Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ ДРАМАТУРГИЯ. Зарождение драматургии и т-ра
на амер. материке связано с ритуальными представлениями ацтеков и
сев.-амер. индейцев. Колонизаторы, интенсивно заселявшие Сев. Америку в
17 в., подавляли развитие нац. культуры коренного населения. Иск-во
колонизаторов-поселенцев также не получило развития из-за гонений со
стороны пуританских властей и длительного подчинения англ. метрополии.
Даже после войны за независимость (1775-83), на протяжении всей истории
амер. т-ра вплоть до 20 в. преобладающее место на сценах страны занимала
англ. драматургия.
Наиболее ранняя пьеса, написанная колонистом Б. Колменом,- "Густав
Ваза", пост. в 1690 студентами Гарвардского колледжа. В 1714 был издан
трехактный фарс Р. Хантера и Л. Морриса "Андро-борус" ("Людоед") - злая
сатира на духовенство. В этом фарсе отразилась борьба за власть между
буржуазией и духовенством. Первая амер. трагедия "Парфянский принц"
Годфри была пост. в 1767 в филадельфийском т-ре "Саутуорк".
Просветительская направленность этой пьесы получила дальнейшее развитие
в драматургии Р. Тайлера и У. Данлепа. В трагедии звучит тираноборческая
тема, навеянная борьбой с англ. метрополией.
Эпоха Просвещения, годы подготовки войны за независимость
способствовали появлению новых произведений. Среди них: драмы X.
Брекенриджа ("Сражение при Банкер-Хилле", 1776, "Смерть генерала
Монтгомери", 1777), М. О. Уоррен ("Низкопоклонник", 1773, "Группа",
1775) и др. Пьесы эти были проникнуты свободолюбием, героич. пафосом, но
они отличались статичностью, тяжеловесной риторикой. В 1787 Тайлер
написал первую нац. комедию "Контраст" (пост. проф. труппой в конце 80-х
гг. 18 в.). Эта бытовая нравоучит. комедия высмеивала "англоманию",
поднимала вопрос о нац. независимости. Идеей патриотизма проникнуты
драмы Данлепа "Андре" (1798), "Храм независимости" (1799), "Размышления
о прошлом, или Американская революция" (1802) и др., комедии "Скромный
солдат, или Любовь в Нью-Йорке" (1787) и "Отец, или Американский
-шендизм" (1789) и др.
В 19 в. американская драматургия продолжает отставать в своем
развитии не только от европ. драматургии, но и от амер. лит-ры. В
репертуаре т-ров преобладают англ. пьесы, франц. мелодрамы, пьесы А.
Коцебу. В 20-30-е гг. происходит нек-рый подъем американской
драматургии, обусловленный распространением в лит-ре романтизма. В
наиболее прогрессивных романтич. пьесах прославлялись подвиги борцов за
свободу - "Гладиатор" (1831), "Оралусса" (1832) Р. Берда, "Метамора"
(1829) Дж. Стоуна, и др. Появились также романтич. драмы на сюжеты
средневековья, насыщенные фантастикой и мистикой:
"Бьянка Висконти" Уиллиса (1837), "Франческа да Римини" Бокера (1855)
и др. '
События гражд. войны (1861-65) вызвали бурный рост аболиционистской
драматургии. Однако эти пьесы представляли собой поверхностные мелодрамы
низкого художеств. уровня. Наиболее значит, из них инсценировки романа
Г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома", сделанные Д. Айкеном и Ч. Тейлором.
Попытки крупных писателей (М. Твен, Ф. Брет-Гарт) обратиться к
драматургии не имели успеха. Исключением были комедии У. Хоуэлса,
успешно шедшие в т-рах США и Англии. В 1-й пол. 19 в. появляются пьесы,
содержащие элементы реализма. Наиболее популярной из них была комедия А.
Моуэтт "Мода, или Жизнь в Нью-Йорке" (1845) - меткая сатира на амер.
буржуазию, пытающуюся подражать франц. аристократам. Дальнейшее развитие
реалистич. драматургия получает в творчестве Б. Хоуарда и Дж. Херна.
Лучшие пьесы Хоуарда: "Генриетта" (1887), "Шенандоа" (1889) и
др.самобытны, лишены подражательства. В -пьесах Херна "Маргарет Флеминг"
(1890), "Ферма у моря" (1892) и др., несмотря на мелодраматизм, правдиво
показана жизнь простых американцев, в т. ч. негров ("Преподобный Гриффит
Давенпорт/, 1899).
На рубеже 19-20 вв. благодаря интенсивному р з-витию капитализма в
США т-р превращается в коммерч. предприятие и подчиняется вкусам
финансовой буржуазии. Т-ры ставят гл. обр. салонные комедии, водевили,
фарсы, муз. комедии, ревю. Нек-рые из них правдиво изображали жизнь
городских низов (водевили Э. Харригена, комедии-фарсы Ч. Хой-та).
Наиболее популярными драматургами тех лет были У. Джиллетт, О. Томас, К.
Фитч. Они создавали внешне занимательные бытовые комедии и драмы,
посвященные гл. обр. конфликтам амер. бурж. семьи. Элементы социальной
критики содержали пьесы Фитча "Честолюбцы" (1901), "Город" (1909); эта
же направленность у лучших пьес Муди-"Смерть" (1906), Шелдона -"Негр"
(1909), "Хозяин" (1911). В нач. 20 в. большое распространение получили
комедии и психологич. драмы на морально-этич. темы: "Нью-йоркская идея"
Митчелла (1906), "Зачем жениться?" Уильямса (1917), "Нас трое" (1906) и
"Он и она" (1912) Крозерс, "Жена Крэга" Келли (1925) и др. Популярнейшим
жанром долгое время оставалась мелодрама. Наиболее известными авторами
этого жанра были драматурги О. Дейвис и Д. Беласко.
После первой мировой войны усиливается коммерч. направленность т-ров,
расположенных на Бродвее - одной из главных улиц Нью-Йорка ("бродвейские
театры). Репертуар этих т-ров отвечает вкусам буржуазии и выражает ее
идеологию. Широкое распространение в этих т-рах получают муз. комедия и
ревю (Ф. Зигфельда и др.). Зигфельд ставил также муз. комедии и
оперетты. В 20-е и особенно 30-е гг. появляется ряд бурж. комедиографов:
Ф. Барри- "Царство животных" (1932), "Весенний танец" (1936) и др.; С.
Берман - "Биография" (1932), "Не время для комедии" (1939) и др.; Дж.
Кауфман -"Американские дороги" (1938), "Гость к обеду" (1939) и др.
Наряду с комедиями, прославляющими амер. образ жизни, создаются и
декадентские драмы ("Отель Юниверс", 1930, "Сюда приходят клоуны", 1938
- Барри, и др.).
Формирование реалистич. драматургии США, неоднородной по своей
идейной направленности и художеств. уровню, протекало за пределами
"бродвейских т-ров". Оно было связано прежде всего с практикой "малых",
а также университетских, рабочих и федеральных т-ров, противостоявших
иск-ву Бродвея. В 20-е гг. выдвинулась целая плеяда драматургов: М.
Андерсон, Ю. О'Нил, Э. Райе, Дж. Лоусон и др. Среди наиболее популярных
пьес 20-30-х гг.- антивоенная драма Андерсона "Цена славы" (совм. с Л.
Столлингсом, 1924); в пьесах "Обе ваши палаты" (1933), "Зимний закат"
(1935), "Бескрылая победа" (1936), "Высокий Тор" (1937) и др. автор
критикует коррупцию и произвол, царящие в правительственных учреждениях,
расовую дискриминацию и др. пороки амер. действительности. Отличит,
особенностью творчества Андерсона является тяготение к морально-этич.
проблематике. Его драматургия включает элементы реализма, но в ней
проявились мистич., идеалистич. тенденции. Драматург стремится придать
амер. т-ру поэтич. звучание. С этой целью он обращается к жанру
стихотворной трагедии ("Королева Елизавета", 1930, "Мария Шотландская",
1933, "Тысяча дней Анны", 1948, и др.). В жанре стихотворной драмы
написаны также пьесы А. Мак-Лиша, к-рый в иносказательной форме
апеллирует к современности ("Паника", 1935, "Падение города", 1937,
"Воздушный налет", 1938, "Иов", 1958, и др.). Крупнейшим драматургом США
1-й пол. 20 в. является 0'Нил, создатель амер. психологич. драмы,
характеризующейся глубоким проникновением во внутр. мир героев. В своих
ранних пьесах ("К востоку на Кардиф", 1916, "Анна Кристи", 1922, и др.)
он выступает с позиций критич. реализма, трезво оценивая капиталистич.
действительность. О'Нил - один из первых амер. драматургов- делает
героем своих пьес негра ("У всех детей господа бога есть крылья", 1924,
рус. пер. "Негр"), "Император Джонс" (1920). Однако объективная оценка
представителей негритянского народа снижается в этих пьесах благодаря
натуралистич. и мистич. мотивам. Идеалистич. тенденции усиливаются в
последующих произведениях ОНила. Фрейдизм и богоискательство лежат в
основе его драм "Странная интерлюдия" (1928), "Траур к лицу Электре"
(1931), моральный нигилизм и проповедь смерти- в пьесе "Разносчик льда"
(соч. 1938, пост. 1946) и др. В конце творч. пути 0'Нил снова
возвращается к критич. осмыслению амер. действительности ("Немножко от
поэта", 1942, "Долгий день уходит в ночь", соч. 1940, пост. 1956).
В пьесах П. Грина также ставится тема дискриминации негров (серия
одноактных пьес "Одинокая дорога", изд. 1926, "Лоно Авраама", 1926, и
др.). Эти пьесы отличаются глубоким знанием обычаев и нравов
негритянского народа, сочувственным отношением к нему. Но в этих
произведениях Грина также сильны элементы символики, мистики. Хоуард в
пьесах-"Они знали чего хотят" (1924), "Дочь Нэда Маккоба" (1926), "Дух
Янки Дудля" (1937) и др.-дает правдивое изображение жизни простых
американцев, оставаясь при этом в рамках бурж. либерализма. Тема судьбы
"маленького человека" нашла свое отражение и в пьесах У. Сарояна'. "В
горах мое сердце" (1939), "Дни нашей жизни" (1939), "Прекрасные люди"
(1941) и др. Пьесы Сарояна поэтичны и гуманны. Но, воспевая чистоту
помыслов и поступков своих героев, Сароян отрывает их от конкретной
историч. среды, переносит в мир грез.
Создание подлинно реалистич. драматургии, основой к-рой является
социальная проблематика, принадлежит драматургам Раису, Лоусону и др.,
но мн. драматурги реалистич. направления в 20-х гг. испытали влияние
экспрессионизма (Райе - "Счетная машина", 1923; Лоусон - "Гимн
участников процессии", 1925, и др.). В дальнейшем они укрепляются на
позициях критич. реализма и закладывают основы социальной драмы
("Уличная сценка" Раиса, 1929, "Маршевая песня" Лоусона, 1937, и др.).
Экономич. кризис 1929-33, резко обостривший классовые противоречия
внутри страны, усилил борьбу широких масс за экономич. и политич. права,
вызвав подъем демократич. сил. В 30-е гг. получает широкое развитие
социальная драма. Пьесы, разоблачающие капиталистич. действительность,
изображающие жизнь и борьбу пролетариата, создают драматурги: А. Малъц -
"Темная шахта" (1935), "Рядовой Хикс" (1935), "Мир на земле" (1934,
совм. с Дж. Скла-ром); К. Одетс - "В ожидании Лефти" (1935), "До самой
смерти" (1935), "Золотой мальчик" (1937);
П. Питере - "Ура, я бродяга!" (1931), "Грузчик" (1934); С. Кингсли -
"Люди в белых халатах" (1933), "Тупик" (.1936) и др. В 30-х гг. в
произведениях прогрессивных драматургов впервые приобретает подлинно
реалистическое социальное осмысление образ положительного героя - негра
("Они не умрут" Уэксли, 1934, "Грузчик" Питерса и Склара, 1894, и др.).
Во 2-й пол. 30-х гг. широкое признание завоевывает новый своеобразный
жанр-"живые газеты",-созданный нью-йоркскими федеральными т-рами под
рук. Раиса и при участии мн. журналистов. Это динамичные остро
злободневные сценки на социальные и политич. темы, взятые из газет,
написанные лаконичным языком плаката ("Эфиопия", 1936, "Одна треть
нации", 1938, и др.).
В конце 30-х гг. создаются пьесы на антифашистские темы, "Пятая
колонна" Хемингуэя (соч. 1937, пост. 1940). Среди антивоенных пьес -
"Джонни Джонсон" Грина (1937). Глубоким драматизмом, страстным
разоблачением милитаризма проникнута пьеса И. Шоу "Похороните мертвых"
(1936). В эти годы к драматургии обращаются крупные писатели. Дж.
Стейнбек пишет пьесу на основе своего романа "О мышах и людях" (1937); с
успехом идет "Табачная дорога" по Колдуэллу (1933, инсц. Д. Киркленда).
В эти же годы появляются первые пьесы Л. Хелман, крупнейшей
представительницы критич. реализма 30-40-х гг. ("Час детей", 1934,
"Настанет день", 1936). Ее пьесы- "Лисички" (1939), "Порыв ветра"
(1944), "За лесами" (1946) и др.-приобретают широкую популярность.
Очередной экономич. кризис 30-х гг., усиление реакции, начало 2-й
мировой войны вызвали резкий спад культурной жизни США. Закрываются мн.
прогрессивные т-ры, творчество нек-рых крупных драматургов, стоящих на
позициях критич. реализма, утрачивает социальную и обличительную остроту
(пьесы Одетса - "Ночная музыка", 1941, "Столкновение ночью", 1941, и
др.). На Бродвее продолжает ставиться легковесная драматургия. Однако и
в эти годы появляются пьесы о войне, антифашистские пьесы: "Стража на
Рейне" Хелман (1941), "Свеча на ветру" Андерсона (1941), "Луна взошла"
Стейн-бека (1942).
После окончания 2-й мировой войны в США начинает проводиться политика
"холодной войны", способствующая усилению реакционных декадентских
течений в иск-ве и в С. Ш. А. д. Оружием в идеологич. борьбе буржуазии
становятся милитаристич., человек онена-вистнич., упадочнические
произведения. Критика поднимает на щит такие пьесы, как "Приказ
командира" Хейнса (1947), "Сила великана" Э. Синклера (1949), "Трамвай,
именуемый "Желание"" Теннесси Уильямса (1947) и др.
Декадентским пьесам противостоит прогрессивная драматургия,
развивающаяся на основе реалистич. традиций предшествующих десятилетий:
"Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо (1945), "Суровое испытание" Миллера
(1958), "Дело Моррисона" Мальца (соч. 1953), "Те, кто сеят беду" Беллака
(1955), "Дневник Анны Франк" Хакетта и Гудрич (1956). Наибольшее
значение в развитии совр. прогрессивной драматургии США имеет творчество
А. Миллера. Морально-этич. проблематика в его пьесах тесно связана с
раскрытием социальной основы драматич. конфликтов, порождаемых амер.
действительностью ("Все мои сыновья", 1947, "Смерть коммивояжера", 1949,
дилогия "Воспоминание о двух понедельниках" и "Вид с моста", 1955,
"После грехопадения", 1964). Но,стремясь проникнуть в глубины человеч.
психики, автор порой преувеличивает значение бессознательных био-логич.
импульсов, извечных темных сил судьбы, к-рые будто бы управляют
человеком и нередко берут верх над силами социальными. Отсюда
фрейдистские и экзистенциалистские мотивы в его последних пьесах.
"Холодная война" и усиление антиреалистич. течений отрицательно
сказались на творчестве многих прогрессивных драматургов. В послевоенных
пьесах Одетса-"Большой нож" (1948), "Деревенская девушка" (1950),
"Цветущее персиковое дерево" (1954), и Хелман "Осенний сад" (1951),
"Куклы на чердаке" (1960), "Мама, папа и я" (по роману Б. Блечмена
"Сколько?"), круг тем сузился и потерял свою общественную значимость, в
них отчетливо сказывается влияние модернизма.
В современной американской драматургии происходит ожесточенная борьба
между различными направлениями. Иногда эта борьба проявляется в
творчестве одного и того же драматурга, порождая противоречия,
взаимоисключающие тенденции. Так, в пьесах Теннесси Уильямса ущербность,
психопатология, натурализм ("Кошка на раскаленной крыше", 1956,
"Сладкого-лосная птичка юности", 1960, и др.) сочетаются с критикой
капиталистич. общества, проповедью гуманизма ("Путь действительности",
1953), прославлением человечности и душевной красоты людей, обреченных
на гибель в атмосфере мещанского ханжества и ненависти ("Орфей
спускается в ад", 1957). П. Чаевский- автор реалистич. пьесы "Марти"
(1953) отходит от своих позиций в драмах "Середина ночи" (1959),
"Десятый человек" (1959), "Гидеон". (1961), обращается к мистике,
прибегая к стилизации и усложненному языку. Тема безысходного
одиночества, якобы неизбежного в человеч. обществе, лежит в основе пьесы
У. Гибсона "Двое на качелях" (1959), но его же пьеса "Сотворившая чудо"
(1961) - гимн человеческой любви, человеческому единению,
самоотверженности. Во "внебродвейских т-рах" порой ставятся пьесы амер.
драматургов, использующих новейшее направление "антитеатра",
представляющего собой крайнюю степень разложения театр. иск-ва (А.
Копит-"О папа, бедный папа, мама повесила тебя в чулане и мне так
грустно"; М. Роберт-"Девы и любовницы в зверинце";
Э. Олби -"История в зверинце"). Однако в творчестве драматургов
нового поколения все смелее утверждаются тенденции, противостоящие
реакционной декадентской драматургии. Человечностью проникнуты
семей-но-бытовые драмы У. Инджа, в к-рых драматург правдиво показывает
жизнь "маленьких людей" Америки. Фантастич. сатирич. комедия Г. Видала
"Визит на малую планету" (1957) направлена против поджигателей войны,
сатирич. пьеса "Лучший человек" (1960) разоблачает предвыборную борьбу
за президентское место. Даже среди потока легковесных произведений,
по-прежнему заполняющих репертуар "бродвейских т-ров", появляются пьесы,
критикующие амер. образ жизни. Так, муз. драма "Вестсайдская история" А.
Лорентса и Л. Бернстайна (1957), проникновенно расскавывающая о совр.
Ромео и Джульетте, ставит важные социальные проблемы преступности
подростков и расовой нетерпимости; пьеса Б. Стэвиса "Стальные знамена",
поев. событиям гражданской войны (этому же драматургу принадлежит пьеса
о Джоне Хилле - "Человек, который никогда не умирал", 1954), и "Чудеса в
гостиной" Лоусона разоблачают агрессивную реакционную политику США,
"холодную войну" и призывают к единению прогрессивных сил.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 2-3, М., 1957-1963; История американской литературы, т.
1,М.-Л., 1947; The Cambridge history of American literature, v. 1, N.
Y., 1917; D i c-k i n s о n Th. H., Playwrights of the New American
theatre, N. Y., 1925; Q u i n n A., A history of the American drama from
the beginning to the Civil War, N. Y., 1946; его же, A history of the
American drama from the Civil War to the present day, N. Y., 1945; К г u
t с h J., The American drama since 1918. An informal history, N. Y.,
1957; American plays, ed. by A. G. Halline, N. Y., [1935]; Sixteen
famous American plays, ed. by B.Cerft, H. Cartmell, N. Y., [1941];
Representative American plays, ed. A. Quinn, N. Y., 1925; The best
plays, N. Y., 1956. Я. Б. СОЕДИН‚ННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ ТЕАТР.
Ранние сведения о т-ре Сев. Америки относятся к 17 в., когда
миссионеры, приехавшие из Европы, устраивали мистериальные
представления, служившие целям религиозной пропаганды. Светское театр.
иск-во, нар. игры, праздничные увеселения преследовались пуританами. В
18 в. в Америке гастролировали иностранные,преим. английские, труппы.
Одной из ранних форм светских театр. представлений были любительские
спектакли учащихся колледжей, ставивших в основном произведения англ.
драматургов ("Смерть Катона" Аддисона в исполнении студентов Виргинского
колледжа, 1736). Эти представления устраивались гл. обр. в юж. штатах,
где пуритане не имели большого влияния. Первое театр. здание было
построено в Уиль-ямсбурге (Виргиния) в 1716. Здесь же 15 сент. 1751
спектаклем "Венецианский купец" открылся т-р Л. Халлема. Эта англ.
труппа положила начало проф. театр. иск-ву Сев. Америки. На сцене т-ра
Халлема ставились пьесы Шекспира и др. англ. драматургов. После смерти
Халлема (с 1758) труппу возглавил актер Д. Дуглас, успешно боровшийся с
пуританским обскурантизмом.
Во время войны за независимость (1775-83) театр. представления были
запрещены. В 1785 в Нью-Йорке возобновила свою деятельность труппа Л.
Халлема младшего. Основой репертуара по-прежнему была англ. драматургия.
К концу 18 в. начинают ставиться и пьесы амер. авторов, гл. обр. У.
Данлепа, к-рый в 1796-1812 был антрепренером т-ров "Старая американская
компания" и "Парк". Лучшие актеры Америки
18 в. были англичанами (Т. Уигнелл, Дж. Хочкин-сон, У. Уоррен, Дж.
Феннелл, Т. Купер и др.).
В 1820-30-х гг. в крупных городах создаются т-ры, возглавляемые
дельцами-антрепренерами, строятся спец. театр. помещения. Среди этих
т-ров "Парк", "Четем", "Бауэри" - в Нью-Йорке, "Честнат Стрит"- в
Филадельфии, "Тремонт" - в Бостоне и др. Художеств. уровень спектаклей
был низким. Обычно представления состояли из цирковых номеров, пантомим,
мелодрам и др. В 1-й пол. 19 в., несмотря на сопротивление пуритан и
части буржуазии, театр. иск-во развивается, растет уровень
исполнительского мастерства, определяются осн. черты нац. актерской
школы (демократизм, правдивость). В 19 в. выдвинулась плеяда мастеров
сцены: Дж. Бутс, Э. Форрест, Ш. Кашмен, А. Олдридж, д. Бутс, Дж.
Джефферсон, М. Фиск, М. Адаме, Дж. Марло, семья Барримор, Р. Мансфилд и
др. Организуются труппы, наз. менестрели. Возникает новый жанр
спектаклей, включающий скетчи и концертные выступления. Этот жанр,
утвердившийся на сцене т-ров варьете, стал характерным для т-ра США.
Популярность получили также бурлеск и пародия. Во 2-й пол. 19 в.
количество т-ров увеличивается, но эти т-ры являются преим.
передвижными, т. н. бродячими. Популярностью пользовались т. н. плавучие
т-ры, возникшие еще в нач.
19 в. Эти т-ры, передвигавшиеся по реке Миссисипи на пароходах,
давали представления в селениях, расположенных на ее берегах. Капитан
парохода зачастую был и руководителем труппы. "Плавучие т-ры" показывали
наивные мелодрамы, переводные или написанные неизвестными любителями. С
1850-60-х гг. установился порядок, при к-ром антрепренеры, или ведущие
актеры передвижных трупп набирали труппу для постановки одной пьесы и
разъезжали с этой труппой по городам до тех пор, пока постановка делала
сборы, после чего труппа обычно распадалась. Такой же характер носила и
деятельность англ. трупп, гастролировавших в США в 18 в. Подобная
практика способствовала возникновению в нач. 19 в. системы "звезд", при
к-рой актеры становились рук. и владельцами всего театр. имущества. В
спектаклях они, занимавшие ведущее положение в труппах, стремились
выделиться за счет др. исполнителей. Эта система оказывала пагубное
влияние на актерское иск-во, разрушала ансамбль, высокие гонорары
"звездам" оплачивались за счет сокращения сумм на постановку спектаклей.
Система "звезд" окончательно утвердилась в США на рубеже 19-20 вв. в
коммерч. т-рах Бродвея (Нью-Йорк).
Во 2-й пол. 19 в. в крупных городах США возникают стационарные т-ры,
организаторами к-рых часто были актеры из "плавучих т-ров". Спектакли
этих т-ров отличались более высоким художеств. уровнем- т-р Дж. Дрю в
Филадельфии (осн. в 1860); т-р Л. Кин (там же, 1869) и др.
По мере развития империализма, на рубеже 19- 20 вв. монополистич.
капитал проникает и в театр. иск-во, превращая его в источник дохода.
Возникают т-ры, принадлежащие трестам. Стремительно расширяя сферу
своего влияния, эти театры поглощают мн. стационарные т-рЫу остальные
деградируют и погибают, не выдерживая конкуренции трестов. Т-ры,
объединенные в тресты, обычно работали по системе "серийный бег": одна
пьеса ставилась во всех т-рах, принадлежавших тресту до тех пор, пока
она делала сборы. Постановки подобных театров в большинстве случаев
отличались консервативностью, в них преобладали стандарты, штампы. Делая
ставку на кассовый успех, т-ры постепенно превращались в коммерческие
предприятия, пропагандировавшие империалистич. идеологию. В 1896
театральные тресты объединились в театр. синдикаты (в Филадельфии,
Нью-Йорке), к-рые давали разрешения на аренду театр. помещений и
организацию спектаклей. Фирмы синдиката контролировали деятельность
т-ров по стране, получали отчисления от спектаклей и, хотя отдельные
драматурги и деятели т-ров стремились сохранить независимость (Мансфилд,
Фиск), сопротивление их подавлялось синдикатом. В конце 19 в. возникли
коммерч. т-ры Бродвея ("бродвейские театры"). Репертуар этих т-ров
состоял преим. из муз. комедий, водевилей, ревю. Театр. помещения на
Бродвее принадлежали отдельным предпринимателям. Для постановки пьесы
набиралась труппа, арендовалось здание, спектакль ставился до тех пор,
пока он делал сборы; как только сборы падали, труппа распускалась.
На рубеже 19-20 вв. прогрессивная художеств. интеллигенция пытается
противодействовать практике Т-ров Бродвея. Попытки возродить
репертуарный т-р, имеющий в текущем репертуаре неск. пьес, в т. ч.
классические, предпринимали нек-рые богатые любители т-ра ("Новый т-р" в
Нью-Йорке) и актеры (т-ры Фиска, Дж. Джефферсона и др.). Но эти т-ры не
выдерживали конкуренции т-ров, объединенных в тресты, и быстро
закрывались. Более долговечными были т-ры "Республиканский" и "Беласко",
принадлежавшие режиссеру и антрепренеру Д. Беласко. Около 10 лет он вел
борьбу с театр. синдикатом. Однако по своей деятельности его т-ры были
сходны с т-рами Бродвея. Беласко не пропагандировал распространенные на
Бродвее ревю и муз. комедии, но, идя навстречу мещанским вкусам бурж.
зрителя, ставил гл. обр. банальные мелодрамы собственного сочинения,
широко использовал систему "звезд". Беласко был первым крупным
режиссером США, испытавшим влияние натурализма. Положит. значение его
деятельности выразилось в том, что он поднял культуру спектакля,
использовал световые и шумовые эффекты, технически усовершенствовал
сцену.
Наиболее действенной и прогрессивной формой протеста против
бродвейского коммерч. иск-ва было движение т. н. малых театров,
начавшееся в первом десятилетии 20 в. и принявшее широкий размах после
1-й мировой войны. Эти коллективы боролись за общедоступный репертуарный
т-р, за развитие и утверждение нац. драматургии, режиссуры,
популяризацию классики, создание ансамбля, новаторство в выборе
художеств. средств, синтез различных иск-в в спектакле. Они стремились
возбудить интерес к театр. иск-ву среди широких слоев населения. Но
деятельность мн. малых т-ров ("Нейборхуд плейхаус" и др.) была
противоречива, в их спектаклях реалистич. принципы сочетались с
модернистскими устремлениями. Эти т-ры возникли как любительские
коллективы во мн. частях страны, выступали в клубах, общественных
зданиях, иногда даже в деревенских сараях. Постепенно мн. любительские
труппы становились профессиональными, в т. ч.: т-ры "Вашингтон Сквер
плейере" (1916-18), реорганизованный впоследствии в "Гилд-тиэтр" (1919),
"Провинстаун плейере" (1916-29). Новаторство, прогрессивные обществ.
устремления малых т-ров (встречи со зрителями, конференции, смотры,
конкурсы) способствовали обновлению театр. иск-ва США в 1920-30-е гг.
"Груп-тиэтр" пропагандировал идеи Станиславского, осваивал опыт М.
Рейнхардта и др. передовых режиссеров. Движение малых т-ров встретило
поддержку высших учебных заведений, провинциальных муниципалитетов.
Крупнейшие ун-ты начали подготовку деятелей т-ра, открывали театр. ф-ты,
вводя в преподавание театр. дисциплины, организовывали семинары для
начинающих драматургов, театр. лаборатории для постановки их пьес
(напр., осн. в 1912 "47-я мастерская" проф. Беккера в Гарвардском
ун-те). Открывались учебные, т. н. университетские театры (т-р Иельского
ун-та, осн. в 1926; ун-та в Айове, осн. в 1934; колледжа Уильямса, осн.
в 1941, и др.). С деятельностью малых и университетских т-ров тесно
связано творчество крупнейших драматургов: Ю. 0'Нила, С. Хоуарда, П.
Грина, Э. Раиса, А. Мальца, Дж. Лоусона и др.; режиссеров: А.Хопкинса,
Ф. Мелле-ра, X. Клермена, Л. Страсберга, Э. Казана, Р. Маму-лянаидр.;
актеров: А. Ланта, Л. Фонтанн, К. Кор-нелл, X. Хейс, Е. Ле Галъенн, Дж.
Барримора, М. Гилмор, Л. Адлера и др.; театр. художников: Р. Джонса, Л.
Саймонсона, Н. Бел-Геддиса, С. Хью-ма, М. Горелика, Д. Милзинера, Р.
Питерса и др. Передовые деятели амер. т-ра способствовали утверждению в
нац. иск-ве реалистич. тенденций. В конце 30-х гг. П. Грин организовал в
штате Сев. Каролина спектакли на открытом воздухе, положившие начало
новой театр. форме - фестивалю.
После 1-й мировой войны и особенно в период эко-номич. кризиса
1929-33 усиливается процесс формирования пролетарской театр. культуры. В
1927 возникает "Театр новых драматургов", созданный Дж. Лоусоном, М.
Голдом и др. Они ставили пьесы, посвященные острой социальной тематике
("Хобокен Блюз" Голда, "Интернационал" Лоусона и др.). Несмотря на то,
что т-р этот существовал только три года, он оказал большое влияние на
формирование передового театр. иск-ва. В 1929 работало более 200
агитпропгрупп (агитбригад). Разъезжая по стране, они показывали на
заводах (на митингах, во время забастовок) небольшие пьесы - "летучки",
посвященные жизни и борьбе рабочего класса. Широкую популярность
приобрела группа Дж. Рида в Филадельфии, "Пролетарская сцена" нем.
рабочих в Нью-Йорке и др. В 1930 мн. агитпропгруппы объединились в
"Рабочий лабораторный т-р". Большое значение для развития рабочего т-ра
имела Всеамериканская олимпиада (1932), после проведения к-рой была
сформирована Лига рабочих т-ров, входившая в Междунар. объединение
рабочих т-ров (МОРТ) в Москве. Лига открывала студии и театр. школы для
обучения рабочих актерскому мастерству, режиссуре. К работе в
агитпропгруппах привлекались прогрессивные деятели т-ра. Возникли и
стационарные рабочие т-ры; они ставили пьесы - "Матросы из Катарро"
Вольфа, "Грузчик" Питерса и Склара, "Судный день" Раиса (1932, т-р
"Юнион"), "Достигаев и другие" и "Егор Булычев и другие" Горького (т-р
"Артеф", возник в конце 1920-х гг.). Большое влияние на развитие
американского театра оказал приезд в 1923-24 МХАТа. С этого времени
принципы МХАТа, система Станиславского оказывают решающее воздействие на
передовой амер. т-р. Под влиянием МХАТа был создан "Гражданский
репертуарный театр", утверждавший высокое качество репертуара,
лаконичность формы, установивший умеренные цены на билеты.
В годы кризиса (1929-33) количество т-ров в стране резко сократилось,
закрылись и репертуарные т-ры, т-р "Гилд" превратился в коммерческий.
Безработица среди актеров заставила пр-во в 1935 субсидировать
федеральные театры. Возникло 158 федеральных т-ров. Они были первыми в
истории Америки гос. т-рами. Эти т-ры возглавляли X. Фленаган, Э. Райе и
др. Наряду с постановкой классич. и совр. прогрессивной драматургии
федеральные т-ры использовали газетный материал; ставились злободневные
спектакли типа "живой газеты". По мере того как все отчетливее
становилась передовая направленность федеральных т-ров и росла их
популярность у массового зрителя, усиливалось наступление реакции,
правительств, субсидия сокращалась и в 1939 выдача ее прекратилась.
Прогрессивные тенденции выражал и созданный в 1931 т-р "Груп". В течение
10 лет своей деятельности (закрылся в 1941) т-р следовал по пути МХАТа,
ставил реалистические спектакли. Здесь работали режиссеры Страсберг,
Клермен, Казан, художник Горелик
Обострение междунар. и внутриполитич. обстановки в конце 30-х гг.
(экономич. кризис 1937, наступление реакции, 2-я мировая война) усилило
спад театр. иск-ва. Закрылись рабочие, федеральные и многие малые т-ры
(т-р "Гилд" превратился в обычный "бродвейский т-р"). После окончания
войны разгул мак-картизма затормозил развитие передового иск-ва. На
Бродвее господствовали муз. комедии и ревю, сенсационные боевики, но все
же прогрессивные тенденции пробивали себе дорогу. В это время началось
возрождение и возникновение новых любительских и проф. театр. трупп,
противостоявших политич. реакции. Многие из них участвовали в борьбе за
мир; объединения "Народная драма", труппа "Интерплейерс" и др. принимали
участие в митингах протеста, направленных против реакционной цензуры и
др. В нач. 50-х гг. возникли объединения "Новые драматурги", "Народные
актеры" и др., в к-рые входят различные т-ры, студии, театр. школы. Они
ставят в основном прогрессивные пьесы совр. амер. драматургов.
В 1946 Е. Ле Гальенн и режиссер М. Уэбстер основали "Американский
репертуарный т-р" в Нью-Йорке, просуществовавший около года. Т-р этот
ставил преимущественно классические произведения. В 1955 в пригороде
Нью-Йорка открылся первый в США Шекспировский т-р.
В 60-е гг. усиливается значение небольших любительских
полупрофессиональных и проф. т-ров, растет их количество. Вместо термина
"малые т-ры" все чаще употребляются термины "гражданские", или
"общественные" т-ры (напр., "Экторс У оркшоп" в Сан-Франциско, т-р
"Элли" в Хьюстоне и др.). Профессиональные, полупрофессиональные и
любительские театр. коллективы развивают традиции малых т-ров в
Нью-Йорке, к-рый по-прежнему остается центром театральной жизни США. Эти
тенденции в той или иной форме проявляются в творческой практике т-ров,
преследующих не коммерческие, а просветительские цели. После 2-й мировой
войны возник термин "вне Бродвея" ("off Broodway"), применяющийся к
т-рам, противостоящим иск-ву Бродвея и преследующим художественные, а не
коммерч. цели ("внебродвейские т-ры"- "Крикет", "Гринуич-Мыоз","Ливинг",
"Шеридан Сквер плейхаус" и др. работают в небольших помещениях, обычно
их вместимость не св. 300 мест). Они ставят классич. исовр. пьесы (А.
Миллера, Ш. 0'Кейсиидр.), отвергаемые Бродвеем, предоставляют свои
подмостки безработным актерам. Среди режиссеров и актеров этих т-ров: Н.
Хоутон, Ж. Кинтеро, Ю. Малина, С. Холм, Э. Бенкрофт, 3. Мостель, Г.
Бернгоф, Д. Уи-нард, Р. Херрис и др. Т-ры "вне Бродвея" выступают против
системы постановки одной пьесы, против системы "звезд", стремятся к
созданию актерского ансамбля. Мн. постановки "внебродвейских т-ров"
отличаются высоким профессионализмом. Так, напр., т-р "Финикс" (осн. Н.
Хоутоном и Т. Хемблтоном в 1953) располагает постоянной труппой и
помещением, имеющим, в отличие от др. т-ров, 1180 мест. Он существует на
членские взносы-абонементы. Здесь ставятся классич. драматургия
(Шекспир, Шиллер, Мольер, Расин, Тургенев, Чехов), пьесы совр.
авторов-Б.Шоу, Б. Брехта, 0'Нила, К. Чапека и др. Художеств. метод т-ра
- психологич. реализм. Во главе т-ра - режиссер Хоутон (знаток рус.
т-ра, пропагандирует идеи Станиславского). Другой известный т-р "вне
Бродвея" - т-р "Ливинг" (осн. реж. Ю. Малина и худ. Ю. Бэком в 1948)
ставит преим. новейшую драматургию, ищет новые формы театр.
представления. В спектаклях этого т-ра условность сочетается с
натурализмом. Спектакли т-ров "вне Бродвея" отличаются камер-ностью,
импровизапионностью, лаконичностью оформления. "Внебродвейские т-ры"
доступны трудовым слоям населения, стоимость билета в них невысокая. Но
отсутствие четкой направленности творчества снижает обществ. значение
этих т-ров, в их репертуар проникает упадочнич. драматургия, пьесы
драматургов "антитеатра" (С. Беккета, Э. Ионеско), а поиски внешнего
решения спектакля часто приводят к формалистич. экспериментам (т-р
"Свободного выра жения"). Одновременно усиливается проникновение
передовых тенденций в коммерческие "бродвейские т-ры". На их сценах
появляются спектакли, посвященные общественно-значимой проблематике.
Так, напр., в одном из коммерч. т-ров Нью-Йорка была поставлена пьеса С.
Левитта "Андерсонвильское дело" (на сюжет гражд. войны между Севером и
Югом), в к-рой ставится актуальный вопрос о долге и ответственности
человека перед обществом. Перемены коснулись и та кого специфически
"бродвейского" жанра, как "мьюзикал" - полуэстрадное муз. представление,
состоящее из песенок и танцев. В жанре "мьюзикал" была поставлена муз.
комедия "Моя прекрасная леди" по пьесе Шоу "Пигмалион", а затем
хореографич. драма "Вестсайдская история" (муз. Л. Бернстайна,
реж.-балетмейстер Дж. Роббинс) - первый "мьюзикал", трагический по
ситуации и по атмосфере, насыщенный острыми социальными мотивами,
протестующий против расовой нетерпимости.
В 1957 в Нью-Йорке была организована лига "внебродвейских т-ров". Для
60-х гг. характерен процесс сближедия т-ров Бродвея и "внебродвейских
т-ров", часто одни и те же актеры и режиссеры работают и в тех и в
других, ставят пьесы одних и тех же авторов, используют сходные сценич.
формы. Все это с особой остротой выдвигает задачу создания репертуарного
т-ра с постоянной труппой. В 1964 в Нью-Йорке открылся "Постоянный театр
Линкольнского центра искусств". Ле Гальенн возглавила "Национальный
т-р", совершивший гастрольную поездку по многим городам США, и поставила
пьесы Шекспира и Чехова. С 1947 в Нью-Йорке существует "Актерская
студия", финансируемая частными лицами. Она была основана продюсером Ч.
Крофорд и режиссерами Э. Казаном и Р. Люисом (в прошлом - деятели т-ра
"Груп"). С 1951 худ. рук. студии является режиссер Л. Страс-берг. Мн.
актеры-любители и профессионалы (М. Брандо, С. Страсберг, К. Хантер, Д.
Дин и др.) совершенствуют здесь свое мастерство, выступая в разл. ролях
перед аудиторией как самих студийцев, так и приглашенных. В 1963
"Актерская студия" выступала на Бродвее с пост. "Марафон 33" Хавок. В
1964 были показаны "Три сестры" в пост. реж. Страсберга.
Лит.: Hornblow A., A history of the theatre in America from its
beginnings to the present time, v. 1-2, Phil., 1919; 0 d e 1 1 G.,
Annals of the New York stage, t. 1-14, Columbia University Press, N.Y.,
1927-45; Montrose M.. В г о w n J. M. (eds), The American theatre as
seen by its critics. 1752-1934, N. Y., 1934; Anderson J., The American
theatre and the motion, N. Y., 1938; F r e e d-1 e у G. and Reeves J.
A., The American theatre, N. Y., [1945]; V i 1 1 а г d L., Le theatre
americain. P., 1929;
Gorelik M., New theatres for old, N.Y., 1941; R i t-t erC.,
Amerikanisches Theater, Z., 1949; N a t h a n G., The theatre in the
fifties, N. Y., 1953; В г о w n J., Dramatic per-sonae. A restrospective
show, N. Y., [1963]; S а у 1 e г О., Our American theatre, N. Y.,
[1923]; Houghton N.. Advance from Broadway, N. Y., [1941].
Музыкальный театр. Оперный театр в США находится в особом по
сравнению с Европой положении: здесь почти отсутствуют постоянные
оперные т-ры, оперное творчество амер. композиторов не имеет
многовековых традиций и до сих пор не находит достаточного спроса. В то
же время в США выступают лучшие исполнители Америки и Европы. Амер.
композиторы на протяжении всей истории муз. т-ра США предпринимали ряд
попыток создать подлинно амер. нац. оперу. В 18 в. были популярны два
оперных жанра - англ. балладная опера ("Опера нищих", впервые пост. в
Америке в 1750, Нью-Йорк) и итал. опера (распространенная вплоть до
конца 19 в.). В 1781 в Филадельфии была пост. первая амер. опера Ф.
Хопкинсона "Храм Минервы". Драматич. труппа "Олд америкэн компани" пост.
в 1796 оперу "Эдвин и Анжелика" Пелисье и ряд пьес с музыкой амер.
композиторов.
В нач. 19 в. был открыт первый постоянный оперный т-р в Новом
Орлеане. Были пост. оперы А. Клифтона ("Предприятие", 1822), М. Хокинса
и др. Гастролировали мн. иностр. оперные труппы, в т. ч. труппа М.
Гарсиа-отца, в к-рой участвовала М. Малибран (1825-27), труппы тенора
Монтрезора, комп. Пел-легрини. Во 2-й пол. 19 в. в США с успехом
выступали Ж. Линд, А. Патти, в конце 19 в. - амер. певицы.Л. Нордика, Э.
Невада. В сер. 19 в. наибольшей популярностью пользовались оперы Дж.
Верди. В Америке работали композиторы из Европы - Э. Соболевский (опера
"Мохета" на индейский сюжет, 1859), Ф. Винатьери ("Американский
доброволец", пост. в 1961, по найденной недавно рукописи). В отличие от
итал. оперы, амер. оперы не пользовались успехом; "Леонора" Фрая (1845)
и его "Собор Парижской богоматери" (1864) обнаруживают значит. влияние
В. Беллини и Г. Доницетти. Первую оперу на амер. сюжет - "Рип ван
Винкль" (по У. Ирвингу, 1855) в стиле большой оперы написал Дж. Бристоу.
В конце 19 в. в США итал. оперу вытесняет немецкая. В 1883 открылся
т-р "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, дирижер к-рой Л. Дамрош приглашал
нем. певцов, исполнял оперы Вагнера. В "Метрополитен-опера" дирижировал
А. Сейдлъ (1885-98). В конце 19- нач. 20 вв. созданы новые оперные
труппы:
"Американ опера компани" (1886, Нью-Йорк), "Гранд опера компани"
(1926-32, Филадельфия) и др. В 20 в. в "Метрополитен-опера" выступали Г.
Малер (1909-11) и А. Тосканини (1908-15). В т-ре регулярно ставились
оперы амер. композиторов: "Трубка желания" Конверса (1910), "Сирано де
Бержерак" В. Дамроша (1913), "Мадлен" Херберта (1914), "Кен-терберийские
паломники" де Ковена (1917), "Легенда" Брейля (1919), "Ночь Клеопатры"
Хэдли (1920), "Оруженосец короля" (1927) и "Питер Иббетсон" (1931)
Тейлора и др. Но мн. амер. композиторы не имели возможности ставить свои
произв. в США и вынуждены были обращаться к европ, т-рам (Л. А. Корн, П.
X. Аллен, В. Джаннини, Дж. Антейл).
В 1935 в Бостоне была пост. опера Дж. Гершвина "Порги и Бесс" -
подлинно нац. амер. опера, получившая мировую известность (в 1945 пост.
в Москве). Гершвину удалось соединить амер. нар. муз. фольклор с
достижениями европ. оперы. Выдающимся оперным композитором является Дж.
К. Менотти ("Медиум", 1946, "Последний дикарь", 1963, и др.). Из совр.
амер. композиторов к опере обращались также Н. Делло Джойо
(оперы-оратории "Триумф Св. Иоанна", 1950, "Процесс в Руане", 1956), А.
Копленд ("Ласковая земля", 1954, "Второй ураган", 1937), С. Бар-бер
("Ванесса", 1958), Л. Фосс ("Прыгающая лягушка из Калавераса", 1950).
Ряд произв. написан в жанре т. н. "фолк опера", сюжеты к-рого берутся из
истории или легенд. Муз. драма ("мьюзикал") Л. Бернстайна "Вестсайдская
история" (1957; 1965, Москва) - одно из лучших произв., поставленных
т-рами на Бродвее (Нью-Йорк), привлекающее, помимо талантливой музыки,
социально-критич. тенденциями.
В жанре оперетты выступают композиторы - выходцы из Европы: В.
Херберт ("Красная мельница", 1906), Р. Фримль и Г. Стотхарт ("Роз-Мари",
1926). "Мьюзикал" продолжают традиции старинной балладной оперы с
элементами сатиры, фантастики, фольклорными заимствованиями. Лучшее
произв. этого жанра-"Плавучий театр" Дж. Керна (1927; в Сов. Союзе идет
под назв. "Цветок Миссисипи"). Популярны за рубежом муз. комедии В.
Роджерса "Оклахома" (1943) и Ф. Лоу ("Моя прекрасная леди", 1956; пост.
в разл. городах Сов. Союза, 1962-65). Др. известные композиторы этого
жанра: К. Портер, В. Юманс, Ф. Лессер.
См.илл. на отдельном листке к стр. 689-690.
Лит.: G г a f H., The opera and its future in America N. Y., 1941
Thompson 0., The American singer, N. Y. 1937;MattfeldI.,A hundred years
of opera in New York N. Y., 1927; S о n n e с k Th., Early opera in
America, N. Y. 1915;Lahee H. Ch., Grand opera in America, Boston 1902;
Mates J., The American musical stage before 1800 N. Y. [1962]; E w e n
D., The story of American musical theater, Phil., [1961]; Green S., The
world ofmusical comedy; the story of the American musical stage..., N.
Y. - L., 1962.
Балет. Нац. балет США начал складываться во 2-й четверти 20 в.
Спектакли, ставившиеся до этого иностранцами (начиная с 60-70-х гг. 18
в.), не имели существенного значения, хотя в них участвовали первые
амер. танцовщики: в 18 в.- Дж. Дюран, а в 1-й половине 19 в. А. Мейвуд,
М. Э. Ли, Дж. Терн-булл, Дж. У. Смит. В сер. 19 в. большое
распространение получили муз. спектакли с танцами (напр., "Черный вор",
1866), для конца 19 в. характерны представления герлс. Новый этап в
развитии амер. сценич. танца связан с протестом против европейского
классич. балета, выразившимся прежде всего в творчестве А. Дункан,
стремившейся к интуитивному истолкованию музыки средствами свободных, не
подчиненных никаким правилам движений. К сторонникам свободного танца
принадлежали также Р. Сен-Дени и Т. Шоун, создавшие школу, где обучались
наиболее талантливые представители т. н. "танца модерн". Наибольшее
развитие это направление получило в 20-30-е гг..когда в США не было еще
своего балета. Среди исполнителей танцев этого направления: М. Грэхем,
Д. Хамфри, X. Тамирис, Ч. Вейдман, X. Холм и др. "Танец модерн" в те
годы имел прогрессивную направленность: танцовщики охотно обращались к
социальным, антивоенным, антифашистским темам, решая их средствами,
близкими экспрессионизму, проявляли интерес к нац. фольклору. После 2-й
мировой войны "танец модерн" утратил в значит, степени свою социальную
направленность и остроту: все чаще возникали религиозно-мистич.,
проникнутые пессимистич. звучанием постановки. Однако и сейчас
существуют крупные коллективы, выступающие с "танцем модерн",- труппа X.
Лимона, Грэхем, М. Каннингема и др. В отдельных случаях "танец модерн"
вбирает в себя элементы нац. фольклора (напр., у П. Праймес, К. Данем).
Одно из характерных явлений последних лет - проникновение "танца модерн"
в балетные спектакли, взаимодействие и взаимообогащение классич. танца и
"танца модерн".
В "Метрополитен-опера" ставились спектакли с участием иностранцев А.
Жене, А. П. Павловой, выступала труппа С. П. Дягилева. Эти выступления
способствовали возрождению интереса к классич. балету. В 30-х гг. в США
регулярно гастролировала труппа "Балле рюсс де Монте-Карло", к-рая с
1938 обосновалась здесь совсем. Это была первая профессиональная
балетная труппа, к-рая регулярно ставила балеты классич. наследия,
постановки М. М.Фокина, Л. Ф. Мясина и др. совр. балетмейстеров, где
были осуществлены и первые работы нац. хореографов (А.Де Миллъ-"Роео"
Копленда, Р.Пейдж и др.). В 30-е гг. были созданы два крупнейших
балетных коллектива, занимающих ведущее положение и в наст. время:
"Нью-Йорк сити балле (назв. с 1948), при к-ром с 1934 существует Школа
американского балета, где учились почти все известные амер. танцовщики,
и "Балле тиэтр" (с 1957 - "Американ балле тиэтр"). В основе репертуара
"Нью-Йорк сити балле" - постановки создателя и руководителя труппы Дж.
Баланчина, поставившего для этого коллектива разл. по характеру балеты:
новые редакции классич. спектаклей, бессюжетные балеты, концертные
номера на совр. музыку и др. Наиболее характерны для этого балетмейстера
- бессюжетные танц. представления на симф. муз. ("Серенада" на муз.
Чайковского, "К ончерто барокко" на муз. Баха и др.). В репертуаре
труппы балеты Дж. Роббинса, балетмейстера, широко разрабатывающего совр.
тематику ("Игры" на муз. Гулда и др.). Труппа "Американ балле тиэтр"
имеет в своем репертуаре балеты Фокина, осуществившего здесь несколько
постановок ("Синяя борода" на муз. Оффенбаха и др.), психологич. балеты
А.,Тюдора ("Огненный столп" на муз. Шенберга и др.), балеты амер.
хореографов-Де Милль, Ю. Ло-ринга, М. Кидда и др. Начиная с 30-х гг.
балетные труппы стали возникать в Чикаго, где работали Р. Пейдж и бр.
Кристенсен, в Филадельфии-под рук. К. Литлфилда, в Сан-Франциско и др.
городах. За последнее время балет получил широчайшее распространение в
США. Небольшие коллективы, нередко полупрофессиональные, насчитывающие
от 6-8 до 30-40 чел., имеются почти во всех городах. Однако все они
существуют на началах частной инициативы, без постоянного помещения,
постоянного состава артистов. За последние годы известность приобрели:
"Национальный балет Вашингтона", "Роберт Джофри балле" (до 1964), "Балет
США", рук. Роб-бинс (до 1963) и др. Ведущие амер. танцовщицы:
А. Данилова, Р. Борис, Мария и Марджори Тол-чиф Н. Кэй, Р. Хайтауэр
М. Хейден, Л. Серрано, А. Кент и др.; танцовщики - В. Франклин, У.
Доллар, Т. Болендер, Н. Магальянес, Ф. Монсион, Дж. Криза, Ж.Д'Амбуаз,
Э. Вильелья и др. В США издаются газеты и журналы, посвященные балету:
"Данс мэгэзин" (с 1927), "Данс ньюс" (с 1942) и др. Лит.: A m b e r g
G., Ballet in America, N. Y., 1949;
С о h e n S. J. and P ? s с h 1 A. F., The American ballet theatre
(1940-1960), "Dance Perspectives", N. Y., 1960, N 6; Martin J., The
dance, N. Y., 1963; Taper В., Ва-lanchine, N. Y., 1963; Terry W., The
dance in America, N. Y., 1956; Twenty five years of American dance, N.
Y., 1954; "Советская музыка", 1960, Кз 11, с. 105-111;
1961, ј 7 и 8, с. 116-125 и 115-126; 1963, ј 1, с. 42-51;
"Театр", 1963, .ј3,0.136-142.
К. Б. (драма), Ал. М. (муз. т-р), E. С. (балет).
Обратно в раздел культурология

Список тегов:
генерал шеридан 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.