Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Гадло А. Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура

ОГЛАВЛЕНИЕ

НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Таджики

Таджикская народность сформировалась на основе древних ираноязычных общностей, населявших южные районы Средней Азии в IX-Х вв., когда большая часть земледельческих оазисов объединилась в одном феодальном государстве, возглавляемом династией Саманидов. Этот период в истории Средней Азии был эпохой расцвета ремесел, строительного искусства, науки и литературы. Именно в этот период начался подъем культуры среднеазиатских городов - Бухары, Самарканда, Ходжента и др., языком которых стал таджикский.

Основная территория современного компактного расселения таджиков - верхняя часть бассейна Зеравшана и бассейны верхних притоков Амударьи: Кафирнигана, Вахта и Пянджа. Это горная страна, прорезанная плодородными и издревле обжитыми долинами рек. На востоке горы переходят в высокогорье Памира, на севере и юго-западе они понижаются, и горные долины сливаются в равнину. Таджики, живущие на равнине, и в том числе таджики, живущие в старых земледельческих оазисах на территории Узбекистана, по своей культуре мало отличаются от своих соседей - узбеков. Таджики, живущие в горах, по своей материальной культуре и быту отличаются от жителей равнины и близки горцам Западного Памира, которые составляют несколько небольших этнических общностей (язгулемцы, бартанги, ваханцы, рушанцы, шугнацы, ишкашимцы), сохраняющих, несмотря на активно идущий процесс консолидации с таджиками, некоторое культурно-бытовое своеобразие и самостоятельные языки. Некоторое своеобразие культуры и особый язык сохраняет также этнографическая группа ягнобцев, живущая в северо-западной части Таджикистана. Их считают потомками согдийцев - древних обитателей долины Зеравшана.

Основой хозяйственной деятельности большинства таджиков издревле было земледелие. Земледелием таджики занимались и на равнине, и в горах - в долинах и на склонах, везде, где позволяла почва и была вода. На равнине пахот-

-12-

ные земли орошались главным образом при помощи сети крупных и мелких каналов (арыков), которые почти полностью разносили по полям воду, стекающих с гор рек и ручьев. Искусственное орошение посредством отвода воды на поля применялось и в горах, но там большее распространение получило неполивное земледелие - посев под дождь. Работы по сооружению, ремонту и очистке оросительной сети производились коллективно. За состоянием каналов, расходом воды и очередностью ее отвода на поля следили особые лица, уполномоченные на это общиной. Возможностью орошения определялись размеры возделываемых участков и соответственно достаток семьи таджика-земледельца.

На равнине и в низколежащих долинах гор таджики выращивали пшеницу и ячмень, рис, просо, сорго, бобовые, масличные и бахчевые культуры, сеяли хлопчатник, занимались огородничеством, садоводством, виноградарством, разводили шелкопряда. По мере повышения уровня местности количество культур сокращалось, и значение земледелия падало, уступая место скотоводству. Основным орудием пахоты было тяжелое деревянное рало с железным наконечником. Посредством длинной жерди - дышла оно соединялось с ярмом, в которое впрягалась пара волов. Это орудие в горах называлось "сипор", а на равнине - "омач". Оно было распространено не только у таджиков, но и у соседних народов, заимствовавших от таджиков технику земледелия. Для вспахивания земли, прокладки арыков и поливных борозд на полях таджики, как и другие народы Средней Азии, применяли насаженную под прямым углом на длинную рукоятку железную мотыгу с широким лезвием, она известна под узбекским названием "кетмень". Боронование и заделка семян в почву производились при помощи тяжелой деревянной доски - "вал" или плетенной из прутьев волокуши - "чапар". Те же орудия использовались и для обмолота снопов. Жали большими серпами, имевшими изогнутое почти под прямым углом гладкое лезвие. Для перевозки снопов, а также травы, хвороста и т.п. в горах использовали сани-волокуши, в виде двух скрепленных поперечными брусьями полозьев. Сани, как и другие сельскохозяйственные орудия, тянула парная упряжка волов. Обмолачивали зерно на гумне. Наряду с обмолотом при помощи "вала" и "чапара" практиковался обмолот копытами волов, которых, поставив в ряд, гоняли вкруговую по разостланным на земле снопам. Веяли зерно при помощи деревянных лопат и вил.

-13-

Для определения времени проведения земледельческих работ таджики пользовались древним солнечным календарем, отличным от мусульманского лунного календаря, и большим числом примет и поверий, в которых концентрировался многовековой опыт народа. Существовала также вера в покровителя земледелия Деда-земледельца (Бобо-дехкон), сила и благодать которого воплощались, по представлению крестьян, в наиболее опытном и умудренном годами члене общины. Только ему доверялось начало самых ответственных земледельческих работ - пахоты и жатвы. Само поле воспринималось как живое существо, имеющее душу, которая умирает в конце жатвы и вновь возрождается весной. Широко были распространены магические обряды, при помощи которых стремились вызвать или прекратить дождь.

У равнинных таджиков скотоводство играло вспомогательную роль. В основном разводили рабочий скот, главным образом быков, а также ишаков (ослов). Молочного скота - коров, овец, коз из-за недостатка выгонов держали мало. В горах, напротив, скотоводство играло существенную роль, здесь оно давало значительную часть пищевых продуктов и материал для одежды. Скотоводство горных таджиков имело отгонно-пастбищный характер: зимой скот держали в селении в хлевах, весной и осенью пасли на близлежащих склонах, а летом перегоняли на отдаленные горные луга, куда вместе со скотом уходила и часть жителей селения, в основном женщины. Они во время летовки заготовляли на весь год молочные продукты, главным образом масло и сыр. Выход на летовку сопровождался целым рядом магических обрядов и воспринимался как большой праздник, к которому все селение тщательно готовилось.

Значительные различия между равнинными и горными таджиками наблюдались в уровне развития товарно-денежных отношений и в развитии ремесел. Жители равнины в глубокой древности прошли этап отделения ремесел от сельского хозяйства, здесь в городах и крупных земледельческих селениях существовало специализированное кустарно-ремесленное производство, имевшее особую форму социальной кооперации в виде цеховых организаций, которые объединяли лиц одной профессии. Здесь товарно-денежные отношения охватывали не только население городов, но и земледельческие общины. В горах, напротив, ремесла в основном сохранили характер домашних промыслов, обслуживающих потребности семьи, селения или небольшого района. Денеж-

-14-

ные отношения в горах получили относительно слабое развитие, и обмен в основном имел натуральный характер.

Среди ремесел, которые получили развитие у таджиков равнины, особенно выделяются ткачество, гончарство, кузнечное дело, различные производства, связанные с обработкой цветного металла, ювелирное дело, кожевенное производство, шитье одежды и обуви, обработка дерева. Изготовление тканей на равнине к началу XX в. поднялось до уровня мануфактурного производства, причем ткачи работали не только на дому, но и в специальных мастерских. Отдельные города и селения специализировались на производстве определенного вида тканей - хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных. Большая часть изделий из железа также производилась в специализированных городских мастерских. Сельские кузнецы в основном проводили только ремонт земледельческого инвентаря и различные мелкие работы. Гончарное ремесло нередко было специальностью целого селения, откуда изделия развозились по всей Средней Азии. Гончарством на равнине занимались исключительно мужчины и оно, как, впрочем, и большинство других ремесел, было наследственным.

Среди домашних ремесел у горных таджиков на первом месте также стояло ткачество. Здесь в основном производили шерстяные ткани из овечьей пряжи, которые использовались для шитья одежды, и ковры-паласы. Обработкой шерсти в горах занимались не только женщины, но и мужчины. Исключительно женскими занятиями были вязание шерстяных, нарядно орнаментированных чулок, и вышивание. В руках женщин находилось и гончарное дело. В отличие от гончарного производства на равнине, сосуды здесь изготовляли без применения круга способом ручной лепки. В некоторых селениях, расположенных вблизи залежей руд и других полезных ископаемых, возникли специализированные промыслы - выплавка железа, добыча соли, серы, квасцов, промывка золотоносного песка и др.

Связь жителей горных районов с населением равнины и общение горных селений между собой были затруднены из-за исключительной сложности рельефа. В горах не могла передвигаться не только распространенная на равнине двухколесная повозка - арба, но местами и вьючная лошадь. Наиболее пригодным для передвижения в горах был осел. Однако встречались участки пути, преодолеть которые мог только пешеход. Отправляясь в путь, горец брал с собой бурдюк из

-15-

бараньей шкуры: при помощи надутого бурдюка вплавь переправлялись через реки. Для переправы каравана из бурдюков составляли плот. Горцы следили за состоянием путей и троп. Там, где это было возможно, через потоки сооружали висячие мосты, вдоль отвесных скал над пропастью строили из хвороста и бревен карнизы-настилы - "овринги". Однако эти меры не могли избавить жителей высокогорных долин от вековой изоляции. Натуральное хозяйство в горах держалось стойко, и чем активнее шел процесс включения равнинных районов в систему рыночных связей, тем явственнее обнаруживались отсталость и архаизм культуры и быта горцев.

Городские и сельские поселения таджиков, живших в равнинных оазисах, имели сравнительно мало отличий. И для тех, и для других были характерны большие кварталы, состоявшие из групп огражденных глухими глинобитными стенами усадеб, разделенные узкими кривыми улочками, а также наличие общественного центра - базарной площади, к которой примыкали мастерские-лавки, и где находилась чайхана, служившая местом мужских собраний. Город от сельского поселения - кишлака - отличало в основном наличие административного центра - крепости и степень развития ремесел и торговли. Городские кварталы обычно населяли члены одной цеховой организации. В селении кварталы, как правило, принадлежали членам одной родственной группы. Это было характерно как для селений равнины, так и для селений, расположенных в горных районах. Горные селения, однако, не имели компактной планировки: в них кварталы располагались на значительном удалении один от другого и были отделены пахотными участками. Они тянулись цепочкой по дну долины или лепились по склонам окружающих ее гор.

На равнине усадьба обычно представляла собой одну или несколько построек, обращенных внутрь отделенного от улицы и соседней усадьбы двора. Двор делился на две части: внешнюю - "берун", мужскую, куда имелся доступ с улицы, и внутреннюю - "дарун", женскую, куда можно было попасть только через внешний двор. К внешней части двора примыкали некоторые хозяйственные помещения и помещение, предназначенное для приема гостей - "мехмонхона". Вход посторонним мужчинам во внутреннюю часть усадьбы был запрещен. В домах состоятельных хозяев часть внутреннего двора занимали сад и виноградник, а в центре его устраивался пруд - "хавз", куда подводили воду из соседнего

-16-

арыка. В горах дворов обычно не было, и квартал состоял из тесно прижатых друг к другу жилых и хозяйственных построек, нередко расположенных ярусами по склону.

Главным строительным материалом на равнине была глина. Постройки обычно возводили на сложенном из булыжника цоколе. Основу сооружения составлял каркас из деревянных брусьев, важнейшими деталями которого были продольные балки, клавшиеся по цоколю, и параллельные им балки, клавшиеся по поверхности стены, а также вертикальные столбы, соединявшие их по углам. Стены возводили из сырцового кирпича (самана) или битой глины (пахсы). В некоторых районах стены лепили из глиняных катышей, их укладывали в промежутки между вертикальными и наклонными жердями, которые укрепляли между угловыми опорными столбами каркаса. Верхние горизонтальные балки каркаса, уложенные по поверхности стен, служили основой перекрытия. На них клали несколько (обычно нечетное число) поперечных балок, а сверху вплотную укладывали расщепленные пополам тонкие бревна или жерди. Выше настилался слой тростника или соломы, а затем насыпалась земля. Для поддержания перекрытия больших помещений ставили опорные столбы. Верх крыши обмазывался глиной, перемешанной с соломой. Толстой глиняной обмазкой покрывались и стены, внутри и снаружи. Пол был глинобитным.

Исходной формой традиционного таджикского жилища считается прямоугольная постройка - "хона", разделенная на две половины: жилую часть - собственно <хона" и подсобную - "дахлиз". Это деление может быть условным - пол дахлиза делается несколько ниже пола основной части помещения или реальным - дахлиз отделяется невысокой деревянной перегородкой или стеной. Входят в дом со стороны дахлиза, здесь же находится очаг. Его устанавливают в примазанном к стене глинобитном возвышении. Он вырезается в толще глины и напоминает по форме широкогорлый сосуд с округлым дном. Над очагом сооружается небольшой навес, собирающий дым, который выходит через дымоход в стене. Этот очаг служит для приготовления пищи и кипячения воды. Для выпечки хлеба вне дома сооружается специальная печь - "танур". Для обогрева в полу жилой части дома делается углубление, в которое насыпают горячие угли. Над ними ставится невысокий столик - "сандали". В холодные вечера вся семья собиралась около сандали, его накрывали одеялом, которое старались растянуть так, чтобы

-17-

укрыть ноги всем членам семьи. Мебель в таджикских домах отсутствовала. Ее заменяли ковры, одеяла, подушки. Спали на полу на широких глинобитных возвышениях, шедших вдоль стен. На них же и ели, сидя вокруг расстеленной скатерти - "дастархана". В стенах дома устраивались ниши, куда помещали одежду, постели, утварь. Летом жизнь семьи в основном проходила во дворе. Для защиты от солнца вдоль фасада дома обычно устраивалась открытая терраса на столбах - "айвон".

Описанный тип таджикского жилища не был единственным. Существенные отличия имели жилища горцев - они строились из камня и в некоторых районах имели не плоские, а сводчатые перекрытия со световым люком в центре; в южном Таджикистане были распространены дома и с двускатными крышами и т.д. Имелись также существенные отличия в устройстве очага, во внутренней организации жилого помещения. Эти отличия были вызваны различными природно-климатическими условиями, культурно-историческими традициями отдельных районов и своеобразием социальной организации отдельных этнографических групп.

Одежда различных групп таджиков отличалась только деталями.

В состав мужского комплекса как горного, так и равнинного населения входили широкая рубаха - "курта" из хлопчатобумажной ткани, шаровары, халат, поясной платок и тюбетейка. Перед и спинку рубахи шили из одного куска, перегибая его на плечах и делая в середине вырез для головы. Рукава и бока пришивались к основному полотнищу. Такой покрой этнографы называют туникообразным. Шаровары - "эзор" делали широкими, свободными сверху и узкими книзу. Рубаху носили навыпуск, подпоясав сложенным по диагонали платком. Поверх рубахи надевали распашной прямой халат, летний - легкий без подкладки, зимний - на вате, простеганный сверху донизу. Обычно его шили из цветной, чаще полосатой (полосами вдоль) хлопчатобумажной ткани. Горцы носили халаты из некрашенной домотканной шерсти, по вороту их украшали вышитым орнаментом. Непременной частью горского мужского костюма были вязаные цветные чулки - "джураб", на них надевались сыромятные башмаки - чарыки ("чорук") на мягкой подошве. На равнине носили высокие мягкие сапоги-чулки - "махси", в которые заправлялись шаровары, при выходе из

-18-

дома на сапоги надевали кожаные галоши. Сапоги с каблуками использовались для верховой езды.

Голову мужчины брили, оставляли усы, а старики и бороду. На голову надевали тюбетейку, она представляла собой невысокий конический колпак, покрытый цветной вышивкой, своеобразной у различных групп. Поверх тюбетейки на равнине мужчины носили чалму. В XX в. у таджиков распространилась плоская квадратная черная тюбетейка с белой вышивкой - "чусти" (т.е. чустская), которую стали носить и женщины, ранее покрывавшие голову только платком.

Женский костюм был подобен мужскому, он также состоял из рубахи - "курта" и шаровар. Но женская курта была длиннее и украшалась вышивкой, она могла быть и однотонной и яркой многоцветной, с рисунком. Шаровары шились из двух видов ткани: верхнюю часть делали из более дешевой, а нижнюю, которая видна из-под рубахи, - из более дорогой и нарядной. У щиколотки шаровары затягивали тесьмой. Верхней одежды женщины вообще не имели, в холодную погоду они носили стеганый халат, подобный мужскому. Волосы расчесывали на прямой пробор и заплетали в косички и косы, к которым прикреплялись подобные косичкам шнурки из шерсти и украшения. При выходе за пределы дома женщина должна была надеть особую одежду - паранджу ("фаранджи"). Это был халат-мешок с ложными рукавами, сшитыми за спиной, и черной волосяной сеткой спереди ("чачван"), который надевался сверху на голову и скрывал фигуру и лицо. Обычай ношения паранджи пришел к таджикам только вместе с утверждением мусульманской религии и поддерживался духовенством. В кишлаках, однако, он не получил массового распространения, а в некоторых горных районах вообще не привился.

Основной формой семьи у таджиков в начале XX в. была малая семья, однако вплоть до 30-х годов в отдельных регионах сохранялись большие неразделенные семьи, объединявшие несколько поколений. В равнинных районах малая семья господствовала, но тесная связь между родственными семьями сохранялась. Одним из проявлений этой связи было стремление селиться внутри родового квартала или даже отдельным кишлаком. Стойко сохранялся обычай взаимопомощи, предпочтение родственных браков, особенно кузенных, родовые кладбища. И в горных, и в равнинных районах быт семьи определялся принципом патриархальности: по отцовской линии велся отсчет родства, мужчина являлся гла-

-19-

вой дома и основным владельцем имущества, ему принадлежало предпочтительное право наследования, он имел преимущественное право на развод и на детей в случае развода и т.д. Непременным условием брака был калым, который выплачивался отцу невесты. В состоятельных семьях обычной нормой было многоженство. В горах в связи с большим значением женского труда, особенно в скотоводстве, женщина не изолировалась от общества, как это было на равнине, особенно в городах, где она не имела права без паранджи покидать внутреннюю часть усадьбы, и фактически была пленницей мужа.

Общественная жизнь таджиков сосредоточивалась в пределах кишлака или квартала, которые более или менее стойко сохраняли традиции соседской общины. В горных районах еще удерживалось право коллективного пользования частью общинных земель (покосы, пастбища, пустоши и т.п.) и право общественного надзора за использованием земель, находившихся в частном владении, существовали различные виды коллективных работ и взаимопомощи. Наряду с мечетью, являвшейся не только местом культовых действий, но и постоянным местом собраний членов общины, в горных кишлаках имелись обычно располагавшиеся рядом с мечетью мужские дома - "алоухона" ("дом огня"). В алоухона проводились общественные празднества, принимались гости, обсуждались дела, в зимние вечера сюда сходилось все население и устраивалась коллективная трапеза, с развлечениями: пением, танцами, играми, слушали сказочников, сказителей, певцов. В равнинных кишлаках и городах алоухона не сохранились, их функции частично перешли к чайным ("чайхана"), частично к особым вечерним собраниям с совместной трапезой - "джура" ("тугма"), которые объединяли лиц одного возраста, вносивших определенный пай.

Большое влияние на семейную и общественную жизнь таджиков оказывала религия - ислам суннитского толка. Служители культа принимали участие почти во всех семейных и общественных обрядах и празднествах. В их руках находилось образование, сущность которого сводилась к заучиванию молитв, текста Корана и элементарному объяснению его содержания. Мусульманское духовенство широко использовало древние неисламские по своему происхождению верования и обряды, вело торговлю различными амулетами - оберегами, поощряло поклонение языческим святилищам, превратив их в святые места - "мазары", поддержива-

-20-

ло старый культ предков, связав его с почитанием мусульманских святых и праведников.

В семейной и общественной обрядности таджиков, особенно горных районов, из-под мусульманской религиозности явственно выступали черты более ранних религиозных воззрений и, в том числе первобытных анимистических и магических верований. Наиболее ярко они проявлялись в период празднования Нового года - Навруза, который по древней земледельческой традиции отмечался весной перед началом полевых работ. Сам Новый год наступал в день весеннего равноденствия - 21 марта, но связанные с ним обряды начинались еще в первые теплые дни февраля. Они состояли из общественных ритуальных пиршеств и увеселений, в том числе гуляний за пределами города или кишлака, в которых участвовали не только мужчины, но и женщины, и дети. Накануне Навруза подростки, украсив себя цветами, с пением песен, восхваляющих весну и Навруз, носили от дома к дому шест с букетом весенних цветов, а хозяйки готовили ритуальное кушанье "суманак" - кисель из проросших зерен пшеницы. В ночь Навруза дом окуривали благовонными травами и зажигали светильники. А наутро, надев чистую и по возможности новую одежду, все отправлялись на гулянье (мужчины и женщины отдельно). В этот день проходили соревнования борцов и наездников, устраивались представления бродячих артистов - "масхарабоз", фокусников, музыкантов. Женщины качались на качелях, молодежь развлекалась играми. Яркие народные обрядовые гулянья, связанные, как и Навруз, с культом оживающей природы и плодородия, устраивались и поздней весной, когда распускались маки и тюльпаны. Тюльпану был посвящен особый праздник - "Лола", сопровождавшийся обрядовыми купаниями, танцами, пением, факельным шествием мужчин.

После присоединения Средней Азии к России большая часть территории современного Таджикистана (в основном, горные районы) вошла в состав Бухарского эмирата, меньшая часть (некоторые северные районы) - в состав управлявшегося русской администрацией Туркестанского генерал-губернаторства. Бухарский эмират - классический образец восточной деспотической монархии. Его социальной основой был разветвленный военно-административный аппарат, в том числе различные группы феодалов-землевладельцев. Феодальными собственниками земель являлись также государство и мусульманское духовенство. На территории генерал-

-21-
губернаторства крупные феодальные владения были ликвидированы, и была закреплена общинно-подворная собственность на землю, с единой государственной системой обложений, а также проведен ряд реформ с целью ускорения капиталистического развития, которые несколько смягчили режим неограниченного произвола местных владетелей. Однако, несмотря на различия в формах эксплуатации и методах административного управления, на всей заселенной таджиками территории сохранялись характерные черты средневековья - низкий уровень развития производительных сил, острая нехватка пахотных земель, произвол и насилие феодалов, темнота и забитость основной массы трудящегося населения.

В 1924 г. на юге Средней Азии на заселенных таджиками землях была образована Таджикская АССР, в 1929 г. - Таджикская ССР. В 1991 г. провозглашена Республика Таджикистан.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.