, мукомольных, пивоваренных и других мастерских. Существовали также частновладельческие рабы. Их положение было несколько лучше, чем положение государственных рабов: они могли иметь семью, небольшое имущество, откупаться на волю. Рабов-соплеменников запрещалось продавать в другие страны. В целом рабство было смягчено существованием общинных порядков.
4. Экономический строй древнего Вавилона. В конце III тысячелетия до н. э. под ударами завоевателей Шумеро-Аккадское царство пало. Но уже в 1894 г. до н. э. образовалось Старовавилонское царство. Расцвет Вавилона приходится на царствование Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.). Основой экономики Старовавилонского царства времен Хаммурапи было поливное земледелие. Большое значение приобрели садоводство и скотоводство. Шло активное освоение целинных и залежных земель. Выросли урожаи ячменя / сезама, широко
культивировалась финиковая пальма. Успехи в сельском хозяйстве были достигнуты за счет расширения и/улучшения оросительной системы, В кодексе Хаммурапи подчеркнута важность проведения большого канала, названного .«Рекой Хаммурапи». Кодекс обязывал общинника возмещать ущерб, причиненный соседям при повреждении оросительного сооружения и затоплении земельных угодий.
Ремесленное производство было представлено столярами, плотниками, строителями, судостроителями, камнерезами, ткачами, портными, кожевниками, кузнецами. Ремесленниками считались также цирюльники, врачи, ветеринары, трактирщики. Ремесленники несли большую ответственность за качество изделий. Так, по кодексу Хаммурапи строителя, дом которого рухнул и убил землевладельца, надлежало казнить. Оплата труда ремесленников осуществлялась по специальным тарифам.
В державе Хаммурапи активно развивалась внутренняя и внешняя торговля: вывозились зерно, финики, сезамное масло, шерсть, некоторые ремесленные изделия, а импортировались строительный лес и камень, металлы, предметы роскоши, рабы. Крупную государственную и частную торговлю вели специальные агенты, подчиненные чиновнику.
Кодекс Хаммурапи фиксирует существование рабства. Раб считался полной собственностью господина и приравнивался к его имуществу. Законом допускалась продажа рабов, а их убийство или увечье считалось нанесением имущественного ущерба рабовладельцу. Источниками рабства были войны, долговая кабала, самопродажа в рабство, обращение в рабство за преступления (небрежность общинников в отношении ирригационных сооружений, мотовство жены). Различались рабы государственные, частновладельческие и храмовые. Однако существование широкого слоя свободного общинного крестьянства сдерживало экспансию рабовладения.
Из-за продажи в рабство за долги государство теряло налогоплательщиков, и Хаммурапи стремился ограничить произвол ростовщиков. Была установлена 20%-ная норма их дохода. Плохое обращение с заложником наказывалось, а долговое рабство ограничивалось тремя годами. Рабы могли иметь небольшое имущество, им разрешалось вступать в брак со свободными женщинами, а их дети считались свободными. Браки свободных с рабынями не считались зазорными. Рабство носило печать патриархальных отношений.
Государство концентрировало в своих руках обширный фонд земель. Царские хозяйства времен III династии Ура не сохранились. Однако царская земля была разверстана, и участки либо сдавались в аренду, либо обрабатывались зависимыми крестьянами. Они не имели средств производства и получали от царя зерновой паек. Щарские служки (мушкенумы) кроме служебного* надела имели имущество и рабов. Но все их имущество рассматривалось как имущество дворца.
Вавилонянам был знаком наемный труд, оплата которого таксировалась. Государство регламентировало и арендные отношения. За аренду садовых земель предусматривалась плата 2/3 урожая, а пашни и целины — 1/3 Землю арендовали не только крестьяне, но и крупные землевладельцы, ростовщики, используя ее для мелкой субаренды на тяжелых условиях.
Вскоре после смерти Хаммурапи на Вавилон напали касситы (ок. 1742 г. до н. э.). С 1959 г. до н. э. в Вавилоне господствует касситская династия. В конце II тысячелетия до н. э. в страну вторгаются ассирийцы, эламитяне, а в начале I тысячелетия ее грабят халдеи. В 732 г. до н. э. Вавилон был завоеван ассирийцами. Только в конце VII в. до н. э. страна обрела независимость и возникло Нововавилонское царство. В период царствования Навуходоносора (605—526 гг. до н. э.) оно достигло своего расцвета. Развернулось грандиозное строительство оборонительных сооружений, оросительных систем, дворцов, святилищ. Была построена Вавилонская башня высотой в 91 м.
Значительную эволюцию в Нововавилонском царстве претерпело рабовладение. Рабов имели цари, храмы, частные лица. В этот период происходит расширение имущественных прав многих рабов, которые получали землю, скот, инвентарь, дома и прочее имущество, что позволяло им организовать самостоятельное хозяйство при условии уплаты оброка своему хозяину. Происходит дальнейшее ограничение долгового рабства. Должника можно было заключить в тюрьму, но нельзя было продать в рабство. Осужденный погашал долги бесплатной работой на кредитора. Самозаклад и самопродажа в рабство исчезли, хотя можно было отдать в залог детей. 1 В 539 г. до н. э. Вавилония стала сатрапией Персии.
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Экономика и менеджмент
|
|