Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Рыженков Г. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Каждый человек подвержен влиянию погоды. Кто работает под открытым
небом, ощущает на себе ее перемены, сказывающиеся на рабочий ритм,
настроение, а в сельском хозяйстве - и на результаты труда. Поэтому важно,
наблюдая за природой, уметь пользоваться благоприятными погодными условиям и
предсказывать - неблагоприятные, не давая захватить себя врасплох.
Десятки лет собирал я народные пословицы, поговорки и приметы,
относящиеся к явлениям природы, к погоде. А работая в течение тридцати лет
лесничим, проверил многие из них, использовал их на практике. Удивительна
наблюдательность крестьян, их опытность и сметливость, нашедшие выражение в
поговорках и приметах. Истина их всегда подтверждается.
Собранный материал систематизирован мною по тематическому принципу, а
внутри разделов - по алфавиту первых слов. Тема каждого раздела отражена в
его заголовке, раскрывающем основную суть изречений.
Народный земледельческий календарь сориентирован на юлианскую систему
времени (старый стиль), поэтому через черточку указаны даты по новому стилю.
Поговорки и приметы, на праздники и посты переходящие, располагаются
между теми месяцами, на которые они по преимуществу приходятся.
Некоторые суеверия и предрассудки, представляющие собой остатки
языческих верований, обрядов, преданий, введенные в народный календарь,
представляют интерес для характеристики бытовой, этнографической стороны
народной Жизни.
В разделе "Природные явления" приведены пословицы и приметы о солнце,
месяце, звездах, об урожае и долгосрочный прогноз.
Прогнозы погоды, и особенно долгосрочные, - вещь рискованная. Недаром
говорят: "Год на год не приходится (погодя)". Однако: "Год году не
родственник, а сходство есть", "Каждый год сам по себе, а похожего много".
Существуют определенные периоды времени в продолжение года, когда можно с
большой уверенностью ожидать определенной погоды или определенной перемены
погоды.
Однако у насекомых, зверей, птиц, растений чувствительность к перемене
погоды обостреннее. Ведь неожиданная для них непогода может оказаться
губитель-вой. Долгосрочное прогнозирование хорошо развито у зверей и птиц.
Заранее предчувствуя крутую зиму, они делают большие кормовые запасы,
тщательно утепляют зимние квартиры. Перед снежной зимой у белок меньше
складов на земле - ее достать из-под глубокого схега. Чувствуя мягкую зиму,
некоторые перелетные птицы остаются зимовать на родине.
Все знают знаменитую картину И. К. Айвазовского "Девятый вал" - морская
волна накрывает людей с потерпевшею крушение суденышка. Девятая, волна выше
и опаснее других. Подобнее чередование наблюдается и на реках: девятая весна
приносит большой разлив, причиняя урон диким животным. У тех зверей, которые
больше страдают при наводнениях, срабатывает долгосрочный прогноз.
На Оке девятое водополье было в 1970 и 1979 годах, когда с пойменных
лугов уплывали животноводческие домики, стоявшие много лет на высоких
местах, а с берегов Оки сносило будки бакенщиков, затопляло некоторые
селения в долинах.
Мыши при небольшом и даже среднем половодье остаются в пойме -
спасаются на сухих гривах в незатопляемых кустарниках, в 1970 году за две
недели до прибыли в реке, когда на льду Оки даже закраин не было, началось
переселите грызунов. В темноте по заснеженному льду реки двигались
многочисленные скопища мышей с поймы - на высокий берег, в лес и в поселок
на берегу. Позже паводок прикрыл всю пойму - ни одной сухой гривы в лугах,
ни одного островка в низинных лесах не осталось над водой. Не сработай у
мышей этот "прибор-прогноз" - все погибли бы.
Давно примечено, если медведи устраивают берлоги та высоком месте, то
весной талые воды затопят все низины в лесу.
Осенью 1969 года, предвидя многоводную весну, косолапые, не найдя
высокого месте в обжитом лесу на беретах peки Пра, ушли из Окского
заповедника на зимнюю спячку в другие леса. Не сработай "медвежий"прогноз",
не предскажи заранее высокую полую воду, пришлось бы им, похудавшим за
полгода спячки, весной по ледяной воде пробираться многие километры. А
беспомощным медвежатам, появившимся в берлоге, по многоводью и не выбраться
на сушу.
Даже такие стихийные бедствия, как пожар, звери предчувствуют заранее.
В 1972 году мне приходилось наблюдать, как медведи, зайцы, кабаны и другие
звери заблаговременно покидали те леса, где через неделю на тысячах гектаров
разыгралась огненная стихия.
Собиратель народных сельскохозяйственных примет А. С. Ермолов девяносто
лет тому назад писал: "Божественные тайны" мироздания разгадьшаются не по
одним только "книгам мудрецов". Кто знает, не чаще ли, чем мы думаем,
простые народные приметы сойдутся с выводами кз точных наблюдений ученых и
оправдают ходячие народные поговорки и предсказания урожаев и голодовок?"
Яркий пример сказанному недавние исследование ученых Новосибирского
научно-исследовательского института. Они провели эксперимент, чтобы
выяснить, как влияют грозовые дожди на урожайность. Отправной точкой
послужили многолетние наблюдений крестьян: если весной иди в начале лета
пройдут грозовые дожди - урожай будет хороший. "Гром в июне веселит
крестьянское сердце - предсказывает хороший урожай". "Если летом часты
зарницы - к урожаю". Тот же эффект достигается, если растения в начале
вегетационного периода, когда идет интенсивный рост, достаточно подкормить
минеральными удобрениями.
Совпадение его не случайно. Хотя атмосфере Земли более чем на половину
состоит из азота, ни одно растение не способно усваивать его из воздуха, а
лишь только из соединений с другими элементами. Грозовой дождь и создает
такие условия. При электрических атмосферных разрядах азот воздуха образует
химические соединения, а они, растворяясь в дождевой воде, превращаются в
азотную кислоту слабой концентрации, которая реагирует с природными
минералами и высвобождает питательные вещества, в том числе фосфор и калии,
необходимые для бурного роста и развития растений. Вот почему греза
плодородную силу земли приумножает.
Послесловие хочется закончить предложением Нестора К&йгородова из
напутственного слова к сборнику "Времена года в народных пословицах,
поговорках я приметах" (издан в 1911 году): "...образный, краткий и чудный
язык народных поговорок научит вас, читатель, владеть полнее и искуснее
русским словом - рус" скою складною речью, а знакомство с народными
приметами разовьет наблюдательность и любовь к родной нашей русской
природе".

Г. Д. Рыженков

СЛОВАРЬ ДИАЛЕКТНЫХ И УСТАРЕВШИХ СЛОВ

Аржандй - вместо: ржаной.
Атава (отава) - трава, выросшая после косьбы или потравы скотом.
Бобыль - крестьянин, не владеющий землею; одинокий, бездомный.
Вдругоряд - во второй раз, вторично; потом, после.
Веретёйка, веретёйник - возвышенная, сухая гряда среди болот или близ
берега, образующая в разлив остров; незаливаемое место в пойме.
Верхосыпка - закуска, десерт.
Градарь - огородник; садовод.
Живбт - жизнь человека и животного; все живое, все, что живет, дышит;
домашний скот; достаток, богатство.
Жито - хлеб в зерне, на корню, в снопах, зерно, идущее в пищу; ячмень.
Загнётка - место в русской печи, куда сгребают угли.
Зйговенье - последний день накануне поста, когда можно употреблять
ско-ромную пищу.
Заговеться - начинать поститься, прекращать скоромную пищу на время
поста; вообще отказываться от каких-либо обычных удовольствий до срока, на
срок.
Зазимок - заморозки, первые морозы; начало зимы; первый зимний путь.
Западина - впадина, яма.
Засйдки - домашние работы с огнем, начинаемые в Семенов день (1/14
сентября).
Звонец - вид сорной травы в хлебе.
Золбвка - сестра мужа.
Изноров - умение, привычная ловкость.
Иордань - прорубь, в которой купались на Крещение.
Кладушка - небольшой круглый стог;, скирда.
Кокбшник - старинный русский головной убор замужних женщин
Куш - угол в избе.
КутьА - ритуальная каша из пшеницы, ячменя или риса с изюмом,
подавалась на поминках, в рождественский сочельник или в некоторые другие
праздничные дни.
Лещина - орешник.
Медведка - насекомое; растение.
Молодик - молодой месяц.
Мякина - шелуха от зерна.
Наволочь - тучи, пасмурность.
Необлыжный - правдивый.
Новина - первый плод, первое зерно в году или первый сбор нового
урожая; вепаханная земля.
Обётный - обещанный какому-то святдазу.
Обмежёнивать - начинать середину лета.
Обсевок - незасеянная на пашне полоска земли.
Огородь - светлый, красноватый круг вокруг месяца, якобы предвещающий
перемену погоды.
Одонье - круглая кладь снопов с острой верхушкой.
Омшаник - рубленая постройка хозяйственного назначения, проконопаченная
мхом, иногда с печью.
Оселок - точильный брусок.
Осенины - проводы лёта и встреча осени.
Отзимок, отзимье - поздняя холодная весна.
Пест - толкач для растирания чего-либо в ступе.
Поветь - крыша над скотным дяором, воротами; крытый, теплый даор.
Радуница - день поминовения умерших на первой неделе после Пасхи.
Саламат(а), соломАт(а) - жидкий кисель, мучная кашица из любой муки.
Скоромная пиша - пища от теплокровных животных: мясо, молоко, яйца.
Сочельник - канун Рождества Христова и Богоявления.
Спорный - успех, удача, прибыль.
Стрехи - нависающая часть соломенной крыши.
Студенёц - колодец.
Супрядка, сзтрядки - зимнее собрание девушек и женщин с прялками; туда
же приходят рарни; поют песни, играют и пляшут (то же, что заа-щки, вечерки,
посиделки).
Сусёк - ларь для зерна в амбаре.
Сухмень - засуха.
Тенётник - паутина.
Торовйтый - щедрый.
Убрус, у6рурник - гшат(ок), фата.
Ужйи - количество хлеба в снопах.
Умолит - урожай в зерне; количество вымолоченного зертш сравнительно с
числом снопов, копен.
Хмйрный - пасмурный, сумрачный.
Ярь - зерно, сеющееся весной и снимаемое осенью.

УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865-1869.
Т. 1-3.
Белов В. И. Лад. Очерки о народной зстетике. М., 1982.
Буслаев Ф. И. Русские пословицы и поговорки. М., 1854.
Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1957.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т.
1-4.
Ермолов А. С. Народна" сельскохозяйственная мудрость в пословицах и
"оговорках. Снб., 1902-1905. Т. 1-4.
Жарков С. Н. Народные приметы и предсказания погоды. М., 1954.
Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1966.
Зверев М. Погода и животные. М., 1965.
Иллюстров И. И. Жизнь русскою народа в его пословицах и пого-во,7хах.
М- 1916.
Кайгородов Щолочанин) Н. Н. Времена года в народных пословицах,
поговорках, приметах. Спб., 1911.
Коринфский А. А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев
и пословиц русского народа. М., 1901.
Максимов В. С. Крылатые слова. Спб., 1890.
Рыбникова М. А. Русские пословицы и поговорки. М., 1961.
Рыженков Г. Д. Нет милей чудес, чем наш русский лес. Рязань, 1963.
Сказания руссхого народа, собранные И. П. Сахаровым. Народный дневник:
Праздники и обычаи. Спб., 1885.
Симов и А. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и
проч. ХVII-XIX столетий. М., 1899.
Смоленский А. В. Сборник народных примет о погоде. М., 1913.
Снегирев И. М. Русские народные пословицы и притчи. М., 1848.
Стрижев А. Календарь русской природы. М., 1972.
Ховратович Б. М. Погодой год припоминается. Красноярск, 1984-

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.