Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Городецкий В. История экономических ученийОГЛАВЛЕНИЕЭкономические учения эпохи нерегулируемых рыночных отношенийТема 7. Экономическое учение Адама Смита1. А. Смит - центральная фигура классической политической экономииАдам Смит (1723-1790гг.) - величайший английский ученый-экономист второй половины 18 века, центральная фигура классической политической экономии. По мнению М. Блауга А. Смит - автор «первого в экономической науке полноценного труда, излагающего общую основу науки». Главный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.), обессмертил имя автора, переиздавался при его жизни четырежды и три раза до конца века. Под влиянием идей А. Смита премьер-министр Англии У. Питт-младший объявил себя его учеником и в 1786г. подписал с Францией первый Либеральный торговый договор (договор Эдена), существенно изменивший таможенные тарифы. Ученик А. Смита Дугалл Стюарт в 1801г. начал читать первый самостоятельный курс политической экономии в Эдинбургском университете, ранее входивший в курс нравственной философии. Центральной проблемой и предметом изучения экономической науки А. Смит считал экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. А. Смит доказывает, что богатство народов не в деньгах, а в материальных (физических) ресурсах, которые предоставляет «годичный труд каждого народа». «Годичный труд каждого народа представляет собой первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукта». Эту мысль он развивает концепцией роста разделения общественного труда, которая стала доктриной технического прогресса как основного средства роста богатства «любой страны во все времена». 2. Особенности в методологии исследований А. Смита.Величие А . Смита как ученого состоит в его экономических прогнозах и фундаментальных теоретико-методологических позициях, которые более чем на 100 лет предопределили направление развития научной экономической мысли и экономическую политику многих государств. Центральное место в методологии исследования А. Смита принадлежит концепции экономического либерализма - невмешательства государства в предпринимательскую деятельность. В основе концепции - идея естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений. «Рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. 1фгда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц». В развитие этой идеи Смит ввел крылатые понятия «экономический человек» и «невидимая рука». Сущность «экономического человека»: «собаки друг с другом сознательно костью не меняются» - «разделение труда является результатом определенной склонности человеческой природы к торговле и обмену» - «он («экономический человек») скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму (других людей) и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для них то, что он требует от них. Всякий предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, - таков смысл всякого подобного предложения ... Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах». «Экономический человек» А. Смита - эгоист, стремящийся к личному обогащению путем производства и реализации качественного товара или услуги. Сущность «невидимой руки»: «каждый отдельный человек... имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества... причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения... преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это». Смысл «невидимой руки» заключается в пропаганде таких общественных условий и правил, при которых благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через их частные интересы рыночная экономика будет наилучшим образом решать общественные задачи и приведет к гармонии личную и коллективную волю с максимально возможной выгодой для всех и каждого. Таким образом, главным в методологии Смита является «очевидная и простая система естественной свободы», которая благодаря «невидимой руке» всегда автоматически уравновешивается. Государству остаются, как пишет А. Смит, «три весьма важные обязанности»: • издержки на общественные работы, чтобы «создавать и содержать определенные общественные сооружения и 1 общественные учреждения», обеспечивать вознаграждение преподавателей, судей, чиновников, священников и других, кто служит интересам «государя или государства»; • издержки на обеспечение военной безопасности; • издержки на отправление правосудия, включая охрану прав собственности. Лейтмотив методологии исследований А. Смита - «в каждом цивилизованном обществе» действуют всесильные и неотвратимые экономические законы. Главное условие действия экономических законов - свободная конкуренция. Только она лишает участников рынка власти над ценой. Чем больше продавцов - тем менее вероятность монополистов, которые, по его словам, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке, никогда не удовлетворяют полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и повышают свои доходы. А. Смит осуждает законы об ученичестве, цеховые постановления, законы о бедных, полагая, что именно эти законы ограничивают рынок труда, масштабы конкуренции, мобильность рабочей силы Он убежден, что как только представители одного ремесла и вида торговли собираются вместе, то следствием этих встреч, как правило, является заговор против публики - соглашением о повышении цен. «Первейший источник богатства» нации, по мнению А. Смита - сельскохозяйственное производство, а затем промышленное. Что касается торговли, то он расставил приоритеты в ее структуре: внутренняя, внешняя, транзитная. А. Смит сформулировал главную задачу науки: «...главная задача политической экономии каждой страны состоит в увеличении ее богатства и могущества; поэтому она не должна давать преимуществ или оказывать особое поощрение внешней торговле предметами потребления предпочтительно перед внутренней торговлей или же транзитной торговлей предпочтительно перед той и другой». 3. Теоретическое наследие А. Смита.1) В «Богатстве народов» А Смит исследует проблему разделения труда и на примере булавочной фабрики доказал, что разделение общественного труда повышает производительность общественного труда «по меньшей мере трояко» (рост квалификации работников, выполняющих одну несложную операцию, экономия времени при переходе от одной операции к другой, изобретение приспособлений, механизмов, машин). 2) В теории стоимости (ценности) товаров и услуг А Смита отметил в каждом товаре потребительную и меновую стоимость. Под потребительной он понимал не предельную полезность, а полную - возможность товара удовлетворить потребность человека, причем не конкретно, а в общих чертах. Раскрывая сущность меновой стоимости в «Богатстве народов» он сначала пишет, что «более естественным является оценивать их меновую стоимость (товаров) количеством какого-либо товара, а не количеством труда, которое можно на них купить», а на следующей странице подчеркивает «товар, который сам подвергается колебаниям в своей стоимости (золото и серебро), никоим образом не может быть точным мерилом стоимости других товаров». И делает вывод, что стоимость одинакового количества труда рабочего «во все времена и во всех местах» одинакова и поэтому «именно труд составляет их действительную цену (товаров), а деньги составляют лишь их номинальную цену». В конце книги, несмотря на последующие уточнения и уточнения уточнений он делает заключение: «труд является единственным всеобщим , равно как и единственным точным, мерилом стоимости или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собой стоимости различных товаров во все времена во всех местах». Двойственная позиция А. Смита привела к тому, что одни его последователи берут за основу «трудовую природу происхождения стоимости товара», а другие - издержки производства. 3) В концепции о производительном труде А. Смит под производительным трудом понимает труд, который «увеличивает стоимость материалов, которые он перерабатывает» и «закрепляется и реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, который можно продать и который существует по крайней мере некоторое время после того, как закончен труд» (например, продукты питания). А непроизводительный труд - это услуги, которые «исчезают в самый момент их оказания» и «ничего не добавляет к стоимости... имеет свою стоимость и заслуживает вознаграждения... не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, пригожем для продажи». Современная экономическая наука отвергает основные постулаты этой концепции. 4) Теория денег А. Смита не выделяется какими-либо новыми положениями, но привлекает масштабностью и глубиной анализа, логически аргументированными обобщениями. Вот их динамика и развитие: деньги появились «как прекратилась меновая торговля»; «труд, а не какой-либо особый товар или группа товаров является действительным мерилом серебра (денег)»; он осуждает меркантилистов, согласно которым основа богатства нации в изобилии золота и серебра - «деньги - это великое колесо обращения»; падение курса бумажных денег ниже стоимости золотой и серебряной монеты отнюдь не вызывает падения стоимости этих металлов» А. Смит рассматривает деньги, как и все классики, не иначе как техническое орудие для обмена, торговли, ставя на первое место их функцию средства обращения. 5) Теория доходов А. Смита - годичный продукт распределяется между тремя классами: рабочими, капиталистами и землевладельцами. Доход рабочих - их зарплата - находится в прямой зависимости от уровня национального богатства страны. В отличие от физиократов (У. Петти и др.) и Д.Рикардо он отрицал так называемую закономерность снижения оплаты труда до уровня прожиточного минимума. Напротив, он утверждал, что «при наличии высокой заработной платы мы всегда найдем рабочих более деятельными, прилежными и смышлеными, чем при низкой заработной плате» и предупреждал, что «хозяева всегда и повсеместно находятся в своего рода молчаливой, но постоянной и единообразной стачке с целью не повышать заработной платы рабочим выше ее существующего размера». Прибыль как доход на капитал определяется «стоимостью употребленного в дело капитала и бывает больше или меньше в зависимости от размеров этого капитала». Сумма прибыли «предпринимателя, рискующим своим капиталом, - это часть созданной рабочими стоимости, направляемая на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы». О ренте он пишет следующее: продукты питания это «единственный сельскохозяйственный продукт, который всегда и необходимо дает некоторую ренту землевладельцу». И метко замечает - «стремление к пище ограничивается у каждого человека небольшой вместимостью человеческого желудка». 6) Теория капитала Л. Смит» более прогрессивна в сравнении с физиократами. Капитал - это одна из двух частей запасов, а «другая часть - это та, которая идет на непосредственное... потребление». В отличие от физиократов у А. Смита производительный капитал - это капитал, занятый во всей сфере материального производства, а не только в сельском хозяйстве. Именно он ввел деление капитала на основной и оборотный. А вот еще один взгляд Смита в будущее - основной капитал состоит в числе прочего «из приобретенных и полезных способностей всех жителей или членов общества». Здесь понимаются и образование, и уровень квалификации, профессионализм, предпринимательские способности всех жителей, членов общества. А. Смит назвал все это в совокупности - «человеческий капитал». 7) Теорию воспроизводства А. Смита, блистательно введенную в науку Ф. Кенэ, К. Маркс назвал «баснословная догма Смита». Причина: Смит утверждал» что стоимость совокупного общественного продукта равна сумме заработной платы, прибыли и ренты, т.е. свел ее к доходам. Из стоимости совокупного общественного продукта он исключал основные фонды - постоянный капитал, полагая, что его можно в конечном счете разложить на те же составляющие - зарплату, прибыль и ренту. В итоге получается, что ежегодный произведенный продукт полностью и потребляется, а следовательно нет не только расширенного, но и простого воспроизводства. Ошибка его - в отождествлении стоимости годового продукта с вновь созданной за год стоимостью (без учета стоимости потребленных средств производства).
Ваш комментарий о книге |
|