Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики

ОГЛАВЛЕНИЕ

269. ЯБЛОКО - в геральдике под этим термином чаще всего понимают державу, одну из государственных регалий (яблоко державное), а также гранат. С античных времен, особенно в эпоху эллинизма, яблоко, а точнее, гранат, фигурировавший под названием яблока у народов Европы, считался символом совершенства и эмблемой божественного дара на основе мифологических сведений - как плод, росший якобы в раю, и как пища богов. Отсюда именно такой плод признавался достойным быть наградой.

Яблоко державное (светских патентатов)

Яблоко державное (папское)

Вот почему Парис вручил Афродите как самой прекрасной женщине именно яблоко (точнее - гранат), послужившее затем предметом спора трех богинь (яблоко раздора) (см. Малина). В действительности же символическое значение граната и яблока имеет более древнее, чем мифология, происхождение и коренится в том удивлении, которое испытывали древние перед внешним видом этих плодов. Шарообразная форма и обычно красный, красноватый или желтый, золотистый цвет хорошо отражали два понятия - совершенство (ибо форма шара - самая совершенная геометрическая форма) и обладание (точнее - трудности обладания), ибо охватить шар рукой труднее, чем любое иное тело. В европейской и русской символике яблоко часто (в противоположность гранату, с которым связываются обладание и державность) заменяет понятие "плод" в общем виде. Яблоня (как дерево) служит одним из символов и эмблем оседлости, устроенности, д ос тат к а. В то же время яблоко в христианской (особенно православной) символике - эмблема соблазна, искушения, недозволенного (запретного) плода и деяния.
270. ЯКОРЬ - одна из древнейших эмблем человечества. Изображение якоря как знака надежды встречается уже за несколько веков до нашей эры в странах Средиземноморья. В эпоху средневековья якорь - признанная эмблема надежды и в этом качестве присутствует в родовых и личных гербах всех стран. В новое и новейшее время якорь все более превращается из эмблемы иносказательного смысла в эмблему, связанную с профессией моряков, мореплавателей, речников, судовладельцев, становится всемирным знаком портов и во второй половине XIX века окончательно превращается в эмблему судоходства и морской торговли в целом, а также в эмблему военных моряков.
В силу этого якорь укрепился в основном в ведомственной эмблематике и особенно в городских гербах, а в государственной геральдике в настоящее время встречается крайне редко, даже у стран с богатой исторической традицией мореплавания. Так, например, якорь включен в герб ЮАР в качестве атрибута к аллегории судоходства и торговли (женская фигура, опирающаяся на большой якорь). Практически это почти единственный случай включения якоря как эмблемы в государственный герб современного государства.
В то же время якорь входит в кокарду военных и торговых моряков как признанная эмблема фактически во всех странах мира, а также в военно-морские орденские знаки, изображения на медалях и на военно-морской униформе.
Это наглядный пример того, что эмблемы довольно часто четко разделяются по принципу их применения в государственной геральдике и в эмблематике вообще, причем существует ряд эмблем, вроде якоря, которые никогда не "перешагивают" границ своего традиционного применения, оставаясь либо только государственными, либо только ведомственными.
271. ЯН-ИНЬ *- наидревнейший символический знак народов Центральной Азии и Дальнего Востока (монголов, тибетцев, китайцев, тувинцев, корейцев), в котором воплощена древняя теория о двух силах, на которых строится мир. Инь - темное, земное, пассивное, женское, а Ян - светлое, небесное, активное, мужское начало.

Буддийская и конфуцианская философия - даосизм исходит из того, что весь универсум, вся Вселенная покоится на взаимодействии (сотрудничестве) и борьбе и на смене этих двух начал, двух основополагающих принципов. Сам человек, его существо также состоит из двух элементов: Инь - это душа, тело, кровь, а Ян - интеллект. Инь изображается темно-синим, Ян - красным цветом. В основе символики Ян-Инь лежат древнейшие космические культы светил - Солнца и Луны. Знак Ян-Инь обычно располагается в окружении триграмм, особенно в Корее и Китае. В Монголии и Тибете он слегка изменен (с "глазами") (см. Соёмбо). В целом символический знак Ян-Инь в концентрированной, сжатой графической форме отражает процесс сотворения мира и его составные части, это фактически эмблема сотворения мира из хаоса. Вокруг знака Ян-Инь располагаются так называемые знаки Куа-Фо-И, или знаки Куа (Гуа, Гоа), или Кова, как они назывались в России с XVII века. Ныне в западноевропейской и мировой символике они упоминаются под латинским наименованием "триграмм". Наряду с четырьмя основными стихиями, известными и европейским народам со времен античности как основа мироздания (вода, земля, огонь, воздух), триграммы включают еще и такие элементы, как гром, дождь, ветер и... горы. В настоящее время символ Ян-Инь присутствует на флаге Южной Кореи, составляет ее герб. Гербовый Ян-Инь, в отличие от культового и философского знака, содержит только четыре основные триграммы (а точнее - в гербе они превратились в более упрощенные диграммы), отражающие главные стихии, причем в гербе они расположены попарно так, что напротив Неба находится диграмма, обозначающая Землю, а напротив диаграммы Вода помещается Огонь.
* Ян-Инь и другие символы единства и борьбы противоположностей в странах Центральной Азии и Дальнего Востока

272. ЯСТРЕБ . В современной политической символике, особенно с начала 60-х годов, термин "ястреб" или "ястребы" стал широко применяться для обозначения наиболее воинствующего, наиболее агрессивного крыла в американской политической жизни. "Ястребами" в 60 - 80-х годах называли крайне правых представителей администрации США, военного ведомства и конгресса, которые, не обращая внимания ни на общественное мнение, ни на реально растущую угрозу ядерного конфликта, вели дело к максимальному обострению напряженности в мире, фактически провоцируя создание обстановки военного психоза и конфронтации.
Таким образом, термин "ястребы", сформулированный самими американскими журналистами и политиками, для самой широкой публики - как для тех, кто интересуется политикой, так и для тех, кто почти не разбирается в ней,- получил широкое распространение, понимание и признание во всем мире.
Выбор этого термина оказался удачен потому, что он не был случаен, а основывался на глубоком фактическом знании и оценке сути природы ястребов как хищных птиц. Из всего многообразия пернатых хищников (орлов, грифов, кондоров, сапсанов, сарычей, беркутов, соколов, каракаров, кречетов, кобчиков, скоп, луней и коршунов), по своей кровожадности и хищности ничуть не уступающих ястребам, последние, однако, занимают совершенно особое место, позволяющее характеризовать их как символ отрицательных свойств в противоположность другим хищникам, особенно орлиным и соколиным. Это, может быть, несколько неожиданно и не совпадает с русскими народными представлениями, например, в фольклоре, поэзии, в литературной классике, где в качестве зловещей и хищной фигуры всегда выступает коршун, а не ястреб.
В геральдике и в символике, особенно в научной и политической, любой символ, любая эмблема должны точно соответствовать своему смысловому значению, быть отражением и даже концентрированным выражением того, что данный предмет или существо представляют собой в жизни, в реальной природе.
Ястребы значительно отличаются от всех других пернатых хищников тем, что по характеру это ярко выраженные разбойники. Они не только крайне злобны, но и питаются только живыми, сильными и здоровыми животными, проявляя особую энергию в нападении на летящих, бегущих, плывущих и вообще движущихся и не подозревающих о нападении со стороны животных. Главная повадка ястребов - захватить свои жертвы из засады - неожиданно, врасплох, внезапно, на лету. При этом ястреб действует, что называется, очертя голову, безжалостно сбивая свою жертву. Этим, кстати, очень умно пользуются маленькие птички, чтобы уйти от ястреба и даже обмануть его: они не улетают от него по прямой, если уж заметят его, а начинают бешено кружиться вокруг ствола какого-нибудь дерева, и ястреб, который, бросаясь на добычу, забывает всякую осторожность, на чудовищной скорости врезается в дерево и расшибается наповал. Ястребам, следовательно, при всей их напористости, силе и скорости свойственна и безрассудность, как никаким другим хищным птицам. И это качество очень уж сближает их с их политическими тезками.
В то же время ястреб, как ни странно, труслив, причем не только по отношению к тем, кто крупнее и сильнее его. Достаточно ласточкам, обладающим большой скоростью лёта, собраться даже в небольшую, но дружную стаю, и они успешно могут преследовать ястреба, либо наводя на него ужас своими пронзительными криками, либо пикируя на него со всех сторон и мешая ему иногда охотиться на более крупную дичь. Это обстоятельство также учитывали сторонники мира.
Таким образом, термин "ястреб" дает очень точную, очень глубокую, всеохватывающую характеристику тех свойств, той позиции и того влияния, которое оказывали политические "ястребы" на американское общество в целом в период 60 - 80-х годов. Как нарицательный политический термин "ястреб" ныне символически выражает любое экстремистское, реакционное политическое течение или группировку. Эмблематического канонизированного изображения не имеет.
273. ЯЙЦО - в языческой и современной светской символике - символ возрождения жизни; в античной - символ начала всего сущего; в христианской - символ гроба, в том числе в православной - символ смерти (гроба) и воскресения в самих недрах его (бессмертие через смерть), что было созвучно мифу о смерти и воскресении Христа. Именно в связи с такой трактовкой символики яйца оно и было избрано в качестве знака (предмета), используемого на Пасху, для наглядного объяснения сущности этого праздника. Этот обычай, легендарно идущий с 30-х годов I века н. э. (Мария Магдалина), фактически имеет более позднее официальное оформление в христианстве (у католиков с 1553 г.), а обычай освящения в церкви крашеных яиц - совсем поздний (1682 г.). Через Польшу этот обычай был занесен в Россию в 20-е годы XVIII в. Яйца красили первоначально только в красный цвет (кровь Христова) - до середины XIX в. Позднее началось разукрашивание яиц (Чехия, Польша, Украина, Россия) узорами, орнаментом и т. п. без всякого символического значения, как чисто прикладное искусство.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология
Список тегов:
пища богов правые левые 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.