Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Лалетин Д. Культурология
РАЗДЕЛ II ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
Глава 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ
В ХIХ и начале ХХ вв. европейская культура изменяется очень серьёзно. Примерно со времени завершения Великой французской буржуазной революции (1789-1794) окончательно устанавливался буржуазный строй общества. Города в еще большей степени, чем в средние века, стали местами открытых возможностей для личного развития и карьеры, причем такими путями, которые никогда не были возможны в закрытом, статичном сельском обществе. Протестантская этика предложила новое отношение к труду, вывела на высшие позиции в шкале ценностей такие качества человека, как деловитость, предприимчивость, профессионализм. Менялся сам темп жизни, она становилась быстрее, напряжённее.
Промышленное производство становилось индустриальным; протестантская трудовая этика становилась фундаментом общественной морали; развивалось самосознание социальных классов и групп, особенно буржуазии. Эти процессы к началу XX века, примерно к 1914-1917 годам, завершились созданием индустриального общества со своей специфической культурой, классически буржуазной. В числе основных характеристик этой культуры — существенно повышенный по сравнению с XVIII и XIX вв. уровень жизни рабочих, возникновение массовой культуры, окончательное господство «духа капитализма» в общепринятой системе ценностей, демократизация общества. Буржуазная культура оказалась весьма динамичной, она содержала тенденции дальнейших изменений в связи с возникшими новыми проблемами.
В хозяйственной культуре индустриализация сделала многие умения и навыки ремесленного производства устаревшими, поставила рабочих в зависимость от колебаний рынка рабочей силы. Менталитет рабочих включил в себя чувство утраты контроля над своей судьбой, ощущение, что машины, хотя и созданные людьми, казалось, становились их господами.
Жизнь в городе XIX столетия была дискомфортна и неприятна. Окружающая среда большей частью была загрязнена отходами и дымом, население было скученным, условия жизни — антисанитарными. Основные жизненные блага (обеспеченность водой, жильем, одеждой, пищей) были доступны ограниченно, и в результате среди рабочих были высоки уровни заболеваемости и смертности.
Вместе с тем сама культура очень быстро менялась.
Промышленная революция создала все условия для применения научного знания в промышленном производстве. Наука стала востребованной, так что начала интенсивно развиваться научная культура. В течение XVIII и особенно XIX веков количество научных открытий и технических изобретений нарастало буквально с каждым десятилетием и каждым годом. Что самое примечательное, эти открытия всё быстрее находили применение в производстве, в технике и технологии.
Как пишет историк науки Дж. Бернал, в середине XIX века наука уже приносила дивиденды, так как научные открытия и исследования легли в основу широко применявшихся устройств. Среди этих машин и приборов были не только станки, механизмы и двигатели, но и системы связи. Были изобретены телеграф (Морзе, Уитстон), телефон (Белл), радио (Герц, Попов, Маркони). Развитие связи определялось тем, что сведения о ценах на товары или акции имеют реальную, подчас исключительно высокую стоимость. Своевременно полученные данные означают деньги.
Во второй половине XIX века особенно быстро начала развиваться физика и технические науки. Широко развернулись исследования электричества и возможностей его применения в хозяйственной культуре. Это привело к новому совершенствованию техники производства, к организации массового производства, появлению новых товаров, в конце концов — к подъёму уровня жизни населения. С середины XIX века развивалась новая химическая промышленность (которая поначалу обслуживала главным образом текстильное производство), были открыты анилиновые краски и изобретены искусственные удобрения.
Начала приносить реальные плоды и биология. Луи Пастер совершенствовал производство вина и пива, занимался проблемами борьбы с инфекцией. Формировались и находили свое место в научной культуре и в жизни общества другие науки, такие, как термодинамика, научная медицина, психология, социология и др.
Именно в этот период происходят решающие исторические события, совершаются невероятные научные открытия, осуществляются на практике смелые технические замыслы, создаются бессмертные произведения искусства.
Наиболее значительными достижениями хозяйственной и научной культуры этого периода являются:
- 1712 — Томас Ньюкомен изобрёл паровой двигатель;
- 1774-1784 — Джеймс Уатт разрабатывает универсальный двигатель — паровую машину;
- 1779 — паровая машина Дж. Уатта впервые установлена на фабрике;
- 1803 г. — первый пароход (Р. Фултон);
- 1837 — 1838 — С. Морзе изобретает телеграфный аппарат и азбуку;
- 1821-1831 — Майкл Фарадей открывает электромагнитную индукцию, изобретает электромотор и электрогенератор;
- 1839 г. — паровоз Стефенсона;
- 1859-1867 гг. — двигатели внутреннего сгорания (Ленуар во Франции, Отто и Ланген в Германии);
- 1869 г. — периодическая система элементов (Д.И. Менделеев);
- 1876 — А. Белл изобретает телефонную связь;
- 1880 г. — начало применения железобетона в качестве строительного материала;
- 1884 — Чарльз Парсонс создал первую паровую турбину.
- 1885 г. — Готлиб Даймлер и Карл Бенц одновременно и независимо друг от друга изобрели автомобили с бензиновым двигателем внутреннего сгорания;
- 1890 г. — К.Э. Циолковский разрабатывает теоретические основы космонавтики;
- 1895 г. — братья Люмьер изобретают кинематограф; А.С. Попов демонстрирует в С.-Петербурге сеанс радиосвязи;
- 1896 г. — А. Беккерель открывает естественную радиоактивность; Г. Маркони передаёт первую радиограмму через Атлантический океан; Ч. Парсонс ставит паровую турбину на корабль;
- 1899 г. — появление аспирина;
- 1903 г. — братья Орвилл и Уилбур Райт строят и поднимают в воздух первый самолёт;
- 1912 Г. — на заводах Г. Форда появилась конвейерная система; и т.д.
В 1900 году появляется слово «ген» — главное понятие современной биологии, и в это же время ключевой категорией физики становится слово «квант». Зарождавшаяся в это время революция в науке пошла по двум генеральным направлениям: в физике и в биологии. С точки зрения науки о наследственности — генетики, биология сформулировала понятие «ген». Физика приступила к изучению элементарных частиц, сформировав разделы, теории и системы квантовой физики (Э. Резерфорд, А. Эйнштейн, М. Планк, Н. Бор).
В политической и правовой сферах культуры ведущими были тенденции демократизации и гуманизации, продолжавшие линию, начатую ещё Ренессансом. Национальные государства, укреплявшиеся в Европе, принимали режим буржуазной демократии и становились парламентскими: либо конституционными монархиями, либо парламентскими республиками. Демократизации культуры способствовало отделение США от Англии. Активно обсуждалась идея необходимости увеличения свободы человека, сопоставлявшаяся с реалиями жизни. В общем всё это вело к усилению либеральных принципов в умонастроении эпохи. С XIX века либеральные идеи стали применяться в практике государственного строительства.
Несоответствие идей либерализма жестокой эксплуатации рабочих на промышленных предприятиях вызвало к жизни рабочие движения и идеологию марксизма. Организованные в движения и партии рабочие сами находили пути улучшения условий своей работы и жизни средствами политической борьбы. В результате как центральные, так и местные правительства, возможно, опасаясь социальной революции, начали улучшать положение фабричных рабочих: принималось фабричное законодательство, осуществлялись санитарные мероприятия, разрабатывались программы социального обеспечения. Трудовые объединения и политические организации рабочих защищали их интересы, добивались большего участия в прибылях промышленного производства. В условиях буржуазной демократии положение рабочих улучшалось, постепенно формировалось и вступало в действие всё больше норм гражданского общества.
В религиозной культуре установилось относительное равновесие между католицизмом и протестантизмом. Правда, в протестантской среде время от времени продолжали возникать новые секты и течения, но противостояние конфессий, церквей и сект ограничивалось сферой богословия. Среди ведущих учёных-естествоиспытателей к концу периода стали появляться такие, которые начали размышлять о Боге, о взаимодополнительности науки и религии (например, нобелевские лауреаты И.П. Павлов, А. Эйнштейн).
В философской культуре в XIX веке зарождаются новые философские парадигмы. В начале столетия господствовала «философия разума», ведущими фигурами были представители немецкой классической философии. Публиковали свои работы Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте, Л. Фейербах. Однако уже в 1819 г. немецкий философ А. Шопенгауэр опубликовал книгу «Мир как воля и как представление», в которой отказался от рационализма. Вслед за ним выступили датчанин С. Кьеркегор, француз А. Бергсон, австриец Ф. Ницше, немец В. Дильтей, которые продолжили поиски философских оснований бытия вне сферы разума. Интуиция, воля к жизни, воля к власти, жизнь — вот ключевые категории иррационалистских философских концепций XIX века, новой неклассической философии. Ф. Ницше считается основоположником «философии жизни», О. Конт — позитивизма (другие представители — Дж. С. Милль, Г. Спенсер).
Заметным явлением в развитии философской культуры XIX века стало появление марксизма, предложившего рационалистическую концепцию истории человечества и довольно подробно разработанную технологию осуществления социального прогресса. Марксизм был взят на вооружение рабочими движениями и оказал большое влияние на политическую культуру в Европе, а в России превратился в большевизм (ленинизм) и надолго задержал развитие российской культуры.
В художественной культуре продолжались перемены, намеченные ранее. Заметно возросла динамика развития художественной культуры, новые стили и направления стали возникать всё быстрее. В первой половине XIX века вместо классицизма господствующие позиции занимает романтизм. В середине столетия в Европе зарождается и быстро становится популярным, даже модным, ещё один великий художественный стиль — реализм. Во второй половине XIX и начале XX в. в художественной культуре Европы зарождаются новые стили, причём ни один из них более не становится господствующим. Все они продолжают существовать одновременно, давая свой вклад в развитие искусства. Первым из таких стилей обычно называют импрессионизм. Искусствоведы указывают, что появление импрессионизма указывало на кризис реалистических концепций. Вскоре, в конце XIX века, возник постимпрессионизм, затем символизм. На стыке веков в европейском искусстве возникает множество стилей, которые можно определять как модернистские: кубизм, абстракционизм, сюрреализм и т.д. Этот процесс продолжился в новейшее время.
Романтизм, строго говоря, не просто стиль в искусстве. Это интеллектуальное движение, процветавшее в Европе примерно с конца VIII до середины XIX веков. Европейское Просвещение подчеркивало роль разума в регулировании социальной жизни. Мыслители и художники Просвещения предполагали, что люди во все века и во всех странах одинаковы (отсюда их установка подражать лучшему из миров — древней Греции и Риму). Просвещение утверждало наличие универсальных стандартов в искусстве и адресовалось всем странам и народам, было космополитическим. Романтизм стал оппозицией Просвещению. Он придавал главное значение различиям, а не единообразию. Романтики верили в уникальность индивида, личности, определяемую жизненным опытом. При этом жизненный опыт индивида считался очень сильно зависимым от национального характера. Философы, художники, писатели и композиторы — романтики были погружены в историю своего века, и это привело к зарождению и развитию идей национализма.
В художественной культуре романтизм был прямой противоположностью классицизму с его канонами и требованиями завершённости, гармонии, равновесия. Романтизм воспевал несогласие, бунтарство, вечные поиски и борьбу. Романтики рассказывали о трагическом одиночестве героя, недовольного существующим обществом, сравнивающего это общество с идеалом и пытающегося идеал отыскать. Поиски идеала с трудом укладывались в реалии буржуазного общества. Романтизм был далёк от действительной жизни.
Романтизм родился в Германии и получил широчайшее развитие во Франции, в Англии.
Дух романтизма реализовался сначала в литературе. Корни немецкого романтизма лежат в движении 1770-1780 гг. «Штурм унд дранг» («Буря и натиск»), о котором уже говорилось ранее.
В последние годы XVIII столетия братья Август Вильгельм и Фридрих фон Шлегель сформулировали новаторские эстетические концепции. Эти концепции и стали ориентиром для первого поколения романтиков, известных как «ранние романтики». Под влиянием философа И. Г. Фихте ранние романтики были склонны к метафизике и мистицизму. Наиболее известными поэтами этого течения были Новалис и Людвиг Тик. Между 1802 и 1815 гг. в Гейдельберге зародилось второе поколение немецкого романтизма, куда относятся, Клеменс Брентано, Генрих Гейне, Адальберт фон Шамиссо и Э. T. A. Гофман.
Началом английского романтизма считаются лирические баллады Вордсворта и Колериджа (1798). Уильям Блейк, Вордсворт и Колеридж относятся к ранним романтикам. Их социальная философия отчетливо развивала религиозные аспекты, подчеркивая духовное развитие, а не прямое политическое действие. Более молодые романтики — Байрон , Перси Биши Шелли и Джон Китс . Наиболее известна лирическая поэзия английского романтизма, одним из самых ярких представителей которой был Байрон. Английский романтизм замечателен также своей прозой. Здесь доминируют три фигуры. Вальтер Скотт прославился как автор увлекательных романов. Скотт оказал всемирное влияние большее, чем любой другой британский автор-романтик, исключая, возможно, Байрона. Джейн Остен совершенствовала домашний роман, концентрирующийся на деталях характера и тщательно нюансированном диалоге. Мэри Шелли во «Франкенштейне» (1818) изобрела форму, которую мы знаем сегодня как научная фантастика.
Во Франции романтизм расцвёл поздно. Самые известные представители в литературе — Виктор Гюго , Александр Дюма-отец и Альфред де Мюссе. Лирическая поэзия Альфонса де Ламартина, Мюссе и Гюго с её эмоциональностью и акцентами на личность была романтична и неизбежно вела к «Цветам зла» Чарльза Бодлера (1857), по-видимому, самому экстремальному выражению французского романтизма.
В Соединенных Штатах Америки романтизм никогда не был так влиятелен, как в Европе. Ближе всего к европейскому романтизму было творчество Ральфа Уолдо Эмерсона и Генри Дэвида Торо. В некотором смысле романтиками можно называть Натаниэля Хоторна, Генри Лонгфелло, Германа Мелвилла, Эдгара Аллана По и Уолта Уитмена.
В живописи развитие романтизма отмечено ростом престижа пейзажной живописи, происходившим с середины XVIII до середины XX века. В английской живописи самыми крупными живописцами века были Джон Констэбл и Дж. Тернер, которые известны также и как выдающиеся акварелисты. В пейзажах Констебла, практически современника Вордсворта и Колериджа, воплощен национальный дух. В картинах Тернера поражает индивидуальное восприятие природы, особенно мощных атмосферных эффектов. Английский романтик Вильям Блейк создавал синтетические работы. Это книги из гравюр, объединённых словом — стихами самого Блейка. Самая известная из этих книг — «Песни Невинности и Опыта» (1794), в которой появилось стихотворение «Тигр».
Самый большой немецкий живописец эпохи романтизма — Каспар Давид Фридрих. Его аллегорические пейзажи обладают задумчивой силой, столь же замечательной, как энергия Тернера. Часто упоминается загадочный «Крест в горах» Фридриха (1808), изображающий освещённый сзади лучами заходящего солнца силуэт замученного Христа на вершине покрытой редким сосняком горы. Эта картина считается в немецком искусстве своего рода рубежом. С ним сопоставим немецкий художник П. O. Рунге.
Во Франции романтизм проявился в исторической живописи (например, «Плот “Медузы”» Теодора Жерико, 1819). Жерико сильно повлиял на Эжена Делакруа, чьи яркие холсты на исторические и литературные темы, типа «Смерти Сарданапала» (1827-28), вероятно, лучше всего соответствуют общему понятию романтического искусства. Французский художник Ж. Грос прославлял победы Наполеона.
В Испании Франсиско Гойя показал ужасы войны в таких холстах, как «Третье мая 1808» (1814), и в сериях гравюр («Ужасы войны», «Капричос»).
Живописцы романтизма часто уходили от действительности в прошлое и в экзотические культуры. Это отразилось в разнообразии архитектурных стилей эпохи. Излюбленными объектами для художников стали руины, древние или специально сооружённые.
В музыке романтизм охватывает самый широкий диапазон. С начала XIX века композиторы стали использовать романтичные романы и драмы для создания опер и симфонических поэм. Например, роман В. Скотта «Невеста Ламмермура» (1819) лёг в основу сюжетов картины Делакруа (1821) и оперы Доницетти (1836). В музыке нашли выражение многие темы романтизма — культ молодости, индивидуализма, интенсивности и крайностей чувства, любовь к природе, одиночеству, национализму, идеализм.
Романтичную музыку отличают длинные, выразительные мелодии; красочная гармония и инструментовка; свобода и гибкость в ритме и обработке музыкальной формы. Многие композиторы решили восстановить музыкальные инструменты более ранних периодов. Тональность стала основным принципом организации музыки.
Первым поколением романтиков можно назвать Людвига Шпора, Карла Марию фон Вебера и Франца Шуберта. Второе поколение композиторов-романтиков было все рождено между 1803 и 1813: Гектор Берлиоз, Фредерик Шопен , Михаил Иванович Глинка, Франц Лист , Феликс Мендельсон , Роберт Шуман , Джузеппе Верди и Рихард Вагнер . Романтизм в музыке продолжался примерно до конца XIX столетия.
Традиции романтизма использовали Иоганнес Брамс , Антонин Дворжак , Сезар Франк , Камилл Сен-Санс и Пётр Ильич Чайковский . Антон Брукнер, Иоганнес Брамс, Франк и Чайковский умерли в 1890-х, последнем десятилетии позднего романтизма. Поздние романтики типа Габриэля Форэ, Эдварда Грига, Густава Малера и Николая Римского-Корсакова связали романтизм со стилями современной музыки. Ярко выражен романтизм в сочинениях Сергея Рахманинова и Рихарда Штрауса .
Вильям Вордсворт (1770-1850), один из передовых лирических поэтов Англии, служил сильной связью между 18-ым и поэзией 19-ого столетия. Публикация его «Лирических Баллад» считается рождением романтического движения.
Сэмюэль Тэйлор Колеридж (1772-1834) написал большинство своих выдающихся стихов в течение шести лет близкой дружбы с Вильямом Вордсвортом. Их сотрудничество закончилось «Лирическими балладами» (1798), поэтическим манифестом английского романтического движения.
Лорд Байрон (1788-1824), английский поэт, который повлиял на литературу романтизма как своим ярким образом жизни, так и своей поэзией. Он сбежал из Англии, чтобы избежать скандала, и погиб в борьбе за греческую независимость.
Джон Китс (1795-1821), был одним из выдающихся английских романтических поэтов. Несмотря на короткую карьеру, входит в число наиболее известных английских писателей.
Виктор Гюго (1802-85), известный французский писатель-романтик, считается одной из передовых литературных фигур XIX столетия. Наиболее известны его романы «Собор Парижской богоматери» (1831) и «Отверженные» (1862).
Александр Дюма (1802-70), французский писатель, прославился историческими романами: «Три мушкетера», «Граф Монте Кристо, «Человек в железной маске» и др. Он известен как Дюма «старший» или «отец»; следует отличать его от его сына, Александра Дюма (1824-95), известного как «Дюма-сын».
Фредерик Шопен (1810-1849) — польский композитор, писавший виртуозные лирические пьесы и танцы. Его музыка, написанная почти вся для фортепьяно, отличается яркой романтичностью и классической ясностью.
Франц (Ференц) Лист (1811-86) — венгерский композитор, дал свой первый концерт на фортепьяно в возрасте девяти лет и в конечном счете стал признанным пианистом-виртуозом своего времени. Оставил больше 700 произведений, включая симфонию «Фауст» и 20 «Венгерских рапсодий».
Немецкий композитор Феликс Мендельсон (1809-1847) считался одним из передовых композиторов начала XIX столетия. В границах классических форм он создал лирически экспрессивную характеристику раннего романтичного движения. Среди его наиболее известных сочинений — «Увертюра к сну в летнюю ночь», «Итальянская симфония», Концерт для скрипки в ми миноре, два фортепьянных концерта.
Роберт Шуман был одним из передовых немецких композиторов периода романтизма. В своих песнях, фортепьянных произведениях, камерной музыке и симфониях он передавал литературные идеи и визуальные сцены в выразительных музыкальных образах. Шуман был также влиятельным критиком, который помог начать карьеры Шопену и Брамсу.
Джузеппе Верди (1813-1901) — один из крупнейших итальянских композиторов XIX столетия, создал драматические оперы редкостной мелодичности, с тонко характеризованными образами. Его сочинения входят в наиболее популярный международный оперный репертуар. Среди них «Травиата» (1853), «Аида» (1871) и «Отелло» (1887) — его наиболее высоко ценимые оперы.
Рихард Вагнер (1813-1883), считающийся самым крупным немецким оперным композитором, использовал для либретто немецкие мифы и легенды. Его наиболее известные оперы — «Тангейзер», «Лоэнгрин» и тетралогия «Кольцо Нибелунгов».
Иоганнес Брамс (1833-97) был самым крупным немецким композитором инструментальной и вокальной музыки 19-ого столетия. Брамс соединил в своих работах глубокое владение техникой композиции с теплотой романтизма.
Чешский композитор Антонин Дворжак (1841-1904) стал известен, когда многие чехи выступали за независимость от австрийской Империи. Дворжак отразил этот возвышающийся дух национализма в своей музыке, черпая большую часть своего вдохновения из мелодий народа родной Чехии.
Сезар Франк (1822-1890) — французский композитор-романтик и органист. Сделал много для придания французской музыке эмоциональности, технического совершенства и серьезности, сопоставимыми с музыкой немецких композиторов. Популярны его симфония в ре миноре, фортепьянный квинтет в фа миноре, струнный квартет в ре мажоре и др.
Сен-Санс К. (1835-1921), автор симфонических поэм и оперы «Самсон и Далила». Сен-Санс был также одаренным пианистом и органистом, писал критические статьи, стихи, эссе, театральные пьесы. В своих концертах и симфониях он соединил виртуозность стиля Франца Листа с французскими традициями гармонии и формы. Часто исполняется его Третья Симфония.
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) — вероятно, самый популярный на Западе русский композитор XIX столетия. Среди его наиболее известных работ — балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», опера «Евгений Онегин» и увертюра «1812 год».
Сергей Рахманинов (1873-1943) — российский композитор, пианист и дирижёр, поселился после российской Революции 1917 в Соединенных Штатах Америки. И как исполнитель, и как композитор он превосходил других романтиков; его музыка отличается плавной мелодией и массивными аккордами, используемыми для того, чтобы разрдить драматические эффекты.
Рихард Штраус (1864-1949), немецкий композитор и дирижёр, был последним композитором романтичной традиции. Он больше всего известен своими музыкальными поэмами, типа «Так говорил Заратустра», и операми, включая «Саломею» и «Кавалера роз».
9.5.2. Реализм
В первой половине XIX века господствующим стилем вместо романтизма стал реализм. Этот стиль характерен для изобразительных искусств — живописи, литературы, театра. Говорить о реализме в музыке, как и в архитектуре, по меньшей мере, затруднительно. Реализм в художественной культуре возник в связи с успехами естественных наук, как художественная параллель объективной точной картине мира.
Реализм стал своеобразной оппозицией романтизму. Романтизм идеализировал жизнь, изображал прежде всего надежды и чувства личности; реализм стремился точно изображать жизнь такой, как она есть. Реализм отказался от гиперболизированных героев, представляя обычных людей. Ведущим жанром реализма в литературе стал социальный роман. Точное изображение жизни подразумевало и фиксацию противоречий действительности, что влекло этическую и эмоциональную оценку этих противоречий. Естественно, нищета рабочих и крестьян, резкое имущественное неравенство в произведениях реалистов оценивались отрицательно. Поэтому в бывшем СССР реализм ХХ века назвали критическим, что не совсем точно, поскольку критика противоречий капитализма вовсе не была единственным и главным содержанием реалистического искусства.
Во Франции первыми крупными представителями реализма были Стендаль и Оноре де Бальзак. Бальзак называл себя «секретарём XIX столетия». Серия его романов «Человеческая комедия» (1829-47) представила полный и точный портрет французского общества. За Бальзаком следовали Гюстав Флобер, прославившийся романом «Мадам Бовари» (1857), Эмиль Золя и другие.
В Англии создавал реалистические романы Ч. Диккенс. Яркий представитель английского реализма — Джордж Элиот, написавший роман «Миддлмарч» (1871-72). Элиот сумел создать образы высокой психологической сложности.
В Соединенных Штатах реалистическую прозу начал писать Генри Джеймс (чьим любимым автором был Бальзак), позднее — Синклер Льюис («Главная улица», 1920), Джек Лондон, Теодор Драйзер, драматург Юджин О’Нил.
Замечательные произведения возникали и в живописи. В этой области термин «реализм» обычно обозначает искусство фигуративное, далёкое от абстракции.
Тенденция представлять внешний мир таким, каким он фактически видится, существует с самого начала изобразительных практик. Можно вспомнить, например, точность изображения животных в наскальных рисунках каменного века, стремление передать портретное сходство в скульптурных портретах Древнего Египта, позднее — этрусков. В качестве непосредственного предшественника европейского реализма в живописи иногда называют итальянского живописца Караваджо и его последователей, которые появились в конце XVI столетия.
Реализм в живописи возник также во Франции начиная примерно с 1840 и до 1870-80 гг. Политические и социальные перевороты Нового времени, и особенно XIX века побуждали художников отказываться от канонов академического и романтического искусства и искать средства художественного исследования реальной жизни. Они стали писать обычных людей, ведущих свою обыденную жизнь. Реалисты были убеждены, что их подход необходим обществу, что только так они могут участвовать в социальной жизни. Именно сосредоточенность на современности является характернейшей чертой реализма.
В 1846 году Шарль Бодлер призвал к живописи, которая имела бы дело с «героизмом современной жизни». Его друг Курбе предложил уже программу, распространив манифест реализма. В 1850 г. он создал картину «Дробильщики камней», в которой, как и в последующих полотнах, эту программу осуществлял. Реализм особенно веско заявил о себе в 1855 г., когда Курбе, не принятый на Парижскую выставку, устроил самостоятельный показ своих картин. Курбе поддерживал отношения с Бодлером и с философом Пьером Прудоном, что иллюстрирует близкие связи живописцев-реалистов с литературным и интеллектуальным авангардом времени. Реалистами были также Оноре Домье, наиболее известный острым осмеянием мелкой буржуазии, и Жан Франсуа Милле, писавший сцены крестьянской жизни. Реалистичны ранние работы Эдуарда Мане и Эдгара Дега (1860-е и 70-е гг.). С движением реализма также связано искусство прерафаэлитов в Англии и Адольфа фон Менцеля в Германии.
К концу века Эмиль Золя сформулировал направление литературного реализма, названное натурализмом. Согласно Золя, автор должен был работать как объективный «экспериментатор», наблюдая и записывая цепи причин и следствий беспристрастно и безлично, без моральных суждений. Здесь просматривается также влияние позитивизма Огюста Конта, который убеждал философов и писателей, подобно ученым, искать постоянные законы жизни.
Идейная программа натурализма связана с философским материализмом и прогрессом естествознания; особое значение имела эволюционная теории развития Чарльза Дарвина, в которой человек предстаёт животным, изменяющимся под воздействием внешних факторов. Ипполит Тэн писал, что человеческие действия определяются наследственностью, окружающей средой и давлением непосредственных обстоятельств. Поэтому человек в значительной степени лишён доброй воли и морального выбора. Натурализм доводил реализм до крайностей, акцентируя физиологические аспекты человеческого поведения.
Кроме естествознания, на натурализм повлияли социальные последствия промышленной революции. Страдания рабочего класса в городских трущобах были одной из любимых тем натуралистов.
Натурализм стал включать в художественный текст документы. Немаловажно и то, что натуралисты признали влияние бессознательных составляющих психики человека на поведение и поступки. Социальная направленность натурализма в конце XIX века была абсолютно ясной, резко критичной по отношению к буржуазному строю.
Кроме Э. Золя, известными писателями — сторонниками натурализма были братья Эдмон и Жюль де Гонкур, Ги де Мопассан во Франции, в Англии Дж. Мур, в Германии Г. Гауптман, А. Гольц.
Другим, очень ярким, продолжением реализма стал импрессионизм. Он зародился также во Франции в последней трети XIX века сначала в живописи, позднее нашёл последователей в скульптуре и музыке. Импрессионисты — художники Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдуард Мане, Камилл Писарро, Альфред Сислей и другие — боролись с официально признанным салонным искусством, с его штампами. Протест был направлен как против косной академической традиции, так и против романтизма.
Импрессионисты провели в Париже ряд выставок. Первая (и наиболее известная) состоялась весной 1874 г. Художников, которые участвовали в этих выставках, также называют импрессионистами. Между 1876 и 1886 годами там были представлены Поль Сезанн, Эдгар Дега, Берта Моризо, а после 1879 — Поль Гоген и американская художница Мэри Кассат. Особое место в творчестве импрессионистов занял пейзаж, в том числе и городской.
Термин «Импрессионизм» связан с картиной Клода Моне «Впечатление: восход солнца» (1872), изображавшей гавань порта Гавр в тумане. Моне, вероятно, хотел отметить особый характер работы, когда впечатление от чего-либо получается на основе краткого сиюминутного наблюдения. Отсюда некоторая незаконченность, отрывочность, неполнота в деталях. Термин, однако, был быстро принят сочувствующими критиками, у которых он стал означать впечатление, полученное как бы от быстрого взгляда, в определённое мгновение времени.
Клод Моне, Ренуар, Писарро и Сислей были импрессионистами именно в этом последнем смысле. Они требовали писать на открытом воздухе — как говорят художники, на пленэре (en plein — фр. воздух), схватывая быстро изменяющиеся состояния света и атмосферы. При этом они стремились запечатлеть также и своё переживание состояний природы. Импрессионистский пейзаж передаёт настроение. Импрессионисты использовали яркие, насыщенные цвета и разнообразие мазков. Они утверждали, что в природе нет чёрного цвета, и потому их палитра была светлой. Даже тени на их картинах цветные. Выработанная импрессионистами техника живописи позволила им фиксировать материальный характер и структуру объектов в природе, световые эффекты на их поверхностях — рефлексы.
С импрессионизмом тесно связано творчество Эдуарда Мане. Он не выставлялся с группой, но его работы типа «Завтрака на траве» (1863) близки импрессионизму по духу. Мане дружил с импрессионистами и использовал их художественные находки. Наконец, к импрессионизму можно отнести ранние работы Гогена.
Импрессионизм вплоть до ХХ столетия очень сильно повлиял на многих молодых художников — на их колористику, живописную манеру, подходы к природе. Это относится как к французской живописи, так и к искусству других стран. Влияние импрессионизма проявилось в таких фундаментальных особенностях, как отказ от различия между законченной живописью и этюдом; повышенное внимание к движению цвета на земле; использование чистых, ярких цветов, часто взятых непосредственно из тюбика.
Импрессионистом считал себя скульптор Огюст Роден.
В музыке идеи импрессионизма были восприняты композитором Клодом Дебюсси . Пьесы Дебюсси рассчитаны на вызов воспоминаний о душевных состояниях, о впечатлениях от природы — от игры света, ветра и воды. Импрессионистами называют и других композиторов (Морис Равель, Фредерик Делиус, Отторино Респиги, Айзек Альбенис и Чарльз Гриффес), хотя точнее было бы сказать, что они находились под влиянием Дебюсси, его новаторских гармоний и оркестровок.
Дебюсси называли визуальным композитором (например, он описывает окончание своих «Облаков», как «серую агонию, мягко оттенённую белым»), музыкантом света, облаков и воды. Эффекты достигаются с помощью перемен тональности, уменьшенных интервалов, ломаных ритмов и повторений коротких мелодических фрагментов. Хотя эти особенности, казалось бы, представляют недостаток формы и определённости, работы импрессиониста Дебюсси, как это ни парадоксально, известны их элегантностью и ясностью. Наиболее известны «Прелюдия к послеполуденному отдыху фавна» (1892-1894), опера «Пелеас и Мелисанда» (1902), оркестровая пьеса "Nuages" («Облака», из «Ноктюрнов» 1897-1899), оркестровая сюита «Море» (1905), «Прелюдии» для фортепьяно (1910-13).
К. Дебюсси (1862-1918) — французский композитор, который развивал оригинальную систему гармонии и музыкальной структуры.
Постимпрессионизм — художественно-исторический термин, обозначающий различные новые стили живописи, которые возникли и процветали во Франции примерно с 1880 по 1910 гг. Это результат художественной революции, вызванной импрессионизмом. Основными фигурами были Поль Сезанн, Поль Гоген, Жорж Сёра, Анри де Тулуз-Лотрек, Пьер Боннар и Винсент ван Гог.
Все эти художники отошли от импрессионизма, отказавшись изображать только узкий спектр видимой действительности. Их индивидуальные стили глубоко отличались. Они продолжали революционное воздействие импрессионизма, исследуя его новые эстетические идеи.
Сезанн начинал как импрессионист, но с 1878 года начал поиски своего пути, желая создать стиль более «цельный и долговечный». Работая в одиночестве в Экс-ан-Провансе в 1880-90-х гг., он развил новую концепцию пространства, которая имела фундаментальное значение для живописи ХХ столетия. Искусство Сезанна положило основу для возникновения кубизма Пабло Пикассо и Жоржа Брака.
Подобно Сезанну, отошли от движения импрессионистов Гоген и Ван Гог. Они использовали яркие интенсивные цвета и ритмичные линии поперек поверхности картины. Этих художников отличает разработка плоских декоративных образов, образцы которых они увидели в японских гравюрах. Гоген говорил о фундаментальной ошибке натурализма и импрессионизма, обвиняя последний стиль в том, что он ищет «вокруг глаз, а не в таинственном центре мышления». Гоген искал универсальные истины, неявно содержащиеся, как он полагал, в так называемом примитивном искусстве Южных морей. Ван Гог также искал элементарную истину, но во внутреннем мире души.
Постимпрессионист Сёра разработал особую технику живописи — «пуантилизм», отказавшись от смешивания красок для получения промежуточных цветов и оттенков. Его картины состоят из точек чистых основных цветов, положенных рядом, так что смешивание цветов происходит в глазу зрителя.
Постимпрессионизм, хотя его и нельзя назвать в строгом смысле движением, обеспечивал жизненную и творческую связь между революцией импрессионизма и основанием всех последующих главных художественных движений ХХ века. Работа Гогена и Сёра вела непосредственно к фовизму, а Ван Гога к экспрессионизму. Представители другой линии постимпрессионистов типа Тулуз-Лотрека, Редона и других создали тенденцию к абстрактному искусству.
Вопросы для самопроверки
- Назовите основные черты буржуазного менталитета.
- Какие изменения произошли в хозяйственной культуре Европы в Новое время?
- Какие изменения произошли в научной культуре Европы в Новое время? Почему о них говорят как о научной революции?
- Каковы основные направления философской культуры в Новое время?
- Какие художественные стили преобладали в Европе в XVII и XVIII веках?
- Какие наиболее известные художественные стили возникли в Европе в XIX веке?
- Вспомните самых ярких представителей этих стилей.
- Какие направления в художественной культуре обычно относят к модернистским?
- Каковы истоки и основные течения авангарда в западной художественной культуре?
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|