Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

АНТОНИО (Antonio), Антонио Руис Со-л е р (р. 4. XI. 1923), -
испанский танцовщик и балетмейстер. Ученик исп. педагогов: М. Реаль
(испанские танцы), Фраскильо (танцы в стиле "фламенко") и А. Перисета
(классич. танец). В 1930 дебютировал в "Театро дель Дуке" в Севилье.
Исполнение А. характеризуется гибкостью, л„гкостью" виртуозным владением
кастаньетами, акробатич. прыжками. В 40-е гг. с успехом выступал в
Европе и Америке. В 1953 организовал балетную труппу. А. ставит
хореографич. номера и сцены, в к-рых сочетает элементы нар. исп. танца с
классич. балетом. В 1958 пост. балет "Треуголка" де Фальи и эстрадное
представление "Таверна быков".
Лит.: Beaumont С. W., Antonio..., L., 1952; В г u n е 1-I е sc h i
Е., Antonio and Spanish dancing. L., 1958. Ham. P.
АНТОНИО И ШЛИСКЕВИЧ - советские цир-ковые артисты; ков„рные клоуны:
1) Антонио (даст. фам. и имя - Маркунас, Антонас Игносович) (р. 18. V.
1915) - по национальности литовец. Работу в цирке начал с 1938. Засл.
арт. Латв. ССР (1954). 2) Шлискевич, Алексей Карлович (р. 11. I. 1904) -
по национальности латыш. Работу I цирке начале 1916. Засл. арт. Латв.
ССР (1954). В Й950 А. и Ш. создали клоунский дуэт, развивающий Цэканр
буффонады. Комедийное дарование артистов выявилось в их совм. работе.
Они исполняют живые, Политически острые сценки и пародии. М. 3.
АНТбНИУ(Апи)???и), Костаке (р. 1900) - румын-Едкий акт„р. Нар. арт. РНР.
Сценич. деятельность начал в 1920 в т-ре в Яссах. С 1935 - акт„р Нац.
т-ра им. ?Караджале в Бухаресте. Среди ролей раннего периода:
Думитраке, Подвыпивший гражданин ("Бурная ночь", Потерянное письмо"
Караджале), Хлестаков, Осип ("Ревизор"), Подкол„син ("Женитьба"),
Скапен; Сга-нарель ("Дон Жуан" Мольера). Позднее А. расширяет свой
репертуар, включая в него ряд драматич. ролей: Войницкий; Прозоров ("Три
сестры"), Микола ("Украденное счастье" Франко), Муромский ("Свадьба
Кречинского"). С большой драматич. силой играл А. в произв. совр.
драматургии: профессор Андроник ("Последняя сенсация" Себастьяна),
Спиридон Хампу ("Великий день" Банущ), Черногубов ("Персональное дело"
Штейна). А. Гер. АНТОНЙУ (Antoniu), Кристать (р. 1917) - албанский
артист оперы (баритон). Пению обучался в Бухарестской консерватории. С
1954 А.- один из ведущих певцов Т-ра оперы и балета в Тиране. Партии:
Жермон; Альфио ("Сельская честь" Масканьи) и др. Выступает в концертах.
Д. А г. АНТОНОВ, Зураб Назарович [9 (21). IX. 1820, Гори (Грузия), - 13
(25). XII. 1854, Тифлис] - грузинский драматург, акт„р. По
национальности армянин. Род. в купеческой семье. Учился в Горийском
уездном уч-ще, затем служил Писцом в уездном управлении в Гори. В 1851
начал акт„рскую деятельность, вступив в труппу груз. проф. т-ра в
Тифлисе. Работал также режисс„ром (в 1854 руководил т-ром). Как
драматург А. принадлежал к реалистич. школе Г. Эристави. Написал пьесы:
"Затмение солнца в Грузии", "Свадьба хевсуров" (1852), "Хочу быть
княгиней", "Муж пяти жен" (1851), "Белый медведь паши" (пер. 1851),
"Разве дядюшка женился?"
(1852), "Кер-оглы" (1853), "Путешествие литераторов на плоту", "Два
постояльца" (1854) и др., пост. в т-ре, созданном Г. Эристави, а
впоследствии и в др. т-рах. Был первым груз. драматургом, отразившим в
своих пьесах жизнь демократич. слоев населения и создавшим образы людей
из народа.
С О Ч.: о б (в) п б п з о Ъ., ЭЪоЬ гообппо Ьооотдпс'Зо (БоЭод. JSoo
ЬоЭ ЭспЭдорд(т). ооооЬо, 1955.
Лит.: Б у х н и к а ш в и л и Г., Театр Георгия Эристави, Тб., 1948.
БАРТЕНЕВ - советские цирковые артисты; клоуны: 1) Антонов, Николай
Александрович (р. 3. VII. 1906)-работает в цирке с 1924 сначала как
акробат, затем как клоун. 2) Бартенев, Василий Михайлович (р.20. I.
1900) - работает в цирке с 1922. Яркий комедийный акт„р. С 1924 А. и Б.
выступают как клоунская пара (ков„рные). Первое время использовали в
своих антре образы популярных артистов датского кино Пата (Антонов) и
Паташона (Бартенев). Были среди первых клоунов, утверждавших на манеже
сов. цирка политическую сатиру. В репертуаре А. и Б.-ряд злободневных
интермедий.
Лит.: Дмитриев Ю., Очень смешные клоуны, "Советский цирк", I960, ј з.
М. 3.
АНТОНОВА, Елизавета Ивановна [р. 24. IV (7.V).1904] - русская
советская артистка оперы (контральто). Нар. арт. РСФСР (1951). Пению
обучалась у М. А. Дейши-Сионицкой и К. Г. Держинской. В 1928-29
А.-солистка Ленингр. Малого оперного театра, с 1933 - Большого т-ра.
Партии: Соло-ха ("Черевички" Чайковского, Ст. пр. 1942), Княгиня
("Русалка"), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Ваня("Иван Сусанин"), Фрика
("Валькирия" Вагнера) и др. Выступала во многих оперных театрах страны.
АНТОНОВИЧ, Даниил Исидорович (наст. фам.- А н т о н о в и ч-Б у д ь к
о) [р. 10 (22). XII. 1889] - украинский советский акт„р. Нар. арт. СССР
(1954). Член КПСС с 1944. В 1919 окончил Киевский муз.-драм. ин-т им.
Лысенко и вступил в труппу Киевского т-ра им. Шевченко. С 1920 работал в
Киевском драм. т-ре, с 1922-в т-ре" Берез?ль", в 1923-26-в 1-м рус.
рабочем т-ре в Москве, с 1926- акт„р т-ра "Берез?ль" (ныне Харьковский
т-р им. Шевченко). А.- один из первых акт„ров, создавших на укр. сцене
образы большевиков, раскрывавшие передовую идейность, высокие моральные
качества сов. людей. Образы А. монолитны и целостны, исполнены оптимизма
и высокого советского гуманизма. Акт„р ч„тко определяет сущность
мировоззрения своих героев, выражает глубокую человечность, душевное
богатство, поэтичность.
Среди ролей А.: Железняк ("Гайдамаки" Шевченко), Гнат и Михайло
("Савва Чалый" и "Суета" Карпенко-Карого), Шельменко ("Шельменко-денщик"
Квитко-Основьяненко), Ярослав ("Ярослав Мудрый" Кочерги), Швиденко
("Генерал Ватутин" Дмитерко, Ст. пр. 1948). Большое место в творчестве
А.' занимают роли в пьесах Корнейчука: Гайдай ("Гибель эскадры"), Тарас
Голота ("Правда"), Берест ("Платон Кречет"), Мирон ("Фронт"), Макар
("Макар Дубрава"), Дремлюга ("Крылья") и др. Лучшие роли в рус.
советской и классич. драматургии: Кошкин ("Любовь Яровая"), Листрат
("Земля" Вирты), Хлебников и Добротворский ("Персональное дело" и "Закон
чести" Штейна), Тихон, Несчастливцев ("Гроза", "Лес"), в мировой
классике - Отелло; Веррина
("Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера), Монтанеллп ("Овод" по Войнич).
Снимался в кино ("Броненосец Пот„мкин", "Стачка"). С 1949 вед„т
педагогическую работу в Харьковском театральном институте (с1957проф.).
АНТОНОВСКИЙ, Александр Петрович (р. 1864) - 'русский артист оперы
(бас-профундо). В 1882-85 обучался пению в Моск. консерватории у Д.
Гальвани. Впервые выступил на оперной сцене в 1885 в Москве. В 1885-90
пел в Большом т-ре, в 1890-1900-в частных оперных т-рах Москвы, Киева,
Одессы, Харькова и др. городов. В 1900-02 работал в Мариинском т-ре в
Петербурге. Обладал голосом исключительно мощного звучания. Партии:
Сусанин; Кончак ("Князь Игорь"), Мельник и др. В Мариинском т-ре был
первым исполнителем партий Малюты Скуратова и Варяжского гостя ("Царская
невеста", "Садко"). В 1904 А. оставил сцену. Я. Каз. AHTOIUEHKOB,
Григорий Иванович [р. 12 (24). III.1898]-русский советский акт„р. Нар.
арт. РСФСР (1954). Член КПСС с 1945. Сценич. деятельность начал в 1920 в
подупроф. коллективе. В 1923-31 играл в т-рах Днепропетровска (т-р под
рук. Л. К. Люд-вигова, Т-р им. Шевченко). С 1931 учился в ГИТПСе на
режиссерском ф-те (окончил в 1934). В 1934-39 работал в т-рах Оренбурга,
Ульяновска, Ейска, Кимр, с 1939- во Владивостокском т-ре. А. создал ряд
ярких образов в пьесах Горького: Бессеменов, Бубнов, Яковлев ("Мещане",
"На дне" и "Фальшивая монета"). Среди его лучших ролей также Галушка,
Романюк ("В степях Украины" и "Калиновая роща" Корнейчука), Черняк
("Сергей Лазо" Бондаревой) и др. А.- остро-характерный акт„р. Иск-во его
отмечено психологич. глубиной, стремлением к обобщениям, тонкой отделкой
деталей. Создал образ В. И. Ленина в спектаклях "Человек с ружь„м"
(1939), "Кремл„вские куранты" (1941);
"Незабываемый 1919-й" Вишневского (1950). Вед„т педагогич. и
режисс„рскую работу. И. С.
АНТРАКТ (франц. entracte, от entre - между и acte - действие) - 1)
Перерыв между актами спектакля или отделениями концерта, циркового
представления. Служит для отдыха исполнителей и зрителей, а также для
перемены декораций. 2) Муз. пьеса, являющаяся вступлением к одному из
действий (кроме 1-го) оперного или драм. спектакля
(А. в опере "Кармен", А. из музыки Чайковского к пьесе "Снегурочка" и
т. п.). Исполняется обычно после перерыва, непосредственно перед
поднятием занавеса.
"АНТРАКТ" - русская еженедельная газета. Предназначалась для чтения
во время антрактов. Выходила в Москве сначала вместе с ежедневной
газетой "Театральные афиши и Антракт" (1864 - 65), потом - самостоят.
изданием (1866-68). Редактор - А. Н. Баженов, в 1868-В. II.
Родиславский. В "А." печатались рецензии об отдельных спектаклях и
концертах Москвы, Петербурга и провинции, театр. фельетоны и др. А. Шн.
АНТРАКТНАЯ МУЗЫКА - музыка, исполнявшаяся в 18-19 вв. в зале или фойе
театра в перерывах между актами для развлечения публики.
АНТРАША (франц. entrechat, от итал. intrecciato- сплет„нный) - в
классич. танце род скачкообразного прыжка, во время к-рого ноги
скрещиваются в воздухе (заноска), ударяя икрой об икру. А. делятся на
ч„тные (royal, quatre, six, huit) - прыжок с двух ног на две, и неч„тные
(trois, cinq, sept) - прыжок с двух ног на одну.
Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического танца, 3 изд., М., 1948; M
ори ц В., Тарасов Н., Чекры-г и н А., Методика классического тренажа,
M.-Л., 1940;
Blasts G., Traite elementaire, theorique et pratique de la danse,
Milan, 1820; e г о ж e, The code of Terpsichore, L., 1830.
AHTPE [франц. entree - вход, вступление, выход (на сцену)] - 1) В
ср.-век. Европе - торжеств. вступление, выход в пиршественный или
бальный зал костюмированных персонажей. Участники А. обычно отплясывали
мореску, выход сопровождался песнями, игрой на муз. инструментах. А. во
Франции, Италии, Испании явились прообразами балета, а также интрады в
'инструментальной танц. сюите. 2) В 17-18 вв.- выход одной или неск.
групп танцовщиков (с ч„тным числом участников), представлявших
посредством танца и пантомимы часть действия балета, комедии-балета,
оперы-балета. С конца 17 в. А. наз. также самостоят, часть балета или
оперы-балета, имеющая собств. наименование (напр., "Празднества Гебы"
Рамо, 1739, состоит из пролога и тр„х самостоятельных А.).3) В балете
19-20 вв.-вступительная часть разв„рнутого па-де-де (па-де-труа, па
д'аксъон), общий выход танцовщицы и танцовщика (напр., в па-де-де в 3-м
и па д'аксьон в 1-м актах балета "Спящая красавица", в па-де-труа в 1-м
акте балета "Лебединое озеро"). 4) Клоунский номер, обычно комич.
разговорная сценка или пантомима. Первое время А. называли всякое
появление клоунов на манеже. А. связано с выступлениями клоунов амплуа
Августа.
АНТРЕПРЕН‚Р (франц. entrepreneur - предприниматель) - владелец,
арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия: театра, цирка и
пр. За рубежом А. именуется: менеджером (в Англии), импрессарио (в
Италии), продюсером (в Америке).
А. существуют с момента возникновения профессиональных трупп.
Известен, напр., контракт, заключ„нный А. французом Л'Эпероньеромс
актрисой М. Фере еще в 1545. Наряду с А., для к-рых театр был только
источником дохода (напр., Ф. Хенсло - крупнейший театр. предприниматель
Лондона врем„н Шекспира, владелец т-ров "Роза", "Фортуна", "Надежда"),
всегда были и А., творчески связанные с т-ром. В конце 16-нач. 17 вв.
это были-Дж. Б„рбедж и егосын, знаменитый англ. акт„р Р. Б„рбедж
(возглавляли лондонские т-ры-"Театр", "Блэкфрайерс", "Гло-М)ус"), во 2-й
пол. 17 в.-великий франц. драматург, ре- жисс„р и акт„р Мольер, в 18 в.-
выдающийся англ. акт„р Д. Гаррик, возглавлявший совм. с антрепрен„ром
Лейси т-р "Друри-Лейн" в Лондоне, нем. акт„ры в режисс„ры К. Нейбер, И.
Ф. Ш„неман, К. Аккер-ман; в 19 и 20 вв.- Ч. Кин, Г. Ирвинг, Ф. Бенсон,
супруги Банкрофт и С. Фелпс в Англии; Э. Росси, Т. Сальвини, Э. Дузе, Э.
Де Филиппе - в Италии;
М. Рейнхардт, Э. Пискатор - в Германии; А. АН-туан, Ф. Жемье, Ж. Л
Барро, Питоевы - во Франции; Д. Беласко - в США и т. д.
В 19 и 20 вв. широкое развитие получает также деятельность А.,
творчески не связанных с т-ром и являющихся лишь владельцами или
арендаторами театр. зданий, организаторами гастрольных турне трупп и
отдельных акт„ров-гастрол„ров (в США - бр. Фро-ман, глава крупнейшей
театр. фирмы "Шуберт"; во Франции - М. Карсенти, Ломброзо, Жанвье и
др.). В наст. время в зарубежных странах антрепризы вс„ более
вытесняются различными компаниями, трестами и т. д.
В России появление профессиональных А. относится к 18 в. и связано с
зарубежными предпринимателями: Я. Кунст, О. Фюрст-в Москве (10-е гг.),
Манн (20-е гг.)-в Петербурге. В последующие периоды оперные, балетные,
драм. труппы возглавляли: Фу-зань (30-е гг.), Сериньи (40-е гг.) - в
Петербурге;
Локателли (50-60-е гг.) - в Москве. В 1779-83 в Петербурге
антрепрен„р К. Книпер соорудил т. н. Деревянный т-р на Царицыном лугу, в
к-ром играла драм. труппа под рук. И. А. Дмитревского. В 1782 здесь
впервые был пост. "Недоросль". В Москве после Локателли в 1765-69
антрепризу держал рус. офицер Титов, с 1772-итальянец Гроти; в 1776
начал сво„ существование т-р Медокса.
В Москве и Петербурге, в силу монополии императорских т-ров
(установлена официально в 1854, но фактически проявлялась значительно
раньше), деятельность А. проходила гл. обр. в загородных дачных т-рах,
клубах; А. выступали также организаторами цирковых зрелищ и эстрадных
представлений. Но в провинции, свободной от монополии каз„нных т-ров,
появилось огромное число театр. предпринимателей. Среди А. были и
помещики, превратившие свои крепостные т-ры в коммерч. предприятия (граф
Каменский в Орле, Есипов в Казани, кн. Шаховской в Нижнем Новгороде и
др.). С 70-х гг. возникают попытки организации акт„рских товариществ без
А.
К 1-й пол. 19 в. относится деятельность А., сыгравших заметную роль в
истории рус. провинциального т-ра: И. Ф. Штейна, О. И. Калиновского, К.
Зелинского и в особенности Л. Ю. Млотковского. Во 2-й пол. 19 в.
появляется несколько выдающихся А., сочетавших организационную и творч.
работу, способствовавших развитию рус. провинциального т-ра. Среди них:
А. А. Рассказов, П. М. Медведев, Н. Н. Соловцов, Н. Н. Синельников, Н.
И. Соболъ-щиков-амарин, П. П. Гайдебуров (и Н. Ф. С карская). В числе
видных А. 2-й пол. 19 в. также И. Я. Сетов, Дюковы, П. П. Струйский, 3.
А. Малиновская, акт„р и режисс„р Н. К. Милославский, А. С. Суворин.
Среди виднейших московских А.- А. А. Бренко, К. Н. Незлобии, С. И.
Зимин, С. П. Дягилев, Ф. А. Корт.
Значит, роль в истории театр. культуры сыграли А.-меценаты (напр., в
России С. И. Мамонтов - инициатор и организатор Моск. частной русской
оперы; в Англии Э. Флауэр - инициатор и организатор Мемориального
шекспировского театра, и др.).
Среди выдающихся цирковых А.- англичанин Ф. Астлей, многочисл.
представители потомственных цирковых "династий": Франкони - во Франции,
Ренца - в Германии, Чинизелли - в Италии, бр. Никитины - в России.
В Сов. Союзе частные антрепризы прекратили существование после
издания декрета о национализации т-ров (1919).
Лит.: Островский А. Н., Записка об авторских правах драматических
писателей (1869), в сб.: О театра. Записки, речи, письма, общ. ред. и
вступ. ст. Г. И. Владыкина, Л.-М., 1941, с. 38-49; М о к у л ь с к и и
С. С., История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л., 1939, с. 8с,
255, 376, 388, 436 (и ряд других); А н т у а н А., Дневники директора
театра, [пер. с франц.], М.-Л., 1939; Жемье Ф., Театр. Беседы, собранные
II. Гзеллем, [рус.. nep.J, М., 1958;
Данилове. С., Очерки но истории русского драматического театра,
М.-Л., 1948, с. 71-81, 82-89, 143-149, 216- 224, 409-433; Ашукин Н. С.,
В с е в о л о д с к и й-Гернгросс В. Н. и Соболев Ю. В., Хрестоматия но
истории русского театра XVIII-XIX веков, Л.-М., 1940, с. 256-276;
Синельников Н. Н., Шестьдесят лет на сцене. Записки, Харьков, 1935;
Собольщиков-Самарин Н. И., Записки, [Горький], 1940; Кузнецов Е., Цирк,
М.-Л., 1931. А. Шн.
АНТРЕПРИЗА (франц. entreprise, от entreprend-ге - предпринимать) -
театральное предприятие, созданное и возглавляемое частным
предпринимателем- антрепрен„ром. См. также Товаригцество.
АНТРОПОВ, Лука Николаевич [16(28). X. 1843- 14(26). IX. 1881]-русский
писатель. Окончил юридич. ф-т Петербург, ун-та (1863). Как драматург А.
дебютировал комедией-мелодрамой "Блуждающие огни", пользовавшейся
большим успехом благодаря своей сценичности, "выигрышным" ролям (1873,
Малый т-р - бенефис Федотовой, исполнявшей роль Лидии; в 1874 в этой
пьесе выступила Ермолова, игравшая роль Лели, в Петербурге в этой же
роли дебютировала Савина). А. принадлежат также пьесы "Ванька-ключник"
(по повести Аверкиева, 1880, Малый т-р; Дашутка - Ермолова),
"Очаровательный сон" (по повести Достоевского "Дядюшкин сон", 1878,
Малый т-р). А. был также театр. рецензентом (газеты "Голос", "Московские
ведомости" и др.), автором ряда театр.-критич. статей.
С о ч.: Блуждающие огни, М., 1878, СПБ, 1890. Лит.: Б о б о р ы к и н
П., За полвека, М.-Л., 1929;
Венгеров С., Критико-биографический словарь руссьпх писателей и
уч„ных, вып. 1, СПБ, 1889, с. 689. А. Шн.
АНТТИ (АпШ), Ауне (р. 23. XII. 1901) - финская артистка оперы
(сопрано). Пению обучалась в консерватории в Хельсинки, а также в
Париже, Вене и Берлине. Впервые выступила на оперной сцене в Хельсинки в
1931. Гастролировала в Скандинавских странах, США и др. Партии:
Елизавета ("Тангейзер"), Маргарита ("Фауст"), Недда ("Паяцы"), Микаэла и
др. Выступает также как камерная певица. Занимается педагогич.
деятельностью. С. Л.
АНТУАН (Antoine), Андре (31. I. 1858, Лимож,- 9. X. 1943, Полигон) -
французский режисс„р, акт„р, теоретик театра. Родился в семье мелкого
служащего. С юных лет увлекался театр. иск-вом, и, чтобы иметь
возможность посещать спектакли, работал в т-ре "Комеди Франсез"
клакером, затем - статистом. А. удалось устроиться в частную театр.
школу "Жимназ де ла Пароль", где он дебютировал как акт„р в роли Давида
Зихеля ("Друг Фриц" Эрк-мана-Шатриана). А. пытался поступить в класс
декламации Парижской консерватории, но потерпел неудачу на экзамене.
Работая (с 1883) клерком в Газовом об-ве в Париже, сблизился с одним из
любительских театр. кружков - т. н. Гальским кружком. Вскоре А.
становится во главе этого кружка, завязывает знакомство с писателями,
группирующимися вокруг Э. Золя (А. Доде, А. Век, Э. Гонкур и др.), и
делается горячим поклонником и пропагандистом эстетич. принципов школы
натурализма Золя.
В 1887 на основе Гальского кружка А. организовал в Париже Свободный
театр. в к-ром работал до 1894. В 1897 он создал Т-р Антуана (см.
Антуана театр) и руководил им до 1906; в 1906-14 А. был директором т-ра
"Одеон", в эти годы он перестал выступать на сцене и целиком отдался
режиссуре. Во время 1-й мировой войны А. читал лекции о т-ре в различных
странах Европы и в США. После 1914 отош„л от практич. деятельности в
т-ре, работал в области театр. критики и в кино.
Создавая Свободный т-р, А. решительно выступил против мелодрамы,
мещанской драматургии, "ловко ркроенных пьес" В. Сарду и др. Разделяя
позиции Э. Золя, А. считал, что т-р должен правдиво показывать жизнь,
ставил пьесы Э. Бри„, Ж. Ансе, Ж. Куртелина, Ж. де Порто-Риша и др., в
которых вместо трафаретных персонажей "любовников", "героев",
"неврастеников", заполнявших сцены ака-демич. т-ров, действовали живые
люди - простые крестьяне, мелкие буржуа, рабочие. Заслугой А. являлась
также пропаганда передовой иностр. драматургии, доступ к-рой на франц.
сцену был крайне затрудн„н. А. впервые во Франции поставил "Власть тьмы"
(1888); "Привидения" (1890) и "Дикую утку" (1891) Ибсена, "Нахлебника"
Тургенева (1890), "Ткачей" Гауптмана (1893) и др. В то же время он
провозгласил принцип "либерального эклектизма", допускавший
беспрепятственное введение в репертуар т-ров произведений писателей всех
направлений. Поэтому наряду с реалистическими, социально-значительными
пьесами А. ставил пьесы натуралистические и иногда
мистико-символистские.
В области акт„рского и режисс„рского иск-ва А. исходил из положения,
что "новый т-р требует и новых исполнителей"; учил акт„ров тщательно
разрабатывать внешний рисунок роли, раскрывать психологию действующего
лица, добивался естественности, простоты исполнения, выступал против
холодной, условно-декламац. манеры игры акт„ров "Комеди Франсез",
боролся с "премьерством", ремесленничеством, ратовал за постоянный
состав труппы, за спаянный акт„рский ансамбль. Наиболее полно эстетич.
принципы А. были воплощены в его собственном акт„рском творчестве. А.
был замечательным характерным акт„ром. Среди его лучших ролей:
Аким ("Власть тьмы"), Освальд ("Привидения"), Кузовкин ("Нахлебник").
В своих постановках А. ломал академические театр. каноны, строил смелые
для своего времени, естественные мизансцены (напр., акт„р мог говорить,
стоя спиной к зрительному залу, и т. п.), вводил в спектакль шумовые
эффекты (ветер, дождь и т. д.), новые принципы освещения сценич.
пространства (уничтожение света рампы, применение верхнего света,
оправданного обстановкой действия). Однако в нек-рых спектаклях А.
проявились натуралистич. тенденции (напр., использование настоящих
мясных туш в спектакле "Мясники" Икра, 1888). В постановках массовых
сцен А. отказался от использования невыразительной толпы статистов,
создавал мизансцены, в к-рых каждый из участников был надел„н
индивидуальным характером, имел определ„нную сценич. задачу. Благодаря
этому массовые сцены становились жизненными и художественно-правдивыми.
Деятельность А. способствовала поднятию сценич. культуры, улучшению
оформления спектаклей. Он требовал изготовления спец. декораций и
костюмов к каждой постановке. Выступал против "дежурных" павильонов, в
к-рых шли. классич. и совр. пьесы, призывал смело применять
разнообразные постановочные средства, помогающие создавать подлинную,
жизненно-достоверную атмосферу на сцене.
Для того чтобы открыть доступ в театр широкому зрителю, А. считал
необходимым значительно удешевить цены на билеты, стремился к тому,
чтобы в здании общедоступного т-ра не было неудобных мест.
А. понимал т-р как средство пропаганды и истолкования лит-ры.
Акт„рское творчество он подчинял замыслу автора-драматурга и режисс„ра,
лишая акт„ра права мыслить самостоятельно. Впоследствии это привело А.
фактически к отрицанию самостоятельности акт„рского творчества.
Литературное наследие А. обширно и представляет собой большую
теоретич. ценность, его "Дневники..." являются одним из ценных
документов по истории франц. т-ра, театр. жизни конца 19 - нач. 20 вв.
А работал в кино, широко используя натурные съ„мки. Поставил фильмы:
"Братья-корсиканцы" по Дюма-отцу (1917), "Труженики моря" по Гюго
(1917), "Арлезианка" по Доде (1922). В 1897 А. с группой артистов
Свободного т-ра гастролировал в странах Европы, в т. ч. в России
(Петербург, Москва, Киев, Одесса).
Творчество А. оказало большое влияние на франц. и мировой т-р. А.
развивал реалистич. тенденции в театр. иск-ве, боролся с рутиной и
штампами, господствовавшими на сцене в конце 19 в., утвердил
режисс„рское иск-во как самостоятельную область сценич. творчества.
Соч.: Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P., 1921; Mes souvenirs sur
le Theatre Antoine et sur l'Odeon, P., 1928; рус. сокращ. изд. Дневники
директора театра, общ. ред. А. А. Гвоздева, М.-Л.,1939; La vie amoureuse
de Francois-Joseph Talma, P., 1925; Le theatre, v. 1-2, P., 1933-34.
Лиги.: Мовшенсон А., Вступ. статья в кн.: АН-т у а н А., Дневники
директора театра, сокращ. пер. с франц., М.-Л., 1939; Луначарский А. В.,
О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958, с. 174-178;
Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий.
Очерки, М.-Л.. 1939, с. 77-104; К оvatchevitch M., La vie, l'oeuvre,
l'influence et le prestige de Andre Antoine, fondateur du Theatre Libre,
dans fe monde, Clermont-Ferrand-P., 1941; Roussou M., Andre Antoine, P.,
[1954]; Sarcey F., Quarante ans de theatre (Feuilletons dramatiques), v.
5-7, P., 1901 - 1902, p. 239-317. Ар. Г
АНТУАНА ТЕАТР (Theatre Antoine) - французский театр. Основан
выдающимся режисс„ром, акт„ром и театр. деятелем А. Антуаном в Париже.
Открылся 29 сент. 1897 в помещении "Меню-Плезир" спектаклем, состоявшим
из пьес "Бланшетта" Бри„ и "Бубурош" Куртелина. Труппа т-ра состояла
преимущественно из акт„ров распавшегося в 1896 Свободного театра. В не„
входили ф. Жемье, А. Ар-кильер, Жанвье, Л. Кола, Анрио, А. Дефонтен и
др. Антуан ставил перед собой те же задачи, к-рые были выдвинуты им при
создании Свободного театра; основанный им т-р утверждал идеи Э. Золя,
натура-листич. школы, пропагандировал произв. молодых франц. писателей и
новую зарубежную драматургию, почти не проникавшую на франц. сцену,
боролся против ремесленных и "кассовых" пьес. В отличие от Свободного
театра, спектакли к-рого посещались узким кругом парижской интеллигенции
по абонементу, А. т. давал открытые платные спектакли, рассчитанные на
широкие слои зрителей. В т-ре были введены умеренные цены на билеты,
составлен обширный, часто обновляемый репертуар, резко отличавшийся от
репертуара др. т-ров Парижа, ставивших пустые, бессодержательные пьесы
модных авторов. В репертуар А. т. входили пьесы франц. драматургов А.
Бека, Э. Бри„, Э. Фабра, П. Лоти, Л. Беньера, О. Мирбо, Ж. Куртелина, М.
Донне, Л. Декава и др., инсценировки произв. Г. Мопассана, О. Бальзака,
Э. Золя; переводные пьесы - Л. Толстого, Г. Ибсена, Г. Гауптмана,
Г.Хейерманса, Б. Бь„рнсона, Г. Зудермана, А. Стриндберга, А.Шниц-лера и
др. В 1904 в т-ре был поставлен "Король Лир" Шекспира, к-рый до этого
времени почти не был известен франц. зрителям. Значительным этапом в
истории т-ра явились постановки пьес Ж. Ренара - "Рыжик" (1900),
"Господин Берне" (1903) и др. Вместе с тем Антуан недостаточно
последовательно проводил намеченную им вначале репертуарную линию; в А.
т. ставились реакционные пьесы Ф. де Кюреля и модные боевики. В 1906
Антуан уш„л из т-ра, заняв пост директора "Одеона". Во главе А. т. стал
Ф. Жемъе, к-рый руководил им до 1921. За этот период Жемье пополнил
репертуар т-ра постановкой произв. Шекспира - "Гамлет" (1913),
"Венецианский купец" (1916), "Антоний и Клеопатра" (1917), "Укрощение
строптивой" (1918). После ухода Жемье А. т. утратил значение передового
художественного коллектива, сплачивавшего молодые писательские силы,
прогрессивную интеллигенцию, и превратился в рядовой т-р Парижа. Ар. Г.
АНТЬЕ (Antier), Бенжамен (21. III. 1787-25. IV. 1870) - французский
драматург. Автор мелодрам, комедий и водевилей, написанных гл. обр. в
соавторстве с А. Декомберусом, Г. де Пиксерекуром, Куальяком и др. Пьесы
А. ставились в парижских театрах бульваров. Республиканские и
демократич. черты мировоззрения А. вносили в его творчество нек-рые
обличит, ноты. Написанные с участием А. мелодрама "Постоялый двор в Ад
ре" (соавторы По-лиант и Ж. А. Сент-Аман, 1823, т-р "Амбигю") и
са-тирич. комедия "Робер Макер" (соавторы Фредерик-Леметр, Ж. А.
Сент-Аман, Оверне и М. Алуа, 1834, т-р "Фоли драматик") прославились
благодаря блестящему исполнению Фредериком-Леметром роли Робера Макера.
Среди др. пьес А. наиболее известны:
"Извозчик" (1825), "Рочестер" (1829), "Поджигательница" (1830),
"Маска из смолы" (1855) и др.
Лит.: R о у е г A., Histoire du theatre contemporain en France et a
l'etranger depuis 1800 jusqu'a 1875, 1.1,P.,1878. Е. Ф.
АНТЬЕ (Antier), Мари (1687-3. XII. 1747) - французская артистка оперы
(сопрано). Пению обучалась в Париже у М. Рошуа. Впервые выступила там
же.в 1712. В 1712-41 пела в Парижской опере. Первая исполнительница
главных партий в операх "Идоменей" Кампра (1712), "Телемак" (1714),
"Семирамида" (1718) Детуша, "Ипполит и Арисия" (1733), "Галантная Индия"
(1735), "Кастор и Поллукс" (1737) Рамо, "Медея и Ясон" Саломона (1713) и
др. Выдающиеся сценич. и вокальные данные, а также особая
("царственная", по словам современников) манера держаться на сцене
обеспечили А. длительный успех в операх композиторов "галантного стиля".
В 1741 А. оставила сцену. Я. Ш.
АНТЭПЙРРЕМА - см. Эпиррема.
АНУЙ, А н у и л ь (Anouilh), Жан (р. 23.VI. 1910, Бордо) -
французский драматург. Лит. деятельность начал пьесой "Горностай" (1932,
т-р "Творчество"), в к-рой заметно влияние творчества Ф. М.
Достоевского. В пьесах "Бал воров" (1932, Т-р искусств- 1938), "Дикарка"
(1934, т-р "Матюрен" -1938), "Путешественник без багажа" (1937, там же),
"Ужин в Санлисе" (1937, т-р "Ателье"- 1941) и др. А. в остро сатирич.
или насмешливо-комедийной форме изображает противоречия бурж. об-ва,
конфликт междх богатыми и неимущими.
В творчестве А. обнаруживается кризис мировоззрения современной
франц. бурж. интеллигенции. В комедиях, к-рые он именует "розовыми
пьесами", звучат трагич. ноты разочарования в жизни; его драмы и
трагедии - "ч„рные пьесы" - проникнуты горькой мыслью о недостижимости
счастья и свободы для человека. А. создал оригинальные вариации на темы
античных трагедий-"Эвридика" (1939; 1941 - т-р "Ателье"), "Медея" (1946,
т-р "Ателье"-1953). Среди пьес этого цикла наиболее значительна трагедия
"Антигона" (1943, т-р "Ателье"), гл. мысль к-рой - лучше погибнуть, чем
покориться,- прозвучала в оккупированном гитлеровцами Париже как призыв
к сопротивлению против фашистского "нового порядка". Несмотря на то, что
А. настойчиво декларирует свою "аполитичность", в его драмах находят
отражение актуальные проблемы современности. Но творчество и
мировоззрение А. крайне противоречивы. Так, в трагедии "Жаворонок"
(1953, т-р "Мон-парнас"), посвящ„нной Жанне д'Арк, А. прославляет
подвиг, совершаемый во имя народа. Однако в пьесе "Бедняга Битое" (1956,
т-р "Монпарнас"), пародируя образ Робеспьера, А. стремится доказать, что
любое насилие, в т. ч. и революционное, является злом. В комедии
"Сумасброд, или Влюбленный реакционер" (1959, т-р Елисейских полей) А.
сатирически осмеивает стремление заменить демократию единоличной
диктатурой. Среди пьес А. на историч. сюжеты примечательны - "Маленькая
госпожа Мольер" (1959, "Одеон"), "Беккет, или Честь божья" (1959, т-р
"Монпарнас").
Пьесы А.- одного из наиболее популярных на Западе драматургов -
входят в репертуар многих т-ров Франции, Англии, США, Италии, Польши и
др. стран.
Соч.: Theatre, v. 1-2, [Р.], 1949-50; в рус. пер,-Пьесы, М., 1958.
Лит.: Б а ч e л и с Т.. Сокрушение иллюзий, "Театр", 1960, ј 2; Г а е
в с к и и В., Трагический фарс Жана Ануй-ля, "Театр", 1957, ј 6; 3 л о б
и н а М., Ануй и его пьесы, "Иностранная литература", 1959, ј 3. Т. Бач.
АНУФРИЕВ, Константин Тимофеевич (р. 27. XI. 1907) - нар. арт. ЯАССР
(1957). Член КПСС с 1959. Сценич. деятельность начал в 1929 в Русском
т-ре в Якутске. Работал там до 1935. В 1935-41 -акт„р т-ров в гг. Оха
(Сахалин), Ворошиловск (Сев. Кавказ), Красноярск. С 1943-снова в Рус.
т-ре в Якутске (в 1956-60 - также директор этого т-ра). Роли:
Белугин ("Женитьба Белугина"), Глаголев ("Кремл„вские куранты").
Воротов ("Золотопромышленники" Мамина-Сибиряка), Прохор ("Угрюм-река" по
Шишкову).
"АНУШ" - опера А. Тиграняни, его же либр. по одноим„нной поэме О.
Туманяна (о трагич. судьбе влюбл„нных, павших жертвой суеверия и
предрассудков). Пост. 4 авг. 1912, Александрополь (ныне Ленинакан) (Ануш
- Марикян, Саро - Шара Тальян, Моей - Мартиросян, мать Ануш - Тальян).
2-я редакция - Т-р оперы и балета им. Спендиарова в Ереване (1935, реж.
Гулакян, дириж„р Шатирян, худ. Арутчян, балетм. Аристакесян). В 3-й
редакции показана во время декады арм. иск-ва и лит-ры в Москве, 1939
(Ануш - Даниэлян, Саро - Шара Тальян, Моей - Лисициан, Сер-добов, мать
Ануш - Шахназарян, мать Саро - Седмар; дириж„р Тавризиан, реж. Гулакян,
худ. Ананян, хормейстер Никольский, балетм. Арбатов). 11 марта
1955-500-е представление оперы в новой пост. Т-ра оперы и балета им.
Спен-дпарова. Среди исполнителей этой оперы: Гаспарян, Микае-ляп,
Хачатурян - Ануш, Петросян - Саро, В. Григорян- Моей. "А." пост. также в
Т-ре оперы и балета им. Ахундова, Баку (1941 и 1956).
Издания.-"А.", Ереван, Айпетрат, 1954, текст на арм. п рус. яз. (рус.
пер. Н. Адамян;.
Лит.: Атаян Р., Мурадян М.,Армен Тигранян, Ереван,Айпетрат, 1955, с.
44-68 (на арм. яз.). Д\ Гр.
АНФЕСТЕРИИ ('AvOeoTcia, букв.- праздник цветов) - в древних Афинах
один из четыр„х праздников бога Диониса. А. праздновались в феврале -
марте и были посвящены весеннему обновлению природы. Многие обряды и
нар. игры, сопровождавшие А., заключали в себе элементы драматич.
действия и сыграли значит, роль в возникновении греч. т-ра.
Лит.: Латышев В. В:, Очерк греческих древностей, ч. 2, СПБ, 1889;
Deubner L., Attisclie Feste, В., 1956. С. А.
АНЦЕНГРУБЕР (AnzengTuber), Людвиг (29. 'XL 1839-10. XII. 1889) -
австрийский драматург. Род. в Вене. Лит. деятельность начал, работая в
1858-67 акт„ром странствующей труппы. Драматургия А. связана с
традициями венского нар. т-ра. В пьесах из крестьянской жизни -
"Священник из Кирх-фельда" (1870), "Крестьянин-клятвопреступник"(1871),
"Нашла коса на камень" (1877), А. ставил социальные проблемы, показывая
жизнь австр. деревни, растерянность мелкобурж. кругов перед
капитализмом, ломавшим патриархальные отношения. Однако, остро ощущая
социальную несправедливость, А. переводил обществ, проблемы в моральный
план. Разрешение противоречий он видел в укреплении нравственности, в
личном совершенствовании. В драмах "Четв„ртая заповедь" (1877),
"Пощ„чина" (1887) А. широко пользуется крестьянским диалектом, развивая
традиции нар. комедии с куплетами. Пьесы А. отличаются нар. юмором,
использованием при„мов гротеска, действие в них развивается напряж„нно,
трагическое сочетается с комедийным. Пьесы А. входили в репертуар т-ров
предместий. В наст. время ставятся во мн. австр. т-рах, в т. ч. в
"Бург-театре".
С о ч.: Gesammelte Werke, Bd 1-10, Stutt., 1890. Лит.: М е ринг Ф.,
Литературцо-крптич(ские статьи, т. 2, М.-Л., "Acaclemia", 1934, с.
224-28; К I e i n b е г g A., L. Anzengruber. Ein Lebensbild, Stutt.B.,
1921; Holi K., Geschichte des deutschen Lustspiels, Lpz., 1923. Л, Лоб.
АНЧАРОВ-ЭЛЬСТОН (наст. фам.- Д у б p о в-с к и и), Александр
Владимирович [1867-17 (30). IX. 1901]-русский акт„р. Родился в
дворянской семье. Учился в пажеском корпусе. Сценич. деятельность начал
в 1886. В 1892-94 работал в моек. Малом т-ре. В 1896-99 играл в т-ре
Солов-цова в Киеве, т-рах Лит.-художеств. об-ва (т-р Суворина) и "Фарс"
в Петербурге. Выступал также в Новочеркасске, Вильно, Риге,
Ростове-на-Дону (где и умер). Обладая большим природным дарованием,
нервным темпераментом, блестящими внешними данными, красивым голосом,
А.-Э. исполнял преим. драматич. и героич. роли: Треплев ("Чайка"),
Чацкий, Незнамов, Жадов; Акоста ("Уриель Акоста" Гуцкова), Арман Дюваль
("Дама с камелиями" Дюма-сына), Кин (о. п. Дюма-отца) и др.
Лит.: "БИТ", СПБ, 1901-1902, прилож. 3, с. 72; Д p lise н Н., Сорок
лет театра. Воспоминания, П., (б. г.], с. 02-53. А. Шн.
АНЧИЦ (Auczyc), Владислав Людвик (12. XII. 1823, Вильно,- 28. VII.
1883, Краков) - польский драматург, поэт и публицист. Учился в Кракове.
Участвовал в нац.-освободит, восстании 1846, был заключ„н в тюрьму. Лит.
деятельность начал в 1849. Гл. героями народных драм А. являются
крестьяне. В "Хлопах-аристократах" (1850) высмеиваются иллюзии свободы,
связанные с уничтожением барщины в Галиции, в "Хлопской эмиграции"
(1876) показывается стремление галицийских крестьян к эмиграции,
вызванное тяж„лыми условиями жизни. Сочувствие А. на стороне крестьян,
тяж„лую жизнь к-рых он рисовал с большой достоверностью, создавая яркие
жанровые картины, насыщая действие нар. музыкой, пением, танцами. Для
пьес А. характерен живой диалог, нар. юмор. А. написал также ряд пьес на
историч. сюжеты. Наиболее значительная из них - "Костюшко под
Рацлавицами" (1861), где А. показывает Костюшко как победителя в
знаменитой битве под Рацлавицами. Пьесы А. пользовались популярностью;
они ставились в Краковском т-ре, в них играл акт„р Л. Сольский
("Хлопская эмиграция", "Костюшко под Рацлавицами") и др. крупные
польские акт„ры.
Соч.: Zycie i pisma, t. 1-6, Krakow, 1908. Б. Рос. АНШЛАГ (нем.
Anschlag - афиша, объявление) - специальное объявление ("все билеты
проданы"), вывешиваемое в необходимых случаях у кассы театра. Понятие
"А." тождественно понятию "полный сбор".
АШШОЦ (Anschutz), Генрих (8. II. 1785-29. XII. 1865) - австрийский
акт„р. Один из основоположников сценического реализма в австр. т-ре.
Получил юридич. образование в Лейпцигском ун-те. В возрасте 22 лет начал
играть в нюрнбергском т-ре, затем выступал в небольших т-рах Лейпцига,
Данцига, Кенигсберга и др. городов. В 1821 был приглаш„н в "Бургтеатр"
(Вена). С 1828 входил в состав комитета ведущих акт„ров, осуществлявших
художеств. руководство "Бургтеатром". А. обладал могучим темпераментом,
звучным голосом широкого диапазона, высокой культурой сценич. слова. С
равным успехом он исполнял роли в трагедиях и комедиях, стремясь к
раскрытию богатства чувств и мыслей своих героев. Роли: Лир, Фальстаф
("Король Лир" и "Генрих IV"), Г„ц фон Берлихинген (о. п. Г„те), Антон
("Мария Магдалина"Хеббеля). В 1864 А. оставил сцену.
Лит.: Laube H., Das Burgtheater, Lpz., 1868; С o s t e-n o b l e K.
L., Aus dem Burgtheater, W., 1889; Jacobs M., Deutsche Schauspielkunst,
B., 1954. JJ Лоб.
АНЬХОЙСКИЙ ТЕАТР (x о и ц з ю и) - один из видов местного китайского
т-ра провинции Аньхой. Был известен с нач. 17 в. Представляет собой
разновидность т-ра кит. муз. драмы, в к-ром пение преобладает над
диалогом, а оркестровое сопровождение незначительно. Акт„ры исполняют
мелодии провинции Кунь-шань, сочетая местный нар. стиль с классич., что
способствовало популярности А. т. (в конце 18 в.). В 1790 т-р впервые
выступил в столице Китая Пекине во главе с ведущими акт„рами Гао
Лань-цином и Ци Тянь-сю. В 90-х гг. 18 в. аньхойские акт„ры создали 4
труппы, к-рые стали ведущими т-рами столицы. В репертуаре А. т. было св.
1000 пьес (сохранилось ок. 50 пьес), гл. обр. исторических ("План восьми
расположений", "Встреча в городе Гучэне" и др.). К сер. 19 в. из слияния
А. т. с т-ром куньцюй, т-рами сычуаньским, ханьси и др. образовался
новый вид кит. муз. т-ра - цзинси, к-рый известен в наст. время как
театр Пекинской муз. драмы.
Лит.: Хунн Шу,Янь Ц и-т а н, Происхождение аньхойских трупп и
аньхойского театра, в кн.: Местная драма Восточного Китая, Шанхай, 1953;
А о к и M а с а р у, История современного китайского театра, Шанхай,
1956 ( )ое работы на кит. яз.). И.Г., Б.Р.
АОЯМА, ‚сио (р. 1903) - японский режисс„р п балетмейстер. Окончил
театр. школу и школу классич. танца в Токио; изучал хореографич. иск-во
в Германии. В 1923 участвовал в создании т-ра Цу-кудзи (Малого т-ра) в
Токио. Поставил в 20-30-х гг. пьесы Шоу, Чехова, Горького, Ибсена,
Шницлера, Метерлинка. В пост. А. проявилось влияние экспрессионизма. В
1944 был одним из организаторов Современного театра {Хаю-дза). С 1.946
А.- гл. режисс„р токийского оперного т-ра Фудзивара. Н. И.
АПАРТ (франц. a part, итал. a parte - в сторону) - монологи или
реплики, направленные в публику (считается, что присутствующие на сцене
их не слышат). При„м А. широко применялся в античной драме для
объяснения мыслей, чувств и намерений действующих лиц. Оттуда он переш„л
в классицистическую драму: при помощи А. автор поучал зрителей,
разъяснял и мотивировал происходящие на сцене события. Позднее при„мом
А. пользовались чаще всего для создания комич. положения, когда один
персонаж слышал (полностью или частично) то, что другой говорил "в
сторону". Реплики А. широко употреблялись еще в 19 в. (имеются в
"Ревизоре", "Горе от ума" и мн. др.). При„мом А. пользуются и в совр.
т-ре (Ведущие - в "Оптимистической, трагедии", хор - в "Иркутской
истории" Арбузова и др.).
АПАЧ (от нем. Patsch - пощ„чина) - в цирке при„м клоунады, звонкая
фальшивая пощ„чина, к-рой награждают дсуг друга клоуны.
АПЛОДИСМЕНТЫ (франц. applaudissement - рукоплескание, от лат.
applaudo - рукоплещу) - выражение одобрения, приветствия. В театре -
рукоплескания публики в знак одобрения исполняемого на сцене, а также
для вызова акт„ров по окончании акта. Еще в Др. Риме существовала
разработанная система А., имевших разные значения. А. сохранились в
т-рах всех последующих врем„н и стран. В России А. вошли в обиход с
конца 18 в.
АПОЛЛИНЕР (Apollinaire), Гийом наст. фам. и имя - Костровицкий
(Kostrowicky), Гийом Альбер Владимир Александр Аполлинарий] (26. VIII.
1880-9. XI. 1918) - французский писатель, поэт, драматург. Род. в Риме.
Происходил из старинного рода польских дворян. Получил образование в
коллежах Монако и Канн. Лит. деятельность начал в 1897 в Ницце, где
выпускал рукописную газету "Мститель" и помещал в ней стихи и фарсы. В
1900 написал одноактную комедию "Бегство постояльца". В 1903 А.
приступил к созданию драмы в стихах "Сосцы Тирезия", заверш„нной им в
1917 (студия Р. Мобеля, Париж). Эта пьеса, направленная против
мальтузианства, носила формалистич. характер. А. определил "Сосцы
Тн-резия" как "сюрреалистическую" драму. В предисловии к пьесе А.
сформулировал осн. черты нового направления в театр. иск-ве,
формировавшегося в полемике с творческой практикой А. Антуана. Выступая
против натуралистич. изображения действительности, А. требовал полного
произвола художника в трактовке явлений жизни, настаивал на том, чтобы
на сцене показывали не "кусок жизни", а "драму человечества" вообще. В
пьесе "Цвет времени" (1918, т-р "Искусство и свобода" Л. Л ара, Париж),
рисуя картину гибели старого мира, раздираемого непримиримыми
противоречиями, А. создал сатирич. образ-макаку человека-индивидуалиста.
В 1918 А. написал текст оперы-буфф "Казано-ва". Сатирико-буффонная
направленность драматургии А. оказала значительное влияние на творчество
Ж. Кокто, Ж. Жироду, А. Адамова.
Соч.: Oeuvres poetiques, Р., 1956. См. библ., г. 1221-35. Лит.:
Aragon L., Le 24 juin 1917, "Lettres francaises", P., 1957, 27,VI-3VII.
В. Вал.
"АПОЛЛО" (Apollo Theatre)-английский театр. Открыт в 1901 в Лондоне.
В "А." выступали муз. и драм. труппы. В течение ряда сезонов в "А."
устраивались муз. клоунские представления "Пелисье фоли" (организатором
этих представлений был композитор Г. Пелисье). С 20-х гг. 20 в. в "А."
ставятся пьесы англ. и зарубежных авторов. Среди спектаклей т-ра: "То,
что знает каждая женщина" Барри (1923), "Восторг идиота" Шервуда (1938),
"О мышах и людях" Стейн-бека (1939), "Ярко освещ„нный путь" Реттигена
(1942), "Каково им дома?" Пристли (1944), "Личные жизни" Коуарда (1944),
"Тигр у ворот" Жироду (по его пьесе "Троянской войны не будет",
1955). ?. ?.
"АПОЛЛО" - латышский театр. Основан в 1905 в Риге акт„рами Нового
Латышского т-ра после его закрытия царскими властями. В годы реакции
"А.", работая в трудных условиях (отсутствие материальной базы,
текучесть состава), пользовался большой популярностью среди рабочих
зрителей и трудовой интеллигенции. Среди лучших спектаклей "А.": "На
дне" (1906); "Евреи" Чирикова (1906), "Гибель Надежды" Хейерманса
(1905); т-р впервые осуществил пост. на латышской сцене пьес Чехова
("Иванов", 1906, "Дядя Ваня", 1907). Но репертуар "А." был противоречив;
наряду с произведениями Горького и Чехова здесь шли и декадентские
пьесы. Из труппы "А." вышли ведущие латышские акт„ры: Р. Берзинь, Г.
ЖибалТу А. Амтман-Бриедит и др. После основания Лиепайского (1907) и
Нового Рижского (1908) т-ров лучшие акт„ры перешли туда, т-р "А."
потерял сво„ значение и был закрыт. Я. К.
АПОЛЛОДОР из Г e л ы ('??????????? ???????) (342-290 до н. э.) -
представитель новой аттической комедии. Современник драматурга Менандра.
Сохранились отрывки комедий А. Д. С.
АЦОЛЛОДОР изКариста ('??????????? 6 ????-?????)(??,300-260 до н. э.)
- один из видных представителей новой аттической комедии. Написал около
50 произведений. Сохранились отрывки 12 из них. А. пять раз оказывался
победителем на драматических состязаниях. У А. заимствовал сюжеты для
двух своих пьес римский комедиограф Те-ренций.
Соч.: Frammenta, comicorum graecorum, t. IV, lirsi?. von A. Meineke,
В., 1841. Д. С.
"АПОЛЛОН" - русский художественно-литературный иллюстрированный
журнал декадентского направления. Издавался в Петербурге с октября 1909
(вышло три номера) по дек. 1917 (ежегодно по десяти номеров, в
1910-девять). Редакторы-С. К. Маковский и Н. Н. Врангель (в разные годы
- совместно и порознь). В "А." печатались статьи и хроника по вопросам
изобразит, иск-ва, лит-ры, музыки, т-ра. Помещались регулярные рецензии
- обзоры постановок моек., петерб. и крупных провинциальных т-ров,
краткие корреспонденции о зарубежных театр. событиях и др. В журнале
сотрудничали Л. Н. Андреев, В. Я. Брюсов, А. А. Блок, Н. Н. Евреинов и
др. Большинство статей в "А." основывалось на идеалистической теории
"искусства для искусства". В 1909-10 журнал имел приложение -
"Литературный альманах" (вышло 3 книжки). А. Шн.
АПОЛЛОНИО (Apollonio), Марио (р. 28. IX. 1901)- итальянский критик,
историк литературы и театра. Профессор католического ун-та в Милане.
Активная деятельность А. как историка литературы и критика развернулась
гл. обр. в области изучения творчества драматургов. А. написал книги:
"Метастазио" (1930), "Альфьери" (1930), "Творчество Карло Гольдони"
(1932), "Шекспир" (1941), "Мольер" (1942), "Ибсен" (1944). В этих
работах драматургия изучается :е только с литературной, но и с чисто
театр. стороны. Но в своей оценке творчества Гольдони и др. драматургов
А. придерживается консервативной, клерикальной точки зрения, присущей
итал. уч„ным, связанным с Ватиканом. Большим вкладом в театроведение
является труд А. "История комедии дель арте" (1930), в к-ром впервые
прослежено развитие этого вида т-ра. В капитальном труде А. "История
итальянского театра" (4 тома, 1938-50) да„тся ан лиз всех видов итал.
т-ра от мистерии до совр. драмы. А. написал ряд драм: "Дузе" (1947, т-р
"Базилика", Милан), "Алкивиад", "Апокалипсис Иоанна Богослова".
С о ч.: Storia della commedia dell'arte, Roma, 1930;
Storia del teatro italiano, v. 1-4, Firenze, 1938-50. С Мок
АПОЛЛОНОВЫ ИГРЫ (лат. ludi Apollinares) - благодарственные
празднества в честь бога Аполлона в Древнем Риме. Были учреждены во
время 2-й Пунической войны (218-201), устраивались как в республиканскую
эпоху, так и в эпоху империи, ежегодно 5 июля. Сопровождались
театральными представлениями в Большом цирке (Circus maximus). C. M,
АПОЛЛОНСКИИ, Роман Борисович (1865-1928)- русский акт„р. В 1881
окончил балетное отделение Театр. уч-ща в Петербурге; в том же году был
определ„н в труппу Александрийского т-ра; играл здесь до конца жизни. В
летние сезоны выступал в Одессе, Киеве, Харькове и др. городах. Обладая
блестящей внешностью, красивым голосом, изысканными манерами, А. в
молодости исполнял роли "первых любовников": Гамлет, Фердинанд, Чацкий и
др. Однако свои лучшие образы он создал, когда переш„л на характерные
роли. А. играл также Протасова ("Живой труп"), Тарелкина ("Дело"),
профессора Сторицына (о. п. Андреева). Последняя роль вызвала
восхищ„нные отзывы Станиславского. После Октябрьской революции А. был
заведующим художественной частью бывшего Александрийского т-ра, затем
членом директории и управляющим этого т-ра (до 1920).
Лит.: Актеры и режиссеры. "Театральная Россия", М., 1928, с. 271; Ю р
ь e в Ю., Записки, ч. 1-3,Л.-М., 1948; M a-лютпн Я., Актеры моего
поколения, Л.-М., 1959, с. 237-256. А. Кл.

 


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.