Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.
ШЕЛЕГ, Анатолий Григорьевич (р. 25.XII.1909) - белорус. сов. актер.
Нар. арт. БССР (1951). Чл. Ком-мунистич. партии с 1943. В 1933 окончил
театр. студию при 2-м Белорус. гос. т-ре (ныне Т-р им. Я. Кола-са). По
окончании студии вступил в труппу этого т-ра. Ш. играет преимущественно
роли социальных героев, создал ряд образов современников. Его сце-нич.
образы отличаются внутр. силой, цельностью, выразительностью внешнего
рисунка.
Роли: Паратов ("Бесприданница"), Нил ("Мещане"), Юрась ("Нестерка"
Вольского), Огнев ("Фронт"), Перегуд ("Испытание огнем" Крапивы), Лаэрт
("Гамлет"), Шота ("Алазанская долина" Губаревича и Дорского), Рыбаков
("Кремлевские куранты"), Кречинский ("Свадьба Кречин-ского"), Сымон
Зяблик ("Разоренное гнездо" Купалы), Николай Скроботов ("Враги"), Машека
(о. п. Вольского), Мясников ("Свет с Востока" Глебки), Вальган "Битва в
пути" по о. п. Николаевой), Ярош ("Сердце на ладони" по о. р. Шамякина),
Гушка ("Разоренное гнездо" Купалы) и др. Люд. Ш.
ШЕЛЕСТ, Алла Яковлевна (р. 26.II.1919) - рус. сов. артистка балета.
Нар. арт. РСФСР (1957). В 1937 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще
(класс А. Я. Вагановой) и была принята в балетную труппу Ленингр. т-ра
оперы и балета им. Кирова. Одухотворенность трагедийных образов, высокая
интеллектуальность творчества и совершенство техники классического танца
выдвинули Ш. в число ведущих сов. балерин.
Партии: Жизель; Диана ("Эсмсральда"), Никия ("Баядерка"), Аврора,
Одетта-Одиллия; Клеопатра ("Египетские ночи" Аренского), Лауренсия;
Гаянэ (о. п.), Зарема; Злюка ("Золушка"; Гос. пр. СССР, 1946),
Джульетта; Девушка-Птица ("Шурале"; Гос. пр. СССР, 1950), Эгина
("Спартак"), Катерина и Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок"
Прокофьева), Мехменэ-бану ("Легенда о любви" Меликова) и др.
В 1953 выступала в Лондоне, в 1954 - в Берлине. В 1963 оставила
сцену.
Лит.: "Искусство и жизнь", 1941, ј 3; "Театр", 1962, ј 11;
Львов-Анохин Б., Алла Шелест, М., 1964. В. Кр.
ШЕЛЛИ (Shelley), Перси Биши (4.VIII.1792, Филд-Плейс, близ
Хоршема,-8.У11.1822, близ Ливорно) - англ. поэт и драматург. Род. в
богатой аристократии. семье. Учился в Итоне (1804-10) и Оксфорде
(18101811), откуда был исключен за издание брошюры"Необ-ходимость
атеизма". Стоял на позициях утопич. социализма, был близок к У. Годвину,
известному писателю и политич. деятелю, на дочери к-рого был женат
вторым браком. Самоубийство первой жены и травля, поднятая
реакционерами, вынудили его в 1818 навсегда покинуть Англию и поселиться
в Италии. Здесь tu. сблизился с Дж. Байроном. В Италии были написаны все
дра-матургич. произведения Ш. В лирич. стихотворной драме "Освобожденный
Проме-тей" (1820) он ставит вопрос о совершенствовании человеческой
личности, рисует гу-манистич. идеалы общества будущего.Трагедия
"Ченчи"(1820)- одно из лучших произведений романтич. драматургии, в ней
автор развивает тираноборч. и богоборч. идеи, призывает к активному
сопротивлению злу. Этой же теме посв. драма "Эллада" (1821-22),
написанная под влиянием восстания в Греции. Влияние Шекспира сказалось в
незаконченной трагедии "Карл I" (1822) - о событиях английской революции
17 в. Для сценич. воплощения предназначалась лишь трагедия "Ченчи".
(Роль Беатриче была написана для актрисы т-ра "Друри-Лейн" Э. 0'Нил).
Однако при жизни Ш. пьеса не была пост. Впервые пост. в 1886 как
закрытый клубный спектакль "Об-ва Шелли" (Излингтон), затем в 1922-в
"Ныо тиэтр" и в 1959 - в т-ре "Олд Вик". В 1920 в Т-ре Корша пост. К. А.
Марджановым (Беатриче - Юренева). С 20-х гг. ставилась в др. странах
(Франция, Чехословакия, Италия).
Соч.: The poetical works, v. l-3, Boston - Cambr., 1855; L., 1888 (т.
1-2 - пьесы); Complete poetical works, Oxf., 1953; в рус.
пер.-Избранное, М., 1962; Собр. соч. в пер. К. Д. Бальмонта, т. 1-3,
СПБ, 1903-19U7.
Лит.: Мору а А., Ариэль, пер. с франц., М.-Л., 1925; Неупокоева И.
Г., Революционный романтизм Шелли, М., 1959; К i n g -H e l e D.,
Shelley..., N. Y., 1960;
Wagner W.. Shelley's "The Cenci", Rostock, 1903 (Diss.); A v e l i n
g E. and A v e l i n g E. M., Shelley's socialism, Manchester, 1947. fQ
f{
ШЕНБЕРГ (Schonberg), Арнольд (13.IX.1874- 13.VII.1951) - австр.
композитор и теоретик музыки. Один из виднейших представителей муз.
экспрессионизма, основоположник атональной музыки. Учился музыке
самостоятельно, пользовался консультациями А. Цемлинского. С 1895 играл
в венском оркестре "Полигимния", руководил рабочими хорами в предместьях
Вены; в 1901-03 жил в Берлине, где был капельмейстером варьете "Пестрый
театр" Э. фон Воль-цогена. В 1933 (после установления фашистского
режима) Ш. покинул Германию и после краткого пребывания во Франции уехал
в США. Творч. путь композитора характеризуется сложной эволюцией. В
своих ранних произв. он следовал традициям нем. музыки конца 19
в.-И.Брамса и гл. обр. Р. Вагнера. Среди сценич. произв. Ш. этого
периода - монодрама "Ожидание" на текст М. Паппенхейм (соч. 1909, пост.
1924, Прага) - типичная экспрессионистская "драма крика" (das
Schreidrama), в к-рой передаются переживания человека в минуту высшего
напряжения душевных сил. Этот же характер носит драма "Счастливая рука"
на собств. текст (соч. 1913, пост. 1924, т-р "Фолькс-опер", Вена). Здесь
созданы условные образы-маски, драма не имеет конкретного сюжета
(человек стремится к возвышенным целям, но не может преодолеть в себе
стихийное подсознательное начало); особую роль приобретает хор,
комментирующий действие.
В этот период творчество Ш. сближается с иск-вом нем.-австрийского
экспрессионизма. Вокруг Ш. объединяются его единомышленники и ученики -
композиторы А. Берг, А. Веберн и др., архитектор А. Лоз, писатель Э.
Фриделль, певица Э. Хайм, художник О. Кокошка и др. Связь с
экспрессионизмом, его стилистикой содействовала отказу Ш. от тональной
организации муз. материала. Он выработал двенадцатитоновую систему
композиции, впервые применив ее (частично) в сюите для мелодич. чтения с
инструментальным ансамблем "Лунный Пьеро" на стихи франц.
поэта-импрессиониста А. Жиро (1912). (В последние годы жизни Ш. признал,
что созданная им система не является универсальной).
Ш. принадлежит одноактная опера "С сегодня на завтра" (1930,
Франкфурт-на-Майне) и ряд произв., не предназначенных для сцены, среди
них оратория "Лестница Иакова" (1922, неоконч.). В 1932 Ш. написал драму
"Библейский путь", ставшую основой для неоконч. оперы "Моисей и Аарон"
(два акта, 1954, концертное исполнение, Гамбург; пост. 1957, Цюрих). Это
произв. заняло центр, место в творчестве Ш. "Моисей и Аарон" -
философская драма, отразившая тра-гич. противоречия современного
композитору времени. Нравственные проблемы выражены в образах библейской
легенды. Драматургич. форма оперы статична, близка оратории.
Если в 20-е и 30-е гг. творчество Ш. противостояло иск-ву его старших
и младших современников (К. Дебюсси, Р. Штраус, М. Равель, И.
Стравинский), то позднее его контакты с современной музыкой стали более
очевидными. Оперы Ш., несмотря на их сложность, с конца 50-х гг. начали
привлекать внимание т-ров разных стран. Потрясенный гибелью варшавского
гетто, уничтоженного фашистами, композитор создал "Свидетеля из Варшавы"
(1947) - рассказ чтеца с оркестром и мужским хором. Здесь композитор
отказывается от присущего ему субъективизма. В своем творчестве Ш.
протестовал против бесчеловечных законов бурж. государства и бурж.
морали. Но доминирующей темой оставалось для него трагическое
одиночество художника в чуждом и враждебном ему мирэ.
Ш. вел педагогич. работу (в 1901-03 и 1911-15- в берлинской
консерватории Штерна; в 1910 руководил курсами композиции в Венской муз.
академии; с 1917 вел в Вене семинар по композиции; с 1925 - профессор
класса композиции в берлинской Прусской академии иск-в); в 1933 фашисты
изгнали Ш. из академии как "неарийца"; в 1936-44 - профессор
Калифорнийского ун-та. Автор муз.-теоретич. работ. В 1912 гастролировал
в Петербурге как дирижер.
Лит.: Соллертинский И., Арнольд Шенберг, Л., [1934]; Adorno Th.,
Philosophie der neuen Musik, Tubingen, 1949; W o r n e r K. H.,
Gotteswort und Magie. Die Oper "Moses und Aaron" von A. Schonberg,
Hdlb-, 1959;
Rufer I., Das Werk A. Schonbergs, Kassel, 1959.
ШЕНЕМАН (Schonemann), Иоганн Фридрих (21.Х. 1704-16.III.1782) - нем.
актер, антрепренер, театр. деятель. В 1725 вступил в странствующую
труппу Ферстера. Здесь ставились гл. обр. фарсы, в к-рых Ш. выдвинулся
как блестящий исполнитель ролей Арлекина и Гансвурста. В 1730-40 работал
в труп-пе Ф.К. Нейбер. С большим успехом играл роли ко-мич. слуг, а
также характерные роли в пьесах Мольера: Гарпагон ("Скупой"), Тартюф и
др. Ш. стремился исполнять и трагедийные роли, но они ему не удавались.
В 1740 основал собственную труппу.
Ш. обладал большими организаторскими способностями, привлекал в свою
труппу лучших нем. актеров того времени. Первоначально в нее вошло 11
актеров, среди к-рых были К. Аккерман, К. Эк-гоф, С. Шредер. Труппа Ш.
выступала в университетских городах Германии. Продолжая направление,
утверждавшееся Нейбер, Ш. ставил пьесы франц. классицистов, заботился о
художеств. цельности спектакля. Вместе с тем, в угоду публике, он
включал в репертуар арлекинады, насыщенные грубыми шутками, трюками.
После раскола труппы Ш. переехал из Лейпцига в Берлин. В 1743 возродил
свою труппу и привлек в нее лучших актеров из б. Т-ра Нейбер.
В 1749 Ш. давал спектакли в Лейпциге, но, не выдержав конкуренции с
труппами Г. Г. Коха и Ф. Шу-ха, обратился к поддержке герцога
Мекленбург-Шверинского; с 1753 труппа Ш. стала именоваться придворной и
обосновалась в дворцовом т-ре в Росто-ке. В 1757, после смерти герцога,
т-р был закрыт, труппа Ш. распалась, и он оставил т-р.
Лит.: Devrient E., Geschichte der deutschen Schauspielkunst, B.- Z.,
1929, S. 110-24. Г. Гур.
ШЕНК, Петр Петрович [11(23)Л1. 1870- 5(17). VIL 1915] - рус.
композитор, дирижер, муз. критик. Учился в Петерб. консерватории. Автор
опер: "Последнее свидание" (1904), "Актея" (1906), "Чудо роз" ("Дочь
иных веков", 1913), "Победа" (1914, все - в Мариинском т-ре) и др.;
балета "Синяя борода" (1896, там же) и др.; оперетт: "Горячая кровь"
(1896, Т-р Не-метти, Петербург), "Сон Илоны" (1902, Т-р коммерческого
клуба, Харьков); музыки к спектаклям Михайловского т-ра. Выступал как
муз. критик. С 1901 служил в Дирекции "императорских т-ров. А. Ив.
ШЕНЬЕ (Chenier), Мари Жозеф (11. II. 1764-10. 1.1811) - франц.
драматург и поэт. Первые пьесы Ш.- комедия "Эдгар, король Англии, или
Мнимый паж". (1785, т-р "Комеди Франсез"), трагедия "Азе-мира" (1786,
там же) - не имели успеха. Ш. получил признание как представитель
революц. классицизма, поэт революции 1789-94. Пост. трагедии Ш. "Карл
IX, или Урок королям" (1789, "Комеди Франсез", в гл. роли Ф. Ж. Тальма)
стала политич. событием и ознаменовала рождение революц. т-ра.
Антиабсолютистской трагедией Ш. "Генрих VIII" открылся в 1791
"Французский театр" на ул. Ришелье (позже "Т-р Республики"). Ш. создал
новый вид трагедии, в к-рой конфликт построен на непримиримой
идейно-политич. борьбе героев. Он утверждает "возвышенно-простую"
трагедию, воспитывающую "высокий энтузиазм", "любовь к добродетели" и
ненависть к деспотизму. Персонажи в трагедиях Ш. идеализированы,
действие строится на основе классицистских "единств". В антиклерикальной
трагедии "Жан Калас, или Урок судьям" (1791, "Т-р Республики")
появляется герой из третьего сословия, стойкий, мужественный человек,
ставший жертвой фанатизма. В трагедии "Кай Гракх" (1791, там же, снята
со сцены при правительстве Робеспьера) герой олицетворяет "гражданское
мужество и революционную энергию", отстаивает права народа. Ш. был
депутатом Конвента, членом Совета пятисот, примыкал к правым якобинцам,
отвергал террор. Его политич. взгляды получили выражение и в трагедии
"Фенелон, или Монахини из К амбре" (1793, там же). Ш. организовывал
революц. празднества. После 9-го Термидора не создал ничего
значительного (трагедия "Кир", 1804, "Комеди Франсез").
Соч.: Oeuvres anciennes et postumes, v. l-8, P., 1824- 1826; в рус.
пер.-"Карл IX, или Урок королям", в кн.:
Французский театр эпохи Просвещения, т. 2, M., 1957.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, M., 1963;
Обломиевский Д. Д., Литература французской революции 1789-1794 гг., M.,
1964; Lumiere H., Le theatre francais pendant la Revolution, P., 1894;
Lieb y A., Etude sur le theatre de M. J. Chenier, P., 1901. Н.Шр.
ШЕРАЗАДИШВИЛИ, Ираклий Васильевич [р. 2(15).1.1906] - груз. сов.
актер. Нар. арт. Груз. ССР (1961). Учился (с 1929) в студии при Т-ре им.
Руставели и работал в этом т-ре. С 1939 - актер т-ров Сухуми, Гори,
Телави, Велисцихе, с 1949 - Цхин-вальского т-ра (груз. труппа). Исполнял
в основном роли героев.
Роли: Гоча ("Хевисбери Гоча" по Казбеги), Баха ("Изгнанник" Пшавела),
Леван Чадунели ("Начальник станции" Мосашвили), Комбле (о. п.
Нахуцришвили), Коррадо ("Семья преступника" Джакометти), Жамтабеири
("Дочь Ж-амтабеи-ри" Джапаридзе), Леван ("Родина" Д. Эристави), Человек
в мантии ("Такая любовь" Когоута), Фердинанд ("Коварство и любовь"),
Тинибег ("Лавина" Мревлишвили), Отар-Бег Анания ("Измена"
Сумбатова-Южина) и др.
Ведет также режиссерскую работу: пост. "Арсен" Шаншиашвили, "Затмение
солнца" Антонова и другие. Эт. Г.
ШЕРАЗИЕВА, Гульхан (р. 27.X.1920) - кара-калп. сов. актриса. Нар.
арт. Узб. ССР (1957). Сце-нич. деятельность начала в 19а5 в
Каракалпакском т-ре. Героини Ш. обычно активные, волевые. Актриса
глубоко раскрывает тему чистой любви, не покоряющейся насилию.
Роли: Тазагуль (о. п. Мажитова), Баян ("Козы корпеш и Баян Слу"
Мусрепова), Айсанем ("Насильно мил не будешь" Ходжаниязова), Гульпаршин
("Алпамыс" Давкараева), Сарбиназ ("На берегу Амударьи" Аймурзаева),
Хафиза ("Шелковое сюзане" Каххара), Павлина ("Стряпуха" Соф-ронова),
Шахсанем ("Гариб ашик" Бегимова и Алланазаро-ва), Хурлиман ("Бердак"
Аймурзаева) и др. Т.Б.
Ш‚РБАН, Миленко (р. 1907) - югосл. (сербский) театр. художник. В
1935-36 и в 1942-48 - художник сербского Нац. т-ра в Нови-Саде, в
1936-41 - Нац. т-ра Дунайской бановины (воеводства). С 1949 работает в
Югосл. драм. т-ре в Белграде, а также в др. т-рах этого города. Среди
работ Ш.- декорации к пьесам Шекспира ("Сон в летнюю ночь", 1940, Нац.
т-р Дунайской бановины; "Ромео и Джульетта", 1954, "Гамлет", 1962 -
Югославский драм. т-р), зарубежных драматургов ("Генрих IV", 1940, и
"Шесть персонажей в поисках автора", 1955, Пиранделло), а также к
произв. югосл. драматургов: "Господа Глем-баи" Крлежи, 1939
(Национальный т-р Дунайской бановины), "Дядя Марое" Држича (1949),
"Дубров-ницкая трилогия" Войновича (1958), "Откровение" по роману Д.
Чосича (1964). Алъб. К.
Ш‚РБАН (Serban), Раду (р. 1.XII.1927) - рум. композитор. В 1954
окончил Бухарестскую консерваторию. Ш.- автор мн. популярных песен, один
из ведущих эстрадных композиторов Румынии. Написал оперетты: "Слуги
Фэт-Фрумоса" (1962), "Дождь с солнца" (1963), "Мушкетеры" (1965). Музыка
Ш. используется в спектаклях Т-ра муз. сатиры им. К. Тэнасе.
Лит.: Drag a G., Santier de creatie: opereta, "Muzi-ca", 1964, .V" 2,
р. 45-46. Д. ffe.
ШЕРВАШИДЗЕ (Чачба), Александр Константинович (12(24).XII.1867 - после
1958, во Фраяции] - театральный художник, абхазец по нац., работал в
России, Грузии и за границей. Занимался в Моск. уч-ще живописи, ваяния и
зодчества. С 1893 по 1906 жил в Париже, где обучался в мастерских у
Жюлена и Кормона. С 1907 работал в т-рах Петербурга как
декоратор-исполнитель и художник-постановщик. Самостоятельные работы:
"Тристан и Изольда" Вагнера (1909), "Миранда" Казанли (1910), "Чудо роз"
Шенка (1914), "Талисман" Дриго (1909) - все в Ма-риинском т-ре; "Шут
Тантрис" Хардта (1910), "Гамлет" (1912); "Завтрак у предводителя"
Тургенева (1913), "Тот, кто получает пощечины" Л. Андреева (1917) -
Александрийский т-р; "Благочестивая Марта" Тирсо де Молины (1911) -
Старинный театр и др. В 1918 организовал Сухумское артистич. об-во и
совместно с Н. И. Бутковской открыл театр. курсы, на к-рых занималась
абхазская молодежь. Здесь была пост. инсценировка абхаз, нар.-героич.
песни "Раненный в сердце" по сценарному плану Ш. С 1922 жил во Франции,
работал как художник-исполнитель в антрепризе С. П. Дягилева. Осуществил
декорации к балету "Шота Руставели" Онеггера, Арсана и Черепнина
(Монте-Карло, 1946), спектаклям "Женитьба" Гоголя, "Месяц в деревне"
Тургенева (Театр Марэ в Брюсселе, 1922) и др. М. П.
ШЕРВУД (Sherwood), Роберт Эммет (4. IV. 1896 - 14.XI.1955) - амер.
драматург. Окончил Гарвардский ун-т (1918). Лит. деятельность начал как
журналист. В первой пьесе - "Дорога в Рим" (1927, т-р "Плейхаус",
Нью-Йорк)-антивоенной комедии, сатирически изображающей пгоход Ганнибала
на Рим, Ш. начал разрабатывать основную тему своего творчества - борьбу
за мир. В развитии этой темы драматург проходит разл. стадии: от
пацифизма до признания войны против агрессора. Др. важнейшая тема
драматургии Ш.- разочарование в совр. цивилизации. Но Ш. не считает
необходимым революц. преобразования, его протест часто принимает форму
либеральной усмешки, или пессимизма.
Пьесы: "Муж королевы" (1928, т-р "Плейхаус", Нью-Йорк), "Мост
Ватерлоо" (1930, т-р "Фултон", там же), "Свидание в Вене" (1931, т-р
"Мартин Бек", там же), "Окаменелый лес" (1935, т-р Бродхерст, там же),
"Акрополис" (в США пьеса не была пост.; 1933, т-р "Лирик", Лондон).
Пулицеровской пр. награждены пьесы: "Радость идиота" (1936, т-р
"Шуберт", Нью-Йорк) о приближении 2-й мировой войны; "Эб Линкольн в
Иллинойсе" (1938, т-р "Плимут, там же) - историч. драма об А. Линкольне,
"Не будет ночи" (1940, т-р "-Алвинг", там же). После войны Ш. написал
пьесы "Трудная дорога" (1945, т-р "Плимут", там же), "Мисс Свобода"
(1949, т-р "Импириал", там же), "Маленькая война в горах Миррей" (1957,
т-р Э. Барримор,' там же).
Ш. писал в разных жанрах, но в основном разрабатывал жанр комедии,
психологич. драмы и мелодрамы. Особым успехом пользовались его комедии,
отличавшиеся блестящим диалогом и неожиданными ситуациями. В комедиях Ш.
выступали известные амер. актеры А. Лант и Л. Фонтанн. Ш. был членом
Т-ра драматургов (Playwright's Company) - организации, выступавшей
против коммерч. т-ра. В 1937- 1940-президент амер. Лиги драматургов.
Работал в кино как сценарист.
Лит.: Gassner J., The theatre in our times, N. Y., 1954; Krutch J.
W., The American drama since 1918, L., 1957; Лоусон Д. Г., Теория и
практика создания пьесы и киносценария, М., 1960. /f. Г.
ШЕРЕМЕТЕВ, Николай Петрович [28.VI(9.VII) 1751- 2(14).1.1809], граф,-
владелец крупнейшего крепостного театра. Образование получил в
Лейденском ун-те. В 1769-73 знакомился с театр. жизнью Англии,
Голландии, Швейцарии, брал уроки музыки у парижского виолончелиста
Ивара. По возвращении из-за границы получил в наследство от отца - П. Б.
Шереметева - крепостной т-р в Кускове (близ Москвы) и организовал при
т-ре обучение крепостных сценич. иск-ву. В качестве педагогов были
приглашены видные моек. актеры - П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин, С.
Н. Сандунов, И. Ф. Лапин. Число крепостных актеров при Ш. доходило до
95. Среди них были П. И. Жемчугова (ставшая впоследствии женой Ш.), Т.
В. Шлыкова-Гранатова и др. В т-ре Ш. ставились оперы, балеты, комедии,
водевили. Спектакли т-ра в Кускове поражали современников своими
масштабами, великолепием и необычностью. В конце 18 в. Ш. перевел свой
т-р из Кускова в др. подмосковное имение-Останкино.
Лит.: Дынник Т., Крепостной театр. М.-Л., 1933;
Елизарова Н., Театры Шереметевых, М., 1944. В. Вир.
ШЕРЕР (Shearer), Мойра (р. 17.1.1926) - англ. артистка балета. В
1936-39 занималась в школе Н. Г. Легата в Лондоне, затем была принята в
школу "Сэдлерс-Уэллс". В 1941 - в труппе "Интернейшонал балле", в 1942
вернулась в школу "Сэдлерс-Уэллс". В 1946, исполнив партию Авроры,
заняла положение одной из ведущих танцовщиц труппы "Сэдлерс-Уэллс
балле". В 1951 оставила балет и перешла в драматич. т-р, снималась в
кино. Танец Ш. отличался музыкальностью, легкостью я. поэтичностью.
Партии: Жизель, Одетта-Одиллия; Балерина ("Симфонические вариации" на
муз. Франка), Сванильда ("Коппелия"), Золушка; графиня Китти ("Сирены"
Бернерса), Жена ("Дон Жуан" на муз. Штрауса), Коломбина ("Карнавал") и
др.
Лит.: Fisher Н., Moira Shearer, L., 1952 ("Dancers of today" series,
ј 2). Ham P
ШЕРИДАН (Sheridan), Маргарет (15.X.1889 - 16.IV.1958) - ирл. артистка
оперы (лирико-драматич. сопрано). Пению училась в Лондонской Королевской
муз. академии, совершенствовалась в Риме у А. Мар-тино. В 1919
дебютировала в лондонском т-ре "Ковент-Гарден", с этого же года пела в
Италии (гл. обр. в т-ре "Ла Скалам), где и снискала мировую славу как
выдающийся интерпретатор опер Верди. Участвовала во мн. пост.,
осуществлявшихся А. Тосканини в т-ре "Л а Скала": "Турандот", "Джанни
Скикки" Пуччини, "Вали" Каталани. Композитор Пуччини подготовил с Ш.
партию Манон в опере "Манон Леско" и считал ее лучшей исполнительницей
партии Чио-Чио-сан. Ш. пела в США, в Лондоне. Оставила сцену в 1939.
Была выдающейся представительницей итал. вок. школы. Обладала- голосом
теплого и лучистого тона, исполнение ее отличалось душевной
взволнованностью.
Лучшие партии: Мими, Чио-Чио-сан; Лиу ("Турандот"), Маддалена ("Андре
Шенье" Джордано), Ирис (о. п. Маска-ньи).
Выступала с знаменитым итал. тенором А. Пертиле. Вс. Т.
ШЕРИДАН (Sheridan), Ричард Бринсли (30. X. 1751, Дублин,-7.VII.1816,
Лондон) - англ. драматург, театр. деятель. Сын актера Т. Шеридана и
писательницы Ф. Шеридан. Окончил аристократич. школу Харроу, затем
учился в юридич. учебном заведении Темпл. В 1773 женился на известной
певице А. Линли. В 1780-1812 - чл. парламента; занимал ряд гос. постов,
был видным деятелем радикального крыла партии вигов. Драматургич.
деятельность начал в 1775, написав комедию "Соперники" (т-р
"Ковент-Гарден", Лондон). Эта комедия провалилась на первом спектакле,
но после переделки была исполнена с огромным успехом и выдвинула автора
в число крупнейших английских драматургов. "Соперники" -
просветительская "комедия нравов", близка комедии эпохи Реставрации,
направлена против сентиментальной драматургии Р. Стила и Р. Камберленда.
В 1775 в "Ковент-Гар-дене" был поставлен двухактный фарс "День святого
Патрика, или Предприимчивый лейтенант", затем балладная опера "Дуэнья"
(1775), музыку к которой написал Т. Линли, отец жены Ш. (в СССР пост.
под назв. "День чудесных обманов", 1943, Моск. драм. т-р им. К. С.
Станиславского). В 1776 Ш. становится пайщиком т-ра "Друри-Лейн"
(Лондон), приобретя пай ушедшего из т-ра Дж. Гаррика. К 1780, выкупив
остальные паи, становится владельцем и руководителем этого т-ра. В 1777
пост. здесь комедию "Поездка в Скарборо" (переделка комедии Дж. Ванбру
"Неисправимый, или Добродетель в опасности"). В 1777 пост. лучшая пьеса
Ш. "Школа злословия", в к-рой нашли выражение идеи и художеств. практика
англ. просветительской драматургии. Пьеса совмещает глубину раскрытия
характеров с острым развитием действия. В ней по-новому разрабатываются
привычные ситуации драматургии 18 в. "Школа злословия" - один из лучших
образцов социальной сатиры в англ. драматургии. Ш. обличал лицемерие,
ставшее распространенным пороком бурж.-аристократич. среды в Англии.
В 1779 Ш. пост. в "Друри-Лейн" комедию "Критик", написанную в жанре
"репетиции", где под видом пародии на вымышленную трагедию изобразил
события англо-испанской войны 1779-83. Комедия является также блестящим
образцом литературной театр. полемики. В 1799 Ш. пост. трагедию
"Писарро", овеянную * предромантич. настроениями (переделка мелодрамы
А. Коцебу "Испанцы в Перу"). Здесь Ш. выступил против колониализма.
Перестройка т-ра "Друри-Лейн" в 1794 и пожар в 1809 разорили Ш. Умер в
нищете.
Комедии Ш. сохраняются в репертуаре т-ров всего мира. Чаще всего
ставится "Школа злословия". В Англии 6 19 в. наиболее известна пост. С.
Фелпса и Э. Вестрис; в 20 в.-спектакль т-ра "Олд Вик" (1948, сэр Питер -
Л. Оливье, леди Тизл - В. Ли). В России пьеса впервые была пост. в 1793.
Значительным этапом в истории советского театра стала пост. МХАТа (сэр
Питер - Яншин, леди Тизл - Андровская, Чарлз Серфес - Массальский,
Джозеф Серфес - Кторов).
Соч.: The works, dramas, poems, translations, speeches and unfinished
sketches, L., 1874; Драматические произведения, в рус. пер., М., 1956.
Лит.: Маршова Н. М., Р. Б. Шеридан, М.-Л., 1960; Gibbs L., Sheridan,
L., [1947]. Ю.К.
ШЕРИШЕВ, Василий (1902-1940) - сов. театр. художник. В 1928 окончил
ВХУТЕМАС и с того же года по 1937 был гл. художником Ленинаканского т-ра
им. А. Мравяна. Оформил ряд спектаклей, пост. В. Аджемяном: "Разлом";
"Марокко" Багдасаряна (1929), "Хлеб" Киршона (1930), "На дне" (1932);
"Мой друг" Погодина (1933), "Шахнаме" Джанана (1934), "Хозяйка
гостиницы"; "Гош" Микаэляна (1936). Работы Ш. отмечены изобретательным
решением сце-нич. пространства, эффектным использованием цвета, света и
сценич. техники. Л'. Хал.
ШЕРЛИ, Джеймс (18.IX.1596-29.Х.1666)- англ. драматург. Учился
в Оксфорде и Кембридже, стал духовником англиканской церкви. Недолгое
время был учителем грамматич. школы. С 1625 начал заниматься
драматургич. деятельностью. В 1637 - 1640 писал пьесы для т-ра в
Дублине. После Ф. Мес-синджера был драматургом "Труппы короля"
(16401642). Ш. называют "последним елизаветинцем"; его драмами
завершается "золотой век" англ. драмы. В отличие от ранних
драматургов-гуманистов, писавших для наро да, Ш. создает пьесы для
аристократич. публики, к-рые ставятся в т-ре "Блэкфрайерс". Он писал
пьесы-маски ("Торжество мира", 1635, и др.), к-рые ставил И. Джонс,
комедии, трагикомедии, трагедии. Лучшие трагедии Ш. "Изменник" (1631,
"Труппа королевы Генриетты") и "Карнавал" (1641, "Труппа короля")
построены на острых интригах, изображают кровавые события. Из комедий Ш.
лучшие-"Халд-Парк" (1632, "Труппа королевы Генриетты") и "Легкомысленная
леди" (1635, там же), в которых живо изображены нравы аристократической
среды. Этими пьесами Ш. подготовил почву для появления драматургии
Реставрации.
Соч.: Dramatic works and poems, ed. by W. Gifford and A. Dyce, v.
1-6, L., 1833; The best plays of the old dramatists, ed. by E. Gosse,
L., 1888 (The Mermaid series);
"Хайд-Парк", в кн.: Современники Шекспира, т. 2, М., 1959, с.
403-522.
Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2, М.-Л., 1945, с.
137-38; Gosse E., J. Shirley, в кн.:
S h i г 1 е у J., The best plays..., L., 1888, p. VII-XXX;
Parrot T.M., Ball R. H.,A short view of Elizabethan drama, N. Y.,
1943, N. Y., 1958, p. 268-79; Boas F. S., An introduction to Stuart
drama, L., 1946, p. 352-78. A. A.
ШЕРМАЗАНЯН, Галуст Арутюнович (1815 - 1883) - арм. театр. деятель,
драматург. Был владельцем театр. здания под названием
"Шермазанян-дарбас" в Тифлисе, где с 1836 ставились арм. спектакли, в т.
ч. пьесы самого Ш. Автор бытовых комедий и романтич. драм - "Асри-бек и
Гики", "Моя невеста Араз", "Национальная свадьба", "Батоно Хампери". В
истории арм. т-ра важное значение имела сатирическая комедия Ш.
"Описание некоторых делишек епископа Карапета" (1842), где высмеивались
духовенство и чиновничество. После первых спектаклей пьеса была
запрещена царской цензурой. Б. А.
ШЕРМАН, Исай Эзрович (р. 11.VII.1908) - рус. сов. дирижер. Засл. арт.
РСФСР (1940), нар. арт. Карел. АССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с
1943. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию (дирижерский класс Н. А.
Малько). С 1930 - дирижер Ленингр. Малого оперного т-ра, где участвовал
в пост. сов. опер: "Фронт и тыл" ("За красный Петроград") Гладковского
(1930), "Камаринский мужик" Желобинского (1933), "Леди Макбет Мценского
уезда" Шостаковича (1934),"Тихий Дон" Дзержинского(1935). В 1937-45 -
дирижер Т-ра оперы и балета имени С. М. Кирова; в 1945-49 - Ленингр.
Малого оперного т-ра; в 1951-55- гл. дирижер Тат. т-ра оперы и балета
(Казань); в 1956-58 - Горьковского т-ра оперы и балета им. Пушкина; в
1958-60 - Муз.-драм. т-ра в Петрозаводске; в 1961-66-Т-ра оперы и балета
им. Мусы Джалиля (Казань).
Дирижировал операми; "Любовь Яровая" Энке (1947, Малый оперный т-р),
"Дорога победы" Жиганова (1955, Тат. т-р оперы и балета), "Мать"
Хренникова (1957, Горьков-ский т-р оперы и балета), "Кумоха" Пергамента
(1959, Муз.-драм. т-р Карел. АССР); балетами: "Лауренсия" Крейна(1939),
"Ромео и Джульетта" Прокофьева (1940, оба в Т-ре оперы и балета им. С.
М. Кирова) и др.
Ведет педагогич. работу с 1937 в Ленинградской, Горьковской и
Казанской консерваториях (с 1944 - доцент, с 1963 - профессор).
Выступает в качестве симфонич. дирижера. Ир. Г.
ШЕРРИФФ (Sherriff), Роберт Седрик (р. 6.VI. 1896) - англ. драматург,
писатель. Учился в Оксфорде. Написал несколько пьес для любительского
т-ра. Первая пьес", пост. на проф. сцене,- "Конец пути" (1928, Сценич.
об-во в помещении т-ра "Аполло";
1929, т-р "Савой") - принесла Ш. широкую известность, позднее была
пост. во мн. т-рах др. стран (пер. на рус. яз. в 1935). Действие пьесы
происходит в траншеях на участке одного из фронтов 1-й мировой войны.
Герои пьес -'- средний командный состав британской армии. Ш. показывает
их внутр. опустошенность, сознание бесцельности кровопролития,
разоблачает мнимый героизм.
Др. пьесы: "Зеленая лужайка барсука" (1930), "Ветровал" (1933),
"Остров св. Елены" (совм. с Ж. де Казалис, 1936, т-р "Олд Вик"), "Мисс
Мейбл" (1948, т-р "Датчес"), "Дома в семь" (1950, т-р "Уиндхемс"),
"Белая гвоздика" (1953), "Долгий заход солнца" (1955). ф. Jf.
ШЕРШЕНЕВИЧ, Вадим Габриэлевич [24.1(5.11). 1893-18. V. 1942] - рус.
сов. поэт, переводчик, драматург. Учился на филологич. и юридич. ф-тах,
окончил физико-математич. ф-т Моск. ун-та. Первые театр. работы -
переводы пьес "Благовещение" Кло-деля и "Ромео и Джульетта" Шекспира -
были пост. в моек. Камерном т-ре (1920, 1921). В моек. т-рах шли
переводы и сценич. обработки Ш.: "Король-уголь" по Синклеру (1922,
Замоскворецкий т-р), "Калигула" Дюма-отца (1923, Т-р им. МГСПС), "Черная
месса" Сарду (1924, б. Т-р Корша), "Дикарь" по Вольтеру (1929, Студия
Малого т-ра). В 1921-23 Ш. работал в Опытно-героическом т-ре, здесь была
пост. его пьеса "Дама в черной перчатке", а также в пер. и обработке Ш.
ставился "Эдип-царь" Софокла и др. Ш. принадлежат также (гл. обр. в
соавторстве) новые тексты оперетт и муз. комедий: "Цыганский барон" и
"Донна Жуанита" Штрауса, "Нищий студент" и "Гаспарон" Миллекера,
"Корневильские колокола" Планкета, "Близнецы" Шеншина (по "Двенадцатой
ночи"), "Боккаччо" Зуппе. Выступал и как сценарист, писал театр.
фельетоны. А. Шн.
ШЕСТАКОВ, Виктор Алексеевич (10.III.1898 - 21.XII.1957) - рус. сов.
театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1948). Работу в т-ре начал в
1917 (Орловский драм. т-р). Еще в период обучения во ВХУТЕМАСе
(1921-24) поступил по приглашению В. Э. Мейерхольда в моек. Т-р
Революции; был гл. художником этого т-ра (1922-27). Затем работал в Т-ре
им. Мейерхольда. Утверждая принципы конструктивизма, Ш. стремился
освободить сцену от украшательства и иллюстративности, искал
выразительной остроты и динамики в планировке оформления. Художник
строил единые установки, трансформирующиеся с помощью смены деталей,
состоящие из станков, площадок, лестниц: спектакли "Человек-масса"
Толлера (1923), "Доходное место" (1923), "Спартак" Волькенштейна (1923),
"Эхо" Билль-Бе-лоцерковского (1924) - все в Т-ре Революции. Использовал
движущиеся лифты и щиты, световые и киноэкраны ("Озеро Люль" Файко,
1923, там же), монтаж бытовых предметов ("Воздушный пирог" Ромашова,
1925, там же). Нек-рую рационалистичность, сухость, сказавшиеся в
творчестве Ш. этого периода, художник стремится преодолеть в последующие
годы. Со 2-й пол. 30-х гг. он создает декорации, основанные на
живописно-объемном принципе оформления, эмоциональные, поэтически
обобщенные образы.
С 1946 Ш.- гл. художник Моск. т-ра им. Ленинского комсомола. Оформил
здесь спектакли: "Семья Ферелли теряет покой" Хелман (1945), "Жаркое
лето Кравченко (1947), "Семья" Попова (1949), "Полковник Фостер признает
себя виновным" Вайяна (1952), "Мужество" по Кетлинской (1955), "Вишневый
сад" (1954). Среди работ Ш.- декорации к спектаклям: "Начало жизни"
Первомайского (1936, МХАТ 2-й), "Васса Железнова" (1936, Т-р им. МОСПС);
"Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина (1954; Студия Киноактера), "Мандат"
Эрдмана (1956, там же).
Лит.: Марголин С., Художник театра за 15 лет, М., 1933; Виктор
Шестаков. 1898-1957, М., 1960; Бе-скин О., Виктор Шестаков, М., 1965.
М.П,
ШЕСТАКОВ, Николай Яковлевич [р. 20.Ц1.П). 1894] - рус. сов.
драматург. Один из основоположников драматургии т-ров для детей. Начал
лит. деятельность в 1915. Первая пьеса - "Два брата из Ар-плата" (1928,
Моск. обл. ТЮЗ). В Моск. т-ре для детей были пост. пьесы "Алтайские
Робинзоны" (1928), "Аул Гидже" (1929), в Моск. т-ре юного зрителя- "Путь
далекий" и "Дом с привидениями" (1929). Проблемы дружбы, коллективизма,
морали раскрываются драматургом то в форме психологич. драмы
("Креккинг", 1932, "Брат", 1933; обе пост. в Моск. т-ре для детей), то в
форме совр. сказки ("Мик", 1934, Моск. т-р для детей). Пьеса Ш. "Финист
-
Ясный сокол" (1939, МТЮЗ) пост. мн. сов. т-рами. В 1941 Ш. написал
пьесы "Золотое перо" и "Сельский цирюльник". Пьеса "На заре туманной
юности" (1942, Московский обл. ТЮЗ)-одна из первых пьес для детей, посв.
Отечественной войне. Ш. принадлежат одноактные пьесы: "Задача ј 375"
(1941), "Все хорошо, что хорошо кончается" (1950), "Благие намерения"
(1955) и др.
Соч.: Алтайские Робинзоны, М., 1929; Аул Гидже, М., 1930; Дом с
привидениями, М., 1930; Путь далекий, М.- Л., 1931; Финист - Ясный
сокол, М., 1939; Мик, в сб.: ... Открываем занавес, М., 1962.
. Лит.: Гозенпуд А., Театр для детей, в кн.: Очерки истории русского
советского драматического театра, 1917- 1934,т.1,М., 1954; Гурко Г., О
пьесах-сказках, в кн.:
Театральный альманах, кн. 6, М., 1947; Горбунова E., Сказки для
театра, "Театр", 1940, ј 3; М и н д л и н Э., Первые годы детских
театров, в кн.: Театральный альманах, кн. 8, М., 1948; Макарьев Л., На
путях развития драматургии для детей, "Рабочий и театр", Л., 1933, ј ?з.
Е. X.
ШЕСТАКОВА, Мария Ефимовна (р. 8. II 1.1911) - рус. сов. художник.
Нар. художник Бурятской АССР. В 1931 окончила Иркутский художеств.
техникум. С 1946 - художник Бурят, муз.-драм. т-ра (с 1950- Бурят, т-р
оперы и балета). Иск-во Ш. характеризуется тонкостью и музыкальностью в
передаче цветовой гаммы декораций и костюмов, проникновением в стиль
эпохи, поисками выразительных костюмов, помогающих созданию сценич.
образа.
Оформила спектакли: "Евгений Онегин" (1948, 1957), "Лебединое озеро"
(1948, 1957); "Во имя любви" Батуева и Майзеля (1958), "Красавица
Ангара" Книппера и Ямпилова (совм. с Тиминым, 1959), "Баядерка" Минкуса
(1960), "Овод" Спадавеккиа (1961), "Тропою грома" Караева (1964) и др.
Лит.: Соктоева И., Живопись советской Бурятии, Улан-Удэ, 1965. Вал.
Н.
ШЕСТАРОВСКАЯ, Юлия Степановна [19(31'). V. 1871-12.VII.1939] - укр.
сов. актриса. После окончания гимназии работала учительницей в нар.
школе. В 1888 вступила в труппу М. Старицкого. В труппе М. Кропивницкого
(1892-97) и в театр. коллективах под руководством Д. Гайдамаки исполняла
гл. роли: Олеся, Домаха ("Олеся", "Сумасброд" Кропивницкого), Маруся
("Ой, не ходи, Грицю...", "Маруся Богуславка" Старицкого), Харитина
("Наймичка" Карпенко-Карого).
В сов. т-ре развивала лучшие традиции укр. реа-листич. т-ра. Работала
в Днепропетровском т-ре им. Т. Шевченко и др. т-рах. Играла роли Няни
("Анна Каренина"), Старой женщины ("Оптимистическая трагедия").
Ш. обладала большим сценич. обаянием, темпераментом. Ее игре была
присуща бытовая достоверность, искренность в передаче чувств.
Лит.: Мар'яненко ?. О., Сцена, актори, рол?, К., 1964, "Киевское
слово", 1895, 25 июня, ј 2675, с. 3;
"Русское слово", 1897, 15 января, ј 14, с. 3; "Театр" К. 1938, ј с.
46. Е. Хл.
"ШЕСТЕРКА". ("Les Six") - тзорч. содружество франц. композиторов.
Получило назв. в 1920 по аналогии с рус. "пятеркой" (так называли во
Франции "Могучую кучку"). "Ш." объединила А. Онеггера, Ф. Пуленка, Д.
Мийо, Ж. Орика, Ж. Тайфер, Л. Дю-рея. Идейный вдохновитель "Ш." - поэт,
режиссер Ж. Кокто. "Ш." не имела единой художеств. программы, участников
ее сближала оппозиция к романтизму и импрессионизму, воздействие идей Э.
Сати и И. Ф. Стравинского, а также поиски новых принципов композиции.
Членами содружества был создан балет "Новобрачные на Эйфелевой башне"
(1921, "Шведский балет", Париж). После 20-х гг. композиторы "Ш." стали
искать самостоят, пути творчества, и их содружество распалось.
Лит.: Шесть (Новая французская музыка). Сб. статей Игоря Глебова, С.
Гинзбурга, Дариуса Мило, Л., 1926;
ДюменилБ Р., Современные французские композиторы группы "Шести", пер.
с франц.. Л., 1964; Шнеер-с о н Г.. Французская музыка XX века, М.,
1964. Ал М
ШЕФЕР, Александр Николаевич [ЗО.У?П(??.?Х). 1866 - г. смерти неизв. ]
- рус. композитор, дирижер, педагог. В 1886 окончил Петерб.
консерваторию. В 1898-1902 был дирижером частной Панаевской оперы, с
1902 - оперы Нар. дома (Петербург). Автор опер - "Цыганы" (1901, Нар.
дом); одноактного балета "Остров фантазии" (1910, Мариинский т-р,
Петербург). Дирижировал операми: "Цыганы" собств. соч. (1901),
"Орлеанская дева" (1902), "Мазепа" (1906) Чайковского, "Роберт-Дьявол"
Мейербера (1906) и др. в опере Нар. дома (Петербург). Л. Ив.
ШЕХТЕР, Борис Семенович [8(20). 1.1900-16. XII. 1961] - сов.
композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944). Член Коммунистич.
партии с 1940. Окончил Одесскую (1921, класс композиции) и Моск. (1929,
класс Н. Я. Мясковского) консерватории. Автор опер-"1905 год" (совм. с
А.А.Давиденко, 1935, радио, Москва; 2-я ред. 1955), "Юсуп и Ахмет"
(совм. с А. Кулиевым, 1942, Туркменский т-р оперы и балета, Ашхабад),
"Пушкин в изгнании", или "Пушкин и Мария Раевская" по мотивам романов П.
А. Новикова "Пушкин в Михайловском" и "Пушкин на Юге" (концертное
исполнение, 1958, Дом культуры Моск. ун-та; 1959, Свердловский т-р оперы
и балета); музыки к драматич. спектаклям, популярных песен, симф. и др.
соч. В 1934-41 - доцент Моск. консерватории.
Лит.: Белый В., Памяти Бориса Шехтера, "Муз. жизнь, 1962, JM 1. В.
Делъ.
ШИКАНЕДЕР (Schikaneder), Эмануэль (наст. имя и фам.- Иоганн Йозеф
Шиккенедер; Schicke-neder) (l.IX.1751-21.IX.1812) - нем. актер, певец,
режиссер, либреттист, театр. деятель. С 1773 - актер бродячих трупп, с
1778 - директор одной из них (в 1780-81-в Зальцбурге). В 1784-86
выступал в Вене, с 1789 возглавил "Фрейхаустеатр" в Видене (предместье
Вены); в 1801-06 - один из руководителей т-ра "АН дер Вин" (Вена), где в
1805 состоялась премьера оперы "Фиделио" Бетховена. В 1807-09 -
руководитель т-ра в Брюнне (Брно). Автор текста оперы Моцарта "Волшебная
флейта", в первой пост. (1791, "Фрейхаустеатр") исполнял роль Папагено.
Ал. М.
ШИЛЛЕР (Schiller), Леон (14.III.1887-25.III. 1954) - польский
режиссер и театр. деятель. Получил муз. образование. Режиссерскую
деятельность начал в 1917 в "Т-ре Польски", в Варшаве. В 1922 выступал в
т-ре "Редута". С начала творч. деятельности Ш. стремился создавать
монументальные поэтич. спектакли, был последователем А. Мицкевича и С.
Выспянского. Однако его первые работы носили несколько эстетский
характер (стилизованный ми-стериальный спектакль "Пастораль", 1922). В
1924-26 (совм. с В. Хожицей и А. Зель-веровичем) возглавил передовой
демократический Т-р им. В. Богуславского в Варшаве. Острую социальную
борьбу отразили спектакли "Роза" Жеромского (1926) и "Божественная
комедия" Красиньского (1926), осуществленные Ш. в этом театре. После
закрытия театра властями Ш. перешел в "Т-р Польски", где ставил
произведения польской и мировой классич. драматургии. Спектакли Ш.
"Самуэль Зборовский" (1927) и "Кордиан" (1930) Словацкого, "Болеслав
Смелый" (1929) и "Освобождение" (1935) Выспянского, "Юлий Цезарь"
Шекспира (1928) проникнуты бунтарской революц. романтикой. Выдающимся
достижением Ш. на пути утверждения героич. монументального т-ра явилась
пост. "Дзядов" Мицкевича
(1932, Львов). Протестом против социальной несправедливости бурж.
мира были проникнуты спектакли:
"Трехгрошовая опера" Брехта (1929), "Цианкали" Вольфа (1930,
Городской т-р, Лодзь), "Рычи, Китай!" Третьякова (1932, "Т-р Бельки",
Львов). Во время 2-й мировой войны (с 1941) Ш. был заключен в концлагерь
Освенцим, в 1944 переведен в лагерь Мурнау, освобожден сов. войсками.
Идейно-эстетич. программа Ш.- борьба за новаторский, героико-поэтич.,
социально насыщенный т-р- нашла выражение в его стремлении утвердить в
новой Польше нар.-демократич. театр. иск-во. .Он руководил т-рами:
Войска Польского в Лодзи (1945-49; пост. спектакль "Краковцы и горцы"
Богуславского, 1946) и "Т-ром Польски" в Варшаве (с 1949; "На дне",
1949, "Бронепоезд 14-69", 1952, и др. спектакли). С 1933 вел педагогич.
работу по воспитанию режиссеров и актеров, в 1946 организовал театр.
школу в Лодзи, с 1951 руководил отделом т-ра Гос. ин-та иск-в в Варшаве,
созданным по его инициативе, редактировал журнал "Театральный дневник",
был председателем Союза польских артистов т-ра и кино. Ш.- автор
многочисл. статей и рецензий по вопросам т-ра и кино.
Лит.: "Teatr", 1954, ј 10; "Pamietnik teatralny", 1955. ј 3-4 (оба
журнала посвящены памяти Л. Шиллера);
"Театр", 1950, ј 4, с. 91-100; 1962, ј 7, с. 160-62.
ШИЛЛЕР (Schiller), Фридрих (10.XI.1759, Map-бах,- 9. V. 1805,
Веймар)- нем. поэт, драматург и теоретик иск-ва. Род. в семье офицера.
Был принудительно зачислен в закрытое военное уч-ще, при дворе
вюртембергского герцога Карла Евгения. Несмотря на жестокий казарменный
режим училища, пристально следил за обществ, и лит. жизнью, читал Г. Э.
Лессинга, Шекспира, Гете, Ж. Ж. Руссо, увлеченно воспринимал идеи
движения "Бури и натиска" ("Штурм унд дранг"). Ранние стихи Ш. выражали
пылкое свободолюбие, ненависть к феодальному беззаконию, к тирании
властей, отвращение к трусливому филистерству, симпатии к угнетенным. В
уч-ще Ш. написал свою первую драму "Разбойники" (1780) по мотивам
новеллы К. Шубарта. В ней воплотились социэльно-этич. идеалы и
художеств. принципы "Бури и натиска". Смертельная вражда кровных братьев
(популярная тема в драматургии штюрмеров) олицетворяла столкновение
благородного свободолюбия с корыстным властолюбием. Достоинства Карла
делают его главарем шайки разбойников, но эти же достоинства вынуждают
его покинуть шайку, добровольно сдаться властям, т. к. "злом нельзя
исправить зло". Пьеса имела характерные для движения "Бури и натиска"
черты: противопоставление естественных страстей бездушной рассудочности,
культ неограниченной свободы личности, отказ от нормативных,
дисциплинарных ограничений и от примирения с действительностью. Пьеса
первоначально была издана анонимно, пост. в 1782 в Мангеймском т-ре за
пределами Вюртемберга. Каждый спектакль превращался в бурную
манифестацию. Интеллигенция, молодежь шумно приветствовали поэта, реакц.
журналы резко осуждали пьесу. Герцог приказал арестовать Ш. (за
самовольную отлучку за границу) и особым приказом воспретил "сочинять
комедии и подобную чепуху". Осенью 1782 Ш. бежал из Вюртемберга [2-е
изд. "Разбойников" вышло с именем автора и девизом In tyrannos! (На
тиранов!)]. Наступили годы лишений и скитаний, мучительных разочарований
и упорных поисков смысла жизни и творчества. К этому времени относится и
первая тео-ретич. работа Ш., посв. сценич. иск-ву,-"О современном
немецком театре" (1782). В духе просветит. традиций Ш. писал о
назначении т-ра, к-рый "...развертывает перед нами разнообразное зрелище
страданий человеческих. Он ...вознаграждает... приобретением мужества и
опытности" (Собр. соч., т. 6, M., 1957, с. 20). В 1783 Ш. жил
преимущественно в Мангейме, состоял в штате Мангеймского т-ра. Историч.
драму "Заговор Фиеско в Генуе" (1784, Мангеймский т-р) Ш. назвал
"республиканской трагедией". Герой пьесы, честолюбивый, умный аристократ
возглавляет нар. восстание и сам узурпирует власть. Драматург оспаривал
штюрмерский индивидуализм и воплощал в этом произв. свои представления о
внутр. закономерностях любой политич. борьбы, неизбежно выдвигающей
расчетливых властолюбцев. Ш. карает героя, изменившего идеалам нар.
свободы (Фиеско убивает республиканец Веррина), но завершает пьесу
примирение республиканцев со старым герцогом. В спектакле Ш. изменил
конец-Фиеско не погибал, а раскаивался в своих честолюбивых замыслах.
Пьеса "Заговор Фиеско" имела меньший успех, чем "Разбойники". Ш. в
письме к Рейнвальду 5 .мая 1784с горечью писал, что "республиканская
свобода здесь звук без всякого значения, пустое слово". Знаменателен был
успех его новой драмы "Коварство и любовь" (1784, Мангеймский т-р).
Коварство бездушных честолюбцев, придворных карьеристов разрушает любовь
молодого аристократа и девушки из плебейской семьи. Нем. Ромео и
Джульетту убивает не слепая ненависть родовой вражды, не трагич.
сцепление случайностей, как героев Шекспира, а хитроумные расчеты,
целеустремленная интрига, власть сословных предрассудков, т. е.
конкретная действительность нем. феодального захолустья. Традиционно
штюрмерское противопоставление благородной чувствительности
бесчеловечному рассудку стало в этой пьесе - "...первой немецкой
политически тенденциозной драме" (см. Ф. Энгельс, в'кн.: Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 30, с. 333) - общественно-исто рич. и
художеств. правдой. Это подчеркивается эпизодом, в к-ром рассказывается
о продаже солдат в иностр. армии, об одном из гнусных обычаев нем.
абсолютизма. С 1783 вМангейме Ш. начал издавать журн. "Рейнская Талия".
В первом номере были опубликованы сцены новой драмы Ш. Дон Карлос" и
текст речи "Театр. как нравственное учреждение", в к-рой Ш. стремился
сочетать просветительные идеалы иск-ва с штюрмер-скими
сентименталистскими представлениями о стихийной иррациональной
чувственной природе художеств. творчества. В том же году Ш. переехал в
Лейпциг, затем в Дрезден. Работа над пьесой "Дон Карлос" продолжалась
более 4 лет и в окончат, варианте пьеса стала поэтич. и политич.
трагедией (1787, Гамбургский, Мангеймский т-ры). Это - первая пьеса
Ш.,написанная в стихах. Ш. отказывается от штюрмер-ской свободы языка и
композиции. Поиски более строгой драматургич. формы выражают искания Ш.
объективных гармонич. обществ, идеалов. Мятежный субъективизм "Бури и
натиска", отвергающий законы морали, обществ, обязательства и эстетич.
нормы, уступает осознанию ответственности индивидуума перед обществом,
необходимости прочных нравственных принципов. Образ маркиза Позы
олицетворяет бескорыстное, самозабвенное служение идеалам гражданской
свободы, человечности. В пьесе реалистически раскрыты внутр.
противоречия сложных, пластически изображенных персонажей. Показана
несостоятельность просветительских иллюзий, невозможность перевоспитания
тиранов, жесткая сила великодержавной власти, подавляющей гуманный
порыв, даже если он возникает в душе самого монарха. В конце 80-х гг. Ш.
испытывал идейно-творческий кризис, сомневался в смысле и задачах
иск-ва. Считая, что лит-ра и т-р должны служить человечеству, Ш.
отвергал штюрмерский нигилизм, требования абсолютной свободы страстей,
неограниченного творческого самовыражения. Но он не соглашался с тем,
что иск-во должно быть только вспомогательной силой, только средством
распространения философских теорий, пропагандой нравственных законов. Он
пристально исследовал собственное творчество ("Письма о Дон Карлосе",
1788), изучал историю, философию. Особое внимание Ш. привлекало античное
иск-во. Он обращался к античным традициям, стремясь по-новому осмыслить
художеств. наследство тех эпох, когда все виды иск-ва и поэзии имели
решающее значение для обществ, жизни.Ш.пришел к убеждению, что только
слияние идейных, нравственных и эстетич. ценностей придает бессмертную
силу художеств. произведениям. В 1788 Ш. перевел "Ифигению в Авлиде" и
"Финикиянок" Еврипида. В 1789 стал профессором истории в Иенском ун-те.
События франц. бурж. революции 1789-94 воспринял как исторически
необходимые следствия всего предшествующего развития феодальной
государственности. Радовался крушению монархии, гордился тем, что его
"Разбойники" имели успех в революц. Париже. В 1792 Конвент присвоил Ш.
звание "почетного гражданина французской Республики". Однако отношение
Ш. к событиям, происходившим во Франции, к новым обществ.-исто рич.
проблемам, возникавшим из противоречивого развития бурж. революции, было
сложным. Ш. судил о политических событиях не только как моралист,
поборник абсолютных вечных законов гуманизма, но и как философ-историк;
он раньше мн. современников увидел бесплодность террора, к-рый из
средства революц. борьбы становился самоцелью и расчищал пути не
революции, а реакции. В 1795 Ш. предсказал наступление военной
диктатуры. События во Франции, окончившиеся коронованием Наполеона,
общественно-политич. несостоятельность нем. феодальных государств,
бедствия народа, войны и нищета обостряли идейно-творч. кризис поэта.
Стараясь найти ответы на вопросы о смысле истории и смысле человеческой
жизни, он усиленно изучал философию И. Канта, разрабатывал эстетич.
теории, особенно много занимался теорией драмы и сценич. иск-ва ("О
причине удовольствия, доставляемого трагическими предметами", "О
трагическом искусстве", 1792, "Письма об эстетическом воспитании",
1795). Ш. считал построение истинной свободы "самым совершенным из
произведений искусства" (Собр. соч.,т. 6. М., 1957, с. 253). Однако,
подобно своему герою маркизу Позе, он понимал неосуществимость
гуманнстич. общественных идеалов и поэтому утверждал необходимость
эстетич. воспитания. В иск-ве и поэзии Ш. видел единственную возможность
к осуществлению идеалов свободы, разума, человечности. Исследуя
конкретно-исто-рич. развитие иск-ва, Ш. подчеркивал его общечеловеческую
непреходящую ценность, утверждая решающее обществ, и воспитательное
значение иск-ва, отвергал требования прямой "моральной целесообразности
в эстетических предметах" так же как классицистские ограничения пределов
"дозволенного" в иск-ве.
В 1794 Ш. начал издавать лит. журнал "Оры" (Ногеп), в к-ром
сотрудничал Гете. Дружба с Гете, начавшаяся в эти годы и усиливавшаяся
после переезда в Веймар (1799), стала знаменательной страницей в истории
нем. и мировой культуры. Ш. преклонялся перед Гете, но, вопреки ему,
считал необходимым идеализировать действительность в иск-ве во имя
эстетич. воспитания человечества. Творч. метод Гете, идущий от
конкретного индивидуального опыта к художеств. обобщениям, Ш.
противопоставлял методу поэтич. дедукции, ведущей от умозрительной общей
идеи к конкретному индивидуальному образу ("О наивной и сентиментальной
поэзии", 1795). Более десяти лет Ш. не писал драм. Это было время
теоре-тич. исследований, философской лирики, баллад, которые Гете назвал
"маленькими драмами", и резкой полемики против романтиков. Но вскоре
наступает новый период интенсивного и многообразного драматургич.
творчества. В 1798-99 была написана трилогия "Валленштейн" - "Лагерь
Валленштейна" (1798), "Пикколомини" (1799), "Смерть Валленштейна" (1799)
- все три пост. в Веймарском т-ре, в 1800- "Мария Стюарт" (1800,
Веймарский т-р), в 1800-01- "Орлеанская дева" (1801, там же), в
1804-"Вильгельм Теллъ" (1804, Веймарский т-р). Начатая в 1804 исто-рич.
драма о смутном времени в России "Дмитрий" осталась незаконченной. Этим
драмам, при всей разнородности их сюжетов, идей, исто рич. и нац. фона,
присущи общие черты: крупные масштабы философской и социально-исто рич.
проблематики, последовательное драматич. построение, реалистич.
правдоподобие в изображении характеров, обществ, и личных отношений. При
этом Ш. свободно обращается с исто-рич. фактами, группируя и даже
видоизменяя их в соответствии с внутр. необходимостью драм. сюжета. Язык
этих пьес более строгий, сдержанный. Герой трилогии "Валленштейн" - исто
рич. лицо Альбрехт Валленштейн, главнокомандующий австр. императорских
армий в годы Тридцатилетней войны. Одаренный полководец, умный, трезвый,
опытный политик оказывается бессильным и гибнет, когда пытается
противоборствовать историч. необходимости. Для достижения цели, к-рую он
считает благом государства, честолюбец применяет безнравственные
средства - ложь, предательство, и его покидают самые преданные друзья.
Мария Стюарт, бывшая королева Шотландии, повинная в убийствах,
кровавых усобицах, осуждена на смерть своей счастливой соперницей
королевой Англии Елизаветой. Казнь Марии неизбежна потому, что этого
требуют интересы британского государства, народ встревожен заговором ее
сторонников, угрозон новых войн и смут. Но страдания обреченной женщины,
ее жизнелюбие, смелость, мечты о свободе очищают виновную героиню,
придают ей обаяние, вызывают сочувствие. Напротив, победившая ее
Елизавета - олицетворение торжествующей государственной власти -
предстает лицемерной, бесчеловечно жестокой.
Героиня "Орлеанской девы" - скромная пастушка Жанна д'Арк,
победоносная воительница за свободу родины, гибнет потому, что, полюбив,
она нарушила роковой обет (Ш. существенно видоизменяет и легенду, и
историю; его героиня погибает не на костре, а в бою, в решающий миг она
спасает короля и умирает победительницей). Коллизия "Мессинской невесты"
развивается по строгим законам "трагедии рока" с хорем, соблюдением трех
единств. Это - единственный у Ш. опыт классицистской драматургии.
Вильгельм Телль - один из персонажей швейцарского фольклора,
становится в драме Ш. нац. героем. В драме сочетаются нар. предания,
летописная история и непосредственное отражение политич. современности.
Вильгельм Телль - вольный охотник, добрый богатырь, защитник слабых -
сперва действует в одиночку, следуя только ;своей совести. Но затем
множество разных действующих лиц объединяется одной общей необходимостью
борьбы против угнетения. Решающее значение в этой пьесе имеют
декоративный фон, муз. сопровождение, реалистич. детали бытовой
обстановки (предусмотрены подробными ремарками). Эти и др. реалистич.
черты драматич. поэтики Ш. закономерно связаны с тем, что впервые в
истории мирового т-ра героем драмы стал народ, не как безликая масса, а
в живом сочетании индивидуальных характеров и судеб. Драма и прежде
всего центр. образ Вильгельма Телля олицетворяют существенно новое для
Ш. и для всей европ. лит-ры представление о решающем историч. значении и
нравственном величии нар.масс. Ш. вдохновенно поэтизирует вооруженную
борьбу народа за гражданские права и человеческое достоинство. В сцене
разрушения крепости Цвингури для современников было очевидным драматич.
прославление разрушителей Бастилии. Но, утверждая право народа на
восстание, на вооруженную борьбу против угнетателей ("если все
испробованы средства, тогда разящий остается меч"), Ш. вместе с тем
настаивает, чтобы средства нар. борьбы были достойны ее благородных
целей. Нек-рые критики видят в гуманистич. морализме Ш. наивную
ограниченность, филистерские предрассудки и этим объясняют художеств.
недостаток его драм - риторичность, нарочитую идеализацию персонажей,
служащих "рупорами" авторских идей, иллюстративную искусственность
отдельных эпизодов, все то, что К. Маркс и Ф. Энгельс назвали
"шиллеризацией". Но проповедническая страстность поэзии Ш., ее наивная и
в то же время благородная целеустремленность, утверждение абсолютных
законов человечности, необходимости деятельной доброты, свободы и правды
в обществ. жизни, в отношениях между отдельными людьми создали
бессмертное обаяние т-ра Ш. и побудили Белинского назвать Ш. благородным
адвокатом человечества. Поэтому драмы Ш. занимали большое место в
репертуаре первых сов. т-ров в годы гражд. войны, в эпоху становления
сов. иск-ва.
Развитие драматургии Ш. от "Разбойников" до "Вильгельма Телля"
определялось развитием его философских взглядов, общественно-исто рич.
мировоззрения. На творчестве Ш. отразились опыт франц. революции,
результаты войн и политич. кризисов, разрушение просветительских
иллюзий, угасание мятежных настроений сентименталистов и романтиков. В
своей первой юношеской драме он показал одинокого смятенного героя,
запутавшегося в неразрешимых противоречиях и потерпевшего неизбежное
поражение, а в последней драме он славит победу нар. восстания, героя,
побеждающего в содружестве с народом. В творчестве Ш. проявлялись
наивные идеа-листич. мотивы, он испытывал приступы отчаяния, но всегда
оставался верен принципам гуманизма.
Сценическая история пьес Ш. Среди известных исполнителей пьес Ш. в
Германии: "Р а з б о й-н и к и" - Г. Бек, И. Ф. Ф. Флекк, А.Матковский,
Л. Бар-най (Карл); А. В. Иффланд, Л.Девриент, Э. Поссарт, II. Веге-нер
(Франц). "Коварство и любовь" - Л. Барнай, М. Девриент (Президент); Г.
Бек, И. Ф. Ф. Флекк, Э. Дев-риент, А. Зонненталь (Фердинанд); Иффланд
(Вурм). "Дон К a p л о с" -И. Ф. Брокман, М. Девриент, К. Фихт-нер (Дон
Карлос); Э. Девриент, А. Зонненталь, А. Матков-ский, А. Моисеи (маркиз
Поза); А. В. Иффланд, А. Басерман (Филипп). "М ария Стюарт" - Ягеман, С.
Шредер (Елизавета); Флекк, Ф. А. Унцельман, Ш. Вольтер (Мария).
"Вильгельм Т е л л ь" - Л. Барнай, А. Моисеи (Вильгельм Телль).
В России: "Разбойники" - П. С. Мочалов, Н. X. Рыбаков, Роб.
Адельгейм, П. В. Самойлов, М. В. Дальский (Карл); П. С. Мочалов, М. Т.
Иванов-Ко-зельский, Раф. Адельгейм, М. Е. Дарский (Франц). "К о-варство
и любов ь" - В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Н. X. Рыбаков, Р. Б.
Апполонский, М. В. Дальский, Ф. П. Горев, Н. П. Россов, Ю. М. Юрьев, К.
С. Станиславский, А. А. Остужев (Фердинанд), Е. С. Семенова, Г. Н.
Федотова (леди Мильфорд); М. И. Велизарский (Луиза), М. С. Щепкин
(Вурм), П. С. Мочалов, М. С. Щепкин (Миллер). "Дон К а р л о с" - В. А.
Каратыгин, П. С. Мочалов, М. В. Дальский (Дон Карлос); А. П. Ленский
(Филипп), А. И. Южин, М. М. Петипа (маркиз Поза). "М ария С т ю а р т" -
Г. Н. Федотова (Елизавета), М. Н. Ермолова (Мария). "Орлеанская д е в а"
- М. Н. Ермолова (Иоанна).
Наиболее значит, постановки пьес Ш. на советской сцене: "Разбойники"
- Большой драматический т-р, Петроград (1919,Карл - Максимов, Франц -
Монахов), Малый т-р (1929, Карл - Остужев, Франц - Рыбников), Т-р им.
Руставели (под назв. "Ин Тиранос", 1933, Карл - Хорава, Франц -
Васадзе); "Дон Карлос" - Большой драматич. т-р (1919, Филипп - Монахов,
Дон Карлос - Максимов, маркиз Поза - Юрьев); "Коварство и любовь" -
пьеса особенно много ставится в нац. республиках - Армении, Грузии,
Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Эстонии и др.; "Мария Стюарт" -
Ленингр. Новый т-р (1938, Мария - Будрейко), Моск. т-р Ленсовета (1940,
Мария -По-ловикова), Моск. т-р Революции (1941, Елизавета-Гли-зер,
Мария-Супротивная), Театр им. Марджанишвили (1955, Елизавета -
Такайшвили, Мария - Анджапаридзе), Художеств. т-р Латв. ССР (1956, Мария
- Берзинь), МХАТ (1957, Елизавета - Степанова, Мария - Тарасова).
На сюжеты пьес Ш. написаны оперы: "Луиза Миллер" (в основу положена
пьеса "Коварство и любовь") Дж. Верди (1849, т-р "Сан-Карло", Неаполь),
"Дон Карлос" Дж. Верди (1867, "Гранд-Опера", Париж), "Орлеанская дева"
П. И. Чайковского (1881, Мариинский т-р, Петербург), "Вильгельм Телль"
Дж. Россини (1829, Париж).
Соч.: Gesammelte Werke, B d 1-8, В., 1954-55; Samtliche Werke,
Hist.krit. Ausgabe. Hrsg. 0. Gunther, G. Witkowski, Bd 1-20, Lpz.,
1910-1911; Полное собр. соч. в переводах русских писателей. Ред. Н.
Гербель, 7 изд., т. 1-3, СПБ, 1893; Собр. соч., под ред. С. Венгерова,
т. 1- 4, СПБ, 1901-1902; Собр. соч., под ред. Ф. П. Шиллера, т. 1-8,
М.-Л., 1936-1950; Собр. соч., под ред. Н. Н. Виль-монта и Р. М.
Самарина, т. 1-7, М-,1955-57; Избр. произв. т. 1-2, M., 1959.
Лит.:' Бахтин Н., Библиографич. очерк русской лит-ры о Ш., в кн.
Шиллер Ф., Собр. соч., т. 4, СПБ, 1902; Шиллер Ф. П., Фридрих Шиллер,
М., 1955;
Лозинская Л. Я., Фридрих Шиллер, М., 1960;
Wiese B. von. Die deutsche Tragodie von Lessing bis Hebbel, Hamb.,
1948; Der Dramatiker F. Schiller und sein Verhaltnis zur Buhne, Munster,
1955; L o t a r P., Friedrich Schiller, Stuttg., 1959.
Обратно в раздел культурология
|
|