Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себеОГЛАВЛЕНИЕГЛАВА I. СНЫ ОБ УДОВОЛЬСТВИЯХ 1. Метод Артемидора
|
Добродетельные души |
|
Сновидения состояний |
Событийные сны |
||
Прямо |
Посредством знаков |
Прямосозерцательные |
Аллегорические |
||
Никогда |
Чаще всего |
|
|
||
Обычные души |
Сведущие |
|
Чаще всего |
|
Чаще всего |
Несведущие |
Чаще всего |
|
|
|
|
Последняя ячейка таблицы -- аллегорические сновидения событий,
возникающие у обычных людей,-- как раз и опреде-
__________
1 Харитон Афродисийский. Повесть о любви Херея и Каллирои, V, 5.
22
ляет поле деятельности онирокритика. Именно здесь интерпретация
оказывается возможной, поскольку видение не прозрачно, но использует образы,
призванные свидетельствовать о том, чем они не являются; именно здесь
интерпретация оказывается полезной, поскольку позволяет подготовиться к
событиям, непосредственно не данным.
2. Расшифровка онейрических аллегорий осуществляется с помощью
аналогии, к которой Артемидор возвращается неоднократно: искусство
онирокритики имеет в своей основе закон сходства; "снотолкование и есть не
что иное, как сопоставление подобного"1.
Эта аналогия у Артемидора функционирует в двух планах. Прежде всего,
речь идет о естественном сходстве образов сновидения с теми или иными
предсказанными в них элементами будущего,-- сходстве, которое Артемидор
раскрывает, прибегая к самым различным средствам. Здесь и "качественная
идентификация": видеть болезнь -- к ухудшению здоровья либо материального
положения; снится грязь -- значит, тело наполнят вредоносные субстанции; и
отождествление имен: "баран" (krios) означает "хозяина, правителя, царя" в
силу игры слов krios/kreion2*; и символическое родство: лев
снится атлету в знак победы**, барс же знаменует несчастье; и отсылка к
поверью, пословице, мифу: медведица, ассоциируемая с аркадской
Каллисто3,-- знак женщины; и принадлежность к одной категории
существования: так, свадьба и смерть могут "намекать друг на друга" во сне
постольку, поскольку и та, и другая суть telos, или "предельные события"
жизни5; и сходство в действиях: больному жениться на девице -- к
смерти, потому что с женихом "происходит все то же, что и с
покойником"6.
______________
1 Артемидор. Сонник, II, 25. 2 Там. же, II, 12.
* Артемидор использует здесь глагол kreiein, который, по его словам, "у
древних значит "властвовать"".-- Прим. ред.
** "Льва видеть ручного, ласкающегося и дружелюбно подходящего -- к
добру и приносит пользу <...> атлету -- от крепости его тела
<...> ибо лев силой и могуществом подобен ему" (Там же, II, 12).--
Прим. ред.
3 Там же, II, 12.
4 Там же. II, 12.
5 Там же, II, 49 и 65.
6 Там же, II, 65.
23
Используется и аналогия по ценности. Именно ее следует рассматривать
как главный пункт в той мере, в какой онирокритика призвана определять,
насколько благоприятны (либо неблагоприятны) те или иные события. Вся
область сновидческих означаемых у Артемидора делится по бинарному принципу
на хорошее и плохое, благоприятное и неблагоприятное, счастливое и
несчастливое. Следовательно, вопрос состоит в том, каким образом значимость
приснившегося действия может предвещать грядущее событие. Общий принцип
весьма прост. Вещий сон благоприятен, если представленное в нем действие
"положительно". Но как измерить его ценность? Артемидор предлагает шесть
критериев. Сообразно ли [действие] природе? Сообразно ли оно закону?
Сообразно ли обычаю? Сообразно ли "ремеслу", techne, иными словами, тем
правилам и практикам, которые позволяют достигать целей той или иной
деятельности? Сообразно ли времени (то есть совершается ли в надлежащий
момент и в соответствующих обстоятельствах) и, наконец, имени (иначе говоря,
не является ли его имя само по себе есть благоприятным предзнаменованием)?
"Знатоки говорят, что благоприятными следует считать видения, согласные с
природой, законом, обычаем, ремеслом, именем и временем. <...> Для
сновидца согласные природе сны серьезнее противоречащих ей", последние же
зловещи, если не бесполезны в силу "особых обстоятельств"1*.
Впрочем, Артемидор тотчас замечает, что этот принцип не универсален и знает
исключения,-- он допускает известную инверсию ценности: так, событийные сны,
"хорошие внутри", могут оказаться "снаружи дурными": приснившееся
благоприятно, но предвещает событие печальное (например, видеть во сне, что
пируешь с божеством, само по себе к добру, если же это божество -- Кронос,
закованный сыновьями в цепи,-- видение предсказывает сновидцу
темницу)2. Другие сны, напротив, "внутри дурны" и "хороши
снаружи": так, если рабу снится, что он отбывает во-
____________
1 Там же, I, 3; IV, 2.
* Комментатор русского перевода усматривает здесь аллюзию на
Псевдо-Гиппократа (Об образе жизни, IV, 88). Ср. также перевод Т. Миллер и
М. Гаспарова: "Явления, соответствующие природе, важнее тех, которые
противоречат ей, если только последние сами по себе не приносят пользы".--
Прим. ред.
2 Артемидор. Сонник, I, 3.
24
енную службу, сон предвещает ему свободу, поскольку воин не может быть
рабом. Таким образом, позитивные и негативные знаки и их означаемые окружены
широким полем возможных вариантов. Речь идет не о непреодолимом сомнении, но
о том, что следует учитывать как все аспекты явленного во сне образа, так и
ситуацию сновидца.
Это несколько затянувшееся отступление понадобилось нам для того, чтобы
перейти к Артемидорову анализу сексуальных сновидений, уяснив механизм его
интерпретаций и определив, как моральная оценка половых актов сказывается в
расшифровке содержащих их снов. Действительно, было б опрометчиво
воспринимать этот текст в качестве документального свидетельства ценности и
легитимности половых актов. Артемидор не говорит хорошо или плохо,
нравственно или безнравственно совершать тот или иной половой акт, но лишь:
хорошо или плохо, благоприятно или неблагоприятно видеть во сне, будто
совершаешь его. Принципы, которые можно таким образом выделить, относятся не
к самим актам, но к их автору, точнее, к актеру, поскольку в онейрической
сцене он -- автор сновидения, и своим действием предсказывает то хорошее или
плохое, что должно его постигнуть. Два главных правила онирокритики: вещий
сон "прорицает бытие", и прорицает его по аналогии,-- проявляются в том, что
сновидение говорит о событиях, удаче или неудаче, благополучии или
несчастьи, которые в реальности характеризуют способ бытия субъекта, причем,
говорит это посредством отношения по аналогии со способом бытия -- хорошего
или плохого, благоприятного или неблагоприятного -- субъекта как актера
сексуальной сцены сновидения. Не стоит искать в этом тексте какой-либо
кодификации того, что следует или чего не следует делать: он лишь выявляет
этику субъекта, все еще бытовавшую во времена Артемидора.
Сексуальным снам Артемидор посвящает три полных главы
трактата1; к этому следует добавить и многочисленные замечания,
разбросанные по всему тексту. Он строит свой анализ на различении трех типов
половых актов ("соединений"): во-первых, это "соединение", сообразное закону
(kata потоп), а также "естеству" и "обычаю", во-вторых, "соединение,
противное закону" (para потоп), и, наконец, соединение, "противное естеству"
(para phusin). Дистинкция не очень-то и внятная: ни один из терминов не
определен, не известно, как между собой сочетаются вышеперечисленные
категории (следует ли, например, понимать "противоестественные" как подвид
"противозаконных"); некоторые "соединения" попадают сразу в два разряда. Мы
здесь и не можем ожидать строгой классификации, относящей все возможные
половые акты либо к законным, либо к незаконными, либо к
противоестественным. Тем не менее, при детальном разборе в этом разделении
начинает проглядывать некоторая осмысленность.
1. Для начала рассмотрим "соединения по закону". Нашему
ретроспективному взгляду кажется, что в посвященной им главе смешаны очень
разные вещи: адюльтер ("соединение с любовницей") и брак, отношения с
проститутками ("соединение с гетерами") и связи с домашними рабами или
рабынями, мастурбация с помощью слуги... Забудем на минуту то значение,
которое обычно придается понятию сообразности с законом. По сути дела одно
место этой главы довольно ясно выявляет ход анализа. Артемидор выводит общее
правило, согласно
____________
1 Главы 78-- 80 книги I.
26
которому образы женщин в сновидении суть символы ("подобия") "того, что
приключится со сновидцем": каковы "обстоятельства" привидевшейся женщины,
какова она "видом и поведением, таковы и обстоятельства его [сновидца]
ждут"1. Следует помнить, что, согласно Артемидору, вещий смысл
сна, а значит в какой-то мере и моральную оценку приснившегося акта,
определяет состояние ("обстоятельства") партнеров, но не форма самого акта.
"Обстоятельства" нужно понимать здесь в широком смысле: это и социальный
статус "другого", и семейное положение (холост он или нет), и профессия, а
также свободный он или раб, старик или юноша, богач или бедняк; это и место,
где с ним встретился сновидец, и отношения, которые его с этим сновидцем
связывают (супруга, любовница, раб, молодой протеже и т. д.). Теперь,
несмотря на всю неупорядоченность текста, можно понять, каким образом он
разворачивается: учитывая ранг и статус возможных партнеров, отношение их к
сновидцу и место встречи с ним.
Три персонажа прежде всего фигурируют в тексте, воспроизводя
традиционный ряд трех доступных сновидцу категорий женщин: жена, любовница,
гетера. Если снится "соединение" с супругой, это благоприятный знак,
поскольку оно признанно и законно, а "жена есть для сновидца его ремесло и
занятие, доставляющее ему удовольствие, или же то, над чем он начальствует и
властвует". Поэтому "сон означает что от всякого такого будет ему [сновидцу]
выгода, потому что и от выгоды людям приятно, и от любовных соединений
приятно". В этом отношении нет никаких различий между супругой и любовницей.
Иное дело гетеры. Анализ, предлагаемый Артемидором, весьма любопытен: гетеры
должны были бы сниться к добру: во-первых, видеть женщину, то есть источник
наслаждения, вообще благоприятный знак, а во-вторых, они "прозываются
податливыми и отдаются без отказу". В конечном счете, "соединение с гетерами
в блудилище означает малый стыд и малый расход",-- ведь и посетители таких
домов испытывают и стыд, и расход",-- что, несомненно, несколько понижает
ценность события, о котором говорит сон, изображающий этих женщин.
________________
1 Там же, I, 78.
27
Но особенно отрицательно влияет на значение сна место встречи с
гетерами; тому есть две причины. Одна лингвистическая: хотя слово, которым
именуют "блудилище",-- ergasterion,-- обозначает также и мастерскую, и
лавку, что придает ему положительное оттенок, его, равно как и кладбище,
зовут еще "местом для всех", "общим местом", короче говоря, публичным
домом*. Вторая причина касается мотива, весьма распространенного в
сексуальной этике философов и медиков,-- речь идет о пустой трате спермы, о
ее потере без "прибыли", то есть без потомства, которое должна приносить
женщина: в блудилище же "семя человеческое" погибает зря. Ввиду такого
двойного основания сон о посещении гетеры может предвещать смерть.
В дополнение к классической триаде "жена/любовница/ проститутка"
Артемидор упоминает и случайных, или "незнакомых", женщин. Смысл такого сна
зависит прежде всего от социальной значимости представленной в нем женщины:
если она "хороша собой, приятна, в дорогих тонких платьях и с золотыми
ожерельями, а в любви податлива", тогда сон к добру. Если же она "стара,
некрасива, отвратительна, дурно одета, бедственно живет и неподатлива",
тогда предсказание неблагоприятно.
Домочадцы -- слуги и рабы -- составляют другую категорию возможных
сексуальных партнеров. Здесь мы оказываемся вовлечены в порядок прямого
обладания: раб свидетельствует о богатстве не по аналогии, но составляют его
неотъемлемую часть. Таким образом, само собою разумеется, что удовольствие,
которое дает сновидцу "соединение" с партнерами этого типа, означает, что в
будущем он получит удовольствие от своего имущества, которое, "очевидно,
сделается больше и богаче". Здесь осуществляют законное право, извлекают
выгоду из собственности. Следовательно, в силу своей "статусности" и
законности это сон благоприятный. Причем, пол партнера,-- девушка это или
юноша,-- конечно же, не имеет значения; главное, что он раб. Вместе с тем,
Артемидор наделяет
_______________
* Комментатор русского перевода находит здесь реминисценцию из Сенеки
Старшего (I, 2, 5), согласно которому "общим местом" (с намеком на третье,
риторическое значение этого слова) называл публичный дом ритор Аврелий Фуск
(см. ВДИ.-- 1990.-- No1.-- С. 254, прим. 84).-- Прим. ред.
28
особым значением роль сновидца в половом акте, отмечая его активность
или пассивность. Нарушение во сне социальной иерархии истолковывается как
дурное предзнаменование: "когда раб тобой обладает, это не к добру, ибо
означает презрение и убыток от рабов". Подчеркнув, что речь здесь идет не о
прегрешении против природы, но о посягательстве именно на социальную
иерархию и надлежащее ("справедливое") положение вещей, Артемидор мимоходом
замечает, что столь же неблагоприятен смысл сновидений, в которых сновидцем
обладает его враг или брат, старший или младший,-- и в том, и в другом
случае равновесие нарушается.
Следующая группа отношений. К добру видеть "соединение" со знакомой
женщиной, незамужней и богатой, "ибо кто кому предлагает свое тело, тот как
бы предлагает и то, что при этом теле имеется": одежду, драгоценности и
прочие материальные блага. Сновидение, напротив, неблагоприятно, если
женщина замужем и пребывает во власти супруга: закон запрещает вступать с
ней в связь и карает прелюбодеев, а значит, в будущем сновидца ждет
наказание того же толка. А если снится "соединение" с мужчиной? Для женщины
(здесь одно из тех редких мест книги, где учтены женские сны) такое
сновидение благоприятно в любом случае, ибо сообразно ее природе и
социальной роли. Когда же мужчине снится, что им обладает другой мужчина,
тогда дифференцирующим признаком хорошего или дурного значения будет статус
партнеров: сновидение благоприятно, если тот, кто обладает сновидцем, старше
и богаче (поскольку "от таких людей обычно берут",-- это знак ожидаемого
дохода), и неблагоприятно, если он моложе и беднее или же старше, но нищий
(поскольку "таким обычно дают" -- знак ожидаемого убытка). Последняя группа
снов о "соединениях по закону" связана с мастурбацией и при этом тесно
ассоциирована с темой рабства,-- и потому что речь идет об услуге, которую
оказывают самому себе ("руки, орудующие телом, суть как бы его служители"),
и потому что слово, обозначавшее экзекуцию -- порку привязанного к пыточному
столбу раба, одновременно означало эрекцию: раб, которому снилось, "будто
ему таким образом служит его хозяин", был "привязан к столбу и сильно
высечен". Как мы видим, диапазон "сообразного закону" очень широк и
29
включает в себя супружескую близость, связь с любовницей, а также
соитие (в активной или пассивной роли) с другим мужчиной и даже мастурбацию.
2. Область "противного закону" составляют, согласно Артемидору, главным
образом, инцесты1, причем инцесты, взятые в очень узком смысле
как отношения родителей с детьми. Инцест между братом и сестрой входит в
отношения отец/дочь;
касательно же инцеста между братьями, Артемидор колеблется, отнести ли
его к разряду kata потоп или к para. потоп. Во всяком случае, он упоминает о
нем и под одной, и под другой рубрикой.
Сновидение, в котором отец "обладает" сыном или дочерью, всегда
неблагоприятно, причем, здесь важен "физиологический" момент: так, если сыну
нет еще пяти, сон предвещает ему смерть, а сновидцу "порчу" и смерть; если
ребенок в возрасте от пяти до десяти лет, сон сулит ему болезнь, а сновидцу
"неразумные действия и убыток"; даже если сын уже "не дитя", сон все равно
нехорош, поскольку отражает отношения невозможные и пагубные. В самом деле,
совокупляться с собственным сыном, тратить на него свое семя -- вообще
занятие бесплодное: пустой расход, из которого не извлечешь никакой выгоды,
и сулит сновидцу, соответственно, "расходы" -- большой урон в деньгах; но
особенно дурное предзнаменование -- видеть совокупление со взрослым уже
сыном, который не может мирно ужиться с отцом в [родительском] доме, где оба
они стремятся властвовать. Лишь в одном только случае такого рода сон будет
к добру: когда взрослый сын "находится в дальней отлучке", "соединение" с
ним отца "по самому смыслу" действия предвещает им "встретиться и
свидеться"; впрочем, если отец выступает в пассивной роли, то, кому бы сон
ни снился,-- отцу или сыну,-- значение его зловеще: иерархический порядок
нарушен, полюса господства и активности перевернуты . Если сын "обладает"
отцом, это предвещает от-
______________
1 Там же, I, 78 и 79.
2 Заметим, однако, что по толкованию, приведенному в параграфе 4
книги IV, совокупление с больным сыном, сопровождаемое чувством радости,
снится к выздоровлению ребенка, а сопровождаемое чувством печали,-- к
смерти. Таким образом Артемидор специально отмечает, что именно характер
ощущений, сопутствующих акту,-- положительный либо отрицательный,--
определяет значение сна.
30
цу убыток и, одновременно, "изгнание и вражду" -- сыну*. Видеть во сне
соитие с дочерью для отца ничуть не лучше и тоже предвещает большие убытки:
если дочь в "брачном возрасте", значит она уйдет к мужу, а отец вынужден
будет дать за ней приданое (именно таков смысл "напрасной траты" отцовского
семени); если же дочь замужем, то она оставит мужа и вернется к отцу,
которому придется о ней заботиться. Такой сон может быть благоприятен, если
только отцу-бедняку снится, что "соединение" с богатой дочерью: "он получит
от дочери выгоду, которая будет для него наслаждением"1.
Удивительно, но соитие с матерью (Артемидор рассматривает только инцест
"мать/сын" и никогда "мать/дочь") часто снится к добру. Стоит ли, исходя из
артемидоровского принципа корреляции между предсказательным и моральным
значениями, заключать, что инцест "мать/сын" не считался предосудительным?
Или здесь Артемидор допускает исключение?.. Отметим, что безусловно
признавая инцест "мать/сын" достойным морального порицания, он часто толкует
его в благоприятном смысле, поскольку видит в образе матери некую модель,
своего рода "матрицу" множества социальных связей и форм деятельности. Так,
"ремесло -- это мать-кормилица", следовательно, соитие с ней предвещает
"обилие работы и заработка от ремесла". Родина -- тоже мать, поэтому сон о
"соединении" с ней благоприятен "для демагогов и политиков" и сулит
возвращение домой изгнанникам. Мать еще и плодородная земля, из которой мы
вышли; обладание ею снится к добру, если сновидец "судится из-за земли,
хочет купить землю, заниматься земледелием", но для больного это сон
зловещий, поскольку "проникновение" в землю-мать означает смерть.
3. Акты, "противные естеству", Артемидор рассматривает в двух соседних
главах: одна из них посвящена отклонениям от позы, установленной природой, а
также дополняет и завершает интерпретацию инцестуальных снов; вторая
касается отношений, в которых само "естество" партнера обусловливает
противоестественный характер соития2.
________
* Артемидор (I, 78) прямо отождествляет отца с народом.-- Прим. ред.
1 Там же, I, 78.
2 Там же, I, 79-- 80.
31
Артемидор исходит из принципа, согласно которому "каждая порода усвоила
какую-нибудь одну позу и не отступает от нее, потому что следует природе.
Так, одни животные вскакивают друг на друга сзади, как конь, осел, козел,
бык, олень и прочие четвероногие; другие сперва соединяются ртами, как змея,
голубка и ласка; третьи соединяются помалу, как воробьи; четвертые --
пригибая самку всей своей тяжестью, как разные птицы; пятые даже не
приближаются друг к другу, а самки собирают семя, выдавленное самцом, как у
рыб". Подобно этому и людям "присуща одна только поза, лицом к лицу". Так
плотская связь представляет собой акт полного обладания, и если женщина
"послушна" и "согласна", то мужчина является полным "господином" ее тела.
Все же прочие позы "выдуманы от изощренности и разнузданности". Эти
противоестественные [формы сексуальных] отношений, когда человек "стеснен" и
чувствует себя принужденно, всегда предвещают ущерб в отношениях социальных
(раздор, враждебность) или ухудшение экономического положения.
Среди этих "вариаций" полового акта Артемидор особо выделяет оральный
эротизм. Он резко осуждает его,-- и такое отношение было обычным в
античности1,-- прибегая к характеристикам в роде:
"неудобосказуемый образ", "пагуба", "прегрешение". К добру он снится только
тем, чья профессиональная деятельность связана с его спецификой, кто
"зарабатывает на жизнь ртом": ораторам, софистам, флейтистам, трубачам...
Для прочих же видеть себя за этим занятием, сопровождающимся бесплодным
извержением семени,-- к пустым тратам. Противное естеству, напрочь
исключающее возможность поцелуя или совместной трапезы, оно предвещает
разрыв, вражду, а порой и смерть.
Но есть и другие виды противоестественных сексуальных отношений,
обусловленные "естеством" самих партнеров. Артемидор насчитывает их пять:
совокупление с божеством, с животным, с покойником, с самим собой, наконец,
связь между женщинами. Отнесение последних двух категорий к числу
противоестественных менее всего понятно. "Соединение с самим собой" не
следует понимать как мастурбацию, упомяну-
_____________
1 Р. Veyine. L'homosexualite a Rome//L'Histoire.-- Janvier
1981.-- Р. 78.
32
тую среди "соединений по закону". Под противоестественным соитием с
самим собой подразумевается, во-первых, введение полового члена в
собственное тело ("проникновение в себя"), во-вторых, поцелуй члена
(сновидец "целует себя в чресла"), в-третьих, оральный секс
("неудобосказуемое соединение") с самим собой. В первом случае сон
предвещает богатому "потерю состояния, великую нужду, голод", а бедному --
"тяжелую болезнь, мучения"; во втором -- рождение или возвращение домой
детей; в третьем -- для нищего, раба или должника добро, для всех остальных
бездетность или смерть детей, утрату жены или потерю любовницы ("кто может
любиться сам с собой, тому женщина не нужна"), нужду и болезни.
Касательно связей между женщинами вполне уместно задаться вопросом,
отчего они зачислены в категорию "противоестественных" отношений, тогда как
связи между мужчинами отнесены к другим разрядам (и главным образом, к
"законным" актам). Причина кроется, несомненно, в форме этих отношений,
точнее, в способе проникновения: согласно Артемидору, женщина с помощью
"уловки" как бы узурпирует роль мужчины, неправомерно замещает его, сходясь
с другой женщиной. Когда речь идет о мужчинах, проникновение -- действие,
само по себе в высшей степени мужское -- не противоречит природе (даже если
его и можно рассматривать как постыдный, не подобающий для одного из двоих
участников акт). Но "соединение" двух женщин, совершающееся благодаря
уловкам и вопреки природе обеих, всегда противоестественно, равно как
совокупление человека с божеством или животным. Женщине такой сон сулит
пустые хлопоты, развод или вдовство. Кроме того, связь между женщинами может
сниться к "выдаче тайны" или обмену женскими секретами.
Необходимо отметить две особенности, характерные для Артемидорова
анализа сексуальных снов в целом. Прежде всего, сновидец присутствует в
своем сне; сексуальные видения, толкуемые Артемидором, никогда не
представляют собой чистую фантасмагорию (фантазму), которая разворачивается
перед глазами сновидца-зрителя, но независимо от него. Сновидец всегда
принимает участие в своем видении, и всегда -- в роли главного действующего
лица; то, что он видит,-- это он сам в своей сексуальной деятельности:
следовательно, перед нами точное наложение субъекта сна о половом акте на
субъект акта, происходящего во сне. С другой стороны, можно заметить, что у
Артемидора половой акт и сексуальные наслаждения очень редко служат
означаемыми элементами предсказания; лишь в немногих исключительных случаях
сновидения предвещают половой акт или убыль в наслаждениях'. Напротив, в
исследуемых здесь главах [образы сексуального] проанализированы и
сгруппированы как компоненты вещего сна и значащие элементы предсказания:
они фигурируют преимущественно в плане "означающего" и почти никогда в плане
"означаемого": это знаки, но не смыслы, представления, но не представленные
события. Таким образом, интерпретация Артемидора связывает "актера",
исполняющего половой акт, со сновидцем-наблюдателем, иными словами,
протягивает нить от субъекта к субъекту. Цель интерпретатора -- исходя из
[анализа] полового акта и роли, в которой субъект предстает перед собой в
своем же сне, установить, что произойдет со сновидцем после пробуждения.
________________
1 Так, сексуальные элементы как означаемое сна встречаются в
книгах IV (гл. 37, 41, 46, 66) и V (гл. 24, 44, 45, 62, 65, 67, 95).
34
Очевидно, что Артемидорова мантика с завидным постоянством выявляет в
сексуальных снах социальное означаемое. Разумеется, такие сновидения могут
сулить и перемены в состоянии здоровья -- болезнь или выздоровление;
случается им выступать и знаком смерти. Но намного чаще они предвещают успех
или крах в делах, обогащение или разорение, семейное благоденствие или
раздоры, прибыль или убыток, выгодный брак или несчастливую связь, споры,
соперничество, примирения, удачи и неудачи в общественной карьере, ссылка,
осуждение. Сексуальное сновидение предсказывает судьбу сновидца в социуме,--
роль, которую он исполняет в сцене полового акта, предвосхищает роль,
которая будет отведена ему в семье, ремесле, общественной деятельности.
На то есть две причины. Одна из них общего порядка и связана она с
особенностями языка, которые широко использует Артемидор. Греческому, как,
впрочем, в разной степени и ряду других языков, присуща отчетливо выраженная
нерасчлененность сексуального и экономического смысла ряда слов. Так,
референтом слова soma, означающего тело, может выступить также богатство или
имущество -- "добро"; отсюда возможность замещения телесного "обладания"
обладанием имущественным1. Ousia -- это сущность, но и состояние
(имение), а кроме того, семя: потеря спермы знаменует утрату
собственности2. Термин ЫаЬе, "ущерб" обозначет утрату имущества
или денег ("убыток"), но применим и тогда, когда человек подвергается
насилию или играет в половом акте пассивную роль ("урон")3.
Артемидор использует также полисемию "долгового словаря": слова, которые
означают, что человек, принуждаемый платить долг, пытается избежать уплаты,
могут указывать на сексуальное желание, удовлетворив которое, он
освободится: термин anagkaion -- "нужное место", или "половой член" --
находится на пересечении всех этих значений4.
___________
1 Там. же, II, 77; ср. также IV, 4: "Ведь мы используем слово
"обладать" и для "совокупляться" и для "владеть чем-то"".
2 Там же, I, 78.
3 Там. же; ср. также IV, 66,-- сновидцу снится, будто он
превратился в мост:
"<...> Если же такой сон увидит женщина или миловидный мальчик,
то они предавшись разврату, будут принимать многоих", а богатого человека
начнут "презирать и <...> как бы попирать".
4 Там же, I, 79; см. также I, 45.
35
Вторая причина касается формы и специфического назначения труда
Артемидора: книги написана мужчиной, адресована, в сущности, мужчинам, и
предназначена помочь им в их мужской жизни. Нельзя забывать о том, что
толкование снов не было предметом праздного любопытства и к нему не
относились как обычному времяпровождению; то был труд, необходимый для
обустройства своего существования и подготовки к грядущим событиям.
Поскольку ночи пророчат о том, что приносят дни, то для того, чтобы должным
образом организовать свое существование в качестве мужчины, хозяина дома и
главы семейства, следует уметь расшифровывать приснившиеся сны. Такова
перспектива книги Артемидора: руководство для ответственного мужчины,
хозяина дома, помогающее ему ориентироваться в повседневной жизни, используя
знаки, которые ее предвосхищают и прорицают. Он пытается отыскать в образах
сна ткань именно такой семейной, экономической и социальной жизни.
Но и это еще не все: интерпретативная практика, представленная в
дискурсе Артемидора, показывает, что сексуальный сон сам по себе
постигается, перерабатывается, анализируется наподобие некоей социальной
сцены: если сон вещает "к добру" или "не к добру" относительно таких вещей,
как профессиональная, патримониальная, семейная и политическая практики,
общественное положение, дружба, покровительство, это свидетельствует о том,
что представляющие их половые акты состоят из тех же элементов, что и эта
сцена. Проследив ход Артемидорова анализа, можно ясно увидеть, что
толкование снов, содержащих aphrodisia, в терминах социальных успехов и
неудач, достижений и провалов, предполагает известную единосущность обеих
сфер. Проявляется это на двух уровнях:
там, где элементы сновидений берутся как материал для анализа, и на
уровне принципов, которые позволяют наделять смыслом (прогностической
ценностью) эти элементы.
1. Какие аспекты сексуальных снах Артемидор выделяет в качестве
существенных для своего анализа?
Прежде всего действующие лица. Так, в случае самого сновидца,
Артемидора интересует не его прошлое, отдаленное или близкое, не состояние
его души, не страсти, но социаль-
36
ные характеристики: возрастная категория, занятие, гражданские
обязанности, женит ли он детей, грозит ли ему разорение или враждебность
близких и прочее. Подобным же образом как "персонажи" рассматриваются и
партнеры по сновидению; онейрический мир Артемидора населен индивидуумами,
лишенными индивидуальных физических черт, а Также аффективных или
обусловленных страстями связей с самим сновидцем и выступающими в качестве
социальных контуров:
юноши либо старики (по крайней мере, уточняется, моложе они или старше
сновидца), богатые либо бедные, они приносят богатство либо требуют даров;
отношения с ними сводятся к покорности либо к унижению; это вышестоящие,
которым надлежит подчиниться, либо нижестоящие, чью зависимость можно
использовать на законных основаниях; это домочадцы либо чужие; свободные
мужчины либо женщины, подвластные мужу; рабы либо профессиональные
проститутки.
Что до происходящего между этими типажами и сновидцем, то тут
сдержанность Артемидора поистине замечательна. Никаких нежностей, сложных
комбинаций, фантасмагорий,-- лишь несколько совсем простых вариаций вокруг
главной формы -- соития. Кажется, именно оно составляет самое суть
сексуальной практики, по крайней мере является тем единственным, что
заслуживает упоминания и имеет смысл в анализе сновидения. Совокупление, с
его несколькими позами и, главное, полюсами активности и пассивности,
оказывается инстанцией, в гораздо большей степени сообщающей определенное
качество половому акту, нежели тело с его различными частями и удовольствие
с его качествами и интенсивностями. Вопрос, который Артемидор настойчиво
обращает к изучаемым им снам, должен уяснить, кто кем обладает. Активен или
пассивен субъект сна (почти всегда это мужчина)? Обладает ли он, доминирует
ли, получает ли удовольствие? Подчиняет ли он себе других, или обладают им?
Идет ли речь о связи с сыном или отцом, с матерью или рабом,-- вопрос почти
всегда неизменен (если только ответ на него не подразумевается изначально):
как происходит "соединение"? Или точнее: в какой позе субъект совокуплялся?
Все без исключения сны (в том числе и "лесбийские") исследуются с этой и
только с этой точки зрения.
37
Таким образом, акт соития -- эта сердцевина сексуальной деятельности,
исходный материал интерпретаций и смысловое средоточие сна -- воспринимается
непосредственно внутри социальной сценографии. Артемидор рассматривает
половой акт, в первую очередь, как игру превосходства и зависимости:
совокупление связывает партнеров отношениями господства и подчиненности;
победа одной стороны и поражение другой, оно есть право, осуществляемое
одним из партнеров, и необходимость, налагаемая на другого; статус, из
которого извлекают пользу, или же условие, которому подчиняются;
использование преимуществ или же приятие ситуации, выгодной для других.
Именно это подводит нас к иному аспекту полового акта: Артемидор
рассматривает его еще и как игру "экономическую", игру расходов и доходов:
выгода, удовольствие, приятные ощущения, расход энергии, необходимой для
акта, потеря семени, этой драгоценной, жизненно необходимой субстанции, и
усталость, следующая за этим. В гораздо большей степени, нежели те или иные
варианты, которые могли бы возникнуть вследствие различных поступков или
сопутствующих им ощущений, в гораздо большей степени, нежели всевозможные
картины, которые могут предстать в сновидении, внимание Артемидора, в ходе
анализа притягивают элементы соития как игры "стратегической"
(господство/подчинение) и "экономической" (приход/расход).
С нашей точки зрения эти элементы вполне могут казаться бедными,
схематическими, сексуально "обесцвеченными", но вспомним, что они загодя
насыщают анализ социально значимых элементов. Артемидор находит на
социальной сцене готовых персонажей, несущих на себе все ее признаки, и
располагает их вокруг главного акта, протекающего одновременно в плане
плотской связи, в плане социальных отношений превосходства и подчиненности и
в плане экономической деятельности убытков и прибылей.
2. Каким же путем, исходя из этих элементов, подобным образом
выделенных и "приведенных" к анализу, Артемидор намерен устанавливать
"значимость" полового акта? Под "значимостью" здесь следует понимать не
просто тип аллегорически предсказанного события, но, прежде всего,-- и это
наибо-
38
лее существенный аспект практического анализа,-- его "качество", его,
так сказать, "доброкачественность" или "недоброкачественность",
благоприятность или неблагоприятность для субъекта. Вспомним фундаментальный
принцип данного метода; прогностическое качество вещего сна (благоприятно
или нет предсказанное событие) обусловлено значимостью предсказания ("хорош"
или "дурен" представленный в сновидении акт). Таким образом, следуя за ходом
анализа и опираясь на приведенные примеры, мы видим, что [номенклатура]
половых актов, наделенных у Артемидора "позитивной значимостью", не всегда и
не в точности соответствует [номенклатуре] актов, сообразных "естеству,
закону и обычаю". Несомненно, в главном они совпадают: совокупляться во сне
с женой или любовницей -- к добру; но есть расхождения, и весьма
существенные: положительное значение сна, представляющего инцестуальную
связь с матерью,-- самое поразительное из них. Напрашивается вопрос: каким
же образом, в таком случае, устанавливается качество полового акта, каковы
критерии, которые позволяют определить как "хорошее" (для сна и сновидца)
соитие, в реальности достойное осуждения? Очевидно, что происходящему во сне
половому акту "значимость" придает соотношение, складывающееся между двумя
ролями сновидца:
сексуальной и социальной. Иначе говоря, Артемидор находит
"благоприятным" и содержащим доброе предзнаменование тот сон, в котором
схема направленной на партнера сексуальной активности сновидца соответствует
схеме его отношений (действительных или надлежащих) с этим же партнером, но
в общественной, а не половой жизни. "Сообразованность" с имеющими место
"наяву" социальными отношениями как раз и выступает определителем качества
онейрических сексуальных отношений.
"Хороший" половой акт, протекающий во сне, должен подчиняться общему
принципу "изоморфизма". Продолжая "схематическую" манеру изложения, добавим,
что принцип этот выступает в двух формах: как принцип "аналогии позы" и как
принцип "экономической адекватности". Согласно первому, половой акт хорош
постольку, поскольку субъект сна занимает в сексуальном взаимодействии с
партнером положение, соответствующее его положению относительно этого же или
подобно-
39
го ему партнера в реальной жизни: так, "обладать" своим рабом
(независимо от пола) -- хорошо, то же касательно гетеры или бедного юноши;
пассивная же роль "хороша" для связи с теми, кто старше и богаче, и т. д.
Именно по принципу изоморфизма сновидческий инцест с матерью наделен столь
позитивным значением: субъект занимает активную позицию относительно
родившей и выкормившей его матери, которую ему, в свою очередь, подобает,
окружив заботой и почитанием, содержать и обогащать, то есть служить ей, как
служат земле, родине, полису. Но для того, чтобы половой акт в сновидении
получил позитивную значимость, он обязан соответствовать еще и принципу
"экономической адекватности"; "расход" и "приход" этой деятельности должны
быть надлежащим образом отрегулированы: по количеству (большие затраты ради
малого наслаждения -- это плохо) и по назначению (нельзя допускать пустые
траты, вступая в связь с теми, кто, независимо от пола, не сумеет их
возместить или принести пользу впоследствии). Именно согласно этому принципу
сходиться во сне с рабами считается хорошим знаком: в данном случае
"обладают" своим добром,-- приобретенное для работы, приносит еще и
удовольствие. Здесь же коренится причина многозначности снов о совокуплении
с дочерью: в зависимости от того, замужем ли она, вдов ли отец, богаче зять
своего тестя или беднее, сон предвещает либо расходы на приданое, либо
помощь от дочери, либо развод и последующие заботы.
Подводя итог, можно сказать, что интерпретируя сексуальные сны с точки
зрения прогностической значимости, Артемидор, прежде всего, членит
сновидение на элементы социального характера (персонажи и акты), затем
проводит его элементарный анализ, а также определенным образом квалифицирует
половые акты, устанавливая их качество в зависимости от способа, с помощью
которого субъект сновидческого акта, тождественный субъекту сна,
поддерживает соответствующее ему положение социального субъекта. Для того,
чтобы сон был квалифицирован как хороший, сексуальный актер (а это всегда
сам сновидец, и почти всегда -- взрослый мужчина) Должен сохранить на
онейрической сцене свою роль актера социального, даже если реальный половой
акт [подобного типа] считается предосудительным. Не будем забывать, что Ар-
40
темидор всегда относит анализируемые им сексуальные видения к категории
событийных вещих снов -- oneiros,-- которые "ведут к осуществлению
предсказания будущего", а в данном случае "будущим" и, соответственно, его
сновидческим "предсказанием", оказывается положение сновидца как субъекта
деятельности: активное или пассивное, главенствующее или подчиненное,
выигрышное или проигрышное, положение победителя, одержавшего "верх", или
побежденного, поверженного "вниз", положение обладающего или отдающегося,
получающего доход или несущего расходы,-- в конечном счете, положение
выгодное или невыгодное. Прибегая к малой драматургии "обладания" и
"подчинения", наслаждения и расточения, сексуальный сон "пророчествует" о
способе бытия, уготованном субъекту его судьбой.
В подтверждение рассмотрим фрагмент Сонника, наглядно демонстрирующий
связь составляющих индивидуума как активного субъекта сексуальных отношений,
с тем, что помещает его в поле социальной активности. Одна из глав посвящена
значению различных частей тела в сновидении. Мужской половой орган,
именуемый anagkaion,-- "нужный" элемент, требованиям которого мы подчинены и
силой которого подчиняем других,-- выступает в качестве означающего всей
совокупности отношений и практик, определяющих статус индивидуума в городе и
мире: семьи, богатства, речевой деятельности, общественного положения,
политической жизни, свободы и, наконец, самого имени индивидуума:
"Половой член, во-первых подобен родителям, ибо в нем основа семени;
во-вторых, детям, ибо он причина их рождения;
далее -- жене или любовнице, потому что он нужен в любви;
<...> братьям и всем прочим кровным родственникам, так как им
складываются все родственные связи. Еще он означает силу и телесное
мужество, потому что он сам -- причина этих качеств, и оттого некоторые
называют его "мужской силой", а также -- речь и воспитание, так как он
плодотворен, как плодотворна речь.
<...> Еще он означает достаток и собственность, потому что он то
напрягается, то расслабляется и может производить и испускать выделения;
<...> означает нужду, и рабство, и узилище, потому что называется
"нужным местом" [anagkaion] и
41
служит знаком принудительности [anagke]; означает достоинство сана,
потому что достоинство называется aidos, а член -- aidion.
Стало быть, член, находящийся на своем месте, предсказывает, что все,
что ему подобно, сохранится в прежнем состоянии; разросшийся -- что
увеличится, исчезнувший -- что утратится, удвоенный -- что удвоится (если
это не жена и не любовница: их сновидец потеряет, потому что нельзя
использовать два члена сразу). Я знал одного раба, которому приснилось, что
у него даже три члена,-- и он был отпущен на свободу, получив вместо одного
имени три (в дополнение к своему -- два, имени отпустившего). Но это --
единственный случай; основываться же надо не на том, что редко, но на том,
что обычно"1.
Мы видим, что мужской член оказывается на пересечении всех этих игр
владения и господства: владения собой -- поскольку стоит только уступить
ему, и он поработит нас; превосходства над сексуальным партнером --
поскольку именно он "проникает", осуществляя обладание; привилегий и
положения,-- поскольку он означает всю сферу родства и социальной
деятельности.
*
Картина, открывающаяся при чтении посвященных сексуальным снам глав
Артемидорова трактата, весьма типична для античности и представляет собой
легко узнаваемый ландшафт нравов и обычаев, многократно
засвидетельствованных другими источниками, как более древними, так и
современными. Мы оказываемся в мире, характерной чертой которого является
центральное положение персонажа-мужчины и безусловная важность его роли в
сексуальных отношениях. Мы оказываемся в мире, где брак ценится достаточно
высоко, чтобы быть признанным в качестве лучшего обрамления плотских утех. В
мире, где женатый мужчина может содержать любовницу, располагать слугами
(юношами и девушками) и посещать проституток. Наконец, в мире, где связь
между мужчинами воспринимается как нечто само собой разумеющееся, впрочем,
____________
1 Там же, I, 45.
42
с оговорками, касающимися разницы в возрасте и общественном положении.
Можно отметить и наличие элементов определенного кодекса. Вместе с тем,
следует признать, что они немногочисленны и весьма расплывчаты: речь идет о
некоторых суровых запретах, проявляющихся в форме резкого неприятия
орального секса, например, связи между женщинами, особенно, в случае
узурпации одной из них мужской роли; сюда же относятся и весьма суженная
трактовка инцеста, понимаемого, прежде всего, как связь между детьми и
родителями, и предпочтение, отдаваемое канонической и естественной форме
полового акта. Но в тексте Артемидора нет и намека на устойчивую и
исчерпывающую сетку классификации актов по признаку
"дозволенности/запретности", нет ничего, что четко и окончательно
разграничивало б естественное и "противное естеству". А главное, кажется,
вовсе не эти элементы кодификации играют ведущую и определяющую роль в
установлении "качества" полового акта,-- по крайней мере, сновидческого и
вещего.
Напротив, в самой ткани толкования скрыты иные точки зрения на половые
акты, иные принципы их рассмотрения и оценки: исходным пунктом здесь
выступает не акт более или менее правильной формы, но актер, его способ
бытия, его внутренняя ситуация, его отношения с другими и то положение,
которое он занимает относительно них. Похоже, основной вопрос заключается не
столько в сообразности актов с некоей их естественной структурой или
позитивной регламентацией, сколько в том, что можно бы назвать "стилем
деятельности" субъекта, а также в отношениях, которые он устанавливает между
сексуальной деятельностью и прочими аспектами своего существования:
семейными, социальными, экономическими. Анализ и процедура соозначения
направлены не от акта к некоей сфере (например, пространству сексуальности,
или плоти), чьи допустимые пределы очерчены божественными, гражданскими или
природными законами; они движутся от субъекта как сексуального актера к
другим сферам жизни, в которых проявляется его активность. Именно в
соотношении этих различных форм деятельности коренятся, пусть не всегда, но
все же по преимуществу, принципы оценки сексуального поведения.
43
Здесь мы легко обнаружим характерные черты морального опыта aphrodisia,
присутствующие в текстах классической эпохи. И книга Артемидора,-- именно в
той мере, в какой он, не провозглашая никаких этических формул, применяет к
толкованию снов метод, позволяющий воспринимать сексуальные удовольствия
своего времени и выносить о них суждения,-- подтверждает длительность и
прочность такой формы опыта.
Но обратившись к текстам, посвященным собственно сексуальным практикам
и предлагающим некоторые рецепты поведения в этой области жизни, мы сможем
отметить ряд модификаций ригористических [моральных] доктрин,
сформулированных философами IV столетия. Разрывы, коренные изменения,
появление новой формы опыта наслаждений?-- Разумеется, нет. Однако перемены
ощутимы: обостряется интерес к сексуальному поведению, растет озабоченность
[этими вопросами], повышается значение брака и его требований, снижается
ценность любви к мальчикам,-- в целом, стиль становится строже. Идет
медленная эволюция. Но рассматривая темы, которые в это время
разворачиваются, крепнут и обретают большую определенность, можно уловить
модификацию иного типа: речь идет о способе, при помощи которого этическая
мысль определяет отношение субъекта к его сексуальной деятельности.
Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология