Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.
"БОЯРЫНЯ ВЕРА ШЕЛОГА" - опера П. А. Рим. с ко г о-Корсакова (пролог
к опере "Псковитянка"), его же либретто по драме Л. Мея "Псковитянка".
Поставлена 15 дек. 1898, Частная русская опера, Москва (Боярин Иван
Сем„нович Шелога - Мутин, боярыня Вера Дмитриевна - Гладкая, Надежда
Насоновна - Стефанович, Юрий Токмаков - Бед-левич, Власьевна - Страхова;
дириж„р Труффи).
Издания-Партитура, СПБ, Бессель, 1898. Я. Гр.
БРАБОРЕСКУ, Штефан (р.15.У111.1880)-румынский актер,
режиссер, театр. педагог. Нар. арт. РНР. Ученик крупнейших рум. акт„ров:
К. Ноттара, А. Романеску, П. Личиу. Сценич. деятельность Б., начавшаяся
в 1905, протекала в бухарестском т-ре "Бландузиа", в Нац. т-ре г.
Крайовы, в Нац. т-ре г. Ясс. В своей акт„рской и режисс„рской практике
Б. использовал опыт Рейнхардта и Станиславского. Упадочным тенденциям
бурж. рум. т-ра он стремился противопоставить реалистич. принципы
иск-ва. Б. обладал большим темпераментом и высокой акт„рской техникой.
Среди лучших ролей: Рике Венту-риано ("Бурная ночь" Караджале), Штефан
Великий ("Закат" Делавранчи), Гамлет (в собственном переводе), Орест
("Электра" Софокла), Сорин ("Чайка"), Сатин и Акт„р ("На дне"), Миллер
("Коварство и любовь") и др. Значит, вклад в развитие румынского т-ра
внесли режисс„рские работы Б.: "Сид" Корнеля, "Ромео и Джульетта"; "Рюи
Блаз" Гюго, "Нора", "Живой труп"; "Источник Бландузии" Александри,
"Влайку Водэ" Давиды и др. С 1944 Б.-акт„р клужского Нац. т-ра, создал
на сцене этого театра ряд значит, образов в пьесах совр. рум.
драматургов: Спиридон ("Великий день" Бануш), сталевар Арон Гергей
("Огненная крепость" Давидоглу) и др. С 1944 Б. возглавляет Театр. ин-тв
г. Клуже.
Лит.: "Contemporanub, 1955, ј 42, с. 1; "Театр", 1956, ј 3, с. 155.
Я. Р.
БРАВИН (наст. фам.- Васяткин), Николай Михайлович [13(25).X.
1883-10.VI. 1956] - русский советский артист оперетты. Нар. арт. РСФСР
(1954). Окончил Муз. уч-ще в Астрахани (1906); обучался пению у У.
Мазетти в Московской консерватории, брал уроки у Р. Шпигель-Оленштейн. В
1906-07 Б. работал в драм. труппе П. Струйского в Астрахани, в 1908-09-
в театре оперетты А. Блюменталь-Тамарина,в 1909-10- в театре "Буфф", в
1910-15 - в театре "Эрмитаж", в 1915- 1918-в т-ре Е. Потопчиной; в
1918- 1922- в различных театрах на Дальнем Востоке. С 1922 Б. выступал в
Москве (сначала в Дмитровском т-ре, затем - в Моск. т-ре оперетты).
Обладал красивым голосом (баритон), пластичностью. Роли: Назар Дума
("Свадьба в Малиновке" Александрова), Савчук ("На берегу Амура"
Блантера), Цезарь Галль ("Вольный ветер" Дунаевского), Воевода ("Девичий
переполох" Милютина), Никита ("Холопка" Стрельникова), Баринкай
("Цыганский барон" Штрауса),
Бокаччо (о. п. Зуппе), Данило ("Вес„лая вдова" Легара), Раджа, Ферри
("Баядера", "Сильва" Кальмана), и др.
БРАВИЧ (наст. фам.-Б аранович), Казимир Викентьевич [1861-13(26).XI.
1912] - русский актер. Учился в Псковском землемерном уч-ще. Участвовал
в любительских спектаклях. В 1885 дебютировал на проф. сцене (г. Ржев).
Играл в провинции (Новгород, Елец, Ростов-на-Дону). Участвовал в
гастрольных поездках по России Г. Н. Федотовой и М. Г. Савиной. В
1897-1903 - актер петерб. Малого т-ра (т-р Суворина), в 1903-08 - Т-ра
В. Ф. Комиссаржевской. В 1909-12-моек.Малого т-ра.А.Р.Кугель писал о В.:
"Имея неврастенический темперамент, Бравич ограничивал его волей и
мыслью". Роли: Базаров ("Отцы и дети" по Тургеневу), Паратов
("Бесприданница"), Тригорин, Войницкий ("Чайка" и "Дядя Ваня"), Иван
Шуйский ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), Басов, Протасов
("Дачники", "Дети солнца"), Ранк ("Нора"), Карено ("У врат царства"
Гамсуна), Акоста ("Уриэль Акоста" Гуцкова) и др.
Лит.: Словарь сценических деятелей, вып. 2, СПБ,[1899];
"Рампа и жизнь", М., 1912, .ј47; "Театр и искусство", СПБ, 1912, ј
47, с. 926-27. E. X.
БРАВНИЧАР (Bravnicar), Матия (р. 24.XI. 1897) - югосл. композитор и
педагог. В 1932 окончил консерваторию в Любляне. Композиторскую
деятельность начал в конце 20-х гг. В 1919-45 Б.- артист оркестра
Люблянской оперы, в 1945-49 - директор Муз. академии в Любляне (с 1952 -
профессор). Автор опер "Привидение в долине Шентфюрьянской"
(1930),"Слуга Ерней и его право" (1941) (поставлены в Любляне), симф. и
др. произв. Б.- один из первых югосл. композиторов, использовавших в
своих соч. муз. фольклор Словении. Ю. Ч.
БРАВО (итал. bravo - отлично) - возглас одобрения. В превосходной
степени-"брависсимо" (особенно высокое одобрение).
БРАГАЛЬЯ (Bragaglia), Антон Джулио (р. 11.11. 1890) - итальянский
режисс„р и театральный деятель. Работу в т-ре начал в 1916. В 1918
организовал (совм. со своим братом Карло) в Риме "Дом искусств
Брагальи", где ставились спектакли и читались доклады, посв. проблемам
живописи, музыки и т-ра. В 1922 основал "Т-р Независимых" (Рим) - ночное
кабаре, где ставились миниатюры итал. драматургов Пиранделло, Россо,
Бонтемпелли, Паволино и др., а также драм. и танц. миниатюры и муз.
пантомимы самого Б. С 1945 Б. работает гл.обр. как режисс„р, пост.
"Маленький город" Уайлдера (1939), "Траур к лицу Электре" 0'Нила (1941),
"Золотой мальчик" Одетса (1948, Венеция), "Иерма" Гарсиа Лорки (1948,
Палермо), "Рога дона Фриолера" Р. Валье Инклана (1950, Палермо) и др. Б.
выступает также как режисс„р кино. Ал. С,
Соч.: Del teatro teatrale, ossia Del teatro. Roma, 1929;
Evoluzione del mimo, Mil., 1930; Pulcinella, Roma, 1953.
БРАГАМ, Брейaм (Braham), Джон (20. III.1777- 17.11. 1856) -
английский артист оперы (тенор). Пению обучался у Ф. Леони. Начал
выступать на сцене еще мальчиком; дебютировал в Лондоне в 1787 в т-ре
"Ковент-Гарден". Участвовал в спектаклях Итал. оперы в Лондоне (1796),
гастролировал в 1798-1801 в Италии, Франции, Германии. С 1801 Б.- солист
лондонского т-ра "Ковент-Гарден". Партии: Гюйон, Макс ("Оберон",
"Вольный стрелок" Вебера), Ферран-до ("Так поступают все" Моцарта),
Вильгельм Телль (о. п. Россини) и др. В 1840-42 гастролировал в Америке.
В 1852 оставил сцену. Иск-во Б. характеризуется драматической силой,
виртуозным мастерством.
Лит.: Levien J. Mewburn, The singing of J. Bratiam, L., 1945. Be. T.
БРАГИН, Александр Михайлович [р. 3(15).XI. 1881-г. смерти неизв.] -
рус. сов. артист оперы и оперетты (баритон). Засл. арт. РСФСР (1926). В
1901 окончил Петерб. консерваторию по классу С. Габеля;
совершенствовался в Вене и Берлине. Впервые выступил на оперной сцене в
Киеве в 1899. После гастролей в 1901-05 в оперных т-рах мн. крупных
городов России был приглаш„н в 1905 в Мариинский т-р, где пел до 1911 (в
сезоне 1908-09 Б. пел в Большом т-ре). В 1911-14 выступал на сцене
Петерб. т-ра оперетты, занимая ведущее положение. С 1914 гастролировал
как оперный, опереточный и концертный певец. Обладал гибким и звучным
голосом, славился как интерпретатор различных по характеру образов.
Лучшие партии: Онегин, Демон; Томский, Кочубей ("Пиковая дама", "Мазепа"
Чайковского), Риголетто;
Фигаро ("Севильский цирюльник"), Жермон; в оперетте: Горный князь (о.
п. Легара), Маркиз ("Корне-вильские колокола" Планкета) и др. В 1924
оставил сцену. С 1929 в„л педагогич. работу (с 1940 - профессор
Каневской консерватории).
БРАГИН (наст. фам.- Владимиров), Сергей (Семен) Владимирович
(1857-1923) - русский, советский актер и театральный деятель. По
окончании в 1878 Петерб. театр. уч-ща дебютировал в Алек-сандринском
т-ре (роль Сандырова - "Счастливый день" Н. Соловь„ва) и был принят в
труппу. Исполнял комедийные роли. В 1881 Б. оставил акт„рскую работу и в
течение 20 лет занимался антрепрен„рской деятельностью. Держал
антрепризы на курортах (на Кавказе, в Старой Руссе и др.), на клубных
сценах в Петербурге, в Сибири (Томск, Иркутск и др.). В 1901 вернулся в
труппу Александрийского т-ра, где играл Счастливцева, Бобчипского и
Добчинского;
2-го мужика и Старого повара ("Плоды просвещения" Л. Н. Толстого),
Медведенко ("Чайка"), Мигаева ("Таланты и поклонники" Островского).
После Октябрьской революции Б. принял активное участие в
строительстве сов. т-ра, был членом правления Союза работников иск-в;
трижды избирался членом Петроградского совета.
Лит.: "Жизнь искусства", 1923, ј 11; "Вестник работников искусств",
1925, ј 5-6. А Кл.
БРАГИНСКИЙ, Эмиль Вениаминович (р. 19.XI. 1921) - русский советский
драматург. Лит. деятельность начал в 1944. Автор пьес "Раскрытое окно"
(1958, Моск. драм. т-р им. Станиславского), "Дом на одной из улиц"
(1959, Ленингр. т-р им. В. Ф. Комиссаржевской,в новой редакции-"На нашей
улице", 1959, Моск. драм. т-р им. Станиславского), "Встречи на дорогах"
(Моск. драм. т-р им. Станиславского, 1960). Работает и как
киносценарист.
БРАДА (Brada), Реже (р. 1906) - венгерский артист балета и
балетмейстер. Сын известного танцовщика и балетм. Э. Брада. Учился у
отца, позднее в США у педагогов А. Раш и Ч. Хейл. В 1923, вернувшись в
Будапешт, был принят в балетную труппу венгерской Королевской оперы.
Исполнял ведущие партии в балетах: "Шехеразада" на муз.
Римского-Корсакова, "Петрушка" Стравинского, "Сильвия" и "Коппелия"
Делиба, "Треуголка" де Фальи и др. В 1935 был назначен балетмейстером
Королевской оперы, где поставил: "Священный факел" Донаньи (1934),
"Куруцскую сказку" К сдай (1935), "Великан-эгоист" на муз. Хубая (1936),
"Лизистрату" Лайта, 1937, и др.
БРАЗИЛЬСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Первые театр. представления в
Бразилии устраивались миссионерами для обращения индейцев в
христианство. Для этих представлений, носивших религиозный и
назидательный характер, разыгрывавшихся в иезуитских колледжах и на
площадях, инсценировались произв. португ. лит-ры или писались ауто (гл.
обр. на португ. и исп. яз. и на яз. тупи). Первое из сохранившихся драм.
произв. - "Ауто о св. Лоренсу" Ж. ди Аншиеты. По инициативе Аншиеты в 16
в. было построено первое в Бразилии театр. здание - "Т-р св. Лоренсу для
индейцев". В 17 в. по случаю торжественных событий ставились светские
спектакли. Элементы театр. действия содержались в обрядовых играх
афро-браз. культа, т. н. макумбах.
В домах миссионеров-европейцев давались спектакли с музыкой (часто
текст спектаклей сочиняли сами участники). В сер. 18 в. в Рио-де-Жанейро
состоялись первые любительские оперные спектакли, в к-рых исполнялись
гл. обр. произв. итал. композиторов. В дальнейшем любительские спектакли
ставились регулярно. В 18 в. предпринимались попытки создать постоянный
т-р.В 1748 падре Вентура основал браз. т-р. "Дом оперы". В 1776 акт„р
М.Луис построил т-р "Новая опера",в к-ром впервые в Бразилии ставились
пьесы Мольера (в конце 18 в. т-р был закрыт).
В репертуаре первых т-ров Бразилии преобладали религиозные по
содержанию пьесы. Ставились пьесы М. Ботелью ди Оливейра (на исп. яз.) и
А. Ж. да Силва (на португ. яз.), написавшего ряд комедий, в т. ч. "Война
Алекрина и Манжерона" (1737). Ко 2-й пол. 18 в. относится деятельность
т-ра в г. Оуру-Прету, в к-ром ставилась гл. обр. переводная драматургия.
В это время появились пьесы и переводы поэтов "минасской школы"
Алваренга Пейшоту, К. М. да Коста-представителей браз. классицизма,
тесно связанных с движением за нац. независимость (пьесы не
сохранились). В 1813 в Рио-де-Жанейро спектаклем "Клятва Нумы" Г. Ф. ди
Камара открыт Королевский т-р св. Жуана, где выступали преим. португ. и
итал. труппы.
Провозглашение нац. независимости (1822) создало предпосылки для
развития нац. т-ра. Формирование нац. драматургии 19 в. (португ. яз.)
проходило под знаком романтизма, основного направления в браз. лит-ре
этого периода. Для драм. произв. браз. драматургов-романтиков
характерны: пафос утверждения нац. иск-ва, отражение историч. прошлого
страны, интерес к особенностям нац. уклада жизни. В центре историч.
драм. романтиков - образы поэтов, гибнущих при столкновении с силами
реакции. Среди наиболее значительных драм. произведений этого периода:
драма "Антониу Жозе, или Поэт и инквизиция" Гонсалвеса ди Магальяинса о
браз. драматурге А. Ж. да Силва, "Леонор ди Мендоса", "Беатриче Ченчи"
Гонсалвеса Диаса, "Гонзага, или Революция в Минас-Жераис" Кастру Алвиса
и др. Крупнейшим драматургом 19 в. был Л. К. Мартине Пена, автор бытовых
комедий "Духовный брат" (1844), "Двое, или Англичанин-машинист" (1845),
"Три доктора" (1845) и др., критически изображавших нравы Бразилии 1-й
пол. Л 9 в. Реалистич. и народное по своему характеру и языку творчество
Мартинса Пены оказало большое влияние на формирование жанра комедии в
бразильской драматургии. Становлению бразильского театра содействовал
крупный акт„р Ж. Каэтану дус Сантус, воспитавший многих акт„ров
Бразилии. В 1838 труппа Каэтану поставила пьесы "Антониу Жозе"
Гонсалвеса ди Магальяинса и "Мировой судья в деревне" Мартинса Пены.
В 1-й пол. 19 в. в Рио-де-Жанейро были открыты т-ры: "Т-р ди Сан
Педру ди Алкантара", "Т-р ду Пла-сиду", "Новый конституционный т-р" и
др.; в г. Ре-сифи -"Т-р Санта-Изабел" - один из лучших т-ров Бразилии
того времени. Во всех этих т-рах выступали браз., португ., исп. и итал.
акт„ры. В 1843 основана Браз. консерватория драматич. иск-ва
(Рио-де-Жанейро). В нач. 19 в. в стране организуются муз. учебные
заведения, к-рые готовят певцов и акт„ров для драм. т-ров,
Первым браз. оперным композитором, получившим признание не только у
себя на родине, но и в Европе, был К. Гомес. Нац. браз. музыка
развивалась в конце 19 в. на основе фольклора страны, соединявшего
элементы португ., негритянской и индейской музыки. В числе первых нац.
композиторов Бразилии: Ф. Брага - автор опер "Джупира" (1900) и "Анита
Гарибальди" (1901). Основоположником нац. браз. муз. школы был Э. Вила
Лобос. Оперы, балеты и др. соч. этого композитора составили основу
репертуара браз. нац. муз. театра.
В 1855 было организовано Драматич. об-во, деятельность к-рого
способствовала обновлению драма тургии и т-ра. Борьба передовой
общественности страны за отмену рабства в Бразилии определила стремление
браз. драматургов к отражению современности, общественной жизни страны.
Новые тенденции характеризовали творчество драматургов, связанных с
Драматич. об-вом,- Ж. ди Аленкара и Ж. М. Маседу - авторов драм о совр.
жизни Бразилии ("Слепой" Маседу, 1849; "Мать" Аленкара, 1860) и бытовых,
часто сатир ич. комедий ("Семейный демон", 1857, "Конкурс на башню"
Маседу, 1863). В конце 19 в. жанр сатир ич. комедии, отражавшей нравы
бурж. среды, занял ведущее место в браз. драматургии и способствовал
становлению реализма. Ряд комедий, отличающихся ч„ткостью построения,
простотой стиля, написал крупнейший представитель реализма в браз.
лит-ре Ж. М. Машаду д'Асис. Среди них "Протокол" (1862), "Почти министр"
(1864) и др. Традиции творчества Мартинса Пены продолжал Ж. Ж. Франса
Жуниор, высмеивавший в остроумных сатирических, иногда - гротескных,
комедиях пороки совр. ему об-ва: "Образцовая республика" (1861),
"Полчаса цинизма" (1861), "Как делался депутат" (1882), "Докторши"
(1889). Реалистич. направленность характеризует творчество А. Азеведу,
писавшего бытовые сатир ич. и муз. комедии. Азеведу был поборником
развития нац. т-ра, в„л борьбу за помощь т-ру со стороны гос-ва.
Со 2-й пол. 19 в. широкое распространение получили л„гкие комедийные,
гл. обр. муз. и эстрадные, представления. Особую популярность приобр„л
жанр бурлетты. Тексты бурлетт писали Франса Жуниор, М. Сампаю, В.
Магальяинс, К. Беттенкур и др. К 1883-1908 относится деятельность
коллектива Д. Браги, в состав которого входила крупная браз. актриса А.
Пинту. Наиболее популярными акт„рами конца 19 -нач. 20 вв. были: Ф. К.
Васкис (ученик Ж. Каэтану дус Сантуса), являвшийся с 1868 антрепрен„ром
т-ра "Феникс драматико", Ш. Бая, Ф. ди Соза Мартине. Но развитию нац.
т-ра препятствовали иностр. труппы, выступавшие в стране. Немногочисл.
браз. труппы, работавшие в эти годы, испытывали большие трудности.
В период после 1-й мировой войны сокращается приток иностранных
театр. компаний и начинается более интенсивное развитие Б. т. ид. В 1917
было основано Общество браз. театр. авторов (8ВАТ), ставившее целью
развитие нац. драматургии, защиту прав авторов. Новые драматич.
произведения относятся гл. обр. к жанру комедии: "Симпатичный Же-ремиас"
(1918), "Там, где по„т сабиа" (1921) Г. То-жейру, "Верховный судья"
(1921), "Замолчи, Этель-вина!" (1925) А. Гонзаги, "Журути" В. Коррея
(1919), "Родная земля", "Солнечные утра" О. Вианы (обе 1921) и др.
Авторы этих пьес ограничивались изображением провинциального быта,
мещанского мира мелкой буржуазии, не касались важных проблем
современности. Достоинством этих пьес было использование совр.
разговорного языка.
К нач. 20-х гг. были созданы постоянные драматич. труппы К. ди Соза,
А. Азеведу, Л. Фроиса, Г. Кардина, ставившие произв. нац. авторов и
утверждавшие нац. сценич. иск-во. В 1927 литератор А. Морей-ра
организовал "Игрушечный т-р", объединив вокруг него группу молодых
писателей и драматургов. Этот т-р, носивший студийный характер, ставил
своей целью подготовку новых акт„ров и драматургов, но деятельность его
не оказала большого влияния на развитие театр. иск-ва Бразилии. В т-ре
Морей-ры работал П. К. Магну - впоследствии один из организаторов и
пропагандистов любительского т-ра в Бразилии. В конце 30-х гг. Магну
(вместе сМ. Жа-синтой) основал "Т-р студентов Бразилии", в к-ром
работали крупнейшие акт„ры (К. Беккер и др.).
В 30-е гг. продолжали работу для т-ра драматурги В. Коррея, О. Виана,
получили известность и новые авторы. Э. Понжетти в пьесах "Подержанные
мужья", "История Карлитоса", "Манекен" высмеивал нравы "высшего
общества". Пьеса Ж. Камарго "Да подаст вам бог" (1932) отразила интерес
автора к большим социальным и политич. проблемам. Р. Магальяинс Жуниор
наряду с комедиями писал драмы на историч. темы - "Карлота Жоакина",
"Галантный император" и др.
В годы 2-й мировой войны в Бразилии работали нек-рые деятели
зарубежного т-ра, к-рые внесли оживление в театр. жизнь страны. Польский
акт„р и режисс„р 3. Зембиньский, театр. взгляды к-рого сложились под
воздействием рус. театр. иск-ва, организовал любительский т-р
"Комедианты". В спектаклях этого т-ра, отличавшихся новизной сценич.
решения, все компоненты были подчинены единому режисс„рскому замыслу.
Вслед за этим коллективом и др. т-ры начали поиски новых путей создания
спектакля.
В пьесах видных драматургов 50-х гг.- Н. Род-ригиса, П. Блоха, Г.
Фигейреду, М. Винисиуса ди Мораиса - определились характерные черты
браз. драматургии этого периода: обращение к философским общественно
важным проблемам, использование при„мов условной символистской драмы,
гротеска. Драм. произведения 3. Селжан, А. Суасуна написаны по мотивам
фольклора. Драматурги А. Перей-ра ди Алмейда, Ж. Андради, А. Каладу и
др. создают пьесы в жанре психологич. драмы. Л. Бенедетти и М. К. Машаду
работают для детского т-ра.
В эти годы создано много театр. трупп в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу.
Среди них: "Бразильский т-р комедии", труппы, возглавляемые крупнейшими
браз. акт„рами - Дулсиной-Одилон, А. Гарриду, Ж. Коста, П. Феррейра, Т.
Карреру, А. Сели и П. Аутраном, "Народный художественный т-р" под рук.
М. Коста, "Т-р студентов Бразилии", т-ры, возглавляемые К. Беккер, С.
Кардозу, и др.
С 50-х гг. в Рио-де-Жанейро функционирует постоянный муниципальный
оперный т-р (сезон продолжается несколько недель). В качестве солистов
чаще всего выступают иностр. гастрол„ры. В репертуар входят оперы
Моцарта, Верди, Пуччини, а также браз. композиторов К. Гомеса, Ф,
Миньони, крупнейшего совр. композитора Бразилии К. Гуарньери и др.
Оперные труппы в др. городах существуют на частные средства и
функционируют нерегулярно. Большое распространение получили в стране
муз.-драм. спектакли. Одно из наиболее популярных произв. этого жанра -
"Орфей из Консейсона" В. ди Моранси, музыка А. К. Жобина (1956,
Рио-де-Жанейро), - рассказывает о жизни бедняков в негр. кварталах
Рио-де-Жанейро. Спектакль включает танцы, хоровые эпизоды, сольные
номера, в н„м широко использованы негр. нар. мелодии.
В 1955 по инициативе А. Диас ди Мораис основана театр. орг-ция
"Бразильский фонд театра" (FBT), задачей к-рой является пропаганда нац.
т-ра, проведение театр. фестивалей и конгрессов. При орг-ции работает
театр. школа. Другие театр. учебные заведения: Драм. школа Мартинса Пены
(осн. в 1910), Консерватория драм. иск-ва, Школа драм. иск-ва (осн.
1948) в Сан-Паулу; Школа драм. иск-ва ун-та Баия в Салвадоре; Курсы
драм. иск-ва школы изящных иск-в ун-та (осн. в 1957) в Ресифи.
В различных штатах Бразилии существуют любительские т-ры,
деятельность к-рых имеет большое значение для культурной жизни
провинции.
Лит.: Coutinho A., A literatura no Brasil, v. 2, Rio de Janeiro,
1955; Lafayete Silva, Figuras de teatro, S. Paolo, [1928]; его же,
Historia do teatro brasileiro. Rio de Janeiro, 1938; Machado de Assis J.
М.,Critica literaria [e] critica teatral, Rio de Janeiro, 1938; S o u z
а С., О teatro no Brasil, Rio do Janeiro, [s. a.]; A 1 m e i d a Prado
D., Apresentacao do teatro brasileiro moderno, S. Paulo, [1956];
N u n e s M., 40 anos de teatro, v. 1-3, Rio de Janeiro, v. 1, 1956,
v. 2-3 [s. а.]; Т a t i М., Estudos e notas criticas, S. Paulo. 1958. А.
Ж., Л. M.
БРАИЛОВСКИВ, Леонид Михайлович (1868-1937)- русский театральный
художник, живописец, архитектор. Академик архитектуры (1916). Учился в
Академии художеств на архитектурном отделении. Свои лучшие декорационные
работы создал в Малом т-ре:
"Горе от ума" (1911), "Плоды просвещения" (1911);
"Герцогиня Падуанская" Уайльда (1912), "Стакан воды" Скриба (1912),
"Венецианский купец" (1916). Живописно-объ„мные декорации Б.
представляют собой красочные, стильные и гармоничные архитектурные
композиции. После 1917 жил и работал за границей (с 1924 - в Риме).
Увлекался абстрактной живописью, кубо-футуризмом.
"БРАИЛЬСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО"-первая постоянная болгарская театральная труппа.
"Б. т. о." основано в г. Браила в конце 1866 болгарским театральным
деятелем Д. П. Войниковым. Румынский г. Браила был местом эмиграции
революц. болг. интеллигенции, к-рая восторженно принимала спектакли "Б.
т. о.". Труппа вначале состояла из 14- 15 акт„ров-любителей (в числе
которых были и женщины), впоследствии е„ состав значительно расширился.
29 янв. 1866 состоялся первый спектакль труппы - хайдуцкая драма
"Стоян-воевода", затем ставились народно-патриотич. и просветительские
пьесы Вой-никова ("Раина княгиня", "Ложно понятая цивилизация" и др.).
Спектакли "Б. т. о." были проникнуты патриотич. идеями, пробуждавшими
нац. самосознание. Труппа разъезжала по рум. городам (Бухарест, Галац и
др.) и давала спектакли с благотворительной целью. Деятельность "Б. т.
о." оказала влияние на развитие любительского театр. иск-ва в Болгарии.
' Аг. М.
БРАЙДИ (Bridie), Джеймс[ наст. имя и фам.-Осборн Генри М e и в о р
(Mavor)] (3.1. 1888, Глазго,-29.1. 1951, там же) - шотландский
драматург. Врач по профессии. После 1-й мировой войны принял участие в
движении за создание нац. шотл. театра. Его первая пьеса "Солнечная
соната" (опубликована под псевд. Мэри Мендерсон) пост. в 1928 в Глазго
труппой "Шотландских национальных акт„ров" (реж. Т. Гат-ри). Известность
Б. началась с пьес: "Анатом" (1930) и "Товий и ангел" (1930). За этими
пьесами последовали "Иона и кит" (1932), "Спящий священник" (1933),
"Ч„рный глаз" (1935), "Буря в стакане воды" (1936, переделка нем. пьесы
Б. Франка того же названия), "Сусанна и старцы" (1937), "Король страны
Нигде" (1938), "Что они говорят?" (1939), "Господин Болфри" (1943).
Большинство пьес Б.- комедии и драмы на библейские или фантастич.
сюжеты-посв.преим.мо-рально-этич. проблемам, обличению бурж. цивилизации
и лицемерной морали. Остроумный диалог сближал Б. с Б. Шоу, к-рому он,
однако, уступает в остроте социальной критики. Положительная программа
Б. ограничивается утверждением гуманистич. принципов в общей форме.
Занимательные завязки пьес Б. не получают развития в ходе действия,
сосредоточивающегося на дискуссиях и словесных поединках персонажей. При
нек-рой идейной ограниченности писателя, его драматургия представляет
собой значит, явление в зарождающейся самобытной нац. драме Шотландии.
Лит.: Bannister W., J. Bridie and his theatre, L., 1955. A.A.
БРАКА (Braca), Винченцо (1566-1625) - итальянский драматург. Собирал,
записывал и обрабатывал для театра нар. сатирич. сценки, высмеивавшие
нравы жителей сельского местечка Кава (кавайольские фарсы). Согласно
легенде, оскорбл„нные кавайольцы убили Б. Лучшие фарсы Б.: "Кавайольский
фарс об одной школе" и "Учительница шитья". Б. долгое время приписывали
не принадлежащий ему фарс "При„м императора в Каве".
Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. Commedia
dell'arte, M., 1954; S a n e s i I., La commedia, v. 1, 2 ed., Mil.,
[1954]. P.X.
БРАККО (Bracco), Роберто (10.XI. 1861-20.IV. 1943) - итальянский
писатель, драматург, журналист. Выступая в качестве театр. и муз.
критика, пропагандировал драмы Ибсена и оперы Вагнера. Дра-матургич.
деятельность начал комедиями: "Не делай другим..." (1886), "Приключение
во время путешествия" (1887). Б.- автор пьес "Женщина" (1892), "Маски"
(1893), "Маленький святой" (1909), "Безумцы" (1921). В драм. произв. Б.
заметно влияние драматургии Ибсена и Гауптмана. Пьесы Б. ставились в
т-рах "Мандзони" (Милан), "Саннадзаро" (Неаполь), "Кариньяно" (Турин), в
разных т-рах Рима. На рус. сцене шли: "Потерянные во мраке" (1903, т-р
Кор-ша), "Вокруг любви" (1913, Малый т-р), "Настоящая любовь" (1916,
Александрийский т-р) и мн. др. Ал. С.
БРАМ (Brahm) [наст. фам.- Абрамзон (Аbrahamsohn)], OTTO (5.II. 1856,
Гамбург,-28.XI. 1912, Берлин) - немецкий режисс„р, критик, театральный
деятель. Основоположник нем. сценич. натурализма. Родился в бюргерской
семье. Обучался в Берлинском, Гей-дельбергском и Страсбург-ском ун-тах,
где изучал лит-ру и философию. С 1879 в течение десяти лет выступал как
лит. и театр. критик, написал серию монографий о драматургии и
драматургах. В 1889 с группой критиков и журналистов основал в Берлине
"Свободный т-р" по образцу парижского "Свободного т-ра" А. Антуана. Не
имея собственного помещения, коллектив давал спектакли в ряде берлинских
т-ров, гл. обр. в "Лессинг-театре". Программными работами первого сезона
были пост. Б.- "Привидения" Ибсена (29 сент. 1899 на открытии
"Свободного т-ра") и "Перед восходом солнца" Гауптмана. В этих
спектаклях и в пост. затем пьесах Ибсена,Гауптмана, Гольца, Золя, Л.
Толстого и др. получил художеств. воплощение прокламированный Б.
манифест натурализма. Б. отстаивал главенствующую роль драматургии в
т-ре; выступал против помпезности, декламационной манеры игры,
премьерства, господствовавших на придворной сцене, направлял свои усилия
на создание театра-ансамбля, утверждал, что в т-ре вс„ должно быть, как
в жизни. Выдающуюся роль в истории т-ра имела пост. "Ткачей" Гауптмана
(1894). Параллельно с работой в т-ре Б. занимался в созданном им в 1890
журнале "Свободный т-р" пропагандой пск-ва, отражающего совр. жизнь с
позиций натурализма. С-1894 Б. становится руководителем берлинского
Немецкого т-ра, в к-ром собирает превосходную труппу
акт„ров-единомышленников (Р. Рит-нер, Э. Рейхер, О. Зауэр, М. Рейнхардт,
Э. Леман, Р. Бертенс, впоследствии - А. Бассерман). Однако в этот период
начинает вс„ более отч„тливо выявляться ограниченный характер реформы Б.
Последовательное проведение натуралистич. принципов, объективизм,
перенесение на сцену "куска жизни" без выделения главного, типического,
изгнание подлинной театральности постепенно привели т-р, руководимый Б.,
к творч. кризису. В 1905 Б. вынужден был уступить Немецкий т-р М.
Рейнхардту и перейти в "Лессинг-театр", где работал до конца жизни.
Последние годы творчества Б. ознаменованы двумя циклами пост. пьес
Ибсена и Гауптмана, куда вошли почти все основные пьесы драматургов. В
нек-рых из этих спектаклей вновь проявляются присущие Б. в ранний период
его творчества элементы критич. реализма. Несмотря на отрицательное
отношение Б. к совр. модернистской драматургии, он, уступая требованиям
буржуазной публики, был вынужден ставить импрессионистские и
символистские пьесы Г. Гофмансталя, М. Метерлинка и др. С 1910
начинается распад ансамбля "Лессинг-театра", лучшие представители к-рого
постепенно переходят к Рейнхардту.
Соч.: Das deutsche Ritterdrama des 18. Jahrhunderts, Strassb.-L.,
1880; Gottfried Keller, В., 1883; Heinrich von Kleist, B., 1884;
Schiller, Bdl-2, B., 1888-92 (незаконч.);
Karl StauHer-Bern, B., 1892; Kritische Schriften uber Drama und
Theater, hrsg. von P. Schienther, Bd 1-2, В., 1913-15.
Лит.: M e p и н г Ф., Литературно-критические работы, т. 1-2, M,-Л.,
1934; Гвоздев А., Западноевропейский театр на рубеже XIX-XX столетий.
Очерки, M.- Л., 1939;
Игнатов С., История западноевропейского театра нового времени, M.-Л..
1940; Schmidt E., O. Brahm, "Deutsche Rundschau", 1913, Jan.; Schienther
T.. 0. Brahm, B., 1913; K o p l o w i t z O., Otto Brahm als
Theaterkritiker, .Zurich, 1936; Os bor n M., Freie Buhne:
Otto Brahm, "Der bunte Spiegel", 1945. ? f{ /\ ГУ P'
БРАМАНТЕ (Bramante), Донато (1444'-11.III. 1514) - итальянский
архитектор. Детство и юность пров„л в Урбино, где познакомился с иск-вом
выдающегося итал. живописца Пьеро делла Франческа. В 1470-99 работал в
Милане, с 1499 - в Риме. Б. приписывается применение законов линейной
перспективы.
Это подтверждает гравюра Б. (1495), изображающая декорацию городской
площади с асимметричными портиками, уходящими в глубину, аркой с
подч„ркнуто высоким аттиком, башнями и храмом на четв„ртом и пятом
плане. При архитектурной обработке абсиды алтаря (хора) церкви
Сан-Сатиро в Милане Б. построил за алтар„м (на глубине 2 м) в
перспективе парусный кессонированный потолок, покоящийся на боковых
стенах, украшенных тремя перспективно построенными арками, создав т. о.
иллюзию глубины абсиды в 13 м. Этот театр. эффект является первой
попыткой создания искусств. перспективы в архитектурном строительстве,
получивший наиболее яркое выражение в проекте портала "Театро Олимпико"
в Виченце (арх. А. Палладио, 1584). Творчество РЗ. оказало огромное
влияние на дальнейшее развитие европейской, в т. ч. театральной,
архитектуры.
Лит.: В e p м а н К., История искусства всех времен и народов, пер. с
нем., т. 3, СПБ, [1913]; Г а р т м а н К. О., История архитектуры, пер.
с нем., т. 2, М.. 1938; Borcherdt H. H., Das europaische Theater im
Mittelalter und in der Renaissance, Lpz., [1935]. B. AI юл.
БРАМБИЛЛА (Brambilla), Мариетта (6.VI. 1807-6. XI. 1875) -
итальянская артистка оперы (контральто) и педагог. Дочь композитора П.
Брамбиллы - автора ряда комич. опер и балетов, ставившихся в Милане и
Турине. Пению обучалась в Миланской консерватории (окончила в 1826). В
1827 Б. впервые выступила на сцене Итал. т-ра в Лондоне. В последующие
годы пела в т-рах Англии ("Ковент-Гарден"), Австрии (Венская опера,
1837, 1841), Франции (Париж, "Опера комик", 1841), Италии (Милан, "Ла
Скала", 1848) и др. стран. Обладала голосом красивого тембра и большой
гибкости, прекрасными внешними данными. В репертуаре Б. осн. место
занимали ведущие партии в итальянских операх: Ар-саче, Розина, Золушка
("Семирамида", "Севильский цирюльник", "Золушка" Россини), Джульетта
("Ромео и Джульетта" Цингарелли), Лукреция, Линда ("Лукреция Борджиа",
"Линда ди Шамуни" Доницетти) и др. В 1856 Б. оставила сцену и посвятила
себя педа-гогич. работе, открыв в 1860 школу пения в Милане. Автор
многих вокализов и романсов. Сестры Мариетты Б.- певицы Джузеппина,
Тереза, Аннетта и Лаура - также пользовались широкой известностью. Л. М.
Лит.: M о n a l d i G., Cantanti celebri, Roma, 1929.
"БРАЛД" ("Brand")-драматич.поэма в 5 д.Г.Ибсепа. Соч. 1865.
Первоначально ставилась только в отрывках [1866-Христианин
(Осло)-любительские кружки,затем-проф.т-р,там же;
70-е гг.- шведские т-ры]. Полностью "Б." поставлен впервые 24 марта
1885 в Новом т-ре (Стокгольм). Из последующих пост. "Б.": Норвежский т-р
в Христианин (1895), "Новый т-р" (Париж, 1895), Шиллер-театр (Берлин,
1898), гор. т-р в Дюссельдорфе (1906). В России "Б." пост. впервые 20
дек. 1906 в Моск. художеств. т-ре (пер. А. и П. Ганзен, реж.
Не-мирович-Данченко и Лужский, худ. Симов; Фогт - Лужский, Бранд -
Качалов, мать Браида - Бутова, Агнес - Герма-нова, Эйнар - Адашев,
доктор - Званцев, Пробст - Грибу-нин, Герд - Халютина). В дальнейшем
"Б." ставился в провинции (Смоленск, Николаев, Херсон, Казань, Харьков и
др.) в антрепризах и пост. Коралли-Торцова, Басманова, Б. Глаголина и
др.(1907, 1908,- 1909). Роль Бранда играл J (спектакль продолжался 2
вечера) Орленев (Херсон, Нико-лаев-1907).
Издания- Первое изд. "Б." - 1866; Kbh., 1892 (на норв. яз.); первый
русский перевод "Б."-А.Ивановой,в кн.:
Ибсен Г., Собр. соч., т. 6, СПБ, 1897. Из последующих русских изд.
"Б." - в пер. А. и П. Ганзен, М., 1904, и И б-сен Г., Собр. соч., т. 2,
М., 1956. А. Шн.
БРАНДАН (Brandao), Раул (1867 или 1872-1930) - португальский
драматург, писатель и литературный критик. Написал (вместе с Ж.
Бранданом) пьесы "Рождественская ночь" (1899) и "Высшая кара" (1902).
Автор пьес "Оборванец и тень", "Мнимый король", "Безумец и смерть" и др.
Произведения Б. проникнуты социально-обличительной направленностью
(трагикомедия "Иисус Христос в Лисабоне", совм. с Т. ди Пашкуаиша, 1928,
и др.). Для творчества Б. характерны натуралистич. тенденции. Ал. С.
БРАНДЕС (Brandes), 1) Георг (4.11. 1842-19.11. 1927) - датский
литературный критик. Лит. деятельность начал в 1864. Работы Б. о
творчестве Пушкина, Тургенева, Толстого, Горького и др. русских
писателей содействовали популяризации рус. лит-ры и, в частности,
драматургии в Зап. Европе. Б. вн„с значит, вклад в развитие
театроведения (монографии и статьи о Хольберге, Эленшлегере, Ибсене,
Бьернсоне, Шекспире и др.). В 70-е гг. выступал как театр. критик,
отстаивая принципы сценич. реализма, обществ. значимости и актуальности
театр. иск-ва. В нач. 20 в. в ряде статей полемизировал с датскими
драматургами-декадентами.
Соч. в рус. пер. - Б p а н д e с Г., Собрание соч., т. 1-20, 2 изд.,
СПБ, 1906-14.
Лит.: S с h у b e г g Fr., Dansk teaterkritik, Kbh., 1937. В л. M.
2)Э д в a p д (21.X.1847- 20.XI.1931)- датский драматург и
театральный критик. Брат Георга Б. В 70-90-х гг. писал
театрально-критич. статьи, вошедшие в сборники "Датское сценическое
искусство" (1880), "Зарубежное сценическое искусство" (1881), "Хольберг
и его сцена"(1898),в к-рых отстаивал принципы реалистич. иск-ва,
связанного с проблемами современности, выступал против застоя и рутины в
Королевском т-ре Копенгагена. Автор пьес: "Зыбкая почва" (1882,
Королевский т-р), "Гость" (1885, "Даг-мартеатр"), в к-рых разоблачал
фальшь и лицемерие буржуазии. В пьесе "Лекарства" (1881, Королевский
т-р) выступил против религиозного ханжества и обскурантизма. Пьесы Б.
являются попыткой создания социальной драмы, однако их художеств.
значение невелико, они отличаются прямолинейным разрешением конфликтов,
надуманностью характеров и ситуаций.
Соч.: Le theatre moderne en Danemark (Collection de pieces), P.,
1895; Om Teater, Kbh., 1947; Brandes . og Brandes Ed., Brevveksling med
nordiske forfattere og videnskabsmaend, bd l-8, Kbh., 1939-42; в рус.
пер - Б ранде с Эд., Гость. Драма, М., 1893.
Лит.: Neiiendam R., Det kongelige teaters historie 1874-1922, bd 2-5,
Kbh., 1923-30; Petersen C. og Andersen Vilh.,illustreret dansk
litteraturhistorie,bd4, Kbh., 1925; Б ранде с Г., Собр. соч., т. 4, ч.
4, СПБ, 1907. Д
БРАНДТ (Brandi), Марианна [псевд. Марии Анны Б иш оф (Bischof)) (12.
IX. 1842-9. VII. 1921) -австрийская артистка оперы (сначала
меццо-сопрано, затем- контральто). Пению обучалась в Венской
консерватории и в Баден-Бадене (у П. Виардо). Впервые выступила на
оперной сцене в Граце в 1867. Была ведущей певицей Гамбургской (1867) и
Берлинской (1868-86) опер; с 1886-нем. оперной труппы в Нью-Йорке.
Гастролировала в "Байрейтском т-ре", оперных т-рах Лондона и др.
городов. Обладала голосом большой силы и широкого диапазона; образы,
созданные Б., отличались острым сценич. рисунком. Особенно успешно
выступала в операх Вагнера: Ортруда, Бран-гена, Кундри, Адриано, Фрика,
Эрда ("Лоэнгрин", "Тристан и Изольда", "Парсифаль", "Риенци",
"Валькирия", "Зигфрид"); среди др. партий Б.- Амнерис, Азучена ("Аида",
"Трубадур" Верди), Эглантина ("Эв-рианта" Вебера), Маргарита ("Геновева"
Шумана), Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка). С 1890 Б. жила в Вене, где
занималась педагогической деятельностью. Л. М.
БРАНДТС-БЕЙС (Brandts Buys), Ян (12.IX. 1868- 8. X II. 1933) -
голландский композитор. Музыке обучался в консерватории Раффа во
Франкфурте-на-Майне. Первая опера Б.-Б.- "Праздник фиалок" (1909,
Берлин). Ряд его опер был пост. в Дрезденском оперном т-ре: "Колокольный
звон" (1913), "Портные из Ш„нау" (1916), "Завоеватель" (1918), "Человек
на луне" (1922); в др. т-рах были пост. оперы "Страна снов" (1927),
Улисс" (1937), балет "Машинизация" (1928).Б.-Б. принадлежит также ряд
произв. др. жанров. Оперное творчество Б.-Б. характеризуется простотой и
доходчивостью муз. языка, ярким юмором, большим технич. мастерством. В
сочинениях композитора последних лет ощущается влияние импрессионизма.
Л. М.
БРАНДШТЕТТЕР (Brandstaetter), Роман (р. 3. I. 1906) - польский
драматург и поэт. Учился в Кракове и Париже. Жил в Литве, на Среднем
Востоке, в Италии. В 1948 возвратился в Польшу и начал дра-матургич.
деятельность. Написал пьесы: "Пшемы-слав II" (1948), "Ночи народные"
(1949) об Адаме Мицкевиче, "Возвращение блудного сына" о Рембрандте
(1947, "Старый т-р" в Кракове). В ранних пьесах Б. история является лишь
фоном для раскрытия отвлеч„нных психологич. и этич. коллизий. Реалистич.
тенденции намечаются в либретто оперы "Бунт жй-ков" (муз. Т.
Шелиговского, 1951, "Вроцлавская опера"), в пьесах "Король и акт„р"
(1952) о В. Богуславском, "Бонапарт и Сулковский" (1953). Более
отч„тливое выражение эти тенденции получили в пьесах "Лунная драма"
(1956, "Т-р Шлснски", Катовице), "Упадок каменного дома" (1958, "Т-р
Земи Поморскей", Торунь). Б. Рос.
БРАНИ (Brani), Петар(9.1Х. 1840-19.IX. 1914) - хорватский акт„р.
Сценич. иск-ву обучался в Вене у И. Финдейзена. В 1864 дебютировал в
Загребском т-ре драмы (роль Мортимера - "Мария Стюарт"). В 1870-74 играл
в Новисадском и Загребском т-рах. В 1874-85 был учителем. В 1885
возобновил сценич. деятельность в Загребском т-ре. Б. была присуща
декламационная манера игры. Роли: Дмитр Хваря-нин ("Теута" Деметра),
Яго;в пьесах Шиллера-Вурм ("Коварство и любовь"), Вильгельм Телль (о.
п.), Франц Моор и др. В 1898 оставил сцену. Б.- переводчик мн. драм и
оперных либретто. Аг. М.
БРАНКАТИ (Brancati), Витальяно (24.VII. 1907- 25. IX. 1954) -
итальянский писатель, драматург и сценарист. Драматургич. деятельность
начал в 1930 (пьеса "Эверест", "Т-р молод„жи", Рим). В 1932 создал
патриотич. драму "Пьяве" (т-р "Балле", Рим, труппа Риччи). В пьесах Б.
"Этот брак должен совершиться" (соч. 1939), "Евстахиевы трубы" (1942,
"Университетский т-р", Рим), "Невольный Дон Жуан" (1943, "Т-р искусств",
Рим), критикующих итал. бурж. .общество, отч„тливо проявились элементы
сатиры. По произв. Б. поставлен ряд фильмов (в т. ч. "Трудные годы",
"Легкие годы" и др.). Ал. С.
Обратно в раздел культурология
|
|