Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

ИТИКАВА - одна из старейших актерских династий в японском т-ре
Кабуки. В Японии существует традиция передачи сценич. имени по
наследству актеру-сыну или усыновленному ученику. Актер получает это имя
в день своего первого выступления на сцене. По мере совершенствования
мастерства актеру присваивается другое имя, более почетное,
соответствующее его новому положению. Актер может сменить два или три
имени (присваивается после смерти предшественника, носившего это имя,
или после того, как тот получит более почетное). Если по каким-нибудь
причинам актер не может получить самое почетное имя своей династии, он
может стать основоположником новой династии, носящей его имя. Сценич.
имя одной актерской династии не может быть присвоено актерам другой
династии. В 40-50-е гг. 20 в. среди династии И. известны: Дандзюро XI,
Энноскэ II, Садандзи III, Дансиро III, Данко III, Яодзо IX и др.
И. Дандзюро - одна из ветвей актерской дина' стии И. Насчитывает 11
поколений актеров, носивших это имя. Наиболее выдающимися актерами были:
И. Дандзюро I (май 1660-19.II.1704) - начал выступать в 12-летнем
возрасте. В 1673 успешно исполнил роль воина Саката-но Кинтоки в пьесе
"Си-тэн-но осанадати", появившись в новом гриме, к-рый утвердился затем
как традиционный грим для ролей арагото - воинов-героев (подражая гриму
китайского т-ра, разрисовал лицо красными и черными линиями, подчеркивая
этим физич. силу героя). Особенно удавались ему сцены сражения. Традиции
исполнения героической драмы, заложенные И. Дандзюро I, развивали и др.
члены династии И. Выступал также как драматург.
И. Дандзюро II (11.X.1688- 24.IX.1758)- сын И. Дандзюро I, впервые
выступил в 1697 в т-ре "Нака-, мурадза". Как и его отец, славился
исполнением сцен сражения, ролей арагото, а также благородных героев -
татияку. Был первым исполнителем роли Скэро-ку (о. п. Цуути Дзихэя) и
Янонэ (о. п., автор неизв.).
И. Дандзюро VII (апр. 1791-13. III. 1859) - впервые выступил 4 лет. В
30-е гг. впервые установил существующие до наст. времени "кабуки
дзюхатибан", т. е. 18 пьес-шедевров, исполняемых семьей Итикава. Успешно
выступал в историч. пьесах - дзидаймоно и бытовых-сэвамоно. Используя
технику т-ра. Кабуки пост. пьесу т-ра Но "Кандзинте" Намики Гохэя
(1840).
И. Дандзюро IX (13, X. 1838-13. XI. 1903) - сын Дандзюро VII, впервые
выступил на сцене в возрасте 12 лет. В 1887 возглавил труппу основанного
в том же году т-ра"Кабукидза". Разнохарактерный актер, он исполнял роли
героев, злодеев и женские роли. Особенно успешно выступал в историч.
пьесах (манера исполнения Дандзюро IX до сих пор считается
непревзойденной). После бурж. революции (1868) возглавил движение за
обновление Кабуки. Является основателем драматургич. жанра историч. пьес
-кацурэкимоно, к-рые писал для него драматург Каватакэ Мокуами. Дандзюро
IX боролся за улучшение социального положения актеров. Лучшие роли:
Бэнкэй ("Фуна Бэнкэй"), Скэроку (о. п. Цуути Дзихэя) и др.
И. Дандзюро XI (р. 6.1.1909) - японский актер. Старший сын и ученик
театр. деятеля Мацумото Косиро. Впервые выступил в т-ре
"Тэйкокугэкидзе". В 1940 был усыновлен семьей И. Имя Дандзюро XI получил
в 1962. Один из самых популярных совр. актеров т-ра Кабуки, исполняет
гл. обр.романтич. и героич. мужские роли (амплуа - татияку). Среди
ролей: Скэроку (о. п. Цуути Дзихэя), Юрано-скэ ("Тюсингура" Та-кэда
Идзумо и др.), Mo- рицуна ("Морицуна дзи-нъя" Тикамацу Ханд -зи),
Котияма (о. п. Каватакэ Мокуами) и др.
И. Садандзи - одна из ветвей актерской династии И. Насчитывает три
поколения. Наиболее выдающиеся актеры:
И. Садандзи I (28.X.1842 - 7. VI I Г. 1904). В 1864 был усыновлен
своим учителем И. Кодандзи IV. Выступал в т-ре "Моритадза" в амплуа
татияку (герои, воины). Пользовался поддержкой драматурга Каватакэ
Мокуами, выступал в его пьесах. Сценич. внешность и большое трудолюбие
способствовали успеху актера. Был одним из основателей т-ра
"Мэй-дзидза", открывшегося в 1893. Лучшие роли: Тогаси ("Кандзинте"
Намики Гохэя), Марубаси Тюя (о. п. Каватакэ Мокуами).
И.СадандзиП (19.X.1880-23.II.1940) - сын И. Садандзи I, получил имя
И. Садандзи II в 1906. В 1909-19 принимал участие в деятельности т-ра
"Дзиюгэкидзе" ("Свободный т-р"), руководимого Оса-наи Каору. Театр
открылся пьесой Ибсеня "Йун Габриэль Боркман", в которой И. С. II
исполнил гл. роль, тем самым утверждая совр. раму-сингэки на сцене япон.
т-ра. Садандзи II был одним из самых прогрессивных актеров своего
времени, стремился обновить иск-во Кабуки, ввести на сцену т-ра новые
пьесы (синкабуки), переосмыслить старый репертуар. Играл преим. в т-ре
"Мэйдзидза".
Роли: На руками (о. п. Цуути Хандзюро), Ясяо ("Сидзэндзи моногатари"
Окамото Кидо), Ханкуро ("Торибэямя синдзю" Окамото Кидо) и др. В 1928
возглавлял труппу, гастролировавшую в Москве.
И. Энноскэ - одна из ветвей актерской династии И. Наиболее выдающийся
представитель этой ветви - И. Энноскэ II (p.lO.V.1888). Один из ведущих
актеров т-ра Кабуки. Старший сын И. Дансиро II. В 1909-19 выступал в
труппе "Дзию гэкидзе" ("Свободный т-р") под рук. Осанаи Каору. В 1919
учился в Европе. С 1944 возглавляет одну из четырех крупнейших трупп
театра Кабуки "Энноскэ Гэкидан". Выступает в амплуа татияку (герои,
воины). С 1955 - член япон. Академии иск-в. В 1961 гастролировал вместе
с труппой в СССР. Среди ролей: Бэнкэй ("Кандзинте" Намики Гохэя), Сюнкан
("Хэйкэ Негоносима" Тикамацу Мондзаэмона), Привидение ("Куродзука" -
танп. драма, пост. Энноскэ II под влиянием рус. балетного иск-ва) и др.
Лит.: Нимура M и ц у о, "Итакава Эбидзо", Токио, 1953; Гэйнодзитэн,
Токио, 1961 (на япон. яз.); см. также лит. при ст. "Кабуки". Л. Г.
"ИФИГЕНИЯ В АВЛИДЕ" ("Iphigenie en Aulide")- опера X. Глюка, либр. Ф.
Леблан дю Рулле по трагедии Ж. Расина, пост. 19 апр. 1774. Париж
(Ифигения - Арну, Агамемнон - Ларриве, Ахилл- JIe Гро, Клитемнестра -
Дюллан). Возобновлена там же в 1775 и шла до 1824. Новая пост. 1907.
Пост. в др. городах: Стокгольм (1778), Кассель (1782, на франц. яз.;
1819), Магдебург (1790), Гамбург (1795, на франц. яз.), Гент (1799, на
франц. яз.), Амстердам (1801), Мюнхен (1807), Вена (1808), Берлин
(1809), Неаполь (1812).
В 1846 Р. Вагнер улучшил перевод, изменил оркестровку оперы и сочинил
неск. новых речитативов к 3-му акту. В этой редакции пост. 24 февр. 1847
в Дрездене и затем во мн. т-рах Германии. В этой же ред. ставилась в
городах: Копенгаген (1861), Вена (1867). Прага (1872, 1921), Христиания
(1875, на дат. яз.), Брюссель (1910), Загреб (1933), Филадельфия (1935,
на франц. яз.), Глазго (1937), Будапешт (1937).
Издания: "И. в А.", партитура, Р., Des Lauriers, (s. d.]; то же,
Lpz., Peters, [s. d.]. H. Г p. сИФИГЕНИЯ В ТАВРЙДЕ"("1р1пееше en
Tauride")- опера X. Глюка, либр. Ф. Гийяра по Еврипиду, пост. 18 мая
1779, Париж (Ифигения - Лавассер, Орест - Ларриве, Пилат - ЛеГро, Тоас -
Моро). Возобновления-1868, 1900, 1914, 1931. Пост. в городах: Вена
(1781; 1783, на итал. яз.; 1786), Стокгольм (1783), Кассель (1784),
Копенгаген (1785, в концертном исполнении на франц. яз.; 1847),
Франкфурт (1790), Ман-гейм (1791), Берлин (1795, в нов. ред. И.
Зандера), Лондон (1796, на итал. яз.; 1866), Гамбург (1811), Будапешт
(1814, на нем. яз.), Амстердам (1821, на нем. яз.), Прага (1843, на нем.
яз.; 1890), Манчестер (1860), Базель (1877 и 1929, на нем. яз.),
Барселона (1900, на итал. яз.), Алжир (1901, на франц. яз.), Гаага
(1902, на франц. яз.), Нью-Йорк (1916, на нем. яз.), Милан (1937),
Буэнос-Айрес (1937, на нем. яз.). В России пост. в т-ре Шереметева,
Кусково (после 1786).
Издания: "И. в Т.", партитура, Р., Des Lauriers, [s. d.]; то же,
Lpz., Peters, Ь. d.]. Я. Г р.
ИФОГЮН (Ivogun), Мария (р. 18. XI. 1891) - немецкая артистка оперы
(колоратурное сопрано). Чл. Нем. акаде мии иск-в (с 1956). Пению
обучалась в 1909-13 в Венской музыкальной академии. Впервые выступила на
оперной сцене по приглашению Б. Вальтера в 1913 на моцартовском
фестивале в Мюнхене. В 1913-26 И. - солистка Мюнхенской гос. оперы, в
1926-33- Гор. оперы в Берлине, одновременно выступает на сцене
Берлинской гос. оперы. Высокая музыкальность, виртуозная легкость и
чистота исполнения снискали И. большую популярность. Особым успехом
пользовалась в партии Зербинетты ("Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса),
к-рую с 1916 по настоянию автора пела во всех нем. постановках. Впервые
исполнила партии: Игино ("Палестрина" Пфицнера), Лаура ("Перстень
Поликрата" Корнгольда), Соловей ("Птицы" Браунфельса).
Др. партии: Констанца, Деспина (Похищение из сераля", "Так поступают
все" Моцарта), Марселина ("Фиделио" Бетховена), Оскар, Нанетта
("Бал-маскарад", "Фальстаф" Верди), Софи ("Кавалер роз" Р. Штрауса),
Церлина, Джильда, Татьяна.
Гастролировала во мн. т-рах Англии (1924), США (1921-22), Голландии
(1926), Австрии, Испании, Скандинавии; выступала в концертах. Оставив
сцену, преподавала пение в Венской муз. академии (1948-50) и в
Берлинской консерватории (1950-58).
ИФУКУБЕ, Акира (р. 1914)-японский композитор. Профессор Токийского
ун-та. Автор балетов "Огонь Прометея"и "Шакамония"("Шакья-Муни") (об
основоположнике буддийской религии). Автор симф. и др. произв. Лауреат
междунар. конкурсов в Париже и Женеве. К. Ф.
ИФФЛАНД (IHland), Август Вильгельм (19.IV. 1759-22.IX.1814) -
немецкий драматург, актер, режиссер. Род. в Ганноверев состоят,
бюргерской семье. Наряду с Коцебу был крупнейшим представителем нем.
мещанской драмы конца 18 в. и одним из создателей этого жанра. Спектакли
труппы К. Аккермана, увиденные им в юности, и выступления И. Ф.
Брок-мана и Ф. Л. Шредера способствовали решению И. посвятить себя
актерскому призванию. В 1777-79 И. выступал в труппе придворного т-ра в
Готе, где первыми сценич. шагами молодого актера руководил К. Экгоф.
Вначале И. играл характерные бытовые роли, преим. стариков. После
закрытия т-ра в Готе перешел вместе с частью труппы в Мангеймский
придворный т-р, этот период (1779-96) был наиболее плодотворным в его
творчестве (с 1792 И.- гл. режиссер т-ра). С 1796 И. работает в
Берлинском королевском нац. т-ре, был директором т-ра и актером.
Как драматург И. дебютировал в 1781 трагедией "Альберт фон
Турнейзен". Получил известность своими мещанскими драмами "Преступление
из тщеславия" (1784), "Награжденное раскаяние" (1785), "Средний путь -
добродетель" (1788), "Холостяки" (1793). Все его пьесы ставились в
Мангеймском т-ре, наиболее известна пьеса "Охотники" (1785), пост. на
открытии Веймарского придворного т-ра в 1791.
В своем актерском и драматургии, творчестве И. последовательно
утверждал идеологию бюргерства, его мелочный, ограниченный практицизм.
И. давал в своих комедиях крайне поверхностное изображение пороков
отдельных представителей дворянства и чиновничества, но никогда не
протестовал против существующего строя. Политич. окраска нравоучительных
комедий и драм И. явно реакционна, в них не ставились социальные и
политич. вопросы. Для его произв. характерно филистерское
морализирование, а также прямо-линейне-одноплановые образы, в конце пьес
торжествовала добродетель и наказывался порок. Драмы И. имели большой
успех и широко ставились в нем. т-рах. Их сентиментально-слезливая
мещанская мораль импонировала зрителю, напуганному бунтарскими пьесами
драматургов "Бури и натиска". Успех пьес И. объясняется также тем, что
он отлично знал законы сцены, его пьесы изобиловали сценич. эффектами.
Кроме того, в этих пьесах было много комедийных элементов, метко
схваченных бытовых деталей. Популярность драматургии И. у
невзыскательного мещанского зрителя была особенно велика в годы политич.
застоя. Во время политич. подъема 30-х гг. 19 в. пьесы И. перестали
ставиться.
Не менее популярен был И. как актер. Не обладая благоприятными
внешними данными, он добился необычайной выразительности мимики, жеста,
виртуозно владел своим голосом, был мастером сценич. речи. И. обратил на
себя внимание Гете, сыграв Карлоса в его драме "Клавиго" в Мангеймском
т-ре (1779). По приглашению Гете он играл Эгмонта в Веймарском
придворном т-ре (1796). Среди ролей И.: Франц Моор;
Филипп ("Дон Карлос"), Вильгельм Т елль (о. п. Шиллера), Король Лир,
Шейлок; Натан ("Натан Мудрый" Лессинга). Но лучшими сценич. работами И.
были роли в его собств. пьесах, в пьесах Коцебу и др. Он играл
технически виртуозно, выразительно передавая детали быта и характера. В
исполнении И. проявлялась тонкая наблюдательность, и в то же время актер
был склонен к преувеличенной чувствительности, подчеркнутой живописности
поз. Недостатком И. было подчеркнуто прозаич. чтение стихов в трагедии.
И. занимался также режиссурой и педагогич. деятельностью. Наряду с
Коцебу и пьесами драматургов этого направления он ставил драматургию
Шиллера и Шекспира, в постановке этих пьес И. старался приглаживать
присущий им протестующий гуманизм и трагизм. В своих спектаклях
И.'стремился к внешней помпезности, вводил большое число статистов,
торжественные выходы, использовал яркие богатые костюмы, насыщал
спектакли музыкой, пением ("Орлеанская дева" в Берлине в 1803), но
второстепенным подробностям спектакля он уделял больше внимания, чем
раскрытию идеи произведения. При пост. мещанских драм и комедий И.
перегружал спектакли бытовыми деталями. Свой театр. опыт И. подытожил в
книге "Мое театральное поприще" (1798, рус. пер. 1816).
Соч.: Dramatische Werke, Bd 1-16, В., 1798-1802;
Neue dramatische Werke, Bd 1-2, В., 1807-1808.
Лит.: Троицкий 3., Август Вильгельм Иффланд, в кн.: Карл Зейдельман и
формирование сценического реализма в Германии, М.-Л., 1940; D u n с k er
G., Iffland in seinen Schriften als Kunstler, Lehrer und Direktor der
Berliner Buhne, B., 1859. Я. Я.
ИЦКОВ, Леонид Николаевич [р. 19.111(1.IV). 1908] -русский советский
режиссер и театральный художник. Нар. арт. Тадж. ССР (1943) и засл. арт.
Узб. ССР (1939). В 1935 окончил театр. уч-ще при моек. Камерном т-ре.
Пост. спектакли: "Оптимистическая трагедия" (1936, Иркутский т-р),
"Человек с ружьем" (1939, Ташкентский т-р), "Бронепоезд 14-69" (1951,
Душанбинский т-р); "Город на заре" Арбузова (1957, Магаданский т-р);
"Вольный ветер" Дунаевского (1948), "Летучая мышь" Штрауса (1948) и др.
в Волгоградском т-ре муз. комедии; "Москва, Черемушки" Шостаковича
(1960), "Севастопольский вальс" Листова (1962) и др. в Хабаровском т-ре
муз. комедии. А. Ив.
ИЧИНХОРЛО, Дапщэвгийн (р. 10.II.1910) - монгольская актриса. Член
МНРП с 1935. Нар. арт. МНР. В 1931 окончила Улан-Баторскую театр.
студию. В 1923-29 работала в Народном т-ре в Улан-Баторе, где исполняла
ведущие роли в нац. и переводной (гл. обр. китайской) драматургии, затем
работала в Гос. центральном т-ре.
Роли: Джуяр ("Князь Сумья"), Сандрия ("Ушандар-хан"), Нансалма
("Среди печальных гор" Нацагдоржа), княгиня Долгор ("Княгиня Долгор и
арат Дамдин" Аюша), Будэ, Зан-данбал, Цэцэг ("Девушка Будэ", "Цена
жизни", "Волчья стая" Намдага), Беатриче ("Слуга двух господ"),
Лауренсия ("Овечий источник"), Лида ("Платон Кречет"), Мария
Александровна Ульянова ("Семья" Попова) и др.
Выступает и как исполнительница монг. нар. песен. Совместно с
Чимидосором и Пэринлэем И. написала пьесы "Молодая мать Замбага" и
"Хатын Батор Максаржав". Г. У., Э. О.
ИШАНТУРАЕВА, Сара Абдурахмановна [р. 26.Х (8.XI).1911] - узбекская
советская актриса. Нар. арт. СССР (1951). Чл. Коммунистич. партии с
1939. Депутат Верх. Совета СССР 2, 3, 4-го созывов и Узб. ССР (с 1939).
С 11 лет воспитывалась в интернате, участвовала в самодеят. кружке, а
затем в массовых сценах спектаклей Образцовой краевой драм. труппы. В
1925 поступила в узб. театр. студию при Доме просвещения в Москве и по
окончании в 1927 стала актрисой Центр. гос. образцовой узб. труппы (ныне
Театр им. Хамзы). В 1943-46 и 1953-60- директор этого т-ра.
Первые роли И.: Адельма ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1927), Беатриче
("Слуга двух господ", 1927), Лауренсия ("Овечий источник", 1931).
Глубоко реали-стич. дарованию И. были чужды формалистич. тенденции,
получившие распространение в узб. т-ре в конце 20 - нач. 30-х гг. Вместе
с передовой частью коллектива Т-ра им. Хамзы И. утверждала своим
творчеством на нац. сцене глубокое, жизненно-правдивое иск-во.
II. была одной из первых актрис т-ра Ср. Азии, создавшей в
постановках нац. драматургии героич. образы женщин, ведущих борьбу с
реакцией. Лучшие из них - Дильбар, Ульмас ("Два коммуниста", "Сожжем"
Яшена, 1929, 1932). Склонность актрисы к раскрытию внутреннего мира
героя сказалась в исполнении роли Гоги ("Человек с портфелем" Фай-ко,
1929). Тема сопротивления реакции, борьбы светлого, чистого человека с
темными силами была выражена в образах передового бригадира колхоза
Онахон ("Честь и любовь" Яшена, 1936), Катерины ("Гроза", 1938) и
особенно в образе Джамили ("Бай и батрак" Хамзы, 1939). Крупнейший вклад
актрисы в историю сов. театр. иск-ва - исполнение ролей Офелии (1935) и
Дездемоны (1941). Тема борьбы с реакцией по-разному раскрывается И. в
работах воен. лети в 40-50-е гг.: партизанка Оксана ("Смерть оккупантам"
Яшена, 1942), Лауренсия ("Овечий источник", 1944), Гули ("Алишер Навои"
Уйгуна и Султан о-ва, 1945; Гос. пр., 1949). В эти годы И. много играет
в пьесах рус. сов. авторов: Джесси ("Русский вопрос" у 1947), Шабунина
("За тех, кто в море", 1947), Ева Грант ("За окнами посольства" бр. Тур,
1950), Густа Фучикова ("Дорога бессмертия" Брагина и Товстоногова,
1952). Близкая актрисе тема сопротивления насилию находит выражение и в
спектаклях о борьбе народов Востока за рубежом: коммунистка Хатче
("Рассказ о Турции" Н. Хикмета, 1953), раздавленная нуждой, но
обретающая волю к борьбе женщина Алжира - Айни ("Алжир, родина моя!" по
роману М. Диба, 1957). В 1959 И. сыграла близкую ее творчеству роль
передовой женщины Узбекистана председателя колхоза Хуррият (о. п.
Уйгуна), в 1961 - роль Ирины в трагедии А. Левады "Здравствуйте, звезды"
("Фауст и смерть").
Глубоко раскрывая социальные и психологич. основы характера своих
героинь, И. наделяет их душевной чистотой и жизнеутверждающей силой. Ее
героини мужественны и в то же время лиричны, в самые трудные минуты
жизни их поддерживает убежденность в правоте избранного ими пути. Игра
И. отмечена глубокой задушевностью, сильной эмоциональностью, тонким
анализом характера сценических персонажей.
Одновременно с творческой работой И. ведет большую общественную
деятельность (чл. Сов. комитета защиты мира, чл. Комитета по Ленинским
премиям). Лит.: Уварова Г., Сара Ишантураева, М., 1951;
Авдеева Л., Сара Ишантураева, Ташкент, 1960;
Фельдман Я. С., Характер народа и сценические образы, Ташкент, 1962.
А. Р.
ИШДУЛАМ (1876-1954) - монгольский композитор. Одна из
основоположников монг. театр. иск-ва. С 1921 занималась организацией
худ. самодеятельности и муз. образования. Работала дирижером оркестра и
хора в нар. т-ре в Улан-Баторе. Ставила танцы-спектакли, отличавшиеся
ярким нац. колоритом, .выразительной пластикой, жизнерадостностью. , Г.
У.
ИПШУРАТ (наст. фам.- Ишмуратов), Риза Фахрутдинович (р. 1.XI.1903) -
татарский драматург и режиссер. Засл. деят. иск-в ТАССР (1953). Чл.
Коммунистической партии с 1927. В 1926 окончил режиссерское отделение
Тат. театр. техникума в Казани и начал работать режиссером в Тат.
Академич. т-ре (ныне Т-р им. Камала). Пост. спектакли "Хаджи эфенди
женится" Ш. Камала, "Разбойники" и свои первые комедии "В царстве сна" и
"Липовый философ". В 1927-30 И. учился на Высших курсах искусствоведения
Ин-та истории иск-в в Ленинграде. В 1930-36 И.- Д- РУ-" в 1936-40 -
режиссер и зав. лит. частью Т-ра им. Камала.
Пост. спектакли: "Чудесный сплав" (1933), "Хлеб (1936) Киршона,
"Первые цветы" (1934), "Их было трое" (1936) Тинчурина, "Чужой ребенок"
Шкваркина (1935), "Испытание" Баттала (1938) и свои пьесы "Славная
эпоха" (1931), "Родина" (1939).
Одновременно с работой в т-ре вел драматургич. деятельность. Написал
пьесы: "Гюльзада" (1939), "Дочери Родины" (1941), "Близкий друг" (1949),
"Возвращение" (1942, Башк. т-р), "Светлый путь" (1947), "В новой
слободе" (1951), "Чертополох" (1954), "Таинственная мелодия" (1960). В
пьесах И. отражена жизнь и борьба сов. людей за построение социализма,
колхозное строительство, индустриализация страны, героич. подвиги на
фронтах Отечеств, войны. Пьеса "Буре навстречу" ("Студент Вл. Ульянов")
посв. юным годам В. И. Ленина. Драма "Бессмертная песнь" - поэту-герою
Мусе Джалилю (1956, Казанский т-р). Пьесы И. ставились в Т-ре им. Камала
и др. т-рах Татарии.
Соч.: Ишмуратов, Пьесы, Казань, 1956. Лит.: К э м а л Э., Риза
Ишморат драмалары, "Совет Эдэбияты", 1951, ј 3; М е с а г ы и т ь Ф., Р.
Ишмурат "Совет Эдэбияты", 1953, ј 11; История татарской литературы,
Казань, 1960, с. 478-79, 666-67. X. К.
ИЯНЦЯН - одно из направлений в традиционном театральном искусстве
Китая. Зародилось в сер. Минского периода (кон. 14 в.) в местечке Иян
провинции Цзянси; отсюда и название этого направления. Т-р И. был широко
популярен в народе и развивался в основном своем русле именно как нар.
т-р. Позднее он получил распространение во многих районах страны. На его
основе возникает много местных т-ров - цинянцян, тайпинцян и др., в
которых традиции сочетаются с использованием особенностей местных
диалектов, мелодий и вокальных школ. Многие из существующих ныне местных
т-ров сохраняют типичную для иянского т-ра исполнительскую форму гаоцян,
для к-рой характерно сочетание исполнения солиста, ведущего свои партии
в сопровождении ударных инструментов, с хором, поющим за сценой и как бы
продолжающим партию солиста. Эта исполнительская традиция сохранилась до
наст. времени в ряде традиционных т-ров-чуаньцзюй (сычуань-ский т-р),
сянцзюй (хунаньский т-р), ганцзюй (изян-ский т-р) и др.
В т-рах И. ставятся гл. обр. произведения безымянных авторов из
народа. В репертуаре разл. видов традиционного кит. т-ра сохранились
пьесы, ставившиеся т-ром И., в т. ч.: "Беседка поклонения луне",
"Лютня", "Под сенью ив", "Золотая печать", "Белый заяц", "Терновая
шпилька" и др. И. Г
ЯЕНКО (Jenko), Даворин (9. XI. 1835- 25. XI. 1914)- словенский
композитор и дирижер. Член Сербской АН. Основоположник словенского муз.
романтизма и создатель сербского нац. зингпшиля. Писал музыку для
спектаклей Белградского нар. т-ра (1871-1902); увертюры к пьесам
"Весельчак", "Погоня" и др. И. принадлежат также первые сербские муз.
драмы ("Прибислав и Вожена", "Косово", "Сербка"), оперетты ("Гадалка"),
в к-рых широко используются сербские нар. мелодии. Муз.-драм. творчество
И. заложило основы сербской нац. оперы.
Лит.: С v e t k o, Davorin Jenko [s. l.], 1955. Над. П.
"ЙЕНУ ФА" - опера Л. Яначека. См. "Ее падчерица".
ЙЕРИНГ (Jhering), Герберт (р. 29.II.1888) - немецкий театральный
критик, историк театра. Как театр. критик начал печататься с 1909 в
журнале "Шаубюне". В 1918-33- театр. рецензент газеты "Берлине? берзен
курир", а в 1934-36-газеты "Берлинер тагеблатт". В 1914-18 руководил
лит. частью т-ра Фольксбюне в Вене, с 1942 - "Бургтеатра", в 1945 - Нем.
т-ра (Берлин).
С начала своей театр.-критич. деятельности И. активно поддерживал
драматургов Э. Толлера, Г. Кайзера, В. Газенклевера, Ф. Вольфа, П. М.
Лампеля; режиссеров Э. Пискатора, Э. Энгеля и др. Выступал в защиту
молодых театр. коллективов ("Группа молодых актеров", молодежные
организации "Фольксбюне", "Труппа 1931 года" и др.), осуществлявших
пост. новых передовых пьес. И.- один из первых театр. критиков,
популяризировавших драматургию Б. Брехта. В 1930-32 он резко критиковал
нацистские пьесы и спектакли, протестовал против запрещения пост. пьесы
Брехта "Мать" и цензурных искажений в сов. фильме "Броненосец
"Потемкин"". На примере анализа творчества актеров Э. Буша и В.
Лангхоффа И. указывал на начало формирования в Германии в 30-х гг.
нового типа актера, политически мыслящего, отказывающегося во имя
большой идеи от модного в то время изощренного психологизма и
натурализма. Он выступал с требованием создания художеств. коллективов,
состоящих из передовых актеров. В ряде статей, посв. советскому т-ру, И.
подчеркивал тесную связь сов. иск-ва с жизнью народа. В 1942 он
опубликовал исследование по актерскому иск-ву "От Йозефа Кайнца до Паулы
Вессели".
После окончания 2-й мировой войны И. живет в ГДР. Чл. Нем. Академии
иск-в (ГДР). В 1956 издал запись своих бесед с М. Марсо об иск-ве
пантомимы; в 1958-61 - сборник статей о т-ре и кино "От Рейнхардта до
Брехта". В 1955 награжден премией им. Лессинга.
Соч.: Albert Bassermann, Bd l-3, В., 1920; Die getarnte Reaktion, B.,
1930; Von Josef Kainz bis Paula Wessely; I, Hd(Jb.-B.-Lpz., 1942; Junge
Schauspieler, B., 1947; Berliner
Dramaturgie, B., 1947; Vom Geist und Ungeist der Zeit, B." 1947; Die
Zwanziger Jahre, B., 1948; MarceauM.Die Weltkunst der Pantomime, B.,
1956; Schauspieler in der Entwicklung, B., 1956; Auf der Suche nach
Deutschland, B., 1952;
Von Reinhardt bis Brecht, Bd 1-3, В., 1958-61.
Лит.: Zweig A., H. Jhering zum siebzigsten Geburtstag, "Sinn und
Form", 1958, ј 5. Ц. Н.
ЙЕСНЕР (Jessner), Леопольд (3.III.1878-З.Х. 1945)- немецкий
режиссер. Творч. деятельность начал как актер. Затем работал как
режиссер в Гамбурге (1905- 1915), Кенигсберге (1915-19). В 1919-30
руководил берлинским Гос. т-ром и его филиалом "Шиллер-театром". И.
пригласил в труппу молодых талантливых актеров Ф. Кортнера, А. Штауб, Р.
Форстера, E. Вейгель, Э. Легаля и художников-декораторов. Вначале И.
находился под влиянием творчества Г. Крэ-га. И. был пропагандистом
экспрессионизма в нем. т-ре. Идеалистич., субъективный взгляд И. на
события Ноябрьской бурж. революции 1918 определил постановку спектаклей,
трактующих революцию как конфликт выдающейся мятежной личности с
мещанским окружением - "Настоящие Зедемунды" Бар-лаха (1922) и др. В
20-е гг. И. пост. спектакли "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера, "Ричард
III";
"Наполеон, или Сто дней" Граббе (1922), в к-рых показывалось падение
тиранов, но не вскрывался историко-социальный смысл деспотизма. В пост.
классич. драматургии И. символически-условно и тенденциозно трактовал
образы героев трагедий, подчеркивая в них одну всепоглощающую страсть,он
переделывал классич. произведения, выделял гл. сюжетную линию и сокращал
побочные линии, в его спектаклях народ превращался в безликую массу,
сопутствующую гл. герою. В Гос. т-ре И. ставил пьесы совр.' нем.
драматургов Б. Брехта, Л. Фейхтвангера. В сер. 20-х гг. бунтарские ноты
в творчестве И. слабеют. В спектакле "Ткачи" Гауптмана И. подчеркивал
благоговейный страх рабочих перед частной собственностью (сцена, когда
они в кульминационный момент восстания, ворвавшись в дом фабриканта,
замирали перед роскошью и изысканностью обстановки). Для режиссуры И.
характерно введение в спектакль экспрессионистически судорожной музыки и
световых, шумовых эффектов, стремление передать настроения растерянности
и мистического ужаса героев перед жизнью. В разл. спектаклях И. часто
повторялась одна декорационная деталь - лестница на оголенной сцене, по
к-рой порывисто метались герои и где разыгрывались сцены катастроф
честолюбия. Отказ от психологич. мотивировок поступков действующих лиц
часто приводил в спектаклях И. к схематичному противопоставлению
положит. и от-рицат. персонажей. Несмотря на наличие в труппе крупных
реалистич. актеров - А. Крауснек, М. Коппенхефер - актерское исполнение
в спектаклях *И. было отмечено дидактикой и декламационностью, что
определялось принципами его режиссуры. В конце 20- 30-х гг. И. часто
ставил сказочно-фантастич. или религиозно-мистич. спектакли ("Стойкий
принц" Кальдерона, "Буря" Шекспира и др.). В 1933 И. эмигрировал из
Германии и поселился в США, где работал гл. обр. в кино. Умер в
Голливуде.
Лит.: Гвоздев А. А., Театр послевоенной Германии, Л.-М., 1933; J
herin g H., Reinhardt, Jessner, Piscator oder Klassikertod, B., 1929;
его же, Von Reinhardt bis Brecht, Bd III. B., 1961. И. Н.
ЙИТС, Eитс (Yeats), Уильям Батлер (13.VI.1865,
Сандимаунт,-28.1.1939, Рокбрюн, Франция) - ирландский поэт, драматург.
Один из родоначальников ирландского литературного Возрождения. Поэтич.
деятельность начал в 1889. Первая стихотворная пьеса И.- "Желанная
страна" (изд. 1892, пост. 1894 в Независимом т-ре, Лондон). Вместе с
группой ирл. интеллигенции (А. Грегори, Э. Мартин и др.) основал первые
ирл. нац. т-ры - Лит. т-р в Дублине (1899-1901) и Ирл. нац. драм. об-во
(1902), преобразованное в 1904 в т-р Аббатства, одним из директоров и
драматургов к-рого стал И. Лит. т-р открылся пьесой И. "Графиня Кэтлин",
героиня к-рой, спасая от голода народ, продает душу дьяволу. Пьеса
вызвала нападки на И. со стороны католич. церкви. Стремление создать
иск-во, уводящее от действительности в мир чистой поэзии, роднит
эстетику И. с эстетикой неоромантизма и символизма. Путь к
восстановлению попранного Англией нац. достоинства ирл. народа И. видел
в создании нац. культуры, основанной на традициях нар. поэтич.
творчества и мифологии. И. писал пьесы на разговорном англо-ирл. яз.,
используя диалект крестьян ирл. Запада. Приемы романтич. поэзии часто
служат для И. средством выражения нац.-освободит, идей. В одноактной
драме "Кэтлин ни-Холиэн" (1902, Ирл. драм. об-во) И. создал символич.
образ Ирландии - старой нищей Кэтлин ни-Холиэн, преображающейся в момент
пробуждения ирл. народа к борьбе в юную царственную девушку. В пьесе
"Под знаменем Единорога" (1904, т-р Аббатства) И. осуждает деспотизм
чужеземцев-англичан. И. стремился возродить высокую лирич. трагедию в
драмах "У порога короля" (1904, т-р Аббатства), рисующую конфликт между
поэтом и королем, и "Дейрдре" (совм. с Дж. Мур, 1907, т-р Аббатства) на
сюжет древней саги о роковой любви.
И. мечтал противопоставить англ. коммерч. т-рам т-р для народа,
возрождающий благородство древнего иск-ва, красоту поэтич. слова. Хотя
представления И. окрашены идеализмом, его творч. деятельность имела
большое значение в становлении ирл. драмы и т-ра.
Соч.: Collected plavs, L., 1934, 2 ed., L., 1952.
Лит.: Гвоздев А., Ирландский театр. "Искусство и жизнь", 1940, .ј 6,
с. 10-13;
Hone J., W. B. Yeats, L., 1942; Hough G. G., The last romantics, L.,
1950. Ел. К.
ЙОВКОВ, Иордан (9.XI.1884-15.X. 1937)-болгарский писатель, драматург.
Творч. деятельность начал как прозаик. Написал ряд романов и рассказов.
И.- автор драм - "Албена" (1929), "Боряна" (1932), "Обыкновенный
человек" (1936), отражающих жизнь болг. народа (пост. в софийском Нар.
т-ре), и комедии "Миллионер" (1930), высмеивающей болг. буржуазию
(ставилась гл. обр. в провинции). Вас. М.
"ЙОЗЕФШТАДТТЕАТР" (Josefstadt-theater) - австрийский театр.
Основан в 1788 в предместье Йозефштадт в Вене (отсюда название). Вначале
продолжал традиции нар. т-ра, идущие от драматургии Ф. Раймунда и И.
Нестроя. После подавления революции 1848 состав зрителей т-ра изменился.
Расширилась граница города, и отдаленный район стал аристократическим,
изменился и состав зрителей, в угоду к-рым т-р начал ставить франц.
водевили и оперетты, пьесы А. Шницлера и Г. Гоф-мансталя.
В 1923-37 т-р возглавил М. Рейнхардт, он заново перестроил зрительный
зал и сцену, укрепил труппу, в к-рую вошли талантливые актеры - семья
Тимиг, Ваниек, Ф. Кортнер, позднее А. Моисеи, В. Краус, Г. Вальден, П.
Вессели и др. Т-р в этот период назывался "Артисты под руководством М.
Рейн-хардта в т-ре Йозефштадта". Программной реж. работой Рейнхардта был
первый спектакль, пост. им в "И.",-"Слуга двух господ" (1924); он
воскрешал традиции комедии дель арте. Затем им были пост. спектакли
"Венецианский купец" (1924), "Сон в летнюю ночь" (1925), "Король Лир"
(1925) Шекспира, 1-я часть "Фауста" Гете (1933), "Мария Стюарт" (1934),
"Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло (1934), "Однажды ночью"
Верфеля (1937). В 1938-45 т-р возглавлял X. Хильперт. Среди спектаклей
этих лет:
"Ревизор" (1939), "Три сестры" (1940), "Крестьянин-миллионер"
Раймунда (1939), "Как вам это понравится" Шекспира (1939), "Доротея
Ангерман" Гаупт-мана (1939), "Эмпедокл" Гельдерлина (1939), "Дон Карлос"
(1943), "Коварство и любовь" (1942), "Нора" (1943). Возглавлявший т-р с
1945 Р. Штайнбек наряду с зая.-европ. драматургией ставил рус. пьесы
"Живой труп" (1946); "Далекое" Афиногенова (1946), "Вишневый сад"
(1948). С нач. 1956 "И." возглавлял Э. Хойзерман. В 50-60-х гг. т-р
стремится к пост. пьес, раскрывающих острые конфликты бурж. общества,
горечь одиночества интеллигенции, безвыходность, бесплодность поисков. В
репертуар его входят пьесы Ж. Ануя, С. Беккета, Ж. П. Сартра, А. Камю,
Т. Уильямса, А. Миллера и др. Ставятся также пьесы Раймунда и Нестроя,
классич. репертуар. В "И." сохраняется блестящий стиль исполнения,
требующий от актеров виртуозного владения техникой сценич. иск-ва,
умения петь, танцевать, двигаться в стремительном и точном ритме.
Режиссура т-ра характеризуется верностью традициям Рейнхардта с ее
принципом театрализации зрелища, острой сценич. формой, использованием
выразит, возможностей музыки, изобразит, иск-ва, театр. освещения. В
1962 в "И." работали реж.: Л. Штеккель, Б. Хильперт, Г. Шницлер, А.
Амбессер; актеры - X. Тимиг, П. Вессели, С. Нико-летти, X. Лонер, Г.
Эльб, М. Прессе, Г. Нольт, Л. Рудольф, В. Кохут, Г. Мозер, Г. Путу и др.
В 1956 т-р принял участие в Парижском театр. фестивале, гастролировал в
Нью-Йорке, в Юж. Америке. "И." имеет в Вене филиалы - "Каммершпиле",
"Маленький Театр в Концертхаузе", "Бюргертеатр", в к-рых работают актеры
и режиссеры "И.".
Лит.: В a u e г A., Das Theater in der Josefstadt zu Wien, W. -
Munch., 1957. дин. П.
ЙОКСИМОВИЧ (Joksimovio), Божидар (20. XI I 1868-23.XI.1955) -
югославский композитор. По национальности серб. Музыке обучался в
Белграде у Т. Андреевича и в Пражской консерватории, по окончании к-рой
(1896) работал преподавателем музыки в Белграде; руководил певческим
об-вом, сотрудничал в муз. и лит. журналах. И. является автором первой
сербской оперы "Женитьба Милоша Обилича" (1901). Осн. жанр сценич.
творчества И.- пьеса с пением, преим. на нар. сюжет, близка совр.
оперетте, ей присущи патриотич. направленность и романтич. черты
("Шляпа", 1907). И. принадлежат также: балет "Молодая девушка" (1942),
музыка к спектаклям "Сербы в Белграде" П. Павловича (1909), "Погасший
очаг" Ж. Лазаревича (1910) и др., ряд вок., камерно-инстру-мент. и др.
соч.
Лит.: Бури?-Klajn Ст., Музика и музичари, Београд, 1956; Я м п о л ь
с к и и И., Музыка Югославии, М., 1958. Над. Я.
ЙОММЕЛЛИ (Jommelli), Никколо (10.IX.1714- 25.VIII.1774) -итальянский
композитор. Один из выдающихся представителей неаполитанской оперной
школы. Обучался с 1725 в консерваториях Неаполя; брал уроки у Дж.
Мартини в Болонье. Первая опера И. "Любовная ошибка", пост. в 1737 в
Неаполе, принесла композитору известность. В 1741 И. был принят в члены
Болонской филармонич. академии. В 1749 написал для Вены оперы "Ахилл на
Скиросе" и "Дидо-на" (2-я ред.). В 1753 был приглашен на должность гл.
капельмейстера придворного т-ра в Штутгарте, где работал до 1769. К
этому периоду творчества И. относятся оперы: "Фаэтон" (1753; 2-я
ред.-1768), "Милосердие Тита" (1753), "Триумф любви" (1763) и др.
Возвратившись в Неаполь, поставил три последние оперы: "Армида" (1770),
"Ифигения в Тавриде" (1771) и "Триумф Клелии" (1774).
С именем И. связана реформа итал. оперного т-ра 18 в. Восприняв идею
муз. драмы от П. Метаста-зио, на тексты к-рого написал свои наиболее
значит. произв. ("Демофонт", 1743, Падуя; "Александр в Индии", 1744,
Феррара; "Покинутая Дидона", 1747, Рим, и др.), И. стремился превратить
итал. оперу-сериа в героич. муз. драму. И. развивал т. н.
аккомпани-рованный речитатив ( с оркестровым сопровождением), был тонким
мастером оркестровки. В его соч. (впервые в опере "Артаксеркс", 1748,
Рим) даны ранние образцы применения динамич. оттенков - крещендо и
диминуэндо - для большей выразительности оркестра и вок. партий. Сочинял
также комич. оперы (лучшая из них - "Дон Трастулло", 1749), балетные
дивертисменты, оратории, кантаты и др.
Др. оперы: "Одоардо" (1738, Неаполь), "Ричпмеро (1740, Рим),
"Астианакс" (1741, там же), "Эцио" (1741, Болонья), "Меропа" (1741.
Венеция), "Эвмен" (1742, Бо-лонья), "Софонисба" (1746, Венеция), "Любовь
в маске" (1748, Неаполь), "Пелопс" (1755), "Олимпиада" (1761) - обе
пост. в Штутгарте.
Лит.: Ab e r t H., N. Jommelli als Opernkomponist, Halle, 1908; M o n
d o l f i A. N. Jommelli, в кн.: Die Musik in Geschichte u. Gegenwart,
Kassel, 1958, Bd 7. Lfg. 60/61. Св. Г.
ЙОННЕЛЬ (Yoimel), Жан (р. 21.VII.1891) - французский актер. Окончил
Парижскую консерваторию (класс Лейтнера). В 1919 начал сценич.
деятельность в т-ре "Одеон", затем вступил в труппу "Комеди Франсез". С
1929 - "сосьетер" (пайщик), позднее - старейшина этого т-ра. Выступает
по преимуществу в "высокой" трагедии и комедии, в пьесах П. Кор-неля,
Мольера. Создал героич. благородный образ Дона Диего в трагедии Корнеля
"Сид" (пост. И.) и зловещий образ Тартюфа. Среди лучших работ И.- роли в
пьесах "Полнев кт", "Никомед" Корнеля, "Мизантроп" Мольера. Для И.
характерна декламационная манера исполнения, торжественно-приподнятое
чтение стихов в трагедии, мелодично-изящное - в комедии, всегда четко
передающее мысль автора. Скульптурность жеста, строгость и лаконизм
внешнего рисунка роли, присущие И., гармонируют с общим стилем
спектаклей старейшего т-ра Франции. И.- профессор консерватории. С 1912
снимается в кино.
В авг. 1944 был одним из участников восстания патриотов столицы
против гитлеровских оккупантов. Лит.: Мокульский С., "Сид" Корнеля на
сцене, "Литературная газета", М., 1954, .N" 47; Б о я д ж и e в Г., Три
спектакля "Комеди Франсез", в кн.: Сообщения Ин-та истории искусств. 6.
театр. М., 1955. А.Я.
ЙОРДАНОВА, Зорка (р. 1904) - болгарская актриса. Нар. арт. НРБ.
Училась в театр. студии И. Даниэля. Первая роль - Консуэлла в пьесе Л.
Андреева "Тот, кто получает пощечины" (1923). Работает в Софийском нар.
т-ре им. И. Вазова. Вначале играла роли молодых женщин, придавая своим
страдающим героиням изящество и грустную элегичность.
Лучшие роли: Любовь Гордеевна ("Бедность не порок", 1932), Фанни
("Мариус", 1930, и "Фанни" Паньоля, 1933), Боряна (о. п. Йовкова, 1932),
Нина ("Маскарад" Лермонтова, 1935), Ангелина ("Перед восходом" Савова,
1936),.
Марил ("Дзяды" Мицкевича, 1937), Дездемона (1938), Надя "Враги/). В
1934 создала обаятельный, романтич. образ Герцога Рейхштадтского
("Орленок" Ростана).
Особенного расцвета иск-во И. достигает в годы, когда актриса
переходит на роли драматич. героинь:
Клавдия Петровна ("Великая сила" Ромашова, 1949), Татьяна ("Разлом",
1951), Мария Львовна ("Дачники" Горького, 1952), Ольга ("Три сестры",
1954), Елизавета ("Дон Карлос", 1955), Филумена Мартурано (о. п. Д е
Филиппо, 1957), Надежда ("Совесть" Э. Манова, 1959) и др.
Лит.: Каракостов С., Очерци за наши артисти. Лириката на Зорка
Йорданова, в кн.: Годишник на ВИТИЗ, т. 5, София, 1960-61, с. 43-73; П е
н е в TL, Лекции по история на болгарския драматически театър, ч. 4,
София, 1958, с. 163. Cm. K.
ЙОРИШ, Владимир Яковлевич [13(25).XI.1899- 21.VI.1945] - украинский
советский дирижер и ком' позитор. Засл. арт. Укр. ССР (1933). Музыке
обучался в муз. уч-ще и муз. техникуме в Екатеринославе. Дирижерскую
деятельность начал в 1920. Был зав. муз. частью и дирижером драм. и
оперных т-ров Украины (Днепропетровск, Харьков и др.). С 1934 Й.дирижер,
с 1943 - гл. дирижер Т-ра оперы и балета им. Шевченко. И. принадлежат
новые редакции опер "Запорожец за Дунаем" и "Наталка-Полтавка", к к-рым
он сочинил ряд сцен.
Автор опер: "Кармелюк", о нар. герое Украины (1929, Днепропетровск),
"Поэма про сталь" по пьесе Погодина "Поэма о топоре" (1932, там we),
"Богунпы" ("Щорс") (соч. 1936), "Поэтова доля" ("Шевченко"; 1940, Т-р
оперы и балета им. Шевченко), балет "Чертова ночь" (1944, Иркутск) и мн.
др. произв.
ЙОСС (Jooss), Курт (р. 12.1.1901) -немецкий балетмейстер, педагог.
Учился в Высшей муз. школе в Вюртемберге и в драм. школе в Штутгарте. В
1920-23 работал в Мангейме и Гамбурге танцовщиком и ассистентом у
педагога Р. фон Лабана. В 1924 создал группу "Нейе танпбюне", где пост.
свои первые экспрессио-нистич. балеты. В 1927 организовал в Эссене школу
"Фольванг", при к-рой с 1928 существовала танцевальная студия. В 30-х
гг. организовал труппу "Балле Йосс", где пост. антивоенный балет
"Зеленый стол" Коэна (1932, 1-я пр. на междунар. конкурсе в Париже). ) С
приходом к власти фашизма И. уехал из Германии. "''Гастролируя по Европе
и США, труппа И. просуществовала до 1947. После возвращения в Германию
И. работал в Эссене в школе "Фольванг", со своей труппой. В 1951-53
выезжал на гастроли (Европа и США). В 1953 труппа распалась. В
последующие годы И. продолжал деятельность педагога и балетмейстера (в
1954-56 - в Дюссельдорфе, в 1958 - в Риме, в 1959 - в Эссене).
Художеств. интерес представляет пост. балета "Большой город" (1932,
Кельн). Большинство балетов И. сочетают элементы классич. танца и "танца
модерн", а также драматич. пантомимы. В своих пост. И. использует
экспрессионистские приемы.
Лит.: BeaumontC., Complete book of ballets, N. Y., 1939. E. C.
ЙОТЕЙКО (Joteyko), Тадеуш (1.IV.1872-19.VIII. 1932) - польский
композитор, музыкально-общественный деятель, педагог. В 1895 окончил
консерваторию в Варшаве по классу 3. Носковского; в 1889 учился в
Брюсселе у Ф. Геварта. Первая опера И.- "Музыкант" на собств. либретто
по повести Г. Сенкевича "Органист из Пониклы" (1919, Варшавская опера).
После пост. этой оперы И. стал одним из популярных композиторов Польши.
Его опера "Зигмунт Август" на собств. либр. по трилогии Л. Рыделя (1925,
Варшавская опера) долго сохранялась в репертуаре польских т-ров. На
историч. сюжет написана опера "Королева Ядвига" (1928, Варшавская
опера). И. принадлежит также музыка к драме "Волшебное озеро", "Татрский
балет" и др. Муз. язык композитора отличается выразительностью, ярким
нац. колоритом, глубоким лиризмом. Вел педагогич. работу (с 1914 - проф.
Варшавской консерватории).
Лит.: Niewiadomski St., Pamieci Т. Joteyki, "Muzyka", Warsz., 1932
(10-11). Л. Коз.
ЙОТУНИ (Jotuni), Мария (9.IV.1880 - 30.IX. 1943) - финская
писательница и драматург. Лит. деятельность начала в 1905. Первая пьеса
"Старый дом" (1910) не имела успеха. Затем И. написала пять комедий:
"Ребро мужчины" (1914, Фин. нац. т-р), "Верховный жрец" (1915), "Золотой
телец" (1918), "Под каблучком у жены" (1914) и "Курдский принц" (1932).
Особой популярностью пользовалась социально-бытовая комедия "Ребро
мужчины". И. написала также трагедию на библейский сюжет ("Я виновен",
1929) и трагедию, основанную на нар. балладе, "Клаус, господин Лоухикко"
(1946). Первые пост. этих трагедий осуществлены Фин. нац. т-ром в
Хельсинки. В своей драматургии И. следует реалистич. традициям
драматургов А. Киви и М. Кант. Большое влияние на творчество И. оказала
также драматургия Г. Ибсена. Ее комедии насыщены сочным юмором. Пьесам
И. присуща глубокая разработка психологии героев. В характерах
персонажей ее пьес комическое часто переплетается с трагическим.
Трагедии И. отмечены глубоким гуманизмом. Произв. И. ставятся во мн.
т-рах Европы.
Соч.: Избранное, Хельсинки, 1954 (на финск. яз.); Под каблучком у
жены. Пьеса, пер. А. Мантере и О. Терентьевой, в кн.: Финская
драматургия XIX - XX в., Л. - М., 1960, с. 351 - 448 (см. также с. 16
-20).
Лит. на финском яз.: Таркиайнен В., Мария Йотуни, в кн.; Собр. соч.,
I, [б.м.], 1930; Коскимиес Р., Мария Йотуни, в кн.: Финская национальная
литература, II, [б.м.], 1956, с. 263-85. М. Сав.
ЙОХУМСОН (Jochumsson), Маттиас (11.XI.1835- 18. II. 1920) -
исландский поэт, драматург и переводчик. В 1861 начал лит. деятельность,
написав первую исланд. романтич. пьесу "Отверженные" (перераб. в 1898
под назв. "Скюггасвейдн"). Среди др. пьес И.- "Истинное мнение общества"
(1875), комедия "Эмигранты" (1875) о трудной жизни исландцев, уехавших в
США и Канаду, историч. драмы "Хельги Тощий" (1890), "Йоун Арасон" (1900)
о нац. герое Исландии епископе Арасоне, боровшемся против реформации, за
католич. веру, в к-рой видел возможность политич. освобождения Исландии.
Пьесы И. ставились любительскими кружками. И. перевел на исл. яз.
несколько пьес Шекспира.
Лит.: Einarsson S.. History of Icelandic prose writers. 1800-1940,
N.Y., 4948, с. 57-60. И Д
ЙОШКАР-ОЛИНСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР (Республиканский русский
драматический театр Марийской АССР). Организован в 1937. Т-ром
руководили Б. С. Володарский, Е. Р. Амонтов, И. С. Бабенко и др. В
труппе (1962): засл. артист РСФСР А. Н. Шарский, засл. артисты МАССР В.
Н. Привалихина, Б. Я. Раздольев, засл. арт. С.-О. АССР 3. И. Вишневская,
арт. А. В. Сорокко, Л. Г. Филатова, Ф. С. Быстров, Н. И. Булкин, Н. В.
Канашенок, А. Н. Капустин н др. Гл. реж. - засл. деят. иск-в Коми АССР
И. М. Гайсинский, реж. Н. И. Баль, гл. худ. - засл. деят. иск-в МАССР В.
Я. Скляр.
Спектакли: "Враги" (1941); "Вечный источник" Д. Зорина (1957),
"Блудный сын" Раннета (1958), "Именем революции" Шатрова, "Черный волк"
Арбана, "Братья Ершовы" по Ко-четову (1959), "Над Днепром" Корнейчука
(1960), "Три сестры"; "Иркутская история" и "Потерянный сын" Арбузова
(1961), "Проводы белых ночей" Пановой, "Ленинградский проспект" Штока,
"Овод" по роману Войнич (1962), "Кремлевские куранты" (1946, 1961) и др.
А, Ив.
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.