Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики

ОГЛАВЛЕНИЕ

80. КАДУЦЕЙ (лат. caduceator — парламентер, переговорщик) — жезл Гермеса (Меркурия), его непременный атрибут как бога вестей. Особая палочка как жезл глашатаев, вестников и парламентеров известна у многих народов, а не только у древних греков и римлян. Так, в Скандинавии эти жезлы, называвшиеся “будкавлями” и представлявшие собой голову воина, вырезанную из кости или дерева и укрепленную на конце короткой палочки-жезла, служили для бесшумного собирания на войну жителей. Достаточно было пробежать глашатаю с такой палочкой по деревне или передавать ее из деревни в деревню как эстафету. Подобные жезлы под названием “крывула” были известны также в Польше, Литве и Белоруссии вплоть до XVIII века, их находят и у индейцев Канады, и в дебрях Юго-Восточной Азии, так что жезл Меркурия, или, как он стал называться у римлян, кадуцей — явление, в общем-то, международное. Его главным отличительным признаком было то, что он гарантировал своему владельцу неприкосновенность. Поэтому кадуцей в Древнем Риме превратился в атрибут также бога торговли, каким преимущественно стал Меркурий, и получил новую форму — вместо палочки, обвитой виноградными лозами, плющом (древнейшая эмблема миролюбия), его все чаще стали изображать как палочку, обвитую двумя змеями, ибо торговля почиталась делом мудрым и в то же время требующим бдительной охраны.

Варианты изображения кадуцея в Западной Европе в Х1Х -ХХ веках

Эволюция знака кадуцея как советской эмблемы:

В 20-начале 30 годов как знак внешней торговли

Проект С.В. Чехонина для включения в герб РСФСР в 1918 г.

Эмблема советской таможенной службы

 

Так сложился современный внешний вид этого символического жезла, ставшего в новое время, особенно после Великой французской революции, международной эмблемой мирной торговли, международного обмена. В конце концов кадуцей стали изображать вообще схематически: палочка со шляпкой или набалдашником и вокруг нее три витых полукольца.
В первые годы после Октябрьской революции кадуцей с красной звездочкой трактовался как эмблема мирных отношений и стал знаком советской торговли и промышленности. Сам жезл стал изображаться в виде фа кела то есть ему были приданы новые отличительные черты революционной эпохи, его даже предлагали внести в число государственных эмблем СССР, в герб как эмблему мирного сосуществования. Однако постепено кадуцей превратился в нашей стране в эмблему внеи ней торговли, поскольку был понятен и принят как соответствующая эмблема не столько внутри страны, сколько во всем мире. В связи с этим он стал эмблемой советских таможенников. Чтобы придать этой международно эмблеме определенные советские государственные при знаки, она была дополнена шапочкой (шлемом) Меркурия с крылышками (другим атрибутом Меркурия-символом быстрых коммуникаций) и увенчана главной советской эмблемой — серпом и молотом.

81. КАЙЛО эмблема тяжелого труда (наряду с киркой и кувалдой). Орудие, имеющее одно острие (как правило), плоскость которого расположена вертикально, как у топора, но, в отличие от последнего, не расширяется, а суживается по сравнению с обухом.Встречается уже в старой геральдике, особенно в городских гербах, как одна из эмблем горной промышленности, чаще всего в сочетаниях с киркой, молотом, кувалдой. В первые годы Советской власти использовалась как эмблема в “гербах” отдельных профессиональных союзов в СССР: землекопов, чернорабочих, горнорабочих, углекопов (шахтеров) и др. В дальнейшем постепенно вышла из употребления в нашей стране, даже в технических эмблемах.
В настоящее время — одна из главных эмблем в гербе Замбии (вместе с киркой), символизирующих ее горнорудные отрасли промышленности, а в гербе Танзании (вместе с топором) — тяжелый труд ее народа на пути к утверждению своей независимости. Кайло с кувалдой в гербе Гондураса — фигурный девиз, намек на то, что независимость далась тяжелым трудом.

82. КАМЕНЬ — объект, получивший символическое осмысление только в библейской символике и отчасти в масонской. Является типичным примером крайней противоречивости библейской символики, ее многовариантности и субъективности в трактовке понятий.

  • а) Под камнем во многих местах Библии подразумевается Христос (1 Кор.: 10,4). В этих случаях указывается, что речь идет о духовном камне, духовной скале, и камень трактуется как символ несокрушимости, твердости и как источник духа (аналогично источнику воды из скалы).
  • б) Одновременно камнем символически обозначается все бесчувственное, бессердечное, жестокое, несострадающее, черствое.
  • в) Камень живой, или “камение живо”, символизирует языческих идолов, истуканов, статуи героев и языческих богов античности.
  • г) Камнем именуется и столица Каменистой Аравии г. Петра, высеченный целиком в скалах (столица государства набатеев с 300—200 гг. до н. э.). Со 105 г. н. э. вошла в состав Римской империи, в VIII веке после завоевания арабами потеряла значение. Вновь была открыта лишь в 1812 году.
  • д) Камень символизирует также в Библии безопасное место, укрытие, убежище, находящееся под покровительством божьим, имеются в виду пещеры, катакомбы в скалах, используемые в период раннего христианства.
  • е) Камень краеугольный символизирует фундамент, основу здания, либо закладной, либо держащий угол (две стены), и употребляется в переносном смысле.
  • ж) Камень оловянный означает отвес, уровень, ватерпас — основной инструмент строителей, зодчих.
  • з) Камень лидийский символизирует пробный камень (пробирный камень), оселок, по которому можно узнать (распознать) качество и состав металлов — золота, серебра и их суррогаты или подмену, проводя соответствующим металлическим изделием по оселку. Символизирует распознание добра и зла по пробному камню.
  • и) О значении необработанного (дикого) и шлифованного камней у масонов см. Символика масонская.

83. КЕДР — “царь деревьев”, красивое хвойное дерево в Ливане, способное расти на высоте до 4000 м (самое высокогорное дерево в мире!), обладающее прочной, нетленной, не подверженной порче насекомыми древесиной, издающее сильный приятный запах (благоухание), употреблялось с древнейших времен в Палестине для строения храмов, внутренней отделки помещений и в кораблестроении. В религиозных целях применялось для обрядов очищения. В силу этого кедр был почти уничтожен еще во времена Соломона. Преемники его продолжали вырубать кедры с таким же рвением. В библейской символике кедр означает знатность, силу, долголетие. В современном Ливане — эмблема на государственном флаге и гербе. Фактически же от кедров в Ливане теперь мало что осталось.

84. КИРКА — орудие, имеющее два острия, плоскость которых расположена горизонтально или заострена конически. Эмблема горнорудной и камнеломкой промышленности. Как эмблема широко применялась в старой геральдике либо в виде двух скрещенных кирок, либо в сочетании с другими орудиями тяжелого труда — молотом, кайлом, кувалдой. Вошла в число ряда городских эмблем, особенно городов, известных своими каменоломнями. В годы Советской власти стала одной из эмблем профессиональных союзов и составной частью разных технических эмблем. Постепенно заменялась более современными орудиями труда (врубовый молоток-машина) . В настоящее время используется некоторыми развивающимися странами, в том числе и в качестве главной гербовой эмблемы (герб Замбии). Геральдический цвет кирки — черный, белый, серебряный и крайне редко (практически никогда) — золотой. Последний допустим лишь в государственных гербах.

85.КЛЕВЕР (см. Трилистник)

86.КЛЕЩИ — один из словесных символов выкорчевывания “проклятого прошлого”, предложенный и употреблявшийся в литературе в первые годы Советской власти (1917—1922 гг.). Как эмблема клещи применялись крайне ограниченно и впоследствии не привились. Одна из причин — узкий исторический диапазон, когда эта эмблема имела значение и была близка и понятна своей символикой широким массам. Другая причина —несмотря на симметричность самих клещей, их крайне трудно было сочетать с другими эмблемами (см. рис.). Была даже сделана попытка внести эту эмблему в Государственный герб РСФСР, но по указанным выше причинам она не состоялась. Как эмблема сохранилась на плакатах, агитационном фарфоре, в оформлении демонстраций периода революции. Клещи сохранялись также до середины 30-х годов в сложной эмблеме Профинтерна, где они изображали одно из орудий труда металлистов (клещи и молот на наковальне) как профессионально наиболее передового отряда рабочего класса. В городской эмблематике ГДР клещи (плоскогубцы) использовались как эмблема мелкой ремесленной металлообработки.

87.КЛЮВ — часть головы птиц, имеющая в эмблематике и геральдике самостоятельное значение и применение (см. Вооружение эмблем). Раскрытый клюв, окрашенный в цвет, отличающийся от оперения головы птицы, или даже изображенный совершенно отдельно от головы с высунутым из него языком (также иного, обычно красного цвета), символизирует “готовность к решению дел” и может быть употреблен как самостоятельная эмблема в этом значении.

88. КЛЮЧ И КЛЮЧИ (замочные) — как эмблема известны с античных времен. В Библии ключи — символы власти и могущества, что нашло отражение в эмблеме папства и атрибутах св. Петра: ключей от рая не один, а два. Со времен средневековья ключи символизировали безопасность, если они были внесены в герб самим гербовладельцем как самостоятельная эмблема, и означали покорность, если отдавались победителю городами или крепостями и затем вносились в его герб по разрешению верховного сюзерена (императора, короля). В сущности, эта эмблема имела один источник смысла: пока ключи находятся у их владельца, хозяина, он чувствует себя в безопасности, но когда ему приходится отдавать их победителю, то он, следовательно, лишается безопасности и ему ничего не остается, как покориться своему врагу.
Эмблема ключей вносилась в гербы почти всех городов и крепостей, ключевых в стратегическом отношении населенных пунктов, ряда портов, находящихся в проливах. Так, например, город Керчь с незапамятных времен имел в своем гербе эмблему ключа (независимо от того, принадлежал ли он грекам, хазарам, туркам или России).
В советской геральдике (даже в городской, для новых городов) ключ как эмблема совершенно не употреблялся, так как в свое время попал в число отмененных старых эмблем как знак, связанный с завоевательной политикой. Однако в международной геральдике ключ по-прежнему присутствует как употребительная, “живая” эмблема, причем не только в городских гербах, но и в ряде государственных. Так, мы видим его в числе главных эмблем на гербах Кубы и Маврикия — двух островных государств, играющих важную стратегическую роль в своих регионах — в Карибском море и в западной части Индийского океана. Такой ключ (ключевое положение) изображается либо горизонтально положенным, либо вертикально, причем ключ должен быть либо золотого цвета, либо национального и обращен бородкой вниз. В то же время ключи (два скрещенных ключа) служат основной эмблемой герба Ватикана, но там они обладают иным значением — это “ключи святого Петра”, чьим наместником на Земле считает себя папа римский. Вот почему эти ключи и в эмблематическом отношении отличаются от ключа стратегического, ключа безопасности: их не только обязательно два, но они и изображаются не одним цветом, а один — золотым, другой — серебряным и, главное, изображаются бородками не вниз, а вверх, что указывает, что ключи эти вовсе не земные, а “небесные”.

89. КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ (разводной) — одна из новых эмблем XX века, употребляемых для обозначения техники, технических профессий, отдельных ведомств (в сочетании обычно с другими эмблемами, например молотом). В таком смысле употребляется в большинстве стран мира, где используется в разного рода значках, ведомственных знаках, нарукавных повязках, петлицах как указание на принадлежность того или иного лица к определенной технической службе (например, у железнодорожников, техников). Изображается серебряным цветом (правильное изображение), иногда золотым (неправильное).
Гаечный ключ чаще всего изображается как разводной, реже — как простой гаечный (см. рис.). Так, например, знак, даваемый механику наивысшей квалификации в Германии, состоит из двух перекрещенных ключей — разводного и простого гаечного. В принципе эмблема ключа гаечного, в отличие от ключа замочного, является эмблемой второго порядка, так сказать, вспомогательной, она не вводится в гербы, в число государственных эмблем, оставаясь ведомственной, что признается во всех странах. Однако есть и исключения: разводной гаечный ключ с молотом введен в герб Новой Зеландии как говорящая эмблема техники.

90. КНИГА эмблема просвещения, знания, образования. Применяется в этом значении во всех странах мира. В эмблематике европейских и азиатских стран изображается по-разному, в виде, характерном для этих регионов. Так, в Европе и Передней Азии до начала книгопечатания — в виде папирусного свитка; со времен Гутенберга — в виде толстого фолианта в кожаном переплете; в странах Центральной и Юго-Восточной Азии (у буддистов) — в виде стопы пальмовых листьев, обложенных деревянными дощечками и перевязанных лентой.
В европейской эмблематике, а также в международной эмблематике XX века изображается всегда в раскрытом виде, симметрично расположена, с совершенно чистыми белыми страницами (что символизирует чистый разум). Изображение книги (раскрытой) на некоторых старых гербах отличается от современного тем, что, во-первых, книга всегда располагается так, что ее ось не перпендикулярна зрителю, а сдвинута по диагонали, а во-вторых, на ее страницах изображен условно некий шрифт. Такие “книги” не являются эмблемой знаний, а служат прямым изображением Священного писания — Библии, Евангелия, Корана, Талмуда, Торы и др. и их эмблемой. Примером такого использования эмблемы книги является герб Доминиканской Республики, где изображена Библия. Вне государственных гербов эмблема книги в ее основном значении широко используется в различных знаках профессионального, общественного характера. В буддийской символике эмблема книги используется также как составная часть сложной эмблемы мудрости.

91. КОЗЕЛ (КОЗЕРОГ) — у древних евреев обозначал вожака, вождя, царя, был символом непоколебимой силы; аналогичное значение образ козла, особенно горного козла — тура, имел и у народов Междуречья, Кавказа, Персии во времена язычества. В древнем Уре козел был одной из эмблем Астарты.

Почитание козла горными народами Передней Азии, Закавказья и Среднего Востока в раннее средневековье и особенно в древности объяснялось вековыми наблюдениями скотоводов-язычников за характерными свойствами этих животных: их способностью вести стадо, обнаруживая при этом большую силу, выносливость, осторожность, отвагу, и находить путь в самых труднодоступных и непроходимых горных районах. Не случайно эмблемой Абхазии в период ее независимости в VI—X веках был горный козел, а персов-горцев — крылатый козел.
Лишь с распространением христианства на Ближнем Востоке символическое значение образа козла подверглось сильному изменению под влиянием тех представлений, которые существовали у европейского христианского населения Римской империи.
У христиан козел, отождествляемый с участниками вакханалий (праздников в честь Диониса-Вакха) — сатирами и фавнами, символизировал нечестивцев и вообще беспутных людей и потому позднее в православии стал бранным словом. Более того, атрибуты козла — рога, узкая козлиная бородка и копытца — были полностью отождествлены с атрибутами чертей, что еще более закрепило за образом козла негативное символическое значение. Тем не менее козел используется как говорящая эмблема в городских гербах стран Европы: Дании, Чехо-Словакии, Германии и др. Кроме того, в США, где к эмблемам и историческим символам привыкли относиться с чисто коммерческих позиций, еврейская фирма Колкера использовала эмблему козла как торговую марку для спортивного снаряжения по альпинизму, скалолазанию и прыжкам с трамплина.

92. КОЛОННА (СТОЛП) — в эмблематике и символике почти всех народов Востока с древнейших времен столб, кол — символ опоры, центр средоточия силы, основы любого строения. Это представление родилось из жизни в основном степных, кочевых, военных народов: кол, вокруг которого ставился шатер, в безлесной местности представлял ценность и перевозился с места на место, а не выбрасывался при кочевьях. Подрубленный проникшими в лагерь противника лазутчиками и рухнувший столб шатра военачальника обычно означал дурное предзнаменование и предвещал скорое поражение неприятеля.

В Западной Европе аналогичным символом стала колонна, столп — символ опоры, взятый из архитектуры (египетской, античной) и получивший широкую трактовку в переносном смысле в средневековой символике. Колонна — символ крепости, непоколебимости, аллегория несокрушимости и гордости. Изображение колонн придавалось как атрибут аллегориям постоянства, стабильности, уверенности, особенно в XVIII и XIX исках. Колонны как символы стабильности государства, его крепости, непоколебимости ставились вместо памятников или в качестве памятников крупнейших, имевших эпоальное значение военных побед любого государства. Наиболее известны из этих памятников-символов Ван-домская колонна Наполеона I в Париже, Александровский (Александрийский) столп в Петербурге, воздвигнутый в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года, и Колонна Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне. Изображение сломанной, поверженной колонны, с разрушенной капителью символизировало поражение, низвержение противника, его капитуляцию. Этой символикой воспользовалась в 1992 году Словения, претендующая на один из округов Австрии — Каринтию (Словенскую Корушку), чьей эмблемой является колонна. В Словении издан плакат, изображающий поверженную колонну,— намек на то, что Австрия лишится Корушки.

93. КОЛОС — эмблема плодородия и животворной силы, одна из древнейших эмблем человечества. В античное время — атрибут Деметры — богини плодородия и земледелия, божества созревания колоса, сестры Зевса, которая подарила колос пшеницы людям и научила их возделывать землю, растить хлеба.
Деметра (в Древнем Риме — Церера) изображалась на фресках Геркуланума и Помпеи с венком колосьев на голове и с корзиной колосьев у своих ног, или же с букетом колосьев в руках. Праздник Деметры, превратившийся позднее в праздник первого сжатого колоса (или первого снопа), стал праздноваться официально и постоянно в Древней Греции начиная с 493 г. до н. э. Эту дату и принято считать датой появления и фактической регистрации эмблемы колоса. В христианской и библейской символике колос — символ спасения от нужды, голода, голодной смерти. В этих значениях глубоко вошел в народное сознание. С эпохи эллинизма изображение колоса во всех странах Средиземноморья, Европы и Ближнего Востока стало традиционной эмблемой плодородия и животворной силы. (Символом животворной силы является зерно. Совокупность зерен изображалась на Востоке не только как колос, но и в виде коробочки мака — второго атрибута Деметры.)
Колос как эмблема, имеющая широкое значение экономической мощи и животворных народных сил, впервые был использован в эпоху французской революции XVIII века, а в начале 1918 года официально был введен в советскую геральдику и эмблематику, получив после этого международное распространение, особенно после 1945 года, буквально во всем мире. Следует учесть, что хотя колос и был известен в старой классической геральдике, но он никогда почти не употреблялся отдельно, а всегда в виде снопа, то есть как говорящая эмблема в территориальных гербах, намекающая на развитое хлебопашество, либо в родовых гербах в переносном смысле — как эмблема единства членов данного рода (несколько снопов, или суслон). В советской геральдике колосу был придан более высокий смысл хозяйственной мощи государства, его экономического процветания и национального единства. Именно поэтому колосья употреблялись в советских гербах в виде венка. Широко употребителен и отдельный колос, обычно стилизованный, с более конкретным смысловым значением — олицетворение сельского хозяйства, службы защиты зерновых растений и т. п.
В зависимости от того, в гербе какой страны употреблена эмблема колоса, он может быть ржаным, ячменным, пшеничным или рисовым, что иногда специально оговаривается в конституции. На Государственном гербе СССР были пшеничные колосья. Колосья после второй мировой войны вошли в число главных гербовых эмблем ряда государств — ГДР, Румынии, Венгрии, Югославии, Алжира и др., но в 1990 году эти гербы были изменены. Геральдический цвет колоса (независимо от вида злака) как главной государственной эмблемы — золотой: это было принято как в советской эмблематике, так и в других европейских и отчасти в азиатских странах (Шри-Ланка); колосья риса бывают иногда и белые с зелеными стеблями, то есть натуральные*.

94. КОЛЬЦО — широко распространенный у народов всего мира символический знак неразрывного единства, безграничности, вечности и гармонии. В виде амулетов и украшений встречается у всех первобытных и цивилизованных народов земного шара.
С библейских времен акт вручения кольца означает доверие и полномочие. Ввиду этого кольцо как символ употребляется в этом качестве и в частной жизни (супружество), и в государственной в XII—XVIII веках.

95. КОНСУЛЬСКИЙ ЩИТ — понятие, которое не следует смешивать с геральдическими понятиями типа “варяжский щит”, “фигурный щит”, “рассеченный щит”, то есть выражающими форму или тип щита; он относится к области употребления государственных эмблем и гербов за границей, то есть к области дипломатического протокола и международного права.
Консульский щит представляет собой овальную, в форме итальянского щита металлическую доску (реже -круглую), на которую нанесено изображение государственного герба или только главных государственных эмблем того государства, представительство которого находится за границей, а также надпись (вокруг герба или внизу его), содержащая название страны-гербовладельца и ее дипломатического или консульского представительства, на языках представляемого государства и страны пребывания.
Консульский щит укрепляется там, где находятся представительства данной страны (например, на здании ее посольства, миссии, торгпредства, консульства -и в этом случае в надписи на консульском щите отражается название данного учреждения), либо на частных домах, где пребывает или работает консул (вице-консул, консульский агент). Последнее особенно характерно для консульств, расположенных в небольших, но ведущих активную морскую торговлю странах (Дании, Норвегии, Панаме, Чили и др.), где роль консулов иностранных государств часто исполняют граждане (или подданные) страны пребывания, а не страны, которой принадлежат эти учреждения.
Консульский щит обычно имеет довольно крупные размеры (в высоту не менее 1м), причем герб выполняется в гербовых цветах, надписи имеют крупный шрифт, четки и аттрактивны, нанесены обычно черным цветом с таким расчетом, чтобы их можно было легко прочитать даже с противоположной стороны улицы. Иногда, особенно у африканских молодых государств, консульский щит выполняется в виде арматюры, то есть чеканится на латунной или медной доске, без геральдических цветов, что следует считать неправильным.
Точно так же неверно, когда консульский щит именуется “эмблемой”; его следует рассматривать как особый, частный случай употребления государственного герба, когда тот сопровождается расположенными рядом с ним или вокруг него пояснительными надписями и активно проявляет свою функцию суверенного знака; помещения, отмеченные консульским щитом, неприкосновенны и могут служить убежищем (бестом).

96. КОНЬ (в геральдике никогда не употребляется слово “лошадь”, а всегда термин “конь”). Конь всегда должен быть в сбруе или под седоком, а если он без седока, без узды и с распущенным хвостом, то называется “диким конем”. Конь — одна из древнейших эмблем человечества в Европе, Азии и Африке, имеет исключительно разнообразное значение в силу того, что бытует в самых различных географических и национальных условиях [лошадь существовала уже в современном виде во времена мамонтов и изображалась на стенах пещер от Заполярья (Беломорье, Якутия) до пустынь (Гоби и Аравийской) за 10—15 тыс. и даже 40 тыс. лет до н. э.]

Конь и его эмблематические изображения

Геральдическое изображение коня (с атрибутами седла, уздечки, стремени)

Современное изображение коня на торговых марках

Геральдическое изображение "дикого" коня (без атрибутов)

Единорог ( в гербах)

Гиппокамп (античный морской конь)

Гиппоцентавр ( в польской геральдике)

Кентавр

Китоврас (в русской геральдике)

Мелькарт (геральдический морской конь)

Если учесть огромное транспортное и военное значение лошади вплоть до середины XIX века для всего человечества, то станет особенно понятным, почему конь приобрел такое колоссальное значение в символике, эмблематике и геральдике всех народов.
В западноевропейской классической геральдике считалось, что конь совмещает в себе все лучшие свойства нескольких животных: храбрость льва, зоркость орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы. В геральдике голова коня (и весь его силуэт) изображается всегда в профиль. “Лошадиная” голова не в профиль — это значит любое вьючное, неблагородное животное, и в таких случаях это изображение блазонируется как “мул”, “онагр”, “осел” — в зависимости от страны, где встречается такая эмблема.
В силу того, что конь как эмблема в русской дореволюционной геральдике употреблялся всегда большей частью в царских государственных и дворянских гербах в сочетании с фигурами святых (Св. Георгий, Св. Лавр и Св. Фрол) или в родовых гербах высшей знати (княжеских — польско-литовские гербы “Погоня”), то вместе с другими классовыми эмблемами был отменен и не вошел позднее в эмблематический репертуар советской геральдики. Этот факт лишний раз доказывает, что революция отменила не “эмблемы хищников”, как часто пишут в популярных изданиях, а отменила весь состав, весь набор принятых до революции эмблем, в том числе, казалось бы, и такие “безобидные” и уж вовсе не относящиеся к разряду “хищников”, как эмблемы коня и голубя, носившие в силу их специфического многовекового употребления не только классовый, но и сугубо религиозный характер именно в России.
В других странах такой специфики употребления эмблемы коня никогда не существовало (поскольку эта традиция, идущая от Византии, перешла и сохранилась только в России), и в государственных гербах ряда стран конь употреблялся в качестве вспомогательной эмблемы как щит одержат ель, но в этом случае чаще всего как конь-единорог (например, в гербе Великобритании).
В странах Америки, в гербах штатов США, Канады, Мексики, Бразилии употребляется эмблема “дикий конь”, означающая не только и не столько коневодство в этих землях, сколько исторический факт освоения целины, степей, прерий, нового, еще не освоенного пространства при возникновении этих штатов.
Именно в таком смысле присутствует эмблема “дикого коня” и на государственных гербах Уругвая и Венесуэлы. В этом же качестве в дореволюционной России эмблема дикого коня была внесена в герб Томской губернии (в зеленом поле белый конь с распущенным хвостом) как символ предстоящего освоения Сибири, то есть в высоком символическом значении, а не как говорящая эмблема конезаводчиков. О других эмблематических вариантах коня в геральдике (см. также Пегас, Гиппокамп, Мелькарт, Кентавр (Китоврас), Фигуры фантастические.)

97. КОРАБЛЬ. На государственных гербах ряда новых государств Африки, Латинской Америки, арабского мира, Океании можно увидеть изображение парусного корабля. Поскольку все эти государства, как правило, либо островные, либо расположены на побережье морей и океанов, то такие изображения обычно принимаются за указание приморского характера данных государств, что в подавляющем большинстве случаев неправильно. Во-первых, следует иметь в виду, что в государственных гербах говорящие эмблемы не употребляются, а во-вторых, эмблематическое изображение корабля в большинстве гербов помещено как центральная, главная фигура в щите или составляет его навершие, что явно указывает на символический смысл данной эмблемы; в-третьих, корабли в государственных гербах либо почти всегда имеют национальную форму (например, пирога на гербе Фиджи или гондола на гербе Мальты), либо обязательно снабжены парусом, спущенным или поднятым. Все эти особые признаки и указывают на то, что эмблема корабля, употреблена в качестве символической.

Что же означает такая эмблема?

Со времен языческой древности у всех народов приморских стран эмблема корабля означала благополучное достижение цели. Как отголосок этих представлений мы до сих пор, даже будучи сугубо сухопутными людьми, говорим “Счастливого плавания!” всем, кто отправляется в сколь-нибудь дальний путь или кому предстоит путь жизненный, перед кем открывается новая, перспективная карьера Не удивительно, что у всех народов Средиземноморья подобные представления были весьма прочными, и поэтому корабль, судно издавна символизировали у финикийцев, египтян и греков торговое предприятие, жизненный успех и в целом жизненный путь, что также нашло отражение в широко распространенной пословице “Большому кораблю — большое плавание”, которую и тракту ют, и воспринимают не в прямом, а в переносном смысле. С возникновением в странах Средиземноморья христианства эти древнейшие представления и символика были перенесены прежде всего на такую организацию, как церковь, которую стали отождествлять в иносказаниях с кораблем, а также на персону самого Христа, символом которого часто избирался корабль, что и нашло отражение в Библии.
В новое и новейшее время корабль в светской традиции, особенно в морских, океанических странах, экономика которых тесно связана с морем, стал нередко символизировать государство в целом, и такого рода символика оказалась особенно приемлемой для новых, демократических, республиканских государств, не имевших ни глубокой истории, ни имперских или династических традиций.
Вот почему эмблема корабля под парусами в гербах новых государств, получивших свою национальную независимость лишь недавно, означает и достижение главной национальной цели, и дальнейший путь под знаком национальной независимости.
Таково значение эмблемы корабля в таких латиноамериканских странах, как Багамские Острова, Доминика, Гренада, Коста-Рика, Суринам, Тринидад и Тобаго. В гербе последнего помещен не один, а три корабля: два маленьких (символизирующих каждый остров — Тринидад и Тобаго) и один большой (символизирующий единство всего этого островного государства).
Из числа арабских государств корабль в гербе имеют Тунис, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, из африканских государств — Либерия, Габон, Маврикий. При этом у многих государств корабль имеет обязательно маленький государственный флаг на корме (Габон, Коста-Рика, Суринам), а у ОАЭ эмблема корабля помещена на груди государственного орла, что указывает, что данную эмблему следует понимать только символически, как достижение национальной цели, а не как эмблему морской торговли. В том случае, когда хотят сделать корабль эмблемой морской торговли, его изображают не парусным, а паровым, с трубой, из которой даже валит густой дым, чтобы было совершенно ясно, что речь идет о пароходе. Кроме того, над этим пароходом устанавливают еще кадуцей, чтобы никому не пришло в голову усомниться в истинном значении этой эмблемы. Такой именно смысл имеет изображение корабля на гербе Эквадора.
У Либерии корабль без национального флага. И это указывает, что изображение корабля установлено в гербе и как намек на достижение цели, и как память о том конкретном первом корабле, на котором приплыли из США потомки негритянских рабов в 1822 году, основавшие на Перечном берегу Республику Либерию в 1847 году. Таким образом, уже в своем гербе Либерия как бы отмежевывается от всех новосозданных государств Африки, а те, в свою очередь, как, например, Габон, стараются подчеркнуть введением национального флага на эмблеме корабля, что они созданы в результате последнего, современного, политически осознанного этапа борьбы за национальную независимость. Иногда, как, например, на гербе Новой Зеландии, корабль трижды повторен со скатанными парусами. Это означает, что национальная цель страной достигнута давно и такая эмблема должна отличать страну, давно уже, по существу, самостоятельную.
Единственное из европейских государств, имеющее эмблему корабля-ладьи в гербе,— Мальта, получившая национальную независимость лишь в 1974 году, снабдила эту эмблему не парусом, а изображением глаза (недремлющего ока) в носовой части борта, что должно означать, что и по достижении главной цели — независимости — страна бдительно продолжает наблюдать, чтобы этой независимости ничто не угрожало. Изображение корабля также присутсвует на гербе г. Калининград
Все это показывает, что надо очень внимательно рассматривать не только сами по себе эмблемы, но и те мельчайшие атрибуты, которые их сопровождают и которые служат для уточнения или акцентирования (подчеркивания) того значения, которое имеет та или иная эмблема в данном гербе.

98. КОРОНА означает по-латыни “венок”. В Европе короны в основном произошли от античных венков, а в древних государствах Двуречья, в Египте, на Ближнем Востоке — от головных украшений и налобных и височных повязок жрецов (так называемых диадем — головных колец). Как один из основных или даже основной знак суверена, короны вошли в средневековую геральдику со значением главного атрибута власти, указывающего также на степень этой власти, благодаря разработанной системе изображения корон, их целой шкалы — от императорской до простой рыцарской (дворянской). Поэтому при одном взгляде на любой старый герб по типу короны легко и быстро можно определить, какого разряда лицу или государству принадлежит данный герб. Поэтому чисто служебная роль корон как определителя в геральдике велика, по крайней мере для периода средних веков и нового времени.
Что же касается новейшего времени, то после отмены короны как геральдического знака в Советской России и крушения двух крупных монархий в Европе после Октябрьской революции значение короны как геральдического знака, как главной эмблемы любой монархии сильно пошатнулось, хотя, казалось бы, политическое ослабление позиций монархии не могло прямым образом затронуть геральдику. Однако на практике как раз и сказалась та сторона геральдики, которая всегда делала ее важной государственной и политической наукой, а именно ее поразительная способность очень живо, быстро и всегда адекватно отзываться на все изменения в реальной политической и государственной жизни и своим тихим, как бы незаметным, но наглядным путем последовательно закреплять в эмблемах и символах все новые политические тенденции каждой исторической эпохи.
Проявлялось это, во-первых, в том, что некоторые страны, в том числе возникшие после второй мировой войны самостоятельные национальные государства в Африке, Азии, Океании, хотя и были провозглашены как монархии или остались монархиями, однако не включили, вопреки геральдическим правилам, в свои государственные гербы классические короны согласно своему рангу, а усвоили свои собственные, национальные виды корон, по которым невозможно определить и сопоставить ранг монарха и государства, и потому эти короны, эти знаки монархической власти перестали играть свою основную геральдическую роль — роль определителя.
Таковы короны в гербах Марокко, Таиланда, Непала,Тонга, Лесото, Брунея. С другой стороны, государства, монархическая власть осталась довольно сильной и где монарх играет существенную роль в определении внутренней, так и особенно внешней политики государства, не пожелали, так сказать, афишировать свою силу и не включили вовсе в государственные гербы своих стран корону, хотя обязаны были это сделать в соответствии с формальными правилами. Этими государствами оказались Бутан, Бахрейн, Катар, Кувейт, Малайзия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия (последняя, как известно, является чуть ли единственной абсолютной монархией в современном мире).
Таким образом, оказалось, что как тенденция к включению в гербы не установленных геральдикой типов корон, так и воздержание от их включения, вопреки всем формальным международно-правовым и геральдическим
правилам, объективно привели к снижению, к падению значения корон как эмблем верховной власти. И это, так сказать, точное отражение реального исторического положения, хотя в геральдике никто этого специально не подстраивал и все это произошло стихийно.
Вместе с тем у некоторых государств, не являющихся и настоящее время монархиями, имеется тенденция в гиде случаев сохранить в гербе корону просто как историческую “память” о прошлом. Так, например, корона присутствует в гербе Республики Сан-Марино, Австрийской Республики, Сомали, но это не реальные знаки верховной власти, а короны — напоминание о далеком прошлом (Сан-Марино XII в., Сомали — султанат МИ в.) или о своеобразии судьбы (городская корона у Австрии). Все это еще более, так сказать, подчеркивает , что корона как геральдический индикатор первого ранга, по существу, перестает играть роль в современной эмблематике, превращается в какое-то украшение или по крайней мере в историческое напоминание, которое по собственному произволу может включать или исключать из чисkf государственных эмблем любое государство, не особенно считаясь, соответствует ли это реальному положению вещей или нет. Большего унижения короны как эмблемы вряд ли возможно было придумать, но такое положение не придумано и не установлено никем, оно фактически сложилось к концу XX века.
Короне перестали придавать значение: даже в современном гербе России (РФ), принятом в декабре 1993 г.— три короны в качестве “украшения”, ибо в стране ведь нет монархии. Однако исчезновение корон как эмблем из активной политической и геральдической жизни вовсе не должно означать, что мы можем забыть или игнорировать подлинное эмблематическое значение этих знаков. Между тем за последние годы участились случаи, когда корона как эмблема стала применяться в торговых марках.

Не зная оснований и причин такого применения короны в других странах и рассматривая эту эмблему как “игрушку”, некоторые советские художники-оформители стали вводить корону и в советские торговые фирменные марки. При этом корона не только механически заимствовалась, но и с целью скрыть заимствование ей придавалась иная форма, как правило, произвольно. Так, например, стиральный порошок “Нептун” стал выпускаться с изображением... дворянской (?) короны.

99. КОСА — со времен средневековья общеевропейский атрибут смерти. Рыцарь с косой или старуха с косой в западноевропейской символике всегда означали аллегорию смерти. Аналогичное положение существовало и в России. По этой причине коса не вошла в число орудий труда, которые были использованы для советской эмблематики, хотя на протяжении 1918—1921 годов некоторые художники, например Сергей Герасимов, пытались ввести косу как эмблему крестьянского труда. Однако крестьянство не приняло эту эмблему, поскольку представления многих поколений русских людей традиционно ассоциировали это орудие не с радостью труда, а с аллегорией смерти. Не только в иконописи, но и в лубочных народных картинках, в русских сказках и песнях коса постоянно изображалась как основной атрибут смерти. Вот почему попытки художников, игнорировавших эти народные представления, были заранее обречены на провал. При создании герба СССР в 1922 году и гербов союзных республик коса была единодушно исключена из числа советских эмблем наряду с граблями.
Коса воспринималась и как военное оружие со времен раннего средневековья в противоположность серпу.
“Перекуем мечи на орала, а косы — на серпы” -эта евангельская сентенция прочно связывала косу не с орудиями мирного труда, и потому и в народном сознании, и в эмблематике коса до сих пор не употребляется как эмблема положительного свойства.

100. КОСТЕР с древнейших времен символизирует священный огонь, жертвенность, а отсюда и благодарную память о славном прошлом предков. Костер — одно из частных, конкретных изображений (эмблем) огня и один из немногих сохранившихся вещественных символов, идущих с глубочайшей древности. Костер обладает тем же смыслом, что и огонь в целом. В советской эмблематике чаще всего он трактовался как пламя (частный случай пламени — символ неугасимых революционных традиций).
Именно в силу всех этих причин костер и был избран как эмблема пионерской организации — в память неугасимого сохранения молодежью революционных традиций предшествующих поколений. Короче говоря, пионерский костер являлся символом преемственности традиций, вот почему он зажигался в самых торжественных случаях с соблюдением ритуала. Пионерский костер в советской геральдике изображался в виде поленницы дров (составленной из 3-{-2=5 поленьев), над которыми реет пламя, имеющее обычно 3 или 5 язычков.

101. КРАСНАЯ ЗВЕЗДА (КРАСНАЯ ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА) — одна из первых советских эмблем, возникшая в период весны — осени 1918 года как эмблема регулярной Красной Армии. Выбор этой эмблемы для РККА объяснялся следующими причинами. Во-первых, ее форма представляла собой пентаграмму (т. е. древнейший символ оберега, обороны, охраны, безопасности). Во-вторых, красный цвет символизировал революцию, революционное войско. В-третьих, само понятие звезды как символа стремления к высоким идеалам также имело значение при выборе этой эмблемы. Предложила эмблему Военная коллегия по организации Красной Армии, в частности фактическим создателем этой эмблемы для Красной Армии был К. Еремеев — пер вый советский командующий войсками Петроградского военного округа, председатель Комиссии по формированию РККА.
Эмблема сложилась не сразу в своей окончательной форме. Вначале (весной 1918 г.) она просто представляла собой красную пятиконечную звезду разных размеров (но не более 6X6 см), вырезанную из материи и нашитую на головной убор как кокарда или на рукав (реже). Затем (в мае 1918 г.) она стала изображаться с вписанной в ее центр эмблемой — молота и плуга, а с осени 1918 года (с 21 сентября) была установлена в виде красной эмалированной пятиконечной звезды с вписанным в ее центр “малым гербом РСФСР” — серпом и молотом. В этом виде красная пятиконечная звезда как эмблема (сложная эмблема) Красной Армии была закреплена в течение всего периода 1918—1946 годов, а затем стала (в том же виде) называться эмблемой Советских Вооруженных Сил. В то же время в период с 1918 по 1920 год, а кое-где и до 1922 года продолжала существовать и эмблема красной пятиконечной звезды с вписанными в ее центр молотом и плугом, а на Украине (в Киеве) в 1919 году встречалась даже совмещенная эмблема — плуг, молот и серп в центре пятиконечной звезды как эмблема не только РККА, но и Советской власти в целом (в печатях). Правда, такая эмблема просуществовала всего пару месяцев.С 1923 года символ пятиконечной звезды стал использоваться в гербе СССР в качестве бэджа — как фигурное дополнение к девизу “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”, и потому такая красная звезда считалась эмблемой международной солидарности трудящихся. Отсюда ее пять лучей объяснялись как пять континентов, где идет борьба между трудом и капиталом. Эта эмблема, естественно, должна была отличаться от эмблемы РККА, и поэтому в центре гербовой звезды не было серпа и молота как знаков, указывавших на внутреннее политическое устройство СССР и классовый состав РККА. Однако вплоть до 1936 года изображение этого бэджа постоянно варьировалось: то он изображался как рустованная звезда, то с небольшим золотым кантом, то просто как “чистая звезда”. Только в 1936 году по новой конституции было установлено стабильное изображение пятиконечной красной звезды с узким золотым кантом и со сторонами, расходящимися под сильным тупым углом 120°. Это изображение особенно было акцентировано после второй мировой войны, в 1949 году (угол увеличен до 125°), в связи с тем, что Югославия приняла подобную же эмблему (но не бэдж) в свой герб, где, однако, стороны расходились под углом 105°. Таким образом, разница между югославской и советской эмблемами была заметна визуально, несмотря на то что по цвету и местоположению в гербе они совпадали (красная звезда с золотой каймой в навершии герба).
Надо сказать, что эти тонкости изображения, как правило, нарушались на всей территории страны и лишь в Москве на правительственных зданиях, в Кремле гербовые изображения красной звезды делались по всем правилам.
Третьим видом красной пятиконечной звезды является лучистая звезда. Она применялась в гербах Грузии и Армении, существовавших в 1936—1991 годах. Лучи грузинской звезды — белые, широкие, сливающиеся вокруг звезды в сияние, а лучи армянской звезды — золотые, тонкие, расходящиеся как бы из-за звезды, с ее тыльной стороны. В обоих этих случаях лучевая звезда совмещает и замещает эмблему Солнца и, следовательно, трактуется как символ счастья и процветания в отличие от трактовки звезды в гербах других республик. В связи с этим расположение звезды и девиза в гербах Армении и Грузии значительно отличалось от расположения этих гербовых частей в других гербах, где звезды служили фигурным девизом (бэджем), аналогичным по значению бэджу в союзном гербе. Но в Грузии и Армении словесный девиз был столь резко отделен от поля герба, вынесен на особую девизную кайму, за пределы щитового поля, что уже этим сразу подчеркивалось, что лучистой звезде в гербах этих республик” надо придавать свое собственное значение, что она не является фигурным дополнением к словесному девизу. Это произошло потому, что гербы Грузии и Армении были созданы еще до образования СССР и их символика исходила не из общесоюзных, а из местных закавказских принципов. Кроме того, общесоюзные символические идеи были представлены у этих республик в гербе и флаге ЗСФСР вплоть до 1936 года, но после ликвидации федерации исчезли вместе с ней, на что никто не обратил внимания, ибо в 1937 году было уже не до геральдических тонкостей. Таким образом, в советской геральдике за время ее существования, вопреки представлениям о ее единстве и идеологической чистоте, бытовали три различные по смыслу эмблемы красной пятиконечной звезды

101.КРАСНАЯ ЗВЕЗДА (КРАСНАЯ ШЕСТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА) (см. “Этуалъ руж”).

102.КРАСНЫЙ КРЕСТ эмблема Международного общества Красного Креста (МОКК), основанного швейцарскими гражданами А. Дюнаном и Г. Муанье в 1863 году. Целью МОКК была организация помощи раненым и больным во время войн. Эмблема была утверждена Женевской конвенцией 10/22 августа 1864 г., установившей для обозначения санитарного персонала, медицинских полевых учреждений (госпиталей, лазаретов, палаток, перевязочных пунктов) и медсантранспорта (повозок, автомобилей, поездов и самолетов) ясный и хорошо различимый знак с целью подчеркнуть их неприкосновенность. Эта эмблема представляла собой красный равноконечный широкий плавающий крест на белом поле, обратный по своему цвету белому гельветическому кресту на красном поле —официальной эмблеме, гербу и флагу Швейцарской Конфедерации. В геральдике существует правило, что присвоение кем-либо обратного цвета любой широко известной эмблемы означает, что этой эмблеме и ее владельцу (в данном случае Швейцарии как государству) оказана особая честь и уважение. Поэтому предложение швейцарских инициаторов создания МОКК относительно эмблемы этой организации являлось с их стороны патриотической акцией, в основе которой лежало стремление прославить Швейцарию на весь мир как идеал миролюбия. Но одновременно эта акция имела важное значение и для распространения интернациональных идей о единстве человечества, о человечности как руководящей, идеальной черте людей. И это весьма показательно. Ибо истинный патриотизм тем и отличается от шовинизма, что он не противопоставляет другие нации своей, что он не противоречит интернационализму.

Гельветический крест - герб Щвейцарии

Обратный по цвету гельветический крест - эмблемма МОКК

Эмблема общества Красного Полумесяца в мусульманских странах

Эмблема СОКК и КП

 

Эмблема японского Красного Креста

Эмблема Красного Льва и Солнца до 1918 г.

Женевская конвенция была подписана вначале только 13 государствами Европы. Затем к ним присоединились еще 15 европейских стран. Так что число подписавших ее в 1864 году составило 28 стран. Все они приняли эмблему Красного Креста.
В 1865 году к ним присоединилась Турция, являвшаяся в то время одним из крупнейших государств Европы, которому принадлежали все Балканы. Лишь в 1876 году Турция заявила, что не признает эмблемы Красного Креста, ибо в основе ее лежит христианский символ, а потому заменила его эмблемой Красного Полумесяца (le Croissant Rouge), обращенного рогами в геральдически левую сторону. В основе эмблемы Красного Полумесяца лежит окружность, равная своим диаметром квадрату, в который вписывается Красный Крест, утвержденный Женевской конвенцией. Этим достигается однопорядковость обеих эмблем МОКК. С решением Турции европейские страны согласились в XIX веке лишь “временно”, и только в 1919 году ЛО.КК (Лига обществ Красного Креста) признала решение Турции и ее право на собственную эмблему окончательными.
В 1866 году к Женевской конвенции присоединилась Япония, признавшая эмблему Красного Креста в принципе, но практически видоизменившая ее. Японцы разделили крест двумя тонкими белыми полосками на пять отдельных квадратов, приспособив тем самым эту эмблему к пониманию в собственной стране, где усвоено иероглифическое письмо, характерной особенностью которого является дробность, а не слитность любого знака. Однако в европейских странах, особенно в полевых войсках да еще в солдатской среде, об этом японском Красном Кресте было плохо известно, причем не только во время русско-японской войны 1904—1905 годов, но и позднее. Во время боев за Харбин и Цицикар в августе 1945 года наши войска, не осведомленные об этой особенности японской санитарной эмблемы, принимали ее за какой-то непонятный сигнальный знак.
Персия (Иран) в 1893 году также признала эмблему Красного Креста в принципе как знак международный, но для своей страны оговорила право использовать свою собственную эмблему Красного Льва и Солнца, являвшуюся гербом шахской Каджарской династии (до 1925 г.). Эта эмблема была сохранена и при Пехлеви, но заменена мечом и весами при Хомейни (1981 г.).
В России эмблема Красного Креста была введена с 3 мая 1867 г., сразу после организации Общества попечения о раненых и больных (ОПРБ) Марфой Сабининой, дочерью Стефана Сабинина, русского языковеда и историка, долгое время жившего в Западной Европе вместе с семьей. Марфа Сабинина была самой любимой и талантливой ученицей Ференца Листа, культурнейшей женщиной своего времени. (В 1885 г. она была зверски убита и сожжена черносотенными бандитами в Ялте.) Организация Марфы Сабининой была фактически частной, благотворительной, но близкой к царскому двору (М. С. Сабинина была фрейлиной императрицы). Лишь с 1879 года ОПРБ стало называться Российским обществом Красного Креста (РОКК). Советский Красный Крест имеет особую историю. Его предшественником было основанное в 1881 году Ю. Н. Богдановичем и И. В. Калюжным Общество Красного Креста “Народной воли” (ОКК); как подпольная организация, оно не употребляло никаких эмблем, но имело неофициальное название “Революционный Красный Крест” (РКК), которое употреблялось как “своими”, так и царской полицией.
С началом революции 1905 года ОКК — РКК стал действовать открыто в основном при организации эсеров-боевиков и РСДРП(б), где им руководила В. М. Ве-личкина (Бонч-Бруевич). Они использовали в качестве своей эмблемы Красный Крест с узкой черной окантовкой в память о событиях Кровавого воскресенья 9 января 1905 г. После Ленских событий 1912 года все революционные организации России (большевики, анархисты, эндеки, меньшевики, эсеры) фактически стали сотрудничать в ОКК — РКК, несмотря на политические расхождения. В 1914—1918 годах всей этой работой руководила Вера Фигнер. Вместе с тем 7—10 июля 1917 г., после расстрела Временным правительством 3—5 июля демонстрации солдат и рабочих в Петрограде, ПК РСДРП (б) создает специальную большевистскую организацию “Пролетарский Красный Крест” (ПКК) по сбору средств и помощи раненым и семьям убитых во время демонстрации. Эта организация фактически продолжала действовать и некоторое время после Октябрьской революции вплоть до начала 1918 года. Декретом от 6 января 1918 г. Советское правительство распустило и запретило старый царский РОКК. Декретом от 7 августа 1918 г. устанавливалась в принципе необходимость организации советского РОКК и его автономность. Новый РОКК был основан 20 ноября 1918 г. и принял эмблему Международного Красного Креста, а в 1921 году установил прямые связи с МОКК (ЛОКК). С 1 сентября 1925 г. было внесено изменение в эмблему в связи с реорганизацией РОКК в СОКК и КП: наряду с Красным Крестом геральдически слева от него помещалась эмблема Красного Полумесяца с рогами, обращенными в геральдически правую сторону в отличие от турецкого полумесяца. В 1928 году ЛОКК юридически признал эту совмещенную эмблему как особую, присущую только Советскому Красному Кресту.
В 1935 году в Германии гитлеровский Красный Крест принял новую эмблему: в центр Красного Креста был введен синий знак свастики в белом круге. Эта эмблема просуществовала до 1945 года. В 1952 году возник Немецкий Красный Крест ГДР (НКК ГДР), который с 23 октября 1952 г. принял новую эмблему — Красный Крест, окантованный узкой золотой каймой, в отличие от ФРГ, где, как и во всех странах Европы, принята интернациональная эмблема МККК -красный плавающийй гельветический крест на белом фоне.

104. КРАСНЫЙ ЛЕВ И СОЛНЦЕ эмблема санитарной службы Ирана до 1980 года, заменена в 1981 году на шамшир и эдолят — символическое изображение меча и весов.

105.КРАСНЫЙ ПОЛУМЕСЯЦ (см. Красный Крест).

106.КРАШАН, КРАША (франц. crachat — извержение, на вульгарном языке — “плевок”, как французские солдаты после 1789 г. стали называть все ордена и знаки отличия, отмененные революцией). Термин “крашан” стал во всех странах Европы в XIX веке (после наполеоновских войн и до начала XX в.) полуофициальным, бытовым наименованием орденских звезд и получил распространение в чиновничьей, военной, студенческой,мещанской (городской буржуазной) среде отчасти и в России, но не во Франции, где использовался другой термин — “плак” (франц. plaque — “пластинка”, “плашка”).
Во всех странах Германии и в России официальным наименованием считалась “орденская звезда” (Orden-stern), причем в России всегда добавлялось соответствующее прилагательное: Андреевская звезда, Аннинская звезда, Владимирская звезда,— указывающее на орден, которому она принадлежит. Крашан нельзя путать с орденом или со знаками ордена, имевшими иную форму. Крашан жаловался кавалерам, имеющим все степени соответствующего ордена, при получении его высшей степени или после получения высшей степени как особое моральное поощрение. Крашаны имели крупные размеры — и изготовлялись в форме звезд четырех-, шести-, восьми- и девятилучевых либо из серебра, либо в ряде стран просто из ниток (вышивались шелком гладью и нашивались на мундир или фрак). Крашаны носили в торжественных случаях с лентой ордена или на ленте ордена, чуть выше пояса. В служебно-официальной обстановке, например при инспектировании сановником высшей администрации местных областных учреждений, крашан всегда надевали без ленты, просто как знак высокого достоинства. Таким образом, крашаны являлись знаками, обозначавшими наивысшее достоинство орденоносца, избавляли его от демонстрации всех имевшихся у него орденов, так как своим присутствием удостоверяли их наличие и способствовали в целом несуетному, скромному и уважительному отношению и к самим орденам, лицезреть которые можно было крайне редко, в самые большие праздники, и к носителям этих орденов. Крашаны были, следовательно, своеобразной заменой современных колодок и ленточек (пряжек), но относились лишь к высшим орденам и служили повышению их морально-политического престижа, а не снижению, как это произошло с ленточками. Незнание и непонимание истинного назначения крашанов приводит ныне к тому, что их либо принимают за ордена, либо рассматривают как украшение, которое можно передарить другому лицу.

107. КРЕСТ — один из трех наидревнейших символов человечества. Возник как символ еще в доисторическое время, как знак Солнца и произошел от изображения перекладин, спиц “солнечного колеса” (т. е. двух перпендикулярных друг другу диаметров круга). В этом виде крест известен многим языческим народам (индусам, ассирийцам, китайцам, древним скандинавам и германцам, этрускам и финикийцам) задолго до появления христианства, которое сделало этот знак своим идеологическим символом, воспользовавшись широким распространением его у многих народов и придав ему свое значение.
Христианство выводит свой крест не из древних знаков астральных культов, а из исторически существовавшего у многих народов обычая иметь позорные столбы или столбы мучений для наказания преступников. Подобные столбы существовали в Персии, Древнем Риме, Египте и имели различную форму — простого кола или столба с перекладиной в виде буквы Т или буквы X, к которым буквально прибивали (или приковывали) приговоренных к казни. Отсюда эти “столбы”, “дерева”, “кресты” (от лат. crux — мучение) именовались “деревами проклятия” или “деревами мучения”, отчего и произошел сам термин “крест”, в то время как его изображение осталось древним, астральным.
В языческих солнечных культах крест или перекрещенное колесо служат как знаки Солнца — символами жизни, ибо солнце, свет — это жизнь. В христианской символике крест тоже символизирует жизнь или, точнее, спасение ради жизни (загробной), так что этот знак сохранил и после перехода в христианскую символику свое жизнеутверждающее значение. Но жизнь, которую имеет в виду христианство, во-первых, призрачна (загробная), а во-вторых, обязательно должна быть оплачена ценой мучений (в первую очередь мучениями Христа, а во вторую — и своими собственными). Первоначально культовый крест христиан Римской империи был симметричным, равносторонним сочетанием двух полос, перпендикулярно пересекающих друг друга в центре (см. табл. 1).
С разделением Римской империи на две части — Западную и Восточную — и с расколом христианства на две большие ветви — православие и католицизм — возникла необходимость различать эти два религиозно-церковных направления также чисто внешними знаками (помимо различий в учении и в богослужении). Поэтому возник новый вид креста — латинский, который, в отличие от греческого, равностороннего, имел одну сторону вдвое длиннее трех остальных и был присвоен католической церкви. С этих пор с появлением любого религиозного направления или с отделением и административным обособлением какой-либо национальной христианской церкви, а также с появлением какого-либо монашеского ордена вошло в обычай давать им в качестве знака крест с различными новыми вариациями его облика, то есть либо с увеличением числа его перекладин, либо с изменением силуэта его концов. Так постепенно возникли следующие варианты крестов, которые получили названия либо по странам (по географическому признаку их применения), либо по именам святых, первоначально пользовавшихся тем или иным вариантом креста, либо, наконец, по признаку степени в церковной иерархии и в более позднее время — по имени императоров Священной Римской империи германской нации.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ КРЕСТОВ

1

Египетский (Антониевский)

10

Австрийский

2

Греческий

11

Богемский (чешский)

3

Латинский

12

Румынский

4

Бургундский

13

Гельветический

5

Лотарингский

14

Армянский

6

Иерусалимский

15

Кельтский

7

Православный русский

16

Нордический (солнечный)

8

Пизанский

17

Коптский (два вида - церковный и миссионерский)

9

Мальтийский

 

 

 

ИЕРАРХИЧЕСКИЕ КРЕСТЫ

 

ОРДЕНСКИЕ КРЕСТЫ

1

Патриарший

1

Лилейный

2

Папский

2

Клеверный

 

 

3

Якорный

ИМЕННЫЕ И РЕЛЛИГИОЗНЫЕ КРЕСТЫ

1

Антониевский четырехчастный

6

Марии-Терезии

2

Андреевский

7

Леопольда

3

Св. Георгия (Георгиевский)

8

Рупперта

4

Св. Олафа

9

Св. Якова (Юнион Джек)

5

Св. Патрика

10

Библейский (вилообразный)

СВАСТИКИ

а)

Исторические

б)

Современные

1

Древнеиндийская

1

Фашисткая (немецкая)

2

Античная (тетраскеле)

2

Финская (кресто-свастика)

3

Китайская

3

Ирландская (два вида - древняя и ИРА)

 

 

4

Фильфот (ЮАР)

 

 

5

Кельтская ("Русская") (РНЕ)

Разновидностью креста является и свастика, которая произошла и отделилась от собственно изображения символа креста в глубокой древности как исключительно солнечный, магический знак. В настоящее время (1994 г.) символ креста помимо религиозного, церковного применения используется как национальный знак в государственных флагах и гербах ряда государств.
Так, например, во флагах Скандинавских стран (Дании, Норвегии, Исландии, Финляндии, Швеции), а также Фарерских и Аландских островов и Великобритании используются так называемые национальные кресты народов этих государств, представляющие собой сочетание красного, желтого, белого и синего крестов (латинского или Андреевского) с белым, красным или синим полем, которое всегда должно быть контрастным по отношению к кресту (т. е. белый крест на красном поле, синий крест на белом поле, красный крест на белом поле и т. д.). Крест как символический знак в гербах государств применяется ныне сравнительно редко. Это либо древние государства, для которых крест является исторически традиционным символом (Греция, Португалия, Швейцария), либо государства полутеократические в прошлом или где исторически сказывалось значительное религиозное влияние (Доминиканская Республика, Мальта), либо небольшие, недавно возникшие государства “третьего мира” (Гана, Бурунди, Ямайка, Тонга, Западное Самоа, Гренада).
Таким образом, всего 11 (одиннадцать!) государств в современном мире используют крест как государственный гербовый символ, что свидетельствует об утрате этим знаком своих прежних абсолютно доминирующих позиций в государственной геральдике.
Символическим знаком, заменившим крест у подавляющего числа государств, является в настоящее время пятиконечная звезда. Кроме того, крест используется как символический знак и общественными, и иными международными организациями (см. Красный крест, Син ний крест).

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ КРЕСТОВ

Египетский

Греческий

Латинский

Бургундский

Иерусалимский

Православный (русский)

Пизанский

Мальтийский

Австрийский

Гельветический

Армянский

Кельтский

Коптский церковный

Коптский миссионерский

Волынский

ИМЕННЫЕ КРЕСТЫ

Антониевский

Андреевский

Георгиевский

Святого Олофа

Святого Патрика

Марии-Терезии

Леопольда

Рупперта

Святого Якова

Мариинский

ИЕРАРХИЧЕСКИЕ КРЕСТЫ

ОРДЕНСКИЕ КРЕСТЫ

Партиарший

Папский

Лилейный

Клеверный

Якорный

РЕЛИГИОЗНЫЕ КРЕСТЫ

Библейский

Евангелический

 

Следует также отметить, что наличие символа креста в родовом гербе далеко не всегда следует трактовать как религиозный или церковный знак. В большинстве случаев, если такой крест не носит национальных г знаков по своему цвету, он означает, что о происхождении того или иного гербовладельца (до получения им своего герба) ничего определенного не было известно, что его предки или его деяния в значительной степени легендарны, не документированы исторически. Использование же креста национального или именного вида в светском гербе говорит прежде всего о военных заслугах того или иного гербовладельца. Вне геральдики и государственной символики крест как вещественный знак употребляется лишь в качестве намогильного, церковного, богослужебного предмета. Вне этих пределов, то есть за рамками чисто религиозного использования крест как символ означает неизвестность, безымянность, и уже тем самым его вульгарное употребление является бессмысленным. Недаром еще во времен поголовной неграмотности крест использовался как подписи неграмотного человека. Точно так же мы до сих пор порой бессознательно, автоматически “ставим крест” — перечеркиваем что-либо, чтобы указать на ликвидацию , на исчезновение, на прекращение того или иного дела, действия или процесса. Таким образом мы как бы совершаем магическое действие, означающее полное исчезновение того или иного объекта: ставим крест знак уничтожения.

108. КРЕЩЕНИЕ — символический акт, сопровождающий добровольное принятие кем-либо новой веры в христианских конфессиях и выражающийся в полном или частичном погружении в воду или окропле дои. Крещение, по сути дела, символически означает очищение тела и души (см. также Баня), но с точки зрения церкви является символическим актом покаяния бывшего вольного или невольного грешника, символом покорности, смирения его перед церковью, символом согласия крещеного переменить образ мышления в соответствии с волей церкви.

109. КРОВЬ — по понятиям родового общества многих (но не всех) народов мира — необходимый компонент жертвоприношений (обычно жертвенный камень или жертвенник окропляются кровью того, кто приносится в жертву, в то время как само жертвенное животное, его мясо в ряде случаев либо съедается жертвователями, либо остается в пользу жрецов, но не божества). Это указывает на то, что кровь рассматривается как символ примирения (без пролития крови не может быть прощения), то есть в основе жертвоприношения лежит тот же принцип, что и в основе кровной мести. Христианство лишь “преобразовало” этот принцип в более приемлемый, сделав его даже “гуманным”, путем перенесения всех искупительных жертв и их крови на персону Христа и превращения конкретных жертвоприношений в ритуальный, условный акт причащения, то есть в символическое съедение хлеба (просфор, или “тела Христа”) и испития его “крови” в виде красного (церковного) виноградного вина. Отсюда красное вино символизирует в церковном ритуале кровь, но не красный цвет сам по себе (см. Символика цвета). А кровь символизирует мучение и примирение, что чрезвычайно характерно для противоречивости библейской и христианской символики.

110. КРОКОДИЛ известен как эмблематическое животное с древнейших времен, но не под своим зоологическим именем. Во времена Древнего Египта носил название “Ужас Нила” и считался под этим именем символом могущества Египта. В период разложения древнейших государств и эллинистических войн, в период возникновения христианства образ египетского, нильского крокодила стал “преобразовываться” то в дракона, то в змея, то в Левиафана как фантастических чудовищ неопределенного вида, но связанных со стихиями воздуха и воды. Именно под видом фантастических чудовищ крокодил и пережил огромный период эмблематического забвения и безвестности вплоть до XX века. В XX веке крокодил стал новой, современной гербовой, государственной эмблемой в Африке, перейдя из ряда фантастических фигур в монархические эмблемы. Так, коричневый крокодил является центральной, основной и единственной гербовой фигурой герба королевства Лесото. Эта фигура в натуральном виде, а не к геральдически стилизованном, расположена на щите грибовидной формы (намек на Таба-Басиу — гору, где, как в крепости, спасался от войск колонизаторов король Мошеш Великий, основатель государства Лесото). Таким образом, крокодил как эмблема имеет в данном случае символическое значение и означает могущество, i илу монархии. Выбор государственной эмблемы в виде крокодила, а не льва объясняется тем, что крокодил как господствующее животное чрезвычайно характерен для Лесото (бывшего Басутоленда): в Лесото находятся истоки свыше 200 рек Южной Африки, в его пределах река Оранжевая наиболее полноводна и ее разливы it период паводков достигают гигантских размеров, .и уровень поднимается до 30 м. Именно в этих условиях крокодилы приобретают доминирующее положение. Таким образом, символическое значение эмблемы Лесото как бы еще более обосновывается природно-географическими фактами, что и делает указанную государственную эмблему подлинно национальной.

111. КРЫЛО, КРЫЛЬЯ эмблема, принятая и в классической, и в советской эмблематике. С античных времен крыло (крылья, крылышки) — эмблема быстроты, скорости , один из атрибутов бога вестей и гонцов Гермеса (Меркурия). Из античной эмблематики крыло в том же значении перешло и в эмблематику эпохи классицизма, а затем в современную. Отсюда использование крыльев как олицетворения скорости во всех эмблемах, относящихся к транспорту, независимо от того, каков этот транспорт: железнодорожный, автомобильный или авиационный. Для различии видов транспорта крыльям придаются дополнительные атрибуты: колесо, пропеллер и др.

Быстрота

1. Фортуна (счастье) (шар-золотой) 2. Лет или полет (покровительство)

Крылья (милость)

Эмблема ж\д транспорта

Эмблема автотранспорта

Эмблема соревнований

 

старой, дореволюционной русской геральдике XVIII—XIX веков крылья применялись как эмблема покровительства, патронажа, благоволения, попечения. При этом для отличения их от эмблемы скорости в эмблеме покровительства отсутствовала стрела. Внимание обращалось и на цвет крыльев: черное, орлиное крыло — знак царского благоволения, белое — высшего (божественного) покровительства, золотое — государственного. В советской эмблематике крылья как эмблема государственных видов транспорта имели серебряный или золотой цвет.
В то же время изображения одного крыла или двух крыльев, помещенные в родовых гербах XVIII—XIX веков изолированно, то есть без других эмблем в том же поле щита, являются эмблемой неутомимости, и крыло при этом дается натуральное, а не стилизованное.

112. КУА ФО-И, или знаки ФО-И (знаки Кова в русской огласовке и традиции) — символы императора Фо-И или элементы сотворения мира из хаоса (знаки восьми стихий), составленные, по преданию, в 2941 году до н. э. императором Небесной империи (Китая) Фо-И. В XVII веке знаки Фо-И стали известны в Европе ученым, впервые — Г. В. Лейбницу от приехавшего из Китая миссионера-иезуита И. Буве. В настоящее время известны в мировой философии и эмблематике как триграммы.

113.КУВАЛДА - тяжелый молот. Попытки ввести его в советскую эмблематику как эмблему тяжелого труда наряду с молотом предпринимались в 1918-1921 годах такаими художниками-эмблемалистами, как С. В. Чехонин (герб Коминтерна) и В. Пуни (проект герба РСФСР).Но они были отвергнуты и правительственной комиссией, и практикой, поскульку кувалда не носит такого универсального характера, как молот, а имеет более узкий, следовательно, цеховой, чисто профессиональный диапазон применения и даже непереводима как термин на другие языки. В составе сложной эмблемы Союза горнорабочих СССР кувалда сохранялась до 1934 года (см. рис.).

114.КУЛАК (см. Рука).

115.КУКУРУЗА (кукурузный початок, стебель кукурузы с плодом) — новая эмблема, неизвестная, неупотребительная в старой геральдике и получившая распространение только после второй мировой войны. Ее значение то же, что и колоса для стран, где зерновое хозяйство базируется на разведении кукурузы. Впервые как эмблема была введена в герб Советской Молдавии в 1940 году, но фактически до 1944—1945 годов не употреблялась. Изображается, в отличие от колосьев пшеницы, не стилизованно-геральдически золотым цветом, а натурально. Введена как основная эмблема венка в герб Бенина, Кабо-Верде, Мозамбика. Изображается желтым (национальным для этих стран) цветом.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.