Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.
БУРНОНВИЛЬ (Bournonville), Антуан (19. V. 1760 - 11.VI.1843) -
французский артист балета, балетмейстер. Ученик Ж. Ж. Новера. Отец А.
Бур-нонвиля. Б. участвовал во многих пост. Новера в Вене, Париже,
Лондоне. В 1782-92 был солистом стокгольмской Королевской оперы, где
впервые выступил как балетмейстер, поставив балет "Провансальские
мельники" (1785). В 1792 приглашен в копенгагенскую Королевскую оперу.
Здесь выступал в балетах, пост. последователем Новера балетм. В.
Галеотти. В 1816-23 руководил датским балетом, став преемником Галеотти.
Соч.: Dagger fra 1792, Kbh., 1824.
Лит.: Классики хореографии, Л.- М., 1937, с. 226, 264-284;
Krash-Jacobsen S., The Roval Danish ballet, Toronto. 1955; Bournonville
A., Mit teaterliv, p. 1-3, Kbh., 1848-78. Ham. P.
БУРРАКАТХА - вид древнего индийского народного театра провинции
Андхра (Южная Индия). Пользовался в Индии большой популярностью. Сюжеты
представлений Б. заимствовались из традиционных поэтических и
прозаических сказаний, фольклора. Обычно труппу Б. составляли 3
человека: исполнитель текста (речитатив) и два хориста, аккомпанирующие
на нар. муз. инструменте мри-данге.* Труппы Б. были странствующими,
нек-рые оседали при дворах феодалов. В 19 в. иск-во Б. пришло в упадок и
почти исчезло. В 1950-х гг. Ассоциация нар. т-ров Индии принимала меры к
возрождению иск-ва Б. Н. В., Св. Л.
БУРТИКАШВИЛИ, Алексей Николаевич (р. 16. X. 1893) - грузинский
советский литератор, театральный деятель. В 1917 окончил юридич. ф-т
Моск. ун-та. В 1918-34 принимал активное участие в любительских
спектаклях. В 1927-28 работал как актер в Тбилисском рабочем т-ре. Лит.
деятельность начал в 1935. Написал ряд монографий о выдающихся деятелях
груз. театра - Н. Габуния, Ш. Да-диани, Г. Арадели-Ишхнели, А.
Имедашвили, статьи, рецензии и др.
Соч.: Ъ Q ( ? о J о '3 з о " о о., "бс боо", ?o-(obo, 1948; "Эсбдо
OJ(T" ((joodobg", етоо-Ьо, 1948; "ЬодЕюЬ сЬооо", отооЬо, 1950; "'Воз0
(оооообо", отооЬо, 1951; "аоооСао осрпо-оЬбпо, ооооЬо, 1954; "o. чоЪдЪо
ЬпдоЪп", ?oobo, 1955;
"?oono ЗгДдДдо", ?oobo, 1958; "CTOJ" Ьобро оЭдоооо", отооЬо, 1956. Т.
II.
БУРУНОВ, Караджа (р. 2.VIII.1898)-туркменский советский поэт,
драматург, переводчик. Заслуженный деятель искусств Туркменской ССР
(1943). В 1927-30 учился в Ленинградском университете на вост.
факультете. В 1925 начал лит. деятельность. В 1931 в Туркм. т-ре им.
Сталина (Ашхабад) пост. пьеса Б. "Восемнадцать потопленных",
переделанная из его же поэмы о гражданской войне в Туркмении. Б. работал
зав. лит. частью этого т-ра. Написал (совм. с Б. Амановым) пьесу "Кеймир
Кер" (1940).из истории туркменского народа (18 век). Создал либретто
опер, пост. в т-ре оперы и балета (Ашхабад),- "Гюль и Биль-Биль"
Шапошникова и Назарова (1943), "Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова
(1944), "Лейли и Меджнун" Овезова и Мейтуса (1946), "Кеми-не и казы"
Шапошникова и Мухатова (1947) и балета "Алдар Косе" Корчмарева (1942).
Перевел на туркм. яз. классические и совр. пьесы, пост. в туркм. театрах
["Ревизор"; "Лауренсия" ("Овечий источник");
"Платон Кречет"; "Любовь Яровая"; "Отелло"; "Король Лир"; "Враги";
"Гроза" и др.; либретто оперы "Евгений Онегин"].
Лит.: Писатели советского Туркменистана. Биографический справочник.
Сост. Р. Алиев и Г. Веселков, Ашхабад, 1955- Н. Л.
БУРХАНОВ, Асли (р. 1915) - таджикский советский актер. Нар. арт.
Тадж. ССР (1945). Член КПСС с 1945. С 13 лет выступал в кружках
художеств. самодеятельности Бухары, в 1932 поступил в проф..т-p этого
города. С 1933 - актер Т-ра им. Лахути (Ста-линабад). На сцене этого
т-ра создал образы сильных, мужественных людей, борцов за свободу
народа, и ряд остро характерных образов. Творчеству Б. присущ внутренний
драматизм, глубокое раскрытие психологии сценич. героя, мастерство
острой социальной типизации. Бурный темперамент, яркость и
выразительность сценич. приемов сочетаются в игре Б. с мягким лиризмом и
сочной комедийностью. Творчески развивая лучшие традиции таджикского
народного театра (живая образная сценическая речь, непосредственный
сильный комизм, острый внешний рисунок, легкость и простота исполнения),
Б. обогащает свое творчество опытом русского театрального искусства.
Среди лучших ролей Б.: Хушвакт ("Клевета" Са-идмурадова и Исмаилова),
Салим, Сафар ("Красно-палочники", 1941, "В огне", 1944, Улуг-заде),
Ходжи-ваккос ("Пятирублевая невеста" Ордубады, 1943), Нияз ("Саодат"
Саидмурадова и Рабиева, 1948), Ед-гор ("Дохунда" Икрами, 1954), Алишер
Навои (о. п. Уйгуна и Султанова, 1949), Кидд ("Голос Америки" Лавренева,
1950), Яго, Меркуцио, Кент ("Отел-ло", 1948, "Ромео и Джульетта", 1947,
"Король Лир", 1957) и др. Б.- первый исполнитель роли В. II. Ленина на
таджикской сцене ("Человек с ружьем", 1948, /'Незабываемый 1919 год"
Вишневского, 1951, "Ураган" Абдулло и Киямова, 1957). С 1946 Б.
выступает и как режиссер. Пост. спектакль "Саодат" (1956) и др. Я. Я.
БУРХАНОВ, Шукур (р. 1910) - узбекский советский актер. Нар. арт. СССР
(1959). Член КПСС с 1945. Во время занятий в с.-х. техникуме участвовал
в работе драм. кружка. В 1927 вступил в труппу Гос. узб. драм. т-ра
(ныне Т-р им. Хамзы). Темпераментный, пытливый актер, Б. в первые годы
своей работы в т-ре создал ряд значит, образок: Азамат, Бохадыр, Гулям
("Сожжем", 1932, "Разгром",1934, -"Честь и любовь", 1936, Яшена),
Парасюк ("Мятеж" по Фурманову, 1929), Швандя ("Любовь Яровая", 1937).
Этапной работой была роль Гафура в драме Хамзы "Бай и батрак" (1939). В
годы Великой Отечественной войны играл Олеко Дундича (о. п. Каца и
Ржешевского, 1942), М. В. Фрунзе ("Полет орла" Султанова, 1942). В конце
40-х и нач. 50-х гг.- роли положительных совр. героев: Максимов ("За
тех, кто в море" Лавренева, 1947); Рахимов ("Генерал Рахимов" Яшена,
1950), Шумилов ("Заря Востока" Сафарова, 1951). Творч. искания Б. в
создании положительных характеров современников и историч. деятелей
подготовили его к выполнению ответственной задачи - воплощению образа В.
И. Ленина в спектаклях "Кремлевские куранты" Погодина (1947),
"Путеводная звезда" Яшена (1957).
Б. создает героич. волевые характеры, полные пламенного горения,
глубокой философской мысли. Таковы в его исполнении Гамлет (1954; Юлиус
Фучик ("Дорога бессмертия" Брагина и Товстоногова, 1952), Ашуг Сатылмыш
и Фархад ("Рассказ о Турции" и "Легенда о любви" Хикмета, 1953), батрак
Юл-чи ("Священная кровь" по Айбеку, 1954), доктор Но-линакха ("Дочь
Ганга" по роману Тагора "Крушение", 1956), Брут ("Юлий Цезарь" Шекспира,
1958). Способность Б. к созданию остро сатирич. характеристик проявилась
в образе Городничего (1952). Тонкой психологич. проникновенностью и
глубоким драматизмом отмечено исполнение Б. ролей Вой-ницкого ("Дядя
Ваня", 1958) и Хлебникова ("Персональное дело" Штейна, 1956). Творчество
Б. характеризуется высокой эмоциональностью, ярким темпераментом,
глубокой психологической правдой, сочетает героико-романтическую
устремленность с многогранностью реалистических характеристик. Л. А.
Лит.: О л и д о р О., Шукур Бурханов, М., 1952; ее же, В борьбе за
социалистический реализм, М., 1957; Государственный ордена Ленина
Академический узбекский театр Хамзы, Ташкент, 1957.
БУРЭ (наст. фам.- Hебельсен), Валерий Анастасьевич (5" VI. 1899-31.
X. 1955) - русский советский актер, Нар. арт. РСФСР (1951). Сценич.
деятельность начал в 1917 в Омске. Работал в т-рах Читы, Тобольска,
Златоуста, Тулы, Харькова, Иркутска, Магнитогорска. В 1932-38 играл в
Свердловском т-ре. В 1938-54-в Куйбышевском т-ре. С 1954- в
Сталинградском т-ре. Иск-во Б. было отмечено ярким темпераментом,
стремлением к тонкому психоло-гич. анализу, законченностью, точностью
внешнего рисунка роли. Б создал романтич. образы: Ромео;
Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Риварес ("Овод" по Войнич),
Фердинанд ("Коварство и любовь") и др. К числу его лучших ролей
принадлежат также:
Протасов ("Живой труп"), Арбенин, Чацкий; Семен Котко ("Шел солдат с
фронта" Катаева), Мирон Горлов ("Фронт"), Гарри Смит ("Русский вопрос"),
Федор Таланов ("Нашествие"), Майоров ("Глубокая разведка" Крона),
Наполеон ("Фельдмаршал Кутузов" Соловьева), Пушкин (о. п. Глобы) и др.
Б. создал образы В. И. Ленина ("Кремлевские куранты"), И В. Сталина
("Незабываемый 1919-й" Вишневского), С. Орджоникидзе ("Путь в грядущее"
Марвича).
"БУРЯ" ("The Tempest")-пьеса У.Шекспира. Соч. 1611. Пост. в том же
году в т-ре Блэкфрайерс (Лондон). До 20 в. "Б." печаталась и ставилась
преим. в обработках Драйдена и Давенанта (с подзаголовком "Очарованный
остров") с участием Гаррика, Шедуэлла, Кембла и др. В оригинале "Б."
прошла несколько раз в 1746 в т-ре "Друри-Лейн" (Лондон), Среди пост. 20
в. (текст Шекспира): Новый драм. т-р (Берлин, 1906), Мемориальный т-р
Стратфорд-он-Эйвон, 1951; Просперо-Ред-грев, Калибан - Гриффит, Миранда
- Пенвердин); в том же т-ре (1957, реж. П. Брук. он же художник и
композитор спектакля; Просперо - Гилгуд, Ариэль - Брефорд, Трин-куло -
Ревилл, Миранда - Эрис, Калибан- Клюне, Фердинанд -Джонсон);
Йоханнесбургский Репертуарный т-р (1957;
Просперо -Болтер, Ариэль - Кришток и др,). Новый драм. т-р, Берлин
(1906), Художественный т-р, Мюнхен (1914), Нью-Йорк (1946, реж.
Уэбстер).
В России первая пост. "Б." состоялась 28 сент 1821 в Александрийском
т-ре (Петербург), в обработке кн. Шаховского (для бенефиса Ежовой), с
прологом на музыку из произведений Керубини и Штейбелта, арранжировка
Кавоса (Про-( сперо - Брянский, Калибан - Щеников, Миранда - Дюко-ва,
Ариэль - Строганова). В оригинале "Б." пост. в 1901 в т-ре Корша, Москва
(реж. Синельников; Просперо - Горев, Калибан - Яковлев, Миранда -
Миткевич, Ариэль - Щепкина). В том же году "Б." ставится в Петербурге, в
Новом т-ре Л. Яворской (Ариэль - Яворская). 31 ноября 1905 "Б." в
переводе Сатина пост. в моек. Малом т-ре (реж. Ленский, худ. Коровин и
Клодт, машинная часть Вальца, музыка Арен-. ского; Просперо - Айдаров,
Калибан - Парамонов, Фердинанд - Остужев. Тринкуло - Яковлев, Себастьян
- Головин, Стефан - Сашин, Миранда - Косырева, Ариэль - Е. Садовская и
др.).
На сов. сцене "Б." ставили: т-р ХПСРО (Москва, реж. Ф.
Комиссаржевский и Бебутов); в том же году - Моск. Новый т-р (Просперо -
Эггерт, Калибан - де Бур, Брин-куло - Закушняк).
И з д а н и я.- Первое изд. "Б." Шекспира-1623 (на англ. яз.); первый
русский перевод "Б." - H. M. Карамзина (отрывки) 1803; первый полный
русск. перевод - Н. Сатина, 1840; из послед, перевод.: Т. Л.
Щепкиной-Куперник, M., 1940. и Б. Л. Пастернака, M., 1944.
Лит.: Shakespeare in the theatre... by Charly Beecher Hosan, L.,
1952, с. 422-437; ЕИТ". 1905/1906, вып. XVI, [СПБ, 1906], с. 155-170. А.
Шн.
"БУРЯ И НАТИСК" (Sturm und Drang) - литературное движение в Германии
70-х гг. 18 в., получившее свое название по одноименной драме Ф. M.
Клингера. Осн. теоретик движения - И. Г. Гердер; представители - И. В.
Гете, Ф. M. Клингер, Я. M. Р. Ленц и Г. Л. Вагнер ("рейнские гении"), X.
Ф. Д. Шубарт, члены "Геттингенского содружества поэтов" - И. Г. Фосс, И.
А. Лейзевиц, Л. К. Г. Гельти, близкий им Г. А. Бюргер и др. Движение "Б.
и н." отразило рост недовольства феод. порядками, обусловленный
обострением социальных противоречий в Германии и подъемом освободит,
борьбы в соседних с ней странах. "РЗурные гении" отвергали пассивность и
смирение, требуя от лит-ры изображения ярких, сильных страстей.
Поборникч учения Ж. Ж. Руссо, они выступали против подражательной
культуры высших сословий, противопоставляя ей традиции нац. искусства;
гл. источник обновления нем. лит-ры они видели в нар. поэзии. Борясь
против канонов классицизма, "бурные гении" обращались к Шекспиру,
трагедии к-рого привлекали их глубокой жизненной правдой, мощью
характеров, стремительностью и свободой сценич. действия.
Гл. областью творчества писателей "Б. и н." была драматургия.
Продолжая демократии, традиции Г. Э. Лессинга, опираясь на теорию Д.
Дидро и Л. С. Мерсье, они стремились создать боевой третьесослов-ный
театр. активно воздействующий на обществ, жизнь. В центре внимания
"бурных гениев" - сословный конфликт.Ленц в "Домашнем учителе", Вагнер в
"Детоубийце" изобразили нем. бюргера как жертву феод. строя, подчеркнув
его полную беззащитность и приниженность. Обществ, критика "бурных
гениев" была обращена не только против пороков аристократии, но и против
недостатков собственного класса. Пьесы Ленца и Вагнера яркими сатирич.
красками рисуют сервилизм зажиточных горожан, их пресмыкательство перед
дворянством, грубость и самодурство по отношению к близким. Преодоление
абстрактного схематизма ранней бурж. драматургии, сближение иск-ва с
жизнью, конкретность и злободневность социального обличения являются
несомненными достижениями драматургов "Б. и н.". Их художеств.
новаторство ясно сказалось и в языке. Следуя примеру Гете, автора "Геца
фон Берлихингена", "бурные гении" расширяли языковые рамки мещанской
драмы, вводя в свои пьесы элементы просторечья, слова и выражения,
заимствованные из живого разговорного языка. Яркая и колоритная бытовая
речь становится одним из основных средств создания сценических
характеров.
Роль драмы в понимании "бурных гениев" не сводилась только к критике
совр. нравов. Они требовали от театра также героики, апологии высоких
страстей и деяний. Наряду с мещанской драмой в лит-ре "Б. и н." получает
развитие лирико-патетич. трагедия, проникнутая духом индивиду алистич.
бунтарства и тираноборчества ("Близнецы", "Новая Аррия", "Симеоне
Гризальдо" и др. пьесы Клингера, "Юлий Тарент-ский" Лейзевица). Герои
этих пьес- одаренные личности, находящиеся в разладе с окружающей
филистерской средой, одинокие мятежники, восстающие против навязанных им
стеснительных законов и гибнущие в неравной борьбе. Писатели "Б. и н."
создали новый драматургич. стиль, отличительным признаком к-рого стали
эмоциональная насыщенность, лиризм. Сделав предметом художеств.
изображения внутренний мир человека, они выработали новые приемы
индивидуализации характеров, создали лирически окрашенный, патетич. и
образный язык. Своими новаторскими произв. "бурные гении" прокладывали
путь драматургии молодого Ф. Шиллера.
Возникнув в условиях отсталой раздробленной Германии, движение "Б. и
н." не смогло стать реальной политич. силой. Антифеод, выступления
"бурных гениев" при всей их резкости и страстности были лишены ясно
осознанной цели и выливались преимущ. в форму индивиду алистич. бунта.
Тем не менее движение "Б. и н." сыграло значит, роль в формировании нац.
нем. драматургии, обогатив ее новым демократич. содержанием, новыми
художеств. средствами. Реакц. бурж. исследователи пытаются представить
"Б. и н." как бунт "чувства" против "разума", как чисто иррациональное
течение, сближая его с консервативным нем. романтизмом. Марксистская
критика противопоставляет этой концепции свое понимание "Б. и н." как
нового этапа в развитии нем. и общеевроп. просвещения. Элементы
иррационализма в творчестве отдельных представителей "Б. и н." не
определили характер этого движения, сохранившего гуманистич. пафос
Просвещения, его критич. дух, демократизм и боевые антифеод, тенденции.
Соч.: Von deutscher Art und Kunst. Einige fliegende Blatter (1773),
Stuttg., 1892 (Deutsche Literaturdenkmale des 18. u. 19. Jahrh., von B.
Seuffert u. A. Sauer, .ј 40-41); Sturmer und Dranger, hrsg. von A.
Sauer, T) i-3, B.- Stuttg., [1883] (Deutsche Nationalliteratur, hrsg.
v.J . Kurschner, Bd 79-81);
Sturm und Drang. Ein Lesebuch fur unsere Zeit, Weimar, 1957.
Лит.: Сильман Т., Драматургия эпохи "Бури и натиска", в кн.: Ранний
буржуазный реализм. Сб. статей,Л",1936, с. 385-466; Либинзон 3. E.,
Литературно-эстетические взгляды писателей периода "Бури и натиска",
"Ученые записки Горьковского пед. ин-та", 1958, т. 23, с. 261-84;
Stockmeyer С., Soziale Probleme im Drama des Sturmes und Dranges,
Frankf. am Main, 1922; Korff H. A., Geist der Groethezeit. Versuch einer
ideellen Entwicklung der klassisch-romantischen Literaturgeschichte, Tl
l. Sturm und Drane, 4 Aufl., Lpz., 1957; Erlauterungen zur deutschen
Literatur [Tl 2]. Sturm und Drang, B., 1958. J7. Ген.
БУРЯКОВСКИЙ, Юрий Александрович (р. 4. VI. 1914) - украинский
советский писатель, драматург, театральный критик. Член КПСС с 1939. С
1932 вел журналистскую работу. В 1946 опубликовал первую пьесу "Зеленая
ракета", в 1949 - "Юлиус Фучик", в новой редакции - "Прага остается
моей" (изд. 1951), пост. во многих т-рах СССР и за рубежом. Спектакль
т-ра Сов. Армии Одесского военного округа (ныне т-р Прикарпатского
военного округа) удостоен Ст. пр. (1951). Пьеса переведена на груз.,
тат., латыш., казах. и др. яз. народов СССР. Пост. за рубежом (Будапешт,
Прага, Бухарест, Вена, Пекин, Шанхай и др.). P.E.
БУРЯТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - организован в Улан-Удэ в
1932 из студийцев двух выпусков Техникума иск-в.Т-р открылся 7 июля
пьесой Балдано "Прорыв". В первые годы назывался Бурят, драм. т-р. В
1932-36 здесь были пост. пьесы: "Кто он?" Балдано, "Из искры пламя"
Намсараева, "Барьеры" Шадаева и Миронского, посв. вопросам
современности. В 1936 в т-р приходят проф. нац. режиссеры, окончившие
ГИТИС,- Г. Цыдынжа-пов и М. Шамбуева. Они внедряют в творч. практику
коллектива опыт совр. сов. т-ра. В этот период т-р пост. ряд
значительных спектаклей. Среди них:
"Тартюф" (1936), первая бурят, комедия "Мэргэн" Шадаева (1937),
высмеивающая лодырей, мешающих строительству колхозов, разоблачающая
врагов народа, "Один из многих" Балдано (1937) - о революц. борьбе
русских и бурят за утверждение Сов. власти в Сибири. Этапная для т-ра
работа - пост. "Отелло" (1938). Стремление т-ра к героич. искусству
находит отражение в спектаклях по мотивам бурят, эпоса (первый спектакль
"Баир" Шадаева и Цыдынжапова, 1938). Создание эпич. спектакля
потребовало широкого привлечения нар. песни, музыки. Так появилась новая
для Бурятии театр. форма - муз.-драм. спектакль, в к-ром эпич. широта в
изображении нар. сцен сочеталась с лирико-романтич. решением образов
центр. героев. В связи с популярностью этих спектаклей началась
подготовка кадров нац. вокалистов и танцовщиков. В 1938 Бурят, драм. т-р
был переименован в Муз.-драм. театр. В 1940 здесь была пост. первая
бурят, опера "Энхэ-Булат батор" Фролова, по мотивам героич. эпоса. В
спектакле участвовали молодые исполнители, окончившие Бурят, муз.-театр.
уч-ще. В 1940 состоялась декада бурят, иск-ва в Москве, после окончания
к-рой т-р был награжден орденом Ленина.
В период Отечеств, войны Б. м.-д. т. ставил патрио-тич. спектакли:
"Сын народа" (1943), "Снайпер" (1943) Цыдынжапова, "Рыбаки Байкала"
Балдано (1942), многие из этих спектаклей были насыщены музыкой и
песнями. Одновременно ставятся оперы "Евгений Онегин" (1943), "Фауст"
(1945), создаются первые балетные спектакли: "Бахчисарайский фонтан"
Асафьева (1943), "Тщетная предосторожность" Гертеля (1944).
В конце 40-х гг. происходит разделение труппы. Группа драм. актеров
ставит спектакли "Кнут Тайши" Намсараева (1945)- о прошлом бурятского
народа, и др., а также рус. пьесы: "Гроза" (1945); "Егор Бу-лычов и
другие" (1946); "Кремлевские куранты"
(1947); "Офицер флота" Крона (1947). Оперно-балетная часть труппы
осуществляет спектакли "Чио-Чио-сан" (1947), "Царская невеста",
"Лебединое озеро"
(1948), нац. оперы: "На Байкале" Книппера (1948) - о революционных
событиях 1905 и "Мэдэгмаша" Ряузова (1949) - о совр. жизни Бурятии. В
этих операх использован бурят, песенный и муз. фольклор. В 1950 на
основе этих коллективов были созданы два самостоятельных т-ра: Бурятский
оперный театр и Бурятский театр драмы им. X. Намсараева.
Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство
Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959. Л. Ход.
БУРЯТСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР (Бурятский ордена Ленина театр оперы и
балета) - организована 1950 на основе Музыкально-драматического театра.
Первым художеств. рук. т-ра оперы был Г. Цыдынжапов. Мн. артисты т-ра
окончили Моск. и Л енингр. консерватории, хореогра-фич. уч-ща. В
репертуаре т-ра- нац. оперы: "Баир" Берлинского и Ямпилова,"Энхэ-Булат
батор" Фролова (перешли из репертуара Муз.-драм.т-ра),"На Байкале"
Книппера (1948), "Мэдэгмаша" ("У подножия Саян") Ряузова (1949),
"Проделки дяди Моргона" Ямпилова (1957), "Побратимы" Аюшеева (1958);
балеты - "Свет над долиной" Ряузова 1956), "Красавица Ангара" Ямпилова и
Книппера (1958), "Во имя любви" Батуева и Майзеля (1958). Многие произв.
нац. композиторов написаны на основе бурят, муз. фольклора. В репертуаре
Б. о. т. также рус., зап.-европ. и советские оперы и балеты: "Севильский
цирюльник" (1941). "Евгений Онегин" (1943); "Русалка" Даргомыжского
(1946), "Иван Сусанин" (1954), "Князь Игорь" (1951, возобновлена в
1959); "Молодая гвардия" Мейтуса (1952), "Тихий Дон" Дзержинского
(1953), "Бахчисарайский фонтан" (1943); "Вольный стрелок" Вебера (1957),
"Лебединое озеро" (1948), "Спящая красавица" (1957); "Эсмеральда" Пуни,
Глиэра, Василенко (1957) и др. На сцене Б. о. т. широко идут произв.
композиторов др. республик: "Аршин мал алан" (1954); "К это и Котэ"
Долидзе (1954), "Башмачки" Файзи (1955) и др. В труппе т-ра (I960): нар.
арт. СССР Л. Линхо-воин, нар. арт. РСФСР Б. Балдаков, Н. Петрова, засл.
арт. РСФСР А. Арсаланов, П. Абашеев, К. Гом-боева-Языкова, солисты
балета - нар. арт. РСФСР Л. Сахьянова, засл. арт Бурят. АССР А.
Тогоноева, Ц. Бадмаев, Ф. Иванов и др.
Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954. Д. Ход.
БУРЯТСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМ. X. НАМСАРАЕВА - создан в 1950 в Улан-Удэ. В
труппу т-ра вошли актеры Бурятского музыкально-драматического театра и
Республиканского совхозного т-ра. С 1959 т-р носит свое настоящее
наименование. Первым директором и художеств. руководителем т-ра был Н.
Балдано. Т-р имел стационарное помещение в Улан-Удэ, но большую часть
года гастролировал по республике, выступая в самых отдаленных районах. В
т ре были поставлены спектакли: "Пламя" Балдано (1953), "Хитрый Будамшу"
(1954), "Первый год" (1956), "Весенняя песнь" (1957) Шагжина, "Барометр
показывает бурю" Батожабая (1957). Из переводной драматургии - "Счастье"
Павленко (1950), "Калиновая роща" Корнейчука (1952), "Кремлевские
куранты" (1957); "Честь семьи" (1952) и "Веселый гость" (1955)
Мухтарова, "Тайфун" Цао Юя и др. Осуществлены пост. классич. драматургии
- "Гроза" (1950); "Враги"
(1955); "Украденное счастье" Франко (1957); "Горе от ума" (1958). В
1959 т-р участвовал во 2-й декаде бурят, иск-ва и лит-ры в Москве.
В труппе театра (1960): нар. арт. РСФСР Б. Вам-пилов, Н. Гендунова,
Ч. Генинов, В. Халматов, засл. арт. РСФСР И. Миронов, А. Ильин, М.
Степанова, нар. арт. Бурят. АССР Д. Дондуков, Ю. Шан-гина, Ц. Шагжин,
нар. худ. Бурят. АССР Б. Чер-нутов.
В 1958 труппа т-ра пополнилась выпускниками Ленингр. театр. ин-та.
Режиссеры т-ра - Ф. Сахи-ров, Ц. Цыдынжапов, И. Миронов.
Лит.: Ходорковская Л.. Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство
Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959. Д. Ход.
БУРЯТСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Потоками бурят, т-ра являются нар.
песни, пляски (ехор, пойр наадан, гугел и др.), игры ("Игра в медведя",
"Старик Дойбэдэй и ветреная Самсахай", "Выделы-ватель кожи", "Кража
белого быка"), народные обряды (бурят, свадьба). Традиции нар. игр
способствовали созданию актерских (игровых) навыков, получивших
применение в первых любительских спектаклях. Дореволюц. любительский т-р
бурят складывается в 1908-17, в его возникновении большую роль сыграли
рус. политич. ссыльные, местная сибирская интеллигенция. Появление
первых рукописных пьес бурят. авторов - "Смерть" Д. Абашеева, "Вино
виновато" М. Барлукова, "Два мира" М. Салтыкова - относится к 1908-14.
Их возникновение связано с этнографич. вечерами, организованными
Сибирским отделением Рус. географич. об-ва, а также с любительскими
вечерами, устраиваемыми бурят, учащимися Иркутска. Пьесы, несложные по
конструкции и образам, носили дидактич. характер и были направлены
против отдельных уродливых явлений бурят, дореволюц. действительности.
Исполнителями были учащиеся духовных семинарий, гор. уч-щ, начальных
школ, впоследствии нар. учителя. После Октябрьской революции широкое
распространение у бурят получает театр. самодеятельность. Участники
кружков школьной, красноармейской и улусной самодеятельности создают
небольшие агитац. спектакли, носящие обличит, характер. Среди авторов
первых бурят, пьес зачинатель бурят, лит-ры X. Намсараева А. Шадаев и
др. Пьесы Намсараева: "Тьма" (1919), "Оракул Дамби" (1920), "Темная
жизнь" (1921), "Старик Барбадай" (1922), имели антиклерикальную и
антифеод, направленность, они ставились самодеятельными кружками на
клубных сценах и в избах-читальнях. Пьесы Шадаева "Гнет царя",
"Несчастная девушка" и "За власть Советов" (1925-26), рассказывавшие о
бесправном положении бурят до революции, пропагандировавшие советский
строй, были пост. драм. кружком при Бурят, педагогич. техникуме
(Улан-Удэ). Здесь начинали свой путь актеры, художники и драматурги
будущего нац. т-ра. С 1927 в Улан-Удэ начинает работать т-р рус. драмы.
Его режиссеры и актеры помогали в создании нац. бурят. т-ра. В 1928
открывается бурят, театр. студия. На е базе в 1930 возникает Техникум
иск-в, преобразованный в 1936 в Муз.-театр. уч-ще им. Чайковского. На
основе первого выпуска Техникума иск-в в 1932 создается Бурят, драм.
т-р, к-рый с первых же своих шагов ставит спектакли, отражающие жизнь
республики. С возникновением этого т-ра появляются бурят, драматурги,
актеры и режиссеры Н. Балдано, М. Шамбуева и Г. Цыдынжапов и др. Уже в
30-х гг. намечается осн. черта бурят, драматургии - ее ор-ганич. связь с
жизнью страны. В большинстве пьес 30-х гг. находит отражение борьба
бурят, народа в период гражданской войны ("Из искры пламя" Намсараева,
1933; "Один из многих" Балдано, 1937, и др.), борьба за построение и
укрепление колхозного строя в Бурятии ("Прорыв", 1932, "Кто он?", 1933,
"Два друга", 1938, "Эржэн", 1940, Балдано: "Мэргэн" Шадаева, 1937, и
др.). Пьесы бурят, драматургов 30-х гг. разоблачают лам, нойонов,
кулаков. В эти же годы драматурги Бурятии создали пьесы по мотивам
героич. нац. эпоса: "Баир" Цыдынжапова и Шадаева (1938),
"Энхэ-Булатбатор" Балдано (1940) и др. Эти пьесы, творчески
перерабатывающие нац. эпос, содержат обобщенные поэтич. яркие
характеристики. Однако они были отмечены нек-рой идеализацией прошлой
жизни бурят. Дальнейшее развитие театр. жизни республики подтверждает
открытие в 1938 Республиканского бурят, колхозно-совхозного т-ра и
преобразование Бурят, драм. т-ра в Муз -драм. т-р. На декаде бурятского
искусства, состоявшейся в 1940 в Москве, были показаны муз.-драм.
спектакль
"Баир", а также первая нац. опера "Энхэ-Булат ба-тор" М. Фролова,
подготовившие возникновение нац. оперы. В связи с декадой Бурятский
муз.-драм. т-р был награжден орденом Ленина.
В период Великой Отечеств, войны в бурят, драматургии главной
становится патриотич. тема. В пьесах "Рыбаки Байкала" Балдано (1942) и
"Снайпер" Цы-дынжапова (1943) рассказывается об участии бурят в борьбе
против гитлеровских захватчиков. В историко-революционной пьесе "Сын
народа" Цыдынжапова (1943) создан образ Ц. Ранжурова - одного из первых
бурят, большевиков, участника революции 1905.
После Великой Отечеств, войны наступил новый период в развитии
драматургии и т-ра Бурятии. В историч. пьесе "Кнут Тайши" X. Намсараева
(1945), посвященной дореволюц. жизни бурят, улуса, социальные
противоречия показаны с реалистич. достоверностью, пьеса отличается
композиционной стройностью, написана образным нар. языком. В 1950
организационно завершается'процесс дифференциации бурят, театр. иск-ва;
создаются Бурят, т-р оперы и балета и Бурят, т-р д-рами. Осуществляются
пост. нац. опер "На Байкале" Книппера (1948), "Мэдэгмаша" ("У подножия
Саян") Ряузова (1949), балетов "Во имя любви" Батуева и Майзеля (1958),
"Красавица Ангара" Ямпилова и Книппера (1958). В 1959 в Москве
состоялась 2-я декада бурят, лит. и иск-ва, в к-рой приняли участие т-р
оперы и балета, бурят, драм. и русский драм. т-ры. Подъем бурят,
драматургии, борьба пвсат-едей Бурятшгза мастерство, за создание ярких
характеров положительных героев нашли выражение в творчестве Балдано
("Пламя", 1953) и в пьесах молодых драматургов: Д. Батожабая "Барометр
показывает бурю" (1957) - о революции 1905 в Сибири и Ц. Шагжина "Хитрый
Будамшу" (1954) - комедия по мотивам нар. бурятских сказок, "Первый год"
(1956), "Весенняя песня" (1957), рассказывающие о колхозах Бурятии,
новых людях республики. Пьесы этих авторов были пост. Бурят, т-ром драмы
и показа ны в различных р-нах республики. Среди деятелей театр. иск-ва
Бурят. АССР (I960): нар. арт. СССР Г. Цыдынжапов, Л. Линховоин, нар.
арт. РСФСР Б. Балдаков, Б. Вампилов, Н. Гендунова, Ч. Генинов, Н.
Петрова, Л. Сахьянова, В. Халматов, нар. худ. РСФСР А. Тимин; засл.
деят. иск-в РСФСР нар. арт. БАССР Н. Балдано, нар. арт. Бурят. АССР Д.
Дон-дуков, Ю. Шангина, Ц. Шагжин; засл. арт. РСФСР П. Абашеев, А.
Арсаланов, А. Ильин, К. Гомбоева-Языкова, И. Миронов, В. Лыкденова, В.
Манкетов, М. Степанова.
Лит.: Искусство Бурят-Монгольской АССР, М., 1940, Ходорковская Л.,
Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ,
1959; Н а и д а' ков В., Бурятская драматургия, Улан-Удэ, 1959; Х а б а
е-в а И., Артисты бурятского балета, Улан-Удэ, 1959. JJ Ход.
БУРЯЧОК, Иван Мартынович (1877-1936) - украинский советский художник.
Окончил Киевскую рисовальную школу Н. Мурашко и Краковскую академию
художеств (1907). В 1910-18-постоянный ху' дожник укр. т-ра Н.
Садовского (Киев). Создал в этом т-ре реалистич. декорации к спектаклям
"Наталка-Полтавка" Котляревского, "Савва Чалый" Карпенко-Карого, "Вий"
Кропивницкого, "Ой, не ходи, Грицю..." Старицкого, "Каменный властелин"
Леси Украинки, "Галька" Монюшко, "Рождественская ночь" Лысенко. Один из
первых художников-постановщиков в укр. т-ре, Б. принадлежит к числу
основоположников нац. реалистич. школы декорационного иск-ва. Его работы
передавали своеобразие укр. пейзажа, материальной культуры и зодчества.
После 1918 работал в области графики. А. Др.
БУСИКО (Boucicault) - семья английских актеров, режиссеров,
театральных предпринимателей.
Д а и он (полн. имя-ДионисиусЛарднер), Бусттко-старший (26. XII.
1820-18. IX. 1890). Род. в Дублине (Ирландия). Учился в ун-те в Лондоне.
Участвовал в студенческих спектаклях. В 1837 начал проф. актерскую
деятельность. В 1841 написал свою первую пьесу "Лондонская
самоуверенность" (т-р "Ковент-Гарден", Лондон). С 1853 жил в США.
Получил известность гл. обр. многочисленными (св. 130) инсценировками,
переработками и переводами произведений Ч. Диккенса ("Николае Никльби" и
др.) и др. писателей. Большой популярностью пользовалась инсценировка
новеллы У. Ирвинга "Рип Ван Винкль", в к-рой заглавную роль с огромным
успехом играл амер. актор Дж. Джефферсон. Пьесы, написанные самим Б.,
гл. обр. бытовые мелодрамы, носили подражательный характер и не сыграли
роли в развитии амер. драматургии. Среди них наиболее значительна
направленная против рабства пьеса "Окторун" о любви белого человека к
рабыне-негритянке (1859, т-р "Уинтер-Гарден", Нью-Йорк). В 1858 Б.
открыл т-р в Вашингтоне, с 1859 руководил т-ром "Уинтер-Гарден". Б. был
характерным актером, выступавшим преим. в собственных пьесахНана Сахиб
("Джесси Браун"), и инсценировках - Калеб ("Сверчок на печи"),
Ман-талини ("Николае Никльби") и др. И. К.
АгнесКелли Бусико (урожд. Роберт-сон; Robertson) (25. XII. 1833-6.
XI. 1916) - жена Д. Бусико-старшего. На профессиональной сцене
дебютировала в 1850 в труппе Ч. Кина ("Принсесс т-р", Лондон).
Гастролировала в Америке, выступая по преим. в пьесах мужа и в качестве
его сценической партнерши: Вайолет ("Жизнь актрисы"), Зо ("Окто-рун"),
Эйли ("Колин Б аун"), Джейн ("Долгая забастовка") и др.
Д а и о н (полн. имя - Дионисиус Джордж) Б у-с и к о - младший (1859
- 1929) - сын Д. Бусико-старшего и А. К. Бусико. Актер, режиссер и
театр. предприниматель. Артистич. деятельность начал в Нью-Йорке в 1879.
С 1880 играл в Лондоне. С 1882 был театр. предпринимателем, режиссером и
актером в Англии и США. В 1885 переехал в Австралию. Здесь в 1886, совм.
с супругами Браф, Дж. Тайфреджом и своей сестрой Н. Бусико образует одну
из самых популярных компаний Австралии, сыгравшую значит, роль в
становлении австрал. т-ра. В принадлежащих компании двух т-рах
"Крайтирион" в Сиднее и "Бинсу" в Мельбурне ставились пьесы совр. англ.
драматургов (А. Пинеро, Т. Робертсона и др.), а также классич. комедии.
Сам Дайон Б. завоевал широкую популярность у австрал. зрителя как
талантливый комик и блестящий постановщик комедийных спектаклей ("Много
шуму из ничего" Шекспира, "Школа злословия" Шеридана, "Веер леди
Уиндермир" Уайльда и др.). В 1896 Б. вернулся в Лондон и в 1897 с
успехом сыграл здесь роль сэра Уильяма Гоуэра в "Трилоуни из Уэллса"
Пинеро (т-р "Корт"). В 1901- 1915 Дайон Б. в качестве актера и режиссера
вступил в труппу Ч. Фромана ("Дьюк оф Йорке т-р"). В этом т-ре он ставил
пьесы А. Пинеро, Р. Картона, А. Хоу-па, Дж. Барри (в 1904 первым
поставил его пьесу "Питер Пэн" и до 1918 ежегодно возобновлял эту
пост.). В 1915 Дайон Б. руководил "Нью т-ром", где пост. спектакли
"Каролина" Моэма, "Трилауни из Уэллса" Пинеро, "Белинда" и "М-р Пим
проходит мимо" Милна (исполнял роль м-ра Пима). Во мн. пост. Дайона Б.
выступала его жена - А. Ванбру. В 1923, 1927-28 Дайон Б. приезжал в
Австралию как гастролер.
Лит.: M с Сг u i г e Р., The Australian theatre, L.- Melb., 1948;
Serle P., Dictionary of Australian biography, Sydney-L., 1949; The
dictionary of national biography. 1922- 1930, L., 1937, reprint., 1953.
p. 94-95. Л. Я. И Ф. Кр.
БУСЛАЕВ, Александр Николаевич (р. 11. III. 1894) - советский цирковой
артист; дрессировщик хищников. Засл. арт. РСФСР (1942). Член КПСС с
1943. Во время Всесоюзной спартакиады 1928 занял первое место среди
участников пробега на мотоциклах. В 1929, осваивая и видоизменяя т. н.
"смертные" номера иностр. гастролеров, создал совместно с И. Буслаевой
аттракцион "Полет на санях из-под купола цирка". В 1941 Буслаевы
выступили с номером "Круг смелости", объединяющим аттракционы,
основанные на механизированной аппаратуре, и дрессировку хищников.
Клетка, где находились три льва, вмещала специальный трек для езды на
мотоциклах по вертикальной стене. Помимо выполнения приказаний
дрессировщиков, львы принимали участие в гонках мотоциклов, сидя на
багажнигге и держась лапами за плечи водителя. В номере "Львы и лошади"
Б. соединил в одной клетке львов и лошадей. М. 3.
БУСТЙЛЬО OPO (Bustillo Oro), Хуан (р. 24. VI. 1904) - мексиканский
драматург. Лит. деятельность начал в 1921. Среди пьес Б. О.: "Массы"
(1931, т-р "Улисес") - о выступлении крестьян против помещика-диктатора,
"Те, кто возвращается" (1932, т-р "Идальго") - о дискриминации
мексиканцев в США, "Урок мужьям" (1936, т-р "Бельяс артес") - о
моральном падении представителей буржуазии. С 1927 работает также как
кинорежиссер.
Лит.: Usigli R., Mexico en el teatro, Mexico, 1932;
Magana EsquivelA., Imagen del teatro, Mexico, 1940;
Teatro mexicano del siglo XX, Mexico, 1956. Ю. П.
БУТАФОР (от итал. buttafuori) - первоначально в итал. т-ре работник
сцены, к-рый находился за кулисами и подавал артистам необходимые по
действию предметы- оружие, цветы, книги, письма и т. д. В совр. т-ре -
работник сцены, изготовляющий различные предметы бутафории (скульптуру,
мебель, посуду и т. д.), а в небольших т-рах и обставляющий ими сцену
для спектакля. И. Ф.
БУТАФОРИЯ - поддельные предметы - скульптура, мебель, посуда,
украшения, детали костюма и т. д., употребляемые в театр. спектаклях
взамен настоящих вещей. Предметы Б. не являются обычно точной копией
оригиналов, отличаются от них как по материалу (изготовляются гл. обр.
из картона, папье-маше, дерева, жести и холста), так и по форме,
размерам и окраске, обусловленными характером спектакля и специфич.
требованиями сцены. Предметы Б. должны отличаться прочностью, простотой
и дешевиз ной, подчеркнутой выразительностью внешней формы; при их
изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, невидимых
зрителю. Большие предметы делаются разъемными.
Б. использовалась т-ром на протяжении всей его истории. Предметами Б.
пользовались ярмарочные скоморохи, фарсовые актеры. Широкое применение
Б. получила в проф. т-ре итал. комедии дель арте (16 в.), затем в
комедийных спектаклях и в комич. опере 17-18 вв. Т-р классицизма,
основанный на декламации актера, почти совсем изгнал Б. из театр.
обихода. Бурж. драма 18 в. также пользовалась Б. крайне скупо. Увлечение
историч. спектаклями и пышными оперно-балетными пост. в сер. 19 в. вновь
приводит к широкому применению Б. Англ. режиссер Ч. Кин с тщательностью
археолога подбирал Б. для пост. пьес Шекспира. Большое значение
приобрела Б. в спектаклях мейнингенцев (см. Мейнингенский театр),
загромождавших сцену предметами, характеризующими эпоху. Принципы Ч.
Кина и мейнингенцев усваиваются натуралистич. т-ром, широко применявшим
Б. в бытовой драме. В совр. реалистич. т-ре Б. является гл. обр.
декоративным элементом оформления спектакля. Для вещественного
оформления, непосредственно связанного со сценич. действием (мебель,
посуда, оружие и т. д.), чаще всего берутся подлинные предметы обихода.
И. Ф.
БУТЕНКО, Иван Филиппович [1852-6 (18). II. 18911 - русский артист
оперы (бас). В 1876 окончил юридич. ф-т ун-та в Одессе. Пению обучался в
Одессе; совершенствовался во Франции (у Маркези) и в Италии (у Буцци).
Впервые выступил на оперной сцене в Мантуе (Италия), после чего пел в
театрах "Даль Верме" (Милан) и "Сан-Карло" (Неаполь). В 1885 возвратился
на родину и в этом же году был принят в Большой т-р (Москва). С успехом
исполнял партии Ивана Сусанина, Руслана; Дубровина ("Сон на Волге"
Аренского), Алькада ("Сила судьбы" Верди), Марселя ("Гугеноты"),
Зарастро ("Волшебная флейта") и др. Голос Б. отличался широким
диапазоном и мягкостью тембра. Высокий артистизм и культура пения -
характерные черты творчества Б. Н. Каз.
БУТОВА, Надежда Сергеевна [18 (30). X. 1878-21. I. 1921j- русская
актриса. Отец - земский учитель, мать - крестьянка. Рано потеряв отца,
Б. на собранные местными крестьянами деньги была отправлена в
саратовскую гимназию. Позже училась в Муз.-драм. уч-щеМоск. фи-лармонич.
общества (класс В. И. Немпро-вича-Данченко; окончила в 1901). С 1900
игралавМХТ.В 1902 исполнила роль Анисьи ("Власть тьмы"). Среди ролей Б.:
Ма-нефа ("На всякого мудреца довольно простоты"), Сура ("Ана-тэма"
Андреева), Снегирева ("Братья Карамазовы" по Достоевскому) и др. Высоко
оценивая иск-во Б., В. И. Немирович-Данченко писал о созданных ею
образах: "Это были в самом настоящем смысле этого слова проникновенные
образы человеческого духа, глубоко национальные, не повторившие ничего
бывшего на сцене до них: яркие, красочные, вдохновлявшие к подражанию".
Последние годы жизни Б. занималась педагогич. деятельностью.
Лит.: Немирович-Данченко В., Дух твой с нами! (Памяти Н. С. Бутовой),
"Культура театра", М., 1921, ј 1; Шепкина-Куперник Т., Из сундука с
прошлым, газ. "Советское искусство", М., 1938, 14.VII, .No 92, и 16.VII,
.ј 93; Дикий А., Повесть о театральной юности, М., 1957. А. Кл.
БУТС. Бут (Booth), - американская актерская семья. Джуниус Брутус Б.
(1. V. 1796- 30. XI. 1852). С 1813 участвовал в любительских спектаклях.
В 1817 выступал в Лондоне в т-ре"Ковент-Гар-ден" в роли Ричарда III,
играл в т-ре "Друри-Лейн", где исполнил роль Яго с Э. Кином в роли
Отелло. Создал образы Шейлока, Лира, Отелло, Гамлета, Юлия Цезаря (о. п.
Шекспира). В 1821 уехал в США, где играл в разных городах,
преимущественно в пьесах Шекспира. Не обладая хорошими внешними данными,
Б. добивался яркости, выразительности жеста и мимики.
Э дв ин Томас (13. XI. 1833-7. VI. 1893) - сын Джуниуса Брутуса Б.
Впервые выступил в 1849 на сцене Бостонского т-ра "Музеум". В 1854
гастролировал в Австралии, в 1861 - в Лондоне. Среди ролей: Петруччио
("Укрощение строптивой"), Шейлок, Гамлет, Лир, Макбет. Б. был одним из
лучших исполнителей шекспировских ролей в США. Игра Б. отличалась
искренностью, тонкостью психологич. рисунка. Среди ролей Б.:
Бертуччио ("Месть шута" - "Король забавляется" Гюго, 1864). В 1863-67
руководил нью-йоркским т-ром "Уинтер-Гарден", с 1869 - т-ром, получившим
известность как "Т-р Бутса". Здесь ставились преим. трагедии Шекспира.
Б. осуществлял в своем т-ре постановки, отличавшиеся высоким художеств.
уровнем. Большое внимание уделял актерскому творчеству. "Т-р Бутса" стал
школой спенич. мастерства для многих актеров США 2-й пол. 19 в. В 1874
из-за финансовых затруднений был закрыт. В 1880-81 Б. играл в Лондоне
роль Яго (с Г. Ирвингом в роли Отелло). В 1882 гастролировал в Берлине,
Лейпциге, Гамбурге. Последнее выступление Б. состоялось в Бруклине в
1891 в роли Гамлета.
Джон Уилкс (1838-26. IV. 1865) - сын Джуниуса Брутуса Б. В 1856
дебютировал в Балтиморе. Исполнял гл. роли в пьесах Шекспира: "Ричард
III", "Гамлет", "Макбет", "Отелло", "Венецианский купец" и др. В 1864
закончил сценическую деятельность. В период Гражданской войны в ClllA
(1861-65) был участником антиправительственного заговора и смертельно
ранил президента А. Линкольна. К. Б., Я. Я.
БУТТИ (Butti), Энрико Аннибале (19. II. 1868- 29. IX. 1912) -
итальянский писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1890-х гг.
Автор драм "Водоворот" (1892, т-р "Филодрамматичи", Милан), "Утопия"
(1894, т-р "Джербино", Турин), "Погоня за наслаждением" и "Люцифер" (обе
в 1900, т-р "Мандзони", Милан), "Буря" (1901, т-р "Верди", Триест),
"Страсти в тени" (1904, "Костанци", Рим) и др. В своих пьесах Б.
затрагивает этич. и религиозные проблемы, вскрывает глубокие духовные
противоречия между людьми. Творчество Б. по манере близко Ибсену. Писал
также легкие комедии на совр. темы: "Кукушка" (1903), "Поэтическая
интермедия" (1905) и др. На рус. яз. переведены: "Погоня за
наслаждением" (1901, моек. Малый т-р), "Птенец" (1909), "Невидимое
солнце" (1914). Ал. С.
БУФАНО (Bufano), Ремо (12. XI. 1894-17. VI. 1948) - американский
деятель театра кукол. По национальности итальянец. Спенич. деятельность
начал в 1914 в Нью-Йорке. Б. использовал в экспериментальных целях
марионетки различных размеров (до 2-3 м)\ пост. спектакли - "Царь Эдип",
муз. Стравинского (1931), "Алиса в стране чудес" (1933) и др. С 1933
руководил т-ром марионеток при Управлении промышленно-строительных работ
общественного назначения. Автор комедии "Волшебная нить" (1939).
Участвовал в создании кукольных фильмов.
С о ч.: Be a puppet showman, N. Y., 1933; Book of puppet' ry, N. V.,
1950. И. Б.
БУФФ (от итал. buffa - шутка) - термин, применяемый для обозначения
актеров, пользующихся приемами буффонады. В драматургии (напр.,
"Мисте-рия-буфф" Маяковского) Б. означает обычно введение в ткань пьесы
элементов скоморошества, шутовства или циркового представления. Опера-Б.
- комич. опера, соединяющая пение с разговорными диалогами. Т. Бач.
БУФФАЛО БИЛЛЬ (Buffalo Bill) [наст.имяифам.- Уильям Фредерик К од и
(Cody)j (26. II. 1846- 10. I. 1917) - американский цирковой артист и
антрепренер. С 1860 работал объездчиком лошадей (ковбой). С 1863 служил
в армии, был разведчиком. В 1868 охотился в западных прериях на буйволов
(отсюда и произошло прозвище Buffalo-буйвол). В 1872 пост. в т-ре Чикаго
пьесу Джадсона "Разведчики в прериях", играл в ней главную роль. Работал
в этом т-ре до 1876, играя в пьесах, написанных специально для него. В
1883 организовал своеобразный цирк "Дикий запад" (Wild West), в к-ром
ковбои и индейцы демонстрировали спортивные игры на лошадях - родео
(езда на неоседланной лошади или быке), а также быт ковбоев и индейцев.
В течение 20 лет разъезжал с этой группой по городам Америки и Европы.
Снимался в первых ковбойских фильмах. М. Зон.
БУФФОНАДА (итал. buffonata, букв.- шутка, паясничество) - прием
актерской игры (обычно комедийный). Для Б. характерно стремление
исполнителя максимально подчеркнуть внешние характерные признаки
персонажа, склонность к резким преувеличениям, острой внешней динамике.
Б. возникла в нар. площадном т-ре мимов, скоморохов, использовалась в
итал. комедии дель арте, проникла в драматургию Мольера, Гольдони,
Сухово-Кобылина, Маяковского и др. Иногда Б. служит целям сатирич.
обличения. Наиболее яркими мастерами Б. в рус. т-ре были Я. Д. Шумский,
А. Г. Ожогин, В. И. Живоки-ни, в сов. т-ре - Г. М. Ярон, В. Я. Хенкин и
др. Б. особенно распространена в цирке. Г. Вач.
"БУФФ-ПАРИЗЬЕН" ("Bouffes-Parisiens")- театр оперетты в Париже.
Основан в 1855 композитором Ж. Оффенбахом, к-рый тогда же стал его
директором и создателем основного репертуара. Летняя сцена т-ра была
открыта 5 июля 1855, зимняя (в пассаже Шуазель - б. тре "Конт") - 28
июля 1855. Первые же постановки т-ра - муз. буффонады "Двое слепых" и
"Деревенские скрипачи" (1855) - принесли т-ру широкую популярность. В
1856 Оффенбах поставил в "Б.-П."свои оперетты "Ба-та-клан" ("Китайские
безделушки"), "Почтальон - заложник", "Нянька" и др., в 1857 - оперетту
"Крокефер". До 1858 в т-ре ставились преим. одноактные оперетты, т. к.
авторам, писавшим для "Б.-П.", разрешалось выводить в своих пьесах не
более четырех персонажей. В 1858 запрещение было снято и состоялась
сначала премьера оперетты "Орфей в аду" Оффенбаха, а затем оперетт
"Жоржетта" Геварта, "Роланд в Ронсеваль-ском ущелье" Эрве и др. Были
также поставлены опера "Директор театра" Моцарта, бурлетта "Синьор Б
рускино" Россини, лирич. комедия Адана "Фиолетовые марионетки", оперетта
"Статуи Алькада" и др. Среди артистов т-ра выделялись Бертелье, Прадо,
Шнейдер, Баш, Буффар, Дезире, Лежье и др. В сер. 60-х годов финансовые
затруднения и недружелюбное отношение прессы вынудили Оффенбаха покинуть
"Б.-П.", после чего т-р пришел в упадок, превратившись в заурядный т-р
оперетты. Вл. О.
БУХАРЕСТ (Bucuresti) - столица Румынской Народной Республики (1279
тыс. жит. на 1958). Первые театр. представления были показаны в Б.
заеажими итал. труппами в 1784 и 1792. В нач. 19 в. в Б. гастролировали
также драм. и оперные австр. труппы. В 1817 при дворе кн. Караджа его
дочерью Ралу устраивались спектакли при участии студентов Греческой
академии. В 1819 был пост. первый спектакль на рум. яз.-"Гекуба"
Еврипида. В 1833 по инициативе Филармонич. общества было выстроено
театр. здание, где гастролировали иностр труппы. В 1837 открылся
румынский т-р, возглавлявшийся К. Аристия. В 1846 было начато и в 1852
завершено строительство т-ра, получившего название Большой т-р. В 1877
он был переименован в Национальный т-р. На сцене этого театра
утверждался нац. репертуар (драмы В. Александра, Б. П. Хашдеу, Б.
Делавранчи, А. Дааилы, комедии Й- Л. Караджалс, а впоследствии пьесы М.
Себастьяна, М. Сорбула., Дж. Замфи-реску, В. Эфтимиу. Т. Мушатеску и
др.). Оперные спектакли в Б. впервые начали ставиться силами гастролеров
и местных проф. и любительских трупп начиная с 80-х гг 19 в.
Национальный оперный т-р открыт в 1921 в помещении т-ра "Лирике". Кроме
этих двух т-ров, в Б. играли частные труппы под рук. Т. Буландры, Давиды
и др. В 1944 здание Национального т-ра было разрушено во премя войны. В
1953 в Б. выстроено новое здание длп Гос. т-ра оперы и балета. После
провозглашения РНР все т-ры Бухареста стали государственными. В
Б.работают (1960) т-ры: Национальный т-р им. И, Л. Карад-жале (Румынский
Национальный театр им. И. Л. Караджале) (играет на двух сценах),
Национальный т-р оперы и балета (Румынский государственный театр оперы и
балета), "Городской т-р" (Румынский "Городской театр") (играет на двух
сценах), "Т-р Армии", Гсс. т-р оперетты (Румынский государственный театр
оперетты). Еврейский гос. т-р, Детский и молодежный т-р, Т-р комедии.
Эстрадный т-р им. К. Тэнассе, Кукольный т-р "Дэнэриэ". Имеется цирк. В
летние месяцы спектакли мн. т-ров и выступления ансамблей происходят в
летних т-рах парков Б.
БУХАРЕСТСКИЙ "ГОРОДСКОЙ ТЕАТР" - см. Румынский "Городской театр" в
Бухаресте.
БУХАРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ - см. Румынский
государственный театр оперетты в Бухаресте.
БУХАРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА - см. Румынский
государств венный театр оперы и балета в Бухаресте
БУХАРЕСТСКИЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР "ЦЭН-ДЭРИКЭ" - см. "Цэндэрикэ".
БУХАРЕСТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМ. И. Л. КАРАДЖАЛЕ - см. Румынский
Национальный театр им. И. Л. Караджале.
БУХАРСКИЙ (наст. фам.- Г а л и м о в), Хажи Гирфанович (р. 15. VII.
1899) - башкирский советский актер и режиссер. Нар. арт. Башк. АССР
(1944), засл. арт. РСФСР (1957). С 1923 работает в Башк. т-ре драмы
(Уфа). Роли: Фурманов ("Мятеж" по Фурманову), Мамаев ("Зимагоры"
Мифтахова), Улы Болтаев ("Салават" Бикбая), Хазрят ("Черноликие" по
Га-фури), Фаюнин ("Нашествие" Леонова), Салих бай ("Бай и батрак"
Хамза), Добчинский ("Ревизор"), Незнакомец ("Легенда о любви" Хикмета).
Пост. спектакли: "Отелло"; "Глубокое дыхание" Абдуллина, "Платон
Кречет"; "Любовь Яровая"; "Бай и батрак" Хамзы. В 1933-52 вел
педагогическую работу в Техникуме иск-в (позднее преобразован в башк.
театр. уч-ще). , Д. В.
БУХАРСКИЙ УЗБЕКСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР.
Организован в начале 1921 из участников кружков художеств.
самодеятельности, возникших при школах и клубах после свержения власти
эмира бухарского. Организатором и руководителем т-ра в первый год был М.
Уйгур (Маджидов). В состав коллектива входили: X. Латипов, Л. Латипов,
Н. Рахманов, Л. Наз-руллаев и др. Репертуар т-ра состоял из одноактных
агитац. пьес Уйгура ("Туркестанский лекарь" и др.), произведений Хамзы
{"Наказание клеветников") и концертных программ. С 1927 осн. группа
актеров т-ра - Б. Джамалов, А. Алимова, М. Мусаев, А. Ха-санов, X.
Нариманов и др.- поступили в театр. студию при Моск. узб. Доме
просвещения. Выпускники студии составили основу ныне существующего
Бухарского т-ра, открытие к-рого состоялось 6 ноября 1930 спектаклем
"Мятеж" по Фурманову. В 1931 в т-р пришел один из ведущих узб.
режиссеров Я. Бабаджанов, под руководством к-рого осуществлялись пост.
драматич. и муз.-драм. спектаклей: "Маска сорвана", "Независимость" и
"Орел раздавлен" Фат-хуллина, "Вредители хлопка" Исмаилова, "Два
коммуниста" и "Товарищи" Яшена. В 1932 т-р совершил большую гастрольную
поездку по городам СССР (Москва, Ленинград, Ташкент, Алма-Ата, Фрунзе,
Оренбург, Челябинск, Свердловск, Чита, Севастополь, Симферополь и др.).
Дальнейшее развитие т-ра связано с пост. пьес: "Честь и любовь" Яшена
(1936), "Предатели" Фатхуллина (1936), "Бай и батрак" Хамзы (1940),
"Платон Кречет" (1936), "Бедность не порок" (1939). В годы Отечеств,
войны коллектив т-ра показал спектакли о борьбе узб. народа на фронте и
в тылу: "Курбан Умаров" Абдуллы, муз. Джалилова (1941), "Даврон ата"
Яшена и Абдуллы, муз. Садыкова и Козловского (1942), "Смерть оккупантам"
Яшена (1943).
В 40-50-е гг. в репертуаре т-ра-муз.-драШ. спектакли, отражающие
жизнь колхозников Узбекистана:
"Новбахор" (1949), "Алтын куль" (1956) Уйгуна, "Шелковое сюзане"
Каххара (1952); сатирич. комедии:
"Сердечные тайны" Рахманова (1954) и "Больные зубы" Каххара (1955);
спектакли, посв. выдающимся узб. поэтам,"Алишер Навои" Уйгуна и
Султанова (1952), "Хамза" Яшена и Умари (1950), "Мукими" Абдуллы, Муз.
Джалилова и Мушеля (1954). Прошлому посв. пост.: инсценировка "Дохунда"
по Айни (1957) и драма "Флаг над Регистаном" Юсуфи (1957). В репертуар
театра включаются пьесы русской советской драматургии и русской
классики: "Русский вопрос" (1948); "Голос Америки" Лавренева (1950),
"Без вины виноватые" (1950), "Гроза" (1953).
В коллективе т-ра (I960)- нар. арт. Узб. ССР Н. Нигматова, А.
Файзиев, засл. арт. Узб. ССР А.Кадыров,А. Алимова, Б. Джамалов, X.
Наймов, Д. Саттаров, А. Ихтияров. Главный режиссер - Р. П. Батыров.
Обратно в раздел культурология
|
|