Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Локтев В. Архитектура барокко от Микеланджело до Гварини. Проблема стиляОГЛАВЛЕНИЕПРЕДИСЛОВИЕ 8I частьКОМПОЗИЦИОННАЯ РЕФОРМА МИКЕЛАНДЖЕЛО (конец XV-середина XVI в.). 111. Скульптура. 13Структура конфликта. Диалогическое восприятие. 13Контрапост и анатомия. 13Психологическое объяснение контрапоста. Полиизобразительность — полифония. 152. Живопись. 28Композиционная техника противопоставлений. 28Лексика архитектурного полифонизма . 30Полифоническая версия ордера (контрапост и архитектоника). 31Архитектурный «жест». Архитектурная «поза». 32Сквозной контрапост (диалогическое развитие темы). 333. Контрапост и поэтика антропоморфизма. Структура архитектурной метафоры. 66Особая выразительность (скульптурный прототип архитектурного образа). 67Диапазон новой образности. 684. Полифонический ансамбль (образ-метафора). 88Многослойный контрапост. Порядок противопоставлений. 89Политематическая композиция. 90Объемно-пространственный ордерный контрапост (полифоническое прочтение наследия предшественников). 91Архитектоника полиизобразительной (полифонической) композиции. 92Полифония смыслов. Гипотеза метафорического прочтения фрески «Страшный Суд». 92Конвертируемость композиционных приемов(Собор Св. Петра — фреска «Распятие Св. Петра»). 94Эффект сопричастности (композиционная технология художественного переживания). 945. Этапы становления полифонической манеры. 1316. «Контрапост жизни». 1327. Поэзия. Аналог полифонической (полннзобразительной) выразительности. 1358. Композиция поведения. 1389. Повод к драматизации мировосприятия(духовный мир — настрой чувств — «художественная воля» ). 13910. Предварительные итоги. 145II частьСИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМЫ МИКЕЛАНДЖЕЛО(середина XVI—начало XVII в.). 1491. Художественная атмосфера. 151Разнообразие исторических периодизаций стиля. 151Разброс мнений. 1532. Стилевые приметы времени. Распространение барочной манеры. Контуры «фронта искусств» 154Необходимое условие формообразования. 155Эстетическая рефлексия стиля. 1553. Художественная практика. Композиционный аспект. 158Маньеризм и его интерпретаторы. 158Художественная задача, способы решения — композиционные техника и образность. 159«Классицизирующий академизм». 1624. Картина музыкальной жизни. 2015. Наследники архитектурного полифонизма Микеланджело. Углубление реформы. 206Сравнение интонационной и зрительной манеры восприятия. 206Эмоции, настроение. 206Импровизация, естественность — расчет. 207Уточнение к Г. Вёльфлину. 209К истории базиликального фасада(проблема, варианты решений Микеланджело, Виньолы, Палладио). 210Полифонический ансамбль (вилла Альдобрандини). Ансамбль как процесс. 212Другие мастера барочной манеры (К. Мадерна, Д. Фонтана, К. Райнальди, Пьетро да Кортона). 2146. Венецианская школа полифонистов. Художники Тинторетто, Веронезе, Тициан. 2227. Микеланджело да Караваджо (1571—1610). 2558. Музыкальный стиль Венеции. 2729. Театрализация как искусство жизни и композиционная выразительность театрального спектакля. 278Трагикомическое в архитектуре и изобразительном искусстве. Композиционный аспект. 278Тематика театрально-изобразительного контрапоста. 27910. Проблемы содержания стиля и причина барокко. 284Поиск идеологической подоплеки стиля . 284Многообещающий поворот в исследовании — вывод Г. Зедльмайра. 287От мировоззрения к структурным вопросам изображения. 288Готическое и барочное мироощущение. 290Потребность в гармонии и деструктивный фактор. 293Стилевой поиск гармонии и «внестилевая» эволюция искусства. 294События «исторического значения». 296Контрреформация. 296К истории нестроения. 298Идеи — жизнеощущение — стиль. 300Устроение и нестроение духовного мира. 300От ренессансного мировоззрения к барочному жизнеощущению. 302Барочная парадигма и барочная форма. 30611. Направление стилевой эволюции. 310III частьСАМООСОЗНАНИЕ БАРОККО. ПОЛНОТА СТИЛЕВОГО ВОПЛОЩЕНИЯ (1620-е-1690-е гг.) ... 311О различиях в подходе к барокко. 312Композиционный метод Высокого барокко. 313Трактовки и оценки стиля. Ситуация в искусствознании. 3131. Л. Бернини (1598-1680), Ф. Борромини (1599-1667). 316Особенность перехода от ренессансного к барочному художественному видению. 316Модель пространственного мироощущения. 317Одновременность «изнутри и снаружи». 318Поток превращений . 319Утрированная («неправильная») перспектива. 320Пульсирующее пространство. Пластический контрапост и непрерывность противопоставления.. 321Сопричастность пространству. 324Прерывистость пространства и непрерывность пластического выражения движения. 325Полифоническая структуризация архитектурной формы. Идея «бесконечного развития». 326Активное пространство барочной площади. Антипод ренессансной глубины. 328Градостроительный барочный ансамбль. 331Барочные «интерьеры» города. 3312. Гварино Гварини. Завершающая фаза композиционной реформы. Философия стиля. 369Наследование полифонического опыта предшественников, собственные открытия. 370Проект ц. S. Anna Reale. Париж. 371Проект Casale S. Filippo Nerl и др. 372Вторая композиционная реформа барокко. 373Востребованность типологических стереотипов Возрождения. 374Идейное углубление барочного мироощущения и обогащение палитры полифоническойвыразительности. 375Универсальный язык полифонизма. 375Метафорическая образность. Театрализованная выразительность. 377Полифонический принцип развития темы. Структура образа-символа. 379Стилевая проблематика в философских категориях. 380Архитектурный образ бесконечности. 380Язык Гварини в системе барочного полифонизма. 383Теософская концепция архитектуры и идея «согласительного» подхода к противоположностям —«Placita Philosophica» Г. Гварини. 384Программный замысел предельно действенной («воинствующей») архитектуры с емкой памятью —«Метопа е architettura» . 384Математическое образное мышление — математическая «темперация» архитектурного языка.Стереометрия на службе контрапоста. 385Пространственно-тектонический «бином» в новой редакции полифонизма. 386Поэтика Гварини. 386Непрерывность полифонического ряда. 388«Драматическая светотень». 388Эстетическая ситуация. 389Гварини в ретроспективе стиля. 3893. Плафонисты и театральные декораторы конца XVII—XVIII в. От Высокого бароккок «постбарочной» манере. 416Мастера театрального барокко. 418ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОСТСКРИПТУМ. 437КОМПОЗИЦИОННАЯ РЕФОРМА МИКЕЛАНДЖЕЛО (на английском языке). 454БИБЛИОГРАФИЯ. 475ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ. 484
(«Ренессанс и барокко». 1888 г.) барокко — при- знанный Большой стиль, под стать Ренессансу, го- тике или античности, хотя сам Вёльфлин в пре- дисловии уведомляет, что тема его исследова- ния — «Разложение Ренессанса», что он ставит пе- ред собой задачу «открыть, по мере возможности, в одичании и произволе законы, дозволяющие заг- лянуть в скрытые основы творчества». В дальнейшем, развивая идеи Вёльфлина и следуя предложенному им подходу к стилю, его последователи убежденно заговорили о художест- венной сопоставимости и даже равноценности Ре- нессанса и барокко. Однако рядом и параллельно с признанием стилевой автономии или состоятельности стиля у историков и критиков, еще со времени появления характерных барочных форм, сложилось резко не- гативное отношение к барокко вплоть до отрица- ния его художественной ценности. Барокко иногда считают стилевым безвремень- ем, периодом шатаний и противоборства несовме- стимых между собой направлений. В той или иной мере подобный взгляд на ба- рокко присутствует в ряде отечественных иссле- дований искусства XVII в. (Б. Виппер, А. Губер, А. Дживелегов, В. Лазарев, Е. Ротенберг, М. Сви- дерская, А. Каплун...) и в восприятии барокко ху- дожниками т.н. неоклассического направления. В частности, показательно решительное неприятие барокко И.В. Жолтовским. Для него это не только упадок художественного вкуса, но в своей основе «нездоровое искусство». Определенным неудоб- ством для такого рода утверждений является то обстоятельство, что среди художников конца XVI—XVII вв. — великие мастера, равных кото- рым трудно найти в другие эпохи. Помимо случаев эстетического непризнания существует также не менее решительная идеологи- ческая оппозиция стилю. Некоторые убежденно считают барокко стилем «феодальной реакции» или просто «реакционным стилем», что особенно типично для исследователей, оценивающих искус-
Ваш комментарий о книге |
|