Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Марсиро Ж. История сексуальных ритуалов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Мир матриархата

МАТРИАРХАТ

Жан Жакоб Башофеп

В 1861 году появилась книга, сразу привлекшая внимание специалистов, но оставшаяся почти незамеченной широкой публикой. Выдержки из этой работы, носившей название "От царства матери к патриархату", были опубликованы во Франции в 1938 году. Ее автор, Жан Жакоб Башофен, родился в 1815-м и умер в 1887 году. Он был магистратом, и на написание книги его вдохновили исследования в области юриспруденции. Вот, вкратце, основной тезис Башофена: вначале мужчины жили в обществе, где не существовало никаких преград в плане сексуальных отношений, после чего наступила эра матриархата.

Селин Ренноз

Селин Ренноз, воинствующая феминистка, опубликовала в Лондоне, где феминизм в начале века имел сильные позиции, "Историю человеческой мысли и эволюции человечества на протяжении веков". В этом монументальном труде (3 тысячи страниц) последовательно рассматриваются первобытный мир, древний мир, израильский мир, кельтский мир, латинский мир, современный мир. Селин Ренноз выдвигает в своей работе тезис: "История человечества - это постоянная борьба между мужчиной и женщиной, которую он постепенно лишил принадлежавшей ей поначалу главенствующей роли и притесняет в современную эпоху". (Библиография матриархата столь скудна, что имеет смысл упомянуть имена всех тех, кто занимался изучением этого вопроса.)

Мадам де Паини

Вот что по поводу матриархата говорит мадам Паини: "Матриархат был вытеснен патриархатом в начале четвертичного периода. Арийские народы пришли на смену народам матриархальным, хотя последние не исчезли полностью и какая-то их часть еще продолжала существовать в течение продолжительного времени. Мужчины приложили все усилия, чтобы уничтожить любые напоминания о былом царстве женщин. Древние историки дружно обошли эту эпоху молчанием. Единственное, что можно утверждать с уверенностью: в истории человечества был этап, когда женщина взяла на себя функции руководителя и защитника".

Следы матриархата

Юристы констатируют наличие определенных элементов материнского принципа организации как в семейной, так и в социальной сфере жизни. Например, в некоторых группах мужчина, женившись, остается жить в доме матери, нанося время от времени визиты своей супруге. Или еще более распространенный случай: муж обязан жить в семье своей жены, где он занимает зависимое положение. Передача в наследство имущества или властных полномочий осуществляется женщинами. У латинов царская власть передавалась по женской линии. В древние времена в Греции такое понятие, как отцовство, было неизвестно. Первый афинский царь, Цекропс, ввел систему индивидуального брака. Греческие обычаи позволяли мужчине жениться на своей сестре по отцу, но ни в коем случае не на сестре по матери. Понятие родства существовало только для женщин. Наследие матриархата прослеживается у кельтов: принцессы, выбиравшие себе мужей, многочисленные богини-матери, симуляция отцом родового акта. Ж. де Врие, специалист по кельтским традициям, по этому поводу пишет: "Нам известно, что симуляция отцом родового акта была присуща древним жителям Европы, и этот обычай до сих пор сохранился у басков". И добавляет: "В Великобритании отмечены случаи полиандрии (многомужества), а в Новой Каледонии существует женская община". В Древнем Египте предки определялись по женской линии, и родословную всегда составляла мать семейства. На супруга была возложена лишь одна функция. Женщина была подлинной хозяйкой дома. В племенах германцев царил патриархат, но тем не менее в их жизненном укладе оставались пережитки матриархата. Тацит пишет так: "Племянники были гораздо ближе к дяде по матери, нежели к собственному отцу. Считалось, что это более близкое и более священное родство". В общинах, где сохранились воспоминания о матриархате, дядя играл важную роль. Зачастую он являлся главой семьи. Матриархат, оставил следы в Испании, а на юго-востоке Франции сохранился древний обычай, согласно которому наследником является не сын, но зять, рассматриваемый как своего рода служащий при родителях своей жены. Такой же обычай был некогда столь распространен в Индии, что там даже встречался особый вид брака, называвшийся "служебным". Еще одним пережитком матриархата является обычай, в соответствии с которым женщина остается жить со своей матерью, а муж приходит ее навещать.

Матриархат в Полинезии

Питер Бак, английский писатель полинезийского происхождения, рассказывает следующее: "На Гавайях брак между братом и сестрой считался высшей формой супружеского союза в среде племенной знати. На островах Тонга сестра занимает более высокое социальное положение, нежели ее брат. На островах Фиджи муж является, по сути дела, гостем в доме своей жены, и все заботы о детях лежат на их дяде с материнской стороны".

Матриархат на Антильских островах

На Антильских островах в XVIII веке существовал тип матери семейства, живущей только с многочисленными детьми. Матери полагали, что их дочери могут свободно отдаваться любым мужчинам, и не видели в этом ничего предосудительного. Девственность считалась чем-то вроде изъяна. Незаконнорожденные дети были обычным явлением. Так, на Мартинике, когда священник призывал женщину выйти замуж за отца своих многочисленных детей, она отвечала ему: "Я не знаю, кто он. Когда садишься на муравейник, разве можно определить, какой именно муравей укусил тебя?" Этот тип матриархата сочетается с наличием у мужчины нескольких семейных очагов. Местные обычаи допускают своего рода полигамию (многоженство). Богатые белые подавали пример, а цветные креолы подражали им.

ОТ ДОИСТОРИЧЕСКИХ ВЕНЕР К БОГИНЕ-МАТЕРИ

"Божество оргий и мать богов"

В 1851 году внимание просвещенного мира привлек один немец, опубликовавший под эгидой Берлинской академии книгу, называвшуюся "Божество оргий и мать богов". До этого никто не отмечал факт предшествования женских божеств по отношению к мужским, хотя француз Дюлорэ и немец Крейцер еще в начале XIX столетия писали о "богинях-производительницах".

Древнейшие богини

В 1935 году на берегу реки в Сибири нашли статуэтку, представляющую собой, как принято считать, самое древнее из известных миру изображений женщины. На этом же месте были обнаружены черепа и бивни мамонта. Возраст находок составлял 80 тысяч лет. В Экоссе, недалеко от Глазго, в пещере Кельвин был найден прекрасно выполненный женский торс, чей возраст насчитывает 30 тысяч лет. На своде пещеры Бурдуа, вблизи Англ-сюр-Англэн (Вьенн), сохранился барельеф, изображающий обнаженных женщин с подчеркнутыми половыми признаками, две из которых беременны. Этому барельефу не менее 20 тысяч лет. В Дордони было обнаружено скульптурное изображение беременной женщины высотой 3 метра, высеченное в камне.

Готтентотские Венеры

Готтентотские Венеры, статуи женщин с избыточными жировыми отложениями на бедрах, приписываются негроидам, населявшим, как предполагается, юг Франции - от средиземноморского побережья до Бретани и Швейцарии - в эпоху верхнего палеолита. На одной египетской гравюре, датируемой приблизительно 3000 годом до н.э., изображены две женщины с избыточными жировыми складками на бедрах, исполняющие ритуальный танец на берегу реки рядом с двумя козами - священными животными их племени - по поводу прибытия корабля, несущего эмблему козла. По всей видимости, эти женщины являются жрицами.

На островах Средиземноморья

В 2000-1500 годах до н.э. в храмах Мальты и Гоццо поклонялись каменным и глиняным статуэткам, изображающим обнаженных толстых женщин с непропорционально большими бедрами и ягодицами. На этих островах жречество осуществляло активную деятельность, свидетельством чему служат столбы (или обелиски), ниши (или часовни) и каменные плиты (или алтари), а также проложенные маршруты процессий. Во времена Минойской цивилизации (остров Крит) существовал культ великой богини, которой поклонялись женщины.

Американская богиня

На северном побережье Эквадора в древних захоронениях были обнаружены многочисленные статуэтки женщин переходного расового типа с характеристиками, свойственными и монголоидам, и европеоидам. Некоторые из них имели украшения в виде ожерелий на шеях или браслетов на руках и ногах и были одеты в роскошные одежды. Иногда их формы были упрощены, и половую принадлежность выдавали лишь две выступающие округлости, символизирующие груди. "Упорство, с которым во все века сохранялись эти символы женственности, наводит на мысль о том, что они, должно быть, имели исключительно важное значение" (Софус Мюллер). Совершенно очевидно, что эти фигурки имеют ритуальное происхождение и что женщина являлась объектом культа.

Восточные богини

В Малой Азии первые изображения великой богини появились на 2 тысячи лет раньше первых изображений мужских богов, датируемых 4000 годом до н.э. Первыми городами-государствами, упоминаемыми историками, являются Сузы и Урук. Будучи патриархальными общинами с мужским духовенством, города-государства сохраняли приверженность культу великой богини. Этот культ был распространен в Вавилоне, Финикии, Фригии, Персии. Из Ирака, и в частности из провинции, именуемой ныне Мосул, женские божества устремились вначале на завоевание земель Средиземноморского бассейна - Анатолии, острова Крит, а затем Белуджистана и долины реки Инд.

Афродита

Афродита, греческая богиня, пользовалась гораздо большей известностью под именем Венера. На острове Кипр ей было посвящено 20 храмов. "Венера" означает "белая". Появление белокожих богинь, в большей степени отвечающих нашему понятию красоты, должно было произвести на людей сильное впечатление, которое выразилось в большой популярности слова "Венера", сохраняющейся до сих пор.

Мистерии Элевсина

Мистерии Элевсина, находящегося недалеко от Афин, в Греции, проводимые в дни весеннего и осеннего равноденствий, практиковались еще в течение некоторого времени после утверждения христианства и были упразднены готами Алариха. В Элевси-не находились всевозможные монументы, священное поле и три храма. Один из них, храм Иктинуса, примыкал к скале с террасой на вершине, и на этой террасе возвышалась часовня. Под папертью храма располагался склеп, в котором и проводились мистерии. Попасть в него можно было по лестнице, выдолбленной в скале. Культ Элевсина был посвящен богине Деметре.

Добрая богиня и Веста

На заре Римской республики у женщин существовал обычай собираться по истечении консульского года для проведения праздничных церемоний в честь доброй богини. На эти церемонии не допускался ни один мужчина. В них принимали участие весталки. Клодий, влюбленный в супругу Цезаря, переоделся в женщину, дабы иметь возможность приблизиться к своей возлюбленной. Его разоблачили, последовал скандал, и Цезарь, оправдывая свой развод, именно тогда произнес историческую фразу: "Жена Цезаря должна быть вне подозрений". Праздник Весты отмечался в Риме в июне, в храме, куда мужчинам вход был строго-настрого запрещен. Служительницами культа Весты были весталки, девственницы из патрицианских семей. Веста являлась символом девичьей невинности и чистоты. Она совокуплялась с тотемным животным - ослом. Светильники Весты (а весталки были хранительницами этого священного огня) имели форму головы осла. Бог Приап вознамерился покуситься на невинность Весты, когда та спала. Бродивший неподалеку осел разбудил богиню своим ревом и обратил Приапа в бегство, защитив тем самым невинность Весты.

Богини и храмы

Великую богиню Вавилона Милитту изображали сидящей на троне среди россыпи колосьев и зерна, держащей в руке скипетр, увенчанной тиарой, попирающей ногами льва. Персы, разрушившие Вавилон, имели свою великую богиню по имени Митра, которая впоследствии была вытеснена мужским божеством с тем же именем, ее сыном или супругом. Богиню Эфеса звали Илития. Это имя означает "та, кто приходит". Она приходила с северо-востока и была гиперборейской богиней. Эфесский храм играл важную историческую роль, поскольку Эфес был крупным торговым центром, известным во всем античном мире. В этом храме стояла золотая статуя Илитии. Известно также еще одно изображение этой богини, где она представлена со львами, оленями, пчелами, раками, сказочными животными и обладает сосками, как у самки животного. Финикийская великая богиня звалась Астартой. Главный храм богини Карфагена был разграблен только между 399 и 407 годами н.э. Ее культ просуществовал до эпохи Теодора Великого. Святой Августин приводит подробности праздничных церемоний этого культа, проводившихся в начале христианской эры. В Комане, в Каппадокии, возвышался храм, окруженный принадлежавшими ему обширными угодьями. Великий жрец, второе лицо государства после царя, распоряжался 6 тысячами рабов, состоявших на службе культа. В Комане Понтийской, где существовал другой храм, дважды в год, весной и осенью, устраивали процессии, во время которых с большой помпой проносили массивную статую богини Анаитис.

Тирата, Митра, Исида, Иштар...

В древности Астарта называлась Тиратой. На финикийском языке "тирата" означает мужской половой орган. Ее идолами служили куски дерева, деревья, колонны и даже фаллосы в состоянии эрекции. Великая богиня персов Митра была воспринята в Египте под именем Митре. Слово "митре" связано с возведением обелисков, в чьих очертаниях можно увидеть фаллос. В Египте личность Исиды явилась продуктом теологической деятельности жрецов. "Исида" означает "звезда" или "небо". "Иштар" означает "молодой" или "ребенок". Она являлась царицей неба. В Судане, до проникновения туда ислама, поклонялись грубо обтесанному куску дерева, увенчанному неким подобием головы, который назывался Мерем (принцесса) Дида и представлял собой богиню, аналогичную Венере.

Проблема Черных девственниц

Некоторые церкви, посвященные богоматери, были построены в тех местах, где, согласно легендам, находили статуи из фигового дерева и черного гранита. Во Франции наиболее известными из них являются церкви Бонэ, Пюи-ан-Велэй, Рокамадура, Тронше близ Гренобля, Сент-Викторле-Марсель. Традиционно храмы Черных девственниц посещают девушки, желающие выйти замуж. Стоящие там статуи держат в руках младенцев. Богиня-мать воздвигнута в кафедральном соборе Шартра, рядом со старинным квадратным колодцем. Это древнее место культа и паломничества, где позже была построена церковь. Церковь Нотр-Дам дю Пюи расположена на двух холмах одинаковой высоты - Эгюйе и Корнэй, бывших некогда священным местом. В Египте Исида - это Черная девственница. Святой патронессой Польши является Черная девственница. Индийская богиня Кали также черная. Эфесская богиня, о которой речь шла выше, вначале изображалась в виде ствола эбенового дерева, снабженного поперечинами, символизировавшими руки. Доисторические "Венеры" из дерева, камня или слоновой кости не были красивы. Больше того, их сексуальные характеристики часто становились объектом критики: толстые ляжки, крутые бедра, свисающие груди, выступающий живот... Лицо, руки едва обозначены, ноги зачастую заканчиваются клином. Художники и скульпторы, усовершенствовав со временем свои творческие навыки; превратили подобных Венер в более совершенных богинь. В Египте груди стали делать маленькими и заостренными, талия значительно уменьшилась, правда, бедра остались широкими. В Анатолии половой орган изображали в виде треугольника, живот продолжал выдаваться, а груди приобрели коническую форму. В предгорьях Белуджистана точностью изображения половых признаков пренебрегали в пользу украшений - драгоценностей, браслетов, кулонов, ожерелий, сережек. В Восточном Средиземноморье, в частности в Сирии, наблюдается та же самая картина.

Галльские богини

Наиболее популярным культом у галлов был культ богини-матери. Ей приносили в дар молоко, пироги, цветы, фрукты и жертвовали самку свиньи. Когда христианство стало официальной религией, богиня-мать не утратила популярности в народной среде, и новое духовенство адаптировало древние обычаи к культу Девы и святых. Кори была у галлов богиней Луны. Жрецы-мужчины первых великих религий зарезервировали Солнце за божеством своего пола, а Луну уступили древнему матриархальному божеству. В народном сознании богиня-мать, вобрав в себя некоторые элементы чужеродного происхождения, превратилась в фею: фея Ариль, фея Абондэ, зеленая дама Франш-Контэ, фея Эстерель из Прованса, Вивиана...

Универсальность великой богини

В качестве примеров можно еще привести Адити, богиню ариев Индии, ирландскую Дану, кавказскую Эос, бенгальскую Ушас. Мексиканские майя называли свою богиню Сейбу великой матерью. Мифология Гаити, имеющая африканское происхождение, содержит такие персонажи, как богини Огоум, Локао, Эрзули, Еманжа, Обалата, которые под влиянием христианства превратились в святых и дев.

Иудейская традиция и христианство

В Библии упоминается культ великой богини. Иере-мия показывает женщин, готовящих ритуальный пирог в форме великой богини, в то время как мужчины разжигают огонь, а дети приносят дрова. Между культом Яхве, принесенным в Палестину пришельцами, и местными божествами развернулась ожесточенная борьба. Упраздненная в иудейской традиции, великая богиня вновь появляется в христианском культе. Дева Мария - это прямая наследница доисторических Венер - великих богинь. Обилие этих богинь, важная роль, которую они играли в определенную историческую эпоху, их явное предшествование по отношению к мужским божествам - всё это доказательства существования матриархата, причем не единственные.

ЖЕНСКОЕ ДУХОВЕНСТВО

Женские сословия эры матриархата были многочисленны и всемогущи. Они играли доминирующую роль в социальной сфере, в то время как мужчины были неорганизованны и не имели никакого влияния. В сегодняшней Европе еще сохранились остатки этих некогда мощных корпораций в виде пророчиц, ясновидящих и гадалок. И если женщина - цыганка, ее престиж значительно возрастает. Как говорил Жак Пеше, "предсказывать судьбу и манипулировать картами - это своего рода профессия, которая всегда была прерогативой женщин".

Людоедки

Хотя сегодня трудно представить роль, которую некогда играли людоедки, было бы ошибкой полагать, будто они являются всего лишь продуктом народного воображения. Преследующие их позор и бесчестье выражают патриархальную точку зрения. Возможно, им доверяли сексуальное воспитание мальчиков, и их роль пожирательниц детей соответствует древней традиции убийства младенцев' при рождении.

Друидессы

Апостолы боролись с жрицами: Еленой или Селе-ной, которую Симон Волшебник называл своей Минервой, пророчицами Монтана, Приска и Максимил-ла, Филоменой Сергиуса. Еретическая секта пепусьенов из Фригии имела женское духовенство. Католическая церковь, следуя иудейской традиции, не допускала посвящения женщин в духовный сан. У галлов же были друиды и друидессы. Друиды носили белую льняную тунику с позолоченным поясом. Одежда друидесс была черного цвета. Их белые колпаки конической формы завязывались под подбородком двумя лентами. Они носили чешуйчатые пояса, фиолетовые вуали и венцы из вербены.

Феи

Согласно Маргарет Мюррей, слово "фея" означает не сказочных женщин, а пастушеские оседлые племена с матриархальным укладом, обитавшие некогда на севере Европы и использовавшие каменные и бронзовые орудия. Эти племена, гонимые и уничтожаемые патриархальными племенами эпохи железа, исчезли или были оттеснены в малодоступные области. Спустя некоторое время народы фей, сохраняя свою автономию, осмелились проникнуть в сельскую местность, как это сегодня делают цыгане в Европе и бедуины на Среднем Востоке. Во главе общин фей (напоминаем, что этот термин распространяется как на женщин, так и на мужчин) стояла царица, практиковавшая полиандрию. Церковь в своем стремлении повсеместно ввести систему христианского брака вступала в конфликт с народами фей, у которых сексуальная свобода являлась правилом, и со временем она исчезла. По словам Маргарет Мюррей, некоторые феи вступали в брак с христианами: Плантагенеты имели фею среди своих предков, а Бертран Дюгесклин женился на фее. Что ж, вполне возможно. Однако она ошибается, утверждая, что знаменитая Мелузина являлась подобной феей. Донтенвилль делает из Мелузины богиню-мать, подругу великана Гаргантюа, тогда как Пьер Мартэн-Сиват объясняет, что имя Мелузина про-ис-ходит от названия "каменный дуб" (эузина). Таким образом, легенда обязана своим происхождением ритуалу бракосочетания между женщиной и деревом.

Ведьмы

Все та же Маргарет Мюррей утверждает, что именно церковь создала к XVI веку хорошо знакомый нам еще и сегодня образ ведьмы. И христиане, и вольнодумцы дружно предают их анафеме. А на протяжении тысячелетий ведьмы повсюду считались благодетельницами. Они были специалистками по принятию родов, знахарками, которые варили в своих чанах отвары из трав, читая при этом молитвы или произнося магические заклинания. Знаком отличия ведьм служил шнурок, повязанный вокруг ноги, подобно подвязке. (Таково происхождение английского ордена подвязки.) Обычай носить подвязку имеет давние исторические корни. Еще на рисунках эпохи палеолита встречаются персонажи с подвязками как выше, так и ниже колена. Метла наряду с чаном стала неизменным атрибутом ведьмы. Она жила в стоящем особняком доме в компании с небольшим животным - обычно с черным котом - среди высушенных трав.

Предсказательницы

В Древнем Риме существовало сословие предсказательниц, являвшихся одновременно колдуньями, сводницами, специалистками по принятию родов и производству абортов, которые также продавали парфюмерные изделия и приворотное зелье. Предсказательницы, происходившие первоначально из Фессалии, пользовались репутацией колдуний. В их компетенцию входило все, что имело отношение к любви и оргиям. Они составляли любовные напитки и возбуждающие средства из жидкости, вытекающей из гениталий только что оплодотворенной кобылы, и из других экзотических компонентов: перца, семян крапивы, менструальной крови и т.д.

Колдуньи

В 61 году н.э. римская армия вознамерилась высадиться на английском острове Мэн. Берег обороняли несколько друидов, воздевавших руки к небесам и произносивших проклятия, и армия женщин с растрепанными волосами, потрясавших оружием и бесновавшихся, словно фурии. На острове Сена жили колдуньи, являвшиеся одновременно пророчицами и знахарками. Считалось, будто они обладали способностью превращаться в животных, а также вызывать и усмирять бури. Согласно мнению одних, они яростно защищали свою девственность, другие же утверждали, что одна из их функций заключалась в лишении невинности мальчиков. В Томбелэне - древнее название Монт Сент-Мишель, или Монт Беллин (слово, происходящее от имени бога солнца Беллена, считавшегося галльским" аналогом Аполлона), - существовала община друидесс, которые при появлении у их берегов корабля посылали к нему одну или нескольких своих представительниц с миссией одарить матросов любовью. Томбелэн был островом женщин, маленькой матриархальной общиной, выжившей в окружении патриархального мира. Не правда ли, любопытно столкнуться с подобной ситуацией, читая о приключениях Одиссея, пленника Цирцеи и Калипсо, правительниц острова женщин? А вот на острове Лесбос женщины вообще научились обходиться без мужчин. В Африке и Америке встречаются племена, в которых магия почти целиком относится к прерогативе женщин, в то время как в других племенах колдуны рекрутируются из представителей обоих полов. В Сибири шаманами являются мужчины, однако создается впечатление, будто эти мужчины сменили в свое время женщин, позаимствовав у них одежду и некоторые манеры. На Мальте были найдены две статуэтки, изображавшие женщин, одетых в шкуру пещерного льва. Скорее всего, это колдуньи. В одном африканском племени имелась жрица, которую называли "дева лекарств", или Кибунда, в чью обязанность входило хранить определенные лекарственные средства в своих гениталиях. Один путешественник XIX столетия рассказывал об африканском племени, жрицы которого вели жизнь, представлявшую собой "непрерывную череду безумных оргий". Поскольку эти женщины названы жрицами, можно заключить, что они выполняли некие религиозные функции. Возможно, это была африканская версия вакханок.

Вакханки

Вакханками называли растрепанных женщин с горящими глазами, совершавших похотливые телодвижения и испускавших дикие крики под аккомпанемент громкой музыки. Менады и фурии - это разновидности вакханок. Вакханки Фракии издавали непрерывный крик: "иак'хус", что можно перевести как "жизнь" или "здоровье". Подобного рода ритуальный крик существовал и в Афинах. Здесь во время процессии к Элевсину кричали "эвохе". Среди других криков, которые сопровождали процессии Вакха и варьировались от местности к местности, отмечались "хиэс", "аттес" и т.д. Эти процессии устраивали в Греции по случаю праздника Диониса. Они происходили ночью, где-нибудь на лесной поляне и сопровождались разухабистым весельем. Вакх и его свита - Силен, сатиры, Пан - представляли собой персонажи, имевшие рога, копыта, хвосты и заостренные уши, но в то же время обладавшие и человеческими чертами. Они были одеты как в одежды, так и в звериные шкуры. У Пана были козлиные ноги и рога. В Риме во время празднования луперкалий мужчины ходили по улицам обнаженными и стегали женщин хлыстами, завернутыми в собачью или козлиную шкуру. В VI веке до н.э. в Греции члены секты пифагорейцев запретили женщинам участвовать в процессиях Вакха. Вакханок постепенно сменили "благонравные молодые девушки, певшие хором".

Паломничество в Бубасту

Геродот рассказывает, что каждый год 700 тысяч паломников спускались на кораблях по Нилу до Бу-басты, где совершались жертвоприношения в честь Вакха и главное - жертвенное возлияние вина. Во время плавания по реке мужчины играли на флейтах, а женщины пели и хлопали в ладоши. Каждый раз, когда корабль причаливал к берегу, они раздевались донага и танцевали перед местными жителями, распевая песни и при этом осыпая местных женщин оскорблениями.

Жрица Агриппинилла

Помпея Агриппинилла, принадлежа к аристократической семье, происходящей с острова Лесбос, вышла замуж за консула (в 127 г., во время правления императора Адриана), и ее сын тоже стал консулом двадцать пять лет спустя. Агриппинилла, жрица Вакха, входила в конгрегацию, которая возвела после ее смерти посвященную ей статую. На постаменте этой статуи была выгравирована надпись, которую обнаружили в 1928 году при раскопках в предместье Рима. Во II веке н.э. культ Вакха изменился, и можно предположить, что этой эпохе в большей степени были присущи почетные надписи, нежели буйные оргии. Конгрегация Вакха, к которой принадлежала Агриппинилла, включала в свой состав носильщиц мистического ящика (женский половой орган), носильщиц фаллоса, вакханок, службу поддержания порядка и хор мальчиков. Агриппинилла, римская аристократка, состояла в конгрегации Вакха, по всей вероятности, из соображений снобизма.

Мессалина

За пятьдесят лет до замужества Атриппиниллы культ Вакха стал причиной гибели Мессалины. Императору Клавдию стало известно, что его супруга принимает участие в мистериях Вакха и что она, переодетая в менаду, совокуплялась ритуально с Вакхом, чья голова была увенчана плющом. Мистерии Вакха служили зачастую религиозным предлогом для организации тайных оргий.

Валькирии

Валькирии - существа еще более легендарные, чем вакханки и друидессы. Они разъезжали обнаженными на скаковых лошадях. Их называли женщинами-лебедями, потому что, как говорили, они могли жить в воде. Валькирии были воительницами и обязательно девственницами. Девичья чистота весьма почиталась у германских племен, и эта традиция была впоследствии воспринята христианством. Германцы, подобно галлам, наряду с мужским богом Вотаном сохраняли культ великой богини Фрейи.

КУВАДА И АМАЗОНКИ

Долгое время женщины сопротивлялись мужчинам, которые на заре эпохи патриархата хотели подчинить их. Это сопротивление вылилось в ожесточенную войну, не оставившую явных следов в истории. Тем не менее кое-какие воспоминания о ней сохранились в мифологии, и наиболее значимыми из них являются амазонки и кувада. Сыграв важную роль в эпоху матриархата, с наступлением эры патриархата женщины были обращены в рабство. Однако они не сдались без борьбы. Вне всякого сомнения, женщина была покорена, однако кое-где еще некоторое время сохранялись островки, где она оставалась владычицей. Именно там возникли женские нации, известные под именем амазонок. Амазонки или, говоря по-другому, государства женщин, восставших против господства мужчин, могли существовать только в эпоху патриархата. Там, где ей сопутствовала победа, женщина обращалась с мужчиной так же, как он обращался с ней во всем остальном мире.

Кувада

Кувада - это обычай, который обязывает мужчину, чья жена готовится стать матерью, лежать в постели и даже соблюдать диету, благоприятствующую последующей лактации. Отмечались даже случаи кормления мужчинами младенцев грудью. Диодор Сицилийский свидетельствует: "Корсиканцы совершенно не заботятся о своих рожающих женах. Как только начинаются роды, муж ложится в постель, как если бы он был болен, и остается там столько времени, сколько положено роженице". В одной ирландской легенде женщина в свой смертный час произносит проклятие: отныне мужчины Ольстера в течение пяти дней и четырех ночей будут испытывать страдания, подобные родовым мукам женщины. Мадам де Паини писала: "В определенную эпоху мужчина был феминизирован. Он ткал, прял, вышивал, выполнял работу по дому, в то время как женщина играла главенствующую роль". Эта традиция сохранилась до сегодняшнего дня. Мадам Франсуаза Партюрье так пишет в своем репортаже об индейском племени хопи из штата Аризона, опубликованном в "Франс Суар" 31 мая 1969 года: "У хопи всем заправляют женщины. Они являются настоящими главами семей. Жених должен в течение года собственноручно ткать приданое своей невесты. В обязанности мужчины входят ткачество и приготовление пищи, тогда как женщина плетет корзины и продает их". Мадам Партюрье ни слова не говорит о куваде, и нам неизвестно, существует этот обычаи у хопи или же нет. Однако вот что знаменитый путешественник XV столетия видел в Бирме: "Когда женщина встает после родов с постели, ее место занимает муж, который в течение сорока дней заботится о младенце. Супруга занимается хозяйством, она приносит мужу еду и питье и кормит грудью ребенка". У бразильских индейцев бакаири отец новорожденного сразу после родов ложится в постель. Он заботится о ребенке и не ест ничего, кроме бульона. Когда ему разрешают встать с постели, он надрезает себе кожу на руке и натирает рану перцем. Боль мужчина должен вытерпеть молча, "иначе он не достоин быть отцом". Отец Бретон, первый миссионер на Гваделупе в 1635-1656 годах, которому мы обязаны первыми сведениями о жителях Карибских островов, писал: "У них существует довольно забавная церемония. После родов женщина тут же поднимается и принимается за работу. Муж тем временем располагается в гамаке, поглаживает живот и жалуется на сильную боль". При этом у жителей Карибских островов в то время уже явно был патриархат, поскольку отец Бретон свидетельствует: "Они ревнивы и убивают обманувших их жен или отдают их в рабство другим мужчинам. У них по нескольку жен, они берут и оставляют их по своему усмотрению и обращаются с ними очень плохо, вплоть до убийства". Кувада практиковалась у айнов, народа белой расы, жившего на севере Японии. Во время родов муж должен соблюдать определенные "табу". Ему нужно изображать непереносимые страдания в течение двенадцати дней, тогда как роженица встает с постели на пятый день после родов.

История индейцев купа в Панаме

Весьма показательной представляется история индейского племени куна. Незадолго до пришествия европейцев народы этого региона вели между собой ритуальные войны, охотясь за головами врагов. Побежденных неизменно убивали, а их женщины становились рабынями. Символом рабства служило кольцо в носу, за которое их водили, пропустив в отверстие веревку. Однако впоследствии женщины-рабыни постепенно подчинили себе мужчин, установив своеобразный режим матриархата. Кольцо в носу из символа рабства превратилось в знак превосходства. Женщины сами выбирали себе мужей. Права на имущество перешли от мужчин к женщинам, за исключением оружия, используемого для охоты и войны.

Мужские и женские нации

Древние люди не обладали ни нашей чувствительностью, ни нашим интеллектом. Желая достигнуть какой-либо цели, они не церемонились в выборе средств. Во время истребительных войн, которые они вели друг против друга, и мужчины и женщины безо всякой пощады уничтожали детей - одни девочек, другие мальчиков. Захваченных в плен врагов использовали лишь для воспроизводства и, разумеется, обращали в рабство. Такой подход, вне всякого сомнения, создавал массу неудобств, однако существуют неоспоримые свидетельства того, что он привел в конечном итоге к возникновению небольших мужских и женских государств.

Раджпуты

Английские колониальные власти в Индии выяснили в результате проведенного в 1856 году исследования, что в северо-западной провинции Пенджаб чрезвычайно распространен обычай убивать новорожденных девочек. Раджпуты, самый древний и благородный народ Индии, были весьма привержены этой традиции. Так, в одной из наиболее значительных групп раджпутов никто и никогда не видел ни одной девочки и не слышал о случае замужества раджпутс-кой девушки. Исследование, проведенное в 1869 году, дало следующие результаты: в 7 деревнях было 104 мальчика и одна-единственная девочка; в 24 деревнях - 234 мальчика и 23 девочки. Жен себе раджпуты искали в других общинах, где не было подобной традиции. Почему же они убивали новорожденных девочек? Да только лишь потому, что так всегда поступали их предки, не усматривая в этом ничего преступного, а традиция всегда считается нормой и благом. После того как английские власти в 1870 году запретили подобную практику, девочки не замедлили появиться там, где раньше их никогда не было. Если бы чудовищный обычай раджпутов был уникальным явлением, еще могли бы возникнуть какие-то сомнения. Однако хорошо известно, что одна из реформ Магомета заключалась как раз в запрете на убийство новорожденных девочек, широко практиковавшееся у арабов в эту эпоху.

Амазонки

Самые древние из известных нам амазонок жили "у подножия горы, называемой греками Атлас, на берегу океана". Ареал их обитания включал в себя остров Эсперу, озеро Тритонис и город Херсонес. Они соседствовали с Атлантидой ("богатой страной великих городов") и горгонами - племенем амазонок, во главе которого стояла царица Медуза. Амазонки фигурируют в мифах наряду с Гераклом, Персеем и другими героями. Приведем содержащиеся в них наиболее положительные характеристики западных амазонок. На протяжении определенного периода времени они несли воинскую службу, сохраняя свою девственность. Они вступали в связь с мужчиной с единственной целью зачать ребенка. Амазонки выполняли общественные функции, в то время как жившие с ними мужчины должны были заниматься домашним хозяйством. Они же воспитывали детей, которых амазонки передавали им сразу после родов. Новорожденным девочкам выжигали одну или обе груди. Амазонки Запада исчезли "за несколько поколений до Троянской войны", что, однако, не помешало их последней царице Пенфесилии сражаться на стороне троянцев и пасть от меча Ахилла. Но значительно раньше другая знаменитая царица, Мирина, мигрировала на Восток и осела в Ливии. Она появлялась всюду - в Египте, Сирии, Фригии, на острове Лесбос, пока фракийский царь Мопсус не убил ее, как и большую часть ее соплеменниц. В ту историческую эпоху амазонки встречались от Персии до Кавказа и от Черного до Каспийского моря. Геродот повествует о племенах сарматов и сав-роматов, потомках амазонок и скифов. Он говорит, что на языке скифов амазонки назывались "оиор-пата" (убийцы мужчин). Согласно обычаю, ни одна амазонка не могла выйти замуж, не убив мужчину. Таким образом, "многие из них так никогда и не познали радости любви". В IV веке до н.э. Александр Македонский вторгся со своей армией в Гирканию, расположенную на побережье Каспийского моря. Там к нему явилась царица амазонок Фалестрис, правительница области, лежавшей между Фазой и Фермодоном. Отличавшаяся невиданной красотой и необыкновенной силой, в сопровождении 300 вооруженных амазонок, она сказала Александру, что пришла, дабы зачать от него ребенка. Тот благосклонно принял приглашение и провел с ней тринадцать дней. В Каппадокии, провинции Малой Азии, одно из племен возглавляла знаменитая царица Ипполита. Незадолго до наступления христианской эры в устье Луары был небольшой островок, населенный женским племенем, называемым самнитами. Они запрещали мужчинам появляться на их территории и, чтобы стать матерями, отправлялись на Большую землю. Эти женщины не были воительницами. В XVII столетии на Кавказе жил народ, состоявший из одних женщин, - эммечи. И сегодня имеются свидетельства о чисто женских общинах. В африканском племени даниамвези имеется секта, в которой доминирующую роль играют женщины. Мужчины откровенно побаиваются их. Они носят женщин на плечах, и те имеют право требовать благосклонности от любого понравившегося им мужчины. Они сидят на земле, вытянув ноги, и обращаются к своим избранникам со словами: "Иди ко мне на колени". Мужчина должен посадить выбравшую его женщину себе на плечи и отнести в ее дом. Мужчины этого племени выполняют работу по дому и занимаются традиционно женскими занятиями. Еще более показательным примером может служить поведение женщин бразильского племени тюпи. Они обрезают волосы и участвуют в войнах наравне с мужчинами. Кроме того, у каждой незамужней женщины имеется в услужении девочка. В мае 1966 года в одном журнале появилось следующее сообщение: "В Западном Ириане, бывшей голландской колонии, расположенном в западной части острова Новая Гвинея и принадлежащем в настоящее время Индонезии, существует женское племя, находящееся в полудиком состоянии. Они имеют обыкновение захватывать представителей мужского пола, имевших неосторожность забрести на их территорию, и затем заставляют этих мужчин совокупляться с как можно большим их числом, до полного изнеможения". В конце прошлого века в Дагомее фетиши и гробницу царской семьи охраняли амазонки. Их было около двух с половиной тысяч, во главе их стояла царица, они были вооружены и жили отдельно от всех остальных.

СЕКСУАЛЬНАЯ СВОБОДА ЖЕНЩИН

Обобществление женщин

Семья - это результат поисков, длившихся тысячелетия. В начальную эпоху, которую мы называем матриархатом, вся социальная жизнь зависела от женщины. Мужчина же играл весьма жалкую роль. Однажды мужчины, оставив женщинам заботы о воспитании девочек, захотели передать свой опыт мальчикам племени. Геродот так рассказывает о жившем в Ливии племени озов: "Когда у женщины рождается крепкий, здоровый ребенок, мужчины на третий месяц приходят посмотреть на него, и тот, на кого он больше всего походит, признаёт его своим". Обычай выбирать ребенка на основании физического сходства все еще существует, согласно Витольду де Голишу, у народа тода. "Обобществление женщин" не есть эквивалент беспорядочных половых связей. Геродот, описывавший нравы африканских и азиатских племен, говорит: "У них женщины находятся в общем пользовании. Они не живут вместе с ними, но совокупляются на манер животных". Это самая первая стадия. У массагетов, находившихся на более высокой ступени развития, когда мужчина хотел женщину, то вешал колчан на своей колеснице, а затем спокойно соединялся с избранницей. В племени троглодитов, где обобществление женщин было правилом, только вождь имел персональную супругу. Однако, уточняет Диодор Сицилийский, любой член племени мог соединиться с женой вождя, преподнеся ему подарок.

Сексуальная свобода принцесс

В истории нередки случаи, когда права, отобранные у одной категории, сохраняются у привилегированных классов. В ожесточенной воине между мужчиной и женщиной последняя, потерпев поражение, потеряла право на сексуальную свободу. Аргумент мужчины заключался и заключается в следующем: при наличии у женщины сексуальной свободы невозможно установить отцовство. В результате мужчины упразднили сексуальную свободу женщины и обязали ее хранить супружескую верность. Египтологи свидетельствуют, что в Древнем Египте существовала полная сексуальная свобода для принцесс. И добавляют: "Что касается нравов древних обществ вообще, то женщины, которые, как считалось, принадлежали к божественной расе, пользовались привилегией иметь нескольких мужей. Ни один мужчина не мог обладать правом собственности в отношении этих божественных женщин, несмотря на общепринятую норму, в соответствии с которой муж был волен распоряжаться жизнью и смертью своей жены".

Асри туарегов

Асри - это абсолютная свобода нравов у всех незамужних женщин туарегов, независимо оттого, являются ли они девушками, разведенными или вдовами. Если женщина не находится в зависимости от мужчины, она может распоряжаться своим телом по собственному усмотрению, и никто не вправе ограничивать ее свободу. Чем больше у нее любовников, тем выше ее репутация. Девушка не может быть выдана замуж против своей воли. Больше того, у туарегов существует своеобразный кодекс галантности, который обязывает мужа не принуждать свою жену силой. Если она отказывает ему во взаимности, он отправляет ее к родителям. У туарегов существует обычай. После трудового дня, с наступлением ночи молодежь собирается вокруг костра. Они обмениваются шутками, поют песни и делают друг другу галантные предложения в ставшей уже ритуальной форме: "Могу ли я нанести тебе визит сегодня ночью?" - "Иди в мой шатер, я догоню тебя".

Игра на флейте

У бушменов есть обычай. Женщины одного клана уведомляют женщин соседнего клана о том, что в такой-то день они придут "играть с ними на флейте". В назначенный день они отправляются в гости процессией, держа у губ флейты. Мужчинам их клана строго запрещается следовать за ними. Жены в подобных случаях пользуются полной свободой. Встретившись, две группы женщин устраивают своего рода музыкальный конкурс, после чего следуют песни, танцы, банкет. Это длится в течение нескольких дней, и все это время женщины первого клана могут беспрепятственно соединяться с мужчинами второго клана. (Нужно помнить о том, что бушмены моногамны по экономическим соображениям, полигамны - когда могут позволить себе это, а супружеская неверность у них карается.) Спустя некоторое время женщины второго клана наносят ответный визит женщинам первого клана. Подобный обычай существует также у банту.

Кожаные кольца

Геродот рассказывает об африканском племени гин-данов: "Их женщины носят на лодыжках кожаные кольца. Каждый раз, когда с ней соединяется новый мужчина, она добавляет очередное кольцо. Та, которая имеет наибольшее их число, считается лучшей, поскольку ее любили многие мужчины".

Проституция египетских принцесс

Из истории Древнего Египта известно, что Хеопс (1182 год до н.э.) "дошел до крайней степени морального падения и, нуждаясь в деньгах, послал свою дочь в дом терпимости с наказом вернуться с определенной суммой". Другой египетский фараон, Рамрсинт (1237 год до н.э.) "отправил свою дочь в дом терпимости и велел ей отдаваться там каждому мужчине, заставляя их перед этим рассказывать о всех преступных деяниях, которые они совершили в своей жизни". Целью этой хитрости было разоблачить вора, который завелся в его дворце. Эти истории следует рассматривать- как шутку в отношении сексуальной свободы принцесс, которая уже не практиковалась в описываемую эпоху.

Африканские принцессы

В наиболее явном виде пережитки сексуальной свободы принцесс отмечались в Африке колониального периода. Во многих регионах, в частности в Дагомее, женщины царского происхождения пользовались привилегией, позволявшей им распоряжаться своим телом по своему собственному усмотрению. Впрочем, царские дочери не имели права выходить замуж. Зачастую они начинали заниматься проституцией. У базонгов Конго дочери вождей "торговали своими прелестями". В Уганде царица и сестра царя могли позволить себе иметь столько любовников, сколько им заблагорассудится. Однако они не имели права заводить детей. В африканском царстве Луанго царская кровь передается по женской линии. Принцессы сами выбирают себе мужей. Их супругами всегда становятся рабы или мужчины из народа. Принцы и принцессы, цари и царицы не могут заключать брачные узы между собой. Жизнь мужа принцессы незавидна. Он является рабом и пленником своей супруги. Когда он выходит из дома, впереди его идет охранник, обращающий в бегство всех женщин, встречающихся на пути. В случае супружеской неверности с его стороны жена может приказать отрубить ему голову, и это право используется довольно часто. Вследствие этого женщин царской крови стараются избегать, вместо того чтобы искать их благосклонности, что при других обстоятельствах было бы вполне естественным. Еще недавно в Турции принцессы пользовались особым статусом по отношению к своим мужьям: они совершенно не зависели от них, в отличие от других женщин.

Супружеская неверность в Африке

В племени моей супружеская неверность не считается чем-то безнравственным, и ее не пытаются скрывать. Замужняя женщина может отправиться на несколько дней в гости к своему любовнику, не встречая каких-либо возражений ни со стороны мужа, ни со стороны жены любовника. Однако не везде нравы столь либеральны. У живущего в Заире племени нкоундо неверную жену выставляют на всеобщее обозрение с железным ошейником на шее. При этом разводят костер и заставляют ее стоять над ним, раздвинув ноги, или делают вагинальную клизму перченой водой. В Кот-д'Ивуаре виновница получает несколько ударов палкой, а ее сообщник выплачивает обманутому мужу компенсацию, размер которой зависит от социального положения последнего. Супружеское ложе в случае измены должен очищать от греха колдун. Происходит это следующим образом: режут козу и ее кровью окропляют постель, неверную жену и ее детей. В общем и целом супружеская измена в Африке приравнивается к воровству. За обманутым мужем признаётся право убить соблазнителя своей супруги. Это считается вполне естественным.

Кстати, об инцесте...

Мужчины индейского племени чиппвэев, нравы которого столь часто упоминаются в работах этнологов, вступают в брачные отношения со своими матерями, сестрами и дочерьми. Брак между братом и сестрой считался нормальным явлением у античных персов. В некоторых гаремах фигурировали кузины, тетки, племянницы, сестры и даже дочери суверена, который наследовал от своего отца его жен наряду с остальным имуществом. Иногда кровное родство не препятствует брачным отношениям даже между сыном и матерью, хотя подобный союз практически всюду встречает всеобщее осуждение, особенно в наиболее цивилизованных обществах. В одном хеттском тексте содержится весьма любопытный пассаж: "Не прикасайся к своим сестрам, невесткам и кузинам. Это недопустимо. Того, кто совершит подобное, ждет смерть". А вот обращение, адресованное принцу одного из покоренных хеттами племен: "Вы, являясь менее цивилизованным народом, не колеблясь, берете своих сестер, невесток, кузин". (Эти выдержки датируются вторым тысячелетием до н.э. Хетты - это индоевропейский народ, основавший в Малой Азии государство, которое просуществовало около тысячи лет.)

Бауты

Пережитки сексуальной свободы женщин сохранились в народных традициях вплоть до нашей эпохи. В марте 1810 года во Флоренции (Италия) с Буше де Пертэ заговорили две "бауты": "Флорентийские женщины, как правило, домоседки. Но когда начинается карнавал, продолжающийся очень долго, они надевают черные платья, высокие шляпки со страусиными перьями и отправляются на улицу, пользуясь всеми привилегиями, предусмотренными в обычные дни только в отношении мужчин. Они заходят одни, без мужского сопровождения, в кафе и театры, подходят к любому мужчине, который им нравится, танцуют и беседуют с ним... Это бауты. Им позволено все. Они могут обратиться к прохожему, взять его за руку, и тот становится их пленником, собственностью, с которой они вольны поступать по своему усмотрению. При этом прохожий не имеет права высказывать какие-либо возражения. Бауты не носят масок, но их огромные шляпы с перьями скрывают половину лица".

Инициатива

В Бретани в начале XIX века в первый день карнавала юноши собирались в условленном месте, и девушки приходили туда, чтобы выбрать себе кавалера на время карнавала. В той же Бретани существовал обычай, позволявший девушке, желавшей выйти замуж за молодого человека, который сам не проявлял инициативы, прийти к нему домой в тот час, когда он был в постели. Она преподносила ему традиционный бретонский пирог из гречневой муки. Молодой человек пробовал кушанье и, если был согласен взять девушку в жены, благодарил ее и хвалил ее кулинарное искусство. В противном случае он должен был сказать: "Твой пирог невкусен. Приходи через год".

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПАТРИАРХАТА

Пока роль мужчины в зачатии ребенка не признавалась, женщина, будучи производительницей, доминировала в обществе. Было хорошо известно, что родам предшествует совокупление. Люди полагали, будто трения мужчины и женщины друг о друга вполне достаточно для рождения ребенка. Чем больше соприкосновений, тем больше шансов зачатия. Механизм оплодотворения был неизвестен, и установить взаимосвязь между конкретным мужчиной и новорожденным младенцем не представлялось возможным. Материнство уже почиталось на протяжении тысячелетий до того, как появилось понятие "отцовство".

Размышления по поводу египетской гравюры

В гробнице фараонов в Фивах была найдена весьма любопытная гравюра. На ней изображен мужчина с половым членом в состоянии эрекции, из которого бьет струйка спермы красного цвета. В конце траектории струйки находится персонаж маленького роста (ребенок). Пришло время, и мужчина отнял ребенка у женщины, вынудив ее сойти с пьедестала. Мир вступил в эпоху патриархата. Появились четкие разграничения между такими понятиями, как "отец" и "мать", "муж" и "жена", "дети" и "родители", которые были неизвестны прежде. Запрет на половые связи между матерью и сыном, отцом и дочерью, братом и сестрой мог быть введен только тогда, когда люди поняли механизм оплодотворения. Хотя патриархат боролся с тотемизмом и матриархатом, зачастую он выступал в комбинации с ними, а иногда даже заимствовал некоторые их формы. Патриархат выработал социальную формулу, более практичную и эффективную, нежели матриархат. Народы, создавшие нашу цивилизацию, были настроены в отношении матриархата чрезвычайно враждебно. Матриархат начал приходить в упадок в отдельных общинах в начале четвертичного периода (около 900 тысяч лет назад). Три большие группы цивилизованных народов - тураны, семиты и арии - ввели патриархальный уклад жизни. Такие древние понятия, как отцовство тотемного животного в клане и материнское наследование в матриархате, постепенно заменялись наследованием по отцовской линии. У римлян, являвшихся патриархальной нацией, законным наследником был и приемный сын. Патриархат в корне изменил систему правопреемства и характер войн, и эти изменения повлекли за собой концентрацию собственности. В скором времени матриархальные государства исчезли, и остались лишь многочисленные группы, племена и кланы, где главенствовали женщины, а мужчины занимали подчиненное положение. Войны имели место и в эпоху матриархата, но тогда они не были завоевательными. Мужчины занимались охотой и вели религиозные войны (охота за головами). Социальная деятельность, в собственном смысле слова, была сосредоточена в руках женщин, слишком занятых проблемами воспроизводства, чтобы еще думать о приросте имущества и усилении господства. В отличие от женщины мужчина может иметь практически неограниченное количество детей. Для этого ему просто нужно обладать достаточным числом женщин. Если женщин не хватает, их, как и рабов, можно добыть путем завоевательной войны.

Библия и патриархат

Книга Бытия представляет собой краткую историю человечества. Здесь присутствуют тотемное животное, Ева, олицетворяющая матриархат, и двое мужчин - Яхве и Адам. Мужчина занимает доминирующее положение. Бытие - это памфлет против тотемизма и матриархата. Змей и женщина играют гнусную роль, они заслуживают наказания и получают его. Другими словами, у них отобрали рычаги управления жизнью общества, которыми завладел мужчина. Богиня-мать была "первой производительницей". Слово "первая" имеет важное значение. Женщина обладала первенством по отношению к мужчине. Мужчина не играл никакой роли. Главная задача составителей книги Бытия заключалась в том, чтобы продемонстрировать, что женщина не является первым творением, что не она породила мужчину, а он породил ее и что в силу этого она должна занимать подчиненное положение. Итак, Яхве вначале создал мужчину и только затем женщину. И каким же образом он создал ее? "Бог сотворил Еву, вытащив ребро из тела Адама, пока тот спал". В оригинальном тексте речь идет не о ребре, но о пенисе. В древности женские гениталии играли важную роль. Начиная с определенного периода времени объектом почитания и обожествления становится мужской пенис, и это не имеет ничего общего со сластолюбием. Все дело в том, что производителем детей признается пенис, а не вагина, которой отныне отводится второстепенная роль.

Молодые боги

Все мифологии сходятся в том, что боги-мужчины появились в Пантеоне сравнительно поздно. Они заменили божества-животные и великих богинь. Переход от женских божеств к мужским произошел не в один день. Специалисты в области истории религий утверждают, что культ мужского бога является продолжением культа великой богини. Вначале богиню изображали в одиночестве (тем не менее вспомним, что на самых древних изображениях она зачастую предстает беременной). В эпоху, предшествующую появлению мужских божеств, она уже держит младенца на руках (подобно Деве Марии). На одном древнем образе богиня сидит на троне, и ребенок лежит у нее на коленях. На других изображениях мы видим подростка, протягивающего правую руку сидящей богине. На смену богу-младенцу, богу-подростку, богу-юноше пришел хорошо известный нам бог-старик - Зевс, Юпитер, Яхве.

Греки против матриархата

Некоторые кланы, составлявшие греческую нацию, некогда носили названия животных: мирмидоны являлись кланом Муравьев, аркадцы - кланом Медведя. Однако греки эволюционировали быстрее, нежели окружавшие их народы, и приключения Геракла могут в значительной части интерпретироваться как акции против сохранившихся матриархальных или тотемистических общин. Именно поэтому мы встречаем в греческой мифологии горгон с кабаньими клыками, волосатых змеев, крылатых гарпий - посланниц ада... Одиссей становится жертвой небольших матриархальных групп: колдунья Цирцея превращает его товарищей в свиней с помощью волшебного напитка, Калипсо удерживает его самого на своем острове в течение семи лет... Тотемистические и матриархальные автохтонные народы греческого архипелага были рассеяны племенами Лошади, Козы, Быка, пришедшими с Востока, чей тотемизм носил прогрессивный и утилитарный характер.

Проблемы наследования

Переход от матриархата к патриархату поставил ряд проблем, которые можно было бы назвать юридическими. История знает множество примеров компромисса между патриархальным и матриархальным наследиями. Разумеется, подобные проблемы затрагивали интересы не простых людей, а цариц кланов и вождей племен. Согласно древнему обычаю, власть переходила от матери к дочери, тогда как новый обычай требовал, чтобы наследником был сын, который, в свою очередь, должен был передавать власть своему сыну. Египтяне решили эту проблему посредством браков между братьями и сестрами. У древних саксов королевский трон занимал тот, кто женился на вдове короля. Так, в IX веке н.э. Эфельбальд женился на Юдифи, вдове своего отца. В этом и других аналогичных случаях королева играет роль конституционного монарха, в то время как ее муж становится фактическим властителем. Примирение между матриархатом и патриархатом часто служит сюжетом сказок о феях: принцесса обязана выйти замуж за иностранца, и корона затем переходит к их дочери. Что касается сыновей короля, они, как правило, отправляются в поисках приключений на чужбину. В некоторых княжествах Индии принцессы собирали претендентов на свою руку и трон и устраивали между ними спортивные состязания, победителя которых и ждал заветный приз. Подобные ситуации довольно часто фигурируют в сказках и легендах. Итак, трон и корона являются атрибутами принцессы, а право жениться на ней зачастую завоевывается путем победы в соревновании.

Супруг своей матери

В Аннаме (северный и частично центральный Вьетнам) до колонизации Индокитая существовала традиция, в соответствии с которой сын царицы должен был жениться на собственной матери после смерти своего отца. Вскоре после установления французского протектората (1883 год) аннамского принца Дуонг Чакра по распоряжению правительства привезли в Париж, а затем как врага Франции депортировали в Алжир, где он не замедлил умереть. Эта история, забытая сегодня, в свое время наделала немало шума. Так вот, принц Дуонг Чакр был сыном своей собственной бабушки.

Супружеская верность

Мы привыкли считать подчинение жены своему мужу, как и супружескую верность, чем-то само собой разумеющимся (хотя нарушения установленных правил в этой сфере случаются довольно часто). Однако в эпоху перехода от матриархата к патриархату научить женщину хранить верность было весьма и весьма нелегкой задачей, о чем свидетельствует легенда, возраст которой составляет более 3 тысяч лет. Король Ферон, занимавший трон до 1291 года до н.э., однажды ослеп и прожил слепым десять лет, когда оракул сказал ему, что зрение вернется, если он промоет глаза мочой женщины, имевшей отношения только со своим мужем и никогда не знавшей других мужчин. Процедура, проделанная с помощью мочи супруги, не принесла результатов. Тогда король промыл глаза мочой почти всех женщин города Орифреболя, пока, наконец, не прозрел вновь. После этого он взял в жены ту, которая помогла ему исцелиться, и приказал сжечь живьем всех неверных жен.

Гробницы германцев

Недалеко от Люнебурга, на севере Германии, было обнаружено захоронение, содержащее скелет мужчины и обугленные останки женщины лет двадцати. В Нордхайзене, близ Гарца, были выкопаны скелеты мужчины и женщины. Череп женского скелета носил на себе следы ударов, по всей видимости, топора. Эти гробницы, датируемые несколькими тысячелетиями до христианской эры, свидетельствуют о том, что в ту эпоху у германских племен существовал институт брака. После смерти мужа его вдову умерщвляли и погребали вместе с ним.

Папство и патриархат

Доктор Жюльен Безансон напоминает нам, что кардинал, которому поручено провозгласить вновь избранного папу, произносит латинскую фразу: "Дуос тестес абет эт бене пендентес" ("Имеет два свисающих ядра"). Этот намек на яички святого Петра, вне всякого сомнения, означает, что папа является мужчиной. Сегодня это представляется нам вполне естественным, но в начале христианской эры назначение на высшие церковные должности женщин, по всей вероятности, было еще весьма распространенным явлением. Корни христианского брака следует искать в иудаизме, обычаях германских племен и традициях греко-латинского мира. Нашей концепцией семьи мы обязаны христианству, которое, сохранив за мужчиной, отцом, доминирующую роль, обеспечило женщине, матери, супруге, привилегированное, хотя и в определенной мере зависимое положение.

Комментарии (1)
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.