Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Гадло А. Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебное пособие написано с целью дать студентам гуманитарных факультетов, изучающим общую этнографию и этнологию, русскую историю и историю сопредельных с Россией стран, основные сведения о культурно-бытовых (этнографических) особенностях наиболее крупных современных этнических образований Средней Азии и Закавказья, двух историко-этнографических областей, население которых в силу своего географического положения в недрах Евразийского континента с глубокой древности было связано как с политическими системами и культурами стран Ближнего Востока, так и с Русским (Российским) государством и населяющими его народами. [*]

Интерес к этим двум регионам, в частности к их истории и традиционной культуре, в настоящее время заметно возрос. Молодые независимые государства, возникшие здесь в 1990-1991 годах на месте бывших республик. Советского Союза, стремящиеся строить свою экономику, политику и культуру с учетом прежде всего своих собственных национальных интересов и с опорой на свои собственные национальные традиции и этнические ценности в течение последнего десятилетия постоянно находятся в сфере внимания всего российского общества. Они активно ищут пути возрождения характерных только для них этноспецифических норм бытового уклада, собственные пути интеграции в мировую индустриальную культуру XXI в. Учебное пособие, содержащее изложение сведений о народах, населяющих эти регионы, и знакомящее с их этнографией, значительно облегчит понимание социо-культурных преобразований, происходящих в политической жизни современных среднеазиатских и закавказских государств.

В предлагаемом кратком пособии даются базовые описательные материалы, содержащие объективную характеристику народов Среднеазиатского региона и Закавказья, пред-

[*] В последние годы в официальном политическом лексиконе нередко вместо традиционного термина Средняя Азия употребляется более широкий - Центральная Азия.

-3-

ставляющую их этнографический облик на уровне традиционной культуры, т.е. культуры XIX - первой трети XX в.

Среднеазиатская историко-этнографическая область занимает огромную территорию (около 4 млн. кв.км), заключенную между Каспийским морем - на западе и Алтайским нагорьем - на востоке. С юга Средняя Азия охвачена дугой горных массивов, крупнейшими из которых являются системы Копетдага, Памира и Тянь-Шаня. К северу от них лежат степные равнины, сливающиеся на северо-западе с Восточно-европейской степью и на северо-востоке - с лесостепью Южной Сибири.

Это жаркая и засушливая область, в ландшафте которой преобладают сухие степи, переходящие местами в полупустыни и пустыни, покрытые песчаными барханами.

С глубокой древности степные пространства Средней Азии были районами кочевого скотоводческого хозяйства. В зоне предгорий, прорезанных горными потоками, и в долинах рек (Амударьи, Сырдарьи и Зеравшана) с эпохи неолита развивалось орошаемое земледелие. Там, где реки и каналы увлажняли степь, возникли цветущие оазисы, а в них выросли города - средоточия ремесла и торговли, многие из которых существуют уже многие столетия. Средняя Азия - один из древнейших центров цивилизации. Ее история - пример мужественной борьбы человека с природой, ее тысячелетняя культура - образец созидательного труда и преобразующей силы человека.

Географическое положение Средней Азии и природно-климатические особенности определили ее исторические связи с югом Сибири и юго-востоком Восточной Европы. В результате многочисленных перемещений кочевых скотоводческих групп и объединений, населявших южносибирские, североказахские и восточноевропейские степи в течение двух тысячелетий, и их слияния с аборигенным населением самой Средней Азии, ее срединных степных районов и земледельческого юга, сформировалось большинство этнических общностей, населяющих регион сегодня. В течение XIX - первой трети XX в. в результате этнической консолидации здесь сложились крупные этносы-нации - узбекская, казахская, таджикская, туркменская, киргизская, каракалпакская, ныне составляющие основное население государств-республик: Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Кыргызстана, а также входящей в состав Узбекистана автономной Республики Каракалпакстан.

-4-

По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., на территории Средней Азии проживало 49,15 млн человек, причем основную массу населения - около 70% - составляли представители коренных народов региона, которые сформировались на его территории. Самую большую общность составляли узбеки. Их численность по отношению к численности остальных среднеазиатских общностей составляла 33,7% (16,54 млн чел.). Второе после них место занимали казахи - 15,2% (7,48 млн), третье - таджики - 8,5% (4,17 млн), четвертое- туркмены- 5,5% (2,68 млн), пятое - киргизы - 5,0% (2,48 млн). Каракалпаки занимали шестое место, и их численность была, сравнительно невелика - 0,42 млн, или 0,85% всего коренного населения.

Древнейшее автохтонное население Средней Азия говорило на языках восточноиранской группы индоевропейской семьи языков. В настоящее время иранская группа представлена на территории региона только языком таджиков и небольших горных народностей Памира, в основном жителей Горного Бадахшана. На иранских языках говорят также этнографические группы белуджей и курдов, основные области расселения которых находятся за пределами региона.

С середины I тыс. н.э. на территории Средней Азии началось широкое распространение языков тюркской ветви алтайской языковой семьи, которые занесли сюда кочевники из Южной Сибири. Постепенно тюркские языки стали преобладающими на большей части региона. На близких тюркских языках говорят узбеки, казахи, туркмены, киргизы и каракалпаки. В число тюркских языков входит и язык уйгуров, расселенных сравнительно небольшими группами в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане, основная этническая территория которых находится в Синьцзяне (Уйгурский автономный район КНР).

Наряду с местными ираноязычными и тюркоязычными общностями, сформировавшимися на территории Средней Азии и Казахстана, заметную долю в составе населения региона в настоящее время занимают русские, украинцы, белорусы, татары, немцы, корейцы, потомки переселенцев из Китая - дунгане.

Экономические и культурные связи, существовавшие между народами Средней Азии и народами Восточной Европы с глубокой древности, во второй половине XIX в. в результате включения Среднеазиатского региона в состав Российского государства приобрели новые устойчивые формы.

-5-

Средняя Азия стала втягиваться в систему общероссийских рыночных отношений: возросла товарность сельского хозяйства, стали появляться предприятия капиталистического типа, началось строительство железных дорог. Русская военная администрация положила конец разорявшим население феодальным войнам и межплеменным усобицам, а также уничтожила рабовладение. В начале XX в. началось движение в Среднюю Азию крестьян из восточноевропейских губерний России, стал меняться характер среднеазиатских городов, в которых появилось русское рабочее население и русская интеллигенция. Стремясь к упрочению своего господства в регионе, царизм открыто поддерживал местную феодально-патриархальную аристократию, опиравшуюся на архаические общинные традиции и институты, сдерживал процессы этнической консолидации. Большая часть территории края была непосредственно подчинена царским военным и гражданским чиновникам и включена в состав империи, вместе с тем были сохранены старые политические образования - Хивинское ханство и Бухарский эмират, ставшие вассалами России.

Установление на территории Средней Азии Советской власти создало условия для преобразований в жизни коренного населения. В 1924-1926 гг. здесь было проведено национальное размежевание и районирование, давшие этническим общностям региона возможность впервые за многовековую историю объединиться в рамках национальных государственных и административно-территориальных образований. Несмотря на то, что в процессе национального размежевания далеко не все межэтнические споры были решены и не везде оно проходило спокойно и бесконфликтно, эта правительственная акция ускорила консолидацию отдельных этнолокальных групп с крупными компактными, родственными по происхождению, языку и культуре, общностями.

В 1926-1929 гг. была проведена земельно-водная реформа, приведшая к отмене феодально-патриархальной собственности на основные средства производства - землю и воду. В степных и полупустынных районах начался переход кочевых общностей на оседлость. В течение 1930-х - 1980-х годов значительно изменился характер традиционной духовной культуры населения - были разработаны национальные литературные языки, создана система всеобщего светского школьного образования, началась интеграция местных национальных культур с общесоветской, европейской и

-6-

мировой культурами, сформировалась европейски образованная национальная интеллигенция, окрепло национальное самосознание.

Закавказье, как и Среднеазиатский регион, один из древнейших центров мировой цивилизации, лежащий на северной окраине ближневосточного ареала земледельческих народов и культур. С древнейших времен население Закавказья было связано с населением Средней Азии. Неоднократно оба региона входили в состав одних и тех же полиэтнических государств и населяющие их общности оказывались в сфере действия одной общественно-политической и правовой системы, одного государственного языка (языка межэтнического общения), одной религии, одной культуры. Как и в Средней Азии, в Закавказье рано оформились городские центры и сложились устойчивые караванные пути, которые связывали в течение многих веков Переднюю Азию и Восточную Европу, степи Закаспия и Средиземноморье.

Однако в отличие от Средней Азии Закавказье более однообразно в природно-климатическом и хозяйственном отношениях. Его природные условия сопоставимы только с южными, горными и предгорными районами Среднеазиатского региона. От Великой Евразийской степи, свободно переходящей в степи и полупустыни Средней Азии и по существу сливающейся с нею, Закавказье ограждают труднопроходимые горы Большого Кавказского хребта - на севере, Каспийское море - на востоке и Черное море - на западе. Южной границей Закавказья считают р.Аракс, которая пересекает с запада на восток Армянское нагорье. Это - в отличие от Средней Азии - только часть единой историко-этнографической области Кавказ, ее юг. Другая часть - Северный Кавказ - лежит за Большим Кавказским хребтом. Ее историко-этнографические особенности не дают основания для сопоставления и сближения со Среднеазиатским регионом.

С глубокой древности Кавказ называли "горой языков" - так многочисленны и разнообразны звучащие здесь языки и наречия. Только в северо-восточной части Кавказа на территории Республики Дагестан в настоящее время их насчитывается около 70. Также многочисленны были и остаются языки Закавказья. Однако в результате этноконсолидационных процессов здесь получили распространение только четыре местных литературных (имеющих письменность) языка - грузинский (представляющий, по мнению одних

-7-

лингвистов, особую лингвистическую систему, а по мнению других, входящий в общую кавказскую языковую семью в качестве одной из ее ветвей); абхазский (представляющий, по мнению одних лингвистов, вместе с адыгскими языками ветвь обособленной северокавказской семьи языков, а по мнению других, ветвь общей кавказской языковой семьи наряду с грузинским); армянский, входящий в индоевропейскую семью языков, и азербайджанский (с 1991 г. он называется в Азербайджане тюркским), относящийся к огузской группе тюркской ветви алтайской языковой семьи, близкий к языку туркмен.

С X в. на Кавказе звучит и славянская речь. Первые поселения славян появились на северо-западе Кавказа на Таманском полуострове (Тмутараканское княжество). С XVI в. русские поселения возникли и в северо-восточной части Кавказа, где селились казаки - терские и гребенские. В XVIII в. началось широкое продвижение на Кавказ русского (донского) и украинского (запорожского) казачества, а затем городского населения и крестьян. В XIX в. значительные группы русского населения, как крестьянского, так и городского появляются в Закавказье.

В основе культуры коренных народов Закавказья вне зависимости от их современного языкового состояния лежат традиции, восходящие к культуре древнейших местных энеолитических племен, - земледельцев и скотоводов. Здесь, на северной окраине древней ближневосточной цивилизации, уже в IX-VII вв. до н.э. заметны признаки перехода от первичной формации ко вторичной, классовой, рабовладельческой (государство Урарту на территории Армянского нагорья). В III-IV вв. н.э. здесь появились предпосылки феодальных общественных отношений и возникли первые раннефеодальные политические образования. Однако сокрушительные набеги кочевников с севера из Евразийской степи и в течение многих веков не прекращавшаяся борьба со средневековыми государствами-деспотиями Передней Азии на юге, надолго задержали естественное поступательное экономическое и социально-политическое развитие народов Закавказья. В конце XVIII-начале XIX в., когда народы этого региона вошли в состав Российского государства, край представлял собой истерзанный войнами и междоусобицами, раздробленный на множество феодальных владений и автономных общинных конфедераций, экономически и культурно отсталый регион.

-8-

Включение Закавказья в состав Российского государства буквально предотвратило истребление населения ряда территорий. Несмотря на колониальную политику царизма, оно привело к важнейшим положительным последствиям: оживлению экономики, устранению вековой изоляции от народов России и других европейских стран, развитию национальных языков и национальных культур, усилению этнической консолидации исторически родственных групп. В течение XIX в. быстрыми темпами идет становление трех крупных этносов-наций - азербайджанской, армянской и грузинской, происходит сближение абхазских локальных групп.

По материалам Всесоюзной переписи, коренное население региона в 1989 г. составило 89% от числа его жителей (15,73 млн чел.). При этом численность азербайджанцев на территории Закавказья составила 6,2 млн чел. (общая численность в мире - 16,5 млн), армян - 3,9 млн (в мире - около 6,0 млн), грузин - 3,8 млн (в мире - 4,1 млн), абхазов - 96,2 тыс. чел.; соответственно - 39,4; 24,9; 24,2; 0,6% к общей численности населения региона.

Экономические и социально-политические преобразования советского периода, несмотря на незавершенность и противоречивость ряда государственных акций в области национально-территориального размежевания, приведших в конце 1980-x-l990-х годах к межнациональным конфликтам в регионе, и на отрицательные последствия открыто репрессивных мер, применявшихся в отношении отдельных этнических групп населения, объективно способствовали дальнейшему усилению консолидационных процессов внутри четырех коренных этнических общностей - азербайджанцев, армян, грузин и абхазов. Эти народы поднялись на новый этап развития национальных культур, языков, национального самоопределения и самосознания.

В небольшом по объему учебном пособии, разумеется, нельзя дать развернутую характеристику всех этнических общностей (народов) обеих историко-этнографических областей -- Средней Азии и закавказской части Кавказа, нельзя также представить все компоненты хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуры, которые собственно и определяют основные черты своеобразия той или иной конкретной общности. Поэтому мы ограничимся изложенным. Вместе с тем пособие, посвященное этнографии того или иного народа или группы народов, не может обойтись без отдельных характеристик и детализации, поскольку в

-9-

случае их отсутствия оно бы утратило свое основное назначение - давать представление об этнической общности, аккумулировать информацию о ней, углублять знания о народе. Этими соображениями объясняется отбор материала, представляемого в пособии, форма изложения и его структура. Читателям предлагается серия очерков, содержащих в себе основные сведения о расселении, этнической истории и этнических связях определенного народа (общности), его хозяйстве, промыслах, поселениях, жилище, одежде, пище, семейном и общественном быте, религии, верованиях, празднествах и обрядах.

Хронологические рамки представленного в пособии материала - вторая половина XIX - первая треть XX в., т.е. период, который непосредственно предшествовал началу коренных социально-политических и культурных преобразований в жизни населения обоих регионов и Советского Союза в целом, преобразований, которые шли на фоне индустриализации страны в целом и этих регионов, кооперации сельского хозяйства, разрушения социального строя деревни, на фоне тотальной борьбы с так называемыми "пережитками" традиционной культуры, верований, религий, на фоне активной интеграции во всех сферах материального производства и духовной жизни общества.

Пособие, таким образом, знакомит с комплексом этнографических явлений, который обычно принято называть "традиционная культура", и практически не затрагивает этнографической современности. Акцент на явлениях традиционной культуры сделан в пособии не случайно: этнографическая современность с присущими ей интегральными, стандартизированными формами в сфере хозяйства, материального быта, общественных и семейных отношений, идеологии во многих своих проявлениях утратила этноспецифические черты и она лучше известна студентам, изучающим соответствующие учебные дисциплины, чем исключительно многообразная и во многих отношениях уже реликтовая традиционная культура. Вместе с тем традиционная культура, хотя и ушла в прошлое, но не исчезла бесследно, она продолжает иногда явно, иногда подспудно оказывать свое воздействие на современный семейный и общественный быт, сказываться в практике межнационального общения. В организации поселений, устройстве жилищ, одежде, пище, семейном этикете, народном художественном творчестве, бытовой обрядности, национальной психологии и сегодня наряду с общими,

-10-

характерными для современного, построенного в значительной степени по европейской модели, укладе жизни, проявляются традиционные формы и устоявшиеся в течение столетий особенности, присущие каждой конкретной этнической общности. Культура периода этнографической современности - это особая тема этнографических исследований и ее разработка в настоящее время еще далеко не завершена.

Сведения о культурно-бытовых традициях русского населения на территории Средней Азии и Закавказья, так же как и сведения о других этнических группах, сформировавшихся за пределами этих регионов, в пособии не рассматриваются. Речь идет о культурно-бытовых особенностях десяти крупных этнических образований - таджиках, узбеках, казахах, туркменах, киргизах, каракалпаках - в Средней Азии, азербайджанцах, армянах, грузинах и абхазах - в Закавказье. Отсюда и структура пособия - десять в значительной степени самостоятельных очерков, которые должны помочь студентам разобраться в этническом калейдоскопе молодых независимых государств, исторически связанных с Россией и являющихся в настоящее время ее ближайшими соседями на южных рубежах.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.