Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики

ОГЛАВЛЕНИЕ

76. ИНСИГНИИ — один из древнейших видов символов народа и государства, вещественные символы. Обычно в качестве инсигний выступают различные предметы, связанные с древнейшим культом данного народа или же с его представлениями о сущности государственной власти. Так, например, древнеримские инсигний — от царского, республиканского до императорского Рима -стражники-ликторы, носящие за царем (консулом, императором) ликторские пучки — секиру и фасции (розги) как живые, наглядные символы государственной кары и возмездия за нарушение порядка и неуважение к власти; древнееврейские инсигний — жертвенники (два ковчега), каменные скрижали (две пластины, на которых были записаны законы Моисея), сосуд с “манной небесной” (где хранилось 7 кг манны) и “жезл Аарона” - как священные предметы религии и истории еврейского народа и его государств (Иудеи и Израиля), отражавшие представления о теократическом характере власти, когда властитель соединяет в своем лице сан царя и верховного жреца. Неповторимы, уникальны инсигний и таких разных стран, как Венеция и Япония: они также в первую очередь говорят о своеобразии характера власти в этих странах, о том, что присуще только им: в сред невековой Венеции инсигниями являлись корабль Буцен-торо и одновременно “шапочка” и кольцо (перстень) дожа — реквизит, необходимый для традиционного обручения дожа с морем, когда глава государства выезжал на Буценторо в Адриатику и бросал перстень в морские пучины, что отражало тот факт, что власть Венеции основана на ее морском могуществе.
В современной Японии инсигнией служит храм богини Аматерасу, существующий уже более 2000 лет и постоянно закрытый для всех смертных, кроме императора, который входит туда лишь один раз в жизни -после смерти своего предшественника, перед коронацией, и именно это посещение храма узаконивает его власть, ибо как бы подчеркивает ее “божественное” происхождение.
Естественно, что изменение государственного строя, переход на рельсы капиталистического хозяйства и господство буржуазной идеологии в современной России исключают, само собой, существование в качестве госуарственной инсигнии Мавзолея основателя социалистического государства. История знает также случаи, когда прежняя инсигния сохраняется и при изменении формации государства как историческая реликвия. Таково, например, не только сохранение всех японских инсигнии тысячелетней давности, но и сохранение мешка с шерстью в Великобритании в качестве традиционного места спикера палаты общин или трона со Сконским камнем в качестве коронационного места английских королей, хотя обеим этим инсигниям много сотен лет. Единственное существенное различие их с Мавзолеем В. И. Ленина состоит в том, что английские инсигнии не входят в политическое противоречие с современным строем Британии, хотя они и возникли в эпоху феодализма, а Мавзолей В. И. Ленина — инсигния такого рода, что она может существовать только в социалистическом государстве и совершенно неприемлема для государства капиталистического, буржуазного. Но, утратив статус государственной инсигнии, Мавзолей В. И. Ленина может и должен оставаться исторической реликвией России, музеем, подобно тому как все годы Советской власти оставался реликвией и музеем на той же Красной площади Покровский собор — храм Василия Блаженного, утративший после 1917 года статус соборной действующей церкви, но ставший музеем и получивший как музей государственную субсидию, реставрацию и т. п.

77. ИНТЕРНАЦИОНАЛОВ Эмблемы. Интернационалы, как самостоятельные международные организации рабочего класса, родившиеся на базе европейских пролетарских организаций, почти с самого момента основания и деятельности применяли собственные эмблемы, которые главным образом фигурировали в печатях исполкомов Интернационалов и которыми скреплялись различные документы. Первый Интернационал, существовавший с 1864 г. по 1872 г., или, как он официально именовался "Международное товарищество рабочих", предоставлял своим секциям, то есть национальным рабочим партиям, право иметь свои национальные партийные эмблемы. Эти эмблемы, как правило, отражали понятия "труд","трудолюбие","производство" и заимствовали для этого существовавшие уже тогда в геральдике предметы (скрещенные молотки, улей, циркуль), а также другие символические знаки, означающие солидарность, путеводностьЮ единство. Так, например , эмблемой Русского Интернационала было "рукопожатие", базельской-треугольная звезда, означающая единство и трехстороннее сотрудничество социалистов, анархистов и республиканских демократов. В печати Исполкома Первого Интернационала употреблялась эмблема ватерпаса - инструмента строителей (каменщиков, плотников), символизирующая и строительство партии нового типа, и созидательную мощь рабочего класса в целом, и приоритет кваллифицированного труда в европейском рабочем движении. Многие секции ПервогоИнтернационалла взяли ватерпас как свою национальную эмблему. Однако в изобразительном отношении этот предмет был не особенно удобен: в нечетких печатях ватерпас смахивал то на букву А, то на треугольную звезду, а для позднейших поколений и вовсе оказался необъяснимым, ибо его современная конструкция изменилась

Второй Интернационал до первой мировой войны, а затем и до второй не имел своей эмблемы. Лишь с 60-х годов нашего века отдельные партии Социалистического интернационала, как и его Исполком, стали использовать натуральную, а не геральдическую розу в качестве своей эмблемы. Ее основное отличие от других изображений розы состоит в том, что она выполняется красным контуром (цветок, стебель и листья) и заключена в квадрат. В то же время примкнувшие к Социалистическому Интернационалу социал-демократические партии стран Восточной Европы в начале 90-х годов используют эмблему, изображающую стилизованную натуральную розу, зажатую в кулак [Фронт национального спасения (Румыния) и СДПР (Россия)].

Третий (Коммунистический) Интернационал в 1919—1920 годах использовал в качестве своей неофициальной эмблемы образ Прометея, освобождающегося от цепей и орла; в 1920—1935 годах более распространенной эмблемой стал пролетарий, разбивающий цепи капитализма, опутывающие земной шар; в 1920—1923 годах одной из эмблем Интернационала был также венок из красных цветов (гвоздик и мака), окружающих часть земного шара с лежащими на нем серпом и молотом. Этот мотив (а также Солнце) позднее, в 1924 году, вошел составной частью в герб СССР.

Четвертый (Троцкистский) Интернационал, который называют иногда “Интернационалом Штернберга”, основанный в 1938 году и распавшийся в конце 40-х годов, не обладал единой эмблемой. Семь различных направлений, существующих ныне, из которых лишь два считают себя “настоящим Четвертым Интернационалом”, используют неодинаковые эмблемы. Так, например, ортодоксальные троцкисты, рассматривающие себя преемниками Четвертого Интернационала, применяют эмблему, подчеркивающую разрыв с ленинизмом и в то же время намекающую на связь с основополагающими принципами классовой борьбы. Так, “правоверные” французские троцкисты используют эмблему серпа и молота, но повернутую в противоположную сторону (в геральди чески левую) по сравнению с советским серпом и молотом и имеющую цифру 4. Наоборот, английские троцкисты [Социалистическая рабочая партия (SWP)] используют в качестве своей эмблемы знак, напоминающий эмблему МОПР Третьего Интернационала,— руку, сжатую в кулак, черного цвета с аббревиатурой SWP чуть пониже кисти руки. Русские троцкисты — кулак на фоне красной пятиконечной звезды.

Пятый Интернационал, основанный в 1992 году, так называемый Интернационал Буковского, или Интернационал Сопротивления, объединяющий диссидентов всего* мира, утвержденной эмблемы не имеет.

78. ИНФУЛА (от лат. infula — повязка, лента) —узкая шерстяная повязка на лоб, которой обвязывали голову жрицы-весталки, ее также подвязывали жертвенным животным и людям, ищущим защиты в храме в древнеримское время. Инфула служила знаком чего-либо сакрального, священного, требующего уважения (infularum loco esse). Инфула исторически предшествовала короне — почетному венку, обручу и, как правило, была белого цвета, который символизировал невинность и неприкосновенность (см. Символика цвета). Позднее в исключительных случаях инфулы были красного цвета для высоких персон, а императоры стали повязывать пурпурные инфулы. Аналогичными по значению римскому знаку инфулы были налобные повязки скифских и древнееврейских жрецов, состоявшие из металлических (золотых, серебряных) бляшек, нашитых на кожаную тесьму (метопида, ременной налобник). С XI века в католической практике инфула как знак священства была заменена митрой (епископской шапкой), а в светской христианской символике явилась прототипом диадемы, короны. В классической геральдике инфула означает головной убор высших иерархов церкви, а термин “инфулирован” равнозначен при блазонном описании терминам “коронован”, “носящий корону”, “имеющий корону”, но в применении не к светским, а к церковным иерархам.

79.ИСКРА — часть огня, начало огня — символа света, то есть первоисточник, первый проблеск света и источник огня. Употреблялась символически в указанном значении в старой геральдике. Эмблемой искры были стилизованная головешка или уголек, то есть черный кубик с красным ободком по верхнему краю,— крайне невыразительный по внешнему виду образ. Поэтому искра чаще употреблялась как словесный, литературный символ, а ее эмблематическое изображение было практически забыто уже в середине XIX века. Зато искра была популярным символическим образом в русской революционной символике XIX века — это очевидно из ответа Пушкина декабристам. В период общественного подъема 1859—1873 годов в Петербурге выходил сатирический журнал “Искра” революционно-демократического направления, одно из самых боевых и лучших изданий второй половины XIX века, пользовавшееся успехом у русских пролетарских революционеров и в последующие годы. Издателями его были В. С. Курочкин и Н. В. Степанов. Журнал носил ярко выраженный общественно-политический характер, чуть-чуть прикрытый прозрачным литературно-беллетристическим покрывалом, он стал средоточием русской политической карикатуры, хорошо и обильно иллюстрировался. “Искра” была запрещена царизмом в 1873 г., а еще ранее, с 1870 г., этот журнал был вынужден издаваться без иллюстраций.
Название “Искра” было поэтому взято Лениным для своей газеты совершенно не случайно; он слышал о журнале “Искра” от родных и старших. Поэтому эпиграфом первой марксистской русской газеты “Искра” (1900— 1903 гг., или старой “Искры”, как ее стали позднее называть) стали слова “Из искры возгорится пламя” в полном соответствии с символическим и эмблематическим смыслом этого понятия. “Искорки” — так называлась газета, находившаяся под большевистским влиянием и издаваемая Просветительной комиссией Петрограда в июне — декабре 1917 года.

Таким образом, мы видим, что символический образ понятия “искра” неоднократно использовался в русской революционной и демократической символике во всех его значениях, на основе правил классической геральдики.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.