Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики

ОГЛАВЛЕНИЕ

217. ТАМГА и ТАВРО (клеймо) - древнейшие знаки собственности, существовавшие у большинства народов и получившие развитие в период перехода от родового общества к государству, в период возникновения родовой, клановой собственности как первоначального вида частной собственности. У ряда народов каждое тавро имело свое собственное имя, как человек или домашнее животное.
Тавро было характерно прежде всего для кочевых, скотоводческих народов и тесно связывалось с самим характером "движимой собственности" - скота, право на который возможно было закрепить и доказать лишь введением персональных (или семейных, родовых) клейм, выжигаемых на ушах оленей, коров, баранов и на стегне лошадей, ослов, волов, быков.
Эти клейма известны и сохранились в наиболее полном виде до нашего времени (до начала XX в.) у саамов (лопарей) Скандинавии и России, которые, кочуя по всей территории Лапландии, принадлежавшей сразу трем-четырем государствам (России, Швеции, Норвегии, Финляндии),

Тавро (клейма) для разных пород черкесских лошадей в Х11-Х1Х веках и их собственные наименования

АСЛАКИР

АСТЕМИР

АФИМБУК

АСТАНТУК

вынуждены были вплоть до XX века пользоваться "саамскими клеймами" как традиционными знаками собственности, признаваемыми во всех государствах, населенных саами, и получившими тем самым международную известность. Широко известны и также подвергались систематизации и изучению в исторической и этнографической литературе клейма Чингизидов, клейма-метки народов Северного Кавказа и клейма родов, составлявших казахские жузы. Все они безоговорочно относятся исследователями к типу знаков собственности. В то же время метки-клейма германских и славянских племен, основанные на вариациях рунических знаков и сарматских знаков, напоминающих трезубец, в течение ряда десятилетий (со второй половины XIX в. до 30-40-х годов XX в.) относились историками и специалистами по эпиграфике и геральдике к знакам-прототипам гербов. Существовал в науке многолетний спор о том, являются ли клейма, тавро и другие знаки собственности древнейшего происхождения источниками гербов и печатей как знаков сословного отличия и политической власти или они не связаны с возникновением геральдики. Иными словами, историки до сих пор не могут четко и ясно ответить на вопрос, были ли знаки собственности, свидетельствующие об экономическом могуществе того или иного рода, непосредственной основой для создания знаков политического престижа, общественной и государственной значимости или две системы знаков - хозяйственных и сословно-престижных, военных в первую очередь,- имели разные источники и их возникновение шло разными путями.
История изучения клейм и тавро скотоводческих народов дает все основания утверждать, что гербы и Клейма не связаны напрямую происхождением. Единственным "мешающим" моментом служат так называемые "знаки Рюриковичей", в которых часть русских и особенно украинских историков желает видеть прототип родовых гербов, по виду напоминающих клейма, но фактически принадлежавших владетельным князьям, представителям родовой верхушки. Это противоречие, однако, легко разрешается, если учесть, что Рюриковичи в чужой, славянской стране пользовались своими клейма- ми исключительно как метками собственности, хотя и наносили эти метки не только на скот и подобные чисто хозяйственные объекты, но и на личное оружие, личные предметы обихода и даже на монеты, рассматривая все это как неотъемлемую часть своего исключительно личного, княжеского имущества. Связь этих знаков по форме с сарматскими лишь еще более подчеркивает их традиционный "хозяйственный" характер. Со знаком трезубца, то есть римского гладиаторского оружия и античной эмблемы Нептуна, они исторически не имеют ничего общего, речь идет лишь о случайном, внешнем, поверхностном совпадении форм, да и то приблизительном.
Отсюда ясно, что совершенно надуманными, антиисторическими и примитивными представляются попытки объяснить современный герб Украины (трезубец) якобы традиционной связью с историей Киевской Руси или даже с воссозданием древнекиевского княжеского герба. Ни трезубцем, ни гербом Киевской Руси хозяйственные родовые знаки Рюриковичей никогда не были. Как метки имущества, они связаны с традициями клеймения, существовавшими в Скифии и Сарматии, на территории которых позднее находилось Киевское княжество. Распространение этих древнейших тавровых знаков-клейм на всей обширной территории Восточной Европы от Дона до Вислы и Карпат сказалось даже в том, что часть подобных изображений попала спустя столетия и в польскую эмблематику. У поляков его и взял Петлюра при чеканке своего ордена Железного креста 19 октября 1920 г. в Варшаве, а от Петлюры он перешел к Бандере и нынешним деятелям Руха. Никакого отношения к Трезубцу Нептуна и истории Украины этот знак не имеет.
Тавро, "скотьи клейма" так и остались хозяйственными знаками собственности, и их "перерастание" в знаки сословного престижа, в "гербы" не было историческим правилом, а могло случаться как "частный", временный момент в эпоху монголо-татарского завоевания Руси, когда эти клейма в виде "пайзцы" (метки-пароля) могли использовать ближайшие потомки Чингисхана - его сыновья, внуки, племянники - как свою личную тамгу, обладавшую силой приказа, что отвечало военному характеру власти в первый период существования государства Чингизидов. Сам графический характер тавро и клейм, их внешний непритязательный и невыразительный облик резко отделяют, отличают их от истинных символов и эмблем как элементов геральдики, обладающих глубоким историческим или философским смыслом.
Ниже приводится ряд характерных тавро и клейм, существовавших в VII - VIII веках на территории от Урала до Карпат (см. с. 439).
221. ТЕРНИИ, ТЕРНОВНИК (древнеевр.- дардар) -символ наказания и опустошения в библейской символике и символ мученичества, сурового испытания, через которое должен пройти святой, в общехристианской символике.
Терновый венец - обычный атрибут страданий Христа, а ветвь терновника - эмблема различных лиц и обществ, ставящих задачу продемонстрировать суровый, аскетический, жесткий характер своей моральной, политической, государственной или династической программы.
Исторически сложилось так, что под названием "терновник" - этим единым обозначением символического понятия или эмблемы мученичества, страдания, аскетизма, наказания - практически стали употребляться в разных странах и в разное время различные ботанические растения, но имеющие одинаковые внешние признаки -шипы на ветвях.
В ряде национальных геральдических справочников - английских, французских, немецких, русских - нередко употребляются некритически именно ботанические названия разных растений с шипами (дрок, акация, улекс, крушина, тёрн, можжевельник) вместо обозначения их всех геральдическим термином "терновник". Это нередко вносит путаницу "в понятие "тернии", создает неверное впечатление у непосвященных, что речь идет якобы о разных вещах.
Так, эмблемой династии Плантагенетов считается дрок (ветвь дрока) - растение семейства бобовых, кустарник с колючками, растущий в Палестине. Именно его избрал Ричард Львиное Сердце своей эмблемой во время крестовых походов. Латинское название этого вида дрока - "тениста". Иногда в быту дроком называют и дрок европейский, колючий, или улекс, листья которого отличаются от палестинского дрока, и потому эторастение не может быть использовано в разного рода изображениях как эмблема Плантагенетов.
Масоны, также использующие терновую ветвь и терновый венец в своей символике (см. Символика масонская), называют ее, однако, акацией,'хотя подлинная палестинская акация как ботаническое растение вовсе не обладает шипами, а их имеет только ближневосточный дрок. У масонов акация служит к тому же не аллегорией страдания, а аллегорией жизни, Солнца.
Для изображения "терний Христа" многие художники средневековья использовали растение Zizyphus Spina, кустарник семейства крушиновых с эффектными, блестящими и красивыми шипами, иногда мелкими, но всегда чрезвычайно острыми.
Таким образом, под терновником подразумеваются растения, не имеющие никакого ботанического отношения к тёрнам.
Плодовый кустарник, называемый в просторечии тёрном, ботанически относится к сливовым растениям, и его шипы - серые, некрасивые, ломкие и нерегулярные - не дают возможности сделать его объектом изображения геральдического терновника.
В русском переводе Библии вообще в ряде случаев слово "тернии" как неясное для русских людей заменяется словом "можжевельник", а в других случаях - словом "тёрн", что приводит к еще большему запутыванию и несоответствию геральдических терминов ботаническим названиям.
Следует помнить, что символические тернии практически подразумевают ветви любых растений с гибкими ветвями и с шипами, которые встречаются в Палестине и которые при переводе Библии, в зависимости от того конкретного национального языка, на какой Библия переводилась, назывались по-разному: дрок, улекс, крушина, акация, тёрн, можжевельник.
Помимо использования эмблемы терний в религиозной символике терновый венец как символ мучения и опустошения активно применялся и в военной (белогвардейской) эмблематике периода гражданской войны в России в 1918-1922 годах, когда знаки отличия ряда армий белогвардейцев включали эмблему терновника (кубанцы, корниловцы, алексеевцы, ачинцы, семеновцы, марковцы и колчаковцы), как намек на муки изгнания.

222. ТЕРРИТОРИЯ СТРАНЫ - новый, используемый лишь в новейшее время вид эмблемы*, которую можно обозначить как географическую фигуру. Она представляет собой силуэт или общий абрис, контуры территории того или иного государства, окрашенные обычно в национальный цвет. Такая эмблема, будучи внесена в государственный герб определенной страны, без всякого иносказания, так сказать, напрямую говорит, о какой стране идет речь. К эмблеме "территория страны" обычно прибегают небольшие или ранее малоизвестные в международной жизни государства, которые таким путем стремятся информировать международное общественное мнение о внешнем географическом облике данной страны, о ее месте на географической карте мира и сделать привычным, знакомым, узнаваемым ее географический силуэт. Первой страной, которая прибегла к введению эмблемы "территория страны" в свой государственный герб, была Танну-Тува в 1921 году, позднее (с 1923 г.) став-
известной как Тувинская Народная Республика, а с 1944 года вошедшая в состав СССР в качестве автономной области в РСФСР и с 10 октября 1961 г. преобразованная в Тувинскую АССР (ныне Тыва).

В 20-е годы и другие вновь созданные государства стали использовать эмблему территории на своих почтовых марках: Ирландия - в 1922-1923 годах, Австралия - в 1921-1929 годах, Новая Зеландия - в 1923 году. Для всех этих островных стран подобная эмблема была естественна, поскольку их территория была четко очерчена, имела вечный, неизменный, всем знакомый географический силуэт, контур. И это в немалой степени определило основные отличия изображения территории как эмблемы от других изображений территории страны как части географической карты. Территории-эмблемы изображались белым на голубом фоне без всяких пояснительных надписей, но резко оконтуренными, а страна как географический объект изображалась с указанием городов, границ соседних государств и даже с градусной сеткой.
После второй мировой войны эта новая эмблема - "территория" получила дальнейшее распространение, перейдя с почтовых знаков в государственные гербы и флаги, а также в знаки отличия (медали) ряда государств. Ныне изображение территории своей страны имеют в государственном гербе Бирма (1948 г.), Кипр (1960 г., на государственном флаге), Камерун (1972 г.).
Для всех этих стран выбор такой эмблемы продиктован стремлением подчеркнуть свою неделимость, целостность своей государственной территории, подвергающейся угрозе раскола. Это характерно и для Бирмы (с 17 июня 1989 г.- Мьянмы), борющейся со дня провозглашения своей независимости с сепаратистскими тенденциями в национальных областях Шань, Качин, Карен, Чин; для Кипра, разделенного зеленой линией на греческую и турецкую части; и для Камеруна, ставшего в 1972 году объединенной единой республикой вместо существовавшей до тех пор двухчастной, федеративной.
На флагах ООН и Организации африканского единства также применены эмблемы территории - соответственно пять материков и Африка.
Еще более часто используется силуэт территории как эмблема в национальной геральдике отдельных стран, причем в знаках меньшего ранга, чем государственные гербы. Иногда к этой эмблеме в рекламных целях прибегает Франция (см. Символы национальные), известно употребление такой эмблемы в Польше и Чехо-Словакии.
Так, например, на чехословацкой медали "За заслуги перед народной милицией" на фоне пятиконечной звезды изображен силуэт территории страны. Точно так же в Польше на медали "XXV лет освобождения Польши (1945-1980 гг.)" и на медали "За заслуги в охране границ" использован как эмблема силуэт территории ПНР. Как видим, в последнем случае (на медали для пограничников) использование указанной эмблемы особенно мотивировано. Но и вообще для обоих государств - Польши и Чехословакии, получивших после второй мировой войны новые государственные границы и, следовательно, новый силуэт государственной территории, было вполне естественно и закономерно ознакомить с этим событием мировую общественность путем введения в национальную геральдику изображения силуэта территории страны.
Сложилась уже практика, что если силуэт территории выполняется не на медалях, где он имеет цвет соответствующего металла, а в государственных гербах или на флагах, то эта эмблема принимает обычно национальный цвет (один из национальных) или же цвет, обладающий определенной символикой. Так, например, у Камеруна цвет территории - синий, символизирующий мир, безопасность и перекликающийся с девизом герба "Мир, родина, труд". На гербе Бирмы эмблема территории имела с 1948 по 1974 год белый цвет, основной национальный и любимый цвет бирманцев, но с 4 января 1974 г. после провозглашения Социалистической Республикой Бирманский Союз эмблема территории стала вместо белого окрашиваться в красный цвет, хотя сам по себе герб не изменился в фигурах. Такого изменения было вполне достаточно, ибо оно оказалось весьма существенным символически. С 1990 г. цвет вновь белый.
Силуэт территории Кипра на его государственном флаге окрашен в темно-желтый цвет, который должен напоминать всему миру, что медь (Cuprum) получила свое название от этого острова (кипрский металл) и что медный век (бронзовый) начался раньше всего на Кипре (почти за 2000 тыс. лет до н. э.).

* Первая известная попытка использовать географическую фигуру как гербовую эмблему принадлежит русской геральдике. В 1836 году и герб капитана Ю. Ф. Лисянского было внесено изображение территории острова, открытого им во время кругосветного путешествия 1803 - 1806 годов и названного его именем (см. Общий Гербовник.- Т X.-СПб., 1836.-С. 114).
223. ТОПОР - одна из старых эмблем, применявшихся в средневековой геральдике и относящихся к оружию. Боевой топор или секира являются непременными составными частями трофеев. В родовых гербах топор применяется в основном как оружие, обычно в лапах соответствующих геральдических зверей - льва или леопарда - и означает угрозу противнику.
В современной геральдике эмблема топора практически исчезает. Если не считать секиры в составе ликторских пучков на гербах Франции и Камеруна, то топор-секиру можно видеть только на гербе Норвегии в лапах льва, что имеет крайне древнее историческое происхождение (с X - XI вв.), а из новых стран эту эмблему применяют только Танзания и Кения. В гербе Кении, где топор находится в лапах петуха, это означает бдительность и готовность к бою. В гербе Танзании топор играет роль говорящей эмблемы, изображая орудие труда, вследствие чего он помещен в красном поле и скрещен с мотыгой и стрелой, символизирующими единство революционных завоеваний и последующего труда для их закрепления, что отражено в Арушской программе, являющейся основным политическим документом этого африканского государства.
В советской геральдике в 20-е годы делались попытки ввести топор как эмблему, относящуюся к хозяйству (как инструмент лесоруба, плотника, строителя). Однако этому противоречила вся предшествующая история применения топора в западноевропейской и русской геральдике не только как боевого оружия, но и орудия казни, насилия (топор, перекрещенный факелом,- евангелическая эмблема мученичества и казни, т. е. означающая смерть на плахе или на костре). Это сильно препятствовало восприятию данной эмблемы в ее новом значении, и ее введение в новую эмблематику могло лишь породить смысловую путаницу и ошибочную трактовку. Вот почему в советской геральдике эта эмблема была в конце концов отвергнута. Как пример ее кратковременного использования на практике можно привести белорусский орден Трудового Красного Знамени, где серп и топор символизируют два основных вида хозяйственных занятий в Белоруссии - земледельческий труд и лесоразработки (в 20-е годы Белоруссия стояла на первом месте в СССР по производству дегтя, смолы, скипидара, канифоли и других продуктов лесного хозяйства). Во всех странах изображение топора принято вводить в эмблемы пожарной охраны или в знаки отличия за ликвидацию пожаров. Но в этих случаях топор дается в сочетании с пожарной каской и киркой или брандспойтом, чтобы этими дополнительными атрибутами уточнить значение эмблемы топора и исключить все другие ее толкования.
Все это говорит о том, что в геральдике, в том числе и в современной, чрезвычайно важное значение имеет традиционный, исторически сложившийся смысл эмблем или символов и преодолеть его либо чрезвычайно сложно, либо практически нецелесообразно.
224. ТРЕЗУБЕЦ , или так называемый "Нептунов жезл",- атрибут власти бога морей в античной мифологии Посейдона (Нептуна) над стихией. Вторым атрибутом Посейдона служат два дельфина. Трезубец как орудие лова является одной из разновидностей остроги, которой островные греки Эгейского моря били дельфинов и крупную морскую рыбу, запутавшуюся в сетях. Трезубец, по сути дела, представляет собой вилы с тремя зубцами (обычные вилы - с четырьмя). В Древнем Риме трезубец стал в начале новой эры одним из традиционных орудий гладиаторов, а в период гонения на христиан - одним из орудий мучения непокорных. Отсюда в византийской церковной традиции трезубец стал одной из эмблем мученичества.
В европейской эмблематике изображение трезубца стало использоваться в основном лишь в эпоху классицизма (вторая половина XVII - XVIII вв.) в связи с общим интересом к античной культуре. Эмблема трезубца получила в соответствии с ее историческим употреблением значение символа власти над морем (акваторией) и стала применяться в гербах портовых городов, профессиональных организаций моряков, капитанских клубов, союзов кавалеров морских орденов и т. п.

В христианской эмблематике православных (восточных) церквей трезубец сохранил смысл орудия мучения, эмблемы мученичества. Сложились и существуют в основном три изображения трезубца: греческое (прямое), римское (суженное кверху) и западноевропейское (средний зубец выше двух других) (см. рис.). Кроме того, применяются разные стилизованные, неканонические изображения. Цвет трезубца обычно черный или золотой, в гербах организаций и в личных гербах он располагается обычно в белом, голубом или золотом поле.
Изображение, напоминающее трезубец, применяется и в буддийской символике, но там оно служит эмблемой буддизма или монограммой Будды, или же символом просветления, ибо представляет собой вовсе не оружие, а стилизованное изображение трехъязыкого пламени. Поэтому оно называется трезубцем только европейцами по внешней аналогии формы, а правильное его обозначение - трикула.
В современной международной эмблематике трезубец используется как государственная эмблема только Барбадосом - островным государством, членом Британского Содружества (главная и единственная эмблема флага), и как ведомственная эмблема в США - боевыми судами подводного атомного флота США и НАТО. Вопреки сложившемуся в последние годы расхожему мнению, трезубец никогда не был эмблемой Киевской Руси (хотя его упоминание в летописи под 1096 г. как орудия мучения имеет место). Не был он и национальной эмблемой Запорожья - первого прообраза украинского государства XVI века, поскольку эта земля была абсолютно изолирована от моря территорией Крымского ханства. Поэтому попытки вести происхождение современного украинского герба и его главной эмблемы от якобы "киевского трезубца" антиисторичны, искусственны и надуманы. Как и современный флаг Украины (жовто-блакитний прапор), трезубец не связан с национальной символикой украинского народа и не имеет корней в древней славянской исторической традиции. Его заимствование может быть объяснено как церковным влиянием, так и в гораздо большей степени шведо-украинскими контактами эпохи мазеповщины (в Швеции имеется не только герб общества Нептуна, но и флаг Нептуна). Что же касается прямой связи этой морской эмблемы с морскими границами Украины по Черному морю, то нельзя забывать, что такая связь крайне сомнительна исторически, поскольку черноморские земли (т. н. Новороссия) с момента их присоединения к России в 1783 году и до 1917 года административно к украинским землям (Малороссии) не имели никакого отношения и были включены в состав Украины (Украинской ССР) лишь после Октябрьской революции.
Таким образом, превращение трезубца в герб Украины в 1992 году не имеет логически легитимных исторических объяснений. Это связано отчасти с геральдической некомпетентностью националистических деятелей Руха, а отчасти с тем, что у украинского народа, лишенного своей государственности до 1917 года и входившего до 1939 года в состав пяти государств (СССР, Румыния, Венгрия, Польша, Чехословакия), всегда отсутствовали четкие общенациональные эмблемы и символы (при наличии региональных), поскольку они не сложились за всю историю этого народа с XVI по XX век.
225. ТРИГРАММЫ - древнейшие китайские символико-идеографические знаки, символы четырех главных и четырех дополнительных стихий.

ВОЗДУХ

ЗЕМЛЯ

ВЕТЕР

ГОРЫ

ВОДА

ОГОНЬ

ДОЖДЬ

ГРОМ

Триграммы представляют собой все возможные сочетания и перестановки трех сплошных и трех прерывистых (пунктирных) линий или полосок. Всего таких сочетаний возможно сделать восемь. Эти восемь триграмм попарно, то есть образуя четыре пары (или, иными словами, крест солнечного колеса), располагаются симметрично по сторонам круга (диска), в который заключен знак Ян-Инь. Триграммы легли в основу восьми первых, основополагающих иероглифов, означающих название и одновременно служащих символами восьми стихий неба (воздуха), воды, земли, огня, дождя, грома, ветра и гор, причем дождь происходит от воды, гром от огня (молния), ветер от воздуха, а горы от земли. Таким образом, китайские триграммы (а фактически - вообще древнебуддийские), как и античные, древнегреческие символы стихий, символико-графическим образом выражают основные элементы, на которых, по представлениям древних народов, построено мироздание и из которых оно в то же время состоит. Триграммы вместе со знаком Ян-Инь с древнейших времен были главной эмблемой буддистов Китая и Кореи и в этом качестве присутствовали в разные периоды на государственных флагах и гербах корейского государства. В настоящее время они частично (только 4) составляют один из элементов эмблемы флага Южной Кореи.


226. ТРИКВЕТРА (лат. triquetrum - треугольный) -древнейший символический знак, распространенный у северных народов Европы - ирландцев, фризов, скандинавов. В бронзовом веке был одним из символов движения Солнца. Состоял из трех полукружий, напоминающих собой лук без тетивы, и обращенных друг к другу выгнутыми концами так, что они образуют треугольник, который пересекает меньшее него по диаметру кольцо, вписывающееся в этот равносторонний треугольник. Этот языческий символ был позднее приспособлен христианством как символ троицы, но не получил в этом качестве распространения. После X века трикветра фактически выродилась в орнаментальный мотив, постоянно используемый в скандинавском прикладном искусстве как специфически "викинговский", "варяжский"", национально-исландский или норвежский. С IX по XIV век использовался и в древнерусском (преимущественно новгородском) прикладном искусстве, в основном в книжной миниатюре, но ему не придавалось там никакого символического значения. В настоящее время трикветра используется как декоративный, орнаментальный мотив для характеристики "нордической" национальной специфики.
227. ТРИКУЛА (лат. tricula) - эмблема буддизма. (См. Трезубец, Пламя.)

228. ТРИЛИСТНИК (греч. trifullos, нем. Dreipass -клевер) - одна из древнейших эмблем единства, гармонии; имеет две геральдические формы изображения - европейско-континентальную (или французскую) и антлосаксонскую. В первом случае (треф) изображается в виде трех плотно прилегающих друг к другу кружков (над двумя-один), образующих равнобедренный равновеликий треугольник, и в основании его короткая, идущая перпендикулярно "ножка" - утолщенная линия. Вторая версия трилистника - клевер - три "расколотых" листа, расположенных так же, как и в первом случае. Геральдически трилистник имеет зеленый натуральный цвет, французский треф иногда может быть также белым или черным. Трилистник начиная со средних веков часто использовался как элемент орнамента в разных странах Европы. До сих пор трилистник - неофициальная, старинная народная, национальная эмблема Северной Ирландии, а до отделения Ирландии от Великобритании - национальная эмблема всех ирландцев (она и сейчас служит для подчеркивания единства ирландского народа). В русской и советской геральдике трилистник употреблялся крайне редко. В старых гербах отрезок полукружия короны, где трилистник перемежается с "пешкой", носит название "рута" пли "венок руты". Эта эмблема присутствует в гербе Лихтенштейна.
В советской геральдике существовала говорящая эмблема клевера, принятая в бывшем гербе Белоруссии и состоявшая из пяти цветков клевера (пять кружочков натурального розового цвета, расположенных пятиугольником, и три трилистника не геральдической, а натуральной формы). Это эмблематическое изображение клевера находилось в правой стороне венка и было внесено в государственный герб Белоруссии на том основании, что в ряду кормовых трав белорусского поля клевер и исторически, и в момент образования республики, и впоследствии в довоенное время (1937 г.) занимал первое место, и это обстоятельство было крайне характерно для белорусского сельского хозяйства.
229. ТРИСКЕЛЕ (греч. tri - три и skelos - кость, нога) - наидревнейший символический знак. Известен у крито-микенцев, этрусков, кельтов, то есть древнейших, вымерших народов Европы, встречается также у древних японцев, у народов Центральной Азии (Гималаев) - в Сиккиме, Бутане.

Трискеле представляет собой три изогнутые (иногда согнутые в спираль) линии, исходящие из одного центра, а порой изображает просто три ноги,. выходящие из одной точки и спиралеобразно "бегущие друг за другом". Этот символ - один из прообразов изображения движения Солнца, позднее стал символом, означающим бег времени, олицетворяющим ход истории, течение времен, а также вращение светил, и в этом смысле был сродни в древности свастике (тетраскеле), но отделился от нее как от солнечного знака и превратился в знак бега времени.
Использовался в орденах Королевства Обеих Сицилии, а ныне является символом ультрареакционного "Африканского движения сопротивления" (треугольная свастика фулфот). С IX в. и поныне - герб острова Мэн (Великобритания)
229.ТРОЕХОЛМИЕ (см. Гора)
230.ТРОФЕЙ (греч. trophaios - обращать в бегство) - знак победителя. В античное время трофеями называли все захваченные у неприятеля или брошенные им на поле боя и сданные при капитуляции знамена вооружение и доспехи, то есть всю военную добычу, которая была доказательством победы. Вначале это были, таким образом, щиты, луки, стрелы, копья, боевеа топоры, позднее - холодное личное оружие (сабли, мечи, палаши) и огнестрельное оружие (фузеи, ружья, винтовки) , а также тяжелые артиллерийские орудия (пушки, мортиры, единороги).
Древние греки имели обыкновение располагать всю совокупность трофеев в особом, симметричном порядке вначале на деревьях, находящихся вблизи поля боя, затем в храмах, на специально отведенных для этого стенах, а римляне строили для размещения трофеев специальные ворота-арки (триумфальные арки, через которые торжественно проходили победители).
Поскольку с течением времени и в храмах, и на арках накапливалось слишком много оружия и оно приходило в негодность, ржавело, теряло свой вид, а также нуждалось в смене для того, чтобы дать место новым трофеям, то в целях увековечения крупнейших побед стали делать в мраморе копии реальных трофеев, сокращая заодно их масштаб и при этом вводя строгую последовательность в группировке доспехов и оружия. Создаваемые таким образом "трофейные группы" становились постоянными украшениями не только храмов, но и общественных зданий и в конце концов даже превратились в орнаментальные украшения.
В эпоху Возрождения "трофейные группы", обновленные новым вооружением этой эпохи, стали непременным атрибутом военных сцен, они окружали в виде рельефов картины сражений, написанные художниками для украшения дворцов. Еще большее распространение нашли "трофейные группы" в эпоху классицизма во Франции, особенно при украшении Версальского дворца, когда был разработан особый канон расположения трофеев (симметрично ниспадающие ряды знамен, на их фоне холодное оружие, перекрещенное огнестрельным, а внизу, в основании рельефа, пушки, ядра, а также военные барабаны и трубы).
Таким образом, уже в XVII - начале XVIII века трофеи помимо их реального значения превратились в особый декоративный элемент, который придавался как непременный атрибут при изображениях на стенах общественных зданий сцен битв и великих сражений.
В эпоху наполеоновских войн трофеи-украшения достигли своего наивысшего развития в стиле "ампир". Без них уже не мыслилось в это время ни одно общественное здание. Каждой крупной битве, памятнику боев соответствовала "трофейная группа", которую стали отливать отныне в бронзе. Это господствующее положение трофеев в архитектуре и декоративном оформлении в первой трети XIX века привело к тому, что возникшие в этот период латиноамериканские государства взяли изображения трофеев как понятие "знак победителя" в свои государственные гербы, превратив тем самым фактически декоративный элемент в геральдический, придав ему уже "вечный", государственный вес. Хотя первое время гербы латиноамериканских государств не признавались в Европе как марионеточные, не отвечающие канонам европейской геральдики, но постепенно они добились признания, а вместе с тем оказалось и признанным право использовать трофеи как геральдический элемент, вводить их изображение в совокупности, как один знак, означающий понятие "победа".
В настоящее время трофеи в своих гербах или, лучше сказать, трофейное оформление своих гербов имеют Гаити (полный трофейный набор - от знамен до пушечных ядер и барабанов), Эквадор, Боливия, Венесуэла, Доминиканская Республика (сокращенный трофейный набор), а из неамериканских государств - Иордания (знамена и холодное оружие).
При этом следует подчеркнуть, что, в отличие от реальных трофеев и от трофейных изображений XVII, XVIII и начала XIX века, знамена и оружие в "трофейных геральдических группах" состоят не из предметов, принадлежащих или свойственных противнику, а из собственных предметов гербовладельца. Таким образом, главный элемент трофеев - знамена воинских частей противника - заменяется в геральдических трофеях государственными флагами страны-гербовладельца.
Уже одним этим значение "геральдических трофеев" коренным образом меняется: они являются вовсе не знаком победы над врагом, а фактически служат изображением, демонстрирующим военную мощь страны-гербовладельца, напоминают о военных истоках в создании того или иного государства (что вполне отвечает реальной исторической истине в отношении как латиноамериканских государств, так и Иордании).
Как знак военной мощи трофеи (т. е. изображение "трофейных групп") использовались и в советском декоративном искусстве, но не в государственной эмблематике, а в военной ведомственной и в общественной. В этой связи следует указать на "трофейные группы", разработанные крупнейшим советским художником Кориным, которые можно считать эталонными, классическими с точки зрения и европейской, и советской геральдики. (Корин создал группы исторических трофеев русского оружия XII, XVII, XIX вв., а также современного оружия. Они представлены в центральном вестибюле станции метро "Комсомольская" в Москве). Таким образом, в настоящее время можно считать, что под названием "трофеи" в геральдике используется декоративный, орнаментально оформленный мотив с произвольным (или меняющимся в зависимости от страны) набором элементов, но включающим непременно флаги данного государства и его холодное и огнестрельное оружие, которые рассматриваются как нераздельная совокупность, как единый геральдический знак (независимо от числа входящих в него предметов), который олицетворяет, символизирует вооруженную мощь государства, его исторические военные победы, но не его вооруженные силы. Эти знаки могут использоваться как эмблематический атрибут со значением "победа" в аллегориях, надгробиях и других видах памятников.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.