Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Комментарии (1)
Монтгомери Х. История порнографии
Часть 1. ЧТО ТАКОЕ ПОРНОГРАФИЯ?
ГЛАВА 1
Большинству людей слово "порнография" режет
слух. С ним - сознательно или бессознатель-
но - связано чувство стыда. Многие люди привык-
ли оглядываться, прежде чем произнести его, и
понижать голос, чтобы дети не услышали. Кажется,
что в самом слове есть что-то нехорошее.
Давайте начнем с простого вопроса: так что же
такое порнография?
Слово происходит от греческого "pomographos",
что буквально означает "писание шлюх". Так что в
изначальном смысле оно соотносится с описанием
жизни, манер и обычаев проституток и их хозяев.
Позже значение слова изменилось. Оксфордский
словарь английского языка определяет его как на-
мек на непристойные или неприличные предметы
в литературе и искусстве. Делается акцентна раз-
вратное поведение, издатель приводит в качестве
примера порнографии знаменитую настенную фрес-
ку в Помпее в зале вакхических оргий, где изобра-
жены всевозможные позы соитий.
Все согласны, что основной составляющей пор-
нографии является сексуальность. Значит, порно-
графическими могут считаться книга, картина или
скульптура, действующие как возбуждающее сред-
ство - то есть вызывающие сексуальное желание.
Если следовать этому определению, любое описа-
6 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
ние или графическое изображение человеческого
тела - полное, конечно, - может вызвать сексу-
альный отклик.
Следующий вопрос: что такое непристойность?
Скорее всего, оно близко по смыслу к слову "не-
ясность". Хэвлок Эллис первым подошел к изуче-
нию секса как ученый. Он предположил, что это
слово - видоизмененное латинское слово "види-
мость" и дословно означает "вне поля зрения", т.е.
то, что, как правило, не наблюдается*. Несмотря
на то, что определение словаря вполне четко -
"противоположность скромности и приличию, на-
мек на развратные мысли", - оно не позволяет
нам продвинуться вперед, ибо мы не знаем, что
такое приличия?
Впрочем, если порнография синоним неприс-
тойности, то концы с концами не сходятся. Непри-
стойность, производящая отталкивающее впечат-
ление, может быть, а может и не быть порногра-
фией. Скажем, описание акта дефекации
несомненно непристойно, но почти никогда не
вызывает похотливого желания. Важно принимать
во внимание это обстоятельство, особенно учиты-
вая тот факт, что судам приходится выносить при-
говоры и в отношении порнографии.
Теперь самый сложный вопрос. Как решать в
конкретном случае, является ли то или иное про-
изведение порнографическим, непристойным или
неприличным? Термины относительны и субъек-
тивны. Все зависит от читателя или зрителя, на
мнение которого влияют имя и репутация автора.
Вряд ли встретишь двух людей с одинаковым мне-
нием. "Все зависит от личности, - писал Д. Лоу-
ренс в эссе "Порнография и непристойность". -
То, что для одного - порнография, для другого -
шутка гения".
* Хэвлок Эллис. Эссе о любви и нравственности
(1931). - С. 104.
Что такое порнография? 7
Между двумя мировыми войнами в Женеве под
эгидой Лиги Наций была созвана международная
конференция "Подавление распространения и обо-
рота непристойных публикаций". Но ее участники
не смогли прийти к единому мнению относительно
определения "непристойности". Представитель Ан-
глии категорически возражал против любых попы-
ток записать хоть какое-нибудь определение в про-
ект резолюции до конференции, и в результате ни
одно из определений не вошло в окончательную
редакцию. "Я согласен с утверждением, что это
слово имеет разные значения в разных языках, -
заявил секретарь конференции, - более того, у
него столько же значений, сколько существует
стран, менталитетов и темпераментов. Дать общее
определение так же трудно, как найти взаимопри-
емлемое решение по спорному вопросу".
До недавних пор вердикт о непристойности бри-
танские и американские суды выносили, основы-
ваясь на представлениях гипотетической школьни-
цы. В случае литературного или живописного про-
изведения формулировка была следующей:
"является ли предмет непристойным в том смысле,
что он развращает и портит тех, чьи мысли откры-
ты для такого воздействия и в чьи руки может
попасть публикация такого сорта".
Исходя из этого принципа Верховный Судья
Кокбурн рассматривал в 1868 году хиклинское дело.
Не принимались во внимание ни литературные, ни
научные достоинства, ни образовательная ценность
работы, против которой было возбуждено дело.
Строгая судебная политика в США предполагала,
что книга должна быть осуждена при наличии в
ней даже одного подозрительного абзаца или эпи-
зода, нескольких непристойных слов, даже если
все остальное в ней безупречно.
В 1928 г. английские издатели преследовались за
замечательный роман Радклиф Холл о женском
8
гомосексуализме (лесбиянстве) "Благо одиноче-
ства". Власти возбудили дело, последовала истери-
ческая атака в воскресной газете. Автор статьи
Джеймс Дуглас заявлял, что он скорее даст в руки
здоровым мальчикам и девочкам яд, чем эту кни-
гу, и требовал, чтобы она была немедленно изъята.
Реакция на этот глупый выпад была следующей:
вокруг книги возник ажиотаж, и многочисленные
читатели с похотливым воображением бросились в
книжные магазины, стремясь приобрести книгу до
изъятия.
В действительности же в "Благе одиночества" не
было ни одного непристойного слова. Напротив,
как указал в своей речи Норман Беркет (позже
лорд Беркет), защищавший издателей в окружном
суде Лондона, книга вызвала у всех критиков еди-
нодушный интерес, ее следует не преследовать, но
рекомендовать к прочтению. Адвокат вызвал в ка-
честве свидетелей около сорока литераторов, во
главе с выдающимся литературным критиком Дес-
мондом Мак-Карти. Они были готовы засвидетель-
ствовать, что не считают "Благо одиночества" не-
пристойным романом и обвинение ошибается.
Судья сэр Чарльз Берон высказал сомнение в
том, что подобные свидетели могут быть допущены
на слушания. "Если мне не разрешат вызвать сви-
детелей, - сказал Беркет, - это будет означать,
что судья берет на себя функцию литературного
цензора". Судья был вынужден согласиться.
Тщетно Беркет пытался спорить, утверждая, что
непристойность определяется не личным мнением
судьи, но мнениями разумных людей. "Защита по-
лагает, - продолжал он, - что обсуждение этой
темы в книге не может противоречить закону и не
оскорбляет хороший вкус. Эта тема относится к
числу тех, что должны обсуждаться, чтобы быть
понятыми".
Красноречие выдающегося адвоката не нашло
Что такое порнография? 9
понимания у судьи, и он вынес решение об унич-
тожении книги. "Что же до утверждения о том, что
книга хорошо написана и поэтому не должна пре-
следоваться законом, - заявил судья при оглаше-
нии приговора, - то это неприемлемая позиция. Я
согласен, у книги есть определенные литературные
достоинства, но сам этот факт - не оправдание.
Мы окажемся в нелепом положении, а самые не-
пристойные книги будут в безопасности. Всем дол-
жно быть ясно, что чем лучше написана неприс-
тойная книга, тем больше будет читателей, кото-
рым она понравится. В романе нет ни слова
осуждения ужасающих наклонностей героев. Все они
изображены очень привлекательными людьми, опи-
сываются даже с восхищением. Еще омерзительнее
то, что определенные акты описаны более чем
выразительно".
Пока в Англии изымали книгу, в Париже сдела-
ли все для скорейшего ее переиздания специально
для английских читателей. К сожалению, все заво-
зимые в Англию экземпляры конфисковывались та-
можней.
Была подана апелляция в окружной суд против
судебного решения, и расследование по этому делу
возглавил Генеральный прокурор сэр Томас Инс-
кип. "На девяносто девять сотых книга вне крити-
ки, - сказал он, - но один абзац может привести
к тому, что книгу прикажут уничтожить за непри-
стойность". (Он имел в виду фразу "И той ночью
они не были разделены"). Приговор суда был под-
держан, книгу объявили "очень опасной и растле-
вающей". Прошло больше двадцати лет, прежде чем
издатели почувствовали, что могут напечатать ее в
Англии.
Будет весьма поучительно сравнить эту историю
с тем, что произошло с книгой в США. В начале
1919 года Джон Самнер, который стал преемником
Энтони Комстока на посту секретаря Нью-йоркс-
10 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
кого общества борьбы с пороком, возбудил дело
против книгопродавца по имени Дональд Фрейд.
Отметим, что в Америке книга выдержала шесть
изданий, предисловие написал Хэвлок Эллис. Это
мало чем помогло, как, впрочем, и одобрение
литературных критиков в Англии и США, пытав-
шихся поддержать книгу по просьбе адвокатов
Фрейда Морриса Эрнста и Александра Линдли.
Нью-йоркский суд постановил: "Книга не имеет
нравственной ценности, ибо пытается утвердить
право извращенца молиться среди нормальных чле-
нов общины и превозносит такие отношения как
благородные и возвышенные. Она требует терпимо-
сти к тем членам общества, которые имеют извра-
щенные наклонности, но не призывает к подавле-
нию или ограничению "злых" порывов... Содержа-
ние романа является не только антиобщественным
вызовом морали и приличиям, оно опасно эмоци-
ональной насыщенностью, привлекающей внима-
ние к извращенным идеям и неестественным склон-
ностям, автор оправдывает, даже идеализирует их,
рассчитывая растлить тех, кто случайно попадает
под его влияние".
"Благо одиночества" смогло быть напечатано в
США десятью годами раньше, чем в Англии, и это
стало возможно благодаря более динамичному из-
менению правосознания в Америке. Кульминацией
этого процесса стало историческое решение судьи
Джона Вулси в деле об "Улиссе" Джеймса Джойса,
заведенном в окружном суде Южного округа Нью-
Йорка в 1923 году и затем поддержанное Апелля-
ционным судом.
Судья Вулси попросил двух свидетелей, чьи сек-
суальные инстинкты он посчитал соответствующи-
ми среднему уровню, прочесть книгу. Они это сде-
лали. "Мне было интересно выяснить, - объяснил
судья, - что чтение "Улисса" целиком, как, соб-
ственно, и полагается читать книгу, не возбуждает
Что такое порнография? ' II
ни эротических, ни похотливых мыслей, это мощ-
ное трагическое исследование внутреннего мира
мужчины и женщины".
Новую интерпретацию закона дал судья 'Август
Хэнд: "Является ли разжигание похоти главным
результатом чтения книги в целом? Следует учиты-
вать соотношение между вызывающими возраже-
ние эпизодами и произведением в целом, а также
оценки признанных критиков".
Этот удар по цензорам стал предвестником ги-
бели сурового закона в США, хотя в некоторых
штатах его применяли до конца пятидесятых годов.
Однако потребовалось четверть века, чтобы новая
революционная концепция стала частью английс-
кого законодательства.
Первый бой был дан в 1954 году, когда суд
рассматривал дело о "Бабнике", романе американ-
ского писателя Стенли Кауфмана, изданном в
США под названием "Туго натянутый канат". При-
влеченные к суду английские издатели решили
предстать перед судьей и присяжными. Судья Джа-
стис Стейбл для начала отправил присяжных по
домам и прочитал книгу от корки до корки. "Не
останавливайтесь на аморальных "ударных" местах,
но читайте всю книгу", - предложил он потом
жюри.
В своем обращении к присяжным судья подчер-
кнул, что они должны учитывать только современ-
ные стандарты, и добавил, что их приговор будет
иметь большое значение для определения границы
между свободой и разрешительной практикой. Он
предупредил: "Я думаю, что в этом суде найдутся
порядочные мужчина или женщина, верящие всем
сердцем, что порнография - грязная мерзость,
которую следует истреблять. Такие книги - не
литература. В них нет содержания, вдохновения,
мысли, в них вообще ничего нет. Это просто пыль,
от которой следует избавиться. Но если мы, борясь
12 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
за здоровье общества, раздвинем рамки закона
слишком широко, не качнется ли маятник в дру-
гую сторону слишком сильно?"
Присяжные, девять мужчин и три женщины,
признали правоту защиты, разрешив тем самым
публикацию книги.
Воодушевленное общественное мнение привет-
ствовало решение судьи как важнейшую победу
закона о непристойности после решения судьи
Кокберна в хиклинском деле, хотя Джастис Стейбл
всего лишь указал на необходимость применения
современных, а не викторианских стандартов.
Настоящие серьезные перемены произошли
пятью годами позже, в 1959-м, после выхода Акта
о непристойных публикациях. Он был компромис-
сом, но не противоречил позиции Стейбла. Усили-
вая, с одной стороны, позицию властей в борьбе с
"жесткой" порнографией, с другой, он вводил в дей-
ствие совершенно новый тест на непристойность.
Теперь ни одна публикация не могла быть признана
непристойной, если ее действие "в целом" не было
направлено на "растление тех, кто при соответству-
ющих обстоятельствах мог прочитать, услышать или
увидеть то, что в ней содержалось".
Защищая интересы нации, образования, лите-
ратуры и искусства, впредь следовало учитывать
мнение литературных экспертов о достоинствах
обсуждаемого произведения.
ГЛАВА2
Прежде чем изменилось законодательство, в Анг-
лии и в США состоялись процессы против авто-
ров, издателей и полиграфистов. Так, в 1877 году в
Лондоне депутат парламента Чарльз Брэдли и Анна
Безант были оштрафованы на 100 фунтов каждый
и приговорены к шестимесячному заключению за
Что такое порнография? 13
публикацию памфлета о контроле над рождаемо-
стью, который сегодня признали бы совершенно
невинным. Одиннадцатью годами позже, снова в
Лондоне, Генри Вайзтелли был оштрафован на 100
фунтов и посажен на двенадцать месяцев в тюрьму
за издание английского перевода романа Эмиля
Золя "Земля". Дело было возбуждено депутатом
парламента от либералов, который объявил в па-
лате общин, будто "верит, что ничего хуже не
выходило из-под пера человека". (Особенно депута-
та расстроило то место в книге - и его поддержа-
ло жюри присяжных, - где описывалось, как до-
ярка на ферме подводит корову к быку!) Вскоро-
сти Вайзтелли переиздал книгу с некоторыми
изменениями, но и они не удовлетворили власти.
На сей раз его посадили в тюрьму на три месяца.
В 1898 году предстал перед судом и был обвинен
книгопродавец, купивший экземпляр "Сексуальных
извращений" Хэвлока Эллиса, первый том знаме-
нитых "Очерков по физиологии секса". Мировой
судья отозвался о книге как о "грязной, претенци-
озной и фальшивой", хотя ее приветствовала меди-
цинская и научная общественность Европы (кото-
рой она и была главным образом адресована). Боясь
преследования, Эллис был вынужден покинуть на
время страну и печатать остальные тома своего
труда в Соединенных Штатах.
Как далеко невежественная бюрократия может
зайти в "охоте за ведьмами" (читай - за порног-
рафией), видно по знаменитой истории с бри-
танской таможней, арестовавшей книгу, озаглав-
ленную "Грабеж вокруг наших берегов"*. "Яне
знаю, о чем думают эти йэху, - заявил автор,
сдержанный и хорошо воспитанный человек, узнав
о случившемся с его шедевром, - но я надеюсь,
что книга им понравилась. Она об эрозии почвы!"
* В оригинале игра слов: rape (англ.) - 1. изнасилова-
ние; 2. грабеж.
14 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
Творения так называемых писателей-классиков
обычно не подвергались преследованиям, если ав-
торство признавалось властями. Но есть места в
Ветхом и Новом Завете, сравнимые по содержа-
нию с сочинениями, осужденными на уничтоже-
ние в сравнительно недавние времена. В 1895 году
человек по имени Уайз из Клей-Сентр, штат Кан-
зас, был признан виновным в рассылке неприс-
тойных и порнографических материалов по почте
США. Это были цитаты из Библии: чиновные лица
не узнали первоисточник! (Всякий, кто думает, что
Библия свободна от порнографии, может почитать
книгу пророка Иезекииля, главы 16 и 23).
Позже власти английского города Суиндон про-
славились уничтожением экземпляров "Декамеро-
на" Боккаччо, обнаруженных в местной книжной
лавке.
До изобретения книгопечатания порнография
практически не представляла проблемы для влас-
тей, ибо пути распространения таких материалов
были крайне ограниченны. Это вовсе не означает,
что власти, особенно Церковь, были безразличны
к описанию поведения, не запрещенного в антич-
ном мире. Учения раннехристианской патристики,
особенно учение Святого Павла и его последовате-
лей, заложили основы неопуританской доктрины,
утверждавшей, что любое действие, доставляющее
чувственное удовольствие, является греховным и
должно быть подавлено. Пуритане запретили трав-
лю медведей не потому, что она была жестока по
отношению к животным, а оттого, что доставляла
удовольствие зрителям. Половой акт, как принося-
щий физическое удовольствие, может быть прием-
лем лишь как биологическая функция продолже-
ния рода. Изображение акта, словесное или графи-
ческое, является откровенным злом, и авторы
должны быть наказаны. Именно такая позиция от-
ветственна за большинство табу, которые до сих
Что такое порнография? 15
пор доминируют в цивилизованном мире. Сильный
удар нанес по ней гуманистический подход к сек-
суальному воспитанию.
^ Существует странное противоречие: прогресс со-
временного общества несомненен, и тем не менее
знаменитые настенные фрески в Помпее, изобража-
" ющие радостные, здоровые формы соитий, до сих
пор показывают только туристам-мужчинам (по их
^ просьбе за вознаграждение сторожу). Женщинам до
сих пор не разрешают на них смотреть. А древние
греки смотрели на обнаженное тело без малейшего
чувства стыда, и культ Приапа был искусством.
Мировой художественный изобразительный музей
порнографических произведений огромен - от скуль-
птуры "Лела и лебедь" в древних Афинах, которая
совершенно не смущала греков, до "Поцелуя" Роде-
на, который еще не так давно объявлялся вульгарной
порнографией, а потом украшал стены лондонского
метро на плакатных репродукциях; от сценок на гре-
ческих блюдах и кубках, изображающих соития, до
" картин Кранаха, Рембрандта, Буше, Фрагонара,
Гойи, Моне и Бердслея. Многие художники изобра-
t жали непристойности в завуалированной форме. Зна-
менитое полотно Фрагонара "Качели" хороший тому
' пример: то, что находится у дамы под юбками, мо-
r жет увидеть лишь человек, лежащий в левом углу
f картины (кстати, дама-модель была любовницей ху-
дожника). Иллюстрации Бердслея к "Саломее" Оска-
ра Уайльда тоже требуют внимательного изучения:
они полны загадок и сюрпризов. Удивительно, как
много тонко завуалированной порнографии худож-
ники викторианской эпохи умели "обнародовать"
благодаря изобретательности. В разгар скандала в
Англии в 1880 году в связи с разводом сэра Дайлка
популярный еженедельник опубликовал следующий
рисунок: кровать с тремя подушками в изголовье.
Подпись гласила: "Спальня сэра Чарльза Дайлка на
Слоун-стрит". Никто не возмутился.
16 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
Книги маркиза де Сада и Леопольда фон Захер-
Мазоха знакомы многим, даже тем, кто их не читал
(а таких большинство), потому что они дали назва-
ния двум самым распространенным формам сексу-
альных извращений, другие же знаменитые писате-
ли создавали порнографию, так сказать, между
делом. К их числу относятся Вольтер, Мирабо,
Альфред де Мюссе и Ги де Мопассан во Франции,
Гете и Шопенгауэр в Германии, Суинберн в Анг-
лии. (Поэт имел "пунктик" - флагелляцию, о чем
совершенно ясно свидетельствуют его письма, не-
давно впервые опубликованные, и "запрещенный"
роман "Лесбия Брэндон"). Охотники до непристой-
ностей могут найти много интересного и у Шекс-
пира. Томас Боудлер, весьма рьяный пуританин,
занимался тем, что убирал слова и выражения, "не-
пристойностные по природе своей", из текстов пьес
английских драматургов. "Семейный" Шекспир Бо-
удлера впервые увидел свет в 1818 году. В преди-
словии сообщалось, что в книге "опущены слова и
выражения, которые не могут быть прочитаны вслух
в семье". Книга часто переиздавалась в правление
королевы Виктории.
Мы не уверены, что закон в Англии всегда за-
прещал порнографические публикации. До появле-
ния первого парламентского указа 1824 года было
возбуждено несколько дел о так называемых не-
пристойных заявлениях, например, дело Джона
Вилкеса в 1770 году, которого обвинили в публи-
кации приписываемых ему "Эссе о женщине", но
порнография всегда шла рука об руку с нечестиво-
стью или богохульством. Никому не приходило в
голову возбуждать дело против Дефо, Смоллета,
Филдинга и Стерна за их откровенно эротичные
сочинения. (Последнее слово "Сентиментального
путешествия" Стерна даже в сегодняшних изданиях
дается с отточием, как грубо-бранное.)
Эти писатели творили для высших классов, ибо
Что такое порнография? 17
никто другой в то время читать не умел. Возникно-
вение грамотного среднего класса, ставшее резуль-
татом промышленного переворота в Англии, со-
провождалось реакцией на литературную свободу
двух предыдущих столетий. Пуританам, ненавидев-
шим блуд и прелюбодеяние, несправедливо припи-
сывают главную роль в борьбе с непристойностью,
как писал Хэвяок Эллис в одном из самых инте-
ресных своих очерков. По сути своей пуританизм
был освободительные движением, боровшимся
против реакции. "Ареопагитика", которую Эллис
справедливо называет лучшим обвинением цензу-
ре, принадлежит перу величайшего литератора-пу-
ританина Англии Джона Мильтона. Пуритане не
несут ответственности за постановления против
непристойностей.
Викторианские правила приличия напрямую
вытекают из Акта 1857 года о непристойных публи-
кациях, чаще всего его называют актом лорда
Кэмпбелла. Этот злосчастный законодательный до-
кумент не внес ничего нового, но дал судьям пра-
во отдавать приказ об уничтожении "любых непри-
стойных публикаций, предназначенных для прода-
жи или распространения, на основании сведений,
представленных суду". Таким образом судьи стали
цензорами литературной нравственности. Следует
отдать должное лорду Кэмпбеллу: пока документ
находился на рассмотрении в парламенте, он под-
черкивал, что акт направлен против "грязных кни-
жонок и рисунков, которые во все большем коли-
честве завозятся с континента и могут испортить
нравственность английской молодежи. Увы, после-
довавшие вскоре процессы опровергли утвержде-
ния Кэмпбелла, на что неоднократно указывал лорд
Линдхерст, возглавивший оппозицию акту в парла-
менте.
После первого издания в 1928 году в Италии
"Любовника леди Чаттерлей" Д. Лоуренса роман
18 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
был объявлен в Англии порнографическим и не-
желательным, и министр внутренних дел отдал
распоряжение таможенникам арестовывать и
уничтожать все ввозимые экземпляры. Автор кни-
ги говорил в то время, что английское "обще-
ственное мнение" было особенно шокировано
появлением в напечатанном виде некоторых ста-
ромодных англо-саксонских словечек. (Представь-
те себе оцепенение, которое вызвало появление
за утренним завтраком 23 января 1882 года газе-
ты "Тайме" с отчетом о речи, произнесенной
сэром Уильямом Харкуртом, депутатом парламен-
та, в Бертон-он-Трент. Каким-то образом в газе-
ту попал следующий отрывок: "Тогда спикер за-
явил: "Я почувствовал, что меня приглашают
немного потрахаться. Как это на него похоже.
(Смех.)". Хотя среди издателей разразился гром-
кий скандал и говорили об "умышленной фаль-
сификации" и "диком безобразии", "Тайме" не
смогла найти того, кто отвечал за сей яркий об-
разчик порнографии. Сегодня, в основном благо-
даря "Леди Чаттерлей", самые грубые английские
ругательства перестают быть табуированной лек-
сикой.
Выставка картин и книг, организованная Лоу-
ренсом в Лондоне в 1929 году, вызвала грандиоз-
ный скандал: полиция конфисковала большинство
экспонатов. Конфисковали все, где было изображе-
ние гениталий, хотя, как писал тогда Лоуренс,
"стоило прилепить на картину почтовую марку зе-
леного цвета, которая сошла бы за фиговый лис-
ток, и в большинстве случаев "общественное мне-
ние" было бы вполне удовлетворено". Когда дело
рассматривалось в суде, старший офицер полицей-
ского отряда заявил, что оставил на выставке один
большой том, обнаружив в нем репродукции ри-
сунков Уильяма Блейка!
Что такое порнография? 19
Закон о порнографии почти не изменился, не-
смотря на принятый недавно Акт. Приведем при-
мер: обнаженная женщина, представляющая ста-
тую в живых картинах, не должна двигаться. Стоит
"статуе" ожить, и действо могут счесть порногра-
фическим, а устроителей арестовать за оскорбле-
ние нравственности. Несчастные, заразившиеся
"дурной болезнью" из-за занятий любовью, могут
свободно обратиться за медицинской помощью, их
даже призывают к этому в объявлениях, вывешен-
ных в лондонских общественных туалетах. Но лю-
бая реклама лекарств от венерических заболеваний
считается оскорблением общественных приличий.
Отметим, что обладание порнографией никогда
не считалось в Англии нарушением закона. Запреща-
лось лишь продавать и выставлять порноиздания на
всеобщее обозрение. Ричард Аонктон Майлнез, по-
зднее лорд Хафтон, бывший современником лорда
Кэмпбелла, владел возможно, самой крупной кол-
лекцией эротики. Он посылал агентов на континент
высматривать "любопытные" книги и картины для
пополнения своей библиотеки. Очень крупная кол-
лекция была у библиографа Генри Спенсера Эшби,
скончавшегося в 1900 году и завещавшего библиоте-
ку Британскому музею. Каталог в трех томах под
названием "Заметки о любопытных и редких книгах,
с отрывками из описанных эротических вещей",
который он составил под псевдонимом "Низании
Фракш", был первой работой подобного рода, по-
явившейся в Англии. И через восемьдесят лет его
следует обязательно изучить, делая исторический
обзор порнографических изданий.
ГЛАВА З
Эротическая литература, или так называемая "же-
сткая" порнография, неисчислима. Ее печатают во
многих странах Европы, Азии и Америки. Альфред
20 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
Роуз, известный под именем Рольф Рид, англий-
ский библиограф, донесший до наших дней труд
Эшби, называет в своем "Регистре эротической
библиотеки", изданной в Лондоне в 1936 году,
более пяти тысяч английских, французских, не-
мецких и итальянских названий, не считая огром-
ного количества эротических "однодневок" - пам-
флетов, рисунков, фотографий, фильмов и откры-
ток, которые сформировали коммерческий рынок
в поствикторианскую эпоху.
Во всех цивилизованных странах сегодня приня-
ты законы, считающие оборот непристойных пуб-
ликаций уголовным преступлением, подлежащим
наказаниям различной степени суровости, включая
штраф, тюремное заключение и уничтожение про-
тивозаконных материалов. Хотя Акт 1959 года изме-
нил критерии непристойности, возможные наказа-
ния по обвинению в "распространении", с выго-
дой или без нее, были ужесточены. Максимальное
наказание теперь - неограниченный штраф или
тюремное заключение до трех лет, или и то, и
другое, в то время как по Таможенному акту 1952
года за нелегальный импорт полагается срок до
пяти лет. Были усилены полицейские подразделе-
ния для слежения и конфискации. В помещении,
где обнаруживаются непристойные материалы, воз-
можен арест торговой и другой деловой документа-
ции. Аналогичные права принадлежат таможенным
и почтовым ведомствам.
В Соединенных Штатах особое внимание было
уделено федеральной почте, которую издавна ис-
пользовали для рассылки порнографии. Как Акт
лорда Кэмпбелла в 1857 году сделал в Англии
судью цензором, так в 1873 году Акт Комстока,
названный по имени его настойчивого проводни-
ка, отдал цензурный надзор в руки почтовой ин-
спекционной службы США. Отныне всякий, кто
сознательно вкладывал в отправление непристой-
Что такое порнография? 21
ную публикацию или получал подобную, призна-
вался виновным в тяжком преступлении и мог быть
оштрафован на 5000 долларов и отправлен в тюрь-
му на 5 лет в первый раз, оштрафован на 10 тысяч
и отправлен в тюрьму на десять лет - за повтор-
ное и последующие преступления. Этот Акт, поме-
щенный в раздел 1461, пункт 18 Кодекса США, до
сих пор имеет силу.
Комсток, скончавшийся в 1915 году, был почто-
вым инспектором. Он применял при рассмотрении
вопроса о непристойности следующий критерий:
могла ли та или иная публикация причинить вред
ребенку (хотя чаще всего ребенок вряд ли вообще
мог понять смысл таких сочинений). В конце жизни
Комсток похвалялся, что осудил такое количество
людей, что они могли бы заполнить шестьдесят
пассажирских вагонов по шестьдесят человек в
каждом, да и шестьдесят первый был бы почти
полон. Кроме того, этот чиновник уничтожил 160
тонн того, что считал непристойной литературой.
За нападки на его пьесу "Профессия миссис Уор-
рен" Бернард Шоу пустил в обиход словечко "ком-
стокизм".
Некоторые штаты США проявляли в вопросе о
преследовании порнографии гораздо большую ак-
тивность, чем Конгресс. Но в большинстве случаев
наказание за преступление в первый раз не превы-
шало 1000 долларов в Дэлавэре, Массачусетсе и
Мичигане. Тюрьмой закон грозил только при реци-
диве. Самое суровое наказание - семь лет - пола-
галось в штате Огайо.
Поучительно сравнить максимальные сроки за-
ключения за коммерческую порнографию в разных
странах мира. Наибольший - десять лет - грозит
по Федеральному кодексу США. За ними идут Ве-
ликобритания, Россия и Южная Африка - до 5
лет. В Швейцарии присуждают самое большое к трем
годам заключения.
22 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
В Австралии, Канаде, Японии, Новой Зеландии,
Норвегии и Швеции за нарушение законов о не-
пристойностях осуждают на два года. Не больше
года обвиняемый может получить в Бельгии, Да-
нии, Франции и Западной Германии, но в Бельгии
и Франции срок удваивается, если в дело вовлече-
ны несовершеннолетние. Легчайшее наказание -
три месяца - в основном из религиозных сообра-
жений применяется на Цейлоне, в Индии и Паки-
стане.
Главный почтмейстер США Артур Саммерфилд
недавно оценил оборот рынка, связанного с рас-
пространением непристойностей по почте, в 500
миллионов долларов в год. Свидетели, выступив-
шие перед Комитетом Грэнахана палаты предста-
вителей Конгресса в 1959 году, заявили, что годо-
вой оборот достигает миллиарда долларов. Мэри
Тейджер, выступая свидетельницей в сенатской
подкомиссии по юношеской преступности, пока-
зала, что размах ее дела, которое она вела вместе
с мужем и еще одним компаньоном, достигал трех
тысяч долларов в день, у нее было 300 адресов.
Годовой выпуск фотографий обнаженной натуры и
непристойных предметов колебался от 20 до 200
тысяч экземпляров. "Лично я не считаю картину с
голой женщиной порнографией, - заявила миссис
Тейджер. - Думаю, все дело в том, каким обра-
зом она изображена..."
Каждый год по решению судов в Англии уничто-
жается от четверти до миллиона непристойных книг,
журналов, фотографий, открыток и других материа-
лов. В отличие от Штатов, большинство продукции
изготавливается вне страны, в основном во Франции.
Около половины всего произведенного во Франции
- порядка 100 000 томов, - ежегодно отправляется
в Америку. В настоящее время ряд издателей в Пари-
же заняты тем, что снабжают англоговорящий рынок
эротикой - от книг маркиза де Сада до романов
Что такое порнография? 23
Генри Миллера. "Олимпия Пресс", управляемая пред-
приимчивым Морисом Жироду, издает ежемесячный
журнал "Олимпия" на английском языке. Он содер-
жит списки новинок и обзоры высококачественной
порнографии. По французским законам этим издани-
ям ничего не грозит, поскольку они выходят не на
родном языке.*
Изучая огромное количество порнографической
литературы, появляющейся на рынке, следует от-
метить один очень важный момент: среди авторов
почти нет женщин. Конечно, некоторые писатель-
ницы отдают дань эротике, опираясь на личный
опыт, но в большинстве случаев авторы все-таки
мужчины. Как пишет доктор Альфред Кинси, со-
держанием громадного количества порнографичес-
кой литературы является детальное описание поло-
вых членов и роли мужчины в половом акте.
"По нашим данным, женщины обычно не инте-
ресуются такими вещами, - писал Кинси в "Сек-
суальном поведении женщин". - В подобной лите-
ратуре авторы-женщины превозносят достоинства
мужского сложения и выносливость в сношениях,
делая упор на интенсивности женского отклика и
пылкости ее сексуальных желаний".
Среди нескольких тысяч порнографических со-
чинений, составленных любителями жанра, кото-
рые изучались Кинси на протяжении пятнадцати
лет, он смог обнаружить только три рукописи,
написанные женщинами, в которых были эроти-
ческие составляющие, свойственные мужским про-
изведениям. В живописи известно не больше дюжи-
ны эротических рисунков женщин-художниц. Вы-
вод, к которому пришли Кинси и его помощники,
был следующим: большинство женщин невоспри-
имчивы к той порнографии, которая адресована
мужчинам. Женщины скорее откликаются на изоб-
* Недавно продажа изданий "Олимпии" во Франции
была запрещена.
24 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
ражение в литературе и искусстве романтических
чувств и любви. Женщины не интересуются чистой
порнографией, считая, что такой подход к сексу
слишком груб. Когда женщина заглядывает в окно
спальни и видит раздевающегося мужчину, она ре-
агирует не так, как мужчина в подобной же ситу-
ации.
Из этого можно заключить, что рынок порно-
графии, высококлассной или "жесткой", ориенти-
рован исключительно на покупателей-мужчин. То,
что это в основном подпольный рынок, продукция
которого труднодоступна новичкам, вызывает до-
полнительное возбуждение, действуя по принципу
"запрещенного плода". Редкий подросток хоть раз
не держал в руках "грязную" книгу или картинку.
Мужчины отрицают, что подобная "литература"
может причинить вред женщинам и детям, да и им
самим. Забавно, но самые "заклятые" враги пор-
нографии являются одновременно самыми заядлы-
ми читателями "проклятых" книг.
Три века назад в Англии Сэмюель Пепис, быв-
ший в частной жизни распутником, описал в днев-
нике, как он познакомился с французской эроти-
ческой книгой "Школа для девочек", осужденной
на сожжение у подножия виселицы вместе с изоб-
ражением автора, некоего Миллило*. Пепис был
откровенно разочарован и записал 15 января 1668
года:
"Ехал домой в карете и остановился у Мар-
тина, моего книгопродавца, где увидел фран-
цузскую книгу под названием "Школа для дево-
* Самое раннее издание "Школы для девочек", явля-
ющейся диалогом опытной женщины и девственницы, при-
надлежащее перу Мишеля Миллило (его псевдоним был
Хелой), появилось в 1665 году. Экземпляр, находящийся
сегодня в Британском Музее, был издан в Дании в 1668
году. Книга упоминается в пьесе Уильяма Уичерли "Дере-
венская жена" (1675 г.) и у Равенскрофта в "Лондонских
рогоносцах" (1681 г.).
Что такое порнография? 25
чек", которую думал дать жене перевести, но,
когда заглянул в нее, понял, что более грязной
книжонки в жизни не видал, это было даже хуже
"Шатающейся проститутки"*. Я устыдился и
уехал домой".
Меньше чем через месяц любопытство вынуди-
ло Пеписа вернуться в книжный магазин:
"Снова поехал на Стренд к моему книгопро-
давцу и оставался там около часа. Купил эту
пустую озорную книгу в простом переплете,
потому что решил, что, как только прочту, со-
жгу ее, ибо она не может находиться в моей
библиотеке".
Следующее воскресное утро Пепис провел у
себя в конторе, то занимаясь делами, то читая
"скверную" книгу. "Весьма развратная книга, -
отзывается он, - но не дурная для трезвого чело-
века, поскольку следует знать все гнусности мира".
Он закончил читать в тот же вечер и признается,
что она возбудила его и он онанировал, хотя это
место в дневнике всегда опускается при публика-
ции.
"Мы сидели почти до ночи и выпили добрый
запас вина, а когда все разошлись, я направил-
ся в свои покои, где читал эту похотливую кни-
гу, которая, впрочем, не приносит вреда, если
читать с познавательной целью... После я сжег
ее, поужинал и лег спать".
* "Шатающаяся проститутка" - это диалог между дву-
мя проститутками, Мадлен и Джулией. Она приписывается
знаменитому итальянскому порнографическому писателю
Пьетро Аретино. Английский перевод был хорошо извес-
тен в стране. Вряд ли Пепис читал итальянский оригинал,
хотя мог читать книгу по-французски.
26 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
Политики-члены наблюдательных и попечитель-
ских комитетов и обществ сходятся во мнении, что
настоящая порнография социально опасна и долж-
на уничтожаться. Пепис согласился бы с таким
мнением. Даже Лоуренс был сторонником строгой
цензуры. Он писал: "Это не трудно осуществить.
Во-первых, настоящая порнография всегда под-
польна и не выходит на поверхность, а во-вторых,
ее можно отличить по дурному воздействию на
чувства и души людей".
С мнением большинства не согласны Хэвлок
Эллис и Бертран Рассел, полагавшие, что сами
законы против непристойности причиняют боль-
ший общественный вред, чем болезни, которые
они призваны лечить. Эллис заходит в своих рас-
суждениях так далеко, что выдвигает тезис об об-
легчении, приносимом непристойной литературой
подросткам обоего пола, подобно тому, как детям
требуются волшебные сказки. Рассел считал, что
закон вовсе не нужен, ибо ни один закон не может
искоренить плохое, не уничтожив одновременно
хорошее, откровенно порнографические публика-
ции приносят мало вреда, если сексуальное обра-
зование было правильным. "Даже явная порногра-
фия наделает меньше вреда, будучи открытой, чем
если ее изучают тайком... Девять десятых всей пор-
нографии существованием обязаны комплексам,
созданным моралистами, оставшаяся одна десятая
имеет физиологическое происхождение и будет
существовать независимо от состояния закона"*.
ГЛАВА 4
Хотя законы и отношение общества к порногра-
фии изменились, критерии остаются теми же, что
в прошлом веке в США, Англии и некоторых стра-
* Б. Рассел. Брак и мораль (1929 г.).
Что такое порнография? 27
нах Содружества. Слова "растление" и "порча" яв-
ляются синонимами, и в толковых словарях объяс-
няются как "уничтожение моральной чистоты и
добродетели, извращение, унижение достоинства,
осквернение".
Существуют ли доказательства, что порнография
действительно оказывает растлевающее влияние на
читателей? У главного стража правопорядка США
нет сомнений на этот счет. "Мы знаем, что оше-
ломляюще большое число сексуальных преступле-
ний связано с порнографией, - заявил однажды
Эдгар Гувер, директор ЦРУ. - Мы знаем, что
маньяки читают "это" и находятся под ее влиянием.
Я убежден - порнография основная причина сек-
суального насилия. Я верю, что, если бы мы могли
ограничить распространение подобных книжонок
среди впечатлительных детей и подростков, мы
значительно снизили бы пугающие темпы роста
преступности".
Эта точка зрения была поддержана рядом свиде-
телей, выступавших перед комитетом Конгресса
по обороту непристойных и порнографических ма-
териалов, возглавляемым Кэтрин Гранхан. Доктор
Николас Фричнито, медэксперт городского суда
Филадельфии, поведал Комитету, что его суд рас-
сматривал ряд дел, в которых "сексуальное воз-
буждение из-за бесстыдных книг", прочитанных
детьми, вело к преступлениям - от ^развратного
нападения" до убийства. Причем в некоторых слу-
чаях дети были очень малы - от девяти до четыр-
надцати лет. "Грязные идеи, запечатлевшиеся у них
в головах, подтолкнули их к преступлению, - за-
явил врач, хотя он и не привел никаких данных,
подтверждающих эти слова, и добавил: - Порно-
графия является инструментом преступности, это
реальная угроза нравственному, духовному и фи-
зическому здоровью нации. Она искажает правиль-
ное понимание назначения секса, ведет к излиш-
28 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
нему эротизму, опасной озабоченности сексом и
приводит к аморальной и антиобщественной ак-
тивности".
Среди прочих позицию Гувера поддержал инс-
пектор Гарри Фоке из филадельфийской полиции.
"Мои люди наблюдают за молодежью, взятой
под опеку, - свидетельствовал он перед комите-
том в 1959 году. - Хотел бы я иметь возможность
выложить перед вами груду непристойных карти-
нок, вырванных из журналов и ценимых этими
мальчишками. Мы их уничтожаем и читаем подро-
сткам лекции, но это все равно что запирать двери
амбара после того, как лошадь украдена".
Чиновники исполнительной власти основывают
свое мнение на уголовных делах, проходящих через
их руки, но им не удается установить причинно-
следственную связь между чтением порнографии и
совершением преступлений несовершеннолетними.
Учтем также, что юные преступники, предстаю-
щие перед судом, являют собой ничтожную часть
юношества. Чтобы получить объективные данные,
необходимо проводить серьезные опросы среди
детей и подростков. Социальные исследования,
предпринятые в США Кинси, Шелдоном и Глю-
ком, доказывают, что непристойные и порногра-
фические книги широко детьми не читаются, а зна-
ния о сексе они получают вообще не из книг.
Опрос, проведенный среди мальчиков средних и
старших классов небольшого городка на Среднем
Западе с населением в 100 000 человек, показал,
что только 2,1% и 1,3% соответственно получали
знания о соитиях и проституции из печатной про-
дукции, а 90,8% и 93% - из разговоров с прияте-
лями.
Аналогичные показатели у взрослых не менее
красноречивы. Из 1200 девушек - выпускниц
колледжей и школ, - опрошенных нью-йоркским
городским бюро социальной гигиены относитель-
Что такое порнография? 29
но источников сексуальных знаний, только 72
упомянули книги, причем ни одна из этих книг
не была чисто порнографической. В ответ на воп-
рос, что их больше всего возбуждает в сексуаль-
ном плане, 100 из 409 женщин ответили: "Кни-
ги". (208 сказали: "Мужчины!"). Неожиданным
было то, что некоторые упомянутые книги были
в высшей степени респектабельны, например,
"Расцвет Дании" Мотли.
Исследуя вопрос о сексуальном возбуждении,
вызванном чтением, Кинси и его помощники об-
наружили, что 60% женщин и 59% мужчин ощуща-
ют на себе эротическое воздействие разных книг,
и романтических, и специфически сексуальных, но
только. 16% женщин и 21% мужчин полагают, что
такой отклик бывает "явным" и "постоянным".
Большинство взрослых не возбуждаются, читая
садо-мазохистские истории.
Команда Кинси исследовала такой объект, как
граффити, или настенные надписи, особенно в
туалетах. Они обнаружили, что большая часть (86%)
текстов в мужских туалетах была сексуальной по
содержанию. Слова и изображения касались в ос-
новном половых органов и совокуплений. Большин-
ство граффити в женских туалетах тоже сделаны на
любовную тему, но больше индивидуализированы
("Джон и Мэри"), иногда это просто сердечки,
нарисованные помадой. Практически отсутствуют
названия или изображения гениталий.
Интересны данные Кинси, касающиеся рассмат-
ривания изображений обнаженной натуры. Больше
половины (54%) мужчин возбуждались, разгляды-
вая фотографии, картины и рисунки голых жен-
щин, как от вида реальной наготы. (Большинство
гомосексуалистов вдохновляются изображениями
обнаженного мужского тела.) Но только 12% жен-
щин возбуждаются, глядя на изображения обна-
женных мужчин или женщин. Следует отметить, что
30 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
аналогичный опрос в Германии дал почти те же
цифры, что у Кинси: 11% женщин и 47% мужчин.
Изготовление изображений "обнаженной нату-
ры" является процветающим бизнесом во многих
странах, особенно в Соединенных Штатах. Фото-
графии обнаженных женщин и журналы с полуоб-
наженными и обнаженными красотками, способ-
ные вызвать эротическое возбуждение, например
"Плейбой" (более изысканный, чем другие изда-
ния), производятся в основном для мужской части
населения. Журналы же с фотографиями обнажен-
ных мужчин предназначены исключительно для
читателей-мужчин. Подобных изданий для женщин
не существует, потому что это просто невыгодно.
Некоторые сексологи, например доктор Альберт
Эллис, все объясняют наличием или отсутствием
табу. "Мы не очень смущаемся при виде мужчины
с голой грудью, следовательно, поднять тираж ил-
люстрированного журнала таким изображением
трудно. А вот женщину без одежды изображать не
очень принято, этим и объясняется жгучее жела-
ние делать это. Если бы картинки спортивно одетых
мужчин объявили табу, девушки бросились бы
покупать их из-под прилавка. Если бы женщины
разгуливали повсюду голыми, интерес мужчин к их
телу был бы ничтожным".*
Те же принципы действуют в отношении кино.
Кинси обнаружил, что если большинство мужчин
(77%) возбуждаются при просмотре соответствую-
щих материалов, то среди женщин только у трети
(32%) наблюдается сексуальная реакция.
Мужчинам всегда трудно было понять, почему
большинству женщин не удается вдохновиться по-
добными изображениями. Аббат Брантом в знаме-
нитой книге "Жизнь порядочных и галантных дам",
которую он составил в конце шестнадцатого века,
рассказывает историю о принце, который имел
* А. Эллис. "Сексуальный фольклор".
Что такое порнография? 31
привычку подавать вино женщинам-гостьям в чаше,
украшенной изображениями совокупляющихся тел.
"Ну, - задавал он им вопрос, - наносят ли эти
сцены, милые дамы, вам укол в самое сердце?"
"Нет, - отвечали они. - Ни одна из этих забав-
ных картинок не имеет такой силы, чтобы тронуть
меня!"
Женщины же часто теряются в догадках, почему
мужья, которые могут получать удовлетворение с
ними, принимаются искать удовольствия, разгля-
дывая порнографические книжки или картинки.
Кинси приводит примеры, когда женщины возбуж-
дали дело о разводе, обнаружив у мужей порногра-
фические рисунки или фотографии.
ГЛАВА 5
"Не существует моральных и аморальных книг.
Книги написаны или хорошо, или плохо. Вот и
все".
Так написал Оскар Уайльд в предисловии к
своему роману "Портрет Дориана Грея", изданно-
му впервые в 1890 году. Пять лет спустя, в ходе
первого суда над Уайльдом в Центральном уголов-
ном суде Лондона, прокурор выступил более чем
красноречиво.
- Это ваша принципиальная позиция? - спро-
сил Эдвард Карсон.
- Да, это мой взгляд на искусство, - ответил
Уайльд.
- Значит, для вас не важно, насколько амо-
ральна книга? Если она хорошо написана, следо-
вательно, хороша?
- Да, если только она написана настолько хо-
рошо, что вызывает у человека высокие чувства.
Если же вещь написана плохо, она отвращает чи-
тателя.
32 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
Прокурор попытался, основываясь на отрывках
из книги, поддержать клеветнические обвинения
маркиза Куинсбери, заявлявшего, что его выстави-
ли гомосексуалистом. Но присяжные не были гото-
вы решать дело на основе литературных обвине-
ний, так что Уайльд избежал тюрьмы. Но уже в
следующий раз, когда Уайльда обвинили в несколь-
ких преступных гомосексуальных связях с юноша-
ми, судья Джастис Чарльз предупредил присяж-
ных, что они не должны принимать во внимание
тот факт, что Уайльд является автором "Портрета
Дориана Грея", где некоторые герои ведут себя
неподобающе.
"Было бы несправедливо, - заявил викториан-
ский судья с завидной беспристрастностью, кото-
рую вряд ли разделили бы многие его коллеги, -
судить человека по вымышленным обстоятельствам.
Некоторые выдающиеся и благородномыслящие
писатели прожили долгую жизнь, создавая шедев-
ры, например сэр Вальтер Скотт и Чарльз Дик-
кенс, и не написали ни одной неприличной строч-
ки. К несчастью, приходится отметить, что другие
великие писатели, вполне благородные джентльме-
ны, представили на суд публики сочинения, читать
которые людям скромным и приличным просто не
следует".
Оскар Уайльд и викторианский судья стояли на
двух принципиально отличных точках зрения на
отношения между искусством и нравственностью.
Уайльд утверждал, что искусство не зависит от
сексуальных привычек и морали эпохи.
"Я совершенно не понимаю, как можно крити-
ковать произведение искусства с точки зрения
морали, - писал Уайльд в ответ на враждебную
критику "Дориана Грея". - Искусство и этика -
никак друг с другом не связаны". Уальд полагал,
что в его книге есть мораль, которую не поняли
критики. "Бедная публика, услышав от такого авто-
Что такое порнография? 33
ритетного человека, как вы, - говорил он издате-
лю журнала, - что это развратная книга, которую
властям следует уничтожить, наверняка кинется
читать ее. Увы! Они обнаружат, что это морализа-
торское чтение, причем мораль такова: все, выби-
вающееся из "общего ряда", будет уничтожено...
Да, такова ужасная мораль "Дориана Грея", ее не
поймет похотливый человек, но легко обнаружит
здравомыслящий. Неужели это' моя ошибка? Боюсь,
что да. Но это единственная ошибка книги".
Джастис Чарльз верил, что искусство должно
соответствовать принятым в обществе нормам мо-
рали, и считал, что разница между произведения-
ми Дефо и Стерна с одной стороны, и Скотта и
Диккенса, с другой, демонстрирует улучшение нра-
вов общества.
В одном из отрывков, которые цитировались на
суде, описывалась книга, полученная в подарок
Греем. Названия ее в романе нет, но Уайльд всегда
говорил, что имел в виду "Обратный отсчет", ро-
ман французского писателя Хьюсмана так называ-
емой декадентской школы.
"Странная то была книга, никогда прежде он не
читал такой! Казалось, под нежные звуки флейты
грехи всего мира в дивных одеждах проходят перед
ним безгласной чередой. Многое, о чем он только
смутно грезил, вдруг на его глазах облекалось пло-
тью. Многое, что и во сне не снилось, сейчас от-
крывалось перед ним.
Это был роман без сюжета, вернее - психоло-
гический этюд.
Единственный герой его, молодой парижанин,
всю жизнь был занят только тем, что пытался в
своем XIX веке воскресить страсти и умонастрое-
ния всех прошедших веков, чтобы самому пере-
жить все то, что прочувствовала мировая душа. Его
интересовали те формы самоотречения, которые
2 Зак. 12902
34 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
люди почему-то именуют добродетелью, и есте-
ственные порывы возмущения против них, кото-
рые мудрецы чаще всего называют пороками... Чув-
ственная жизнь человека описывалась в терминах
мистической философии. Порой трудно было ре-
шить, что он читал - описание религиозного эк-
стаза какого-нибудь средневекового святого или
бесстыдные признания современного грешника".
- Была ли книга, на которую вы ссылаетесь,
нравственной? - спросил Карсон Уайльда.
- Не вполне хорошо написанная, - ответил
Уайльд, - она, тем не менее, подала мне идею.
Когда прокурор предположил, что книга была
"определенного" направления (т.е. гомосексуально-
го), Уайльд с негодованием запротестовал: "Я не
желаю, чтобы меня допрашивали о творении дру-
гого художника, - ответил он. - Это глупо и вуль-
гарно".
Рассматривая порнографию, т.е. произведения
литературы и искусства эротического и извращен-
ного содержания, с позиций литературных и худо-
жественных достоинств, подобно Уайльду, мы
формулируем критерий: "Доставляет ли изучаемое
творение эстетическое удовлетворение, или же
только чувственное?" Там, где доминирует физио-
логический аспект и сексуальные детали привлека-
ют основное внимание, трудно ждать эстетическо-
го удовольствия, поскольку единственной целью
является разжигание похоти. Чисто порнографичес-
кие работы интересны, помимо озабоченных "лю-
бителей клубнички", антропологам, врачам и пси-
хиатрам.
Как справедливо писал доктор Эрик Дингуолл,
английский антрополог и ведущий авторитет по
эротике, "благодаря религиозному, правовому и
медицинскому влиянию сейчас начинают наконец
потихоньку признавать научное значение эротичес-
кой и порнографической литературы... Человечество
Что такое порнография? 35
всегда интересовало, как можно запечатлеть в ли-
тературе и изобразительном искусстве сексуальные
импульсы... Педерастия в Древней Греции была
связана с бытовавшими тогда представлениями о
любви, что нашло выражение в литературе, подоб-
но тому, как романтическое и галантное отноше-
ние к женщине стало основным содержанием эро-
тической поэзии". Но различие между "чистой" лю-
бовью и "просто" похотью и их переплетение нашло
отражение не только в эротической литературе, но
и в трудах по теологии, которые наравне с осуж-
даемыми в них книгами никогда не должны были
попадать в руки слабых.
Исторический обзор, который мы дадим в на-
шей книге, описывает оба вида порнографии, хотя
преимущество мы отдали произведениям, облада-
ющим эстетическими достоинствами. Мы расска-
жем, какие меры принимало общество в разные
эпохи, желая пресечь появление порнографии,
коротко расскажем о современной ситуации, в
основном в англоговорящих странах, где на словах
провозглашают борьбу с порнографией, а на деле
стимулируют спрос на нее через средства массовой
информации и создают благоприятную обществен-
ную атмосферу для ее расцвета. Наш обзор базиру-
ется на социологических опросах и исследованиях,
поскольку порнография, какой бы грубой и нехит-
рой по содержанию она ни была, является очень
точным показателем общественных привычек и
традиций времени, ее породившего.
Комментарии (1) Обратно в раздел культурология
|
|