Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

БАРКАРОЛА (итал. barcarola, от barca - лодка) - песня лодочника,
гребца; бытовой муз. жанр, особенно распростран„нный в Венеции. Б.
(романс, пьеса для фп.) связана своими образами с движением по воде,
катанием на лодке; обычно - мечтательно-лирич. характера, с плавной
мелодией на фоне мерного сопровождения, подражающего всплескам волн. В
операх встречаются вокальные номера, написанные в жанре Б. в "Немой из
Портичи" Д. Ф. Обера, "Цампе" Л. Ж. Ф. Герольда, "Отел-ло" Д. Россини,
"Сказках Гофмана" Ж. Оффенбаха, и ДР.). ,
БАРЛЕТТА (Barletta), Леонидас (р. 30.VIII.1902) - аргентинский
писатель, драматург, театральный деятель. Род. в Буэнос-Айресе. Один из
инициаторов создания нового нац. т-ра. В 1930 основал т. н. независимый
т-р "Эль Пуэбло" ("Народный т-р") в Буэяос-Айресе, спектакли к-рого
показывались по доступным для широкого зрителя ценам. В 1931 Б. создал
при т-ре гастрольную труппу, разъезжавшую по всей стране. В 1931 здесь
была осуществлена пост. первой пьесы Б.- "Ненависть", в 1946 - его пьесы
для детей "Хозяева леса". Драма-тич. произведения Б. посвящены
социальной проблематике, демократичны по своей направленности. Ал. Р.
БАРЛОГ (Barlog), Болеслав (р. 28. III.1906) - немецкий режисс„р.
Ученик реж. Г. Гиль-перта и К. Мартина. Начал сце-нич. деятельность
ассистентом режисс„ра в берлинском Народном т-ре (1930-33), затем
работал в кино. С 1945 руководил "Шлоспарк-театром", с 1951
"Шиллер-театром" в Зап. Берлине. Первая значит, режисс„рская работа Б. в
"Шлоспарк-театре" - комедия В. Геца "Фокус-покус" (1945). Среди 'пост.
40-50-х гг.: "Как вам это понравится" (1946) и "Сон в летнюю ночь"
(1953) Шекспира, "Женитьба" Гоголя (1947), "Андрокл и лев" Шоу (1947),
"Фауст" Г„те (1954). Б. ставит острые комедийные спектакли. Его
режисс„рские работы характеризуются богатством фантазии, интересом к
гротескным решениям.
Лит.: 10 Jahre Schlo?park-Theater, В., 1956. В. К. БАР-МЙЛЬДЕНБУРГ
(Bahr-Mildenburg), Анна (29.XI. 1872-27.1.1947) - австрийская артистка
оперы (сопрано). Пению обучалась в Венской консерватории у Р. Папир и Б.
Поллини. Дебютировала в Гамбурге в 1895. В 1908-17 - солистка Венской
придворной оперы. Наибольшую известность завоевала исполнением партий в
операх Вагнера, в т. ч. Кундри ("Парсифаль"), Изольда ("Тристан и
Изольда"), Брунгильда ("Валькирия"). Впоследствии занималась также
оперной режиссурой. С 1919 Б.-M. - профессор пения в Мюнхенской муз.
академии.
Лит. соч.: Bayreuth und das Wagner-Theater, W., 1912. Лит.: Stefan
P., Anna Bahr-Mildenburg, W., 1922. л. м.
БАРНАЙ (Barnay), Людвиг (11. II. 1842, Пешт,- l. II. 1924, Ганновер)
- немецкий акт„р и театральный деятель. В 1860 дебютировал под псевд.
Лакруа в передвижном т-ре в Траутенау (Богемия). В 1861 поступил в
Немецкий т-p Будапешта. В 1863-73 играл в т-рах Граца и Майнца, в
венском "Бургтеатре", в т-рах Лейпцига и Франкфурта-на-Майне. В 1874 был
приглаш„н в труппу Мейнинген-ского театра, гастролировав-шую в Берлине.
Здесь Б. исполнил роль Антония ("Юлий Цезарь" Шекспира), прин„сшую ему
большой успех. В 1875-77 играл в Гамбурге, периодически продолжая
выступать у мейнингенцев и в др. т-рах Германии как гастрол„р. Вместе с
мейнингенцами Б. совершил гастрольную поездку по Европе. К этому времени
он создал осн. роли своего репертуара: Гамлет, Отелло; Вильгельм Телль
(о. п. Шиллера), Валленштейн ("Смерть Валленштейна" Шиллера), Кин (о. п.
Дюма-отца). Игра Б. отличалась пластичностью, подч„ркнутой патетикой.
В 1880-83 Б. гастролировал в Германии, Англии и Америке. По
возвращении из гастролей принял участие в создании берлинского Немецкого
т-ра, но уже в 1884 вновь вернулся к гастрольной деятельности. В 1888 Б.
организовал Берлинский т-р, к-рым руководил до 1894. Этот т-р ставил
невысокий по качеству репертуар, в спектаклях отсутствовал акт„рский
ансамбль, вс„ было подчинено раскрытию дарования самого Б. С 1897 Б. -
артист Висбаденского т-ра, в 1906-08-интендант (руководитель)
Королевского т-ра в Берлине, в 1908-12 - Придворного т-ра в Ганновере. В
1871 Б. создал "Товарищество немецких сотрудников т-ра", президентом
к-рого оставался до конца жизни. Героич. устремл„нность творчества Б.,
высокая артистич. культура и мастерство определили его славу как
выдающегося трагич. акт„ра Германии. Но пристрастие к сценич. эффектам,
стремление привлечь к себе внимание публики, пренебрежение сценич.
ансамблем свидетельствовали об отходе акт„ра от реалистич. традиций
крупнейших нем. акт„ров 19 в. Поэтому иск-во Б. воспринималось театр.
новаторами (О. Брам и др.) как выражение консервативных тенденций.
Соч.: Erinnerungen, Bd 1-2, 2 Aufl., В., 1903; иЫг Theater und
Anderes, В., 1913 (переизданные в 1954).
Лит.: L'A r г о n g e A., Deutsches Theater und deutsche
Schauspielkunst, B., 1896, с. 75-77; Martersteig M., Das deutsche
Theater im XIX. Jahrhundert, Lp7., 1904. В. Я.
БАРНЕТТ (Barnett), Джон (15. VII. 1802-16.IV. 1890) - английский
композитор. Музыке обучался первоначально в Лондоне у Хорна, Прайса и
Риса, затем во Франкфурте-на-Майне у Шнейдера. Автор опер, пост. в
различных т-рах Лондона: "Горная нимфа" (на сюжет Теккерея; 1834, т-р
"Друри-Лейю), "Прекрасная Розамунда" (1837, там же) "Фаринел-ли" - о
выдающемся певце 18 в. (1839, .т-р "Лицеум"), и др. Опера Б. "Горная
нимфа", имевшая большой успех у публики, отличалась яркими муз.
характеристиками и явилась важным этапом в истории англ. оперы. Б.
принадлежат популярная оперетта "Перед завтраком" (1825, т-р "Лицеум"),
мн. песен и др. соч. С 1841 Б. занимался преподаванием пения. Написал
школу пения (School for the voice. L., 1844). Be. T.
БАРНС (Barnes), Кеннетт Ралф (11.IX.1878- 16.X. 1957)-англ. театр.
деятель. Брат актрис А. и В..Ванбру. Занимался журналистикой. В 1909-55
был директором Королевской академии драматич. иск-ва в Лондоне.
Деятельность Б. способствовала превращению академии в одно из крупнейших
театр. уч. заведений Англии. В 1939-46 возглавлял также Национальную
ассоциацию по организации зрелищ (для обслуживания армии). Написал
пьесы: "Стеклянные дома" (1909), "Сестры" (1918), "Встречные течения"
(пост. студентами академии в 1921), "Буква закона" (1924) и др. Ф. Я.
БАРНУМ (Barnum), Финеас Тейлор (5.VII. 1810- 7.IV.1891) -
американский цирковой антрепрен„р. Создал (1873) тр„хманежный цирк
шапито в к-ром одновременно даются 3 различных представления.
Изобретательный делец, Б. сумел придать своему цирку характер большого,
доходного, капиуалистич. предприятия. Широкое применение рекламы сенсац.
характер номеров, пышность представления, хорошая организация
транспортировки, позволяющая' каждые 2-3 дня перевозить из города в
город здание (вмещающее до 12 тыс. чел.), массу животных и т. д.,
обеспечили успех цирку Б. в Америке и в Европе. Преследуя исключительно
материальную выгоду, Б. не заботился о художеств. качестве программы,
демонстрировал уродов, организовывал всяческие лотереи и т. д. После
смерти Б. предприятие возглавил его бывший конкурент, потом компаньон
Дж. Бейли, а с 1906-бр. Ринглинг. Летом 1956 цирк Б. (Бейли - Ринглинг)
прекратил существование. М. 3.
БАРОВ, Александр Александрович (1890-1920)- русский акт„р. В 1908-12
играл в M XT, исполнял маленькие роли (секретарь следователя - "Живой
труп" и др.). В 1912 вступил в труппу H. H. Синельникова в Харькове (где
работал до конца жизни), был одним из ведущих акт„ров этого т-ра.
Превосходно владея акт„рской техникой, Б. достигал полного
перевоплощения в таких разнообразных ролях, как Фамусов; царь Ф„дор
("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), Смердяков ("Братья Карамазовы"
по Достоевскому), Штокман ("Доктор Штокман" Ибсена ) и др. Особенно
большой успех имел Б. в роли Городничего. Во время захвата Харькова
деникинца-ми (1919) Б. за исполнение роли Королевского брадобрея (о. п.
Луначарского) был арестован и лишь благодаря усилиям товарищей спас„н от
расстрела.
Лит.: Синельников Н", Шестьдесят лет на сцене [1874-1934], [Харьков],
1935. Д Цл.
БАРОМЕО (Ваготео), Чейз (р. 19. VIII. 1893) - американский артист
оперы (бас). Муз. образование получил в Мичиганском ун-те (окончил в
1917), где участвовал в постановке опереточных спектаклей. В 1920-23
брал уроки пения у Кампанари в Нью-Йорке, затем у Шнейдера в Милане.
Впервые выступил на оперной сцене в Миланском театре "Карка-но" в 1923.
Был солистом театра "Ла Скала" в Милане (1924-26), с 1927-оперы в
Чикаго, с 1935- "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Партии: Маркиз, Рамфис
("Сила судьбы", "Аида" Верди), Бартоло;
Дед-Мороз, Бермята ("Снегурочка") и др. Л. M.
BAt-Ofi (Baron), Мишель (8.X.1653, Париж,- 22.XII.1729, там же) -
французский акт„р. Рано потеряв родителей - акт„ров "Бургундского
отеля", начал выступать в детской труппе актрисы Резен. В 1665, во время
гастролей труппы в Париже, Б. встретился с Мольером, к-рый взял его в
свою труппу. Ссора с женой Мольера -Армандой Бежар - вынудила Б. уехать
в провинцию. В 1670 вернулся к Мольеру, играл роли молодых любовников в
его пьесах - Амур ("Психея", 1671), Октав ("Проделки Скапена", 1671),
Арист ("Уч„ные женщины", 1672) и др. После смерти Мольера (1673) Б.
переш„л в труппу "Бургундского отеля", где играл роли Ахилла ("Ифигения
в Авлиде" Раси-на, 1674), Ипполита ("Федра" Расина, 1677) и др. С
момента образования т-ра "Комеди Франсез" (1680) Б. вош„л в труппу этого
т-ра. Выступая в амплуа трагич. героя, Б. следовал принципам Мольера:
порвав с условно-декламационной при-дворно-аристократич. школой
акт„рского иск-ва, он добивался естественности трагич. речи, ломал
монотонную размеренность александрийского стиха, подчинял интонацию
мысли, эмоции. Б. усилил жизненную достоверность поведения трагич. героя
- внимательно слушал партн„ра, реагировал на его слова, выходя на сцену,
сразу включался в действие. Сущность классицизма для Б. заключалась в
высокой героике, в углубл„нной - мысли. Мужественное, насыщенное
страстью иск-во Б. выражало новаторские устремления. Будучи акт„ром
классицистич. т-ра, он сохранил идеализацию, преувеличенное
"благородство" героя, продолжал пользоваться пышным условным костюмом. В
1691, в расцвете дарования и славы, Б. внезапно покинул сцену. В 1720 он
вернулся в т-р, продолжая играть роли героев: Родриго, Гораций ("Сид",
"Гораций" Корнеля), Пирр ("Андромаха" Расина). Опираясь на
формировавшуюся во Франции просветительскую идеологию, Б. и молодая
актриса А. Ле-кувр„р повели наступление на внешне формальное, внутренне
опустош„нное иск-во акт„ров придворно-аристократич. т-ра, боролись за
психологич. правду в исполнении трагедий. Б. писал комедии, высмеивающие
аристократич. нравы ("Удачливый волокита", 1686, и др.).
Лит.: С о р i n A., Histoire des comediens de la troupe de Moliere,
P., 1886; M a н ц и у с К, Мольер. Театры, публика, акт„ры его времени,
М., 1922; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 2, M., 1957. Е. Ф.
БАРРА (Barra), Педро де ла (р. 23.X.1912) - чилийский режисс„р,
акт„р, драматург. В 1926 начал сценич. деятельность в "Муниципальном
т-ре" г. Талька. В 1934-38 руководил любительской труппой, на основе
к-рой был организован (1939) "Малый университетский т-р" в Сантьяго. В
1941 основал "Экспериментальный т-р" Чилийского ун-та в Сантьяго (ныне
"Институт театра"), к-рым руководил до 1958. Б. стремился создать
народный национальный т-р, знакомящий зрителей с произв. чилийской и
мировой драматургии. Среди пост. Б.: "Наш город" Уайлдера (1945),
"Чаньярси-льо" Асеведо Эрнандеса (1953),"Вдова Апабласы" Луко Кручаги
(1956). Б.- один из первых чилийских режисс„ров, пропагандирующих
систему Станиславского. В 1946 основал Нар. школу сценич. иск-ва.
Б.-автор пьесы из жизни рыбаков-"Навстречу ветру" (1948, Лондон, в 1951
пост. "Экспериментальный т-р" Чилийского ун-та). С 1958 возглавляет
"Экспериментальный т-р" ун-та в г. Консепсьон. За деятельность в области
т-ра удостоен в 1952 Нац. премии по иск-ву. Л. X.
"BAPPAKA"("La Barraca", букв.- балаган)-испанский театр
(передвижной). Создан в 1931 вскоре после падения монархии. Одним из
инициаторов создания и первым руководителем "Б." был Гарсиа Лорка,
возглавлявший т-р в 1931-33. Своей целью т-р ставил пропаганду
достижений исп. культуры среди населения отсталых р-нов страны. Труппа
т-ра состояла гл. обр. из любителей-студентов Мадридского ун-та- и
субсидировалась республиканским правительством. Основу репертуара "Б."
составляли интермедии Сервантеса, пьесы Лопе де Вега и Кальдерона.
Деятельность "Б." носила студийно-экспериментальный характер, здесь
пробовали свои силы молодые художники "левого направления". После ухода
Гарсиа Лорки интерес к театру снизился; театр существовал до 1939. Я. Г.
БАРРИ (Вате), Джеймс Мэтью (9.V.1860-19.VI. 1937) - английский
писатель, драматург. Шотландец по происхождению. Лит. деятельность начал
в 1883 как журналист. С 1885 жил в Лондоне. Автор многочисл. пьес,
преим. комедий и сентиментальных мелодрам. Наиболее популярная комедия
Б. "Восхитительный Кричтон" (1902) содержит нек-рые элементы социальной
сатиры. Мещанская среда с е„ мелочными интересами изображена в пьесах Б.
"Маленький священник" (1897), "То, что знает каждая женщина" (1908) и
др. Большую известность приобрела пьеса "Питер Пэн" (1904), написанная
на сказочно-фанта-стич. сюжет и представляющая собой трогательную
историю двух детей. Роль Питера Пэна была одной из лучших в репертуаре
амер. актрисы М. Адаме. Б. написал также пьесы: "Мери Роз" (1920),
"Мальчик Дэвид" (1924) и др. Пьесы Б. отличаются тонким юмором,
изяществом стиля, но они сентиментальны и ограничены преимущественно
психологич. и бытовыми темами. А. А.
БАРРИ (Barry), Спрейнджер (23.XI.1719-1777) - английский акт„р. По
национальности ирландец. Дебютировал в 1743 в Дублине в роли Отелло на
сцене "Смок Элли т-р"; в 1746-50 играл трагедийные роли в т-ре
"Друри-Лейн": Гамлет, Отелло, Макбет и др. С приходом в т-р Д. Гаррика
Б. стал его осн. партн„ром. В 1750 переш„л в т-р "Ковент-Гарден".
Выступал в ролях Ромео, короля Лира, Ричарда III, б-езуспешно соперничая
с Гарриком. Попытка построить т-р в Дублине (1758) разорила Б.
Вернувшись в Лондон, он возобновил акт„рскую работу; играл вт-ре
"Хеймаркет", в 1766- в "Друри-Лейн", с 1774 - в "Ковент-Гарден". Л. Л.
БАРРИ (Ваггу), Филип (18.VI.1896-3.XII. 1949) - американский
драматург. Учился в Иельсском и Гарвардском ун-тах, профессор. Лит.
деятельность начал в 1923 в Нью-Йорке. Автор популярных салонных
комедий, ставившихся т-рами Бродвея: "Ты и я" (1923), "Самый младший"
(1924), "Белые крылья" (1926), "Праздник" (1928), "Царство животных"
(1932), "Весенний танец" (1936), "Филадельфийская история" (1939), "Без
любви" (1942), "Глупая идея" (1945) и др. Б. писал также
мистико-богоискатель-ские, фрейдистские пьесы - "В саду" (1925), "Отель
Юниверс" (1930), "Сюда приходят клоуны" (1938) и др. К. Б.
БАРРИ (Barry), Элизабет (1658- 7. XI. 1713) - английская актриса. Ок.
1673 начала сценич. деятельность в т-ре "Дорсет-Гарден" (Лондон). Играла
комедийные - леди Брут ("Рассерженная жена" Ванбру), и драматич. роли -
Корделия ("Король Лир"), Бельвидера ("Спас„нная Венеция" Отуэя),
Изабелла ("Роковая свадьба" Соутерна). Выступала вместе с акт„ром Т.
Беттертоном. Оставила сцену в 1710. Л. Л.
БАРРИМОР, Бэрримор (Barrymore),- семья американских акт„ров.
Морис Б. [наст. имя и фам.-Х ерберт Блайт (Blythe)l (1847-26.III.
1905). Сценич. деятельность начал с 1872. Роли: Ромео; Орландо
("Двенадцатая ночь"), Орсино ("Как вам это понравится" Шекспира). Игра
Б. отличалась высокой акт„рской техникой, тонким юмором. С особенным
успехом он исполнял комедийные роли (Абсолют - "Соперники" Шеридана).
Много гастролировал по Европе. Его партн„рами были известные амер.
акт„ры Дж. Джефферсон, Дж. Дру, Л. Уоллак, польская актриса Е.
Моджеевская. В 1901 оставил сцену.
Джорджиана Б. (1856-3.VII.1893) - жена Мориса Б. Дочь известных амер.
акт„ров М. и Дж. Дру. Дебютировала в 1872 на сцене "Арч-стрит т-р". В
1876 играла в Нью-Йорке в труппе О. Дейли. Роли: Селия ("Как вам это
понравится" Шекспира), Мария ("Школа злословия" Шеридана). Была
талантливой исполнительницей комедийных ролей в пьесах Дейли (гл. роли в
"Разводе", "Фру-Фру" и др.). Оставила сцену в 1882.
Э т е л Б. (р. 15.VIII. 1879)- дочь Мориса иДжорд-жианы Б. Сценич.
деятельность начала в 1894 на сцене "Эмпайр т-р" в Нью-Йорке в роли
Джулии ("Соперники" Шеридана). В 1897-98 выступала в Англии в труппе Г.
Ирвинга. С 1901 гастролировала в городах США, исполняла гл. роли в
пьесах Шекспира - Джульетта, Офелия; Порция ("Венецианский купец");
Ибсена - Нора. Играла Маргариту Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына)
и др. С 1933 снималась в кино.
Джон Б. (14.II.1882-29.V.1942) - сын Мориса и Джорджианы Б. Сценич.
деятельность начал в 1903 в Чикаго. В сезон 1918-19 исполнил роль
Протасова ("Живой труп"). С успехом исполнял роли Гамлета и Ричарда III.
Гастролировал в Англии, Австралии. С 1912 снимался в кино.
Лайонел Б. (28.IV.1878-15.XI.1954) - сын Мориса и Джорджианы Б.
Родился в Филадельфии. Там же дебютировал в 1893 в "Арч-стрит т-ре".
Выступал преим. в пьесах совр. драматургов (Ф. Барри, С. Бенелли и др.).
Один из ведущих акт„ров нью-йоркских коммерч. т-ров. С 1919 начал
сниматься, а в 20-х гг. целиком переш„л на работу в кино. Автор мемуаров
об акт„рской семье Б. (совм. с Шип).
Лит.: Barrymore L. and S h i р р С., We Barrymores, N. Y., 1951; Р ow
er-Wa t e r s A., John Barrymore; the legend and the man; the authorized
life, N. Y., 1941, L., 1942; Fowler Q., Good night. Sweet Prince: the
life and times of John Barrymore, N. Y., 1944. И Я.
БАРРб (Barrault), Жан Луи (р. 8.IX.1910) - французский акт„р и
режисс„р. Род. в семье аптекаря. Обучался на курсах живописи в Луврской
школе в Париже. В 1931, бросив занятия живописью, поступил в драм. театр
"Ателье", созданный и возглавляемый реж. Ш. Дюлленом. С 1932 участвовал
в спектаклях театра, играя небольшие роли; одновременно под рук. акт„ра
Э. Декру изучал иск-во пантомимы, к к-рому проявил особый интерес. В
1935 Б. поставил на сцене "Ателье" пантомиму "Около матери" (по роману
"В то время, как я умирал" Фолкнера), в к-рой изображал лошадь и
объезжающего е„ наездника. В 30-е гг. начал сниматься в кино, сблизился
с сюрреалистами, левой театр. группой "Октябрь". В 1935 Б. оставил
Дюллена и организовал труппу "Чердак Августинов". В 1937 осуществил
пост. патриотич. трагедии "Нумансия" Сервантеса в Т-ре Антуана,
получившую горячее признание зрителей, остро переживавших события войны
в Испании. В 1939 Б. играл в т-ре "Ателье" роль Сильвио в антифашистской
пьесе "Земля кругла" Салакру и пост. спектакль "Голод" по Гамсуну. В
1940-46 работал в т-ре "Комеди Фран-сез", к-рый явился для Б., по его
утверждению, хорошей драматич. школой. В "Комеди Франсез" играл роли
Родриго ("Сид" Шекспира) и Гамлета; пост. спектакли: "Федра" Расина
(1942), "Атласная туфелька" Клоделя (1943), "Антоний и Клеопатра"
Шекспира (1945). В 1946 Б. вместе с женой, известной актрисой М. Рено,
создал собств. труппу (в здании т-ра "Мариньи"), в к-рой он являлся
режисс„ром и гл. акт„ром. Здесь Б. возобновил пост. "Гамлета" (1946),
поставил "Ночи гнева" Салакру (1946), "Процесс" Кафки (1947), "Христофор
Колумб" Клоделя (1950), "Маль-брук в поход собрался" Ашара, "Вишн„вый
сад" и исполнил роли Дебюро ("Баптист" Превера), Меркурия ("Амфитрион"
Мольера), Христофора Колумба, Трофимова ("Вишн„вый сад"), В 1959
возглавил "Театр де Франс" (Париж), где поставил спектакли: "Носороги"
Ионеско, "Золотая голова" Клоделя, "Маленькая госпожа Мольер" Ануя, и
др. Б. в совершенстве владеет мимикой, мастерством сценич. движения.
Является одним из крупных совр. франц. режисс„ров. Его постановки
отличаются острым режисс„рским видением, вниманием к декорац. решению
спектакля.
Б. руководил Школой драм. иск-ва в Париже, основанной им совм. с Ж.
Берто и Р. Руло. Автор "Размышлений о театре" ("Reflexions sur le
theatre", P., 1949). Снимается в кино ("Дети райка", "Забавная драма" и
др.).
Лит.: Salacrou A., Portrait de J.-L. Barrault, "Formes et couleurs",
Lausanne, 1947, .Ne 5;Триоле Э., Жан-Луи Бар-po, "Театр", 1956, .ј 4.
БАРРОС ГРЕС (Barros Gres), Даниель (1834-1904)- чилийский писатель и
драматург. Большинство драматич. произв. Б. Г. написано в жанре комедии,
действующими лицами являются представители провинц. мелкой буржуазии,
чиновники, служащие. В своих пьесах Б. Г. постоянно противопоставляет
этих людей представителям правящих кругов, отличающихся алчностью,
корыстолюбием и лицемерием. Творчество Б. Г. получило признание лишь
после смерти автора. Пьесу "Как в Сантьяго" поставил в 1947
"Экспериментальный т-р" Чилийского ун-та (Сантьяго). Постановки пьес
"Тупица", "Покровитель и его ученица", "Рыбак рыбака видит издалека" и
"Репетиция комедии" осуществлены в 1948-49 "Средней школой сценич.
иск-ва". В 1952 "Экспериментальный т-р" показал одну из лучших комедий
Б. Г. "Почти женитьба, или Седина в голову, бес в ребро". Б. Г. написал
также комедии "Ханжа, или Две свадьбы", "Институтка", "Идти по воду..."
и ряд коротких пьес-скетчей. В дек. 1954, в связи с 50-летием со дня
смерти Б. Г., в Чили были проведены 2 фестиваля, в к-рых приняли участие
св. 22 театр. коллективов страны. Л. X.
БАРРЬЕНТОС (Barrientos), Мария (10.III.1884- 8.VIII.1946) - испанская
артистка оперы (сопрано). В 1890-98 обучалась в консерватории в
Барселоне по классам скрипки, фп. и композиции. В 1898 впервые выступила
как певица на сцене оперного т-ра в Барселоне. С 1900 гастролировала в
Италии, Португалии, Франции, Германии, Аргентине, США и др. странах.
Партии: Лючия ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Виолетта, Джильда;
Розина ("Се-вильский цирюльник"), Лакмо;
Динора (о. п. Мейербера), Амина ("Сомнамбула" Беллини) и др. В 1907
Б. оставила сцену (возвратилась в 1916). Выступала в концертах. В конце
30 - нач. 40-х гг. вела педагогич. работу в Буэнос-Айресе. Вс. Т., Иг.
Ф.
БАРСАК (Barsacq), Андре (р. 24. I. 1909) - французский режисс„р и
театральный художник. Род. в Феодосии. В 1924-26 обучался в Школе
декорац. искусств (Париж). В 1928 начал работать в качестве художника в
т-ре "Ателье" (Париж), руководимом Ш. Дюлленом (первая работа -
оформление спектакля "Вольпоне" Б. Джонсона). Наиболее крупная работа в
этом т-ре - эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Врач своей части"
Кальдерона (1935). С 1930 Б. оформлял постановки в "Труппе пятнадцати",
а также в оперном т-ре ("Пер-сефона" Стравинского). В 1936 организовал
(совм. с М.Жа-кемоном) "Труппу четыр„х врем„н года", где впервые (в
1937) выступил как режисс„р ("Король олень" Гоцци). В 1937-38 оформил и
пост. спектакли: "Жан с Луны" Ашара, "Кнок" Ромена, "Жил-был
заключ„нный" Ануя и др. С этими спектаклями труппа выступала в
Нью-Йорке, затем в Париже и провинц. городах Франции,в Бельгии,
Бразилии. С 1940 Б. возглавляет т-р "Ателье"; автор декорац. оформления
и режисс„р спектаклей: "Проделки Скапена"; "Эвридика" Ануя (оба в 1940),
"Братья Карамазовы" по Достоевскому, ;Ромео и Жаннета" Ануя (оба в 1946)
и др. В 1948
Б. осуществил пост. спектакля "Ревизор", в 1940- "Чайка", в сезон
1958-59 - "Клоп". Работает также как художник в кино. Автор комедии
"Агриппа, или Безумный день" (1947, "Ателье"). Выступает в печати по
вопросам театра. В 1957 посетил Советский Союз.
С о ч.: Lois sceniques, "Revue theatrale",?., 1947,avr. I1 Б. БАРСОВА
(наст. фам.- Владимирова), Валерия Владимировна [р. 1(3). VI. 1892] -
русская советская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Нар.
арт. СССР (1937). Член КПСС с 1940. Деп. Верх. Совета РСФСР 1-го созыва.
Ученица М. В. Владимировой и У. Мазетти, по классу которого окончила
Моск. консерваторию (1919). Артистическую деятельность начала в 1915, в
1917 выступала в опере Зимина (Москва). В 1920-48 Б.-солистка Большого
т-ра, на сцене которого создала свои лучшие партии: Людмила, Антонида
("Руслан и Людмила", "Иван Сусанин") (была первой сов. исполнительницей
обеих партий в постановке опер в 1937 и 1939), Снегурочка; царевна
Лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Розина ("Севиль-ский цирюльник"),
Джильда, Виолетта; Леонора ("Трубадур"), Маргарита ("Гугеноты"),
Чио-Чио-сан и др. Выступала во мн. городах СССР и за границей. Б.- одна
из крупнейших сов. певиц. В е„ иск-ве сочетаются широкое кантиленное
пение рус. вокальной школы с виртуозной школой итал. бель канто. Б.
продолжает традиции рус. колоратурных певиц - 3. Кочетовой, Е. Мравиной,
А. Неждановой. Голос Б.- л„гкий, подвижный, яркого красивого тембра.
Исполнению Б. присущи искренность переживаний, увлеч„нность и артистизм,
она создала психологически убедит., живые сценич. образы. Мн. выступала
как концертная певица. В 1952 оставила сцену и занималась педагогич.
деятельностью (в 1950-проф. Моск. консерватории). Ст. пр. (1941).
Лит.: Поляновский Г. А., В. В. Барсова, M.-Л., l. Bc. Т.
БАРТА (Barta), Лайош (р. 1878) - венгерский пи-счтель, драматург,
театральный деятель. В 1892 начал лит. деятельность. В 1911 в "Мадьяр
синхазе (Будапешт) была пост. первая пьеса Б,- "Крестьяне". После
подавления Венгерской советской республики в 1919 Б. эмигрировал в Вену;
до 1947 жил и работал в разл. городах Европы. Принимал участие в
деятельности рабочих т-ров в Братиславе (инсценировка романа "Мать"
Горького и др.), "Революционного т-ра" в Берлине, где была пост. пьеса
Б. "Дни России", посв. Великой Октябрьской социалистич. революции. В
1911-19 написал драмы: "Весенний хмель", "Жу-жи" - о жизни крестьян,
"Любовь", "Т„мный дом" - о тяж„лой жизни "маленьких людей". Пьесы
"Любовь" и "Жужи" ставятся в т-рах Венгрии и в наст. время. За лит. и
обществ, деятельность Б. удостоен в 1956 пр. Копгута.
Соч.: Szerelem es ms szinmi-'ivek, [Bp.], 1955. A. H.
БАРТАИ (Barfcay), Андраш (Эндре) (1798-4.X. 1856) - венгерский
композитор. В 1829 совместно с Л. Меннером основал в Пеште школу пения.
В 1838 и 1843-44 Б. - директор Нац. т-ра в Пеште. Автор первой венг.
нац. оперы "Хитрость" (Нац. т-р в Пеште, 1839), опер "Аурелиа" (Немецкий
муз. т-р, 1842), "Венгры в Неаполе" (Нац. т-р в Пеште, 1847), а также
хоровых, камерно-инструментальных и др. соч. Оперы Б. предшествуют
появлению первых опер Ф. Эркеля. В них хотя и отразилось влияние итал. и
венской оперной музыки, но преобладает венг. городской муз. фольклор
"вербункош". Б.- автор первой венг. научной работы в области музыки -
"Венгерский Аполлон" (1834). В. И. APTEHEB - см. Антонов и Бартенев.
БАРТОК (Bartok), Бела [25. III.1881, Надьсент-миклош
(Трансильвания),- 26.IX.1945, Нью-Йорк]- венгерский композитор, пианист
и муз. этнограф. Один из виднейших представителей нац. муз. культуры.
Как пианист выступил впервые в возрасте 10 лет. Первонач. музыке учился
в Братиславе. Окончил Музыкальную академию в Будапеште (с 1907профессор
академии по классу фп.). В 1929 Б. совершил концертное турне по
Советскому Союзу. В 1940 из-за преследований фашистов эмигрировал в США.
Б. принадлежат: опера "Замок герцога Синей Бороды" (1918, Оперный т-р,
Будапешт), балеты "Деревянный принц" (1917, там же), "Чудесный мандарин"
(1926, К„льн; на венг. сцене -1945, Будапешт) и др. соч. Сюжет оперы
"Замок герцога Синей Бороды" основан на старинном франц. сказании,
использованном также Метерлинком в драме "Ариадна и Синяя Борода". Муз.
язык оперы близок к характерным ладам и речитативным интонациям венг.
нар. музыки, к нар. балладам сев. Венгрии и Трансильванци. Высокого
драматизма и психо-логич. напряж„нности достигает композитор в обрисовке
муз. образов. Музыка оперы отличается строгостью и стройностью
построения, но в ней сказались модернистич. влияния. Одноактный
сказочный балет Б. "Деревянный принц", прославляющий подлинную
человечность, красоту всепобеждающей любви, более сильной, чем сословные
предрассудки, характеризуется стилистич. ясностью и богатством
инструментовки, проникнут жизнеутверждающим духом нар. муз. иск-ва.
"Чудесный мандарин" - балет-пантомима, наиболее противоречивое
музыкально-сценич. соч. Б., близкое к экспрессионистич. муз. драмам П.
Хиндемита и А. Берга. Идея - любовь сильнее смерти-раскрывается
при„мами, отмеченными высокой экспрессией человеческих чувств и страстей
и в то же время натуралистич. тенденциями. Однако и в этом произв. есть
фрагменты, где музыка достигает подлинного драматизма и проявляется
иск-во Б. как мастера симф. развития муз. мысли. Б. занимался
исследованием нар. музыки венгров и др.народов, собрал огромное
количество нар. песен. Муз. композиции и научные труды Б. пользуются
мировой известностью. Международная премия мира (посмертно, 1955).
Лит.: Sleven s H., The life and musie of Bela Bartok, N. Y., 1953;
Szabolcsi B. [ed.], Bela Bartok, sa vie et son oeuvre, [Р.], 1956;
Мартынов И., Бела Барток, М., 1956. В. И.,A. H.
БАРТОЛИ (Barfcoli), Франческо Саверио (2.XII. 1745-1806) -
итальянский акт„р, драматург, историк театра. Работу в т-ре начал
акт„ром бродячей труппы. В 1768 вступил в театр. труппу в Модене,
выступал гл. обр. как автор прологов-обращений к публике и т. п. Написал
стихотворные комедии и трагедии: "Салернский маг" (1772), "Заживо
погреб„нная" (1773), трагикомедию в прозе "Молчание, или Эраст" (1780)
на тему мифа о Федре и Ипполите, и др.
Соч.: Le notizie istoriche de 'Comici italiani che fiorirono intorno
all'anno MDL fino a'giorni presenti, v. l-2, Padova, 1782; II Mago
salernitano, Venezia, 1772; La sepolta vi'/a, Parma, 1,775; П silenzio,
ovvero l'Erasto, Vicenza, 1780. Ал. С.
БАРТОШ (Bartos), наст. фам.- Б p а у н e p (Brau-ner), Ян
(23.II.1893- 6. V. 1946)- чешский драматург, театральный критик и
историк театра. Лит. деятельность начал в 1913 пьесой "Весна". Автор
пьес экспрессионистского характера-"Вороны" (1923), "Бунтовщики на
сцене" (1924), "Дом привидений" (1926) и др. Б. принадлежат работы по
истории чешского т-ра, в т. ч. "История Национального театра и его
строители" (1933) и "Временный театр и его драма" (1937).
Соч.: О modernim divadelnim projevu, Praha, 1922;
Hercovo tajemstvi, Praha, 1946; Dejiny Narodniho divadla, dl 1-4,
Praha, 1933-37. JJ, Сол.
БАРУА, Падманатх (1871-1946) - индийский драматург. Писал на
ассамском яз. Пьесы Б."Джаямати" (1900) и "Садхани" (1911), написанные
на материале историч. хроник, считаются первыми ассамскими трагедиями.
Сатирич. комедия "Деревенский староста" (1890) обличает произвол англ.
колониальной администрации. Пьесы Б. ставились любительскими
коллективами в городах и деревнях. Св. П.
БАРЦАЛ, Антон Иванович (25.V.1847-1927) - русский артист оперы
(тенор), режисс„р. По нац. чех. Муз образование получил в Венской
придворной оперной школе. Впервые выступил на оперной сцене в 1867 в
Праге. С 1870 жил в России. До 1878 выступал в Киеве, Одессе и
Петербурге, в 1878-1903 пел в Большом т-ре в Москве (в 1882-1903 - также
гл. режисс„р;. Партии: финн ("Руслан и Людмила"), Князь ("Русалка"),
Берендей ("Снегурочка"), Элеазар ("Жидовка" Галеви), Миме ("Зигфрид"
Вагнера) и др. Исполнение Б. отличалось большой музыкальностью,
филигранной отделкой деталей, безупречной дикцией. Был участником всех
новых совр. ему постановок опер на сцене Большого т-ра. В 1903 Б.
оставил сцену. Занимался концертной и педагогич. деятельностью (в
1898-1921 -профессор Моск. консерватории).
БАРЩЕВСКАЯ (Barszczewska), Элжбета (р. 29. X J. 1913) - польская
актриса. Сценич. деятельность начала в 1934. В 1934-39 и с 1946 -
актриса "Т-ра Польски" в Варшаве. Иск-ву Б. присущи сдержанность,
естественность, внутренняя драматич. насыщенность. Роли: Саломея
("Горштынский" Словацкого), Инфанта ("Сид" Корнеля - Выспянского), Елена
Андреевна ("Дядя Ваня"), Нора и др. С. И.


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.