Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

АРГИРОПУЛОС , Василкс (1894 - 29. IV. 1953) - греческий
акт„р. Род. на о-ве Паросе. Сценич. деятельность начал в 1910 в труппе
М. Котопули в Афинах. В 1924 организовал собств. труппу (с 1930 - Т-р
Аргиропулоса). А.- один из крупнейших комедийных акт„ров греч. т-ра;
выступал преим. в л„гких переводных комедиях и фарсах. Исполнял также
роли в комедиях совр. греч. драматургов: Марулис ("Сварливец" Псатаса),
Стратис ("Протевусианос" Руссоса) и др. Обладая большим комедийным
мастерством, А. использовал в то же время в своей игре грубые фарсовые
при„мы. Д. С.
АРГО (наст. фам.- Гольденбе ? г), Абрам Маркович [р. 2(14). II. 1897]
- советский поэт, драматург. Лит. деятельность начал в 1915 в Одессе.
Писал лирич. и юмористич. стихи в театр. журналах. С 1917 работал совм.
с поэтом Н. А. Адуевым. Ими написаны новые тексты к опереттам
"Жирофле-Жирофля" Лекока (1922, Камерный т-р), "Прекрасная Елена" (1924,
Большой т-р) и "Орфей в аду" Оффенбаха (1925, Моск. т-р муз. комедии). В
1920-е гг. работал для театр. коллективов "Синяя блуза", "Смычка",
Теревсат (Т-р революц. сатиры). А. является автором сатирич. обозрений,
пост. в Моск. т-ре сатиры: "Семь лет без взаимности" (совм. с Адуевым,
1925), "Ой, не ходи. Грицю, на "Заговор императрицы"" (совм. с Д. Г.
Гутманом, В. Я. Типотом, 1925) и др. Ему принадлежит либретто одной из
первых сов. оперетт - "Полярные страсти" (1931, совм. с Я. М. Галицким).
Писал также сатирич. репризы, присказки к выступлениям цирковых артистов
- В. Е. Лаза-ренко, бр. Танти, Бим-Бом, В. Л. Дурова, а также тексты
песен, куплетов для Л. О. Ут„сова, Б. С. Борисова, В. Я. Хенкина.
Работает и как переводчик ("Рюи Блаз" Гюго, "Карл IX" Шенье, "Фарс об
адвокате Пателене" и др.).
АРГУН-КАНАШОК, Анна Бидовна [р. 8(21). III. 1914] - абхазская
советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1958). Депутат Верх. Совета Абх.
АССР 4-го созыва. Окончила абх. театр. студию в Сухуми. С 1931 - актриса
Абх. т-ра (Сухуми). Роли: Сайда ("Ч„рные гости" Гулия), Гунда (о. п.
Пачалия), Надежда ("Последние" Горького), Коринкина ("Без вины
виноватые"), Дездемона; Анжелика ("Жорж Дан-ден"). Актриса широкого
диапазона, А.-К. созда„т разнохарактерные лирические, драматические,
сатирические образы. М. Л.
АРГУНОВ, Павел Иванович (1768-1806) - русский архитектор. Крепостной
графов Шереметевых. Учился у отца - живописца И. П. Аргунова. В 1793
руководил строительством дворца-театра в Останкино (построен в стиле
классицизма 18 в.); работал здесь над важнейшей проблемой театральных
зданий - оптической видимостью сцены, конструированием зрительного зала.
Лит.: Елизарова Н. А., Театры Шереметевых, М., 1944. АН. Ш.
АРДАРОВ (Богданович), Григорий Павлович [28. III (9. IV). 1888 - 17.
II. 1956] - русский советский акт„р, режисс„р. Нар. арт. РСФСР (1954).
Учился в Одесской театр. школе. Сценич. деятельность начал в 1908 в
Ростове-на-Дону (Антреприза Н. И. Соболыцикова-Самарина). Работал в
т-рах Харькова, Баку, Тифлиса. С 1917 выступает как режисс„р. С 1936 -
акт„р и режисс„р Казанского драм. т-ра. А. обладал большим сценич.
темпераментом, сильным и выразит, голосом. Создавая драматич. образы,
наделял своих героев романтическим строем дум и чувств. В то же время
многим его работам был присущ тонкий, мягкий юмор. Среди ролей А.:
Арбенин, Сатин, Кречинский, Отелло; Уриель Акоста (о. п. Гуцкова),
Берсенев ("Разлом"), Таланов ("Нашествие"), Макферсон ("Русский
вопрос"), Стессель
("Порт-Артур" Степанова и Попова). Создал образ Георгия Димитрова в
спектакле "Лейпциг, 1933" Компанейца и Кронфельда. Пост. спектакли
"Профессор Полежаев" ("Беспокойная старость") Рахманова, "Ревизор";
"Дворянское гнездо" по Тургеневу и др. И. И.
АРДЕР, Александр Карлович (р.19.IX. 1894)-эзтон-ский советский артист
оперы (бас) и педагог. Засл. арт. Эст. ССР (1942). Член КПСС с 1946.
Пению обучался в Италии (1919-21) и Швеции (1921-23). Сце-нич.
деятельность начал в 1919 в т-ре "Эстония"; в 1923-31 А.- солист того же
т-ра. Партии: Олав ("Ви-керцы" Аава), Борис ("Борис Годунов"), князь
Игорь;
Вольфрам ("Тангейзер"), Скарпиа ("Тоска") и др. Исполнит. манера
артиста отличается экспрессией и непосредственностью. С 1928 вед„т
педагогич. работу в Таллинской консерватории (с 1951 - профессор).
Ученики А.: Т. Куузик, Э. Маазик, А. Пюви и др. А. выступает также в
концертах. X. Кыр.
"АРДЖЕНТЙНА" (Argentina) - итальянский театр в Риме (около церкви
Сант-Андреа делла Балле). Открыт в 1732. Здание построено Дж. Теодальди,
расписано Д. Веллани. Считалось в 18 в. одним из красивейших в Италии.
Имело форму усеч„нного яйца и состояло из 6 ярусов, по 33 ложи в каждом.
Первое время в "А." шли оперные и драматич. спектакли. С 1739 ставились
только "серь„зные" оперы. Для т-ра писали композиторы А. Скарлатти, Н.
Йоммелли, Б. Галуппи, X. В. Глюк, Н. Пиччини, Д. Чимароза. В 18 в. в
"А." пели знаменитый певец-кастрат Каффа-релли, Дж. Джизиелло. В 1-й
четверти 19 в. в т-ре работал балетмейстер С. Вигано. Здесь были впервые
пост. оперы "Севильский цирюльник" (под назв. "Альмавива, или Тщетная
предосторожность", 1816) и "Аделаида Бургундская" (1817) Россини, "Двое
Фоска-ри" Верди (1844) и мн. др. Расцвет т-ра относится к 1863-69. В
1878 в "А." дебютировал певец М. Баттис-тини. В 1888 "А." становится
коммунальным (городским) т-ром. В 90-х гг. 19 в. в "А." был поставлен
цикл опер Р. Вагнера. После сооружения здания оперного т-ра "Костанци"
"А." приш„л в упадок. С. Мок.
АРДЙ (Hardy), Александр (ок. 1570 - ок. 1632)- французский драматург.
С юных лет состоял на службе в труппе бродячих комедиантов, разъезжавшей
по провинции, а с 1599 выступавшей в Париже, в помещении т-ра
"Бургундский отель". Эта труппа в течение 30 лет ставила пьесы А. Лит.
деятельность начал ок. 1592. Написал ок. 700 пьес (до нас дошла 41
пьеса), среди к-рых огромная пьеса в восьми "днях" - "Чистая и верная
любовь Феагена и Хариклии" (1623) на сюзкет романа "Эфиопика" Гелиодора.
В 1624-28 А. издал пять томов драматич. произведений, в к-рые вошли 11
трагедий, 12 трагикомедий, 5 пасторалей, 5 "мифологических" пьес. К 12
утерянным пьесам А. сохранились монтировочные записи Л. Маэло -
декоратора "Бургундского отеля". Две из этих пьес ("Пандоста" и
"Партения") ставились в течение двух дней. Наличие многодневных пьес А.
показывает его зависимость от ср.-век. традиции. В то же время А.
стремился уравнять размеры отд. актов, в„л борьбу с длинными монологами
и пространными песнями хора, разв„ртывал действие трагедии (в т. ч.
сцены убийств и казней) на глазах у зрителей. Трагедии А. были написаны
на античные сюжеты, взятые из истории ("Лукреция", "Кориолан", "Смерть
Александра" и др.) или из мифологии ("Дидона", "Смерть Ахилла" и др.).
Лучшая из них - "Мариамна" (1610) - посвящена трагич. смерти Мариамны,
жены Ирода Великого. Трагедии А. не пользовались успехом; публика
предпочитала его трагикомедии, в к-рых А. разрабатывал романтич.
истории, заимствованные у Лукиана, X. Монтемайора, М. Сервантеса и др.
Наиболее удачны - "Корнелия" (ок. 1613), "Фелис-мена" (1615), "Сила
крови" (1615), "Прекрасная цыганка" (1626), "Эльмира" (1627). Главное
отличие трагикомедий А. от его трагедий - преобладание сложной,
запутанной интриги над обрисовкой характеров; они всегда имеют
благополучную развязку. В своих пасторалях - "Альцея" (1610), "Триумф
любви" (1626) и др. А. опирался на итал. и исп. образцы, изображал
всевозможные столкновения на почве любви и ревности. Пасторали А. лишены
светской манерности, к-рая присуща др. произведениям этого жанра в 17 в.
А. подготовил переход от книжной бездейственной трагедии франц.
Возрождения к франц. классицистской трагедии 17 в. Трагедии и
трагикомедии А. ставились до 30-х гг. 17 в. На рус. яз. не переведены.
Лит.: R i а 1 Е., Alexandre Hardy et le theatre francais a la fin du
XVI et au commencement du XVII siecle, P., 1889; Lancaster H. C.,A
history of French dramatic literature in the 17 century, v. 1-2,
Balt.-L., 1929; A d a m A., Histoire de la litterature francaise au XVII
siecle, v. 1, P., 1948. С Мок.
АРДЙ (наст. фам. - Нечаев), Николай Иванович [1834 - 10(22). IV.
1890] - русский драматич. акт„р и певец (тенор). Учился в Моск. театр.
уч-ще. Сце-нич. деятельность начал в 1855. В течение 16 лет играл в
провинции (Харьков, Одесса, Казань и др.). Исполнял гл. обр. роли в
опереттах и водевилях с пением. С 1871 до конца жизни - акт„р
Александрийского т-ра. Сначала играл роли в опереттах и водевилях:
Парис, Пикило ("Прекрасная Елена" и "Птички певчие" Оффенбаха), Борзиков
("Лев Гурыч Синичкин" Ленского). Затем переш„л на характерные и бытовые
роли в драматич. спектаклях. Большим успехом пользовался в пьесах А. Н.
Островского:
Разлюляев ("Бедность не порок"), Бородкин ("Не в свои сани не
садись"), Робинзон ("Бесприданница"), Счастливцев ("Лес") и др. Комич.
талант А. высоко ценил Островский, отмечавший, однако, что акт„р
испорчен провинцией, небрежен с авторским текстом. А. выступал также
(вместе с куплетистом И. И. Монаховым) в концертах с исполнением рус.
песен.
Лит.: Островский А., Полное собр. соч , т. 12, M." 1952, с. 217;
"Артист", M., 1890, ј 7, с. 188. А. Кл.
АРДЙ-СВЕТЛОВА, Ольга Васильевна (1868 - 1947) - русская актриса.
Участвовала в любительских спектаклях. Проф. сценич. деятельность начала
в
1886 в укр. труппе Деркача (Таганрог, Ор„л, Астрахань). С 1892
работала в рус. г-рах (Казань, Харьков, Новочеркасск, Вильно, Старая
Русса, Астрахань, Баку, Саратов, Н. Новгород, Самара и др.). Выступала
преим. в ролях классич. репертуара: Катерина ("Гроза"), Жанна д'Арк
("Орлеанская дева") и др. Среди лучших ролей А.-С. также герцог
Рейхштадтский ("Орл„нок" Ростана). В 1918 А.-С. была режисс„ром
Саратовского т-ра; преподавала в студии этого т-ра. Написала театр.
мемуары, опубликованные в сб. "Русский провинциальный театр" (Л.-М.,
1937). Лит.: "Рампа и жизнь", 1918, ј 5. 4. Кл. АРДОВ, Виктор Ефимович
[р. 8(21). X. 1900]- русский советский драматург. Лит. деятельность
начал в 1921 как театр. критик. С 1924 выступает как драматург
("Именинница", 1924, Моск. т-р сатиры). А. принял участие в основании
Моск. т-ра сатиры, где были поставлены его комедии и обозрения: "Ст. 114
уг. код." (1926), "Склока" (1926), "Таракановщина" (1928) (написаны
совм. с Л. В, Никулиным), "Всесвалка" (1929), "Мелкие козыри" (1937), "А
не хулиган ли Вы, гражданин?" (1927, в соавторстве с А. Г. Алексеевым) и
др. А. является преим. драматургом "малых форм". Его одноактные комедии,
водевили, скетчи, сценки, рассказы исполняются в т-рах, на эстраде, в
цирке, на радио, телевидении и в самодеятельности. А. принадлежит также
либретто оперетты Стрельникова "Луна-парк" (1929, Моск. т-р оперетты),
Шебалина "Жених из посольства" (1942), новое либретто к оперетте
Милл„кера "Вице-адмирал" (1959, Свердловский т-р оперетты). Автор
киносценариев ("Светлый путь" и др.).
Соч.: Сливки общества, М., 1930; Туземцы, М., 1931; И смех и грех,
М., 1935; Букет, М., 1939; Ваши знакомые, М., 1956; Как вести концерт
(Советы начинающему конферансье), М., 1955; С подлинным верно, М., 1960;
Разговорные жанры эстрады и цирка, М., 1960. Н. Ф.
"АРЕВЕЛЯН ТАТРОН" ("Восточный театр") - армянский драматический
театр. Основан в Константинополе (Стамбуле) в 1861 драматургом и театр.
деятелем С. Экимяном. На сцене "А. т." ставились пьесы Мольера,
Вольтера, Гюго, историч. трагедии С. Экимяна, М. Пешикташляна и др.
Здесь работали выдающиеся арм. акт„ры: П. Адамян, Е. Гара-гашян, А.
Вардовян, М. Мнакян, П. Магакян, М. Нвард, А. Папазян. Коллектив
испытывал в своем творчестве воздействие французского романтического и
итальянского театрального искусства. В 1867 "А. т." был закрыт турецким
правительством за пропаганду нац.-освободительных идей. Монополия
театрального дела в Турции была передана на 10 лет А. Вардовяну. Г. С.
АРЕНА (от лат. агепа,букв.-песок)-1)Др.-рим. А.- круглая, иногда
овальная, усыпанная песком площадь в центре амфитеатра в зрелищных
зданиях Др. Рима. Служила для представления бо„в гладиаторов и диких
зверей. От зрителей отделялась широким рвом, наполненным водой, или
специальной оградой. 2) В совр. цирке А.- место представления, игровая
площадка, на к-рой демонстрируются цирковые номера. А. совр. цирка
называется манежем и, как правило (с нач. 19 в.), представляет собой
стандартный круг диаметром 13,5 ж, что да„т возможность исполнять в
различных цирковых зданиях номера, рассчитанные на определ„нный размер
площадки (раньше не имела стандартного размера, диаметр был 11-16 м).
Нижний грунт А. формируется из глины и черноз„ма и засыпается сверху
густым слоем песка и древесно-пробковых опилок. Во время исполнения
нек-рых номеров на А. кладут спец. ков„р.
Цирковая А. неоднократно использовалась как площадка для различных
экспериментальных театр. представлений -"Царь Эдип" в пост. М.
Рейнхардта в Берлине в цирке Шумана (1910), "Царь Эдип" в Петрограде в
цирке Чинизелли (1918, пост. А. М. Грановского, худ. М. В. Добужинский,
исполнитель заглавной роли Ю. М. Юрьев) и др.
"АРЕНА ПРОЛЕТКУЛЬТА" - советский театр. существовавший в 1918-20.
Организован петроградским Пролеткультом. Руководители т-ра - акт„р А.А.
Мгебров и писатель П. К. Бессалько. 1-й спектакль состоялся 1-го мая
1918; в него были включены хоровая декламация стихотворений Гастева и
пост. пьесы "Красный угол" Игнатова. В том же году т-ром были пост.
инсценировки стихов У. Уитмена, Э. Верхарна, поэтов В. Кириллова, А.
Маширова, И. Садофьева, пьесы - "Взятие Бастилии" Роллана, "Каменщик"
Бессалько; в 1919 - "Легенда о коммунаре" Козлова. Для спектаклей "А.
П." было характерно использование коллективной декламации,
ритмо-пластич. движений, аллегорий и символов, подчин„нных агитац.
задачам. В 1920, выйдя из Пролеткульта, группа акт„ров "А. П."
организовала "Первый рабочий революционный героический театр".
Лит.: История советского театра, т. 1, Л., 1933, с. 238-44;
Мгебров А., Жизнь в театре, т. 2, M.-Л., 1932, с. 301- 500, д D "
АРЕНДЕЙЛ - см. Рукмини Деви. АРЕНДС, Андрей (Генрих) Ф„дорович
(2(14). III. 1855 - 27. IV. 1924] - русский дириж„р, скрипач и
композитор. В 1877 окончил Моск. консерваторию (по классу скрипки - Ф.
Лауба, композиции - П. И. Чайковского). В 1883-92 работал скрипачом в
оркестре Большого т-ра (Москва). В 1892-1900 - дириж„р моек. Малого
т-ра; в 1900-21 - гл. дириж„р балета Большого т-ра. Будучи
высокообразованным музыкантом и одар„нным дириж„ром, А. укрепил муз.
сторону исполнения балетной труппы т-ра. Дирижировал первыми пост. в
Москве "Спящей красавицы" Чайковского (1899), "Раймонды" Глазунова
(1900); возобн. "Лебединого озера" Чайковского (1901). А. принадлежит
балет "Саламбо" по роману Флобера (1910), музыка к драматич. спектаклям,
в т. ч. к "Цим-белину" Шекспира, "Северным богатырям" Ибсена, а также
симф., камерно-инструмент. и др. соч.
АРЕНСКИЙ, Антон Степанович [30. VI (12. VII). 1861, Новгород, -
12(25). II. 1906, близ ст. Перки-ярви, Финляндия] - русский композитор,
дириж„р, пианист. В 1882 окончил Петерб. консерваторию по классу Н. А.
Римского-Кор-сакова. В этом же году начал преподавать в Моск.
консерватории' 1889-профессор). В 1895-1901 был управляющим Придворной
певческой капеллы в Петербурге. С 1901 целиком посвятил себя
исполнительской и композиторской деятельности. Исполняя свои произв., А.
с большим успехом выступал в качестве дириж„ра и пианиста. Автор опер
"Сон на Волге" (по А. Н. Островскому, 1890, Москва, Большой т-р),
"Рафаэль"
(1894, Москва), "Наль и Дамаянти" (1904, Москва, Большой т-р) (за
Вступление - Гос. пр., 1905), балета "Ночь в Египте" ("Египетские ночи",
1908, Париж), отличающегося эффектными сценами, широким развитием
симф.-изобразит, средств. А. принадлежит музыка к пьесе Шекспира "Буря"
для пост. моек. Малого т-ра (1905), мелодекламация с оркестром на тексты
И. С. Тургенева, музыка к инсценировке поэмы Пушкина "Бахчисарайский
фонтан", симф., вокальные и др. соч. Музыка А. носит в основном
созерцательно-элегический характер; она построена на ясной мелодич.
основе, проста по форме, выразительна и изящна.
Лит.: В - в а О. [ОССОВСКИЙА. В.], Антон Степанович Аренский,
"Русская музыкальная газета", 1906, ј 9.
АРЕНСКИЙ, Михаил Васильевич [p. 27. V (8. Vi). 1895) - русский
советский акт„р. Нар. арт. РСФСР
(1957). Член КПСС с 1953. Сценич. деятельность начал в 1922 в
Киевском т-ре (б. т-р "Соловцов"). В 1928-35 работал в т-ре "Красный
фскел" (с 1932 - новосибирский т-р "Красный факел"). С 1936 - акт„р
Куйбышевского драм. т-ра. А. создал образы людей глубокой мысли, сильной
воли, обладающих мужественным характером: Макаров ("Порт-Артур"
Степанова и Попова), Черногубов ("Персональное дело" Штейна). Играл ряд
ролей в пьесах Горького: Чепурной ("Дети солнца"), Тетерев ("Мещане"),
Иван Коломийцев ("Последние"). Среди лучших ролей А. также: Городничий;
Дремлюга ("Крылья" Корнейчука), Гвоздилин ("Третья патетическая"
Погодина), король Филипп ("Дон Карлос" Шиллера). Э. К.
АРЕТЙНО (Aretino; наст. фам.- Баччи), Пьетро (19 или 20.IV. 1492,
Ареццо,- 21. X. 1556, Венеция)- итальянский писатель-сатирик, драматург.
В молодости жил в Риме, при дворе папы Льва X. В 1527 переселился в
Венецию. В огромном лит. наследии А. важное место занимают его пять
комедий, написанных на совр. А. материале и продолжающих линию сатирич.
комедии Н. Макиавелли. А. порицал следование канонам античной комедии,
требовал оригинальности замысла, насыщал свои комедии нам„ками на
подлинные события и реальных лиц. Первая комедия А.-"Кузнец" (1533),
носит развлекательный характер; сатирич. направленностью отмечена
комедия "Придворная жизнь" (1534), дающая яркую картину распущенности
папского
Рима. Главному герою комедии "Лицемер" (1542) приданы черты иезуита,
что сообщало комедии, созданной в годы католической реакции, острую
злободневность. В комедии "Таланта" (1542) А. разработал сюжет,
заимствованный из "Евнуха" Теренция. В последнем произведении А. -
"Философ" (1546), создан сатирический образ философа-педанта. Комедии А.
лишены единства действия, распадаются на эпизоды, переполнены
непристойностями, что препятствовало их пост. на сцене. И вс„ же,
творчество А. как комедиографа имело положит. значение; оно развивало
черты реализма и сатиры, присущие его великому предшественнику
Макиавелли. Помимо комедий, А. написал также трагедию "Горации" (1546),
разработав в ней тему, положенную в основу одноим. трагедии П. Корнеля.
Историч. значение этой пьесы в том, что в период кризиса гуманизма А.
следовал демократич. традициям раннего Возрождения. Эта пьеса -
единственная итал. трагедия 16 в., пронизанная подлинно античными
гражданскими идеалами. Пьесы А. полностью на рус. яз. переведены не
были.
Лит.: Дживелегов А. К., Очерки итальянского Возрождения: Кастильоне.
Аретино, Челлини, М., 1929;
История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского,
т. 1, M., 1956; (Grasso D., L'Aretino e le sue commedie, Palermo, 1900;
Freso U., Le commedie di P. Aretino, Camerino, 1901; P a rodi Т., Poesia
e letteratura, Bari, 1916. с. Мок.
АРЖАНОВ, Петр Михайлович (р. 1. VI. 1901) - русский советский акт„р.
Засл. арт. РСФСР (1954). Сценич. деятельность начал в 1920 в Самаре
(Профсоюзный т-р). С 1925 играл в Москве в т-ре "Синяя блуза",
одновременно занимался в ГИТИСе (педагогиА. П. Петровский, Б. M.
Сушкевич, ?. ?. Каверин, С. Г. Бирман). В 1928 по окончании ГИТИСа был
при-нят в M ХАТ. В 1929 переш„л в Реалистический т-р, созданный на
основе 4-й Студии МХАТ. На сцене этого т-ра А. сыграл одну из своих
лучших ролей - Костю-капитана ("Аристократы" Погодина). Создав образ,
отмеченный яркой внешней характерностью, А. вместе с тем с большим
драматизмом и глубиной показал процесс внутр. перерождения своего героя.
В 1937-41 и 1946-48 А. был акт„ром Камерного т-ра; исполнил роли:
Кочубея (о. п. Первенцева), Ларцева ("Очная ставка" бр. Тур и Шейнина),
Степана ("Золото" Филимонова и Дистлера), Джеральда ("Он пришел"
Пристли). В 1941-43 А. работал в Моск. т-ре драмы под руководством H. M.
Горчакова; сыграл роли капитана Сафонова ("Русские люди"), Луконина
("Парень из нашего города" Симонова), Ржевского ("Давным-давно"
Гладкова). В 1943-46 был в труппе Моск. т-ра драмы. С 1949 - в Моск.
т-ре им. Вл. Маяковского. Роли: Оскар ("Леди и джентльмены" Хелман),
Троян ("Гостиница "Асто-рия"" Штейна), Синтаро ("Украденная жизнь" Каору
Моримото), Повар ("Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта). А. снимается в кино
(Штюбинг- "Подвиг разведчика", Теодореску - "Третий удар" и др.).
АРЗУМАНОВ, Вагаршак Аршакович (р. 12. III. 1900) - советский цирковой
артист; эквилибрист. Засл. арт. Арм. ССР (1956). Работать в цирке начал
с 1919 (с 1929- в системе Госцирка). А. изобр„л и с успехом исполняет
номер, требующий высокого мастерства и смелости: съезжает (при помощи
специальных роликов) с большой скоростью на голове по круто наклонному
тросу из-под купола цирка на манеж. С 1957- ХУД. рук. арм. цирк.
коллектива. А/. 3.
АРЗУМАНЯН, Арташес Николаевич fp. 5(17). V. 1898]-армянский советский
акт„р. Нар. арт. Азерб. ССР (1954). Член КПСС с 1941. Сценическую
деятельность начал в 1921 в арм. т-ре в Баку. Работал в т-рах Баку
(1929-49), Тбилиси, Степанакерта. С 1956- акт„р Ленинаканского т-ра.
Создатель колоритных характерных образов. Играл роли: Мелик-ага ("В
кольнем Вагаршяна), Саламов ("1905 год" Джабарлы)идр. Один из лучших
исполнителей роли В. И. Ленина на арм. сцене ("Ленин в 1918 году"
Каплера и Злато-горовой). Б. А.
"АРИАДНА НА HAKCOCE" ("Ariadne auf Naxos")- опера Р. Штрауса, либр.
Г. Гофмансталя. В 1-й ред. пост. 25 окт. 1912, Штутгарт (Ариадна -
Ерица, Вакх - Ядлов-кер, Цербинетта - Зиме, Композитор - Леман, Арлекин
- Свобода. Дириж„р Р. Штраус, пост. Рейнхардта, художник Штерн). Во 2-й
ред. пост. 4 дек. 1916, Вена. Дириж„р Ф. Шальк. В 1-й редакции
последующие постановки: Цюрих (1912); Прага (1912); Лондон (1913);
Берлин (1913); Амстердам (1914). Во 2-й ред.: Берлин (1916); Будапешт
П919); Лондон (1924); Турин (1925); Стокгольм (1926); Филадельфия
(1928);
Брюссель (1930); Хельсинки (1931); Нью-Йорк (1934); Рим (1935);
Антверпен (1935); Париж (1937).
Издания.-"А. на Н.", Р., A. Furrstner, 1912; в том же изд., 1916.
? ? ?
АРИАС ДЕ ПЕНЬЯФЬЕЛЬ (Arias de Penafiel), Дамиан (ум. в 1643)испанский
акт„р. В 20-30-е гг. 17 в. работал в Мадриде в труппе Роке де Фигероа.
По отзывам современников (П. Кальдерона и др.), А. выступал в
интермедиях Б. Киньонеса, был замечательным декламатором. Б. Т.
АРИЕТТА (от итал. arietta, уменьшит, от aria - ария) - небольшая
ария, отличающаяся обычно простотой изложения и песенным характером
мелодии (типична для франц. комич. оперы).
АРИОЗО (итал. arioso, от aria, см. ария) - 1) Небольшая ария
свободного построения с мелодией на-певно-декламац. характера (напр., А.
Кумы в опере "Чародейка" Чайковского). Нередко А. является частью сцены
речитативного характера (посредине или, что более типично, в конце
сцены). 2) Певуче, наподобие .арии ,(о характере исполнения).
АРИОН ('?????, 7-6 вв. до н. э.) - древнегреческий поэт. А.- уроженец
о. Лесбоса. Жил в Коринфе при дворе тирана Периандра.А. придал лит.
форму дифирамбу, существовавшему до него лишь в устной хоровой поэзии.
Разработанная А. форма дифирамба сыграла важную роль в возникновении
античной трагедии. Произв. А. не сохранились. Д. С.
АРИОГТО (Ariosto), Лудовико (8.IX.1474, Реджо-нель-Эмилия,- 6. VII.
1533, Феррара)- итальянский поэт и драматург. Кру пнейший представитель
поэтич. культуры эпохи Возрождения. CIO лет жил в Ферраре, где наблюдал
празднества, во время к-рых впервые в Италии ставились комедии Плавта и
Теренция. Изучал право в Феррарском ун-те. С 1503 состоял на службе при
дворе д'Эсте. В течение мн. лет был организатором придворных спектаклей
и празднеств, с 1528-директор дворцового т-ра. Рыцарская поэма А.
"Неистовый Роланд" (1516-32) многократно разрабатывалась в драматич. и
оперно-балетном т-ре различных стран. Комедия "Шкатулка" (1508),
представлявшая подражание Плавту и Теренцию, положила начало жанру
"уч„ной комедии". В
1509 А. написал пьесу "Подмен„нные" на сюжет из итальянской жизни.
Эта пьеса отличалась яркой антиаскетической направленностью,
жизнерадостностью, дерзкой непочтительностью к религии (пост. при дворе
папы Льва X, отличавшегося либерализмом, в 1519). Комедия "Чернокнижник"
(1520, пост. 1528) высмеивает веру в магию, распростран„нную в
аристократическом обществе эпохи Возрождения. Комедия "Студенты", над
к-рой А. работал в 1518-19, осталась незаконченной и была дописана и
опубл. его братом Габриеле под назв. "Школьная жизнь". Последняя комедия
А. -"Сводня" (1528), изображает распущенность совр. поэту нравов. В
комедиях "Чернокнижник", "Студенты" и "Сводня" имеются реалистич. сцены,
обличающие продажных судей, злоупотребления чиновников и т. д. Они
написаны стихами (для большего приближения к древнерим. комедии). С той
же целью А. переложил (в 1528-31) на стихи и свои ранние комедии.
Творчество А. способствовало развитию итал. нац. комедии в двух
направлениях: сатирическом, представленном Н. Макиавелли, II. Ape-тино и
Дж. Бруно, и развлекательном, представленном Биббиеной и большинством
комедиографов 2-й пол. 16 в. На рус. яз. комедии А. не были переведены.
Лит.: ГаспариА., История итальянской литературы, пер. К. Бальмонта,
т. 2, M., 1897; Bertoni G-., Lodovico Ariosto, profilo, Roma, 1925;
Scolari A., Lodovico Ariosto, Firenze, 1930; D'Ancona A., Origini del
teatro italiano, v. 2, Torino, 1891; S a n e s i I., La Corn dia (Storia
dei generi letterari, serie del Vallardi), v. 1, Mil., l ll:Apollonio
M., Storia del teatro italiano, v. 2, Firenze 19 6. С. Мок.
АРЙПОВА, Латофат (р. 1917) -таджикская советская танцовщица. Нар.
арт. Тадж. ССР (1947). Выступала в самодеятельности, с 1934 -актриса
Тадж. т-ра в Канибадаме. С 1940 работает в Тадж. филармонии; в
программах тадж. Ансамбля песни и пляски исполняет нац. танцы
("Шелкопряд", "Сборщица хлопка"), воссоздающие образ трудолюбивой
таджикской девушки. Я. Н.
АРЙСТИЯ (Aristia), Константин (1800, Константинополь,- 18. IV. 1880,
Бухарест) - румынский и греческий писатель (переводчик Гомера и Плутарха
на рум. язык), драматург и критик, один из основоположников румынского
т-ра. А. обучался в Греч. академии в Бухаресте. В 1817 вместе с др.
учениками академии принимал участие в любительских спектаклях,
организованных при княжеском дворе. В 20-х гг. 19 в. А. уехал в Париж
обучаться драматич. искусству у Ф. Ж. Тальма. По возвращении на родину
А. вскоре сблизился с рум. и греч. борцами за нац. независимость, вош„л
в тайное общество, боровшееся против турецкого ига (вместе с др.
участниками этого об-ва ставил спектакли на румынском и греч. яз.). В
Колледже св. Саввы, где А. читал курс драматич. литературы, он поставил
с учащимися сцены из "Амфитриона" Мольера, "Альзиры" Вольтера, "Брута" и
"Ореста" Альфьери и др. В 1835-36 А.- преподаватель декламации и
режисс„р театр. школы при "Филармоническом обществе" в Бухаресте. Здесь
он пост. в собств. переводе ва рум. яз. "Брак поневоле" Мольера,
"Альзира" Вольтера, "Саула" Альфьери (А. исполнял роль Саула). В 1837
для открытия румынского т-ра в Бухаресте А. пост. водевиль Э.
Радуле-ску-"Румынский праздник". В 1840 А. уехал в Афины, где создал
"Филодраматиче-ское общество". В Греции А. написал тираноборческую
трагедию "Гармодий и Аристогитон", пост. с любителями спектакль
"Аристо-дема" Монти. Здесь же он опубликовал "манифест", в котором
требовал создания национального т-ра - общественной трибуны нации.
Вернувшись в Бухарест, А. принимал участие в революции 1848 в Валахии.
После е„ поражения был арестован турками и выслан во Францию. А. вновь
вернулся в Бухарест в 1856. Здесь он был избран членом "Руководящего
комитета Национального т-ра" и директором этого т-ра. Занимался
педагогич. и лит. деятельностью (перев. "Илиаду" Гомера на рум. яз.).
Лит.: Alterscuy. si Tornea F., Teatrul National "J. L. Garagiale",
Buc., 1955; "Аджерпресс", Информац. бюллетень, 1955, 25. IV, .?? 540;
"Informatia Bucurestiului". Anul II, 1955, 5. V, ј 12. Я. Р.
АРИСТОВ, Василий Михайлович [р. 17(29). I. 1898] - русский советский
акт„р и режисс„р. Нар. артист УССР (1946). Член КПСС с 1940. Сценическую
деятельность начал в 1913 в моек. Сергиевском нар. доме. В 1923 - 33 -
акт„р (один из основоположников) т-ра МОСПС. С 1936 - в Харьковском рус.
т-ре, где начал выступать и как режисс„р. Роли в этом т-ре: Шадрин
("Человек с ружь„м"), Сиплый ("Оптимистическая трагедия"), Бессеменов
("Мещане"), Мурзавецкий ("Волки и овцы") и др. Образы, созданные А.,
отличаются глубиной анализа, ч„ткостью сценич. характеристики. В
режисс„рских работах А. стремится к ансамблю, острым мизансценам. Пост.
спектакли: "Беспокойная старость" (1937); "Бронепоезд 14-69" (1951);
"Горячее сердце" Островского (1951); "Ученик дьявола" Шоу (1958).
Снимался в кино. С 1930 вед„т педагогич. работу.
АРИСТОД‚М (???????????)'(1 в. до н. э.) - древнегреческий
акт„р-трагик. Род. в г. Метапонте. Жил в Афинах, где получил право
гражданства и пользовался большим уважением и влиянием. Во время войны
Афин с Македонией был выбран в посольскую коллегию для переговоров и
заключения мира с Филиппом II. Этот факт свидетельствует о высоком
общественном положении акт„ра в Др. Греции. С. А.
"АРИСТОКРАТЫ" - коме дия Н. Погодина (о перевоспитании преступников в
процессе труда на строительстве Беломорского канала). Соч. 1934. Пост.
17 янв. 1935 в Реалистическом т-ре им. Красной Пресни в Москве (реж.
Охлопков,худ. Кноблок, Гицевич и Корецкий, композитор Голу-бенцев;
Начальник - Новиков, Громов - Абрикосов, Костя-капитан -Аржанов, Сонька
- Беленькая). В 1957 спектакль был возобновл„н в Моск. т-ре им.
Маяковского (режисс„р, художники, композитор, исполнитель роли
Кости-капитана - те же;
Начальник - Ханов, Громов - Самойлов, Сонька - Карпова). 6 мая 1935
"А." пост. в Т-ре им. Вахтангова (во время гастролей в Ленинграде) (реж.
Захава, худ. Рындин, композитор Шапорин; Начальник - Глазунов, Громов -
Миронов, Костя-капитан - Р. Симонов, Сонька - Алексеева).
"А." ставили многие т-ры СССР: в 1935 - Куйбышевский ????,
Новосибирский "Красный факел", Ленингр. Большой драм. т-р,
Сталинградский т-р, Казанский Большой драм. т-р, Белорусский ????
(Минск) и др.; в 1936 - Т-р им. Камала (Казань), т-р арм. драмы
(Тбилиси), Бакинский русский т-р, Воронежский т-р и др.; в 1938 -
Ереванский т-р рус. драмы и др. "А." шли также за рубежом: в т-ре "Д-34"
(Прага), т-ре "Юнити" (Лондон), в Нац. т-ре в Осло, в ряде т-ров
Болгарии, Китая и др. Пьеса переведена на англ., нем., норв., чешек.,
болг., кит. и др. яз.
Издания. - Первая публикация "А."-"на правах руко-писих
(стеклографич.), М., Цедрам, 1934. Первое типографское издание - М.,
Гослитиздат, 1935. Из последующих изд.:
"Пьесы советских писателей", т. 4, М., 1954. А.Шн.
АРИСТОТЕЛЬ (???????????) (384-322 до н. э.) - древнегреческий
философ-энциклопедист. Для истории эстетич. учений и теории драмы особое
значение имеет его небольшой трактат "Об искусстве поэзии" ("Поэтика").
Это сочинение (дошло до нас не полностью и в плохой сохранности)
является теоретич. обобщением художеств. практики греч. поэтов от Гомера
до совр. А. драматургов. Основой художеств. творчества А. считал
подражание, присущее людям и делающее их способными к приобретению
знаний, т. о. признавая познавательное значение иск-ва. Объектом
изображения в поэзии служат, по А., действия людей; при этом художник
воспроизводит не действительно случившееся, а то, что могло бы
случиться. Наибольшее внимание в сохранившихся главах "Поэтики"
уделяется эпосу и трагедии. Трагедию А. характеризует как "подражание
действию важному и законченному, имеющему определенный объем,
[подражание] при помощи речи, в каждой из своих частей различно
украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем
сострадания и страха очищение подобных аффектов" (гл. 6) (см. Катарсис).
Развивая эти положения, А. основой трагедии считал фабулу - состав
происшествий, т. к. цель трагедии - изображение действия. Изображение
характеров является, по А., производным от фабулы; благодаря участию
различных персонажей в действии раскрываются их характеры. Действующее
лицо будет обладать определ„нным характером, если в речи или действии
обнаружит какое-либо направление воли. Речи действующих лиц, из к-рых не
ясно, к чему данный персонаж стремится или чего избегает, не
способствуют изображению характера. В такой постановке вопроса А.
отражается ограниченность античной трагедии в изображении характера
человека. Герои в трагедии выступают перед зрителем с уже
сформировавшимися, заранее данными характерами, раскрытию к-рых и
способствует действие трагедии (фабула). А. выдвигал требование единства
действия (в сюжетном и композиционном отношении), определяющегося
соразмерностью и строго продуманным порядком отд. частей произведения.
Однако А. не устанавливал никаких количественных норм; наилучшей по
объ„му он считал такую трагедию, "которая расширена до полного выяснения
[фабулы]". А. рассматривал в "Поэтике" различные возможности построения
трагедии и используемые для этого при„мы (перипетия, узнавание), а также
стилистич. средства, присущие поэтич. речи вообще. Большую ценность
представляют сообщаемые им данные о происхождении и эволюции основных
театр. жанров - трагедии и комедии. "Поэтика" А. оказала большое влияние
на формирование европ. эстетич. мысли 16-18 вв. Под е„ воздействием были
написаны "Поэтика" Ю. Скалигера (1561), "Рассуждение" П. Корнеля (1663)
и "Поэтика" Н. Буало (1674), в значит, степени догматизировавшая отд.
положения А. в духе франц. классицизма. Горячим поклонником "Поэтики",
толковавшим е„ с позиций просветительства, был Г. Э. Лес-синг
("Гамбургская драматургия", 1767). В России эстетич. идеи А.
пропагандировали В. К. Тредиаков-ский ("Мнение о начале поэзии", 1752),
С. П. Шевыр„в ("Теория поэзии в историческом развитии...", 1836).
Специальную статью анализу "Поэтики" посвятил Н. Г. Чернышевский ("О
поэзии. Сочинение Аристотеля", 1854).
Соч.: Поэтика. Пер., введ. и прим. Н. И. Новосад" ского, Л., 1927; Об
искусстве поэзии, пер. с древнегреч. В. Г Аппельрота, ред. и комментарии
Ф. А. Петровского, М., 1957. Лит.: ГоловняВ. В., "Поэтика" Аристотеля о
сценической стороне трагедии, в кн.: Ежегодник института истории
искусств АН СССР. 1958. Театр. М., 1958,с.263-96. В. Я.
АРИСТОФАН (???????????) (ок. 446-385 до н. э.) - древнегреческий
драматург. Выдающийся представитель афинской комедии 5 в. до н. э.
Творчество А. отличалось острой общественно-политич. направленностью.
Написал ок. 40 комедий, из к-рых сохранилось 11. Деятельность А., начало
к-рой относится к 427 до н. э., проходила в годы Пелопоннесской войны
(431-404 до н. э.) и последовавшего за ней ослабления Афин. Выражая
интересы крестьянства, терпевшего в войне наибольшие бедствия, А. в ряде
коме-цнй ("Ахарняне", 425 до н. э.; "Мир", 421 до н. э.;
"Лисистрата", 411 до н. э.) подвергал резкой критике зачинщиков
войны, ввергающих в не„ ради собственной наживы государства Греции.
Одновременно А. затрагивал вопрос о судьбах афинской демократии.
Наиболее значительна комедия "Всадники" (424 до н. э.), где в образе
раба-кожевника, сумевшего мелкой лестью завоевать расположение
поглупевшего Демоса - афинского народа, А. создал обобщ„нный тип хитрого
и алчного демагога, использующего в низменных целях доверие народа.
Лицемерных "вождей" из богатой рабовладельческой верхушки А. обличал в
комедии "Осы" (422 до н. э.), направленной против сутяжничества. В своих
комедиях А. подвергал критике также новые идейные и эстетич. течения,
подрывавшие традиц. моральные устои афинской демократии. В комедии
"Облака" (423 до н. э.) новую модную философию олицетворяет Сократ; в
комедии "Женщины на празднике фесмофо-рий" (411 до н. э.) высмеивались
основные принципы и художеств. при„мы драматургии Еврипида. Комедия
"Лягушки" (405 до н. э.) явилась первым в истории европ. лит-ры произв.,
затрагивающим вопросы эстетич. критики. В этой комедии А. изобразил
происходящий в подземном царстве спор о первенстве между Эсхилом и
Еврипидом. Симпатии А. принадлежат Эсхилу как поэту эпохи укрепления
афинского демокра-тич. гос-ва. Ориентация А. на минувшие времена
расцвета "крестьянской демократии" свидетельствует о близости его
воззрений к патриархальным представлениям аттич. земледельцев и
определяет утопизм его идеалов, отч„тливо выявленный в комедии
"Богатством ("Плутос", 388 до н. э.). В форме социальной утопии написаны
комедии "Птицы" (414 до н. э.) и "Женщины в народном собрании" (392 до
н. э.).
Комедии А. построены на сочетании речевых эпизодов, бытовых, фарсовых
сценок с песнями хора, к-рый одновременно является и активным участником
действия и исполнителем партий, не связанных с содержанием комедии,
обращ„нных непосредственно к зрителю (т. н. парабаза). Комич. эффект
часто достигается свободным переходом сюжета от действительности к
фантастике или смешением реальных жизненных отношений. А. широко
использует методы гиперболы, материализации отвлеч„нных понятий, комич.
переосмысления словесного образа.
Мотивы комедий А. использованы в ряде произведений лит-ры нового
времени. Среди них: "Сутяги" Расина (1668), обработка "Птиц",
осуществл„нная И. В. Г„те для Веймарского т-ра (1780), пьеса Л.
Фейхтвангера "Крестьянин и полководец" (1917, Потсдамский т-р - 1955).
Начиная с 18 в. большое внимание в лит-ре уделялось развитию традиций
творчества А., понимаемых как образец служения иск-ва задачам обществ,
борьбы. В оценках Филдинга, Гейне, Рол-лана, Гоголя, Белинского,
Чернышевского комедии А. стали символом беспощадного сатирич. обличения
Из произв. А. чаще других ставились в различных странах комедии
"Богатство"; "Лисистрата" (М. Рейн-хардт-в Берлине, 1908, В. И.
Немирович-Данченко- в Муз. студии МХАТ, 1923, С. Э. Радлов - в
Петрограде, 1924).
С о ч.: Комедии в двух томах, пер. с древнегреч. Общ. ред. пер. Ф. А.
Петровского и В. Н. Ярхо, т. 1-2, M., 1954.
Лит.: Головня В. В., Аристофан, М., 1955; Ярхо В., Аристофан, М.,
1954; Соболевский С. И., Аристофан и его время, М., 1957. В. Я.
АРИЯ (итал. aria, осн. значение - воздух) - законченный по построению
эпизод (номер) в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом с
сопровождением оркестра. В драматургич. развитии оперы А. занимает
место, соответствующее монологу в драме, но применяется гораздо чаще;
обычно каждое из осн. действующих лиц оперы (частично и из
второстепенных) имеет одну или несколько А. Как правило, А. отличается
широкой распевностью; часто ей предшествует речитатив. Разновидности
А.ариетта, ариозо, каватина и др. Тр„хчастная А., в к-рой 3-я часть
является повторением 1-й, наз. А. да капо. Существуют А. и как
самостоят, концертные пьесы (написанные обычно в характере оперной А.).
А. наз. также нек-рые инструмент, пьесы певучего характера.
АРКА ПОРТАЛЬНАЯ (от лат. arcus, букв. - лук) (портальное зеркало) -
основная часть конструктивного оформления современной сцены. Состоит из:
а) архитектурной арки - про„ма в капитальной стене, отделяющего сцену от
зрительного зала и имеющего обычно постоянное художеств. оформление и
постоянную величину раскрытия; б) игровой портальной арки, раскрытие и
оформление к-рой меняется в зависимости от изображаемого на сцене места
действия. По своим размерам игровая портальная арка обычно меньше
архитектурной и составляется либо из комплекта портальных кулис и
падуги, либо из подвижных портальных башен (см. Башни портальные) и
мостика. Все осн. размеры сцены и зрительного зала рассчитываются в
соответствии с размерами А. п. Вл. Б.
АРКАДИИ, Иван Иванович (1878-1942) - русский советский акт„р. Засл.
деят. иск. РСФСР (1935). Сценич. деятельность начал в 1908 в Передвижном
драм. т-ре П. П. Гайдебурова. 1-я роль - Павлин ("Волки и овцы"). В
1914-38 работал в моек. Камерном т-ре. Акт„р преим. комедийный, порой
буфонный, А. обладал большим обаянием, юмором. Его игра отличалась
искренностью, простотой, задушевной мягкостью, достигая подчас и трагич.
звучания. Среди ролей А.: премьер-министр Кала-Базас ("День и ночь"
Лекока), Росетти ("Сирокко" по Соболю), Терамен ("Федра" Расина), Ирод
("Саломея" Уайльда), Силен ("Фамира Кифаред" Анненского), Принц
Бульонский ("Адриенна Лекувр„р" Скриба и Легуве) и др. С 1938 А. был
акт„ром Гос. центр. ТЮЗа; исполнял роли:
Фамусова ("Горе от ума"), Дьяка ("Михайло Ломоносов" Сизовой),
профессора Шатрова ("У лукоморья" Дэля) и др. 77. М.
АРКАДЬЕВ (наст. фам.- К у д e p к о), Аркадий Иванович (р. 7. II.
1907) - русский советский акт„р. Нар. арт. УССР (1951). Сценич.
деятельность начал в 1925 в Одесском районном т-ре. В 1927-32 - акт„р
Одесского рус. т-ра, в 1932-35 - Днепропетровского рус. т-рэ, с
1935киевского т-ра Красной Армии (ныне Т-р Прикарпатского воен. округа,
Львов). Образы, созданные А., отмечены искренностью, обаянием и
жизненной правдой. Он глубоко раскрывает психологию героев, определяет
общественную и социальную тему образа, придавая ему ч„ткую
характерность.
Среди ролей А.: Луконин ("Парень из нашего города"), Пеклеванов
("Бронепоезд 14-69"), Фучик ("Прага оста„тся моей" Бураковского, Ст. пр.
1952), Кудряш ("Гроза") и др. А. выступает и как режисс„р.
Пост. пьесы: "Песня о черноморцах" Лаврен„ва (1954), "Порт-Артур"
Степанова и Попова (195), "Кряжевы" Лаврентьева (1955) и др. Снимался в
кино. С. 3.
АРКАДЬЕВ (наст. фам.- Григорьев), Аркадий Никанорович [р. 4(16). III.
1888] - русский советский акт„р. Сценич. деятельность начал в 1907 в
Хабаровске. Играл в т-рах Екатеринбурга (антреприза П. М. Медведева,
1912, 1913, 1914), Самары (1919, 1920, 1935, 1936), Баку, Новосибирска
(т-р "Красный факел", 1937-38, 1942-43, 1944), Горького, Владивостока и
др. городов. В 1933-35 и в 1955-57- в Смоленском т-ре. Обладая большим
сценич. темпераментом, блестящей техникой, А. исполнял преим.
герои-ко-романтич. роли. Создал образы Отелло, короля Лира, Арбенина,
Сатина, Несчастливцева, Городничего; Тетерева ("Мещане"), Кутузова ("По
старой Смоленской дороге" по Рыленкову) и др. Выступал также как
режисс„р.
АРКАДЬЕВ, Иван Петрович [7(19).1.1872-30.XII. 1946] - русский
советский дириж„р, скрипач, педагог, муз.-обществ, деятель. В 1893
окончил Петерб. консерваторию. Дириж„рскую деятельность начал в 1896 в
Петербурге в оперном т-ре Кононова. С открытием Народного дома (1910) А.
в течение 15 лет был бессменным дириж„ром оперных спектаклей. В
спектаклях под управлением А. выступали Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А.
В. Нежданова и др. В 1917-19 был муз. руководителем и дириж„ром
оперно-драма-тич. Союза артистов в Пятигорске; в 1920-23 дирижировал
оперными спектаклями в т-ре Сибирякова в Одессе. С 1923 работал в
Петрограде, где в„л работу в области рабочей муз. самодеятельности.
Пост. в опер-но-хоровом коллективе ленингр. з-да "Красный треугольник"
оперы "Руслан и Людмила", "Князь Игорь", "Кармен", "Тихий Дон" и др. Был
профессором Одесской консерватории.
АРКАНОВ (наст. фам.- Л и з у н о в), Вениамин Павлович [р. 24. II (9.
III). 1905] - русский советский артист оперы (бас) и педагог. Нар. арт.
РСФСР (1955). В 1941 окончил Ленингр. консерваторию. Артистич.
деятельность начал в 1927 в Ленингр. т-ре оперы и балета. Работал в
оперных т-рах различных городов. С 1944 А.- солист Новосибирского т-ра
оперы и балета. Партии: Руслан, Мельник, Борис Годунов, Галицкий;
Мефистофель ("Фауст"), Виборах ("Банк Бан" Эркеля) и др. Препода„т в
консерватория (Новосибирск). Е. X.
АРКАС, Николай Николаевич (7. I. 1853-23. III. 1909) - украинский
композитор. В 1875 окончил Новороссийский ун-т. Музыке обучился
самостоятельно. Выступал как акт„р в Одесском "Новом т-ре". В историю
укр. муз. культуры вош„л как первый интерпретатор образов Т. Г.
Шевченко; написал оперу "Катерина" на сюжет поэмы Шевченко (пост. М.
Кро-пивницким, 1899, Москва). Автор романсов, обработок укр. нар. песен,
лит. и др. соч.
Лит.: Кауфман Л., М.М. Аркас. Нарис життя та творч?сть, Кив, 1958.
С. ? p.
АРЛЕКИН (от итал. Arlecchino) - традиционный персонаж итальянской
комедии дель арте. Создан актeром А. Ганасса во 2-й пол. 16 в. А.
занимал в труппе положение 2-го Дзанни - простака, неотeсанного увальня,
запутывавшего своими глупыми выходками интригу комедии. Носил костюм,
покрытый многочисл. разноцветными заплатами, обозначавшими бедность и
скупость его обладателя. В сер. 17 в. во Франции актeр Д. Бъянколелли
изменил характер и костюм А. В его исполнении А. превратился в 1-го
Дзанни - хитрого, остроумного, злоязычного интригана, активно
участвующего в развитии действия. Заплаты на костюме А. приняли форму
правильных треугольников красного, жeлтого и зел„ного цвета, тесно
прилегающих друг к другу. В 18 в. актeр Т. Виентини внeс в трактовку
роли А. патетич. -элемент, заставив зрителей парижских ярмарочных
театров одновременно смеяться и плакать. Дальнейшее развитие маски А.
происходило вне комедии дель арте, во франц. арлекинадах конца 18 - нач.
19 вв., в к-рых А. превратился из слуги в изящного любовника,
счастливого соперника Пьеро.
Лит.: D г lese n O., Der Ursprung des Harlekin, В., 1904; Beaumont C.
W., The history ot Harlequin" L., 1926. , С. Мок.
"АРЛЕКИН" - чилийский театр. Создан в 1951 в Сантьяго. Спектакли "А."
даются (на исп. яз.) в помещениях профсоюзов по доступным для рабочих
ценам. Т-р знакомит зрителей с лучшими образцами чилийской и мировой
драматургии. Среди пост. т-ра:
"Элиса", "Госпожа Земля", "Дьявол из Мачали" Куад-ры, "Чайка" Чехова,
"Эдип" Жида, произв. Гарсиа Лорки, Бенедетти и др. Руководитель труппы -
ф. Куэвас. , Л. X.
"АРЛЕКИН" - часть декоративного оформления сцены: первая, со стороны
зрительного зала, полоса ткани, неподвижно закрепл„нная в верхней, не
раскрывающейся части портальной арки сцены. Назначение "А." - скрыть от
зрителей конструкции и механизмы верхней сцены. Вместе с передним
занавесом, завершением к-рого он является, "А." входит составной частью
в архитектурный интерьер зрительного зала. Возникновение этого термина
связано с одним из тра-диц. персонажей итал. комедии масок - Арлекином,
к-рый, появляясь перед занавесом, драпировался в его складках., И. Ф.
АРЛЕКИНАДА (франц. arlequinade) - род небольших сценок, в к-рых
главным действующим лицом является Арлекин и другие персонажи итал.
комедии дель арте. А. была популярным жанром франц. ярмарочных т-ров 18
в.; в маленьких, чаще всего одноактных, пьесах-А. преобладали элементы
пантомимы, пения, танца. Традиц. сюжетная схема А.: любовные перипетии,
остро комич. ситуации с отдельными пародийно-сатирич. намеками на
злободневные темы. Жанр А. зародился в сер. 17 в. под влиянием
обосновавшегося в Париже т-ра итал. комедиантов, познакомившего франц.
зрителя с комич. персонажами комедии дель арте и, в частности, с
Арлекином. В числе авторов А.- Лесаж, Ма-риво, Дорневаль, Пирон, Панар,
Флориан и др. Образцы А. можно найти в собрании соч. Лесажа "Ярмарочный
театр. или Комическая опера" ("Le Theatre de la Foire ou
l'Opera-Comique", Париж, 1721-37).
Вариации А. получили распространение и в др. ев-роп. т-рах (см.
Бурлеск, Клоунада). Широкое развитие А. получили также в рус. балаганах
в сер. 19 в. Л. Шн.


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.