Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.
ВЕНГЕРСКИЙ ТЕАТР. Истоки венг. театр. культуры относятся ко времени,
предшествующему принятию венграми христианства (1000). Зачатки
зрелищного иск-ва венгров связаны с языческими обрядами кочевников,
завоевавших в 9 в. территорию совр. Венгрии. Приняв христианство, венгры
продолжали находиться под сильным влиянием языческих верований. Об этом
свидетельствуют ср.-век. хроники, упоминавшие венг. скоморохов и
игрицев, а также нар. мелодии, восходящие к евразиатскому мелосу,
самобытный нар. танец, связанный с языческими ритуалами, и венг. нар.
сказки. Носителями первонач. форм театр. нар. культуры в Венгрии были
сказители (регеши), скоморохи (йокулаторы) и игрицы - певцы-музыканты,
подразделявшиеся на хегедюши (от хегедю- скрипка), лантошей (лантош -
духовой инструмент) и кобзошей.
Представители католич. церкви стремились уничтожить все проявления
самобытной нац. культуры венгров, насаждая литургич. драму и мистерии на
чуждом венграм латинском языке. Однако церковная драма не получила
распространения в Венгрии.
В 1695 поэт и учитель Д. Фельвинци сделал первую попытку организовать
проф. труппу в г. Ко-ложваре (Клуж), но не смог осуществить свое
намерение. В нач. 18 в. появляются придворные театральные труппы у
князей Эстергази, графов Пальфи и др., игравшие главным образом на нем.
и итал. языках. В 17 и особенно в 18 вв. ряд католич. орденов (иезуиты,
пиаристы и др.) вводят в церковных школах пост. спектаклей на венг. яз.
не только религиозного, но и светского содержания. На сцене школьного
т-ра ставились первые "вольные" переводы комедий Мольера, сильно
искажавшие подлинник. Значительно ближе к венг. нар. жизни были
представления протестантского школьного т-р а, дававшиеся в селах и
городах Венгрии. В репертуар школьного т-ра входили гл. обр. интермедии
и жанровые сценки ("Женитьба Михая Кочонья" не изв. автора и др.).
В 1790, в период движения "венгерских якобинцев", стремившихся
покончить с феодализмом и габсбургском засилием в стране, был
организован первый проф. т-р. Актер и театр. деятель Л. Келемен создал
из энтузиастов-любителей театр. труппу в Пеште, к-рая просуществовала до
1796, показав за это время 469 спектаклей, в т. ч. пьесы Шекспира
("Отелло" н "Ромео и Джульетта"), Шиллера ("Разбойники"), Лессинга
("Минна фон Барнхельм"), Мольера ("Мнимый больной"), Д. Бешшеньеи
("Философ") и др. В 1792 начал свою деятельность т-р под руководством
бр. Фейер в Клуже (Транс ильвания). К первому поколению венг. проф.
актеров, заложивших основы нац. театр. школы, относятся замечательный
комик П. Янчо, актриса А. Моор, трагик Я. Патко, Л. Келемен. Деятели
молодого венг. т-ра добивались естественности, простоты игры,
страстности выражения чувств героев. В нач. 19 в. из-за конкуренции с
нем. т-ром, пользовавшимся особой поддержкой властей и крупнопоместного
дворянства, пренебрегавших нац. культурой, венг. театр. труппы стали по
преим. "бродячими", они выступали в селах и степных городах перед
демократич. зрителем. Эти труппы ставили перед собой гл. обр.
просветительские цели, боролись за признание венг. яз., за подъем венг.
нац. культуры и возрождение патриотич. традиций прошлого. Выдающиеся
актеры этого времени Р. Дерине, 5К. Сентпетери К. Медьери, А. Канторне и
др. обладали широким творческим диапазоном; выступали в драм. и муз.
спектаклях, пользовавшихся особой популярностью зрителей.
В 1837 в Пеште (ныне Будапешт) был открыт т-р "Мадьяр синхаз",
получивший в 1840 назв. Национального театра. На его сцене ставились
драм. и оперные спектакли классич., совр. зарубежного и отечеств,
репертуара. Иск-во венг. актеров этого времени отли-чал ось высоким
идейным и художеств. уровнем. Актер прогрессивного романтич. направления
М. Ленд-ваи, актриса Р. Лаборфалъви актер-реалист Г. Эгреги-гии выражали
в своем творчестве идеи нац.-освободит. борьбы в период подготовки
революции 1848-49. Большую роль в сближении т-ра с жизнью сыграли первый
директор т-ра критик и теоретик И. Байза и драматург М. Верешмарти. На
революцию 1848 Нац. т-р откликнулся пост. пьесы "Банк-бан" И. Ка-тоны,
показанной в первый день революции 15 марта 1848 восставшему народу
Пешта. После поражения революции Нац. т-р долгое время находился в
упадке. В 70-е гг. к руководству его пришел выдающийся венг. режиссер Э.
Паулаи давший глубоко реалистич. трактовку пьес классич. зарубежного и
венг. репертуара, он осуществил пост. пьес Шекспира, Гоголя ("Ревизор"),
Ибсена ("Нора") и др., привлек к своей работе выдающуюся венг. трагич.
актрису М. Ясаи и драматурга Г. Чики.
В конце 19 в. был открыт ряд новых т-ров в столице и на периферии:
Народный театр в Буде (1861-64, 1867-70), Пештский народный театр
(1875), "Вигсинхаз" (1896), "Мадьяр синхаз" (1897) и др. В ряде городов
(Сегед, Сомбатхей, Секепь фехервар) были выстроены новые театр. здания.
В нач. 20 в. группа прогрессивной интеллигенции во'главе с режиссером Ш.
Хевеши организовала театр-студию "Талия" (1904-08), осуществлявшую
экспериментальные пост. новой драматургии (пьесы Хейерманса, Ибсена,
Гауптмана, Горького) для широких кругов демократич. зрителей.
В период Венгерской сов. республики 1919 т-ры активно участвовали в
революции, показывая свои спектакли народу. В это время выбор репертуара
и др. мероприятия (распределение билетов профсоюзами, устройство
бесплатных спектаклей и т. п.) были направлены на то, чтобы сделать
театр достоянием масс. Были открыты новые т-ры, широко развернулась
художеств. самодеятельность.
Между 1-й и 2-й мировыми войнами В. т. испытывал влияние реакц.
шовинистич. пропаганды хортистского правительства, бурж. мещанских
вкусов. Лишь в период руководства Нац. т-ром Ш. Хевеши спектакли
сохраняли высокий художеств. уровень. Позднее в т-ре господствовал
развлекательный репертуар, система "звезд". Руководители частных театров
нре следовали гл. обр. коммерч. цели. Отдельные выдаю"" щнеся деятели -
Г. Байор, А. Шомлаи, М. Раткаи,
А. Одри, К. Шугар противостояли своим творчеством
развлекательно-бурж. направлению, пропагандировали классич. репертуар.
Актеры и режиссеры А. Хорват, Ф. Хонт, X. Гобби, Т. Майор участвовали в
работе "Независимой сцены" (г. Сегед) и рабочих самодеятельных кружков.
В 1945 с первых дней освобождения Венгрии от фашизма ведущий театр.
коллектив страны - Нац. т-р в Будапеште, встал на сторону нар. власти.
Руководство этим т-ром перешло к актеру и режиссеру Т. Майору,
сплотившему коллектив талантливых актеров и режиссеров старшего и
младшего поколений, развивающих прогрессивные традиции нац. театр.
иск-ва. В 1949 все т-ры Венгрии были национализированы. В репертуар
т-ров вошли произв. мировой и отечественной классики (пьесы Шекспира,
Мольера, Островского, И. Катоны, М. Верешмарти, И. Мадча). Т-ры ставят
пьесы совр. венг. драматургов - Э. Урбана, Д. Ийеша, Л. Немета, И.
Шаркади, Л. Мештерхази, И. Дарваша и др. Большое влияние на утверждение
реалистич. традиций в В. т. оказали постановки пьес М. Горького, в
частности "Егор Бу-лычов и другие" (1947; Нац. т-р, А. Шомлаи в
заглавной роли). Театр. выразительностью и идейной глубиной
характеризуются спектакли реж. К. На-дашди, Т. Майора и Э. Геллерта
(постановки пьес Шекспира, Шиллера, Островского, Чехова, Горького; венг.
драматургов Ж. Морица, Д. Ийеша и др.).
Среди режиссеров нового поколения - Э. Мартон, О. Адам, И. Казан, К.
Казимир, М. Синетар, Л. Ва-мош, развивающие лучшие традиции венг. театр.
иск-ва (спектакли: "Рюи Блаз" Гюго, "Электра" Бор-немиссы, "Дачники",
"Оптимистическая трагедия";
"Люди из Пешта" Мештерхази, "Такая любовь" Ко-гоута, "Визит старой
дамы" Дюренматта и др.).
Среди крупнейших венг. актеров: X. Гобби, М. Рат-каи, Ф. Бешшенъеи,
3. Варконъи, Э. Булла, К. Толь-паи, К. Латабар, К. Фелеки, Л. Башти, А.
Текеш, А. Месарош, М. Теречик, Т. Майор, Э. Шуйок, Ю. Шинкович, Л.
Унгвари.
В Венгрии работает 40 т-ров, из к-рых 12 находятся в Будапеште;
наиболее значительные - Нац. т-р, "Вигсинхаз", Т-р им. Мадача, Т-р им.
Йожефа. В 1959 открыт учебный т-р им. Одри при будапештском Ин-те театра
и кино, готовящем кадры актеров и режиссеров. Больших успехов добились
периферийные т-ры (Нац. т-ры в гг. Сегед и Печ, Передвижной т-р им.
Дерине и др.). За пределами Венгрии т-ры на венг. языке работают в
Румынии; крупнейший из них - т-р в г. Тыргу-Муреш (центр Венгерской авт.
области в Трансильвании). Разработкой вопросов театр. иск-ва,
систематизацией материалов и документов по 'истории нац. и зарубежного
т-ра занимается н.-иссл. ин-т т-ра (Будапешт). А. Гер.
Музыкальный театр в Венгрии зарождается во 2-й пол. 18 в. Первые
оперные спектакли даются на нем., итал. языках в Буде, Пеште и др.
городах, а также в замках крупнейших магнатов. В конце 18 - нач. 19 вв.
иностр. труппами были пост. "Волшебная флейта" (1793) и "Дон Жуан"
(1797);
"Фиделио" (1816), "Севильский цирюльник" (1820) и др. оперы. В этот
же период возникают первые венг. нац. муз.-драм. спектакли.
Непосредственными предшественниками нац. оперы были пьесы И.
Чоко-наи-Витеза, Биллишича (в т. ч. "Козлиное мясо", 1765) и др.
Первый венг. оперный спектакль - "Герцог Пикко и Ютка Пержи" И. Чуди
был поставлен в Буде (1793). Затем появились оперы нац. композиторов:
"Дьердь Черни" Г. Матраи (1812), "Выборы короля Матиаша" И. Хейниша и Д.
Арнольда (1832), "Аурелия" (1842) и "Хитрость" (1839) А. Бартаи,
"Искатели клада из Выше град а" М. Рожавельдьи и др. Многие из них
ставились в Буде, Пеште и в др. городах силами любителей. Особый успех
имела опера И. Ружички "Бегство Белы", пост. в 1824-36 в Марошвашархее,
Пеште, Буде, Сабадке, Пече, Мишкольце, Сегеде, Темеш-варе,
Секешфехерваре, Дыоле, Кишмартоне, Сенте и Дебрецене. Успех первых венг.
опер объясняется стремлением их авторов к широкому использованию нац.
мотивов и элементов фольклора, в т. ч. нар. музыки стиля "вербункош". В
то же время оперы эти во многом следовали зап.-европейским оперным
образцам. . Начиная с 1837 центром муз. культуры страны становится
открытый в Будапеште Национальный театр. на сцене к-рого наряду с
драматическими ставятся и оперные спектакли. 2-я четверть 19 в.-период
бурного роста нац. тенденций в венг. муз. т-ре. Создателем венг. оперы
был композитор и дирижер Ф. Эркелъ. В 1840 на сцене Нац. т-ра была пост.
его первая опера "Мария Батори", а вслед за ней остальные сочинения,
среди к-рых наибольшее значение имели "Ласло Хунья-ди" (1844), "Ванк-баш
(1861), "Король Иштван" (1885) и др. Венг, общественность с энтузиазмом
приняла ярко национальные, романтич. оперы Эр-келя, воспевавшие
патриотич. освободит, движение, отличавшиеся своеобразием муз. колорита
и мелодич. богатством. Наряду с операми Эркеля в репертуаре оперных
т-ров 2-й пол. 19 в. значит, место начинают занимать произв. М. Мошонъи,
К. Терна, Ф. Доплера, Д. Часара, И. Богнара, К. Хюбера, Е. Хубая, а
также трансильванских композиторов Ш. Брехта и К. Агхази. К концу 19 в.
широкую известность приобрел также К. Голъдмарк.
Развитие венг. оперной школы способствовало выдвижению ряда
талантливых оперных артистов. Важную роль в развитии оперы и пропаганде
нац. муз. фольклора сыграла солистка Национального т-ра М. Базилидес.
Оперное иск-во начинает пользоваться все большей популярностью в широких
массах венг. народа. В 1884 в Будапеште было открыто новое специально
построенное для оперы здание. В последующие десятилетия т-р успешно
развивается, становясь центром нац. муз. культуры. Однако как до
образования самостоят, венг. государства, так и в бурж. республике
оперный т-р не был нар. достоянием, не получал необходимой поддержки и
материальной помощи.
Крупнейшие представители венг. музыки 20 в. Б. Барток и 3. Кодай
внесли значит, вклад в развитие муз. т-ра и прежде всего оперы. Нар.
опера Кодай "Хари Янош", пост. в 1926 на сцене Оперного т-ра в
Будапеште, знаменовала собой новый этап в развитии муз. т-ра страны.
Важной вехой в истории т-ра была также пост. оперы Кодай "Секей-ская
прядильня" (1932) и оперы "Витязь Янош" П. Качо, написанной по мотивам
одноименной поэмы Ш. Петефи.
Установление в Венгрии нар. -демократич.строя явилось переломным
моментом в истории венг. оперы. Т-ры страны пользуются широкой
поддержкой социали-стич. гос-ва. На сценах т-ров ставятся классич. и
совр. оперы, лучшие произв. композиторов народной Венгрии, сов.
композиторов. Для работы Оперного т-ра в Будапеште - ведущего т-ра
страны, характерно сохранение и развитие лучших традиций реалистич.
оперного иск-ва.
Среди совр. венг. композиторов: Ф. Фаркаш (ко-мич. опера "Волшебный
шкаф"), П. Кадоша (комич. опера "Приключение в Хусте") и Е. Кенешшеи
(опера "Золото и женщина", пост. в Будапеште в 1934; сохраняется в
репертуаре т-ров). К композиторам молодого поколения принадлежат Д.
Рааки (опера "Платье короля Помаде"), Т. Польгар (опера "Сваты") и др. В
репертуаре т-ра сохраняются классич. оперы:
"Банк-бан" Эркеля, "Хари Янош" Кодай, "Борис
Годунов", "Евгений Онегин", "Хованщина", "Князь Игорь", "Травиата",
"Севильский цирюльник" и др. Т-р воспитал плеяду талантливых
исполнителей: певцов - М. Се.кей, И. Палло, Т. Удварди, Д. Мелиш, Е.
Шиманди, О. Малецки, Л. Ямбор, Я. Фодор, Э. Рослер, Д. Лошонци, Р.
Илошфальви, И. Йовиц-ки; певиц - М. Дъюркобич, М. Тисаи, К. Паланкаи, Ю.
Орос, М. Матъяги, Ш. Генчи, Е. Халас, Ю. Ош-ват и др. Руководит т-ром
дирижер Я. Ференчик; гл. реж. К. Надагиди; дирижеры В. Комор, М. Лу-кач,
А. Короди, режиссер и художник Г. Олах, художники Т. Марк, 3. Фюлеп и
др. Т-р неоднократно гастролировал за рубежом, в т. ч. в СССР (в 1958).
Наряду с Оперным т-ром в Будапеште работают оперные т-ры в Сегеде и
Дебрецене. В репертуаре Сегедского нац. т-ра - оперы Моцарта, Пуччини,
Чайковского и др. Т-р обладает сильным коллективом исполнителей (певец
М. Сябо и певица Ш. Молъдован). Театр им. Чоконаи в Дебрецене имеет в
своем составе муз. и драм. труппы. Осуществил пост. опер и оперетт, в т.
ч. "Отелло", "Кармен", "Банк-бан" и др. В труппе т-ра певицы М. Варга,
Е. Балог, И. Ханкиш, певец М. Л отар. В ряде городов Венгрии, не имеющих
постоянных оперных т-ров, выступают передвижные оперные труппы. Широко
развита также сеть самодеятельных оперных коллективов.
Оперетта. Нар. муз. комедия зародилась в Венгрии как самостоят, жанр
в первые десятилетия 19 в., когда бродячие актеры стали включать в свои
программы своеобразные муз. представления, используя в них нар. песни и
танцы. Муз. спектакли "Ан-дял Банди" и "Зельд Марци" повествовали о
борьбе за свободу. В 30-40-х гг. 19 в. возникает жанр т. н. "народной
пьесы", в к-рой также значит, место занимают музыка, пение и танцы. К
середине века этот жанр получает все большее распространение.
Популярность его обусловливалась обращением авторов к сюжетам из жизни
простого народа, доступностью и нац. характером музыки. В открытых в
1861 в Буде, а в 1875 в Пеште "Народных театрах" ставились комедийные
представления с музыкой композиторов И. Сердахейи, К. Шимонфи и др. В
этом жанре выступали актеры Л. Блаха и И. Ти-мар. В 60-х гг. 19 в. в
репертуар начинают включаться оперетты, вытеснившие жанр "народных
пьес", пришедший к концу века в упадок. Отдельные элементы этого жанра
сохранились в оперетте. Первые венг. оперетты - "Сельский кантор" Аллага
(1862), оперетты И. Конти - одного из виднейших представителей этого
жанра, носили следы подражания франц. образцам. В конце 19 в. появляются
крупные композиторы, благодаря к-рым венг. оперетта получает мировое
признание,- Ф. Легар и И. Кальман. Их оперетты составили основу
репертуара многочисленных венгерских опереточных трупп, возникших в
конце 19 - нач. 20 вв. В 1925 в Будапеште был создан постоянный т-р
оперетты. В эти годы появилась большая группа венг. композиторов,
успешно работавших в жанре оперетты: Якоби, Сирмаи, Бутькаи, Хуска, для
творчества к-рых характерен интерес к нац. тематике и фольклору. Начало
обновления оперетты было положено композитором П. Качо в его комич.
опере "Витязь Янош", основанной на нар. мелодиях. Эта опера оказала
влияние на дальнейшее развитие жанра оперетты. Венг. композиторами
создан ряд оперет, в т. ч. "Чином Палко" Ф. Фаркаша, "Приключения в
Хусте" П. Кадоша, "Пестрый теленок" О. Винце, "Где-то на юге", "Отель
Палота" Т. Броди, "Золотая звезда" Секея, "Шпага и любовь",
"Государственный универмаг" Я. Керекеша, "Две любви" Феньеша,
"Селиштейские кумушки" И. Шаркези, "Три весны" Л. Лайта и Д. Келлера и
др. Все эти оперетты ставятся на сценах венг. т-ров. Т-р оперетты в
Будапеште с 1949 получил наименование Национального. Наряду с венг.
опереттами т-р ставит лучшие иностранные, в т. ч. советские, оперетты. С
1954 работает филиал театра, носящий имя Л. Блаха. Муз. комедии и
оперетты ставятся и в др. городах страны:
Дьере (Т-р им. Кишфалуди), Пече (Национальный т-р), Сольноке (Т-р им.
Сиглигети) и др. В Венгрии сложилась актерская школа жанра оперетты,
отличающаяся тонким чувством стиля, легкостью, непринужденностью
перехода от буффонады и гротеска к лирич. и драматич. эпизодам, высоким
вокальным мастерством, прекрасным чувством ритма. Среди представителей
этой школы актеры: X. Хонти К. Латабар, К. Фвлеки, Р. Ратонъи, Э.
Партоги, М. Немет; режиссеры М. Синетар, Д. Секей и др. В провинциальных
т-рах работают: Я. Силл, К. Яношши (Дьер), М. Та-кач, И. Ланг (Печ), Б.
Бенке, М. Карачоньи (Соль-нок) и др. В 1948 при Высшей театральной школе
открыты отделение и студия для подготовки актеров оперетты. Л. М., В. И.
Балет. Профессиональное хореографич. иск-во возникает в Венгрии во
2-й пол овине 19 в. Ставились гл. обр. одноактные балеты и
дивертисменты; состав труппы балета не превышал 40-50 чел. Венг.
композиторы почти не уделяли внимания балетному жанру.
В начале и особенно в 20-30-х гг. 20 в. выдвигается ряд талантливых
балетных исполнителей и постановщиков-балетмейстеров, заложивших основы
венг. нац. хореографии. Одним из первых выдающихся балетмейстеров
Венгрии был Р. Б'рада, поставивший балет "Священный факел" Донаньи(1934)
на сказочный сюжет и (совм. с А. Милошем) патриотич. балет "Куруцкая
сказка" на музыку 3. Кодай (1935). Позднее развертывается деятельность
балетм. Харангозо. В 30-х гг. в венг. муз. т-ре формируется сильная
труппа кордебалета, появляются талантливые солисты. Однако в репертуаре
господствуют постановки, носящие фор-малистич. характер и отличающиеся
экзотикой, стилизацией, ложной помпезностью.
Бурное развитие венг. нац. балета началось после установления
народно-демократич. строя. В балетную труппу будапештского т-ра вошли
новые талантливые артисты, значит, помощь в подготовке к-рых оказали
советские мастера хореографии. Балетная школа, созданная в Будапеште при
Нац. т-ре, регулярно пополняет состав муз. т-ров страны. Больших успехов
добился балетный коллектив оперного т-ра, состав труппы увеличился до
120 чел. Если в первых пост. т-ра, осуществленных после освобождения
страны, еще сказывалось влияние модернизма ("Голубая рапсодия",
"Будапештский карнавал"), то в дальнейшем труппа следовала традициям
классич. хореографии, обогащая их элементами нац. муз. и танцевального
фольклора. К числу лучших пост. т-ра наряду с классическими относятся
первые нац. балеты, в т. ч. "Платочек" (1951) и "Песня о Бихари" (1954)
Е. Кенешшеи. В венг. т-рах идут также нац. балеты "Деревянный принц" и
"Чудесный мандарин" Бартока, "Лукавые солдаты" (Будапешт), "Ацис и
Галатея" Ф. Фаркаша (Сегед) и др. Среди артистов венг. балета: Г.
Лакатош, Ж. Куп, К. Ургаи, Д. Чинади, В. Фюлеп, Д. Фюлеки, Ф. Хаваш, Ю.
Аркош, Д. Роксин и др. Балетную труппу Национального театра возглавляет
балетм. Д. Харангозо.
Кукольный театр. В Венгрии в нар. обряды входили выступления
кукольников. Кукольные представления на ярмарках устраивали иностр., гл.
обр. нем. кукольники. Во 2-й пол. 19 в. пост. первые кукольные спектакли
на венг. яз. В 80-х гг. 19 в. постоянным героем кукольных представлений
стал Витез Ласло, сменивший нем. Касперле. Вскоре появился и другой
постоянный персонаж - Паприка Янчи (Иванушка-Перец).
В 1911 был организован первый т-р кукол, работавший до 1-й мировой
войны. В 1919-25 регулярные кукольные представления устраивал Г.
Блатнер. Начиная с этого времени предпринимался ряд попыток создать
постоянные т-ры кукол, однако эти т-ры существовали недолго. В 1947 в
Будапеште был основан т-р "Мешебарланг" ("Пещера сказок"), носящий с
1949 наименование "Венгерский государственный театр кукол". Этот т-р
ставит спектакли для детей и взрослых. В Венгрии широко развита сеть
самодеятельных кукольных коллективов, работой к-рых руководит Гос. ин-т
нар. иск-ва. А. Ф.
Цирк. Истоки венгерского цирка - в нар. театрализованных спортивных
играх (гл. обр. конных). Единственным стационарным цирком бурж. Венгрии
был Большой цирк в Будапеште. Существовало несколько мелких передвижных
частных цирков. В Будапеште преимущественно гастролировали иностр.
артисты.
После установления народно-демократич. власти началось развитие нац.
циркового иск-ва. В 1947 создан профсоюз венг. цирковых артистов. В 1949
цирки были национализированы. В 1950 создана школа циркового иск-ва. В
1954 - управление по делам цирков. Среди артистов венг. цирка Я. Гинае
(баланс на трапеции под куполом цирка), Шнейдер (акробаты на першах),
Виллам (жонглер), Сегеди (дрессировщик львов). В 1958 артисты
венгерского цирка показывали свою программу в Москве. М. Зон.
Лит.: Bayer J., A nemzeti jatekszin tortenete, kot. 1-2, Bp., 1887; V
a li В., Magyar szineszet tortenete, Bp., 1887; Ferenczi Z.,A Kolozsvari
szineszet es szinhaz torte-nete, Kolozsvar, 1897; Deryne Szeppataki R.
Deryne naploja, kot.l-3,Bp., 1957; Jaszai Mari irasai, Bp., 1955;
Karpa-ti A., Szinhaz, Bp., 1959; H o rany i M., Eszterhazi v4?assasrok,
Bp., 1959; Гершкович А. А., Венгерский театр. в кн.: История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М.,
1957; Венгрия..., Будапзшт, [1960], с. 387-406 (Театр); H o rany i M.,
Das Esterhazysche Feenreich. Beitrag sur ungarlandischen
Theatergeschichte des 18. Jahrhunderts, Bp., 1959.
ВЕНГЕРСКИЙ ТЕАТР ИМ. И. МАДАЧА в Будапеште (Madach Szinhaz) -
драматический театр. История возникновения т-ра восходит к 1919, когда
был основан Т-р им. Мадача, открывшийся спектаклем "Завтра утром"
Каринти. После подавления Венгерской советской республики этот т-р был
закрыт (1920). В 1940 спектаклем "Птичка" Морица вновь открылся т-р,
носивший имя Мадача. Этот т-р, возглавляемый А. Пюнкешти вплоть до
оккупации Венгрии фашистами (1944), получил известность как
прогрессивный, "левый" т-р, деятельность к-рого противостояла
официальному консервативному иск-ву. После освобождения Венгрии (1945)
этот т-р работал как учебный коллектив при Высшем театр. ин-те. В 1947
стал государственным. В 1949 был филиалом Нац. т-ра. С 1951 работает в
б. здании "Мадьяр синхаз" (построено в 1897, арх. А. Ланг). В репертуаре
т-ра лучшие произв. нац. классики и совр. венг. авторов: "Лилиомфи"
Сиглигети (1950), "Родственники" Морица (1951), "Сентябрь" Шаркади
(1955), "Медик" Броди (1959) и др. Значительными постановками явились:
"Фуэнтеовехуна" (1952), "Ромео и Джульетта" (1953), "Три сестры" (1954),
"Кремлевские куранты" (1955),"Рюи Блаз" Гюго (1956), "Мамаша Кураж и ее
дети" Брехта (1958).
Театр имеет филиал, в котором пост.: "Нора" (1954); "Неаполь - город
миллионеров" де Филиппе (1957), "Безымянная звезда" Себастьяна (1958),
"Третий звонок" Юрандота (1959) и др. В труппе т-ра (1960): реж. О.
Адам, Б. Бот; актеры Т. У рай, М. Ладани, 3. Грегуш, М. Габор, К.
Тольнаи, Е. Ваш, 3. Башилидеш и др. А. Гер.
ВЕНГЕРСКИЙ ТЕАТР ИМ. ЙОКАИ в Будапеште (Jokai Szinhaz). Возник в 1949
как "Т-р пионеров", ставивший спектакли для детей. В т-ре были
осуществлены пост. спектаклей: "Тайное звено" Харша, "Хижина дяди Тома"
по Бичер-Стоу, "Красный галстук" Михалкова, "Город мастеров" Габбе,
"Зоя" Алигер и др. В 1952 т-р объединился с "Т-ром молодежи", а с 1956
работает самостоятельно под названием Т-ра им. Йокаи, ставит спектакли
для взрослых. Среди лучших постановок: "Учительница" Броди (1956),
"Буря" Добози (1957).
ВЕНГЕРСКИЙ ТЕАТР ИМ. ПЕТ‚ФИ в Б уд а n e ш т е. В своем возникновении
т-р связан с "Т-ром молодежи" (осн. в 1949), поставившим спектакли:
"Будь добрым до смерти" Морица, "Сыновья человека с каменным сердцем"
Йокаи, "Парень из нашего города" Симонова, "Педагогическая поэма" по
Макаренко, "Как закалялась сталь" по Н. Островскому. В 1952 этот т-р
объединился с "Театром пионеров"; в 1956 вновь образовались две труппы,
одна из к-рых и получила наименование Т-ра им. Петефи. Среди наиболее
значительных постановок этого т-ра: "Мальчишки с улицы Пал" Мольнара,
"Оптимистическая трагедия" Вишневского.
ВЕНГЕРСКИЙ ТЕАТР НАРОДНОЙ АРМИИ в Будапешта - один из ведущих т-ров
Венгрии. Создан на основе "Т-ра шахтеров", организованного в 1948.
Открылся 21 дек. 1951 спектаклем "Ференц Ракоци II" Сиглигети. Среди
пост. т-ра: "День гнева" Шандора (1952), "Люди из Пешта" Мештерхази
(1958), "Лес" (1957), "Плоды просвещения" (1953), "Чайка" (1956),
"Разлом" (1953); "Одна" Алешина (1959) и др. Т-р работает в здании,
являющемся одним из лучших в Будапеште по технич. оснащенности. С 1960
т-р называется "Вигсинхаз". В труппе т-ра (1960) актеры И. Шомло, Э.
Булла, Е. Руткаи, Н. Табори, Д. Бенке, Э. Сабо, Б. Печи, Ш. Деак, Д.
Палош, реж. И. Казан, худ. Т. Упор.
ВЕНГЕРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ Национальный- театр оперетты в Будапеште.
Был создан как постоянный театр в 1925. До 1949 находился в руках
частных предпринимателей. После освобождения страны от фашизма начался
новый этап в развитии этого т-ра, получившего с 1949 наименование
Национального. В возрождении жанра оперетты на будапештской сцене
большую роль сыграло освоение опыта сов. опереточного т-ра. В 1948 были
пост. оперетты "Табачный капитан" Щербачева, "Вольный ветер"
Дунаевского, "Трембита" Милютина и др. Были написаны и пост. новые венг.
оперетты: "Золотая звезда" Секея, "В одном универмаге" Керекеша,
"Пестрый теленок" Винце, "Селиштейские кумушки" Шаркези, "Где-то на юге"
Броди и* др. Вторую жизнь в новой сценич. редакции обрели "Граф
Люксембург" Легара, "Королева чардаша" ("Сильва") Кальмана, "Герцогиня
Герольштейн-екая" Оффенбаха и др. Устарелые тексты либретто были
переработаны и заменены новыми. Среди ведущих актеров т-ра (1960):
лирич. актриса X. Хонти, ко-мики-буфф К. Латабар и Р.Рапгонъи, тонкий
характерный актер К. Фелеки, актрисы Э. Партот, М. Не-мет, Ж. Петреш, А.
Зентаи. Режиссеры т-ра - М. Синетар и Д. Секей. Худ. рук. и директор -
М. Гашпар. Л. Гер.
ВЕНГЖИН (Wegrzyn), Юзеф (1884-1952) -польский драматический актер.
Окончил драм. студию Г. Запольской. На сцене впервые выступил в пьесе
"Малка Шварце нкопф" Запольской (Львов, 1904). В том же году был принят
в краковский Нар. т-р, где работал до 1912. В 1913 перешел в "Т-р
Польски" (Варшава). Роли: Иридион ("Иридион" Красиньского), Брут ("Юлий
Цезарь" Шекспира). В последующие годы играл в варшавских т-рах: "Т-р
Розмаитости", "Т-р Польски", с 1924 - "Т-р Народовы". В. стремился
облагородить своих героев, поднять их над действительностью, но
благородный романтич. пафос не мешал актеру раскрывать в сценяч. образах
человеческие черты. В. играл роли героев-бунтарей в польской романтич.
драматургии: Густав и Конрад ("Дзя-ды" Мицкевича), Кордиан ("Кордиан"
Словацкого), Конрад ("Освобождение" Выспянского). Др. роли:
Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Лир; Родриго ("Сид" Корнеля), Дон Жуан
(о. п. Мольера). В. обладал также незаурядным комедийным дарованием, был
мастером сценич. гротеска (роль директора т-ра в "Похищении сабинянок"
Шентана). Во время оккупации был арестован за пародию на Гитлера
("Женева" Шоу), исполненную в "Т-ре Народовом". После войны играл в
"Т-ре Войска Польского* в Лодзи, затем в Варшаве. Роли: Регент ("Месть"
Фредро), Прокурор ("Волки ночью" Ритнера), Харди ("Русский вопрос").
Выступал как режиссер в "Т-ре Народовом" и Летнем т-ре. Снимался в кино.
Лит.: "Teatr", 1952, .ј 17 (статьи Zelwerowicz A., Szczerozloty
talent; Kreczmar J., Smierc wielkiego aktora;
Fruhling J., Teatr trescia zycia; Dabrowski St., J osef Wegrzyn;
DulesbaM., Dwie twarze; OrdynskiR., Kres wedrowki wielkiego aktora), p
ВЕНДРЕША (Vendresha), Ганимет (р. 1934) - албанская артистка
балета. В 1949 начала артистическую деятельность в танц. труппе при алб.
филармонии. В 1950-56 училась в хореографич. уч-ще при Большом т-ре
СССР. С 1956 работает в Т-ре оперы и балета в Тиране. Партии: Лиза
("Тщетная предосторожность"), Джульетта, Зарема и др. Д. Аг.
ВЕНЕСУЭЛЬСКИЙ ТЕАТР. Ко времени исп. завоевания Венесуэлы (1499)
среди различных индейских племен были распространены драматизированные
танцы и ритуальные церемонии, содержавшие элементы театр. иск-ва. В
течение колониального периода индейская культура испытывала влияние исп.
и негритянской культуры, что наложило определенный отпечаток на музыку,
песни и танцы Венесуэлы. В столице страны - Каракасе, и в др. городах
устраивались импровизированные театр. представления, ставились гл. обр.
ауто и мистерии. В сер.
18 в. были открыты т-ры - "Ла роса" в г. Ла-Гуай-ра и "Колисео" в
Каракасе. В "Колисео" выступала постоянная труппа, на его сцене шли
произв. А. Бельо, написавшего пьесу "Утешенный Каракас", Ф. Саль-яса, X.
Доминго Диаса, а также европ. авторов (гл. обр. в переводах Бельо). В 19
в. в эпоху гражданских войн и крестьянских восстаний В. т. не
развивался. Среди произв. крупного венесуэльского драматурга
19 в. Э. Кальканьо-популярная в Венесуэле комедия "Отрицательный
полюс", рисующая нравы совр. ему общества. В числе венесуэльских
драматургов 19 в. Б. Пикон (пьеса "Тиран Агирре") и Э. Мартин де ла
Гуардиа. Во 2-й пол. 19 в. была учреждена Академия изящных искусств,
где, наряду с обучением другим дисциплинам, преподавалась декламация.
В нач. 20 в. наступило нек-рое оживление в театр. жизни страны, к-рое
было связано с деятельностью драматурга Л. Мичелены, написавшего драмы и
комедии - "Волнение", "Оставив куклы", "Шелуха", "Заблудшие души",
"Ответ с того света" и др.
Новый подъем В. т. обозначился в конце 1930-х гг., когда была
основана Ассоциация венесуэльских писателей. Были изданы и пост. пьесы
"Человек, который ушел" и "Зловещая тень" Л. Пераса. Крупнейший
венесуэльский поэт А. Элой Бланке написал стихотворную пьесу "Абигайль"
на сюжет из Библии. X. Падрон создал для т-ра фарс "Вспышка", комедию
"Черные паразитки", одноактную трагикомедию "Парус души". Среди драм.
произв., написанных известной венесуэльской поэтессой И. Грамко,
стихотворные пьесы "Мария Лионса", "Белен Сильвера", "Дочь Хуана
Паломо". Успехом пользовались пьесы
"Жена заключенного", "Жена Антонио", "Заговорщицы" Р. Пинеды, ряд его
пьес на темы из жизни крестьян. Р. Кинтеро написал пьесу "Гуанчоне" об
индейцах.
В 40-50-е гг. значительную роль в развитии В. т. сыграла деятельность
А. Сертада, стремившегося содействовать повышению художеств. вкуса
зрителей, возглавившего Общество друзей театра, к-рое объединяло
энтузиастов - любителей т-ра. В числе пьев Сертада - "Чего не хватало
Еве", "Когда нас остается 13", "Змея на ковре", "Человек, у которого не
было времени умереть", "Три мужа наудачу", "Развод".
Жизни простых людей, их борьбе за лучшее будущее посвящены драм.
произв. С. Ренхифо. В их числе - пьеса "Желтая буря", написанная для
театр. фестиваля 1960. После постановки в т-ре эта пьеса, направленная
против расхищения богатств Венесуэлы североамериканскими и английскими
монополиями, была запрещена.
В наст. время театр. иск-во не играет видной роли в культурной жизни
страны. Основное внимание уделяется развитию телевидения и радиовещания,
где выступают преим. зарубежные гастролеры. Театр. коллективы не
получают субсидий. Труппы набираются на один или несколько спектаклей,
имеются и постоянные коллективы. В спектаклях, помимо профессиональных
актеров, приглашаемых главным образом с радио- и телестудий, играют
любители. Среди наиболее известных театр. трупп Венесуэлы (I960): "Т-р
масок", Университетский т-р, Экспериментальный т-р лицея Фермин Торо,
Т-р комедии, Народный т-р, "Атенео". Т-ры ставят произв. нац. авторов и
европ. драматургов, среди к-рых - Мольер, Мериме, Гарсиа Лорка, Моэм,
Миллер, Сартр, Брехт. С сер. 40-х гг. распространение получили драм.
произв. Чехова: "Предложение", "Медведь", "Юбилей", "Трагик поневоле" и
др., ставившиеся проф. т-рами, студентами театр. школ и показанные
зрителям многих городов страны.
Среди венесуэльских режиссеров - А. де Пас, Н. Куриель. В качестве
постановщика собственных пьес выступает драматург С. Ренхифо и др.
ВЕНЕЦИАНОВ, Георгий Семенович [р. 13(25).III. 1896] - режиссер
советского цирка, педагог, драматург. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956).
Был артистом драмы. С 1946 - гл. режиссер Ленингр. госцирка. В.
осуществил ряд пост. в Ленингр. и др. цирках страны. Среди них:
пантомимы "Праздник на воде", "Выстрел в пещере", конный номер под рук.
Манжелли, клоунады в исполнении Демаш и Мозель, коверного Вяткина и др.
"ВЕНЕЦИАНСКИЙ КУПЕЦ" ("The Merchant of Venice") - комедия В. Шекспира
в 5 д. Соч. 1596. Первая пост. предположит. 1598. В 18 и 19 вв. "В. к."
ставился во многих странах; пьеса входила в основной репертуар многих
крупных актеров-исполнителей роли Шейлока. Среди них: Маклин, Э. Кин,
Шредер,Флекк, Девриент, Гаазе, Миттервурцер, Поссарт, Дейвисон,
Зейдельман,Левинский,Сальвини, России др.В 1885 "В. к." играла финская
труппа под рук. Бергбума на гастролях в Петербурге (Шейлок - Лейни,
Антонио - Альберг, Гоббо - Линдфорд, Порция - Авелан, Нерисса -
Энегрен). Среди зарубежных пост. 20 в.: Немецкий т-р, Берлин (1913, реж.
Рейнхардт); Веймарский Нац. т-р (1927); Ганновер-ский т-р (сезон
1933-34); т-р "Олд Вик", Лондон (разные годы), Дублинский т-р (1949),
Пражский Национальный т-р (1956), Калишский т-р им. Богумилова (1958),
Япония (1903, 1926) и др. В 1902 на гастролях в Петербурге отрывки из
"В. к." показывала японская труппа Каваками (Шейлок - Кавака-ми, Порция
- Сада Якко).
В России "В. к." пост. 8 янв. 1860 в Александрийском т-ре (перевод и
сценич. обработка Ап. Григорьева; дож Венеции- Сосницкий, Шейлок -
Самойлов, Антонио - Леонидов, Бас-санио - Максимов 1-й, старик Гоббо -
Зубров, Ланчелотт Гоббо - Алексеев, Лоренцо - Малышев, Саланио -
Яблоч-кин, Саларино - Пронский, Грациано - Степанов, Салерио- Жулев,
Тубал - Чернышев, Порция - Жулева, Джессика- Снеткова 2-я, Нерисса -
Натарова). Спектакль неоднократно возобновлялся (1862, 189 7, 1903, 19
09 и др.). Возобновление-30 янв. 1897 (в бенефис Мичуриной, перевод
Вейнберга, реж. Карпов; дож Венеции - Писарев, Шейлок - Давыдов, Антонио
- Ленский, Бассанио - Дальский, старик Гоббо -
Варламов, Ланчелотт Гоббо - Озаровский, принц Марокканский -
Корвин-Круковский, принц Арагонский - Арбенин, Грациано - Аполлонский,
Лоренцо - Юрьев, Порция- Мичурина, Джессика-Потоцкая). В Малом т-ре
пост. 1877 (перевод Павлова; Шейлок-Вильде, Бассанио - Ленский, Порция -
Федотова). Возобновление - 1916 (реж. Платон, худ. Браиловский; Шейлок -
Южин и Правдин" Антонио - Ленин, Бассанио - Остужев, старик Гоббо -
Сашин, Ланчелотт Гоббо - Васенин, Грациано - Рыжов, принц Марокканский -
Муратов, принц Арагонский - Худолеев, Порция - Пашенная, Нерисса -
Щепкина). Пушкинский т-р (т-р Бренко), Москва (1881). 21 OKT. 1898 пост.
в МХТ (реж. Станиславский и Санин, худ. Симов, композитор Симон; дож
Венеции - Тихомиров, Шейлок - Дарский, принц Марокканский - Лужский,
принц Арагонский - Мейерхольд, Антонио - Вишневский, Бассанио - Адашев,
Саланио - Кровский, Саларино - Москвин, Грациано - Ланской, Лоренцо -
Кошеверов, Тубал - Санин, старик Гоббо - Чуп-ров, Ланчелотт Гоббо -
Бурджалов, Балтазар - Грибунин. Стефанио - Тарасов, Порция - Андреева,
Нерисса -Книп-пер, Джессика - Алеева). "В. к." ставился до революции в
т-рах Эривани (1866, переводчик, режиссер и исполнитель роли Шейлока -
Чмышкян), Казани (1872), Ярославля (1900), в Товариществе русской драмы
под рук. Мейерхольда (1905, Шейлок-Мейерхольд); в т-ре "Соловцов", Киев
(1913, реж. Синельников, Шейлок - Павленков, Бассанио - Радин, Грациано
- Кузнецов, старик Гоббо - Пельтцер, Порция - Полевицкая, Джессика -
Шатрова, Нерисса - Гофман). Среди исполнителей роли Шейлока в дореволюц.
т-рах России: Ге, Иванов-Козельский, Н. Рыбаков, Чарский, Любский,
Мнакян, Раф, Адельгейм (Роб. Адельгейм - Ланчелотт Гоббо) польский актер
С. Ярач и др.
25 ноября 1917 "В. к." пост. Малым т-ром (возобновление дореволюц.
пост.). Первая пост. в сов. т-ре- 27 ноября 1920, Большой Драм. т-р,
Петроград (реж. А. Бенуа, художники А. Бенуа, эскизы Н. Бенуа, Болотов;
комп. Асафьев Шейлок - Монахов, старик Гоббо - Б. Черкасов, Ланчелотт
Гоббо - Лаврентьев, принц Марокканский - Музалевский, принц Арагонский -
Мичурин, Порция - Комаровская); Т-р им. Сундукяна, Ереван (1926, реж.
Калантар, худ. Якулов);
Молотовский т-р (1941); Ереванский русский т-р (1940).
И з д а н и я.- 1) Первое изд. "В. к." 1600 под заголовком:
"Превосходнейшая история о венецианском купце. С чрезвычайной
жестокостью еврея Шейлока по отношению к сказанному купцу, у которого он
хотел вырезать ровно фунт мяса; и с получением руки Порции посредством
выбора из трех ларцов. Как она неоднократно исполнялась лорда-камергера
слугами. Написана Уильямом Шекспиром" (по послесловию А. Смирнова к "В.
к.", в кн.: "Уильям Шекспир. Полное собр. соч., в 8 тт.", т. 3, М-,
1959). Из первых русск. пер. "В. к."-Н. X. Кетчера; позднее - переводы
А. Л. Соколовского, П. И. Вейн-берга, Т. Л. Щепкиной-Kvn ерник и др.
Лит.: "ЕИТ". Сезон 1896/97, П., 1898, с. 175-187; то же- 1903-1904,
СПБ, 1904, с. 3-17 и то же- 1910, вып. 1, СПБ. 1910, с. 106-113; "Театр
и искусство", П., 1897, јј 3 и 6;
1914, ј 10; Троицкий 3., Карл Зейдельман и становление сценического
реализма в Германии, М., 1940, с. 148-159;
Charles Beecher H o g a n - Shakespeare in the theatre, L., 1952, с.
309-319; "Deutsches Schauspielkunst", В., 1954, с. 345-370, Л. Шн.
ВЕНЕЦИЯ (Venezia) - город в Италии (342,9 тыс. жит. на 1959). В 17-18
вв. В. была центром театр. жизни страны и одним из театр. центров
Европы. Т-ры в В. возникли позднее, чем в Париже, Лондоне и Мадриде, так
как в эпоху Возрождения правительство Венецианской республики
противодействовало стабилизации в городе театр. трупп, мотивируя это
"распущенностью актеров". Приезжавшие в В. в первой половине 16 в.
артисты и труппы давали представления комедий Плавта, Теренция и
народных фарсов в монастыре Крочифери и во дворцах венецианской знати.
Первые театр. здания появились в В.во второй половине 16 в. (среди них
т-р, выстроенный в 1565 арх. Палладио для труппы Аччеэи) (в наст. время
ни одно из этих зданий не сохранилось). В последующие два столетия
количество т-ров в В. (насчитывающей в то время около 140 тыс. жителей)
превысило колич. т-ров в Париже (где было всего 3 постоянных т-ра). В 17
в. в В. было построено 18 т-ров (одноврем. работало 6-9). В 18 в.
количество т-ров сократилось до 14 (одноврем. работало 7 т-ров: 4
оперных и 3 драматических). Все т-рыВ. носили имена святых. Старейший из
них-венецианский т-р "Сан-Кассиано" (открылся в 1637 пост. первой
венецианской оперы "Андромеда", либр. Феррари, муз. Манелли) и назывался
"Новым", в отличие от старого "Сан-Кассиано",выстроенного еще в 16 в. в
так наз."дворе Микиела". "Новый Сан-Кассиано" был первым в Европе
ярусным т-ром. Его тпуппа прославилась пост. опер Монтеверди. Вслед за
"Сан-Кассиано" открылись т-ры "Санти-Джованни э Паоло" (1639),
"Сан-Мойзе" (1639, впоследствии назван "Минерва"), "Новейший" (1641),
"Санти-Апостоли" (1649), "Сант-Аполли-наре" (1651), "Сан-Самуэле"
(1655), "Сан-Сальваторе" (1661, в 18 в. назв. "Сан-Лука", с 19 в.-"Т-р
Гольдони"), "Ай Салони" (1670), "Сант-Анджело" (1677), "Сан-Джованни
Гризостомо" (1678, впоследствии был перестроен и переименован в т-р
"Малибран"), "Канал Реджо" и "Алле Дзатторе" (1679), "Алитери" (1690),
"Санта-Марина" (1698), "Сан-Фантино" (1699), "Приватод и Сан-Мойзе"
(1700). Последними в ряду прославленных т-ров В. были т-р
"Сан-Бенедетто" {Т-р Россини), открытый в 1755, и т-р"Фениче" (открыт в
1792).
Т-ры В. принадлежали знатным аристократическим семьям (Джустиниан,
Микьель, Веньер, Кандульмер, Вендрамин, Гримани), к-рые сдавали их для
эксплуатации театр. импрессарио, оставляя за собой право общего надзора
и получения дохода от лож (самых дорогих и почетных мест в т-ре).
Первоначально все т-ры В. были оперными и лишь впоследствии нек-рые из
них стали драматическими. Об увлечении венецианцев оперой
свидетельствует пост. в В. (только в 17 в.) 356 опер, сочиненных 72
композиторами (в их числе: К. Монтеверди, П. Кавалди, М. Чести и др.).
Ведущим оперным т-ром В. был "Сан-Джованни Гризостомо". Т-р этот по
своим размерам (162 ложи), красоте архитектуры, богатству постановок,
славе певцов в течение 60 лет (в конце 17 в. и первой пол. 18 в.)
считался первым т-ром Европы. С 1747, когда в В. был выстроен т-р
"Сан-Бенедетто", опера перешла туда, а т-р "Сан-Джованни Гризостомо"
стал драм. т-ром. В конце 18 в. возникает крупный оперный т-р В.-т-р
"Фениче". В 19 в. оперы ставятся также в "Сан-Мойзе" и время от времени
в т-ре "Сан-Лука". В этих т-рах были впервые пост. оперы Россини
("Танкред", "Семирамида"), Беллини ("Капулетти и Монтекки"), Верди
("Эрнани", "Риголетто", "Травиата") и др. композиторов. В 19 в. оперные
т-ры В. начинают уступать свое первенство оперным т-рамдр. итальянских
городов (Неаполь, Болонья, Милан).
Драм. т-ры В. развивались вначале как т-ры комедии дель арте. Самыми
прославленными из них были в нач. 18 в. "Сан-Лука" и "Сан-Самуэле", а с
сер.века также т-р "Сант-Анджело". Все эти т-ры были связаны с К.
Гольдони и его реформой; в т-рах играли труппы Имера ("Сан-Самуэле",
1734-43), Ме" дебака ("Сант-Анджело", 1748-53), Вендрамина ("Сан-Лука",
1753-62). В т-рах "Сан-Самуэле" и "Сант-Анджело" после ухода Гольдони
работал его соперник-драматург П. Кьяри. Начиная с 1761 в т-ре
"Сан-Самуэле" с труппой под руководством А. Сакки работал К.Гоцци,
написавший для этой труппы все свои десять "фьяб" (сказки для т-ра) и на
время вновь возродивший в В. комедию дель арте.
Начиная с 19 в., вместе с падением политич., экономич. и культурного
значения В., театральная жизнь замирает, перемещаясь в др. города Италии
(Рим, Неаполь, Милан). Большинство т-ров В. закрываются (в их числе
"Сан-Кассиано", "Сан-Самуэле", "Сан-Мойзе").
В 20 в. в В. работают оперные т-ры "Фениче", "Малибран" и "Т-р
Россини". Драм. труппы под рук. крупнейших актеров венецианского
диалектального т-ра К. Микелуцци и Ч. Базед-жо не имеют постоянного
помещения и играют в разл. городских театр. зданиях. Кроме них, в В.
имеются два полупрофессиональных т-ра - университетский т-р "Ка Фоскари"
(рук. Д. Поли) и Народный т-р (рук. А. Момо).
В 1957 венецианский муниципалитет принял решение купить
принадлежавшее частным владельцам и эксплуатировавшееся как кинематограф
здание т-ра "Сан-Лука" и, капитально переоборудовав его, основать здесь
драм. т-р.
Помимо т-ров, в В. имеется мемориальный музей "Дом Гольдони" (осн. в
1953). В этом же здании помещается Ин-т изучения т-ра. Каждые два года в
В. проводятся международные фестивали гольдониевских спектаклей и
одновременно открываются двухгодичные гольдониевские выставки. Самый
крупный (семимесячный) гольдониевский фестиваль был организован в 1957,
к 250-летию со дня рождения великого венецианского драматурга. К этим
торжествам была приурочена работа Второго международного конгресса по
истории т-ра и открытие выставки Гольдони в 15 залах палаццо Грасси.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М., 1957 (Итальянский театр);
Мокульский С., В спорах о Гольдони, "Театр", М., 1957, ј 12.
ВЕНКСТЕРН, Наталья Алексеевна (1893 - 6. IX. 1957) - русский
советский драматург. 1-я пьеса В.- "В 1825 году"-поев. декабристам
(1925, МХАТ 2-й). В.-'автор инсценировок "Пикквикский клуб" и "Домби и
сын" по Диккенсу (1934, 1949, МХАТ), "Вторая любовь" (совм. с Мальцевым
по его роману "От всего сердца", 1950, МХАТ), "Наш общий друг" по
Диккенсу (1946, Моск. т-р им. Ленинского комсомола), водевиля
"Друзья-сочинители" (1954, Моск. т-р им. Ленинского комсомола).
ВЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА (Wiener Staatsoper) (до 1918-Венская
придворная опера)-крупнейший музыкальный театр Австрии. Зарождение т-ра
относится к сер. 17 в., когда при дворе австр. императора состоялись
первые оперные представления итал. труппы. Со 2-й пол. 17 в. придворные
оперные спектакли, исполнявшиеся австр. Королевской капеллой, становятся
регулярными: ежегодно ставилось по 10-12 новых опер, гл. обр.
композиторов венецианской и неаполитанской школ. Постановки отличались
большой помпезностью и роскошью (до 1700 пост. ок. 400 опер). В 1697
было начато строительство спец. здания для т-ра (уничтоженное затем
пожаром). Спектакли проходили сначала в венском "Бургтеатре", а затем в
специально построенном для оперных спектаклей "Кернтнертортеатре". В
нач. 18 в. в австр. обществе начинается движение против расточительности
пышных постановок, против засилия итал. опер, за утверждение нац.
оперного стиля. Развивается деятельность австр. композиторов И. Фукса,
И. Зеленки и др. Расцвет деятельности т-ра, наступивший во 2-й пол. 18
в., связан с оперной реформой Глюка и пост. опер Моцарта. С нач. 19 в.
т-р ставит лучшие оперы нем., австр. и итал., позднее франц.
композиторов.
25 мая 1869 в центре Вены на "Ринге" было открыто новое здание
Придворной оперы, построенное по проекту архитекторов Э. ван дер Нюлля и
А. Зиккард фон Зиккардсбурга и считавшееся долгое время одним из лучших
театр. зданий в мире. Однако, несмотря на наличие ряда выдающихся
исполнителей, высокий уровень хора и оркестра, т-р в сер. 19 в. приходит
в упадок. Нек-рое оживление наступает с 1880, когда директором и гл.
дирижером становится Г. Рихтер. В 1897-1907 т-р переживает период
расцвета. В эти годы т-р возглавлял Г. Малер. При нем был осуществлен
ряд выдающихся постановок опер Моцарта, Вагнера, Вебера, Бетховена и др.
нем. классиков, а также (впервые в Вене) опер Чайковского ("Евгений
Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта"), опер К. Дебюсси, Р. Штрауса и др.
композиторов. Вместе с Малером в т-ре работали дирижер Б. Вальтер,
художник А. Роллер и крупнейшие европ. певцы. Резко повысился
исполнительский уровень оркестра и хора. Однако вследствие придворных
интриг Малер в 1907 вынужден был покинуть т-р.
В последующие годы деятельность т-ра находилась в зависимости от
политики австр. монархии, вкусов придворно-аристократич. кругов. Из
репертуара изгоняются оперы рус. и франц. композиторов, их место
занимают посредственные сочинения совр. австр. авторов. После
образования Австрийской республики (1918) т-р получает наименование
Государственного. В 20-30-е гг. в т-ре выступают дирижеры К. Краус, И.
Ерипс, Р. Штраус, Б. Вальтер, Э. Сенкар, В. Фуртвенглер, В. де Сабата, а
также мн. выдающиеся вокалисты Европы. Ставятся оперы "Идоменей"
Моцарта, "Дон Карлос" и "Макбет" Верди, оперы совр. композиторов - Р.
Штрауса, М. Равеля, М. де Фальи. Вместе с тем в эти годы т-р становится
центром модернистских направлений в опере, здесь ставятся и
малозначительные формалистич. сочинения. Значит. перелом в развитии т-ра
наступает в 1936, когда гл. дирижером становится Б. Вальтер. Среди пост.
этого периода-"Кармен" Визе, "Далибор" Сметаны, соч. совр. композиторов.
В 1938 (после гитлеровской оккупации Австрии) руководство т-ра было
сменено. В течение последующих лет В. г. о. занимала положение
второстепенного провинциального т-ра. В связи с эмиграцией и репрессиями
в отношении ряда артистов исполнительский уровень значительно снизился.
6 марта 1945 здание т-ра было разрушено американской бомбой. Сразу же
после освобождения Австрии (1945) труппа В. г. о. возобновила свою
работу. Были осуществлены пост., к-рыми руководили крупнейшие дирижеры -
И. Крипс, О. Клемперер, К. Краус и др. Ставились оперы Моцарта."
Бетховена, Россини, Р. Штрауса. В течение десяти лет, пока
восстанавливалось здание, т-р давал спектакли в помещениях т-ров "АН дер
Вин", "Фольксопер", а также (с 1947) регулярно гастролировал за рубежом
(Франция, Англия, Бельгия, Италия и др. страны).
В ноябре 1955 премьерами опер "Дон Жуан" Моцарта, "Кавалер роз" Р.
Штрауса и "Воццек" А. Берга было торжественно открыто восстановленное
здание В. г. о. Среди крупнейших спектаклей конца 50-х гг.: "Юлий
Цезарь" Генделя, "Так поступают все", "Женитьба Фигаро" Моцарта,
"Кавалер роз", "Саломея", "Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса,
"Бал-маскарад" Верди, "Золото Рейна" Вагнера, "Ревизор" Эгка, "Художник
Матисс" Хиндемита, "Проданная невеста" Сметаны, "Золушка" Россини и др.
В В. г. о. работали мн. лучшие вокалисты Австрии и др. стран: А. и X.
Конечны, Л. Велич, М. Чеботари, И. Зефрид, С. Юри-нац, Э. Шварцкопф, М.
Роос, Р. Андей, М. Лоренц, Г. Трептов, К. Фридрих, А. Дермота, Ю.
Патцак, В. Людвиг, П. Клейн, Г. Хоттер, П. Шефлер, Э. Кунц, А. Ергер, Л.
Вебер, X. Альсен, А. Поель и др. Гл. дирижер В. г. о. (1959) - Г.
Карали, ведущий реж.-Г. Реннерт. Здесь часто выступают дирижеры Г. Селл,
И. Кейльберт, Д. Митропулос и др.
Лит.: W a 11 a s с h e k R., Geschichte der Wiener Hofoper, W.,
1907-1909; Specht R., Das Wiener Operntheater von Dingelstedt bis Schalk
und Strauss, W., 1919. Л. М.
ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в музыке, сложившееся в Вене
во 2-й пол. 18 в. Основоположники его - И. Гайдн и В. Моцарт. К В. к. ш.
примыкает X. Глюк. Последний и высший этап В. к. ш. - творчество Л.
Бетховена (конец 18 в.- 1-я четверть 19 в.). Оптимистич. утверждение
жизни, правдивое отражение действительности, гуманизм и народность -
общие черты творчества венских классиков при всех различиях между ними.
В. к. ш. связана с реформой муз.-сценических жанров: бытовая комич. и
сентиментальная оперы превращаются в творчестве композиторов В. к. ш. в
высокую реалистич. комедию ("Свадьба Фигаро" Моцарта) и психологич.
комедию-драму ("Дон Жуан" Моцарта), а сказочная феерия - в нар.
муз.сценич. сказку ("Волшебная флейта" Моцарта). Творчеству Моцарта
предшествовало коренное преобразование Глюком мифологич. оперы,
превращение ее в правдивую, драматически цельную муз. трагедию. Бетховен
внес в оперное творчество революционно-героич. идеи ("Фиделио"),
радикально изменив стиль немецко-австрийского зингшпиля в духе
характерного для эпохи франц. революции жанра т. н. "оперы спасения".
Творчество венских классиков - одна из вершин в развитии мирового муз.
иск-ва.
ВЕНСКАЯ ОПЕРЕТТА. Прообразом В. о. явился зингшпиль, утверждавшийся в
сер. 18 в. на венской сцене композиторами И. Гиллером и К.
Диттерс-дорфом. В развитии этого жанра в 19 в. сыграли большую роль
актеры и драматурги Ф. Раймунд и И. Н. Нестрой. В последней четверти 19
в. В. о. достигла высокого развития.
В творчестве основоположника В. о. Ф. Зуппе влияние Оффенбаха -
одного из создателей оперетты как самостоятельного жанра, сочетается с
нац. традициями венской бытовой музыки, драматургич. принципами австр. и
нем. зингшпиля и итал. оперы. Видным представителем В. о. был также К.
Милле-кер; среди либреттистов - Ф. Целль и Р. Жене. Классич. стиль
венской "танцевальной" оперетты наиболее полно определился в творчестве
И. Штрауса-сына. Среди композиторов, завершающих классич. тип В. о.,
выделяется К. Целлер.
Новый тип В. о., сочетающий сентиментальную драму и чувственную
лирику с приемами каскадного исполнения, создал Ф. Легар. На сценах Вены
утверждается салонная или бытовая музыкальная комедия, перемежающаяся
буффонными сценами. Лирич. и муз. номера развиваются почти до оперных
форм, широко применяются лейтмотивы, инструментовка становится все более
насыщенной. Крупнейшими представителями В. о. в 20 в. были О. Штраус и
И. Кальман музыка к-рого отличалась яркостью и эффектностью; лучшие ее
стороны связаны с нац. венг. песенно-танцевальной мелодикой. В сюжетах
своих произв. Кальман следовал образцам венского опереточного стиля. В
конце 20-х гг. 20 в. тематика либретто В. о. отходит от
социально-сатирич. тенденций; живые характеры сменяются условными
масками-амплуа. Упадок жанра В. о. обозначился в опереттах
последователей Легара (в т. ч. Л. Фалля). См. также Оперетта.
Лит.: ЯнковскийМ." Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе
и в СССР, Л.-М., 1937; RiegerE., Offenbach und seine Wiener Schule, W.,
1923; Keller 0., Die Operette in ihrer geschichtlichen Entwicklung
(Musik, Libretto, Darstellung), Lpz., 1926.
Обратно в раздел культурология
|
|