Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Кларк К. Нагота в искусствеОГЛАВЛЕНИЕСерия "Художник и знаток" представляет ряд интересных искусствоведческих исследований, имеющих, прежде всего, образовательную цель, но при этом остающихся строго академичными. Их достоинство - доступность и занимательность без сознательного упрощения и искажения научной мысли. Книги английского историка искусства Кеннета Кларка не случайно одними из первых включены в эту подборку. Его блестящая эрудиция, глубокое понимание предмета, верный глаз критика и искренняя любовь к искусству дополняются уважением к своей аудитории. Идя от простого к сложному, легко, без малейшего насилия и стремления навязать свое мнение, профессор превращает читателей из дилетантов в знатоков и истинных ценителей прекрасного. Мало найдется ученых, которые умеют говорить о сложных вещах просто, увлекательно и изящно, но Кларка хочется читать не торопясь, смакуя отдельные фразы, внимательно разглядывая предложенные им иллюстрации. На страницах его книг разбросаны прелестные образчики академического юмора, похоже, переселившиеся туда из лекций профессора, с которыми он выступал не только перед студентами, но и перед телезрителями Великобритании и Америки. Возможно, тема исследования вызовет у кого-то фривольные ассоциации, но любителей клубнички книга порадует разве что красивыми картинками. По мнению Кеннета Кларка, изображение обнаженного человеческого тела - один из самых важных и достойных сюжетов в искусстве, хотя не во все исторические эпохи ему уделялось равное внимание. Телесную природу человека отрицать невозможно, а поскольку мы тщеславны и непременно стремимся быть увековеченными, изобразительное искусство навряд ли когда-либо полностью ограничится зигзагами и цветными пятнами, символизирующими работу нашего подсознания. Конечно, идеал внешней красоты постоянно менялся, на него влияла легкомысленная мода, религиозная мораль, высокие философские рассуждения и эстетские изыски. В книге Кларка находится место и палеолитическим Венерам, и греческим богиням; изможденным святошам в готическом стиле и земным красавицам Рубенса; миловидным простушкам Ренуара и кубическим обнаженным Пикассо. О мужской красоте тоже сказано немало, благо вплоть до середины XIX века не существовало явной дискриминации мужчин как обнаженной натуры. Ближе к нашему времени право демонстрировать свои прелести, к сожалению, стало почти полной прерогативой женщин. Из предисловия автора: Весной 1953 года я прочитал шесть лекций о наготе в искусстве, это были лекции на ежегодных Чтениях по изящным искусствам памяти Э. У. Меллона в вашингтонской Национальной галерее. Я никогда в жизни не выступал перед более отзывчивой и интеллигентной аудиторией и хотел бы сразу по окончании курса подарить каждому из присутствовавших экземпляр этой книги в знак признательности. Но лекции следовало значительно удлинить, написать три новые главы, а в последний момент издатели убедили меня добавить еще раздел примечаний. Это означало почти трехлетнюю отсрочку, и я благодарен фонду Чтений памяти Меллона и фонду Боллингена за терпение, которое они проявили, ожидая завершения работы над книгой. Учитывая, что обнаженная натура преобладала в скульптуре и живописи двух важнейших эпох в их истории, можно предположить, что существует небольшая библио-тека по этому предмету. Но в действительности имеется лишь два более или менее ценных общих исследования: «Die Menschliche Gestalt in der Geschichte der Kunst»* (1903) Юлиуса Ланге и «Der nackte Mensch»** (1913) Вильгельма Гаузенштейна, где весьма полезный материал приготовлен по рецепту марксистской кухни. Причина в том, как я вскоре понял, что тема чрезвычайно сложна. С одной стороны, возникает проблема формы: хронологический обзор был бы длинен и перегружен повторами, а лю-бая другая модель здесь неприменима. С другой стороны, имеется проблема компетенции. Со времен Якоба Буркхардта ни один разумный искусствовед не пытался писать и об античном, и о постсредневековом искусстве. Я при-знаю, что написать так много страниц о классической скульптуре было опрометчивым шагом для исследователя но, я полагаю, что они составляют наиболее полезную часть книги. Спад восхищения античным искусством в последние пятьдесят лет крайне обеднил наше понимание искусства в целом, а специалисты в области классической археологии, заново разглядывая под микроскопом свои убогие вещественные доказательства, не помогли нам по-стичь, почему четыре столетия кряду художники и любители проливали слезы восторга перед произведениями, которые не вызывают у нас никаких чувств.
Ваш комментарий о книге |
|