Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

"ДОРСЕТ-ГАРДЕН ТЙЭТР" ("Dorset Garden Theatre") - английский театр.
существовавший в Лондоне во 2-й пол. 17 в. Был создан по инициативе У.
Да-венанта (умер до завершения постройки "Д.-Г. т."). Открылся 9 ноября
1671 пьесой Дж. Драйдена "Сэр Мартин Мар-Олл". Актеры т-ра Т. Беттертон
и Г. Харрис взяли на себя художеств. руководство т-ром, адм.
руководство осуществляли вдова Давенанта- М. де Тремблей Давенант, а
затем их сыновья. В т-ре ставились пьесы Дж. Драйдена ("Испанский
священник", 1679, "Мистер Лимберхэм, или Добрый сторож"), Т. Шедуэлла
("Тимон Афинский", 1678, по Шекспиру), Т. Отуэя ("Тит и Беренис", 1676;
"Сирота, или Несчастное замужество", 1680; "Спасенная Венеция, или
Раскрытый заговор", 1681), А. Бон ("Вынужденная свадьба, или Ревнивый
жених", 1671), Э. Равенскрофта ("Мамамучи, или Горожанин становится
дворянином", 1671, по Мольеру) и др. С большим успехом шли и оперные
постановки. "Д.-Г. т." конкурировал с "Друри-Лейн", а в 1672- 1674, пока
"Друри-Лейн" отстраивался после пожара, был единственным ведущим т-ром
Лондона. В труппе т-ра играли актеры М. Сандерсон, Э. Барри, А. Ли, С.
Сандфорд, Дж. Нокс и др. В 1682 труппы "Д.-Г. т." и "Друри-Лейн"
объединились. Однако настоящего творч. слияния не произошло. Изредка
актеры "Д.-Г. т." играли оперные спектакли на своей старой сцене. В 1689
"Д.-Г. т." был переименован в "Куинс-тиэтр", но фактически как коллектив
перестал существовать; помещение использовалось для цирковых зрелищ.
Последние упоминания о т-ре относятся к 1706. Ф.К.
ДОРШ (Dorsch), Кете (р.29.XII.1890) - немецкая актриса. Играла
второстепенные роли молодых девушек в разл. драм. т-рах Германии. В
1906-12 выступала в т-рах оперетты в Майнце, затем в Берлине, в 1919
вернулась в драм. т-р. Сыграла роль Эвхен Хумбрехт ("Убийца детей"
Вагнер) в Рези-денц-театре в Берлине. В 1920 была приглашена в
"Лессинг-театр", с 1923 играла в "Немецком т-ре", затем в Штатстеатре, в
берлинском "Фольксбюне". Одновременно продолжала выступать в опереттах
Легара, Оффенбаха и др. Д. принесла в драматич. т-р виртуозную технику
ведения диалога, пластичность движений, непосредственность сценич.
поведения, приобретенные ею в классич. оперетте. Актрисе были присущи
широта творч. диапазона, мастерство перевоплощения, тонкость комедийных
и драматич. нюансов. Роли: Майя ("Когда мы, мертвые, пробуждаемся"
Ибсена), Элиза ("Пигмалион" Шоу), Анна Кристи (о. п. (УНила), Роза Бернд
(о. п. Гаупт-мана), мадам Сан-Жен (о. п. Сарду), госпожа Джон ("Крысы"
Гауптмана), Фанни (о. п. Паньоля) и др. Д. создала образ Минны фон
Барнхельм (о. п. Лес-синга), вернув эту пьесу в репертуар нем. т-ра. С
1939 - в венском "Бургтеатре", играла драматич. и характерные роли,
лучшие их них - фру Аль-винг ("Привидения", 1949), Елизавета ("Елизавета
Английская" Брукнера, 1953), Филумена Марту-рано (о. п. Э. Де Филиппе,
1953). С 1918 снималась в кино,
Лит.: W e l t m a n L-, Kathe Dorsch, B., 1929; K e r r A., Die Welt
im Drama, Koln, 1954. Л. Лоб.
ДОССЕН (лат. Dossennus, от лат. dorsum - горб)- традиционный
образ-маска древнеримской ателла-ны. Внешним признаком Д. являлся горб.
Тип проходимца, выдававшего себя за ученого и прорицателя и
наживавшегося на доверии или глупости окружающих. Является прототипом
лжеученого шарлатана, Доктора из итальянской комедии дель арте. В. Я.
ДОССУАНЬ-МЕГЮЛЬ (Daussoigne-Mehul), Луи Жозеф (10.V1.1790-10.Ш.1875)
- бельгийский композитор, педагог. Племянник, затем приемный сын Э. Н.
Мегюля. Член Ин-та Франции (с 1834). Музыке обучался в 1799-1809 в
Парижской консерватории у А. Адама (фп.), Ш. Кателя (гармония), Л.
Керубини и Э. Н. Мегюля (композиция); с 1816 преподавал гармонию там же
(с 1825 - профессор). В 18271862 Д.-M.- директор консерватории в Льеже;
среди его учеников - С. Франк, О. Дюпон и др. Написал ряд опер, в т. ч.
"Аспазия и Перикл" (1820, т-р "Гранд-Опера", Париж), "Двое из Салема"
(1824, там же), неск. хоров и камерных соч. (в т. ч. кантату "День
Революции", 1834), речитативы к опере Мегюля "Стратоника" (1821, т-р
"Гранд-Опера", Париж) и завершил его оперу "Валентин Миланский" (1822,
т-р "Опера комик", Париж). Автор статей и очерков по театральной музыке,
муз. педагогике и др. Рим. пр. (1809).
Лит.: Pierre С., Le Conservatoire national de musique et de
declamation, P., 190U. Вл. 0.
ДОСТАЛОВА (Dostalova), Леопольда (р. 23.1.1879)- чешская актриса.
Нар. арт. ЧССР (1947). Род. в актерской семье. Ученица Г. Квапиловой.
Дебютировала в 1901 на сцене пражского Нац. т-ра ролью Мариши (о. п. бр.
Мрштиков). После смерти Квапиловой к Д. перешли ее роли. В 1920-24
выступала на сцене пражского гор. т-ра на Виноградах, играла Электру
(о.п. Софокла). С 1924яктриса Нац. т-ра. Д. особенно близки образы
женщин, сильных духом или находящихся во власти пламенных страстей. Она
обладала большим темпераментом, глубокой эмоциональностью. Роли:
Гертруда ("Гамлет"), леди Макбет; Антигона (о. п. Софокла), Медея (о. п.
Еврипида), Балладина (о. п. Словацкого), Эмилия Марти ("Средство
Макропу-лоса" Чапека), Реттигова и Бабушка ("М. Д. Рет-тигова" и
"Фонарь" Ирасека) и др. В 50-е гг. исполнила роли: Мурзавецкая ("Волки и
овцы"), Мэри Эллис ("Осенний сад" Хелмап), Людмила ("Драгомиры" Тыла) и
др. Лауреат Гос. пр. (1946).
Лит.: Rutte M., L. Dostalova. - Zena ve vichrici, в кн.: Zena v
ceskem umeni dramatickem, Praha, 1940; то же, в кн.: Sest podob ceskeho
herectvi..., Praha, 1947; Engelmuller K., L. Dostalova, в его кн.: 0
slave herecke. Z letopisu ceskeho divadelnictvi, II, Praha, 1947, с.
156-60; Dostalova L., Herecka vzpomina, Praha, 1960. Л. Сол.
ДОСТАЛЬ (Dostal), Нико (р. 27.XI.1895) - авст рийский композитор.
Музыке обучался в Венской музыкальной академии. В '1919-36 работал
дирижером в драм. т-рах Инсбрука и Зальцбурга, с 1923- также Берлина. С
1946 Д. живет в Вене. Автор оперетт "Кливия" (1933, "Т-р ам
Ноллендорфплац", Берлин), "Много раз любимая" (1934, Лейпциг),
"Принцесса Нофретта" (1935, Кельн), "Экстренные выпуски" (1937, Бремен),
"Моника" (1937, Штутгарт), "Венгерская свадьба" (1938, там же), "Побег в
счастье" (1940, там же), "Великая танцовщица" (1941, Хемниц), "Ева в
вечернем туалете" (1941, там же), "Манина" (1943, "Адмиралпаласт",
Берлин), "Курьер королевы" (1950, "Т-р ам Безенбиндерхоф", Гамбург),
"Цирковая кровь" (Лейпциг, 1950), "В поисках своей маленькой подруги"
(1950, т-р "Городская сцена", Вупперталь), "Доктор Эйзенбарт" (1952,
Нюрнберг) и др. Легкие мелодичные оперетты Д. выдержаны в духе
развлекательного муз. ревю. Особенно удаются композитору танцевальные
номера, музыка которых пользуется популярностью. Ал. М.
"ДОСТИГАЕВ И ДРУГИЕ" - сцены в 3 д. м. Горького. Соч. 1932. Пост.
почти одновременно в двух т-рах:
6 нояб. 1933 в Лснингр. Большом драм. т-ре (реж. Люце, худ. Рыков;
Достигаев - Скоробогатов, Елизавета - Дау-де, Антонина - Вольперт,
Алексей - Панов, Павлин - Богдановский, Лариков, Звонцов - Миронов,
Свирин, Варвара - Никритина, Ксения - Никитина, Глафира - Дефо-рис,
Соболева, Таисья - Ефимова, Меланья - Виндинг, Гринкова, Шура - Казико,
Тятин - Дубенский, Лаптев- Акилов, Рябинин - Софронов, Бородатый солдат
- Карно-вич-Валуа, Монахов, Донат - Усков, Губин-Лаврентьев, Лариков,
Нестрашный - Азров, Полицеймако) и 25 нояб. 1933 в т-ре им. Вахтангова,
Москва (ре/к. Захава, худ. Дмитриев; Достигаев - Басов, Антонина -
Тумская, Алексей- Сидоркин, Павлин - Державин, Ксения - Запорожец,
Глафира - Алексеева, Тапсья - Бажанова, Меланья - Русинова, Шура -
Мансурова, Тятин - Миронов, Тутыш-кин, Бородатый солдат - Кольцов).
Среди последующих пост.: Ивановский т-р (1933; реж. Теппер), т-р
Сундукяна(1934; реж. Вагаршян), Воронежский т-р (1934), Свердловский т-р
(1934; реж. Захава), Новосибирский т-р "Красный факел" (1934; реж.
Полежаев), МХАТ (1938; реж. Леонидов, Раевский, худ. Рындин;
ДостигаевГрибов, Звонцов - Вербицкий, Кторов, Варвара -Соколова, Глафира
- Попова, Таисья - Георгиевская, Меланья - Шевченко, Дмоховская, Шура -
Комолова, Тятин - Кудрявцев, Лаптев - Яров, Рябннин - Болдуман, Губин -
Блинников, Жильцов); Ленингр. Большой драм. т-р (новая пост. 1952; реж.
Рашевская); Т-р им. Ермоловой, Москва (1952; реж. Лобанов); Горьковскпй
т-р (1953; реж. Н. Покровский); Челябинский т-р (1957; реж. П. Васильев)
и др.
Издания: Первая публикация: финал 3-го акта - "Рабочий и театр", М-,
1933, ј 30-31, пьеса полностью - "Год семнадцатый", Альманах третий, М-,
1933. Из послед. изд.: Горький М-, Собр. соч., т. 18, M., 1952.
Лит.: "Достигаев и другие". Материалы и исследования. М., 1946; Б я
ли к Б., Драматургия М. Горького советской апохи, М., 1952; Ермилов В.,
"Достигаев и другие" на сцене Художественного театра, "Театр", 1939, ј
1; Люди русского искусства. Сб. статей, [Горький], 1960; Г о p ь -к и и
А М-, "Достигаев и другие". К постановке МХАТ, М., 1938. А. ТПн.
ДОСТОЕВСКИЙ, Федор Михайлович [ЗО.Х(И.Х1). 1821, Москва,- 28.1(9.11).
1881, Петербург] - русский писатель. Родился в семье врача. Учился в
петерб. Военно-инженерном уч-ще, по окончании к-рого (1843) поступил в
чертежную инженерного департамента. В 1844 вышел в отставку и занялся
лит. деятельностью (первое произв. Д. - повесть "Бедные люди" была
опубл. в 1846). Д. с детских лет любил т-р. В 1879 в письме к актеру В.
В. Самоплову Д. писал: "Вашим гениальным талантом вы, конечно и наверно,
немало имели влияния на мою душу и ум" ("Биография, письма и заметки из
записной книжки Ф. М. Достоевского", СПБ, 1883, с. 339). В 1860 Д. в
числе других известных писателей того времени исполнял в спектакле
"Ревизор" (в пользу лит. фонда) роль почтмейстера Шпекина (Д. считал эту
роль одной из "самых высококомических ролей не только гоголевского, но и
всего русского репертуара").
Непосредств. связь Д. с драматургией исчерпывается несколькими
юношескими драматургич. опытами: наброски пьес "Мария Стюарт", "Борис
Годунов", "Янкель-жид" (ни один из этих набросков не сохранился).
Известно также, что одну из своих повестей (по наиболее достоверной
версии - "Село Степанчиково") Д. начал писать в форме комедии, но потом,
как сообщает сам автор, "...бросил форму комедии, несмотря на то, что
она удавалась, собственно для удовольствия как можно дольше следить за
приключениями моего нового героя и самому хохотать над ним" (Письмо А.
Н. Майкову от 18 янв. 1856, там же, с- 86). Не написал Д. ни одного
драма-тич. произведения и в дальнейшем. При всем том Д.- один из самых
"репертуарных" авторов русского, отчасти и зарубежного т-ров. По
выражению Вл.И. Не-мировича-Данченко, Д. всегда "писал как романист, но
чувствовал как драматург", а потому многое в его произведениях "так и
рвется на сцену... так легко, так естественно укладывается в ее рамки,
сочетается с ее специальными требованиями и условиями" (газ.
"Современное слово", М., 21 янв. 1910). Еще при жизни писателя были
сделаны инсценировки "Дядюшкин сон" [Кирилова (Кареева) - 1870, В. П.
Шелехова- 1876, Л. Н. Антропова - 1878 ], романов "Преступление и
наказание" и "Бесы" (обе В. Д. Оболенской - 1871-72) и др. В 80-90-е гг.
инсценированы "Преступление и наказание", "Идиот", "Униженные и
оскорбленные", "Братья Карамазовы", "Бедные люди", "Дядюшкин сон", "Село
Степанчиково", "Скверный анекдот" и др.
Инсценировки по произв. Д. начали широко ставиться на любительской
сцене с 1891 ["Фома" - картины прошлого в 3 д., по повести "Село
Степанчиково и его обитатели", Об-во лит-ры и иск-ва в Москве; автор
переделки, постановщик и исполнитель роли Костенева (Ростанева) - К. С.
Станиславский]; на проф. сцене - с 1899 ("Преступление и наказание" в
обработке Дельера, псевд. Я. А. Плющевского-Плющика, Т-р лит.-художеств.
об-ва в Петербурге;
Раскольников - Орленев, Соня - Яворская, Пор-фирий Петрович -К.
Яковлев, Мармелад ов - Далма-тов, Свидригайлов - Бравич). В том же году
в Александрийском и моек. Малом т-рах почти одновременно был пост.
"Идиот" (инсц. В. Крылова и С. Сутугина). В этих спектаклях роли
исполняли: в Александрийском т-ре Настасья Филипповна - Савина, кн.
Мышкин - Аполлонский, Рогожин- Дальский, Аглая - Комиссаржевская; в
Малом т-ре в тех же ролях выступали - Ермолова, Васильев, Падарин,
Ябл(?чкина. Позже "Идиот" шел в т-ре Корша (1906), в т-ре Незлобина
(1913, инсц. Ф. Ко-миссаржевского; Мышкин - Асланов, Настасья Филипповна
- Жихарева, Рогожин - Нелидов). Крупным событием в сценич. истории
романов Д. были пост. в Моск. Художеств. т-ре "Братьев Карамазовых)}
(1910) и "Бесов" (под назв. "Николай Ставрогин", 1913; до этого "Бесы" в
переделке М. А. Суворина и В. П. Буренина шли в т-ре Лит.-художеств.
об-ва в Петербурге, 1907, и Риге, 1908). В спектаклях МХТ (автор
инсценировок и постановщик В. И. Немирович-Данченко) были выдающиеся
актерские работы; в "Братьях Карамазовых": Митя-Леонидов, Иван -
Качалов, Снегирев - Москвин, Смердяков - С. Воронов, Грушенька -
Германова; в
"Николае Ставрогине": Ставрогин - Качалов, Лиза - Коренева, Лебядкина
- Лнлина, мать Ставрогпна - Бутова, Петр Верховенский -Берсенев. Однако
вокруг этих спектаклей и в особенности вокруг "Николая Ставрогина"
развернулась острейшая полемика, вызванная статьями М. Горького "О
"карамазовщине"" и "Еще о ..карамазовщине"" (газ. "Русское слово", М.,
1913, јј219 и 248), в к-рых Горький гневно протестовал против "Бесов"
как реакционного произведения.
Инсценировки произв. Д. широко ставились на провинц. сцене, входили в
репертуар крупнейших актеров-гастролеров. Особой популярностью
пользовалось исполнение роли Раскольникова П. Н. Орле-невым. Выдающиеся
образы создали (помимо упоминавшихся) В. Н. Андреев-Бурлак (Мармеладов,
Порфирий Петрович, Снегирев, кн. Мышкин), М. И. Велизарий (Соня,
Грушенька), М. М. Глебова, Е. А. Полевицкая (Настасья Филипповна), Д.М.
Карамазов, Л. Н. Колобов, Я. В. Орлов-Чужбинин, А. П. Харламов, Н. Н.
Ходотов, К. О. Шорштейн (кн. Мышкин), В. А. Сашин (Федор Карамазов), И.
И. Судьбинин (Дмитрий Карамазов) и др.
Инсценировки романов Д. занимают видное место и в советском театре. В
1917 МХАТ пост. спектакль "Село Степанчиково" (пост. К. С.
Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; Фома - Москвин), в 1929
"Дядюшкин сон" (инсц. Н, М. Горчакова, П. А. Маркова и К. И. Котлубай,
художеств. руководитель пост. Вл. И. Немирович-Данченко, режиссеры В. Г.
Сахновский и К. И. Котлубай;
Мария Александровна - Книппер-Чехова, Князь-Хмелев; спектакль
возобновлен в 1941). В 1923 в Петрогр. академическом т-ре драмы в
бенефис Е. П. Корчагиной-Александровской (исполнявшей роль Карпухиной)
был пост. "Дядюшкин сон". В 1932 в МХАТе 2-м были пост. "Униженные и
оскорбленные" (инсц. Ю. В. Соболева, пост. И. Н. Берсенева и С. Г.
Бирман). В наст. время (1963) в сов. т-рах идут инсц. почти всех осн.
романов Д. В отличие от дооктябрьских переделок, сводившихся б. ч. к
переложению сюжетной канвы того или иного сочинения, в сов.
инсценировках все более ощущается стремление раскрыть трагизм героев Д.,
донести их гневный протест, подлинную гуманность. Среди лучших
спектаклей - "Униженные и оскорбленные" (Ленингр. т-р им. Ленинского
комсомола, 1956; Свердловский т-р, 1956; Калининский т-р, 1958), "Идиот"
(Архангельский т-р, 1956; т-р им. Пушкина, Псков, 1956; Ленингр. Большой
драм. т-р, 1957, князь Мышкин - Смоктуновский; т-р им. Вахтангова,
1958), "Село Степанчиково и его обитатели" (Малый т-р, 1957), "Игрок"
(Ленингр. т-р. им. Пушкина, 1956; Воронежский т-р, 1956; Моск. т-р им.
Пушкина, 1957); "Преступление и наказание" (Красноярский т-р, 1956; Т-р
драмы Латв. ССР, 1957).
С конца 80-х гг. 19 в. романы Д. инсценируются и ставятся также за
рубежом: "Преступление и наказание" - в Париже (т-р "Одеон", 1888; т-р
"Мон-парнас", 1900, 1933, Раскольников - Поль Муне), в Лейпциге
("Лессинг-театр", 1890), в Токио (театр Юракудза, труппа "Бутай Кекай",
1916); "Игрок"- в Лондоне ("Гаррик-театр", 1946); "Братья Карамазовы" -
в Нью-Йорке (театр "Гилд" и мн. др.); в 1957 в Германии в Дармштадтском
театре была пост. опера "Игрок" (муз. С. С. Прокофьева).
Лит.: Достоевская А. (сост.). Библиографический указатель сочинений и
произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности Ф. М.
Достоевского. 1846-1903, СПБ, 1906, отдел XVIII (Драматич. произведения,
сюжеты к-рых заимствованы из романов Д. [отчеты о представлениях этих
произведений на сцене]); Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы под ред.
А. С. Долинина, сб. II, Л.-М., 1924, с. 27-108; Дымов О." Драматические
элементы в романах
Достоевского, "Театр и искусство", П., 1900, ј.ј 6, 7 п 8, с. 118-20,
138-39, 159-160; Алексеев М. П., О драматических опытах Достоевского, в
кн.: Творчество Достоевского. Сб. материалов, под ред. Л. П. Гроссмана,
Одесса, 1921; Сахновский Вас., Достоевский и театр. "Культура театра",
М., 1922, ј 1-2, с. 4-8; "Художник и зритель", М., 1924, 6-7, с. 121-125
(новое письмо Достоевского - публикация и комментарии Л. П. Гроссмана);
"Театр", М., 1956, ДТ- 2, с. 103-120; Ежегодник института истории
искусств. театр. М., 1959, с. 86-91; Туровская М., Ольга Леонардовна
Книппер-Чехова, М., 1959, с. 209- 222; Леонид Миронович Леонидов.
Воспоминания. Статьи, М., I960, с. 122-127. А.Шн.
ДОСЫМЖАНОВ, Байгали (р. 10.1.1920) - казахский советский артист оперы
(лирический тенор). Нар. арт. Каз. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с
1957. Вок. образование получил в Алма-Атинской муз. школе под рук. нар.
арт. Каз. ССР Е. В. Иванова и в Моск. консерватории у проф. Е. Ф.
Петренко. С 1941 - артист Т-ра оперы и балета им. Абая. Партии на казах,
языке - Биржан ("Бир-жан и Capa" Тулебаева, Гос. пр., 1949), Айдар
("Абай" Жубанова и Хамиди), Баки ("Назугум" Кужамьяро-ва), на рус. языке
- Ленский, Берендей; Баян ("Руслан и Людмила"), Владимир Игоревич
("Князь Игорь"), Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Фауст и др. Вок. и
сценич. интерпретации Д. выделяются поэтичностью чувств и задушевностью.
Выступает в концертах с исполнением казах, нар. песен.
Лит.: Мессман В., Возрождение песни, Алма-Ата 1958. Я. Л., АН. К.
ДОТТО, Модхушудон (1824-73) - индийский (бенгальский) драматург. В
1848 начал лит. деятельность. Написал драму "Шормишто" на сюжет из
первой книги Махабхараты (1859, т-р "Белгачхия"). В том же году написал
пьесу "Падмавати" по мотивам греч. мифа о споре трех богинь из-за
золотого яблока. Эта пьеса была пост. в 1865 и не сходила со сцены св.
20 лет. Д.- автор сатирич. комедий "И это цивилизация?!" (1859, т-р
"Шобхабаджар"), "Оперение старого попугая" (1859, "Нэшонал театр" -
1867). В первой выведен бенгалец Нобобабу, слепо преклоняющийся перед
англ. культурой и не ценящий нац. культуру. Во второй пьесе изображен
жестокий, глубоко порочный помещик и бесправные нищие крестьяне;
драматург показал ханжество и лицемерие брахманов, а также
бессмысленность религиозных и кастовых предрассудков. В 1860 Д. написал
первую бенг. историч. трагедию "Принцесса Кришна" (1867, "Шобхабаджар")
о раджпутской принцессе, пожертвовавшей своей жизнью ради прекращения
междоусобной войны. Д. принадлежит также трагедия "Заколдованный лес"
(1874, "Бенгальский т-р"). Творчество Д. сыграло большую роль в развитии
реалистич. направления в бенг. драматургии.
Лит.: Товстых И. А., Драматургия Модхушудона Дотто, в кн.:
Драматургия и театр Индии, М-, 1961. Св. П.
ДОТТОРИ (Dottori), Карло (9.X.1618-23.VII.1686)- итальянский
писатель, драматург. Автор трагедии "Аристодем" (1675, пост. любителями
в Падуе). Пьеса насыщена ужасами, риторична, но страстное осуждение
тирании, прославление самоотверженного патриотизма и поэтичность
выдвигают "Аристодема" в число лучших итал. трагедий 17 в. Написал также
драм. произв.: "Бьянка деТосси" (соч. 1657), "Зенобия и Радамист" (изд.
1686), "Ипполит" и "Давид раскаявшийся" (обе изд. 1695).
С о ч.: Aristodemo, a cura e con introd. di В. Croce, Firenze, 1948.
Лит.: Croce В., Storia dell'eta barocca, Bari, 1929. P.X.
"ДОХОДНОЕ МЕСТО" - комедия в 5 ч. А. Н. Островского. Соч. 1856. Пост.
в 1857 в Казанском т-ре (антреприза Милославского Жадов-Дудукин, Юсов -
Виноградов, Кукушкина - Стрелкова 1-я). 16 дек. 1857, накануне премьеры
в Малом т-ре, цензура отменила разрешение на пост "Д. м.", и пьеса была
снята с репертуара. Вторично ее разрешили в 1863 и 27 сент. она была
пост. в Александрпн-ском т-ре, в бенефис Левкеевой (Вышневский -
Григорьев
1-й, Вышневская - Левкеева, Жадов - Нильский, Мыкин- Зубров, Юсов -
Васильев 2-й, Белогубов - Бурдин, Кукушкина - Линская, Полина -
Подобедова 2-я, Юлинь-ка - Спорова, Досужев - Горбунов, Стеша -
Стрельская). Малый т-р (14 окт. 1863; в бенефис Е. Васильевой, реж.
Богданов, Вышневский - Дмитревский, Вышневская - Васильева, Жадов -
Шумский, Мыкин - Колосов, Юсов - П. Садовский, Белогубов - Рассказов,
Кукушкина - Акимова, Юлинька - А. Савина, Полина-Колосова, Досужев -
В.Ленский) (1907; реж. Н. Попов, Вышневский - Айдаров, Вышневская -
Яблочкина, Жадов - Остужев Юсов- К. Рыбаков, Белогубов-Н. Яковлев,
Кукушкина-О. Садов-ская, Досужев-М. Садовский). Из последующих
дореволюп. пост. наиболее известны: Александрийский т-р-1870,
(Юсов-Виноградов), 1890 (Жадов - Дальский), 1893, 1899 (Жадов -
Самойлов, Полина - Домашева), 1913 (Вышневский - Кор-вин-Круковский,
Жадов - Ходотов, Юсов - Варламов, Кукушкина - Стрельская, Досужев -
Судьбинин); Оренбург, антреприза Рассказова (1876); Иркутск (1877);
Екатеринбург, антреприза П. М. Медведева (1879); Арм. драм. труппа
(1880; Вышневский - Мнакян, Жадов - Адамян, Юлинька - Сирануш), т-р
Корша (1884, Жадов - Солонин;
1901, Жадов - Остужев, Кукушкина - Блюменталь-Та-марина; 1902, Жадов
- Чарин, Юсов - Петровский, Белогубов - Кригер, Полина - Мартынова,
Досужев - Светлов); Ярославль (1895, 1896); т-р "Драматического
общества", Рига (189 9), Харьков (1901); укр. т-р "Русская беседа",
Львов (1906); т-р "Соловцов", Киев (1909), укр. труппа под рук. Н. К.
Садовского, Киев (1909; Вышневский - Садовский, Вышневская - Линицкая,
Жадов - Марьяненко); т-р Суворина, Петербург (1913, реж. Гловацкий;
Жадов - Самойлов, Юсов-В. А. Зубов, Белогубов-Топорков,
КукушкинаКорчагина-Александровская). "Д. м." ставили мн. провинц. т-ры,
дачные, пригородные, клубные.
Отд. сцены "Д м." показал 13 марта 1917 Малый.т-р (доход от спектакля
поступил в распоряжение Моск. совета рабочих депутатов). Пост. "Д. м."
на сов. сцене: т-р Корша (1918), Губернский показательный т-р, Омск
(1921), т-р Революции, Москва (1923, 1932, реж. Мейерхольд;
ВышневскийЛишин, Щагин, Вышневская - Богданова, Жадов - Бодров,
Соловьев, Мыкин - Лукьянов, Юсов - Дм. Орлов, Белогубов - Белокуров,
Кукушкина - Васильева, Марченко, Юлинька - Деткова, Полина - Бабанова,
Досужев - Старковский; 1944, реж. Страдомская, худ. Шеста-ков); Малый
т-р-1925 (Жадов - Аксенов, Юсов - С. Головин, Кукушкина - Массалитинова,
Рыжова, Полина - Белевцева) и 1926 (реж. Волконский, худ. Нивинский;
Жадов - Анненков, Юсов - Ст. Кузнецов, Белогубов - Мейер, Рыжов,
Кукушкина - Массалитинова, Рыжова), 1948 (реж. Зубов, Цыганков;
Вышневский - Ленин, Н. Комиссаров, Межинский, Вышневская - Гоголева,
Жадов - Царев, Юсов - Ильинский, Белогубов - Анненков, Кукушкина -
Пашенная, Турчанинова, Шатрова, Полина - Хорькова, Досужев - Дикий);
Ленингр. т-р им. Пушкина (1928; реж. Н. Петров, К. Хохлов, Вышневский -
Певцов, Вышневская - Тиме, Жадов - Вивь-ен, Соловьев, Кукушкина -
Корчагина-Алексапдровская, Досужев - Н. Симонов; 1938, реж. Вивьен;
Вышневский - Жуковский, Любош, Вышневская - Глебова, Жадов - Вивьен, Г.
Соловьев, Юсов - Лавринович, Малютин, Нелидов, Белогубов - В. Воронов,
Кукушкина - Домашева, Юлинька - Вейтбрехт, Полина - Корякина, Досужев -
Богданов, Меркурьев); Ростовский-на-Дону т-р 1928); т-р им. Сундукяна
(1929, реж. Р. Симонов/худ. Алад-жалян; Вышневский - Вартанян, Кочарян,
Жадов - Г. Нсрсесян, Юсов - Манвелян, Белогубов - Вагаршян, Кукушкина -
Гулазян, Юлинька - Гарагаш, Полина - Р. Вартанян), Ленинаканский т-р
(1929); Калининский т-р (1930); .Ленингр. Большой драм. т-р (1933, реж
Люце; Жадов - Янцат, Юсов - Монахов); Сибирский гостеатр (Сиб-гостеатр),
Новосибирск (1933; реж. Ф. Литвинов); Башкирский т-р драмы, Уфа (1935);
Тбилисский т-р им. Грибоедова (1937, реж.Смиранин); Ярославский т-р
(1936);Калужский т-р (1937); Днепропетровский т-р им. Шевченко (1938);
Барнаульский т-р (1945); Киевский т-р им. Леси Украинки (1946);
Петрозаводский т-р (1946); Центральный т-р Советской Армии (1947,
реж. Ворошилов); Ташкентский т-р им. Горького (1947); Ленингр. Новый т-р
(1948); Туркм. т-р (1952; реж. Каратов; Юсов - Кульмамедов, Кукушкина -
Сона Мура-дова); Ставропольский т-р (1950); Алма-Атинский т-р (1951);
Ереванский т-р (1952); Т-р им. Я. Купалы (1953); Куйбышевский т-р
(1954); Тульский т-р (1955); Ижевский т-р (1956); театр в Мукачеве
(1958). В 40-50-х гг. пьесу поставили:
Саратовский ТЮЗ (1944). Грузинский ТЮЗ (1945), Казанский ТЮЗ (1948),
Львовский ТЮЗ (1952), Центр, детский т-р (1953) и др.
Зарубежные пост. "Д. м.": театр "Слеза и смех", София (1893),
Народный театр. там же (1907) и др.
"Д. м." переведена наарм.яз., белорус. яз. (К. Крапива, 1936), груз.
(А. Микеладзе, 1945), туркм. (К. Бурунов), укр. (М. Садовский, 1906, Л.
Смилянский, 1955), эст. (X. Анто, 1947), нем яз. (Геринг, 1865) и др.
Издания: Первая публикация - 1857 ("Русская беседа", кн. 5);
Островский А. Н." Собр. соч., т. 2, М., 1959.
Лит.: "ЕИТ". Сезон 1892-1893 гг., СПБ. 1894, с. 101- 103; "ЕИТ".
Сезон 1894-1895 гг., Приложения, кн. 2,
СПБ, 1896, с. 39-41, 1914, вып. 4, с. 117-22; "Бирюч .петроградских
гос. театров", П., 1918, ј 4; Г в о з д e в? Д., "Доходное место",
"Жизнь искусства",'Л., 1928, .No 6; Si я-фед Ул., Беларуск? тэатр,
MIHCK, 1959. -ДлЛ?н.
ДОЦЕНКО, Надежда Петровна [р27??.191
914)1 - украинская советская актриса арт. УССР (1956). Чл.
Коммунистич. партии с 1952. В 1936 окончила актерский ф-т Киевского
театр. ин-та и с этого года начала работу в запорожском (ныне львовском)
Т-ре им. Заньковецкой. Актриса большого обаяния, Д. создала ряд
лирико-драматич. и характерных образов, отмеченных психологич. глубиной,
искренностью, простотой. Роли: Софья ("Бесталанна" Карпенко-Карого),
Мавка ("Лесная песня" Леси Украинки), Байба ("Вей, ветерок!" Райниса),
Галя ("Назар Стодоля" Шевченко), Оксана ("Пока солнце взойдет"
Кропивницкого), Наталья ("Лиме-ривна" Мирного), Валя ("Русские люди"),
Зоя ("Сказка о правде" Алигер), Ирина ("Три сестры"), Анна ("Васса
Железнова"), Дуня ("Трехминутный разговор" Левидова). Б. Кор.
"ДОЧЬ КАРДИНАЛА" - опера Ф. Галеви. См. "Жидовка".
"ДОЧЬ МАДАМ АНГО" ("La Fille de madame Aiig0t")-оперетта III. Лекока,
либр. Клервиля, П. Сиродена и В. Конимга. Пост. 4 дек. 1872 в Брюсселе.
В февр. 1873 - в Париже, 500-е представление - в дек. 1874; в Лондоне -
17 мая 1873, на франц. яз., в 1873, на англ. яз.; Александрия 1873, на
франц. яз.), Амстердам (1873, на франц. яз.), Нью-Йорк (1873, на франц.
яз. и на англ. яз.; 1874, на нем. яз.), Турин (1873, на франц. яз.),
Женева (1873), Берлин (1873), Мадрид (1873), Вена (1874), Прага (1874,
на нем. яз.; 1875), Рига (1874, на нем. яз.; 1927), Эдинбург 1874),
Милан (1874) , Неаполь (1874), Копенгаген (1874), Будапешт (1875),
Сидней (1877), Мальта (1879, на итал. яз.), Загреб (1881), Сараево
(1883, на нем. яз.), Хельсинки (1899, на нем. яз.). В России впервые
пост. в 1874, Москва (рус. пер. Курочкина).
На сов. сцене пост. 16 мая 1920, Муз. студия МХТ, рус. текст М.
Гальперина (руководитель пост. Немирович-Данчен-ко, реж. Лужский, худ.
Гортынская; Кларетта - Невяров-ская, Ланж - Белякова, Анж Питу -
Веселовский, Лари-водьер - Кудрявцев, Помпоне - Щавинский). В
последующих спектаклях: Кларетта - Барсова, Кемарская, Коренева,
ТулуОьева, Федосеева; Анж Питу - Остроумов, Тимченко; Ланж - Гольдина,
Големба; Лариводьер-Рахманов.
И здания: "Д. м. А.", клавир, Р., Brandus et C-ie, [s. d]. H. Гр.
"ДОЧЬ ПОЛКА" ("La Fille du regiment") - опера Г. До-ницетти, либр. Ж.
Сен-Жоржа и Ж. Байяра. Пост. 11 фсвр. 1840, Париж, т-р "Опера комик" (в
гл. роли - А. Тийон). В последующих пост. партию Мари исполняли Хемпель,
Линд, Понс, Патти, Зембрих, Зонтаг, Тетрацци-ни. 600-е представление во
Франции - 29 сснт. 1875. Пост. в др. странах: Копенгаген (1840); Милан
(1840), Женева (1840), Брюссель (1841), Вена (1841, на итал. яз.; 1843),
Мальта (1841, на итал. яз.), Лисабон (1841, на итал. яз.; 1878, на
франц. яз.), Штутгарт (1841), Христианин (1841, на дат. яз.), Мадрид
(1842, на итал. яз.; 1859, на франц. яз.); Берлин 1842), Рига (1842, на
нем. яз.), Прага (1842, на нем. яз.;
1843), Новый Орлеан (1843, на франц. яз.), Будапешт 1843, на нем.
яз.; 1844), Нью-Йорк (1843, на франц. яз.;
1844; 1855, на нем. яз.), Базель (1843), Стокгольм (1845),
Бухарест(1846, на итал. яз.), Варшава (1843), Лондон (1847, на итал.
яз.; 1847; 1872, на франц. яз.), Дублин (1848, на итал. яз.), Хельсинки
(1849, на нем. яз.; 1874), Сидней (1851), Загреб (1852, на итал. яз.;
1901), Буэнос-Айрес (1852, на франц. яз.; 1854, на итал, яз.), Мехико
(1852, на итал. яз.), Сан-Франциско (1854), Богота, Колумбия (1858),
Калькутта (1867, на итал. яз.), Каир (1870, на итал. яз.), Любляна
(1878), Шанхай (1898), Таллин (1915), Квебек (1931, на франц. яз.).
В России впервые пост. в Одессе (1841, на итал. яз.), Петербург
(1847, на итал. яз. и 1855, на рус. яз.).
И з д а и и я: "Д. п.", клавир, Р., Lemoine, [s. d.]. fJ. pp,
ДРАБИК (Drabik), Винценты (3.XI.1881-l.VII. 1933) - польский
театральный художник. Учился в Краковской школе изящных иск-в (ученик
художника и драматурга С. Выспянского), затем продолжал образование в
Вене. В 1905 начал работать во Львове, а затем в Варшаве (в
"правительств, т-рах" и "Т-ре Польские). С 1915 жил в России; создавал
декорации для спектаклей польских драматич. коллективов, работавших в
Москве и в Киеве. С 1918, по возвращении в Польшу, был художником "Т-ра
Польски", затем ряда др. т-ров. Среди работ Д.: "Стойкий принц"
Кальдерона (1918-"Т-р Польски", 1926 - Т-р им. Богуславского), "Пан
Твардовский" Ружицкого (1921, "Т-р Вельки"), "Легион" Выспянского (1930,
"Т-р Вельки"). Декорации Д. отличались оригинальностью решения, ярким
колоритом, соответствием стилю и характеру пьесы.
Лит.: Wincent Drabik. Peintre-decorateur. 1881-1933, Varsovie, 1936
(на франц. яз.).
ДРАБЛ‚С (Drablos), Эдвард (р. 1883) - норвежский актер. В 1912
дебютировал на сцене "Норвежской труппы" (с 1913 - "Норвежский т-р",
Осло). Стал вскоре ведущим актером, в 1915-16 и 1950-51- худ. рук. этого
т-ра. Играл гл. роли в комедиях Хольберга: Йеппе ("Йеппе с горы"),
Герман ("Оловянщик-политикан"), Розифленгиус ("Счастливое
кораблекрушение"), Корфиц ("Комната роженицы"). Грустный юмор и
искренняя теплота отличали игру Д. в ролях Чебутыкина ("Три сестры") и
Фирса ("Вишневый сад"). Наиболее полно раскрылась творческая
индивидуальность Д. в ролях крестьян Type ("Учитель" Гарборга), Ника
("Эскимос" Фрейхена), Педера ("Слово" Мунка), исполнение к-рых
характеризовалось глубоким проникновением в психологию крестьян, порой -
элементами натурализма.
Лит.: Det Norske teatret. Dei fyrste femogtiuge ara, Oslo, 1938. l
Вл. M.
ДРАГА-СУМАРОКОВА, Валерия Францевна (р. 17.XII.1896) - русская
советская актриса. Народная артистка УССР (1954). Закончила драматич.
отделение Моск. филармонии (1914-16). Сценич. деятельность начала в
1916. Работала в Ярославском т-ре (1916-17), в Моск. т-ре Революции
(1922-23), Харьковском (1923-24), Ростовском т-рах (1924-26); с 1926 - в
Киевском Т-ре им. Леси Украинки.
Актриса большой сценич. культуры, Д. создала галерею правдивых,
художественно цельных образов. Среди ролей Д.- Панова ("Любовь Яровая"),
Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Каренина ("Живой труп"), Аркадина
("Чайка"), Елена, Меланья, Василиса, Клеопатра ("Дети солнца", "Егор
Булычев и другие", "На дне", "Враги"), Мамаева, Кручинина ("На всякого
мудреца довольно простоты", "Без вины виноватые"), Грета Норман ("Жизнь
начинается снова" Собко). Р. Б.
ДРАГУН (Dragun), Освальдо (р. 1929) - аргентинский драматург. Писал
для "независимых т-ров". Первая пьеса-драма "Мать-земля" (пост. 1953),
посв. жизни и борьбе аргент. крестьянства. В 1956 т-р "Фрай Мочо"
(Буэнос-Айрес) пост. драму Д. "Чума идет с Милоса", в к-рой события,
происходившие в Др. Греции, перенесены в современность. Пьеса направлена
против войны и захватнич. политики империалистич. держав. В 1957 т-р
"Фрай Мочо" пост. историч. драму Д. "Тупак-Амару", в к-рой вновь
раскрывается тема борьбы против захватнич. войн и порабощения
колониальных народов. Т-р пост. и др. пьесы Д.: "Истории для рассказа"
(1957), "Истории моей улицы" (1958) и "Стол ј 10" (1958), направленную
против социального неравенства.
Лит.: О r d a z L., El teatro en el Rio de la Plata, 2 ed., B. Aires,
1957; в рус. пер.- "Чума идет с Милоса", пьеса, пер. с нспан., М., 1958.
Ал. Р.
ДРАГУТИНОВИЧ (Драгутинович), Владета (р. 13.1. 1894) - югославский
(сербский) актер и режиссер. В 1916-20 учился в Школе дикции и драматич.
иск-ва в Париже. В 1912-16, 1920-50-актер драмы Народного т-ра в
Белграде. После освобождения Югославии (1945) играл роли: Фабриций
Глембай ("Господа Глем-баевы" Крлежи), Юлий Цезарь и Брабанцио ("Юлий
Цезарь" и "Отелло"), Маршал ("Лисички" Хелман), Отец ("Мечтательница"
Раиса). Перевел с французского ок. 100 пьес, к-рые ставятся во мн.
югосл. т-рах" Аг. М. ДРАЙДЕН (Dryden), Джон (9.VIII. 1631- LV
1700)-английский поэт, драматург ? критик. Окончил Кембриджский ун-т
(1654), лит. деятельность начал как поэт. Автор комедий "Вздорный
щеголь" (1663, Королевский т-р) и "Дамы-соперницы" (1664, там же). Совм.
с Р. Хоуардом написал героич. драму "Королева индейцев"(1665),
излагающую в напыщенных стихах невероятные подвиги безупречных героев и
сцены великой страсти. Такой же характер носят пьесы "Император
индейцев, или Завоевание Мексики испанцами" (1665, Королевский т-р),
"Тайная любовь, или Дева-королева" (1667, там же), "Завоевание Гранады
испанцами" (1676, Королевский т-р). Нелепости жанра, утверждавшегося Д.,
подверглись остроумному осмеянию в пародийной пьесе Бекннгема
"Репетиция" (1671). Это заставило Д. отказаться от избранного им стиля.
Но склонность к мелодраматич. эффектам сохранилась в трагедии
"Ауренгзеб" (1675, т-р"Друрп-Лейн"), в трагикомедиях "Испанский монах"
(1679, т-р "Дорсет-Гарден"), "Торжество любви, или Природа все победит"
(1693, "Друри-Лейн"); в драмах "Все для любви" (1677, там же) на сюжет
"Антония и Клеопатры" Шекспира, "Дон Себастьян" (1689, там же) Д.
приближается к поэтике классицизма, полемизируя с нар. драмой англ.
Возрождения и, в первую очередь, с Шекспиром. Д. переделал также "Бурю"
(1667, совм. с У. Давенантом) и "Троила и Крессиду" (1679),
приспосабливая сюжеты Шекспира к вкусам аристократии эпохи Реставрации,
к новой сцене с декорациями, к правилам трех единств. Гуманистич. идеал
обретает у Д. дворянскую окраску, что явилось результатом реакции против
пуританского духа буржуазии 17 в. Еще явственнее эти черты мировоззрения
Д. проявляются в его комедиях: "Мартин Мэролл, или Притворная
невинность" (1667, т-р "Линкольне Инн Фплдс"), "Вечер любви, или Мнимый
астролог" (1668, Королевский т-р), "Модный брак" (1672, т-р "Линкольне
Инн Филдс"), "Добрый хранитель, или Господин Лимберхем" (1677-78, т-р
"Дорсет-Гарден" и др.).
Как и другие комедиографы периода Реставрации, Д. писал и "комедии
нравов", показывавшие, но не осуждавшие аморализм дворяц. Д. считается
также "отцом англ. критики". Большое внимание он уделял вопросам
драматургии ("Опыт о драматической поэзии", 1668, и др. статьи,
предисловия и посвящения к пьесам). Отвергая в драме англ. Возрождения
то, что ему представлялось хаотичным, безвкусным, грубым, Д. пытается
сочетать ее действенность, динамичность с классицист, принципами. Он
утверждал рационализм в художеств. творчестве. Драматургич. произв. Д"
весьма популярные в его время, уже в 18 в. стали сходить со сцены и
сохранили преим. историч. значение как переходная ступень от
позднеренессан-сной драмы к просветительскому классицизму 18 в. В 20 в.
ставилась пьеса "Модный брак" (1920, об-во "Финикс", 1928,
"Бирмингемский репертуарный т-р", 1930, "Т-р Лирик", Хаммерсмит).
Соч.: The, works of John Dryden, ed. by W. Scott, revised and
corrected by G. Saintsbury, v. 1-18, Edinburgh, 1882-83.
Лит.: Saintsbury G., John Dryden (English men of letters), L., 1881;
История английской литературы, т. 1, вып. 2, M., 1945, с. 235-245. А. А.
ДРАЙЗЕР (Dreiser), Теодор (27.VIII.1871 - 28. XII. 1945) -
американский писатель, драматург. Род. в бедной иммигрантской семье
немецкого происхождения. В 1892-95 работал газетным репортером. В нач.
1910-х гг. издал сборник одноактных драм. произв.- "Пьесы естественные и
сверхъестественные" (1916). В своей наиболее известной драме "Девушка в
гробу" (1913), к-рая была пост. т-ром "Вашингтон сквер плейере", Д.
обращается к теме рабочего движения, изображая забастовку текстильщиков.
Прототипом гл. героя пьесы Фергюсона был один из вождей амер.
пролетариата Б. Хейвуд. В ряде одноактных пьес Д. ("Рука гончара", "Свет
в окне", "Смеющийся газ" и др.) сказалось влияние натурализма. Роман Д.
"Американская трагедия" неоднократно инсценировался (в США, Германии,
Франции) и экранизировался, В СССР инсценировка этого романа под назв.
"Закон Ликурга" пост. в ЦТСА и др. т-рах.
С о ч : Plays of the natural and the supernatural, N. Y., 1916 и
1926.
Лит.: 3 а с у ? с к и и Я. Н., Теодор Драйзер, писатель и публицист,
М., 1957; Matthiessen F. 0, Theodore Dreiser, Toronto, 1951 В. Г.
ДРАК, Матвей Ильич (р, 30 JX ,1887) - украинский советский
театральный художник. Засл. арт. УССР (1940). Чл. Коммунистич. партии с
1953. Окончил Одесское художеств. уч-ще (1910) и Мюнхенскую академию
художеств (1914). Работу театр. декоратора начал в 1907 в частных
антрепризах Винницы и др. городов. Представитель реалистич. направления
в укр. декорац. иск-ве. Был одним из основателей и постоянным художником
Т-ра им. И. Франко, где работал до 1949. Автор оформления этапных для
этого т-ра спектаклей: "На дне" (1920), "Овечий источник" (1922);
"Лесная песня" Леси Украинки (1926), "В степях Украины" (1940),
"Фронт" (1942); "Мартин Боруля" Тобилевича (1949), "Мироед, или Паук"
Кропивниц-кого (1952) и др. Декорации Д. отличаются реалистич.
выразительностью, эмоциональностью; они передают своеобразие укр.
пейзажа и быта.
Лит.: XX POKIB театра ??. ??. Франка. [Сборник], КиГв, 1940. с.
98-102. А. Др.
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.