Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Лалетин Д. Культурология
РАЗДЕЛ III ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
Глава 2. РАСЦВЕТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)
Дальнейшее развитие русской культуры связано с Московской землей, куда после падения под ударами орд Бату-хана переместился с Киевской Руси центр русской государственности. В XIII — XV веках Русь находилась в зависимости от Золотой Орды, но и в этих условиях Москва стала собирать русские княжества в единое государство. К концу XV века (1480 г.) оно сбросило татаро-монгольское иго, и после этого культурное развитие происходило в едином общерусском русле. Считается, что к середине XVI века завершилось формирование русской народности, а Москва окончательно утвердилась как центр общерусской культуры.
Эта культура теперь приобрела некоторые отличительные черты, имевшие своим источником прежде всего геополитический фактор — положение Московской земли между западным и восточным миром, взаимодействие с ними и одновременно осознание и отстаивание собственной отличности от них. Московские князья, позднее — цари и императоры, прочно усвоили восточный образец жестко централизованного государства, определивший и явный уклон к деспотии. Отсюда идет закрепощение крестьян. В то же время интегрированная в государство христианская Русская православная церковь продолжала играть ведущую роль в формировании менталитета русских людей, их самосознания, системы ценностей. Важное значение для этого процесса имела зародившаяся после падения Константинополя в 1454 году идея особого предназначения Москвы как «Третьего Рима», призванного отстоять христианство, распространить православие на весь мир. Это резко обострило противостояние православия и католицизма, связанное с историческим распространением влияния римско-католической церкви в Литве, в непосредственной близости от московских земель.
2.1.1. Русская культура XVI века
В конце XV и начале XVI веков Россия приглашала из Европы, особенно из Италии, выдающихся зодчих и других мастеров. Это заметно обогащало русскую культуру. Однако отмеченное стремление церкви противостоять «латинству» затрудняло приток свежих знаний и модернизацию культуры. Наиболее образованные и мыслящие люди пытались бороться с названными тенденциями, что проявилось в появлении демократических настроений и особенно религиозных «ересей». Однако эти явления были крайне слабы. Правление Ивана IV «Грозного», начавшееся в 1547 году, окончательно закрепило деспотично-самодержавный тип государства и особую роль бюрократии, основанную на насилии.
Тем не менее развитие культуры продолжалось, и в XVI веке следует отметить замечательные достижения.
Так, продолжал складываться фольклор, в котором ведущей темой оставалась борьба за независимость. Былины киевского цикла «осовременивались», древние богатыри совершали свои подвиги в войнах против Казанского и Крымского ханств. Появились новые исторические песни, где осуждалась жестокость Ивана Грозного. Фольклорные тексты несли демократические идеи.
Развивалась система просвещения, открывались новые школы, о чем заботилась церковь. Больше стали создавать рукописных книг, а с 1553 г. в Москве началось книгопечатание. В 1563 г. в Москве открывается первая государственная типография (Иван Федоров).
Формировалась политическая теория Российского государства («Москва — третий Рим»).
Приглашенные из Италии мастера полностью перестроили Московский Кремль. Появились новые дворцы, и не только в Москве. Оформился стиль каменной шатровой архитектуры (храм Вознесения в селе Коломенском, храм Иоанна Предтечи в селе Дьякове). Настоящим символом Москвы стал Покровский собор (1555-1560) на Красной площади в Москве, больше известный как храм Василия Блаженного. Было построено множество крепостей (кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Серпухове и др., крепостные стены вокруг монастырей), крепостные стены Китай-города в Москве (зодчий Федор Конь) и т.д.
Новые соборы расписывали и оснащали иконами замечательные художники, создавшие самобытный стиль русской живописи, такие, как Дионисий, Феодосий. Следует отметить, что они продолжали традиции, заложенные еще в XIV-XV веках Феофаном Греком и Андреем Рублевым, создавшим знаменитую «Троицу».
2.1.2. Русская культура XVII века
XVII век для русской культуры несет приметы перехода от средневековья к Новому времени, правда, перехода весьма своеобразного, поскольку крепостное право не отменялось, а укреплялось еще больше (Соборное уложение 1649 г.). Однако началось развитие товарного производства, появились признаки всероссийского рынка. Соответственно в России появились зародыши буржуазии, начали формироваться буржуазные общественные отношения. Собственно, это означало начало формирования русской нации.
В то же время развитие культуры проходило в условиях чрезвычайно острых социальных противоречий, вылившихся в многочисленные восстания в городах, стрелецкие восстания, крестьянские войны, «медный бунт» 1662 г. К этому надо добавить еще и церковный раскол и вызванные им волнения, весьма масштабные. XVII век вполне заслуженно называют «бунташным».
Эти потрясения как бы сопровождали начавшееся разрушение средневекового мировоззрения и перехода культуры к более светскому облику, «обмирщение» культуры. В художественной культуре возрастала роль демократических элементов. Литературный язык приближался к народному. Народное творчество активно влияло на архитектуру, живопись. Все шире становились контакты России с западным миром, практически прекращавшиеся в период татаро-монгольского ига. В России появлялось все больше иностранных купцов, на государственную службу все чаще принимали иноземных специалистов, так что во многих городах появились целые иноземные слободы (в Москве, Вологде, Нижнем Новгороде, Туле, Астрахани, Архангельске и др.).
При всех противоречиях развитие культуры продолжалось. Быстро рос уровень грамотности в городах, особенно в посадах (ремесленники и торговцы) и среди государственных чиновников. Росла и грамотность дворянства. Громадными по тем временам тиражами (более 300 тысяч) печатались буквари. Выходили учебники грамматики, математики и проч. Повысился спрос на книги. В течение XVII века государственный Печатный двор выпустил 483 издания, причем наряду с богослужебными книгами (85 %) выходили и учебники, специальная литература. Оживилась работа по переводу иностранных книг: в XVI веке было переведено 26 книг, в 17-м — 153, причем 114 во второй половине века. 116 из них были учебниками, книгами по истории, географии, военному делу, художественными. Появлялись и школы; Симеон Полоцкий в 1665 году возглавил государственную школу, где готовили подьячих для центральных правительственных учреждений. В 1687 году открылось первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (позднее —академия). Оно предназначалось для подготовки чиновников государственной службы и высшего духовенства, в нем могли учиться люди «всякого чина, сана и возраста».
Составляются карты и описания русского государства, изучается Сибирь, Китай, Азия.
Продолжается развитие архитектуры. В Московском Кремле строится Теремной дворец, облик которого сформирован под сильным влиянием народного искусства — живописный, сказочный. Появились на всех башнях Московского Кремля декоративные шатры, определяющие сегодня их силуэты. В конце концов в русском зодчестве возник «нарышкинский стиль», или «московское барокко», одним из самых замечательных памятников которого стала церковь Покрова в Филях.
Тенденции обмирщения проявились и в живописи, где следует назвать С. Ушакова. Его «Спас нерукотворный» стал новым для русской живописи образцом изображения человеческого лица. Художники стали писать чисто светские портреты — «парсуны», в которых применялась техника иконописи. Были созданы портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра, дяди и матери Петра I — Л.К. и Н.К. Нарышкиных. Эти парсуны стали предшественницами знаменитой школы русского портрета: в них просматривается интерес к внутреннему миру портретируемого, создается тонкий колорит. В конце столетия русские художники стали использовать масляные краски по холсту.
В 1672 году был организован придворный театр. На народных празднествах, на ярмарках и площадях давали представления скоморохи и кукольные театры.
Все это заметно продвинуло русскую культуру и подготовило решительные перемены следующего, XVIII века.
Тенденции, проявившиеся в XVII веке, заметно усилились в следующем столетии. Продолжалось обмирщение культуры, преодолевалась изоляция от Запада. Теперь эти процессы были связаны с деятельностью Петра I, который их решительно ускорил. Позднее его нововведения стали называть реформами, а время царствования — началом нового этапа в истории России. Сущностью этого нового этапа является попытка уйти от средневековья, придать жизни страны европейский характер. С 1 января 1700 года было введено европейское летоисчисление от Рождества Христова. В 1703 году был основан новый город Санкт-Петербург, первый русский порт на Балтике, который в 1712 году стал столицей страны.
Все источники отмечают противоречивый, неоднозначный характер петровских преобразований. Петр I насильственно внедрил в русскую культуру множество черт и установлений, заимствованных из западноевропейской культуры. Он пытался модернизировать российскую культуру, не меняя безнадежно устаревшего социального строя и его основы — крепостного права. Новшества вводились с такой поспешностью и под таким силовым давлением, что Н. Бердяев охарактеризовал Петра I как «первого большевика на троне».
Петр I преобразовал всю жизнь общества. Он реорганизовал по европейским образцам административный аппарат, армию, создал флот, внес коренные новшества в хозяйство, в культуру.
Так, Боярскую думу, которая никем не избиралась, а формировалась по принципу наследования и где заседали временами до 190 человек, заменяет Сенат из 9 человек, назначенных царем. Вместо приказов организуются коллегии. Полностью попадает под власть государства церковь, священников даже обязали нарушать тайну исповеди, сообщать государственным чиновникам полученные во время исповеди сведения.
Для устройства армии по европейским образцам, для создания флота, для строительства новой столицы и организации общественной жизни Петр I резко расширил контакты с Западной Европой. Из Польши, Германии, Италии, Голландии в Россию были приглашены специалисты самых разных направлений, в Европу отправлялись на учебу молодые люди из России. Возвращаясь, они включались в преобразовательскую деятельность. Все это привело к появлению в Россию гуманистических и рационалистических учений, просветительских идей «естественного права», «общественного договора», «общего блага». В общественном сознании развивался рационализм.
Петр I впервые создал государственную систему образования, которая началась с системы светских школ. В 1701 г. в Москве в палатах Сухаревой башни открылась школа «математических и навигацких наук» где преподавали приезжие англичане. Ученье приравнивалось к службе; государство платило учащимся стипендию («кормовые деньги»), которая увеличивалась по мере овладения ученика науками. Вместе с тем учеников наказывали плетьми, за прогулы штрафовали, а за побег из школы грозила смертная казнь.
Затем были организованы и другие казенные профессиональные школы — инженерная, артиллеристская и медицинская. Впоследствии они превратились в привилегированные закрытые учебные заведения для дворян. В 1915 г. навигацкая школа переводится в Петербург, и на её базе образуется морская академия.
Школьное образование постепенно приобретает более широкие размеры и складывается в определенную систему. К середине XVIII века почти во всех более или менее крупных городах работают по 2 школы — духовная и светская. В первых обучаются дети духовенства, во второй — дети приказных и солдат. При уральских заводах организуются горнозаводские училища. Дворянских детей учили преимущественно дома.
Особое внимание уделялось высшему образованию. В первой половине XVIII века открываются в дополнение к Московскому еще пять университетов: в Дерпте, Казани, Харькове, Вильно, Санкт-Петербурге. Начали открываться педагогические институты для подготовки учителей. Вместе с тем высшая школа все более становилась привилегией дворянства.
Развитие образования требовало большого числа учебников, разного рода справочников. Поэтому в XVIII веке начался очень быстрый рост книгопечатания. В столицах открывались десятки типографий. Там печатались государственные манифесты, указы, инструкции, книги юридического содержания, календари, художественные произведения. Появилась первая газета (1703 г.), был упрощен общегражданский шрифт. Началось издание переводных книг большими тиражами, появилась широкая книжная торговля. Во многих дворянских домах появляются личные библиотеки. В 1714 г. создается первая государственная библиотека, которая в 1719 г. была открыта для свободного посещения. Позднее на её базе организовали библиотеку Академии наук.
В культуре появляются новые отрасли — наука, светская живопись, садово-парковая культура и пр. Открывается первый музей (Кунсткамера в Санкт-Петербурге). Хотя костяк впервые созданной Российской Академии наук составили иностранцы, видное место в ней занял и многое сделал для развития русской науки М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист, публицист и поэт. По его инициативе в 1755 году был создан Московский университет.
Искусство обновляется особенно быстро, воспринимая европейские стили (барокко, рококо, классицизм). Появляется авторство. Это связано с развитием литературы. Поэт В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов реформировали русский язык и стихосложение. До последней трети века в литературе господствовал классицизм. А.П. Сумароков написал первые русские трагедии и комедии. В конце XVIII века приобрело широкую известность творчество поэта Г.Р. Державина, который во многом следовал принципам реализма. Сочинил свои социальные комедии «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизин. С творчество Н.М. Карамзина связано появление в конце XVIII века сентиментализма.
Продолжается развитие гражданского зодчества. Ярче всего оно раскрывалось при возведении новой столицы, которая была задумана как заранее спланированный современный (по европейским стандартам) город. Проекты создавали и руководили строительством иностранные мастера Трезини, Растрелли (отец и сын). С их деятельностью связан расцвет русского барокко (наиболее известные памятники — собор Петропавловской крепости, Смольный монастырь и Зимний дворец в Санкт-Петербурге). Русский классицизм представлен, например, ансамблем Дворцовой площади (там же, архитектор К. Росси). Работают и замечательные русские архитекторы: В.П. Баженов (Пашков дом в Москве, ныне старое здание Российской государственной библиотеки в Москве, Михайловский замок в Санкт-Петербурге), М.Ф. Казаков (Сенат Московского Кремля, Московский университет на Моховой, Дворянское собрание с колонным залом и др.).
Замечательных успехов добиваются российские живописцы. Художники А. Матвеев и И. Никитин после учебы в Италии создали русскую портретную школу, унаследовавшую традиции парсуны и в полной мере использовавшую достижения западной техники письма маслом. А. Матвеев написал первый в русском искусстве «Автопортрет с женой». И. Никитин намного опередил современников в картинах «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе». Искусство портрета развивали живописцы А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, скульптор Ф. Шубин. В конце XVIII века в Санкт-Петербурге создается один из крупнейших художественных музеев мира — Эрмитаж.
Развивался в XVIII веке и театр. Еще в 1702 году в Москве был открыт Публичный театр, для которого возвели специальное здание на Красной площади. В 1706 году он распался, и в разных городах возникли несколько театров. В 1750 г. в Ярославле первый известный русский актер Ф. Волков открыл первый провинциальный публичный театр с полностью русским персоналом. Вскоре он по велению царицы Елизаветы Петровны переехал в Санкт-Петербург и был преобразован в постоянный профессиональный государственный публичный театр (с 1832 г. — Александринский). Открывались театры в Москве, работали театры при школах; во дворцах вельмож давали представления театры, составленные из крепостных (Шереметьевых, Юсуповых и др.)
Приобретало популярность, входило в моду музыкальное искусство: домашние и публичные концерты русских и зарубежных исполнителей, любительское музицирование. В 1802 г. в Санкт-Петербурге было создано Филармоническое общество. Выросли и первые русские композиторы — Е. Фомин, М. Соколовский, Д. Бортнянский, О. Козловский. Регулярно ставятся оперные спектакли. Возникает жанр русского романса.
Все это стало прочной основой для мощного расцвета русской культуры в следующем, XIX столетии.
XIX век — время необычайно быстрых перемен во всей европейской культуре. Российская культура также отличалась невиданной динамикой.
В первой половине века на развитие культуры повлияли два крупнейших события: война 1812 года и восстание декабристов в 1825. Участие России в войне с Наполеоном Бонапартом вызвало в общественном сознании подъем патриотических настроений. С этим связан возросший интерес к собственной истории, и не случайно появление в первые десятилетия «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Его «Историю» стала читать вся русская публика.
В это же время в России начинается промышленный переворот, мануфактуры превращаются в фабрики. Зарождается и быстро растет отечественное машиностроение. В 1851 году открывается железнодорожное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. Однако главными транспортными артериями оставались по-прежнему реки и дороги с гужевым транспортом.
В 1861 году в России отменяется крепостное право. Это важнейшее событие вызвало новые перемены в культуре. В сфере хозяйственной культуры появляются более благоприятные условия для развития буржуазных отношений, продолжается развитие промышленности. Возникают крупные промышленные районы вокруг столиц, в Донбассе, в Баку. В последние десятилетия века резко ускоряется строительство железных дорог.
Продолжает развиваться система образования. Растет начальная школа, оформляется целостная система среднего образования. Увеличилась численность училищ и гимназий. Численность университетов оставалась прежней, но началось формирование специального высшего образования: в Санкт-Петербурге работали Медико-хирургическая академия и Главный педагогический институт, Практический технологический институт, в Москве появляются Московское ремесленное училище (1830, ныне МВТУ), Лазаревский институт восточных языков.
Усиливается издательская деятельность. Издатель А.Ф. Смирдин выпустил более 70 собраний сочинений русских писателей, издавал журнал «Библиотека для чтения». Много книг для самого массового читателя издал Ф.Ф. Павленков. Появилось много общественно-политических и художественных журналов. С конца 30-х годов во всех губерниях выходят официальные «Губернские ведомости», к концу века выходит около 100 ежедневных газет, из которых примерно 30 в Москве и Санкт-Петербурге. В губернских и уездных городах открываются библиотеки. К концу века в России работало более 500 публичных библиотек и около 3 тыс. земских народных библиотек и читален.
Открываются многочисленные музеи, к концу века их становится более 80. Регулярно проводятся художественные выставки, выставки сельскохозяйственные и промышленные.
Развивается научная культура. Русские путешественники М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен открывают Антарктиду. Исследуется Аляска, нижнее течение Амура. Организуются экспедиции для исследований Средней и Центральной Азии и Сибири (П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский), делает свои открытия Н.Н. Миклухо-Маклай. Возникает физиологическая школа (Н.М. Сеченов, И.П. Павлов). Ведутся исследования по физике (В.В. Петров, Б.С. Якоби и др.), по металлургии (П.П. Аносов раскрыл утерянный секрет булатной стали), химии (Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров). А.Н. Лодыгин создает лампу накаливания, А.С. Попов существенно совершенствует радиосвязь. Хирург Н.И. Пирогов составляет атлас «Топографическая анатомия», основывает военно-полевую хирургию. В общественно-политической мысли происходит оформление западничества и славянофильства, появление идей утопического социализма, усиливается интерес к идеям революционного демократизма и социализма. Возникает социал-демократическое движение.
Особенно интенсивно развивалась художественная культура. Это время называют «золотым веком» русского искусства. Именно в XIX веке работали замечательные писатели и поэты, создавшие мировую славу русской литературы: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. В 1880 году начинает публиковаться А.П. Чехов. Все заметнее становилась роль театра в культурной жизни. Расцветала русская музыка. Работали композиторы А.Н. Верстовский, А.С. Даргомыжский, М.И. Глинка. В Петербурге и Москве открылись консерватории. Творческое объединение композиторов «могучая кучка» (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков) стремились создавать самобытную русскую музыку, используя сокровища народной музыки. В то же время создавал свои великие произведения П.И. Чайковский.
Очень интересны были достижения живописцев. Продолжались традиции русской портретной школы (О.А. Кипренский, портрет А.С. Пушкина). Художники переходили от классицизма к романтизму. Замечательные картины создавали К.П. Брюллов («Последний день Помпеи»), А.А. Иванов («Явление Христа народу»). А.А. Венецианов стал зачинателем бытового жанра картины. Родоначальником критического реализма в живописи стал П.А. Федотов (Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!»). Эту линию продолжил В.Г. Перов («Тройка» и др.). Возникает «Товарищество передвижных художественных выставок» (И.Н. Крамской, Н.А. Ярошенко, И.И. Шишкин, И.И. Левитан и др.). Входил в этот союз и великий художник И.Е. Репин («Бурлаки на Волге» и проч.). Замечательные картины на исторические сюжеты писал В.И. Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»). В творчестве В. Серова, К. Коровина использовались открытия импрессионизма.
Все это подготовило процессы своеобразного духовного ренессанса, которые начались в русской культуре в 90-е годы XIX века и закончились в 20-е годы века ХХ. Этот период часто называют «серебряным веком» русского искусства.
В конце XIX века условия развития русской культуры существенно изменились. В 90-е годы в хозяйственной культуре завершился промышленный переворот, сформировалось машинно-фабричное производство с индустриальной технологией металлургии и машиностроения. Возникли новые промышленные районы в Баку, в Донбассе, вокруг обеих столиц. Интенсивно строились железные дороги, в том числе Транссибирская магистраль (1891-1905).
Быстро развивалась научная культура. И.П. Павлов исследовал физиологию пищеварения, за что ему в 1904 г. была присуждена Нобелевская премия. В 1908 году получил Нобелевскую премию биолог И.И. Мечников. В.В. Докучаев создал учение о зонах природы. Географы и геологи изучали территорию России, совершали сложные путешествия. Всемирное признание получили исследования Н.М. Пржевальского (он изучал Центральную Азию). В 1892 г. был организован Комитет Сибирской дороги, который начал глубокое изучение Сибири, её природных условий и ресурсов. Тогда же была издана геологическая карта европейской части России, с 1913 года начались геологические съёмки Сибири и Дальнего Востока. Минералог В.И. Вернадский в начале ХХ века основал новую науку — геохимию. В Пулковской астрономической обсерватории в 1885 году был установлен самый мощный по тем временам телескоп. Сложились замечательные математические школы (П.Л. Чебышев, А.А. Марков, А.М. Ляпунов, В.А. Стеклов, Н.Н. Лузин и др.). Развивалась физика: А.Г. Столетов в 1888 г. изобрёл фотоэлемент, П.Н. Лебедев экспериментально доказал давление света на твёрдые тела и газы. А.С. Попов разрабатывал технику радиосвязи. Русские инженеры создавали новые технические конструкции: в 1897 г. по проекту В.Г. Шухова был построен самый большой на то время нефтепровод (1897), в 1899 г. был построен по проекту С.О. Макарова первый в мире ледокол «Ермак», в 1911 г. Г.Е Котельников изобрёл ранцевый парашют, в 1913 году И.И. Сикорский построил первый в мире многомоторный самолёт «Русский витязь», затем «Илья Муромец».
Вообще развитие хозяйственной культуры, техники, научной культуры в это время отличалось завидным динамизмом. Столыпинская реформа резко повысила спрос на сельскохозяйственную технику и помогла увеличить экспорт сельхозпродуктов, энерговооружённость одного промышленного рабочего была выше, чем в Германии. К началу первой мировой войны (1914) Россия уверенно наращивала свой потенциал во всех сферах культуры, не исключая политической и правовой.
Заметную роль в развитии русской культуры в конце XIX — начале ХХ веков играла философская культура. Во-первых, достаточно влиятельна была философия народничества (Лавров, Михайловский, Бакунин и др.); во-вторых, формировался и распространял свои идеи ленинизм — российский вариант марксизма, превратившийся на стыке веков в большевизм и на восемьдесят с лишним лет определивший судьбу России. Наряду с этим Г. Шпет работал в русле феноменологии, Н. Бердяев и Л. Шестов — религиозного экзистенциализма. В. Соловьёв разработал философию всеединства, религиозную философскую систему, которая во многом определила направления философских поисков С.Н. и Е.Н. Трубецких, Д. Мережковского, С. Булгакова, В. Розанова и др. Учение В.С. Соловьёва оказало также сильное влияние на русское искусство. Его идеи легли в основу одного из самых заметных стилей русской художественной культуры конца XIX — начала XX вв. — символизма.
Самые впечатляющие достижения этого периода связаны с художественной культурой. В российской литературе по истории искусства принято называть конец XIX — начало ХХ века «серебряным веком», имея в виду, что «золотым веком» считаются первые три четверти XIX века. В литературе продолжались реалистические традиции «золотого века»: Л.Н. Толстой («Воскресение», 1889-99; «Хаджи-Мурат», 1896-1904; «Живой труп», 1900), А.П. Чехов (1860-1904), И.А. Бунин (1870-1953), А.И. Куприн (1870-1953).
Появился неоромантизм, самым ярким представителем которого был А.М. Горький (1868-1936, «Макар Чудра», «Челкаш» и др.)
Одновременно сказывалось влияние модернизма, сложившегося к этому времени на Западе. В русской литературе это осуществилось в форме символизма. Символизм стремился к духовной свободе, выражал недоверие общепринятым культурным ценностям. Символисты поставили себе задачу с помощью искусства изменить к лучшему, внести гармонию в общество и в человека. Для этого должно было измениться прежде всего само искусство, слившись с философией и религией. Оно было призвано выразить некую реальность, которая скрывается за пределами чувственного восприятия человека, — идеальную сущность мира, его «нетленную красоту». Это можно было сделать, думали символисты, при помощи символов. Символистами считали себя Константин Бальмонт (1867-1942), Дмитрий Мережковский (1865-1941), Зинаида Гиппиус (1869-1945), Федор Сологуб (1862-1927), Андрей Белый (1886-1954), Валерий Брюсов (1873-1924), Иннокентий Анненский (1855-1909), Александр Блок (1880-1921). В произведениях русских символистов часто звучали темы усталости, утомленности, апатии, пассивности, безволия. Многие из них приняли большевистский переворот как необходимый шаг в истории культуры и страны в целом.
В тот же период начался творческий путь поэтов С. Есенина и В. Маяковского, М. Цветаевой, Л. Гумилёва и А. Ахматовой, О. Мандельштама, В. Хлебникова, Б. Пастернака и других.
В 1898 году в Москве был основан К.С. Станиславским (1863-1938) и В. И. Немировичем-Данченко (1958-1943) Художественный театр (ныне МХАТ), где разрабатывались новые принципы театрального искусства. Ученик Станиславского Е.Б. Вахтангов (1883-1922) создавал радостные, зрелищные спектакли: «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, «Принцесса Турандот» К. Гоцци и др. Работали великие драматические актрисы М. Ермолова и В. Комиссаржевская. Успешно развивался музыкальный театр: в петербургском Мариинском и московском Большом театрах, в частных операх С.И. Мамонтова и С.И. Зимина в Москве пели представители русской вокальной школы, солисты мирового класса Ф.И. Шаляпин (1873-1938), Л.В. Собинов (1872-1934), Н.В. Нежданова (1873-1950). В балете работал хореограф М.М. Фокин (1880-1942), балерина А.П. Павлова (1881-1931).
Начали создавать свою музыку С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, декларировавшие интерес к философско-этическим проблемам.
В архитектуре благодаря начавшемуся применению железобетона и металлоконструкций стали появляться здания в стиле модерн. В Москве в этом стиле работал архитектор Федор Шехтель (1859-1926), создавший проекты особняков Рябушинского (сейчас музей А.М. Горького) и Морозова (приемная МИД России), здания Московского Художественного театра (Камергерский пер.), здание театра им. Маяковского, здание Ярославского вокзала и т.д.
Интереснейшие перемены происходили в изобразительных искусствах. Русские живописцы «серебряного века» В.В. Кандинский (1866-1944) и К.С. Малевич (1878-1935) вошли в число мировых основоположников абстрактной живописи. Свой оригинальный модернистский стиль «лучизм» создали М. Ларионов и Н. Гончарова. Традиции древнерусской иконописи просматривались в живописи К.С. Петрова-Водкина («Купание красного коня», 1912).
Большое влияние на развитие русской художественной культуры оказало объединение «Мир искусства», издававшее в 1898-1904 годах одноименный журнал. Создателями и лидерами объединения были талантливый организатор, импрессарио и предприниматель С. Дягилев (он редактировал журнал) и художник А. Бенуа. В движении участвовали художники Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, М. Врубель, К. А. Сомов, К. Коровин, Е. Лансере, В. Серов и другие. «Мирискусники» критиковали политическую, социальную ангажированность передвижнического реализма и каноничность, зашоренность академизма. Они говорили о самоценности искусства, о том, что искусство само по себе способно преобразовать жизнь. Искусствоведы отмечают утонченную декоративность, стилизацию, изящную орнаментальность живописи и графики «Мира искусства». Движение ввело в традицию работу над театральной декорацией, книжной графикой, эстампом.
С. Дягилев организует в Западной Европе ряд выставок русского искусства, а затем поразившие Париж и весь мир «Русские сезоны». На них устраивались концерты, представлялись оперные и балетные спектакли, проводились художественные выставки. Именно тогда о русском искусстве, русской культуре заговорил весь западный мир.
Блестящий взлёт русского искусства в «серебряном веке» был сначала заторможен большевистским переворотом октября 1917 года, а в советские годы и вовсе частично предан забвению, частично запрещён. Однако сегодня его наследие вновь занимает достойное место в русской культуре.
Вопросы для самопроверки
- Какой век в истории России называют «бунташным» и почему?.
- В чём заключается значение петровских реформ для развития русской культуры?
- Припомните основные памятники художественной культуры России за XVI-XVII вв.
- Каковы главные черты развития русской культуры в петровскую эпоху?
- Как развивалась хозяйственная культура России в XVIII—XIX вв.?
- Каково культурное значение реформ, проводимых в России в XIX в.?.
- Каковы главные особенности развития политической культуры Российской империи?
- В чём особенности системы ценностей российского общества, сложившейся в XVII-XIX вв.?
- Как развивалась художественная культура России в XVIII-XIX вв.?
- Какие деятели наиболее ярко представляют развитие художественной культуры России XVIII-XIX вв.? Почему XIX называется «золотым веком» русской культуры?
- Какой период называют «серебряным веком» русской культуры? Почему?
- Что такое декаданс, символизм, акмеизм, футуризм?
- Каковы основные направления авангардистских течений в русской живописи «серебряного века», кто их представлял?
- Что такое «русские сезоны в Париже», кто их организовывал?
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|