Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.
ВЕЙЛЬ (Weil), Александр фон Вейлен (Weilen;
1863-1918) - австр. историк театра. Был профессором венского ун-та,
где читал лекции по истории т-ра и драматургии. Автор мн. работ по
австр. и нем. т-ру.
Соч.: Geschichte des Wiener Theaterwesens..., W., 1899; Zur Wiener
Theatergeschichte, W., 1901; Geschichte des K. K. Hofburgtheaters seit
seines Begrundung, W., 1902; Hamlet auf der deutschen Buhne..., B.,
1908. B. M.
ВЕЙЛЬ (Weill), Курт (2. III. 1900, Дес сау,-3. IV. 1950, Нью-Йорк) -
немецкий композитор и дирижер. Композиции учился в Берлине в Высшей муз.
школе у Э. Гумпердинка; брал уроки у Ф. Бузони. В 1919-20 осуществил ряд
оперных постановок как дирижер и режиссер оперных т-ров Дессау и
Люденшейда. Композиторскую деятельность начал в 1923. Вначале находился
под сильным влиянием экспрессионизма и модернистских течений, в
дальнейшем стремился к простоте и демократичности муз. языка. Первый
успех В. принесла опера "Протагонист" (1926, Дрезден). В. создал новую
муз.-сценич. форму-т.н. "злободневную оперу", наиболее ярким образцом
к-рой является "Трехгрошовая опера" (модернизированная версия "Оперы
нищих" Гея - Пепуша со стихами Б. Брехта, 1928, "Т-р ам Шиффбауэрдамм",
Берлин), обличающая совр.бурж. общество. С этого времени началось
сотрудничество В. с Брехтом.
Их последующие совместные работы - оперы "Хеппи
энд"(1929),"Махагонни" (1930, Лейпциг), "Говорящий да" (1930, Берлин) и
др. В. написал также оперы "Королевский дворец" (1927, Берлин), "Царь
позволяет себя сфотографировать" (1928, Лейпциг), "Поручительство"
(1922, Берлин), "Серебряное озеро" (1933, Берлин),"Ма-рия Галанта"
(1933, Париж), "Королевство за корову" (1935, Лондон, т-р "Савой"),
"Праздник жителя Нью-Йорка" (1938, Хартфорд), комич. оперу "Леди в
темноте" (соч. 1949), оперу "Внизу, в долине" (1948, Индиан-ский ун-т,
Индиана), балет "Семь смертных грехов" по сценарию Брехта (1933,
Лондон), музыку к спектаклям "Вечный путь" Ф. Верфеля (1937), "Джонни
Джонсон" Дж. Грина (1935), "Уличная сцена" Э. Раиса (1947) и к пьесам
Брехта, А. Стриндберга,А.Броннена, Л. Фейхтвангера и др. В 1933-35 В.
жил во Франции и Англии, с 1935 - в США. Последнее соч. В.- опера на
амер. нар. сюжет "Потерян в звездах" (1949, т-р "Бродвей", Нью-Йорк), в
основу к-рой положен роман А. Патона "Плачь, любимая страна". Опера
проникнута симпатией к угнетенным народам Африки и их освободительному
движению. Творчество В. выражает протест против реакционной немецкой
оперы конца 19 - нач. 20 вв. Композитор стремился к созданию нового типа
массовой оперы, включающей наряду с оперными формами разговорную речь,
популярные песни, танцевальные формы (танго, блюз, фокстрот и т. д.). В
музыке В. нашли отражение элементы гор. муз. фольклора, а с 30-х
гг.также джазовой музыки. Творчество В. оказало влияние на многих
композиторов Германии, Англии, США.
Лит. соч.: Busonis "Faust" und die Erneuerung der Opernform,
"Anbruch", W., 1927, Bd IX, .ј l-2; The Broad-way opera, "Musical
Digest", N. Y., 1946, Dec.
Лит.: D rew D., ... Weill's"Die Burgschaft", "Music and Leiters",
1958, July. Д. M.
ВЕЙМАРН, Павел Платонович [1857 - 10(23). IX. 1905] - русский
музыкальный критик. До 1888 был на военной службе. Муз. образование
получил у К. Арка (фп.) и К. Галлера (теория и композиция). В 1880-81
сотрудничал в "Русском музыкальном вестнике", в 1889-90 редактировал и
издавал муз. журнал "Баян", в 1893-94 работал в журнале "Артист". Как
муз. критик В" выступал во мн. периодических изданиях. В своей
муз.-критической деятельности отстаивал прогрессивные художественные
взгляды. Написал ряд работ в области истории оперного иск-ва.
Соч.: Михаил Иванович Глинка, СПБ, [1885] (совм. с Вл. Оболенским);
Очерк истории оперы М. И. Глинки "Жизнь за царя", СПБ, [1886]; Э. Ф.
Направник. Биографич. очерк, СПБ, 1888; Михаил Иванович Глинка.
Биографич. очерк, М.,1892.
Лит.: "Русская музыкальная газета", 1905, .ј 39.
ВЕЙМАРСКАЯ ШКОЛА ("новонемецкое направлени е")-направление в немецкой
музыке 2-й пол. 19 в., представители к-рого жили и работали
преимущественно в г.Веймаре (Weimar; Тюрингия). Главой В. ш. был Ф.
Лист. В. ш. боролась с ложным академизмом и ремесленничеством в музыке,
отстаивала принципы романтич. иск-ва ("неоромантизм"), программной
музыки, поддерживала оперную реформу Р. Вагнера.
ВЕЙМАРСКИЙ ТЕАТР - немецкий придворный театр. созданный в 1791 в
Веймаре - столице Сак-сен-Веймарского великого герцогства. Во главе т-ра
стояли величайшие писатели Германии - И. В. Гете (с 1791 до 1817) и Ф.
Шиллер (с 1799 до его смерти в 1805). К моменту переезда Гете в Веймар
(1775) там существовал придворный любительский т-р. Его спектакли
давались в здании, выстроенном в Веймаре в 1775 арх. Гауптманом. Т-р был
оборудован вращающейся сценой и оснащен сценич. машинерией. В 1780
Гауптман выстроил новое здание с обшивной сценой-коробкой. Здесь 7 мая
1791 драмой А. Иффланда
"Охотники" начал свои спектакли В. т. В 1798 это здание было
перестроено и модернизировано арх. Тоуреном. На сцене В. т. был
поставлен 601 спектакль. В этом театре шли трагедии, драмы, комедии,
фарсы, оперы, зингшпили. В период расцвета В. т. на его оцене ставились
произв. Лессинга, Шиллера, Гете. Особенным успехом пользовались пьесы
Шиллера ("Разбойники", 1796, "Лагерь Валленштейна" и "Смерть
Валленштейна", 1798, "Мария Стюарт", 1800, "Орлеанская дева", 1803, "Дон
Карлос", 1807). Здесь шли "Эгмонт" (1796), "Ифигения в Тавриде" (1802),
"Торквато Тассо" (1807) Гете. Из пьес Лессинга-"Мин-на фон Барнхельм",
"Эмилия Галотти", "Натан Мудрый" (1807-11). В репертуар В. т. Гете
включал также пьесы Шекспира: "Гамлет", "Король Лир", "Ромео и
Джульетта" и "Макбет" (последняя в обработке Шиллера), а также
Кальдерона, Корнеля, Расина, Мольера, Вольтера. Гете неохотно допускал
на сцену пьесы немецких романтиков. Полная неудача в В. т. постигла
драмы Ф. Шлегеля, Г. Клейста, К. Брен-тано. Лучшими актерами В. т. были
X. Нейман, П. А. Вольф, И. Графф, К. Ягеман. Будучи руководителем В. т.,
Гете уделял большое внимание этическому воспитанию актеров, заложил
основы реалистич. режиссуры 19 в. К концу первого десятилетия 19 в. В.
т., в результате противоречивости его программы (требование сочетать
жизненную правду со следованием античным образцам) и финансовых
трудностей, пришел в упадок: актерская игра приобрела внешний, условный
характер, резко снизилось качество репертуара: сцену В. т. начали
наводнять мещанские драмы и комедии Иффланда и А. Коцебу. Зингшпили,
мелодрамы и фарсы вытеснили классику. Лучшие актеры покинули т-р. После
отхода Гете от руководства В. т. превратился в рядовой придворный т-р.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 638-665; Wahle J., Das Weimarer
Hoftheater unter Groethes Leitung, Weimar, 1892; Schrickel L.,
Geschichte des Weimarer Theaters von seinen Anfangen bis heute, Weimar,
[1928]; Burkhardt C. A. H., Das Repertoire des Weimarischen Theaters
unter Goethes Leitung. 1791-1817, Hamburg-Lpz., 1891; L o e w у, Goethe
als Theaterdirektor, [Weimar], 1928; Lebede H., Goethes Regeln fur
Schauspieler, [Weimar], 1924. Г. Гур.
ВЕЙМАРСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - см. Лейпциеская высшая театральная
школа.
ВЕЙНБЕРГ, Петр Исаевич [16(28).VI. 1830 (1831?)- 3(16)
.VIII.1908]-русский поэт, переводчик, драматург и критик. Окончил
историко-филологич. ф-т Харьковского ун-та. Лит. деятельность начал в
1851. В. принадлежат переводы пьес Шекспира, Мольера, Шеридана,
Лессинга, Ибсена, Гуцкова. Автор одноактных юбилейных пьес-прологов
"Миллион терзаний" (о Грибоедове) и "У Фонвизина" (1892), пьесы
"Разгадка ночи" (1908), либретто к опере Направника "Гарольд", статей о
театре. Вел преподавательскую работу. Был профессором Варшавского ун-та.
Соч.: Европейский театр. т. 1, СПБ" 1875 (переводы В.). Лит.:
Веселовский Ю., П. И. Вейнберг, в кн.:
История русской литературы XIX в., т. 5, [М., 1911 ]. Е.Х.
ВЕЙНГАРТНЕР (Weingartner), Феликс (2.VI.1863- 7. V. 1942) - немецкий
дирижер. Музыке обучался в Граце и в Лейпцигской консерватории;
совершенствовался у Ф. Листа в Веймаре. Дирижировал во мн. т-рах
Германии, в т. ч. в т-рах Кенигсберга, Данцига, Мангейма. С 1891 В.- гл.
дирижер Берлинской оперы, в 1908-11- преемник Г. Малера на посту гл.
дирижера Венского оперного т-ра; в 1912-14 - гл. дирижер оперного т-ра в
Гамбурге, 1914-19 - т-ра в Дармштадте. Гастролировал в различных городах
Европы как симфонич. и оперный дирижер, в т. ч. в Праге, Базеле, Вене и
др. (в 1926 - в СССР). В.- один из лучших интерпретаторов опер классич.
мирового репертуара (особенно музыки Вагнера, одним из лучших
исполнителей к-рой был В.). Автор опер: "Шакунтала" (1883, Веймар),
"Малавика" (1886, Мюнхен), "Генесиус" (1892, Берлин), муз.-драм.
трилогии "Орестея" (по Эсхилу, 1902, Лейпциг), "Каин и Авель" (1914,
Дарм-штадт), "Женщина-привидение" по Кальдерону (1916, Дармштадт),
"Деревенская школа" по мотивам япон. сказки, "Теракоя" (1920, Вена),
"Мастер Андреа" (1920, Вена). Написал также оперу "Апостат" (не пост.),
музыку к "Фаусту" Гете (1908, Веймар), "Буре" Шекспира (1918, Вена) и
др. Автор ряда статей по вопросам музыкального иск-ва.
Лит. соч.: Lebenserinnerungen, Bd 1-2, Lpz., 1923-29. Лит.: Jacob W.,
Felix Weingartner, Wiesbaden, 1933. л. м.
ВЕЙРАЖКА (Vejrazka), Витезслав (р. 9.V. 1915) - чехословацкий актер.
С 1937, после окончания драм. отделения Пражской консерватории, работал
в т-рах Остравы, Брно. Наиболее полно дарование В. раскрылось после
освобождения Чехословакии (1945). В созданном (в 1945) группой
энтузиастов "Т-ре 5-го м-ая" играл роль Кожуха в спектакле "Железный
поток" по Серафимовичу. В 1946 - один из организаторов "Т-ра трудящихся"
в Готвальд ове, в 1948 приглашен в Нац. т-р в Праге. Созданные В.
сценич. образы наделены богатой духовной жизнью. Среди его ролей:
Францек ("Мариша" бр. Мрштик), Златоглав ("Упрямая жена" Тыла), Маршалл
("Белая болезнь" Чапека), Фучик ("Прага остается моей" Буря-ковского),
Петруччио ("Укрощение строптивой"), Отел-ло; Клавдий ("Гамлет"), Антипа
Зыков ("Зыковы"), Ведущий ("Оптимистическая трагедия"). Ведет педагогич.
работу в пражской Академии искусств. Л. Сол.
ВЕЙСБРЕМ, Павел Карлович (р. 1899) - русский советский режиссер.
Творческую деятельность начал в 1917. В 1925-28, 1937-39, 1941-45
работал в Ле-нингр. Большом драм. т-ре (БДТ), в 1928-31-в филиале этого
т-ра. В 1948-58-режиссер ленингр. Т-ра им. Ленсовета, в 1939-41, 1945-49
и с 1958-Ленингр. ТЮЗа. Пост.: "Корона и плащ" Никитина (1924, совм. с
Кролем), "Настанет день" Роллапа (1926) в БДТ, "Кот в сапогах" по Перро
(1938), "В гостях у Кащея" Каверина (1941), "Тартюф" Мольера (1940) в
ТЮЗе, и др. Лучшие работы В. отмечены режиссерской выдумкой, поисками
выразительной сценич. формы, тонкой разработкой характеров, тщательной
работой над словом. С. Др.
ВЕЙХЕРТ (Weychert), Эдмунд (ок.1881-22. VIII. 1917)-польский актер. С
1904 начал сценическую деятельность в передвижном т-ре в Лодзи. В
1908-13, 1916-17 работал в Нар. т-ре и в Т-ре им. Словацкого в Кракове
(под псевд. Вирский),затем в Вильно,
Лодзи, Варшаве. Наиболее полно дарование В. раскрывалось в исполнении
ролей "неврастеников". Среди ролей В.: Ранк ("Кукольный дом" Ибсена),
Натан ("Судьи" Выспянского), Токерамо ("Тайфун" Лендье-ля), Гелиогабал
("Иридион" Красиньского).
Лит.: Gr r z у m а I a-S i e d l e с k i A., Swiat aktorski moich
czasow, Warsz., 1957.
ВЕЙЦ, Рейнгольд (8.VII. 1882-11.1.1920)- латышский актер и режиссер.
Начал выступать в спектаклях любительских и полупроф. трупп с 14-летнего
возраста. В 1901-05 был актером т-ра "Аусеклис" и Нового Латышского т-ра
(Рига). В 1906-15 - актер и режиссер Рижского латыш. т-ра, в 1914-15 -
директор этого т-ра. В 1919 работал в Рабочем т-ре Советской Латвии. В.
был популярным актером, обладал большим сценич. обаянием, культурой.
Роли: Эдгар ("В огне" Блаумана), Фауст (о. п. Гете), Отелло. В. выступал
и в спектаклях рижского рус. т-ра. Пост. спектакли: "Иванов" (1912);
"Оборотень" Китцберга (1914), "Орлеанская дева" Шиллера (1914),
"Антоний и Клеопатра" (1914);
"Боги и люди" Паэгле (1915). К. К.
ВЕКИЛОВА, Лейла Махат кызы (р. 29.1. 1927) - азербайджанская
советская артистка балета. Нар. арт. Азерб.ССР(1958).Член КПСС с 1955. В
1943 закончила Бакинское хо реографическое уч-ще (ученица Г.
Алмас-заде). В 1945-46 занималась в Моск. хорео-графич. уч-ще. С
1943солистка Т-ра оперы и балета им. Ахундова (Баку). Первая партия -
Тао Хоа. В. создала выразительные образы в нац. балетах, используя для
раскрытия характеров героинь технику классич. танца и краски, присущие
нар. азерб. танцу. Партии: Гюльянак ("Девичья башня" Бадалбей-ли), Айша
("Семь красавиц" Караева), Гюль-шен (о. п. Гаджибеко-ва). Поэтич.
воплощение получили в исполнении В. образы балетов Чайковского (Одиллия
- Одетта; Аврора; Маша - "Щелкунчик"). Среди лучших партий В.: Зарема,
Лауренсия; кукла Мальвина (сказочный балет Б. Зейдемана "Золотой
ключик"). С 1953 ведет педагогич. работу в Бакинском хореографич. уч-ще.
К. Kac.
ВЕКОВ, Николай Дмитриевич (р. 1877) - русский артист оперы (баритон)
и педагог. Пению обучался в Моск. консерватории у К. Эверарди. Впервые
выступил на оперной сцене в Москве в 1900. В 1900-04 пел на оперной
сцене Товарищества Моск. частной оперы, в 1904-11 - в опере Зимина
(Москва), затем - на провинциальных сценах. Особенно успешно исполнял
характерные партии: Бес ("Черевички" Чайковского), Каленик ("Майская
ночь") и др. Занимался педагогич. деятельностью.
ВЕКСЕЛЛЬ (Wecksell), Йосеф Юлиус (19.III. 1838 - 9. VIII. 1907) -
финский поэт и драматург. В двенадцатилетнем возрасте начал писать
стихи.
Первая пьеса В. "Три жениха" была пост. в 1854. В 1859 написал
комедию "Два студента собирают руны". Трагедия В. в стихах "Даниель
Хьюрт" (1862) является одним из первых и выдающихся произведений фин.
драматургии (поев. крестьянскому восстанию в Финляндии, т. н. Дубинной
войне). До наст. времени сохраняется в репертуаре.
Лит.: Morne A., Josef Julius WeckseIL Helsingf., 1911; Nya
WeckseIl-studieT-, Helsingf., 1921. С. ЛВЕКШИН, Георгий Ефимович (р. 22.
IV. 1917)-удмуртский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в
РСФСР и Удм. АССР (1951). Окончил Ижевское художественно-театр. уч-ще. С
1938 работал в Удм. т-ре как художник, с 1942-гл. художник Удм.
муз.-драм. т-ра. Декорации В. отличаются живописностью, передают колорит
удмуртской природы. Оформил спектакли: "Холодный ключ" Гаврилова (1940),
"Старый Мултан" (1941), "Сюан" ("Свадьба") Садовникова (1946), "Враги"
1950) и др. Г. К.
ВЕЛА (Vela), Эусебио (1688-1737)- мексиканский .драматург и актер.
Род. в семье актеров в Толедо (Испания). С 1710-х гг. жил в Мексике.
Написал ок. 14 драм на мифологич. и историч. сюжеты, из них сохранились
3: "Если любовь побеждает искусство", "Потеря Испании", "Апостолы в
Индиях, или Мученичество касика". Для пьес В. характерна
монархо-католич. направленность, мелодраматизм, изобилие внешних
эффектов и кровавых сцен. Со 2-й пол. 20-х гг.;пьесы В.с успехом шли в
т-ре "Колисео". В. Ст.
ВЕЛАРИЙ (velarium), в e л у м,-парусиновый навес или тент над
амфитеатром в Др. Риме. В. натягивали во время театр. представлений для
защиты зрителей от солнца и дождя. С. М.
ВЕЛЕС ДЕ ГЕВАРА (Velez de Guevara), Луис (1579-1644) - испанский
писатель, драматург. Роман "Хромой бес" В. де Г. переработан в 18 в.
Леса-жем. Драматург школы Лопе де Вега, В. де Г. был одним из
популярнейших в Испании драматич. авторов. Усвоив манеру своего учителя,
он черпал у Лопе де Вега и сюжеты для пьес. Писал бытовые, историч. и
религиозные комедии, интермедии. Наибольший интерес представляют комедии
историч. цикла: "Корона после смерти (на сюжет легендарной истории об
Инее де Кастро), "Король дороже крови" (о Гусмане Храбром, к-рый
предпочел смерть собственного сына измене королю), "Принц-невольник и
подвиги Скандербега"-пьеса, прославляющая подвиги албанского
национального героя Скандербега. Из огромного наследия В. де Г. (ок. 400
пьес) сохранилось ок. 80. Часть из них написана в соавторстве с др.
драматургами (X. П. де Монтальваном. Рохасом Соррилья и др.). Многие
пьесы В. де Г. подвергались позднейшим переделкам и переработкам.
Соч.: Comedia, Madrid, 1858-66 (Серия "Biblioteca de Autores
Espanoles", v. XIV, XLV, LIV).
Лит.: Cotarelo E., Luis Velez de Guevara y sus obras dramiUicos,
"Boletin de la Real Acad. Espanola", 1916, III diciembre, с. 621; 1917,
IV abril, с. 137, 269, 414. Я. Т.
ВЕЛИ (наст. фам. - В e л и e в), Абульфат (ум. 1918) -
азербайджанский актер. Сценич. деятельность начал в 1904. Одновременно
работал как педагог. В 1908 вступил в труппу Г. Араблин-ского. В. первый
из азерб. дореволюц. актеров создал образ народного вождя Гяве в пьесе
Ш. Сами "Кузнец Гяве". Другие роли: Джавад ("Надир шах" Нариманова),
Абдулла ("Разоренное гнездо" Ахвердова) Теймур (по "Скупому" Мольера).
В. выступал и как режиссер, выполнял различные административные
обязанности. К. Кае.
ВЕЛИЗАРИЙ, Мария Ивановна (1864-1944) - русская актриса. Дочь
провинциальной актрисы М. Н. Новицкой, внучка крепостной актрисы А. П.
Новицкой-Капустиной. Занималась актерским иск-вом с В. В. Самойловым. С
1886 играла на клубных сценах Петербурга, затем служила в провинции. В
1889-91 В.- актриса т-ра Е. Н. Горевой (Москва),. в 1903 - т-ра Л. Б.
Яворской (Петербург). На провинциальных сценах В. служила в антрепризах:
Н. Н. Синельникова (Ростов-на-Дону), Н. Н. Солов-цова (Киев), М. М.
Бородая (Харьков, Екатерино-слав, Казань, Саратов). Вместе с мужем,
артистом И. М. Шуваловым, В. активно содействовала улучшению репертуара
и повышению актерской культуры рус. провинциального т-ра. Играя по
преимуществу в "высокой" трагедии и комедии, В. соединяла благородство
манеры, приподнятость исполнения с большой женственностью, изяществом и
лирич. проникновенностью. Роли: Дездемона, Офелия, Джульетта;-Корделия
("Король Лир"), Луиза ("Коварство и любовь"), Лиза, Софья ("Горе от
ума"), Марья Антоновна ("Ревизор"), Миранд олина ("Хозяйка гостиницы"),
Раутенделейн ("Потонувший колокол" Гауптмана), Гильда ("Строитель
Сольнес" Ибсена). Болезнь заставила В. покинуть сцену в 1916. После
Октябрьской революции работала на периферии в качестве режиссера,
театрального педагога и руководителя красноармейской и рабочей
самодеятельности. Потеряв зрение, поселилась в Ленинградском доме
ветеранов сцены. Написала книгу воспоминаний, представляющую большой
историко-театральный интерес.
Соч.: Путь провинциальной актрисы, Л.-М.,1938. А /
ВЕЛИКАНОВ, Василий Васильевич [р. 13(25).IV. 1898] - русский
советский композитор. В 1930 окончил Ленингр. консерваторию по классам
И. Ми-клашевской (фп.) и В. Щербачева (композиция,). С 1937 работает в
Алма-Ате (с 1951-преподаватель Алма-Атинской консерватории). Автор оперы
"Пленница" (1939), первого казах, нац. балета "Кал-каман и Мамыр" (по
казах, нар. легенде) (1938), оперы "Камбар и Назым" (1950) (пост. в Т-ре
оперы и балета, Алма-Ата), симф. и др. соч. В. принадлежит также музыка
к спектаклям т-ров Алма-Аты: "Сказка о правде" Алигер (1944), "Иван
Грозный" А. К. Толстого (1945), "Любовь Яровая" (1954) в русском т-ре;
"Амангельды" Т. Хусаинова (1944), "Скупой" Мольера (1954), "Легенда о
любви" Н. Хикмета (1955) и др. в казахском т-ре.
ВЕЛИКИЕ ДИОНИСИИ - см. Дионисии.
"ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ" - историческая хроника в 5 д., 12 к. В. Соловьева.
Соч. 1943/44. Пост. 30 мая 1945 в Ле-нингр. т-ре драмы им. Пушкина (реж.
Вивьен, худ. Дмитриев, комп. Щербачев; Грозный - Черкасов, Вас.
ШуйскийЯнцат, Борис Годунов - Толубеев, царевич Федор - А. Борисов,
Чеонеп-Ян, Акакий-Воронов). 19 окт. того же года премьера "В. г."
состоялась в т-ре им. Вахтангова, Москва (реж. Захава, худ. Фаворский,
комп.- Сизов; Грозный- Толчанов, Вас. Шуйский - Н. Плотников, Борис
Годунов - Доронин, Чернец - Бубнов, Акакии - Горюнов, Мария Нагая -
Целиковская и др.). "В. г." пост.: Свердловский т-р (1945, реж. Брилль,
худ. Кузьмин; Грозный-Агуров, Вас. Шуйский - Заря, Чернец - Молчанов),
Т-р им. Руставели, Тбилиси (1945, реж. Васадзе, он же исполнитель роли
Вас. Шуйского, худ. Вирсаладзе, коми. Туския; Грозный-Х орава, Борис
Годунов-Давиташвили, Чернец-Чихладзе, Акакий- Лпдроникашвили, Ирина -
Лапачи); Куйбышевский т-р (1951, реж. А. Михайлов, худ. Роберг; Грозный
- В. Кузнецов, Вас. Шуйский - Шсбуев, Борис Годунов - Бурэ, Акакий - В.
Михайлов, Польский посол - Аренский), Чкалов-ский т-р (1951, реж.
Добротин; Грозный - Кулакове кий);
Сталинградский т-р (1953, реж. Шишигин; Грозный - Сини-цын, Агакий -
Акимов), Саратовский т-р (1955, реж. Бондарев, худ. Македонский; Грозный
- Колобаев, Вас. Шуйский - Василевский, Борис Годунов - Сальников);
Тамбовский т-р (1955, реж. Галицкой, Грозный- Марин).
И з д а н и я.-Первое изд. "В. г."-Великий государь. Трагедия в 5 д.,
12 к., М." 1944; из последующих изд.: Великий государь. Трагедия в 5 д.
11 к., в кн.: Современная драматургия, кн. 5, М., 1958.
Лит.: Материалы к. новым ньесам, вып. IV, М., 1944, с. 32-46; Театр.
сб., М., 1945. с. 23-27; Соловье в В., Великий государь, М., 1946.
ВЕЛИХАНЛЫ (наст. фам.- Велиханов), Мамедали Гаджи Гейдар оглы
р. 2(14).III.1899] - азербайджанский советский актер. Нар. арт. Азерб.
ССР (1949). Сценич. деятельность начал в 1911 в азерб. труппе "Сафа"
(Баку). С 1922 - актер Т-ра им. Азизбекова (Баку). Одновременно учился в
Бакинском театр. техникуме (окончил в 1930). В.- яркий характерный
актер, его игра отмечена искренностью, сочным юмором,
непосредственностью эмоций. В процессе исполнения ролей В. обогащает
созданные им образы новыми красками. Роли: Гаджи Гамбар ("Из-под дождя
да в ливень" Везирова), Везир ("Везир ленкоранского ханства" Ахундова),
Оджаккули ("Алмас" Джабарлы), Мирза Гаранфил .("Счастливцы" Рахмана),
Пикалов ("Любовь Яровая"), Эндрю, Автолик ("Двенадцатая ночь", "Зимняя
сказка" Шекспира). В. выступал также в муз. комедиях У. и 3.
Гаджибековых. Снимался в кинофильмах. Я. Кае.
В‚ЛИЧ, Люба (р. 10.VII. 1913) - болгарская артистка оперы (сопрано).
Пению обучалась сначала у Г. Златева-Черкина, затем в Венской муз.
академии (1935-38). Впервые выступила на оперной сцене в 1938 в Граце. С
1944 поет в Венской опере, а также выступает в т-рах "Ковент-Гарден"
(Лондон) и "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) и др. Большой талант В. как
драм. актрисы и певицы проявился в партии Саломеи (о. п. Р. Штрауса),
исполнявшейся ею на сценах мн. т-ров мира. Среди партий В.:
Лиза ("Пиковая дама"), Дездемона ("Отелло" Верди), Тоска; Манон
("Манон Леско" Пуччини), Енуфа ("Ее падчерица" Яначка), донна Анна ("Дон
Жуан"), Нед-да ("Паяцы") и др. В с. Т.
ВЕЛИЧКОВ, Константин (1855-30.XI.1907) - болгарский писатель и
обществ, деятель. Род. в Константинополе. Принимал участие в
любительских спектаклях. Автор историч. драмы "Невенка и Святослав"
(1872, по повести Ст. Захариева), проникнутой ге-роико-патриотич.
мотивами, идеями национально-ос-вободит. борьбы. Эту пьесу впервые
поставила при участии В. любительская труппа константинопольского лицея
на сцене т-ра "Османи". Написал также пьесы: "Отечество", "Виченцо и
Анжелина", "Ополченец" и др. Аг. М.
ВЕЛЛЕСКУ, В е л е с к у (Vellescu), Штефан (1838- 14.X. 1899) -
румынский актер, драматург, театр. педагог. В 1854 дебютировал на сцене
Нац. т-ра в Крайове. Выступал в т-рах Бухареста, снова - в Крайове,
затем в Яссах, в Большом т-ре в Бухаресте (ныне Нац. т-р). В 1867-69
учился в Парижской консерватории. Роли: Альмавива ("Женитьба Фигаро"),
Дон СезардеБазан(о. п. Дюмануараи д'Энне-ри), Эрнани(о. п. Гюго), Дон
Карлос; Бучок ("Староста Бучок" Урекилы) и др. В 1870 В. перестал
выступать как актер, продолжая работать в Нац. т-ре в Кс-честве
режиссера, затем - зам. директора. Активно участвовал в борьбе
прогрессивных писателей и ведущих актеров Нац. т-ра за утверждение
сценического реализма, выступал со статьями в печати, отстаивая
необходимость полноценного высокохудожественного репертуара. В. был
автором пьес "Страх", "Елена", "Бан Крайовы" и др., ставившихся на сцене
рум. т-ров в 60-80-х гг. 19 в. В течение 30 лет преподавал декламацию в
Бухарестской консерватории. Среди учеников В.-крупные деятели рум.
театра: Г. Манолеску, К. Ноттара, П. Ли-чиу, И. Брезяну, В. То-няну.
Лит:: Almanahal theat-rului rominesc, Buc., 1943, "Teatrul", Вис.,
1957, .No 5. Н. Р.
ВЕЛОФИГУРИСТЫ - жанр циркового искусства, построенный на мастерском
владении велосипедом. Сюда входят: фигурная езда,связанная с техникой
балансирования, - исполнители принимают разнообразные позы, положения,
исполняют различные фигуры (езда на задних колесах, перемена мест во
время езды, езда-танец и т. п.); эксцентрич. езда - сочетание фигурной
езды с демонстрацией различных комич. трюков на внешне необычных машинах
("одноколески", маленькие велосипеды) в специальном комич. оформлении;
акробатич. езда - исполнение во время езды трюков индивидуальной и
групповой акробатики,мертвая петля на велосипеде. Крупнейшие исполнители
за рубежом: семья Нуазет, Честер Дик, Ван Юй-хуа, в рус. и сов. цирке:
Баранские, Ефимовы, Польди, Александровы, Морено, Ваутины, Асмус,
Каминские, Романаускас и др.
ВЕЛТМАН (Veltman), Луи Жак (1817-1907) - голландский актер. Сценич.
деятельность начал в Амстердаме, где выступал в голландском т-ре и в
труппе ван Лира. Был одним из крупных актеров-романтиков голландского
т-ра. Роли: Гейс-брехт ("Гейсбрехт ван Амстел" Бонд ела), Ричард III;
Мефистофель ("Фауст" Гете), Торговец рабами ("Хижина дяди Тома" по
Бичер-Стоу) и др. А. Вис.
В‚ЛУМ-см. Веларий.
ВЕЛЬТЕР (урожденная -Середа), Надежда Львовна [р. 22.Х (3.XI).
1899]-русская советская артистка оперы (меццо-сопрано). Засл. арт. РСФСР
(1936). В 1927 окончила консерваторию в Ростове-на-Дону (по классу пения
Н. Сперанского и Л. Образцова). В 1927-29 В.- солистка Гос. оперы в
Баку, в 1929-30- оперы Нар. дома в Ленинграде, в 1931-44 - Малого
оперного т-ра, с 1945 - Т-ра оперы и балета им. Кирова. Партии: Марина
Мнишек ("Борис Годунов"), Любаша ("Царская невеста"), Графиня ("Пиковая
дама"), Аксинья ("Тихий дон" Дзержинского), Ласочка ("Кола Брюньон"
Кабалевского), Дуэнья (о. п. Прокофьева), Минна ("Девушка с Запада"
Пуч-чини) и др. Одна из лучших партий В.- Кармен.
ВЕНА (Wien)-столица Австрии (16 l 6 тыс. жит., 1956), один из
крупнейших центров театр. и муз. жизни Европы. В древности на территории
В. находилось кельтское поселение, в 1 в.- римский укрепленный лагерь
Виндобона; здесь имели место муз. и танц. представления. В 13 в. в В.
показывались мистерии, организовывались маскарады и муз. празднества. В
16-17 вв. наиболее распространенный вид театр. зрелищ- выступления на
площадях и рынках странствующих трупп, главным действующим лицом к-рых
был Гансвурст. В этот период студенты разыгрывали в университетских
аудиториях "ученые комедии*. В 1502 были пост. комедии "Евнух" Терен-ция
и "Пьеса о горшке" Плавта. Учащиеся иезуитских коллегий исполняли
школьные драмы. При дворе ставились любительские оперные и балетные
спектакли.
Начиная с сер. 16 в. в В. гастролировали итал., а затем голл. и англ.
труппы. В 17 в. при австр. дворе особенной популярностью пользовались
оперные спектакли, обставлявшиеся с возможной пышностью. Для их
исполнения были построены театр. залы в Фаворите не (предместье В.), в
замке Аугартен. В 1639 арх.и худ. Дж. Бурначини построил в В.
трехъярусный т-р с кулисной сценой; в 1665 его сын Л. О. Бурначини
построил т. н. Т-р на Кортине - деревянный трехъярусный т-р (сгорел в
1699). Эти т-гы, где наряду с итал. операми шли оперы ттац.
композиторов, содержались за счет двора. Более демократич. характер
имели муз. спектакли, дававшиеся в залах ряда венских гостиниц. В 1709 в
В. было построено здание "Юернтнертортеатра" (apx. А. Бедуцци), в к-ром
с 1712 выступала группа актера и драматурга И. Страницкого создавшего
первый стационарный драм. т-р в Австрии, демократический по своей
направленности.
В 1741 был открыт (под названием "Королевский театр при дворце")
крупнейший драм. т-р в В.- "Бургтеатр", переименованный в 1776 в
"Придворный и национальный". Первым директором т-ра был актер И. Ф.
Бокман. В 1781-S5 в "Бург-театре)" работал выдающийся актер Ф. Л.
Шредер. В 1778 организован Придворный нац. оперный т-р, открывшийся
оперой "Горнорабочие" И.Умлауфа.В конце 18 в. в предместьях В. возникали
многочисл. т-ры, развивавшие нар. демократич. традиции австр. театр.
иск-ва. Среди них наиболее значительным был "Леопольдштадттеатр" здание
к-рого построено в 1781 в предместье Леопольда. В этом предместье
работала (с 1774) драм. труппа И. Курца-преемника Страшщкого, перешедшая
сюда из "Кернтнертортеатра". Из странствовавших трупп в это время
выделялась театр. труппа К. Маринел-ли, в к-рую входил актер К. Ларош,
создавший образ Кашперле. В 1781 эта труппа получила право выступать в
"Леопольд-штадттеатре". К числу старейших т-ров в предместьях В.
относится "Йозефштадттегртр" здание к-рого построено в 1788
(перестраивалось в 1822 и 1854). В этом т-ре шли драм. и муз. спектакли.
В 1787 открыт антрепренером и либреттистом Э. Шиканедером
"Видснертеатр", в к-ром 30 сент. 1791 состоялось первое представление
оперы "Волшебная флейта" Моцарта. В 1801 здание т-ра было перестроено, а
сам т-р получил название "Т-р ан дер Вин". Здесь 20 ноября 180 5
показана премьера оперы "Фиделио" Бетховена. До 70-х гг. это был оперный
т-р, впоследствии стал одним из известных в Европе т-ров оперетты.
Оперные спектакли в В. в конце 18 - 1-й пол. 19 в. ставил придворный
т-р, с 1763 работавший в здании "Кернтпертортеатра", восстановленном
после пожара 1761. Здесь шли преим. оперы итал. композиторов - Дж.
Россини, Г. Доницетти, Дж. Верди. Значительным событием в жизни т-ра
явилась пост. 30 мая 1814 новой редакции "Фиделио". В 1870
"Кернтнертортеатр" прекратил свою деятельность, здание было продано на
слом. 25 мая 1869 оперой "Дон Жуан" Моцарта начал работу новый
придворный оперньй т-р (apx. Э. ван дер Нюлль и А. Зиккард фон
Зиккардсбург). В 1-й пол. 19 в. "Бургтеатр" возглавлял крупный деятель
австр. театра И. Шрейфогель и австро-нем. актриса С. Шредер. В 1824 в "
Бургтеатре" пост. драма "Праматерь" - первая пьеса Ф. Грильпарцера,
крупнейшего нац. драматурга Австрии, творчество к-рого тесно связано с
В. В 1849-67 во главе труппы стоял Г. Лаубе, способствовавший углублению
реалистич. традиций т-ра, привлекший артистов:
А. Зоннснталя, И. Лсвинского, Ш. Вольтер и др. Во 2-й пол. 19 в. во
главе т-ра стояли Ф. Дингелыптсдт, П. Шлентер, А. Хей-не и др.
Для "Леополыцптадттеатра" в 19 в. писали произведения драматурги А.
Бейерле, А. Глейх, К. Мсйсль. Здесь работали крупнейшие венские
драматурги и актеры Ф. Раймунд (с 1817) и И. Н. Нестрой (с 1831). В
186-47 здание т-ра было перестроено (apx. Э. ван дер Нюлль и А. Зиккард
фон Зиккардсбург) и получгшо название "Карлстеатра". В 1888 "Бургтеатр"
стал работать в новом здании (проект apx. Г. Земпера и К. Хазенауэра).
Крупнейшим актером "Бургтеатра" на рубеже 19 и 20 вв. был И. Кпйпц.
К 1897-1907 относится расцвет деятельности венского оперного т-ра,
руководимого композитором и дирижером Г. Малером. В 1918 Венская опера
была переименована в Венскую Государственную оперу. В 20-е гг. 20 в.
одним из значит, т-ров был "Йозефштадттеатр", руководимый M.
Рсйнхардтом. С 1933 "Бургтеатр" имеет филиал - "Академитеатр".
В период "аншлюсса" - фашистской оккупации Австрии - т-ры В.
находились в творческом застое, большинство выдающихся театр. деятелей
В. эмигрировало. В 1945 здания "Бург-театра" и Гос. оперы были разрушены
при бомбардировке города и восстановлены лишь в 1955. После 2-й мировой
войны в В. работало св. 12 т-ров. Среди наиболее значительных т-ров В.,
кроме "Бургтеатра" и Гос. оперы,-"Фольксопер","фолькс-театр". Важное
место в театр. жични В. занимают"Йозефштадт-театр" (имеет
филиалы-"Каммершпиле" и сцена в "Коннцерт-хаузе"). В* 1948-56 в В.
работал прогрессивный т-р "Скала". В В. имеются варьете, театры-кабаре,
цирк, многочисл. "кел-лертеатры" ("подвальные т-ры"). При ун-те работает
Ин-т театроведения. В 1956 Ин-тпоовел Междунар. театр. выставку в В., в
к-рой принимал участие Советский Союз. Подготовка кадров актеров и
режиссеров ведется на семинаре М. Рейн-хардта в венской Академии музыки
и изобразит, искусства.
Лит.: Die Theater Wien's, Bd 1-4, W., 1894-1909 (Bd l- W e i l e n
A., Geschichte des Wiener Theaterwesens von den altesten Zeiten bis zu
den Anfangen des Hoftheaters, W., 1899;
Bd2 - Teuber 0., Das K. k. Hofburtheater seit seiner Begrundung, W.,
1896; Bd3- Bayer J., Das neue K. k. Hofburgtheater als Bauwerk, W.,
1894; Bd 4 - W a l l a s-chek R., Das K. k. Hofoperntheater, W., 1909).
ВЕНАДЗЕ (наст. фам.- И н а ш в ил и), Григорий Иович (р. 25. I
(7.11). 1896]- грузинский советский артист оперы (баритон). Нар. арт.
Груз. ССР (1943). Член КПСС с 1939. С 1913 участвовал в любительских
спектаклях и хоре Нар. дома в Тбилиси. В 1924 окончил Тбилисскую
консерваторию. Впервые выступил на оперной сцене в Тбилиси в 1925. С
этого же года В.- артист Т-ра оперы и балета в Тбилиси. Партии: Мурман,
Киазо, Инкубус ("Абесалом и Эте-ри", ."Даиси", "Латавра" Палиашвили),
Абдул Араб
("Сказание о Шота Руставели" Аракишвили), Гоча ("Дареджан Коварная"
М. Баланчивадзе), Демон, Онегин, Риголетто; Тельрамунд ("Лоэнгрин") и
др. В 1941 В. оставил сцену. С 1954 - директор Тбилисского гос. цирка.
Т. И.
ВЕНГЕРКО (Wegierko), Алексан дер (17.VII.1893 - февраль 1942) -
польский актер и режиссер. Обучался актерскому мастерству в варшавской
школе прикладных иск-в. В 1912 впервые выступил на сцене т-ра в Вильно;
затем играл в различных т-рах Варшавы, Кракова, Лодзи, выступал с
польской труппой в России (Петербург, Рига). С 1923 работал как актер и
режиссер в "Т-ре Польски" в Варшаве, затем в Национальном т-ре. Играл
роли Гамлета, Фигаро и др. Пост. спектакли: "Пигмалион" Шоу, "Живая
маска" Пиранделло и др. С 1940 руководил Гос. польским т-ром (в
Белостоке), труппа к-рого состояла из варшавских актеров, преим.
учеников В. Здесь В. пост. "Панну Маличевскую" Запольской,
"Оптимистическую трагедию", "Коварство и любовь", "Женитьбу Фигаро",
"Пигмалион", выступил в ролях Фигаро и Хиггинса. Спектакли, пост. В.,
характеризовались четкостью режиссерского решения, тонкой психоло-гич.
разработкой образов, оригинальностью, лаконизмом внешней формы, тонким
пониманием стиля автора. В работе с актерами В. был убежденным
последователем К. С. Станиславского. В начале Отечеств. войны был
арестован нем. фашистами и погиб. Имя В. носит драматич. т-р в
Белостоке.
Лит.: Lorentowicz J., Teatr Polski w Warszawie. 1913-1938, Warsz.,
1938, c. XLIX-L. Г.Ш.
ВЕНГЕРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Развитие В. д. тесно связано с многовековой
нац.-освободит, борьбой венг. народа. Римско-католич. церковь,
насаждавшая религ. драму на чуждом народу латинском яз., задержала
формирование нац. культуры. Первые сохранившиеся лит. памятники В. д.
относятся к нач. 16 в., когда Венгрия после поражения в войне с турками
при Мохаче (1526) утратила свою независимость. Первыми драматургами в 16
в. были протестантские священники М. Стараи, Г. Хель-таи и др., писавшие
т. н. диспутные драмы, в к-рых содержалась острая критика феодализма.
Первый крупный драматург - П. Борнемисса, переложивший в 1558 на венг.
яз. "Электру" Софокла. Борнемисса придал античной трагедии венг.
колорит, заострил патриотич. направленность пьесы. В его "Электре" нашло
выражение единство поэзии и драмы, характеризовавшее впоследствии В. д.
Чертами народности была отмечена "Комедия о предательстве Меньхарта
Балашши" (1569) неизв. автора, в к-рой обличались историч. лица - алчный
феодал Балашши и ханжа-епископ Олах. В 1589 поэт Б. Балашши написал
"Венгерскую комедию" -первую венг. пьесу, построенную на любовной
интриге. Среди произв. пасторального жанра, созданных в 16 в.,выделяется
комедия "Креду-лус и Юлия" Балашши. В 17 в. был написан ряд комич.
интермедий и моралите ("Комико-трагедия" и др.). Бурно развивалась
возникшая в 16 в. школьная иезуитская и протестантская драма на венг.
языке, начало к-рой положила "Теофания" Л. Сегеди (1575). В 18 в. особое
развитие получил школьный т-р ордена пиаристов, являвшийся как бы
переходной ступенью от религиозной драмы к светской. Наиболее известный
автор школьных драм-К. Шимаи, писавший мещанские драмы ("Игазхази",
1790, и Др.). Антифеод. и антиклерикальные настроения венг. демократич.
кругов во 2-й пол. 18 в. нашли отражение в анонимном фарсе-интермедии
"Женитьба Михая Кочонья", пост. на школьной сцене и сатирически
рисовавшем картину нравов того времени.
История В. д. позднего Просвещения делится на два этапа: 70-90-е гг.
18 в. и с 90-х гг. до нач. 19 в.
Идейным вождем в первый перцод выступил основоположник новой венг.
лит-ры Д. Бегигиеньеа, к-рый в историч. трагедиях - "Трагедия Агиса"
(1772), "Трагедия Ласло Хуньяди" (1772) и "Трагедия Атиллы и Буды"
(1787) создал образы идеальных граждан, приносящих в жертву родине свои
чувства и жизнь. Эти трагедии, написанные по правилам классицизма,
отличались риторикой, описания в них преобладали над действием.
Недостатки драматургич. формы Беш-шеньеи преодолел в комедии "Философ"
(1777), в к-рой драматург показал отчужденность крупного дворянства от
жизни народа, стремился к действенному развитию сюжета, создал
колоритные образы. Эта комедия была одной из первых венг. пьес,
поставленных на венг. сцене (под назв. "Понти", 1792).
Начало 2-го этапа венг. Просвещения связано открытием Л. Келеменом
первого постоянного т-ра в Пеш-те в 1790, ускорившее формирование В. д.
и способствовавшее активизации драматургич. творчества ряда
поэтов-просветителей. Крупнейший деятель эпохи Просвещения поэт и
драматург М. Чоконаи-Витез создал остро сатирич. социальную комедию
"Темпе-феи" (1793) о бедном поэте, вступившем в борьбу за просвещение
народа, против косности, паразитизма и ханжества правящих классов. В
комедиях "Культура" (1799) и "Карньоне и два ветреника" (1795),
направленных против аристократии и церкви, Чоконаи-Витез проявил
мастерство создания остро комедийной интриги и ярких сценич. характеров.
В нач. 19 в. великий венг. драматург И. Катона в историч. драме
"Банк-бан" (1815-21) выразил идей объединения венг. народа,
национально-освободит. и социальной борьбы. Образы дворянина Банка и
крепостного Тиборца были реалистич. художеств. обобщением характера
народного героя и вместе с тем обладали ярко выраженной
индивидуализацией. Пронизанная патриотич. пафосом драма "Банк-бан" была
пост. лишь в 1833, после смерти автора, и до наст. времени входит в
репертуар Нац. т-ра.
Широкое распространение получила в 1-й пол. 19 в. драматургия
романтич. направления. Драмы К. Киш-фалуди "Воевода Штибор" (1819),
"Ирене" (1820), произведения вождя венг. романтиков М. Верегимар-ти
"Изгнанники" (1830) и "Чонгор и Тюнде" (1830), драма Л. Телеки "Фаворит"
(1841) и социаль-но-историч. пьесы Э. Сиглигети "Табунщик" (1846),
"Пленение Ференца Ракоци II" (1847) были проникнуты пафосом
нац.-освободит, борьбы, мечтой о свободе своей родины. Произв. романтич.
драматургии способствовали идеологич. подготовке венг. революции 1848.
Особое место в драматургии венг. романтизма занимает историч. драма
"Тигр и гиена" (1846) Ш. Петефи, в к-рой разрабатывается тема борьбы за
престол и краха честолюбивых стремлений выдающихся личностей, не
пользующихся поддержкой народа.
Во 2-й пол. 19 в. Сиглигети в пьесах "Подкидыш" (1863), "Забастовка"
(1872) воссоздал картины совр. ему эпохи. Выдающийся поэт-драматург И.
Мадач в период реакции создал философскую драму "Трагедия человека"
(1861), получившую широкую известность и за пределами Венгрии.
Использовав миф об Адаме и Еве, Мадач провел библейских героев через
различные этапы истории человечества, показав несбыточность идеалов в
действительности. Противоречия во взглядах Ма-дача сказались в том, что,
призывая к борьбе, он не видел путей и средств для завоевания свободы и
счастья. Во 2-й пол. 19 в. сохранил популярность жанр т. н. народной
пьесы, созданный в 30-40-х гг. Э. Сиглигети ["Беглый солдат" (1840),
"Лилиомфи" (1849) и др.] и имевший большое значение перед 1848. Однако
авторы этих пьесприукрашенно-идиллически изображали жизнь народа.
Чертами критич. реализма отмечено творчество Г. Чики. Его драма
"Дармоеды" (1880), комедии "Пестрая нищета" (1881), "Пузыри" (1884) и
др. были насыщены острыми социальными конфликтами, бичевали нравы совр.
ему об-ва.
В нач. 20 в. принципам критич. реализма следовали драматурги: Ш.
Броди, автор социально-психоло-гич. драм "Кормилица" (1902) и
"Учительница" (1908); И. Фельдеш - "Господа чиновники" (1909), "Вояки
императора" (1910); Л. Барта - "Весенний хмель" (1912), "Любовь" (1916),
"Темный дом" (1919), а также классик венг. лит-ры Ж. Мориц, автор пьес
"Судья Шари" (1909), "Господский пир" (1928), "Будь добрым до смерти"
(1929), в центре к-рых конфликт между личностью и обществом при бурж.
строе.
Одним из драматургов 20 в., получившим широкое признание и за
рубежом, был Ф. Молънар, написавший комедии: "Господин доктор" (1902),
"Черт" (1907), "Лилиом" (1909), "Волк" (1912), "Ривьера" (1926),
"Комедия в замке" (1926), "Олимпия" (1928) и др., высмеивавшие в
гротесковой форме отдельные пороки бурж. об-ва. Большую популярность
получили произведения М. Лендъеля - автора драмы "Тайфун" (1909) и ряда
комедий.
Мелкобурж. оппозицию к существовавшему режиму выражали венг.
комедиографы 1-й пол. 20 в.- Э. Надь ("Гений", 1911; "Премьер-министр",
1913), Е. Хелыпаи ("Лица и маски", 1921; "Немой витязь", 1935), Ф.
Каринти ("Волшебное кресло", 1916;
"Завтра утром", 1921). Творчество этих драматургов свидетельствовало
о растущем недовольстве прогрессивной венг. интеллигенции состоянием
бурж. т-ра. В период между двумя мировыми войнами возникло направление
революц. социалистич. драмы. В русле этого направления развивалось
творчество драматургов: Б. Иллеша (пьеса "Купи револьвер", 1926), Д. Гая
(впоследствии примкнул к ревизионистам; пьесы "Бог, император и
крестьянин", 1932; "Иметь", 1939), Б. Балажа ("Любовь земная и
небесная", 1939), Ш. Гергея ("Мой сын"; совм. с О. Литовским, 1939) и
др.
Новый этап развития В. д. начался с 1945, когда страна была
освобождена от власти капитала и фашизма и встала на путь строительства
социалистич. общества. В В. д. появился ряд значит, произв. о
современности, в центре к-рых находится новый герой - труженик. Среди
этих пьес: "Герои будней" Э. Манди (1949), "Летний ливень" П. Сабо
(1950), "Глубокая вспашка" М. Фельдеша (1950), "Боевое крещение" Э.
Урбана (1952) и его же сатир ич. комедия "Огуречное дерево" (1954),
психологич. драма "Сентябрь" И. Шаркади (1955) и др. Плодотворно
развивается жанр историч. драмы, героями к-рой стали представители
народа, а осн. темой - революц. и патриотич. прошлое Венгрии. В этом
жанре работают: драматург-поэт Д. Ийеги, создавший дилогию "Пример
Озора" (1952) и "Пламя факела" (1953) о революции 1848, а также драму в
стихах "Дьердь Дожа" (1955) о крестьянском восстании 1514.
Монументальную драму "Галилей" написал Л. Немет (1956). К. Шандор в
пьесе "День гнева" (1952) и Б. Иллеш в "Радуге" (1958) ярко запечатлели
эпизоды борьбы венг. народа во время пролетарской революции 1919.
Венг. драматурги в 50-е гг. разрабатывают новые темы, стремятся к
созданию высокохудожеств. произведений, проникнутых передовой
идеологией. Пьесы "С завязанными глазами" И. Фейера (1957), "Буря" И.
Добози (1958), "Люди из Пешта" Л. Мештерхази (1958), "Дымное небо" И.
Дарваша (1959) отразили события контрреволюц. мятежа 1956. В конце 50-х
гг. в жанре комедии написаны пьесы: "Мы тоже не ангелы" К. Фехера, "Брак
по расчету" М. Чизмарека и др. В пьесах "Танец на проволоке" М. Каллаи,
"Капитан" Ф. Эрши, "Нетерпеливые влюбленные" Э. Иллеша и др. драматурги
трактуют тему формирования новой морали и характера человека
социалистич. об-щества.
Лит.: В а у е г J., А magyar dramairodalom tortenete, Bp.,. 1897; М о
г i с z Zs., А magyar szinpad tradicioi, в его кн.:
Irodalomrol, muvesretrol, I. Szepirodalmi Konyvkiado, Bp. 1959; A
magyar dramaturgia halado hagyomanyai, Szerk. Hont Ferenc, Bp., 1953;
Irodalom es felelosseg, "Miivelt nep", Bp." 1955; Гершкович А., Катона,
Л.-М., 1960. А.Гер.
ВЕНГЕРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР в Будапеште - один из
крупнейших муз. т-ров Венгерской Народной Республики. Осн. в 1837 в
Пеште [с 1840 - Национальный т-р; с 1884 - Будапештский оперный т-р
(Венгерский гос. оперный т-р)]. На сцене этого т-ра были осуществлены
постановки первых венг. нац. опер. Строительство здания т-ра,
сохранившегося до наст. времени, было закончено в 1884 (архитектор М.
Ибль). В художеств. оформлении здания принимали участие лучшие венг.
художники и скульпторы - К. Лоц, Б. Секей, Д. Ваш-таг, А. Фешти и др. В
репертуаре т-ра наряду с нац. операми Ф. Эркеля, 3. Кодай и др. венг.
композиторов большое место занимают произв. классиков, советских и совр.
венг. композиторов, в т. ч. оперы "Князь Игорь", "Борис Годунов",
"Евгений Онегин"" "Севильский цирюльник", "Травиата", балеты "Деревянный
принц" Бартока, "Ацис и Галатея" Шугара, "Пламя Парижа" и др. Важную
роль в развитии т-ра сыграли певцы М. Секей, Я. Фодор, И. Йовицки;
певицы - М. Базилидес, М. Дъюркович, Ю. Ошват М. Матъяш, Ш. Генчи,
артисты балета - К. Ургаи" Ж. Кун, Г. Лакатош, Ф. Хаваш и др. После
образования Венгерской Народной Республики (1946), кроме основной сцены,
в Городском т-ре был открыт филиал т-ра оперы, к-рому присвоено имя Ф.
Эркеля. В. И.
ВЕНГЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Nem-zefci Szinhaz) в Будапеште -
старейший драматический театр Венгрии. Открыт 22 авг. 1837 под назв.
"Мадьяр синхаз" пьесой "Пробуждение Арпада" Верешмарти. В 1840 получил
наименование Нац. т-ра" До 1884 в т-ре одновременно давались драм. и
оперные спектакли (см. также Венгерский государственный оперный театр в
Будапеште). Первым директором и художеств. руководителем т-ра был критик
и поэт И. Байза. В труппе т-ра объединились лучшие актеры страны,
выступавшие ранее в провинциальных бродячих труппах: Р. Дерине, К.
Медьери, Ж. Сент-петери, Р. Лаборфальви и др., развивавшие своим
творчеством демократич. традиции венг. сценич. иск-ва - его народность и
прогрессивную идейность. Накануне революдии 1848 в т-ре сформировались
два осн. направления в актерском иск-ве: романтическое, представителем
к-рого был М. Лендваи-отец, и реалистическое, ярким выразителем к-рого
являлся Г. Эгреш-гии - актер-гражданин, друг и соратник Ш. Петефи. В
первые же дни революции деятели т-ра горячо откликнулись на освободит,
движение венг. народа. 15 марта 1848 по требованию восставших жителей
Пешта очередная пост. мелодрамы была заменена патриотич. драмой
"Банк-бан" И. Катоны. Мн. актеры т-ра принимали непосредственное участие
в освободит. борьбе. После 1848 Нац. т-р переживал упадок, испытывал
тяжелые материальные затру д нения. Творч. подъем т-ра начался в 60-е
гг. 19 в. Многие актеры получили в это время театр. образование в
Париже. Реалистич. тенденции в нац. иск-ве утверждали актеры К.
Сердахейи, К. Приелле, директор и худ. рук. т-ра драматург Э. Сиглигети,
обогативший репертуар т-ра своими пьесами. Преемник Сиг-лигети Э. Паулаи
- один из наиболее видных венг. режиссеров, осуществил цикл пост. нац.
клас-сич. драматургии: "Чонгор и Тюнде" Верешмарти"
"Трагедия человека" Мадача, пьес Софокла, Шекспира, Мольера, Ибсена.
Под руководством Паулаи раскрылось дарование венг. трагедийной актрисы
М. Ясаи. После смерти Паулаи Нац. т-р оказался в руках
дельцов-предпринимателей и утерял ведущую роль в театр. жизни страны.
После 1-й мировой войны деятельность реж. и директора т-ра Ш. Хевеши,
творчество актеров И. Маркуш, Г. Байор и др. способствовали возрождению
нац. театр. традиций. Новый расцвет Нац. т-ра начался после освобождения
Венгрии (1945); к руководству пришли актер и реж. Т. Майор, реж. Э.
Геллерт, сплотившие одаренный коллектив актеров. Нац. т-р осуществил
пост. мировой и нац. драматургии. Среди наиболее значит, спектаклей 50-х
гг.: "Бапк-бан"; "Доходное место", "Женитьба Фигаро" (оба в 1950),
"Отелло" (1954), "Ричард III" (1955);
"Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки (1957), "Перевыборы" Э. Надя (1957),
"Дымное небо" И. Дарваша (1959). В труппе т-ра (1960): Э. Шомоди, М.
Ольти, М. Лукач, Ф. Бешшеньеи, Л. Башти, 3. Варконьи и др. , , А.Гер.
Обратно в раздел культурология
|
|