Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Топорков А. Русский эротический фольклор

ОГЛАВЛЕНИЕ

Заговоры
ЗАГОВОРЫ И МАГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

При регулировании межполовых отношений в сексуальной сфере в традиционной крестьянской культуре значительная роль отводилась заговорам и разнообразным магическим средствам. Существовали особые группы заговоров: на девичью красоту, на привлечение жениха, присушки и отсушки, от любовной тоски, чтобы стоял половой член или, наоборот, не действовал, обереги жениха и невесты и др.
Имеются документальные свидетельства о том, что любовная магия была распространена еще в эпоху Древней Руси. Наиболее ранний фрагмент русского любовного заговора донесла до нас берестяная грамота второй половины XIV века из Новогорода: «...так ся розгори сердце твое и тело твое и душя твоя до мене и до тела до моего и до виду до моего»1. Многочисленные любовные заговоры зафиксированы в рукописных и печатных сборниках XVII—XVIII веков.
Если другие материалы, представленные в настоящем издании, так или иначе связаны с миром смеховой культуры, то отношение к заговорам и магическим
1 Арциховский А. В., Янин В. Л. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1962—1976 гг.). M., 19.78, с. 120.
344
средствам было весьма серьезным. Церковь решительно осуждала «чародейные» способы «приворожения» супруга. Как отмечает Н. Л. Пушкарева, «в исповедных вопросах перечислялись женское молоко, мед, «любовное коренье», пот и проч., как средства, которыми женщины потчевали мужей, чтобы обрести их привязанность и расположение»1.
Особое место в русской заговорной традиции занимали «присушки» — заговоры, с помощью которых пытались влюбить в себя или в кого-то другого юношу или девушку. Относились к ним в народе неоднозначно. С одной стороны, они квалифицировались как «черные», вредоносные и их использование осуждалось. С другой стороны, они были и остаются очень популярными, а потому широко распространенными. Основная цель «присушек» — возбудить сексуальное влечение у представителя противоположного пола. Иоэтому описание частей тела, куда «раб Божий» или «рабица Бо-жия» просили какое-нибудь мифологическое существо («ветер», «Огненного змея», Сатану и проч.) вложить «тоску-сухоту», часто заканчивается прямым или косвенным упоминанием мужских или женских половых органов, в зависимости от объекта, на кого направлен заговор. Характерно, что «присушки» на девиц, то есть те, которые произносили парни, более откровенны.
Ирисушки, отсушки, заговоры от тоски представляют собой своеобразный прообраз любовной лирики в литературе XIX—XX веков. Они отличаются высокими художественными достоинствами и экспрессивностью образов. Любовная страсть, насылаемая с помощью заговора, осмысляется как болезнь и иссушающая тоска. Она захватывает все естество человека, обрекая его на страдания и мучения.
1 Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. М., 1989, с. 95.
1. ЗАГОВОР НА ЛЮБОВЬ
Есть облако синее, под синим облаком есть море синее, на море на синем есть остров золот, на золоте острове есть камень золот. И поднимется золот камень, и выйдут из-под камня тридевять братьев: одну обувь топчут, одним поясом опоясаны, под одним колпаком, вынесут тридевять топоров и тридевять секир; пойдут по острову ступать и найдут тридевять дубов золотых: коренья у дубов золоты, и верхи у дубов золоты, и ветви золоты, и все те дубы золоты; и начнут сечь тридевять братьев тридевятью топорами, тридевятые секирами с тридевяти сторон тридевять дубов. И выйдет из моря стар-матер человек и спросит у тридевяти братьев, на что те дубы сечете? И ответ держат тридевять братьев: надобно кузницу золотую сооружать, и надобно горн золотой сооружать, и надобно в сем горне золотом уголье дубовое разжигать, надобно, чтобы сливались и слипались медь и железо во единое место: так бы сливалось и слипалось сердце у сей рабы (имя) с тем рабом (имя) во единое место, юность и ярость, и похоть, межручные и ножные в прелюбодейном деле у рабы (имя), и надобно ковать в сем горне золотом замки и ключи, надобно замьпсать у рабы (имя) сердце с тем рабом (имя) во единое место, юность и ярость, похоть, межручные и ножные кости, и суставы, и кровь в прелюбодейном деле. Сколь жарко в сем горне золотом уголье дубовое, столь бы жарко таяло сердце у рабы (имя) по мне, рабу (имя) юность, и ярость, и похоть, межручные и ножные кости, и суставы, и кровь; замыкали сердце тридевять братьев тридевятью замками, тридевятью ключами у рабы (имя) во единое место с тем рабом (имя), юностью, и яростью, и похотью, межручными и ножными костями, и суставами, и кровью. При месяце молодом и старом, и на перекройных днях, и по всякий час, и замкнули сердце у рабы (имя) с тем. рабом (имя) во единое место. И поднялись тридевять братьев на воздух и полетели за тридевять гор, и нельзя тех тридевять братьев добыть ни старому старцу, ни молодому молодцу во веки веков. Аминь.
2. НА ПРИСУШЕНИЕ [ДЕВИЦЫ]
На русской и на немецкой земли есть огнянной царь, высушил реки и езера и мелкия источины,— и как
346
в нынешних ветрах (высушил), так бы сохла раба Б(о-жия) N по мне, рабу Б(ожию) N двадцати четырех часу денных и ношньгх, на новце месяце, и на ветхе месяце, и на перекрое месяце, и во вся меженны дни, и не могла бы не жить и не быть, ни исть раба Б (ожия) N без меня, р(аба) Б (ожия) N: в семидесят суставах и в семидесяти жилах, в подпятное жилие, и в подколенном жилие, и во пространной жилы в ... [пизде — ?] и визде бы сохло и болело, по мне, р(абу) Б(ожию) N. Еще есть в чистом поле стоит Феоклист, да все высохло; днем при солнце, а ночью при и при частых звездах, и при частых дождиках, в семидесяти суставах и в семидесяти жилах, и в подколенном жилье, и в пространной жиле в ... [пизде — ?] и везде бы сохло у рабы Б(ожией) N дватцеть четыре часу денных и ношных, на утренной зоре, на вечерной зоре, на новце месяце, и на ветхи месяце, и на перекрое месяце, во вся меженные дни, не могла бы она, р(аба) Б(ожия) N, без меня, раба Б(о-жия) N, не жить и не быть. Еще есть в чистом поле печь медная, накладена дров дубовых, как от тех дров дубовых сколь жарко разгоряится, и так бы разгорялась раба Б(ожия) N по мне, рабу Б(ожию) N, 24 часу денных и ношных, на нове месяце, и на ветху месяце, и на перекрое месяце, во вся меженныя дни, на утренной зори, во вся меженныя дни, не могла бы она, р(аба) Б (ожия) N, без меня, р(аба) Б(ожего) N, не жить и не быть. Всем моим словам ключь и замок, аминь, аминь, аминь.
Трижды плюнь, а говорить на соль или на пиво, или на пряник, или в вино.
3. ПРИСУШКА [НА ДЕВИЦУ]
На землях русской и Французской есть царь огненный,— высушил моря и реки и мелкия источники, так бы сохла раба Божия (такая-то) по рабе Божием (таком-то), на молоду и перекрое, чтобы не могла она не жить, не быть без меня, раба Божия (имя), в 77 суставах, в 77 жилах и в половой жиле. В чистом поле белая лунь. Попрошу я ее слетать в чистое поле, в синее море, в крутыя горы, в темные леса, в зыбучия топи и попросила бы она черта, чтобы дал он ему помощи сходить к рабице, девице в терем, сесть на белую грудь, на ретивое сердце, на горячую печень и вложил бы рабице
347
девице (такой-то) из своих окоянных уст, чтобы она не могла без раба (такого-то) не жить, не пить, не есть. Аминь, аминь, аминь.
4. [ПРИСУШКА НА ДЕВИЦУ]
Лягу я (имя) не благословясь, встану не перекрестясь, пойду я из избы не во дверь, со двора не в ворота, а под западну сторону, в чисто поле. Там стоит шатер, в том шатре двенадцать дверей. Пойду я к шатру, пну я в пер-выя двери — откроются все двенадцать дверей. Захожу я в шатер, сидит Сатанаил Сатанаилович со своими с малыми детьми. Пошлю я Сатану: «Поди ты, Сатана, зайди ты, Сатана, в крытый дом и некрытый дом, возьми лее ты из того дому (имя девицы), распали ее, разожги ее на все на четыре части, вложи ты ее тоски-тоскущей, плакоты-плакотущей в ретивое сердце, в белое легко, в черную печть, в под.....ю [подъебную — ?] кость». Казался бы я (имя говорящего) ей (имя дев(ицы)) днем при беседе. Где бы она (ее имя) ни ходила, где бы она (ее имя) ни гуляла, все бы меня (имя говорящего) на уме держала.
Произносят на соль и стараются, чтобы соль была съедена той девицей, которую присушивают.
5. [ПРИСУШКА НА ДЕВИЦУ]
Стану я раб (такой-то) не благословясь, пойду не перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота, в чистое поле на дьявольское море. На дьявольском море стоит каменная баня, в этой каменной бане стоит мост, под этим мостом стоят мраморные диваны, на этих диванах сидят тридевять чертей, из них три мои старшие братья. Подойду я к ним поближе и поклонюсь пониже: «Старшие вы мои братья, сосдужите мне великую сдужбу, засушите и закрутите девицу (имя), чтобы она ходила — не захаживала, ела — не заедала, пила — не запивала, любила — не забывала, чтобы сохли у ней обо мне все 12 жил, 12 поджилков, 12 суставов, 12 подсуставников и соединяющая кость. Аминь».
Этот наговор читают на соль, которую после этого носят за пазухо^, чтобы она пропиталась потом, а затем ее стараются дать съесть девице.
348
6. [ПРИСУШКА НА ДЕВИЦУ]
Господи Боже, благослови Христос! Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, со двора в ворота, в чистое поле. В чистом поле, в зеленых кустах, в поморье стоит вертеп, в том вертепе сидит матерая жена на золотом стуле между троих дверей. Молюся я, раб Божий (имярек), до ней: «Ты, старая матерая жена, тебе дано от Господа и от Пресвятыя Богородицы ведати меня, раба Божия (имярек), Адамов закон, Еввину любовь, вложи желанное сердце рабе Божией (имярек) по мне, по рабе Божи-ем (имярек). И тут старая матерая жена милостивая, милосердая, золота ступа покидает, [берет — ?] шолко-вой кужелек, веретенце серебряное, молится Христу Царю Небесному, Богородице, Матери Царице, вкладь1-вает желанное сердце рабе Божией (имярек). Как кипит под землею летом безпрестанно белой ключ, так бы кипело, горело сердце и душа у рабы Божией (имярек) по мне, по рабе Божием (имярек). Коль всякой человек не может жить без хлеба, без соли, без платья, без ежи, так бы не можно жить рабе Божией (имярек) без меня, раба Божия (имярек). Коль тошно рыбе жить на сухом берегу, без водь1 студеныя, так бы тошно было рабе Божией (имярек) без меня, раба Божия (имярек). Коль тошно младенцу без матери своей, а матери без дитяти, толь тошно рабе Божией (имярек) без меня, раба Божия (имярек). Как быки скачут на корову или как корова в Петровки голову закинет, хвост залупя, так бы раба Божия (имярек) бегала и искала меня, раба Божия (имярек), Бога бы не боялась, людей бы не стыдилась, во уста бы целовала, руками обнимала, блуд сотворила. И как хмель вьется около вола по солнцу, так бы вилась, обнималась около меня, раба Божия (имярек). Как цвела утренняя роса, дожидаясь Краснова солнца из-за гор из-за высоких, так бы дожидалась раба Божия (имярек) меня, раба Божия (имярек), на всякий день и на всякий час, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь».
7. НА РАЗЖЕНИЕ СЕРДЦА У ДЕВИЦЫ
Стану я, не благословясь, пойду не перекрестясь, из избы не дверями, из двора не воротами в чистое поле.
349
В том поле есть окиан-море, в том море есть латырь камень, на том камне стоит столб, от земли до неба огненный, под тем столбом лежит змея жгуча, опалюча. Я той змее поклонюсь и покорюсь: «Ой, еси ты, змея! Не жги, не пали меня, полетай под восточную сторону, в высок терем, в новы п(о)кой, пухову перину, шелкову подушку, к девице N, разожги и распали у той девицы белое тело, ретивое сердце, черную печень, горячую кровь, все подпятные и занокотныя жилы, чтобы она девица N не могла ни жить ни быть, часу часовать и минуты миновать, поутру вставала — обо мне бы вздыхала, пошла — на мне N величала, ни с кем бы она думы не думала, мысел не мыслила, плоду не плодила, плодовых речей не говорила, ни с отцом бы, ни с матерью, ни с родом, ни с племенем, кроме меня р(аба) Б(ожьего) N. Все бы она девица N со мной, р(абом) Б (ожьим) N, думу думала, мысли мыслила, плод плодила, плодовыя речи говорила, на ветху и на нову месяцу и на перекрое месяцу. Будьте те мои слова недоговорены, переговорены, все сполна говорены. Ключ сим словам в зубы, замок в рот».
8. МОЛИТВА ДЛЯ ПРИВОРАЖИВАНИЯ [НА ПАРНЯ]
Мильт мой, родимый мой, раб Божий (имярек), тоскую я, горюю я, горюю я, раба Божия. Поди тоска-кручинушка в буйную головушку, в русы волосы, в черны брови, в ясны очи, в красны губы, в белы зубы, в легку, в печень, в горячую кровь, в ретивое сердце, поди в стальну кость, чтобы тосковал, горевал бы, ел — не заедал, пил — не запивал бы на всяку минуту, на всяку секунду, во веки веков, отныне и до века.
Говорится на питье.
9. ЖЕНСКАЯ ИЗДЕВКА
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ой, еси, месяц, и вы, чистые звездь1, и буйные ветры, вода и земля, и лес и трава, синее море и огненная река, снесите и спроводите из меня, раба Божия (имярек), тоску, сухоту и кручину велику, мысель немалую, печаль необычную в рабу (имярек), чтобы той тоской тосковала и сухотой сохнула, и кручиной великой; не
350
могла бы в мыльне веником спариться, ни водою смыться и обдаваться, ни отец, ни мать не могли бы ни пособить, ни помочь, ни колдун, ни колдуница, ни сама себе, рабе Божьей (имярек), покамест меня, раба (имярек), не увидит, и не осмотрит, и не обозрит, и со мною вместе не пребудет, по то место бы ей невместимо было ни есть, ни пить, ни спать, ни лежать, ни думать, ни с отцом, ни с матерю, ни с гостями, ни с иными людьми, ни с какими.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
(Говорить на плат чистый тридевять раз при встрече, платом после бани махнуть на лавку.)
10. ЖЕНСКАЯ ИЗДЕВКА НА ПОХОТЬ
Стану не благословясь, по<й>ду не перекрестясь, из избы не дверьми, из двора не воротами, и пойду на широкую улицу и посмотрю я, раб (имярек), по всему белому свету, посмотрю по земле и под вышними небесами, и под черными облаками. Иод высокими небесами и под черными облаками узрю я, раб (имярек), змия огненного с огненным пламенем и с огненной колесницею. И закричу я, раб (имярек), и спрошу я, раб (имярек), у тебя: «Куда, еси, ты полетел, полетел с огненною колесницею и с огненным пламенем?» И говорит змий огненный: «Полетел я за тридевять морей и за тридевять озер и в Вавилонское царство, моря, озера и реки сушить и в Вавилонском царстве лес, пни, колоды зажигать!» И послужи ты мне, нехристиянину, от мира отре-ченнику, а к себе возьми в приреченники, и твою волю буду творити, по средам и по пятницам поганым ходити, а в родительские дни блуд творити. И возьму я, раб (имярек), своей похоти и плоти, юности и ярости и поло-ягу на хрустальное зеркало. Скрозь мою похоть и плоть и мою юность и ярость в кой день, или в кой час, или в которую четверть посмотрится в то зеркало — в тот день, и в тот час, и в ту четверть отсуши у сей рабы (имярек) тело румяное и лицо белое и зажги в ней ретивое сердце, горячую кровь, хоть, и плоть, и мочь, юность, и ярость, и все семьдесят жил, и семьдесят суставов, и три, и две, и едину жилу и единый сустав. А чья тень в зеркале — то вам, а она, раба (имярек) — ко мне телом и сердцем, умом и разумом, плотью, и похотью, и всеми жилами. И чтобы она, раба (имярек), по
351
мне, рабу (имярек), думала да сохла, горевала, тосковала и плакала по всякий день, и по всякий час, и по всякую четверть часа.
И выйду я, раб (имярек), далече в чистое поле, стану на запад лицом, на восток хребтом. И как утренняя заря Мария не может на сестру свою Ульянею ни насмотреться, ни наглядеться, и вечерняя заря Ульянея не мозкет на сестру свою Марию ни насмотреться, ни наглядеться, и тако бы та моя сия раба (имярек) не могла бы на меня, раба (имярек), ни насмотреться, ни наглядеться по всякий день, и по всякий час, и во всякую четверть часа.
И выйду далече в чистое поле, к поганому морю. И есть на поганом море доска, а на той доске сидит сама тоска: без рук, без ног, без глаз, а сама плачет, тоскует и горюет по ясным очам и по белому свету. И поди, та тоска и сухота, в ту мою рабу (имярек), и чтоб ей по мне, рабу (имярек), тосковать, и горевать, и плакать век по веку, отныне и до веку. А коль тошно и горько той тоске на той доске, как она не видит белого света, столь бы было тошно и горько той рабе (имярек), как она меня, раба (имярек), не увидит на который день, и на который час, и в которую четверть, она бы тосковала да горевала, сохла и плакала, в день при солнце, а в ночь при месяце, при частых звездах и при буйных ветрах, на зорях на утренней и на вечерне<й>, не могла бы ни пить, ни есть, ни с кем слова говорить, все бы она одно думала, да мыслила, да сохла, тосковала по мне, рабу (имярек).
И еще я выйду и выступлю далече в чистое поле, из чистого поля пойду к поганому морю, сидит наш царь, сам Сатана со своим зятем Ерзоулом. О, еси ты, царь, юноша, бес Сатана со своим зятем! Как ты мне дашь и пошлёшь своих послуживцев только разжечь и распалить и мне послужить сию рабу (имярек) тридцать три и един Ерзоул, Ерохмид, Марвс-бес, Крив, Ток да Маток, Котыга да Матыга, Смущало, Зажигало, разжига-ло, Иотыкало, Тял да Матял, Такуса да Маруса, Лук, Мирулей, Мираха, Прочаха и еще Проданя, Тихия, Са-хия, и Елизуда, и Дагруд, и Щирих, и все ваше облада-тельство. Призываю я вас к себе и посылаю я вас к сей рабе (имярек), подите вы и послужите и своего царя, отца Сатану, посдушайте, а моими думами, а своими стрельными крепкими луками и крепкими вострыми огненными палашами, и зажгите, и пострелите, смутите
352
и подкните, искусите сию рабу (имярек), где вы застанете: в ночи на месте, а в день при беседе, в пути, или на дороге, или в хрустальном зеркале, у которой вынута ее тень, отдана вашему отцу Сатане, а чья тень — то вам, а она — ко мне, рабу (имярек), телом, душою, и сердцем, и мыслями своими. И мы станем вашу волю творити, по средам и по пятницам поганы ходити, а в родительские дни блуд творити.
И тем моим крепким словам замок в щуке в рыбе, у ней в зубах в Доне-реке, а ключ у самого Сатаны в коленях. Во веки веков.
11. ЕГДА ЖЕНИЛСЯ ЧЕЛОВЕК И У ЖЕНЫ ПОТЕРЯЕТ НИФЦУ
Говорить на чистую воду трижды и окати десту.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Како Христос, царь небесный под землею кромешной ад словом крепок и плотен, и неизбежен и словом своим святым разверзив его; тако развязки, Господи, словом моим у сей рабы Божией (имярек) от жил 3, 2, единую »силу становую и проходную и отвори у ней водяной проход, (pizdu), как прежде сего, чтоб шла из нея мочь и кровь и женская немочь от сих моих слов в нове и ветхе, и по всякой день отныне и до века, и во веки веков. Аминь.
12. МОЛИТВА КАК ОБОРОНЯТЬ ЕСТЕСТВО
Во имя Отца, Сына и Святаго Духа.
Стану я, раб Божий имярек, благословясь и пойду перекрестясь на утренной зоре или на вечерней, выду на широкий двор. Как стоят столбы дубовые вереи, ясено-вые, и так бы стояли у сего раба Божия имярек семьдесят жил, семьдесят составов и становая жила, белые муди, румяные и ярые яйца, шли бы всякое в полое место, в жену или девку, в парня, в гузно и в пизду, во всякой день и во всякой час, в деных и нощных, поутру и вечерью. Во веки веком. Аминь.
А говорить по три зори утряних, по три вечерних, выти на дво(р), съчати на верею, на котору ворота отво-ряютце.
12 Русский эротический фольклор 353
13. [ЛЕЧИТЬ НЕВСТАНИХУ]
На утренней заре сходить за водою на колодезь самому больному и на возвратном пути не оглядываться и не останавливаться, что бы ни почудилось. Потом эту воду выливают в складни и больной переливает воду через тележную ось из одного складня в другой. Между тем колдун читает три раза: «Как стоит стержень, так стой у раба N сором на рабу N отныне до веку. Аминь».
После этого воду должно вылить на восточную сторону какого-нибудь строения, и болезнь должна непременно пройти.
14. ОТ НЕВСТАНИХИ
Наговорить на 3 куска сала, тем салом потереть хуй и выспаться в старую ось — дыру:
У раба Божия (имярек) 77 жил и 77 суставов; все бы они действовали и все бы они владели, и впрямь бы хуй стоял. Аминь, аминь, аминь!
Можно наговорить еще на голик или на отпертый замок. Тот голик или замок окатить водою 3 раза и дать воду испить; или потереть с наговором хуй об дышло или об осиновый сучок. Еще берут улий матошник, кладут его в вино и наговаривают, тем вином поят.
15. [ЛЕЧИТЬ НЕВСТАНИХУ]
Аще у которого человека михир не встанет и ты вазми аленья мозгу ис кости, изот(р)и (в) ваде и дай человеку пити. От того будет михир стояти.
О том же указ:
Поймай тритцать воробев, и в гаршек склади, и ис-парь без вады под гаршам или под крышаю, и дай их съясти таму человеку, и будет у него михирь стояти.
16. [ОТ НЕСТОИХИ]
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Господи, благослови, Господи, прости, Господи, помози. Как у стоячей бутылки горлышко завсегда стоит прямо и бодро, так бы и у раба Божия (имярек) завсегда х<у>ек стоял на свою жену рабу Божию (имярек) и во всякое время для любови и для похоти телесныя. Аминь. Аминь. Аминь.
354
17. О ЛКОЯПИИ ЖУЯ
Есть гора костяна. На той горе есть стул костян. На том столе костяном седит царь костян, подпершись своим костылем костяным: шляпа на главе костяна, рука-ницы на руках костяны и сапоги на ногах костяны. И весь тот царь костян и все семьдесят три жилы костяны, и становая ж жила кость. Так бы и у меня, раба Божия (имярек), все семьдесят три жилы и вси семьдесят три жилы-суставы были бы костяны, и вся и становая ж жила была бы костяна, и стояла б она на жуе сто раз и тысячу на пострекание, на малое место на женскую нифцу и девичью: на черную, на русую, на красную, на белую и на всякую — месяца молода и ветха и на перекройных днях.
18. ИГРАЛА БЫ ЮНОСТЬ
Господи, Иисусе Христе, Боже! Помилуй мя, раба Божия (имярек). Стану я, раб Божий, поутру, благосло-вясь, умоюсь, перекрестясь; пойду я, раб Божий, в чистое поле под восточную сторону ко святому морю-окияну. Среди синяго моря-окияна лежит бел горюч камень; на белом горючем камне стоит крепкое дерево дуб; как в крепком древе дубе стоит сук на восточную сторону; и с восточной стороны идут 12-ть братьев и 13-й вихорь и расшатывают в крепком древе дубе сук; и я, зашедши, раб Божий (имярек), поближе и поклоню-ся пониже. Гой, еси вы, 12 братьев ветров и 13-й вихорь! И у меня, раба Божия (имярек), играла бы юность, и ярость, и плоть телесная-похотение, и горячая кровь; и как в крепком дубе сук стоит, и так бы у сего раба Божия (имярек) стоял бы в день при солнце, в ночь при месяце, при частых звездах, при высоте облака; как горюча сера на огне кипит, так бы и у меня, раба Божия (имярек), играла бы юность и ярость, и плоть похотение, и горячая кровь. Уста мои замок. Язык мой ключ.
19. [ОТ ИМПОТЕНЦИИ]
Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, и пойду, перекрестясь. Выйду я на улицу, посмотрю начало утренней зари Марии, вечерней Маремьяны; не ложите тоску и кручину на раба и рабыню, на красную девицу. ... прижали ретивое сердце и черную печень, семьдесят
355
семь жил и семьдесят семь суставов, единую становую жилу и подъ...ную [подъебную] кость. И казался бы я, раб Божий, краснее краснаго солнца и светлее месяца и чистых звезд ночных и полунощных, денных и полуденных. Будьте мои слова крепки и лепки; крепче кито-ва клею, острее острой сабли и булатнаго ножа. Замкну и закину свои слова.
20. [ОТ МУЖСКОГО БЕССИЛИЯ]
На море-Кияне стоит дуб широколист, у того дуба 100 веток и едина ветка не гнутся от ветра, не ломятся от дождя. Так пусть у раба Божьего (имя) 100 жил и едина жила не гнутся от бабьего взгляда, от девьего тела, от злого умысла, от дотошного домысла. Аминь.
21. [ОТ МУЖСКОГО БЕССИЛИЯ]
Как твой-то мужик слабеть станет, ты его пошли в баню и вели мочиться через венчальное кольцо в ведерко. Потом пусть выльет на себя и скажет: «Пусть на дубу ствол и 100 веток стоят, как железо, как камень. Так пусть у раба Божьего Сергея все жилы и едина жила стоят, как камень, как кремень. Отныне и присно и во веки веков. Аминь».
А после этого пусть попарится да и к тебе идет.
22. [ЧТОБ ПАРЕНЬ ДЕЙСТВОВАЛ]
Из гребня [петуха] берут кровь, чтобы парень действовал: «Как гребешок у петуха стоит, так бы и у (имя) член стоял».
23. [ОТ МУЖСКОГО БЕССИЛИЯ]
Чтобы назад поставить [вылечить от мужского бессилия, возьми ножницы и], с конца ножниц, с острия, наговори: «Как эти ножницы не гнутся, не ломаются, так и у раба Божьего (имя) чтобы член стоял».
24. [СДЕЛАТЬ НЕВСТАНИХУ]
1. Берут нитку из покрывала мертвеца, влагают ее в иглу, которую и вдевают в подол рубашки известной женщины: пока эта игла не вынута, то мужчине ничего
356
нельзя с нею сделать; ежели же ее найдут, то не вынимают, а раздирают рубашку, а лоскутья жгут.
2. При восходе солнечном отрезывают от церковного колокола конец веревки, берут часть этого конца, завязывают три узла при следующем заговоре: «Как висит колокол, так виси у раба N сором на рабу N отныне до веку. Аминь».
После этого заклинания кладут эту веревку под порог или на то место, где должен пройти тот раб, которому это делают.
3. Вместо веревки лучше брать часть мохра от церковного паникадила, на одной нитке которой завязывают 3 узла при следующем заговоре: «Как висит мохор, так виси у раба N сором на рабу N отныне до веку. Аминь».
Нитку эту кладут под порог.
25. ЧТОБЫ ХУЙ НЕ СТОЯЛ
Взять суровую нитку и завязать ею тенето в три узла и на каждом узле говорить: «У раба Божия (имярек) 77 жил и 77 суставов — все бы они на рабу Божию (имярек) не действовали и все бы они не владели, и впрямь бы хуй не стоял. Аминь, аминь, аминь! Будь у него как нитка, а у ней как тенето!»
После того бросить тенето на такое место, чтобы он мог его перешагнуть.
Тот же заговор читают 3 раза на игду, и за каждым разом надо игду погнуть, а потом бросить ее в такое место, где бы имярек перешагнул через нее.
26. [ЧТОБЫ МУЖИК ОБЕССИЛЕЛ]
На море-Кияне, на острове Буяне стоит бел-горюч камень Латырь. На том камне стоит дуб широколист, а у дуба того ветки гнутся, кривятся и ломаются, никогда не выпрямляются. Так пусть и у раба Божьего (имя) все жилы и едина жила гнутся, ломаются и никогда не выпрямляются. Аминь.
27. [ИСПОРТИТЬ ПАРНЯ]
Живого петуха поймают, проколют ему бороду иголкой и 3 капли в воду возьмут. А потом какому-нибудь парню или мужику выпоят. Если девке изменит парень,
357
она его напоит и ему другую бесполезно иметь: у него не будет стоять, потому что оно [борода] у петуха вялое, нестоячее: «Как борода у петуха болтается, так бы хуй у (имя) болтался».
28. [ЧТОБЫ МУЖИК ОБЕССИЛЕЛ]
У петуха косы болтаются. 3 пера вырвут, сожгут. Или в пищу положат золу. Или насыпят, чтобы перешагнул мужчина: «Как эти перья болтаются, так бы и у раба Божьего Ефима все болталось. Аминь. (3 раза)».
29. [ПАРНЕЙ ПОРТИТЬ]
Парней портят. В Великий четверт приговорят на ножницы, на сольцу: «Как эти ножницы кольцом, так у раба Божьего (имя) ч<ле>н бы кольцом».
Три раза на заре до солнышка на воду наговаривать.
30. [НАГОВОР ДЛЯ НАДЕВАНИЯ «ХОМУТЦА»]
Стану я не благословясь, пойду не перекрестясь, не в двери, не в ворота — волчей норой, медвежьей тропой, в чистое поле, в широкое раздолье, из чистаго поля в дремучие леса, из дремучих лесов к проклятому морю. На проклятом море стоит золотая баня. В этой бане 24 дщери царя Ирода, двадцать пятая секла голову Иоанна Крестителя. Гей вы, еси дщери Иродовы — Огния, Лед-ниха, Желтая, Глухая, Юрия, Корчея, Грудня, Проклятая, Ломея, Глядея, Огнистра, Женихала, Перемежающая, Безумная, Переходиха, Скорбия, Пухолия, Тайна, Белла, Противна, Причудница, разслабея, Смертная, Алчная Секира ! Заступите вы, закрутите у раба (такого-то) все тело белое, всю кровь горячую. Снимите вы с своих глаз повязки булатныя и наденьте рабу (имя), (при этом называют ту часть, на которую хотят надеть). А ты, матушка Алчная Секира, возьми клинья желез-ныя, заклинь половой член туго-натуго, чтобы моча не могла пройти, а член багровеша и толстеша! Замкну я всем губы и зубы — девкам-русалкам, колдовкам-простоволоскам, колдунам, рыжим, красным, черным и вещему ворону крепко-накрепко. Триноды, трижды, трижды.
358
31. [СРЕДСТВО НАДЕТЬ «ХОМУТЕЦ»]
Чтобы надеть хомутец на половой член, для этого чертят кружок на том месте, где помочился тот, кому хотят надеть «хомутец». В центр кружка втыкают иглу.
32. [НАГОВОР ДЛЯ СНЯТИЯ «ХОМУТЦА»]
Воистину ты еси Бог наш и Спаситель мира Иисус Христос. И ты преподобная, Преблагословенная Наша Богородица, присно Дева мария! Ты воспитывала лю-безнаго сына своего Господа нашего Иисуса Христа. Он не знал у тебя никакой боли и ни опухоли половых мест, так бы раб Божий (имя) не знал никакой боли, ни опухоли половых мест. Ты, Батюшка Иисус Христос, пошли Григория Победоносца, чтобы все напущенныя девками чернявками, колдунами, колдовками болезни сожег бы их. Ссадил на острое свое копье и бросил в печь раскаленную. От ныне и до века.
Заговор читается на масло или на белок яйца, которым и мажут больное место.
33. СЛОВО ГРИЖА НАПУЩАТЬ
Стану не благословясь, пойду не перекрестясь из ызбы не дверми, из двора не воротми, из сеней не сенми, из избы дымом и огнем, паром, из двора ветром, выду в чистое поле, стану на запад лицем, на восток хрепъ-том, згляну на небо, посмотрю на землю. Разыньсе земля, расступисе на триста лактей и оттоль выдет злая лютая тяжелая болезнь напущенная красна грыжа. И скрычю я, раб имярек: «Злую лютую змию тяжелую напущенную болезнь красную грыжу, куды еси ты полетела?» И говорит мне грыжа: «Полетела я за тридевять морь, за тридевять рек, за тридевять озер — рек, озер сушити, морь пити». И поклонюсе я, раб имярек, и помолюсе: «Ой еси ты, злая змия напущенная тяжелая болезнь красная грыжа, не лети ты за тридевять морь, за тридевять рек, за тридевять озер — рек, озер сушити, моря пити. Поди ты, полети ты в сию или в сего раба имярек в белое тело, в ретивое сердце, в черную печень, во все 70 жил, 70 составов, в три и в две и в единую жиду, в белые муди, румяные в <я>рые яйца — тела его ясти, костей его грысти, мозгов его <ку>сати, в день без умолку, в ночь бес покою, во все двадцеть четыре
359
часа, в четверти и в минуты». И еще поклонюсе, и еще помолюсе: «Ой еси ты злая лютая змия тяжелая болезнь красная грыжа! Не лети ты в высокие горы и в глубокие пещеры, в Вавилонское царьство пенья, колодья зажигати, каменья разваляти. Лети ты, злая лютая тяжелая болезнь красная грыжа, в сего раба имярек, в его белое тело, в его кости и мозги, тела его ръвати, кости грысти, кровь его пити в день без умолку, а в ночь без покою и во все 20 четыре часа, в четверти и в минуты». Еще я, раб имярек, выду и выступлю далече в чистое поле к поганому морю, к поганому острову. На том острове есть красной кровавой камень, на том камени седит лютая тяжелая болезнь красная грыжа. И говорю я, раб имярек: «О еси ты лютая тяжелая болезнь красная грыжа, не грызти ты краснаго камени, грызи ты сего раба имярек, его белое тело, ретивое сердце, кости и мозги. Отныне и до века. Тем моим словам замок у тебя грыжа гризет, а ключь у самого Сатаны в коленех. Во веки веком».
34. МОЛИТВА ОТ ПРИЗОРУ И ОТ ГРЫЖИ
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Святыи чесньш бес<с>ребряники Козма и Дамиян, приставате к моему доброму делу и к моим добрым словам. Господи Боже, от сего света белаго до света будущаго есть стоит святое и сладкое Окиян-море, и на том море белой остров, и на том острове живет царь со царицею, поит и кормит триста волков черных, триста белых со всяким травяным корением. И говорит царь со царицею: «О еси вы, триста волков черных, триста белых со всяким травяным корением! Стекаитеее вы в единое место к сему рабу Божию имярек от печеней и от ядра и от сердца и сорывате вы у сего раба Божия имярек от костяных жил становых, от стоячих и лежачих и от жилы стано<во>й всякую грыжу и злую обвялку, щипоту и ломоту, прикосы и уроки, уръци и порцы и лихих человек помышление. Ой еси вы, триста волков черных, триста белых со всяким травяным корением! Теките вы в едино место к сему рабу Божию имярек от печеней, от ядра, от сердца, ото всяких жил становых, от стоячих жил и от лежачих, от семидесять жил, от семидесять суставов и от его жилы становой, всякую грыжу и злую обвя<л>ку, щипоту и ломоту, от чего ему доспелосе, от воды, или от ветра,
360
или от камени, или от Божьей милости, или от многаго предспания, или от человеческого помышления, от ведуна или от ведунье или от колдунье, от чернеца или от чернице, или от отрока или от отроковице, от леных волосов, или от зеленых от зубов, от помыл траве, от слова кости. Подай, Боже, дабы ему, рабу Божию имярек, кротость Воробьева, ярость жерепцова, завидость петухова. И како не (вы)водитце и(з) земли всякое травяное корение, дух ему чесноку, и тако б не выво(ди)-ласе и сего раба Божия имярек унос(ть) и ярость, в сей день и в сей час, всегда, ныне и присно и во веки веком. Аминь.
[Леные волосы — выпавшие волосы, они употреблялись как одно из средств порчи; для того чтобы ими нельзя бьшо воспользоваться повсеместно, был распространен и до сих пор бытует обычай выпавшие или отрезанные волосы прятать от посторонних.]
35. [СРЕДСТВО, ЧТОБЫ МУЖ ОТ ЖЕНЫ НЕ БЕГАЛ]
Каторои муж от жены блядует, и маж его медвежий салом, и от того не будет ему похоти на иную кроме своея.
36. [СРЕДСТВО УВЕДАТЬ ЖЕНУ ИЛИ ДЕВИЦУ НА ЧИСТОТУ]
Аще хощеши уведать жену или девицу, чиста ли будет от бдуда или не чиста, и ты возми зерна пшеничное и потри им на телу ея, и положити то зерно на воду, буде зерно потонет в воде, то чиста, а буде не потонет, поверх воды попловет, то нечиста.
37. ОТ МУЖСКОГО БЕССИЛИЯ
Аще хощеши быти с женою часто, помажи срам свой: курье сердце смеси с оленьим салом и с девятиси-ловым листьем, и несть сытости.
Публикация В. Л. Кляуса
ЗАГОВОРЫ
ИЗ РУКОПИСНЫХ МАТЕРИАЛОВ XVIII ВЕКА
Магия (чародейство, волшебство, колдовство), ман-тика (ворожба, гадание), календарные обряды и обычаи сохраняли важное место в религиозной жизни православных подданных Российской империи XVIII века. Уходя корнями в глубокую древность, многие дохристианские верования к этому времени давно тесно переплелись с православием и порой стали частью христианства в народном его понимании. Однако в официальной идеологии значительная часть магических верований рассматривалась как враждебные церкви «суеверия» и, декларируя в век Просвещения борьбу с ними, и светские, и церковные власти Российского государства возбуждали в центре и на местах сотни следственных дел, тяжелыми карами утверждая чистоту православия в его «синодальном варианте»1.
Нередко тяжелые пытки, суровые наказания настигали тех, кто пользовался приемами любовной магии, переписывал и нашептывал присушки и отсушки, Пытался волшебным способом повлиять на человеческий организм, насылая половую немощь или, напротив, «укрепляя естество», использовал магические приемы для успешного разрешения при родах или лечения женских болезней. Сохранившиеся в некоторых следственных делах «вещественные доказательства» — списки заговоров и заклинаний, а также расспросные речи обвинявшихся в «суеверных деяниях» россиян XVIII века — важнейший источник наших знаний о магиче-
1 Термин «синодальный вариант православия» в отличие от «народного варианта» введен и последовательно употребляется H. H. Покровским.
362
ской практике той эпохи1. Из этого источника в основном и почерпнуты материалы для настоящего издания.
Круг устремлений лиц, пользовавшихся в XVIII веке любовной магией, весьма разнообразен, но безусловное первенство принадлежит попыткам склонить к «блуду», «приворожить бабу» или «девку» через наговор на различные предметы (контактная магия). Веру в необходимость магических действий в подобных случаях хорошо выразили слова ротмистра Андрея Новокщенова: «Разве питьем (вином.— Е. С.) женку возьмешь?! Нужна сводня с заговором!»2
Гадание или магическое действие для достижения брачного союза было более характерно для женщин. Видимо, не последнюю роль играла магия и в семейной жизни. Судя по чину исповеди, ворожба была распространена в период беременности3. В источниках сохранились сведения о попытках вернуть посредством волшебства привязанность мужа к жене или отвратить супруга от блуда4. Саранский подьячий Федор Соколов, по его собственному заявлению, собрал в тетрадь заговоры ради укрепления семьи («чтоб жить с женою в совете»)5.
В частной жизни еще большее значение сохраняла лечебная магия, знахарство. Знахарь воспринимался в обществе не только как знаток лечебных приемов, но и, согласно наблюдениям M. M. Громыко, как хранитель традиции общины6. Недаром за заговорами о благополучном разрешении от родов, за средствами, чтоб муж любил и не бил7, за отсушкой8 и прочим обращались православные россияне к коновалам. Знахарь обеспечивал и охранные меры против вредоносного воздействия колдунов, т. е. всевозможной «порчи», провоцирующей болезни и немощь как людей, так и скота.
1 Об этом подробнее см.: Смилянская Е. Б. Следственные дела «о суевериях» в России первой половины XVIII в. в свете проблем истории общественного сознания.— Rossica, 1995, № 1 (Журнал издается в Праге, Чехия).
2 РГАДА, ф. 371, оп. 1, ч. 3, д. 14762, л. 11.
3 См.: Требник. М., 1720, л. 52об.
4 См., например, документы следственных дел в РГАДА: ф. 1183, оп. 1, д. 18 (1736 г.); ф. 7, оп. 1, д. 546; в РГИА: ф. 796, оп. 12, д. 163 и др.
5 РГИА, ф. 796, оп. 9, д. 115.
6 Громыко M. M. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII— перв. пол. XIX в). Новосибирск, 1975, с. 334.
7 РГАДА, ф. 7, оп. 1, д. 432.
8 Там же, ф. 372, оп. 1, д. 293.
363
Анализ судебно-следственных материалов, так лее как данные этнографии и фольклористики, приводят к выводу, что в отношении к недугу в интимной жизни магическое начало оказывало заметное влияние на поведение и мировоззренческие установки православных, принадлежавших к различным социальным группам России XVIII века, причем магические приемы этого времени претерпели уже значительную трансформацию под натиском христианства и эмпирических знаний.
ЛЮБОВНЫЕ ЗАГОВОРЫ-ПРИСУШКИ
1. Приворотный стих
[крестьянина Андрея Тимофеева Иердуна]
Есть у тебя, отец Сатана, мал рыж бес полуденной, есть у тебя, отец Сатана, черен бес вечерен, еще есть у тебя светлой бес утренной; пошли, отец Сатона, этих бесей, привороти рабу или рабыню имярек к блудодея-нию.
2. Заговор, ежели сжелаешь слюбиться с девкою или бабою [солдата Иетра Шестакова]
Коя мне любя девица и (ли баба), и она где будет спать, и того места отрезать щепину и ту щепину, (щепку.— Е. С.) снесть на болшой камен, и жечь огнем. И какы и та шешепина на огне горела, и такы бы она обо мне, рабе Божье Иетре, горела по тот час и по то время и во веки веков аминь.
3. «Черный» заговор, нужный ко блуду
[попа Макария Иванова]
Стал не благословясь, пошел не перекрестясь, изг ызбы не дверми, из двора не воротам(и) в чистое поле в зеленое море к самому царю Сатане, к самой царице Садомице идут тритцать три беса (три диявола). И аз раб Божий N [имярек] отрицаюсь веры Христовы и отца своего и матери и прикаясь (?) вам сатанам: аз еемь, приими-те меня раба Божия N [имярек], и я рад вам служить и работать и закон ваш исполнять, и вы послужите мне и поработайте, как вы сдужите своему царю Садоне и своей царице Сатонице, подите к рабе Божий N девице
J64
или N, разлейте ей, царице, и душу в белом теле, черную печень и горячую кровь и семдесят три состава и един состав и все подколенный подхиски (?), чтоб она лежала и тосковала в денном часу, в ношном и во утренном, как бел петух по земле трепещет, так бы она раба Божия N трепетала и тосковала по мне рабе Божий N в денных часах, в ношных и во утренних, и как бел камень Алатыр лежит во окияне-море, и как она меня не завидит и гласу моего не заслышит, таком бе лежала и тосковала в денных часах, в ношных и во утренных на молоду, на перекрое и во исходе месяца, а сему делу ключь. Есть море-окиян, в окияне-море есть камень Алатырь, не хаживат, песка морскаго не притенивам [притягивает?], а на небесном яблока и ухаживат меня Божия N никому не развести ни аминь крест. А:Д:К:Н:1:Р А сей наговор наговаривать на пот свои и давать в пиве или в вине.
4. Присушка
[из тетради попа макария Иванова]
Стоит море-окиян, в окияне-море остров Буян, на том острове Буяне есть гора Горова, на той горе Горове есть древо Барово, около тово древа Горова (!) вьется хмель. И в том море есть Алатырь камень и вышла ис того моря красная девица и выходила на тот камень Алатырь, и выносила та девица три девять замков и три девять кдучев, и замыскала, и окладывала та девица меня Божия (раба) N с рабою Божиею N, не то б меня, раба Божия N, никому не розвести и не случить (?), а тому делу ключ ныне и присно и во веки веков аминь.
5. Блудный заговор
[из тетради попа Макария Иванова]
Как след горит, тако бе горела девица и тело, и серце, и кровь, и печань у той рабе Божий N, a [вероятно, ошибка: нужно — ко мне] мне, рабе Божий N, и како огнь в пещи горит и пылит и не можно удушити, но кроме воды, тако бе та раба N без меня раба Божия N таскова-ла, горевала, в воду ся бросалась и во огныя металась, в петлеса давилась в денных, на молоду и в перекрое
1 А тому делу ключь ныне и присно и во веки веков аминь. — Так расшифровано это сокращение.
365
месяца, а тому делу ключь ныне и присно и во веки веков аминь.
6. Приговор, присушка
[из тетради Федора Соколова]
На море, на акияне, на острове Быяне и тута ходил, и тута гулял, и тута буял, и тута искал раб Божий Федор, зговорит раба Божия имярек, и ты море-акияна или бы где видала, или слыхала либо ходил тут, либо гулял тут раб Божий имярек, мне была надобна ево жарка. А море-акиана зговорит раба Божия имярек. И ты раб Божий имярек море-акиана где тут быти, где ходити, где гуляти либо видал, либо слыхала гуляти, либо где буял, либа гулял тут. Мне была раб Божий имяреке сие надобно, жарко зговорил море-акиане о рабе Божий имяреке и ты раба Божия имярека, где тут быти, где ходити, где гуляти, где буяти. Тут раб Божий имярек черные вороны костей не занесет, зговорит раба Божия имярека. У меня рабы Божий имярека одна душечка и та по рабе Божием имяреке высохла, что щепочка, и как на церкви крест повершен, мир крещеной, народ Божия к ней приклонились и так бы раба Божия имярека ко мне, рабу Божию имяреку, прислонилась бы, раба Божия имярека всем серцем, всем животом своим, и верует своей правдою и душой и телом своим, и по всяк день, и по всяк час, и во дне, и в полудне, и в ноще, и в полуноще, и в часу, и в получасе, молоду и полумолоду, ветху и полу-ветху, и под полные оба сходы моему стиху приговор во присно во веки веков аминь, что задумало, замыс-лено, то мое.
Проговорить трижды.
7. Заговор, дабы разжечь... в белотеле душу и ретивое сердце [из тетради Федора Соколова]
На море, на кияне, киян лавер посылает людей в чистое поле и в темные лесы сухих дров брать охапков и захребетков, и бел горючь камень не зворотить, ро-скласть огнек у рабы Божия имярек промежду титяк на грудях, и розжечь у нее в белом теле душу и ретивое сердце, и как с огнем сухое дерево от серца своего и от своих коренев, и так бы согла (сохла) раба Божия
366
имярека обо мне, рабе Божием имяреке, в день и в ночь, и по днем, и по ночам, и по часам, и полуденным часам, и полуночным часам. Замыкает нее раб Божий имярек у рабы Божий имяреки в белом теле душу и ретивое сердце в тридевят немецкими замками, относит ключи на синее море, кладет под бел белуч камень и колдунам, и ведунам на море не бывать и сине море не пересушать, и от рабы Божий имяреки тоски и кручины не отводить и во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь, аминь, аминь.
Проговорить трижды на вине, на соли и на орехах.
8. Любовный заговор
[из тетради Федора Соколова]
Господи Исусе Христе Боже наш, помилуй нас, аминь. Ой еси, заря Марья, заря Меремьяна, подите вы в окиян-море. Есть в окияне-море лежит медная доска, на той медной доске лежит медная тоска, вьется, изви-ваетца, к медной доске прижимаетца. И вы две доски, заря Марья, заря Маремьяна, возмите тое доску и понесите через море, и через реки, и через потоки, и через пучины, и через горы, и через долы, и через темные лесы, нигде ее не уроните и донесите до рабы Божий Анны и зажгите у нее 70 жил и 70 суставов, хоть и похотят на меня раба Божия Федора, а потому слову ключь да замок сам Христос, аминь, аминь, аминь.
Проговорить трижды на соле или на чем-нибудь, хотя на поле.
9. Молитва-заговор, чтоб жить с женою в совете
[из тетради Федора Соколова]
Пресвятая Богородица Знамение Христово Матерь Божия, знаменовала Ты Господа нашего истинного Христа, знаменуй ты нас рабов своих имярек, також де и как мы рабыне Божие в любве и совете сходились и также мы, рабы, под одным венцом стояли у Христа и Закон Божий принимали и одну чару перепивали, и нам також рабыням своим Божиим имярек жити в любве и в совете отныне и до века ныне и присно и во веки веков, аминь. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу отныне и до века.
Проговорить трижды на соле.
367
ЗАГОВОРЫ «МУЖСКОГО ЕСТЕСТВА»
10. «Черный» заговор «мужского естества»
[из столбцов попа Алексея Иванова]
Стану я [м? — раб имярек-?] не благословясь и не перекрестясь, из ызбы пойду не дверьми, з двора не вороты, умыюся ни водою, ни росою, утрусь ни тканым, ни пряденым, утрусь кобыльим хвостом, выду в чистое поле в туманную сторону под толстый оболока. Есть туманной стороне под толстыми оболоками глубок омут, в том глубоком омуту вял муж черт, у вяла мужа черта вяли руки, вяли ноги, вяло тело, вяло тридесять жил и суставов, вяла блудная жила белой хуй, и я, р. м., [раб имярек-?] наговариваю на тово р. м. [раба имярек-?], чтобы у нево вяли руки и ноги и белое тело, вяла блудная жила и белой хуй, не было бы ему хотения на блудное дело на баб и на молодых молодниц и на красных девиц, и я наговариваю на колцо, и он, м., [раб имярек-?] в кой поры ступит и перешагнет — в те же бы поры тяло и налотут мудры слова ключь замок, а поставил тело в тело, и будет ево тело, раба Б(ожия ?), м. [имярек?] белохуй крепче и твержае всякого железа каленого простаго и меди и серебра и всякаго ка-мени морскаго и земнаго и подземнаго, и буди мое слово острее меча и сабли игл булатные, язык мой ключ.
ЗАГОВОРЫ ОТ ЖЕНСКИХ БОЛЕЗНЕЙ И ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ РОДОВ
11. Молитва, аще жену спортят,
а напустят грыжу солоткую или костяную
или кровью мочится или белью
Благодарю тя, Господи, пресвятая Троице, за Твое милосердие и долготерпение. Аще бо не Твоя благодать покрыла бы меня, грешную рби, [рабу Божию имярек] от всякия притчи и от кровоточивыя болезни, от вра-жия напущения и от его угодников. Иречистому образу покланяюся грешная, прошу у ея исцеления от кровото-чения. О, Пречистая Дево Мати Божия, умилостивися на мя, грешную и недостойную р(абу) Б(ожию) и(мя-рек), великая Христова мученица Екатерина, и Варвара, и Евдокия, и Фекла, и Феодора, помолитеся о мне, грешной и недостойной р(абе) Б(ожией) и(мярек)
368
Пресвятой Богородицы: «О, Пресвятая Дево Мати Бо-жия, ты веси сердца наша разумеешь сердца наша (!), и исцели меня, р(абу) с(вою) и(мярек). О, велицыи апостоли Петре и Павле, призрите на р(абу) свою и(мя-рек). Пойди от меня, порча, прочь на темные лесы, на лешаго жену и на дочери его молитвами Пречистая Богородицы и всех святых Богу угодивших». Добудь узол у завертки и говори на узол: «Как ты, узол, крепко связан, крепко связан, так бы крепко завязалося во утробе моей вся моя удь1 и чрево и проходная моя жила. Как ис тобя, узол, ни вода, ни кровь не течет, и так бы из меня, р(абы) Б(ожия) и(мярек), не текла ни кровь, ни бель, ни вода и не канула. Поди, болезнь, (на) Медведеву жену, и медведица па лесу розносит, поди, болезнь, на черную куницу и куницу, и куница по деревью розносит, пойди, болезнь, на боброву жену, и она по рекам розносит, водами розносит и размоет, пойди, болезнь, на синее море под бел камень: как ис камени не течет, не канет ни кровь, ни вода, ни бело, ни красно, так бы и из сея жены не шла кровь, ни вода, поди, грыжа, прочь, солоткая и костяная и напущенная от мужика и от женки, в питие и в естве, в молоке, и в пироге, и в хлебе. О святая и великая Мария Египетская, избави меня, р(абу) Б(ожию) и(мярек), от болезни сея. Ты, веси немощи наша, буди ходатаице ко Господу Богу и Пречистой Богородицы и исцели немощь мою кровоточивую, грыжу нутряную и солоткую и напущенную. Как море в себе не держит в себе никакого имения, так бы не держалося во утробе жены сея ни грыжи, ни порчи. Во веки веком, аминь.
И тот узол да сожги на пепел. Говори 3-ж, и по зорям да испить на дщее (?) сердце.
12. Молитва к жене родителнице, аще не может родить
Говорить на свежую воду. А к воде итти не огляды-ватце. Трижды.
Господи Боже наш Исусе Христе, ходивый со учеником своим Иоанном Богословом и обрели жену болящую сердцем и не может. И рече Исус Христос Иоанну Богослову: «Иоанне, возвратися вспять и рцы жены во ухо правое — Христос тя зовет, изыди из чрева матере своея младенче».
369
Сия глаголи во ухо: «Истощайте, истощайте до основания его. Ныне и присно и во веки веком. Аминь».
13. Ина молитва говорить к жене, хотящей родити
Взять ключ, кой всегда носишь при себе муж или жена, да в боротку в трубку налить воды и говорить, а будет трубка мала или рсша — и тот положить в воду в свежую также в сосуд; и говорить трижды: «Есть поле Иерусалим, и на том святом ноле едет Елисавефь, Пред-течева мати, и за ней едет Елена-царица и везет ключи и отмыкает теми ключами горы каменныя и костяныя, горы железныя, и також отмыкай и у сей р(абы) Б(о-жия) и(мярек) костяныя и жильныя сему младенцу изыти из материя чрева. Истощайте в не (?) до основания земли, а та жена буди здрава сими молитвами во веки веком. Аминь.
Публикация Е. Б. Смилянской

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.