Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематикиОГЛАВЛЕНИЕ63. ЕЛЬ (в эмблематике употребляется целое дерево, еловая ветвь, еловая шишка) — одно из немногих вечнозеленых деревьев Центральной и Северной Европы. В германской мифологии и у народов Скандинавии — жертвенное дерево, употреблявшееся для жертвенных костров (из-за своей смолистости, приятного запаха и вечной зелени, символизировавшей вечность жизни). Уже в ранние эпохи ель приобрела двойственное значение вследствие постоянного употребления в торжественных случаях — как символа (а позднее — эмблемы) вечной жизни, дерева жизни и как жертвенного знака смерти, траура, поскольку ветви ели употреблялись для венков и гирлянд тем, кого хоронили, то есть отправляли в “вечную”, загробную жизнь. Это противоречие, вначале незаметное, ибо в нем заключалось лишь различное понимание одного и того же понятия — “вечная жизнь”, постепенно стало настолько сильным, что с возникновением христианства превратилось в два как бы не связанных между собой символа: 1) как “дерево жизни” — символ “вечной, неумирающей, продолжающейся жизни” культ ели превратился в поклонение ей в Новый год (или в Рождество в христианских государствах), и его эмблемой стало целое, разукрашенное, искусственно расцвеченное дерево, целая ель; 2) в качестве символа жертвенности, похоронного знака употребляются еловый лапник, еловые ветви, сплетенные в венок или гирлянды, то есть части дерева (с этой целью лапник иногда специально рубят мелко и разбрасывают, подчеркивая делимость, частичность, обрывчатость земной жизни). Кроме того, в новейшей геральдике в территориальных гербах ель может употребляться и как говорящая эмблема, указывающая на лесистость страны, ее лесное хозяйство и подобные конкретные обстоятельства. Изображается ель в гербах в виде целого стилизованного дерева с характерным конусообразным расположением ветвей естественного зеленого цвета. Геральдические шишки ели, имеющие значение “плод”, “орех” для северных стран, могут иметь натуральный (красный) или геральдический (серебряный, золотой) цвет и иногда трактоваться в переносном смысле — как “трудная проблема”, “трудная задача” (по аналогии с орехом), а чаще всего — как “высокая задача”, “высокая цель”, “вершина” (ср. русское: “Это важная шишка”). Вот почему в западноевропейской, особенно немецкой, геральдике еловая шишка часто употребляется в городских гербах для подчеркивания древности города, особенно если он был основан в древнем (языческом) лесном военном лагере или на месте жертвенного капища (как, например, Аугсбург в ФРГ). В этом случае шишка носит название “пирр”, что означает “высшая точка пирамиды”. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел культурология |
|