Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Лалетин Д. Культурология

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ III ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

Глава 3. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ РОССИИ

Мощный взлёт российской культуры конца XIX — начала ХХ вв. был приостановлен начавшейся первой мировой войной, а затем деформирован вооружённым переворотом 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года. Власть в России захватила небольшая и не слишком до того влиятельная партия РСДРП/б (большевиков) во главе с политическим лидером В.И. Лениным (подлинная фамилия — Ульянов).
Ключевыми стали события в сфере политической культуры. Ещё с 1905 года здесь наметились демократические тенденции, были созваны четыре Государственных Думы, а в феврале 1917 года рухнуло самодержавие. Однако широкие массы народа не были готовы к быстрой демократизации. Буржуазный уклад и культура в стране почти отсутствовали. В 1897 году грамотность населения составляла всего 21 %, причём крестьяне, составлявшие основную часть населения, были неграмотны в массе; рабочие в большинстве сохраняли крестьянский общинный менталитет. Поэтому захват власти большевиками («Великая Октябрьская социалистическая революция», как это стали именовать официально в СССР) поначалу не встретил достойного сопротивления.
В течение гражданской войны верхушка партии большевиков на практике опробовала принципы жёсткого централизованного управления, попытавшись даже установить утопический строй «военного коммунизма». После восстановления хозяйственной культуры с помощью «новой экономической политики» (НЭП) и официального запрещения в 1929 году рыночных принципов политический режим в СССР стал полностью тоталитарным. Был создан механизм жёсткого централизованного «планового» управления экономикой; на высшем уровне решения принимались только политическим руководством большевистской партии (ВКП(б), Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, затем переименована в КПСС). Все политические партии, кроме ВКП(б)-КПСС, были запрещены. Развитие всех специализированных сфер культуры в СССР с этого времени шло под постоянным жёстким контролем политического, идеологического аппарата — Центрального Комитета партии (ЦК). Правители, которые считали себя материалистами, преобразовывали все сферы жизни, в том числе материальную, сообразно своим идеям.
Руководство большевистской партии ставило перед страной сначала цель быстрого построения коммунистического общества во всём мире с помощью военной силы. Когда после подавления социалистических восстаний в Европе и поражения СССР в войне с Польшей стала очевидной невыполнимость этой задачи, стали говорить о построении социализма и коммунизма в одной отдельно взятой стране (в СССР). Для этого необходимо было предварительно выполнить ряд задач, которые в странах Западной Европы были решены буржуазными революциями: ликвидация неграмотности, повышение уровня образования населения («культурная революция», как говорилось в документах партии большевиков), создание современной промышленности.
Ликвидация неграмотности шла очень быстрыми темпами. Была создана новая система школьного образования и преобразовано высшее образование. Большевики вынуждены были отказаться от классового подхода и с 30-х годов разрешили принимать в вузы всю молодёжь, независимо от классового происхождения, сделав главным критерием всё же подготовленность и способности поступающих.
В правовой культуре всё было подчинено марксистско-ленинской  идеологии, выраженной в «классовом подходе». Было заявлено, что «социалистическая демократия» противоположна «буржуазной», а гуманизм объявлен пропагандистским приёмом буржуазной идеологии. Государство было поставлено неизмеримо выше гражданина, всё коллективное (общественное) выше индивидуального. Был отброшен как «буржуазный» принцип презумпции невиновности. Была принята самая демократическая в мире Конституция, создавались новые законы, демократические по форме. Эти законы, начиная с Конституции, прикрывали глобальный диктат руководства правящей партии, не исполнялись. Поэтому выборы превратились в фикцию, проводились массовые и локальные репрессии, борьба с инакомыслием. Диссидентов часто объявляли душевнобольными и годами держали в психиатрических лечебницах, подвергая принудительным «лечебным» процедурам.
В религиозной культуре был взят курс на уничтожение традиционной религиозной жизни. После 1917 года по указаниям Ленина русская православная церковь подверглась разрушительному гонению. Были расстреляны или сосланы в лагеря НКВД десятки тысяч священников, храмы по всей стране закрывались, верующие под страхом репрессий были поставлены перед необходимостью отрекаться от религии или скрывать свою религиозность. Только в ходе Великой Отечественной войны Сталин, который был фактически диктатором, начал использовать возможности Русской православной церкви как инструмента влияния на верующую часть населения, опять же поставив церковь под полный контроль партийного руководства. Почти все иерархи церкви были «по совместительству» сотрудниками МВД-КГБ. Громадные средства расходовались на антирелигиозную пропаганду, в вузах и школах читался предмет «Научный атеизм», был создан научно-исследовательский Институт научного атеизма. В дни православных праздников  милиция не пускала в храмы  молодёжь. Член КПСС, окрестивший ребёнка или отпевший умершего близкого человека по православному (или иному религиозному) обряду, по меньшей мере увольнялся с работы. При этом марксизм-ленинизм сам приобрёл все основные черты религии, начиная с запрета на любые сомнения в истинности его главных положений, ставших на деле догматами.
В научной культуре большевики начали развивать в первую очередь те направления, которые были необходимы для роста военного  потенциала страны. Ещё в 20-е годы были созданы новые научно-исследовательские институты, в том числе действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ). По тем же соображениям продолжили свои исследования многие крупные специалисты: Н.Е. Жуковский, В.И. Вернадский, Н.Д. Зелинский. А.Н. Бах. И.М. Губкин. Н.И. Вавилов, Ф.А. Цандер, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и др.
После окончания гражданской войны в Москве открылись институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина. Проводились исследования по проблемам микрофизики (П.Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров и др.). Работы К.Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых ракет. В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты.
Однако идеологический пресс тоталитаризма давил даже на естественные науки. Генетика была объявлена «идеалистической, недиалектической» дисциплиной и на этом основании «лженаукой». Были разгромлены научные учреждения, занимавшиеся генетикой, многие ведущие учёные были репрессированы. Сохранились документы, доказывающие, что то же самое собирались проделать с физикой, но тут взяли верх практические соображения: физики разрабатывали атомное и ядерное оружие. Разгром физики в СССР не состоялся. Долгое время была «под подозрением» как «буржуазная лженаука» кибернетика.
Те же соображения  — военная направленность — обеспечили после войны приоритетное финансирование ракетно-космических исследований, и именно СССР 4 октября 1957 г. запустил первый в мире искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин первым облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток».
 Л.Д. Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за что получил Нобелевскую премию. Нобелевской   премии были  удостоены за открытие лазеров А.М. Прохоров и Н.Г. Басов. Нобелевскими лауреатами стали также физики П.А. Черенков, И.Е. Тамм, И.М. Франк, П.Л. Капица, физико-химик Н.Н. Семенов.
В философской культуре была выхолощена сама суть философского поиска. В 1922 году лучшие русские философы по личному указанию Ленина были насильственно высланы из России. Марксизм-ленинизм был объявлен «единственно верным учением», и главная задача философии в СССР свелась к разъяснению и доведению этого до сознания каждого советского человека. Все другие школы и направления можно было только критиковать. Была запрещена публикация работ многих западных и русских философов. Творчески мыслящие философы вынуждены были уходить в историю философии, в разработку отдельных частных вопросов, не связанных явно с идеологией марксизма, например, в изучение философских аспектов естественных наук, логики. Преподавание философии выродилось в зубрёжку марксистско-ленинских дгматов.
Художественная культура в советское время также испытала давление большевистского тоталитаризма. Оно основывалось на так называемом «классовом подходе», когда всё положительное могло исходить только от рабочего класса. Все культурные достижения, полученные другими классами, считались по меньшей мере подозрительными, чаще (и как правило) враждебными и неприемлемыми. Игравшие в первые десятилетия советской власти ведущую роль в искусстве организации «Пролеткульт» и РАПП («Революционная ассоциация пролетарских писателей») были настолько агрессивны, применяя этот подход, что предлагали уничтожить все произведения искусства, созданные до 1917 года, как идейно неприемлемые. Предлагалось даже создать «пролетарскую науку», отбросить все достижения физики, математики и т.п. как «буржуазные» и потому ошибочные. При этом создавать новую культуру могли только представители рабочего класса.
С такими перегибами не могли согласиться даже большевики, и в 30-е годы «Пролеткульт» и РАПП были упразднены. Контроль над искусством стал осуществляться иначе: под жёстким надзором партийного аппарата и государства были созданы так называемые творческие союзы — Союз советских писателей, Союз советских художников, Союз советских композиторов, Союз советских архитекторов и т.п.
Выставлять картины и скульптуры, представлять публике свои сочинения можно было главным образом через эти союзы, и профессиональные занятия искусством были возможны только для членов этих союзов. Писателей, в текстах которых можно было заподозрить сомнения в истинности марксизма и классового подхода, тем более — критику советского строя, подвергали травле (А. Ахматова, М. Цветаева,  Б. Пастернак, И. Бродский, А. Солженицын и  др.), физически уничтожали (Д. Хармс, Б. Пильняк, И. Бабель, О. Мандельштам и др.). Единственно соответствовавшим классовому партийному подходу был официально объявлен «социалистический реализм» — стиль, придуманный в СССР как некое  развитие реализма. Художники, пытавшиеся работать в экспериментальных направлениях, шельмовались и не выставлялись. В 1974 году московские живописцы устроили показ своих картин, не принятых на официальные  выставки, в одном из московских лесопарков (Битцевском). Зрителей разогнала милиция, а картины были раздавлены специально привезёнными бульдозерами. Публичным гонениям подвергались композиторы, позволявшие себе применять современные приёмы музыкального творчества: Шостакович, Губайдуллина, Шнитке и др. Искусство должно было внушать народу оптимизм, поднимать трудовой энтузиазм, создавать эйфорию. Композиторам было запрещено сочинять симфонии в миноре, по радио (позднее и по телевидению) регулярно исполнялись песни о любви к партии, к её вождям, о постоянной готовности каждого советского человека без раздумий отдать свою жизнь за дело партии.
Однако и в этих условиях создавалась рядом с официальной настоящая литература, в живописи продолжались традиции передвижников, работали талантливые музыканты, скульпторы, архитекторы. Во всём мире признана театральная школа Московского художественного театра, основанная на системе Станиславского. М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солженицын получили Нобелевские премии по литературе. Широко известны были имена А. Толстого, М. Исаковского, В. Катаева, И. Ильфа, Е. Петрова, кинорежиссёров С. Эйзенштейна, А. Довженко, В. Пудовкина, Г. Александрова и др. Создавали замечательные мелодичные лирические песни И. Дунаевский, М. Блантер, В. Соловьёв-Седой, Н. Богословский, М. Фрадкин и многие другие талантливые композиторы.
60-70-е годы ХХ века в политической и художественной культуре СССР часто называют временем «оттепели».  Писатели В. Шукшин, Ю. Трифонов, В.  Распутин, Ч. Айтматов, драматурги А. Вампилов, В. Розов, А. Володин, автор и исполнитель собственных песен В. Высоцкий и его старший коллега А. Галич через эпизоды обычного быта вскрывали реальные проблемы жизни в СССР. Писатели и режиссеры, лично прошедшие войну, написали правдивые романы и сняли честные фильмы о Великой Отечественной войне. Книги В. Астафьева, В. Быкова, Г. Бакланова, В. Кондратьева, кинофильмы Г. Чухрая, С. Ростоцкого, П. Тодоровского показали человека на войне совсем не так, как это предписывалось официальными партийными документами. Большое развитие поучило движение так называемой «авторской песни», где создавались и исполнялись песни, далёкие от официоза и партийной идеологии, человечные и по-настоящему лиричные. У истоков стояли Б. Окуджава, А. Городницкий, Ю. Визбор; всенародной известности и любви добился В. Высоцкий. Позднее эти традиции удачно применил к популярной музыке А. Макаревич.
В хозяйственной культуре благодаря административному контролю центра гигантские изменения произошли, по историческим меркам, невероятно быстро.
Было ликвидировано крестьянство как класс, сельскохозяйственное производство перешло в так называемые «колхозы» — «коллективные хозяйства», где работники оказались по существу на положении крепостных, а оплата их труда никак не была связана с затраченными усилиями. Традиционная сельская культура России была полностью разрушена.
Резко увеличивались или создавались заново целые отрасли производства: металлургия, автомобилестроение, тракторостроенние, станкостроение, авиастроение, электропромышленность и т.д. за счёт безудержной эксплуатации села. Для ускорения процесса сталинское руководство закупало за рубежом целые заводы вместе с документацией. Так, был куплен у фирмы «Форд» и построен в Горьком (Нижнем Новгороде) автозавод, у фирмы «Катерпиллер» куплен и построен в Сталинграде (бывший Царицын, ныне Волгоград) тракторный завод. Строились гигантские электростанции (ДнепроГЭС), металлургические комбинаты (Магнитогорский, Кузнецкий и др.).
Безусловным приоритетом пользовались направления, которые работали на производство вооружений.
Для ускорения индустриализации была развёрнута массированная обработка сознания населения СССР, имевшая целью приучить народ к неизбежности войны. Общество военизировалось, на этой основе ужесточались  требования к дисциплине труда и вообще к повиновению власти партии. Подготовка к предстоящей вскоре войне стала одной из главных опор советского режима, оправдывавшей любую жестокость и беззаконие, любые нарушения прав человека, любые издержки хозяйствования.
Экономика СССР была практически полностью изолирована от мировой системы, что позволило руководству партии оплачивать труд рабочих и специалистов по крайне низким ставкам. По этой причине были административным путём установлены и цены на товары повседневного потребления, никак не соответствовавшие реальным. По-видимому, единственными плюсами такой системы были стабильная система социальных гарантий и доступность дальних поездок для большинства работавших.
В целом культура советского периода отличается крайней противоречивостью. В политической, правовой, хозяйственной сферах большевистский строй во многом отбросил её на несколько веков назад, чуть ли не в Средние века (крепостной строй в деревне). Однако потенциал народа, его духовные силы, опыт культурных традиций предшествующего развития продолжали существовать и в условиях советского тоталитаризма, что определило немалые достижения советской культуры в научной и художественной сферах, в создании военной и аэрокосмической техники, в системе народного образования.
После Великой Отечественной войны в хозяйственной культуре, в производстве и в экономике стали нарастать проблемы, порождённые отсутствием рыночных отношений, централизованным «плановым» руководством. Советская хозяйственная культура оказалась совершенно невосприимчивой к нововведениям, к модернизации производства, восприятию новых технологий, в ней постоянно нарастали застойные явления, включая тщательно скрываемую руководством КПСС инфляцию. Неподъёмным грузом стало производство военной продукции, которое пожирало основную часть ресурсов и не создавало ничего для повышения уровня жизни народа. Политическое манипулирование экономикой привело её в тупик, учёные-экономисты говорили о неминуемом вскоре гибельном кризисе экономики СССР. К середине 1980-х годов неизбежность системного краха советской экономики стала очевидной даже для руководства КПСС. Попытки лидеров КПСС избежать этой катастрофы и привели в конце концов в 1991 году к краху СССР как государства и системы.

Вопросы для самопроверки

  • Что сохранилось в культуре советского общества от культурного наследия прошлого?
  • Что изменилось в культуре СССР в результате преобразований 20-30-х годов?
  • Каковы были особенности хозяйственной культуры СССР?
  • Чем характеризовалась политическая культура СССР?
  • В чём основные черты и особенности религиозной культуры в СССР?
  • Каковы главные достижения научной культуры СССР?
  • Каковы главные достижения художественной культуры СССР? Вспомните имена наиболее известных деятелей советской литературы, кино, изобразительного искусства, музыки.
  • Что можно сказать о правовой культуре СССР?
  • Каковы причины краха СССР?

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.