Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

АВСТРИЙСКИЙ ТЕАТР. В 14-15 вв. на террто рии будущей Австр. империи
были распространены миракль, мистерия, вначале связанные с церковным
богослужением, а позднее перенес„нные на городские площади. А. т.
начинает формироваться в 16 в., со вре-мени образования
многонационального австр. государства. Многочисл. бродячие труппы
акт„ров-импровизаторов, исполнявших комич. сценки, акроба-тич. и танц.
номера, странствовали по городам вд с„лам Австрии. Гл. действующим лицом
в этих цедсхав-лениях был Гансвурст. В отличие от нем. Гьнсвуретэ ,
выродившегося в грубую театр. маску, в.стр.. %т„р ы выражали в этом
образе черты характера простого народа. Бродячие акт„ры исполняли комич.
сценки, написанные гуманистом В. Шмельцлем. В 17 в. на развитие А. т.
значит, влияние оказало иск-во акт„ров итал. комедии делъ арте; итал.
сценарии, достижения акт„рской техники способствовали совершенствованию
иск-ва австр. бродячих акт„ров. В период феод.-католич. реакции,
господствовавшей в Австрии в конце 16-17 вв., возникли т-ры при
иезуитских коллегиях, целью к- рых являлась проповедь покорности церкви
и императору. Театр иезуитов широко использовал технику итал. т-ра,
спектакли его отличались пышностью и великолепием. Широко известна пост.
спектакля "Побеждающее благочестие" Аванцинуса (1659) в Вене. Придворный
т-р, так же как и т-р иезуитов, поражал зрителя обилием внешних эффектов
и красочностью зрелища. Центром театр. жизни Австрии является Вена.
В нач. 18 в. большое значение для развития А. т. имела деятельность
акт„ра и драматурга И. Страницкого, создавшего в Вене первый
стационарный австр. т-р (1712, в здании "Кернтнертортеатра"), акт„ры
к-рого успешно конкурировали с итал. и франц. акт„рами, выступавшими в
придворном т-ре. Стра-аицкий использовал опыт нем. народного т-ра и
итал. комедии дель арте, утверждая на австр. сцене принцип импровизации,
был автором "главных и государственных действ" - пьес (гл. обр.
трагикомедий), насыщенных бытовыми сценками, в к-рых ведущая роль
принадлежала Гансвурсту. Эти пьесы ставились в т-ре Страницкого, успех
к-рого определялся его близостью к народу, злободневностью спектаклей,
смелостью сатирич. выступлений против князей и церкви. Преемниками
Страницкого были акт„ры Г. Прегау-зер и И. Кури. В конце 18 в. в
предместьях Вены открывается ряд т-ров: "Леопольдштадттеатр" (1781),
"Йозефштадттеатр" (1788), "Виденертеатр" (1787) и др. В этих т-рах
ставились оперы В. А. Моцарта и И. Гайдна, зингшпили, комедии с участием
Гансвур-ста, рыцарские драмы, детские балеты и т. д. В т-рах предместий
импровизац. выступления акт„ров часто отражали оппозиц. настроения
австр. населения, что вызвало усиление цензурного гн„та и запрещение (в
1770) импровизации. Излюбленными персонажами спектаклей т-ров предместий
были вес„лые, предприимчивые, ловкие венские ремесленники - Бернар-дон
(акт„р И. Курц), Кашперль (акт„р К. Ларош), Штаберль (акт„р И. Шустер).
В 1741 в Вене открылся "Королевский театр при дворце", получивший
название "Бургтеатра". Создание этого т-ра связано с реформами,
проводившимися Марией Терезией и Иосифом II в целях укрепления
дворянско-абсолютистского государства. Иск-во "Бург-театра"
формировалось в напряж„нной борьбе между аристократич. и демократич.
направлениями. Развитию т-ра препятствовала цензура, ограничивавшая его
репертуар, стремившаяся сделать т-р средством прославления монархии.
Славу "Бургтеатра" и его значение в развитии австр. театр. культуры
определили мн. поколения акт„ров, создавших подлинно реа-листич.
традиции австр. театр. иск-ва. Под рук. журналиста и режисс„ра И.
Шрейфогеля в т-ре работали крупнейшие австр. акт„ры: С. Шредер, М. Корн,
Г. Ангиюц, К. Фихтнер и др. Для "Бургтеатра" создавал свои произв.
драматург Ф. Грильпарцер. В нач. 19 в. большого творч. расцвета достигли
т-ры предместий, деятельность к-рых в это время была связана с
Ф.Раймундом и И. Н. Нестроем. Эти крупнейшие драматурги и акт„ры Австрии
создали своеобразный жанр нац. комедии, продолжили и развили лучшие
традиции демократич. т-ра. После революции 1848, с наступлением бурж.
реакции, т-ры предместий теряют свой демократич. характер, ставят гл.
обр. развлекательный репертуар. Еще в 1778 при "Бургтеатре" была открыта
акт„ром И. Мюллером первая театр. школа, к-рую в 60-80-е гг.'19 в.
возглавлял И. Ле-винскии (в 1909 школа была реорганизована в Академию
музыки и изобразительного иск-ва).
Во 2-й пол. 19 в. "Бургтеатр" занимал ведущее место в театр. жизни
Австрии. Руководителю т-ра в 1849-67 Г. Лаубе удалось утвердить на сцене
клао-сику и прежде всего произведения Шекспира, добиться снятия
цензурного запрета с пьес Шиллера, укрепить труппу театра акт„рами А.
Зонненталем, И. Ле-винским, Ш. Вольтер, ставшими крупнейшими деятелями
австр. сцены. В 1870-81 "Бургтеатром" руководил реж. Ф. Дингельштедт,
осуществивший постановку цикла трагедий Шекспира и поставивший пьесы Л.
Анценгрубера, Ибсена и др. В 80-е гг. 19 в. в т-рах Австрии ставились
пьесы рус. драматургов - Гоголя, Тургенева, Л. Толстого.
В конце 19 в. в Австрии обостряется классовая и национальная борьба.
В австр. иск-ве усиливаются ан-тидемократич. тенденции. В лит-ре и
драматургии ведущее место занимала группа декадентов - Г. Бар, А.
Шницлер, Г. Гофмансталь, пьесы к-рых получили широкое распространение в
т-рах Австрии. Отсутствие художественно-значительного совр. репертуара
отрицательно сказывалось на деятельности "Бургтеатра", творчество к-рого
становится узкоакадемическим. Наиболее значит, явлением театр. иск-ва
этого периода было творчество акт„ра И. Кайнца, к-рый сумел приблизить
А. т. к прогрессивным обществ. кругам. Большое значение для развития
реа-листич. театр. иск-ва Австрии имели гастроли Моск. Художественного
т-ра в 1906.
В 20-е гг. 20 в. театр. жизнь Австрии представляла собой п„струю,
идейно противоречивую картину. Реа-листич. тенденции сосуществовали с
экспрессионистскими и др. модернистскими течениями, в Австрии работали
демократич. и бурж.-развлекательные т-ры, ставилась классика и пошлые
бурж. пьесы. Борьбу за прогрессивное иск-во в„л "Йозефштадттеатр" (в
1924-38 - рук. М. Рейнхардт), в репертуар к-рого входили пьесы Шоу,
Ибсена, Тургенева, Гоголя. В то же время т-р ставил и пьесы Ф. Мольнара
и др. бурж. драматургов.
С 1918 происходит подъ„м творч. деятельности "Бургтеатра",
руководимого акт„ром и режисс„ром А. Хейне. Здесь работали акт„ры Г.
Реймерс, М. Дев-риент, Р. Аслан, Э. Балъзер, М. Эйс и др., отстаивавшие
лучшие реалистич. традиции т-ра от влияния бурж. модернизма и
формализма. В период гитлеровской оккупации (1938-45) демократич.
деятели австр. культуры подвергались преследованиям. Мн. театры были
закрыты, здание "Бургтеатра" разрушено.
После освобождения Австрии Сов. Армией (1945) началась борьба
демократич. сил за нац. и культурную независимость страны. В борьбе с
низкокачественной драматургией театр. деятели Австрии опираются на нац.
и зарубежную классику. Большим событием в театр. жизни были постановки в
"Бургтеатре" в 1946 спектаклей "Горе от ума" Грибоедова, "Натан Мудрый"
Лессинга, "Калипсо" Чокора, "Егор Булычев и другие" Горького. Новое
истолкование получили в "Бургтеатре" лучшие пьесы Ф. Раймунда и И. Н.
Нестроя. В филиале "Бургтеатра"-"Академи-театре" идут переводные пьесы
О'Нила, Жироду, Кокто, Ануя.
В 1948 в Вене открылся прогрессивный, демократич. т-р "Скала", в
к-ром наряду с нем. и австр. классикой ставились пьесы Брехта, Гоголя,
Л. Толстого, Горького, Корнейчука. Спектакли "Враги", "Мещане", "Дети
солнца", пост. руководителем т-ра В. Хейн-цем, явились крупным событием
в театр. жизни Австрии. Т-р пользовался большой популярностью среди
рабочих. В 1956 "Скала" из-за конкуренции коммерч. т-ров и травли со
стороны реакц. прессы закрылся. Последний его спектакль "Жизнь Галилея"
Брехта прозвучал как протест против милитаризма. "Йо-зефштадттеатр"
(руководимый в первые годы после войны последователем M ХАТ Р.
Штейнбеком) вначале ставил произв. австр. классики, а также пьесы Л.
Толстого, Чехова, Шоу, Ибсена. Постепенно репертуар т-ра стал носить
случайный характер, лучшие акт„ры ушли в "Бургтеатр". С конца 50-х гг.
т-р вновь обратился к произв. классич. драматургии - "Коварство и
любовь"; "Власть тьмы" Л. Толстого и совр. австр. авторов - "Поднимите
камень" Чокора, и др. Успешно работает "Фолькстеатр" (рук. Л. Эпп). За
последние годы в т-ре шли "Ревизор", пьесы Шекспира, Г„те, Нестроя,
Раймунда, Анценгрубера. Т-р регулярно да„т спектакли в рабочих районах.
В Вене работают т. н. келлер-театры ("подвальные театры"), носящие
полупроф. характер. Среди видных деятелей А. т.: Э. Бальзер/А. Скода,А.
Х„рбигер, К. Дорш, П. Вессели, Э. Тимиг-Рейнхардт, Л. Линдтберг, Э.
Лотар, А. Ротт. Ежегодно в Зальцбурге проводится международный театр.
фестиваль, открывающийся по традиции, начатой в 1920 M. Рейнхардтом,
спектаклем "Каждый человек" Гофмансталя. В 1960 здесь выстроено
специальное театр. здание (вмещает св. 2000 зрителей).
В Вене существует Ин-т театроведения (при университете), занимающийся
научно-исследовательской работой в области изучения австр. и европ.
театра (руководитель - историк т-ра Г. Киндерман).
В венской Академии музыки и изобразит, иск-ва, в к-рой в 1931 M.
Рейнхардт организовал акт„рское и режисс„рское отделения, работает
семинар М. Рейн-хардта. Семинар является высшим театр. учебным
заведением, где вед„тся теоретич. и практическая подготовка австр.
актеров и режиссеров.
Лит.: Игнатов С. С., История западноевропейского театра нового
времени, М.-Л., 1940; Enzinger M., Die Entwicklung des Wiener Theaters
vom 16. bis zum 19. Jahrhundert, Tl 1-2, W., 1918-19; Gregor J., Wiener
szenische Kunst, Bd Г1] - 2, W., 1924-[1925]; Laube H., Das Burgtheater,
B.-Lpz., 1868; Те ube r 0., Das Hofburgtheater seit seiner Begrundung,
W., 1896 (Die Theater Wiens, Bd 2); Romme l 0., Die Alt Wiener
Volkskomodie, W., 1952; Fontane 0., Wiener Schauspieler von Mitterwurzer
bis Marie Eis, W., 1948. Л. Лоб.
Музыкальный театр. Возникновение муз. театра в Австрии связано с
развитием итал. (венецианской) оперы. В сер. 17 в. в Вене итал.
музыканты создали труппу, ставшую основой будущего придворного оперного
т-ра. Оперы ставились на итал. языке, постановки отличались роскошью. В
Австрии работали композиторы: М. А. Чести, Д. Сенси, А. Драги, А.
Бертали, П. Циани и др. В первое десятилетие 18 в. выдвинулся австр.
композитор И. И. Фукс - автор 20 опер. Среди его учеников были И.
Зеленка, Ф. Кон-ти, автор известной комич. оперы "Давид", и др. В этот
период расширяется труппа придворного т-ра, в 1711 завершается
строительство нового здания т-ра с двумя залами (один для исполнения
комич. опер и итал. драм. пьес, другой- для исполнения опер-сериа), и
Вена становится одним из крупнейших муз. центров Европы.
К сер. 18 в. складывается нац. оперный стиль, в основе к-рого был
зинггипилъ, родившийся в т-рах венских предместий. Прообразом зингшпиля
были имп-ровизац. сценки-бурлески, исполнявшиеся в венском
"Кернтнертортеатре" акт„ром И. Курцем. Зарождаются элементы жанра
оперетты ("Хромой бес" Гайдна, 1752, "Бастиен и Бастиенна" Моцарта,
1768). В 1778 осн. Придворный нац. оперный т-р, в к-ром работали
выдающиеся артисты и музыканты. Здесь ставились нар. комич. оперы
популярных композиторов:
И.Умлауфа, оперой к-рого "Горнорабочие" был открыт т-р, К.
Диттерсдорфа - автора комич. оперы "Доктор и аптекарь" (1786),
содержащей сатирич. описание провинц. быта, И. Шенка - опера
"Деревенский цирюльник" (1796), [.Вейгля, опера к-рого "Швейцарское
семейство" (1809) пользовалась большой популярностью во мн. странах, в
т. ч. в России. Позднее выдвигаются Л. Гасман и А. Эберль, Ф. Кауэр -
автор оперы "Дунайская девушка" (1795), П. Враницкий-ро-мантич.
зингшпиль "Оберон" (1789), В. Мюллер - опера-сказка "Волшебная цитра"
(1791), и др. Для венского т-ра Моцарт написал одну из лучших своих опер
- "Похищение из сераля" (1782); в 1791 здесь пост. "Волшебная флейта"
Моцарта. С развитием нар. т-ра большие перемены происходят в Придворной
опере, капельмейстером к-рой в 1754 становится X. В. Глюк. В
сотрудничестве с талантливым либреттистом Р. Калъцабиджи он начинает
осуществлять оперную реформу, стремясь освободить оперу от ложной
пышности, внешней зрелищности, самодовлеющей вокальной виртуозности.
Драматизация оперы, подчинение выразительных средств раскрытию глубоких
конфликтов, стремление к строгой простоте получают воплощение в его
опере "Орфей и Эвридика" (1762). Огромную роль в развитии А. т. сыграло
творчество Гайдна, Моцарта, Бетховена, чьи оперы ставились в венском
оперном т-ре и в частных т-рах. Творчество Моцарта оказало большое
влияние на мн. австр. композиторов, в т. ч. на В. Ригини, бывшего в 80-х
гг. директором итал. оперы в Вене,- автора оперы "Армида", И. Рейнхарда,
написавшего оперу "Бреню", и др. Для венского оперного т-ра написал сво„
единств, сценич. произв. Бетховен - оперу "Фиде-лио" (1805).
В конце 18 - нач. 19 вв. появляются первые представители австр. нац.
оперной школы: певицы - Р. Минготти, К. Унгер, певцы - И. Фогель, А.
Мат-тервурцер и др. Наряду с Веной в нач. 19 в. значит. муз. центрами
становятся Зальцбург, Эйзенштадт, Эстерхаза и др. австр. города, где
также ставятся оперные спектакли. Австр. оперная культура испытывала
влияние муз. центров, входивших в состав Австрийской империи,- Праги,
Будапешта и др. Во 2-й пол. 18 в. широкое распространение получили
комедии с муз. номерами. Большое значение в развитии нац. муз. т-ра имел
венский нар. т-р, крупнейшими деятелями к-рого были акт„ры, драматурги и
режисс„ры Ф. Раймунд и И. Н. Нестрой, акт„ры Т. Кронес, И. Шустер, И.
Корнтейер, композиторы В. Мюллер и Т. Дрехслер, работавшие в венском
"Леопольдштадттеатре". Их деятельность подготовила создание т. н.
венского опереточного жанра. Этому способствовало также распространение
в нач. 19 в. популярных танц. форм и в первую очередь - вальса.
В 1869 была открыта Венская придворная опера (с 1918 - Венская
государственная опера) - ведущий муз. т-р Австрии.
К сер. 19 в. значение венского оперного т-ра как одного из крупнейших
центров муз. культуры Европы значительно ослабляется. В его репертуаре
вс„ большее место занимают франц. и итал. оперы. Венская оперетта,
получившая в эти годы бурное развитие, на нек-рое время оттесняет на
второй план оперный т-р. Основоположниками австр. оперетты были Ф.Зуппе
("Прекрасная Галатея", "Фатиница", "Боккаччо") и И. Штраус (сын)
("Цыганский барон", "Летучая мышь", "Вес„лая война", "Ночь в Венеции").
Крупным композитором также был К. Милл„кер ("Нищий студент", "Гаспарон",
"Бедный Ионафан"). Творчество этих композиторов отличается широким
использованием нар. мелодий, острой танц. ритмикой, мелодичностью,
стремлением к созданию законченных вокальных форм, сближающих оперетту с комич - оперой. Однако произв. их были лишены социальной, политич.
направленности, сатиричности, присущей опереттам Оффенбаха. В жанре
оперетты выступали также композиторы К. Целлер ("Продавец птиц", "Мартин
Рудокоп"), Р. Жене, А. Миллер, М. Цирер, Р. Деллингер и др., их оперетты
ставились в т-рах Вены. В нач. 20 в. оперетта переживает упадок.
Образовывается т. н. новая венская школа, виднейшими представителями
к-рой были венгерские композиторы Ф. Легар, И. Кальман, австрийские
композиторы Л. Фаллъ, Г. Рейнхардт, Э. Эйслер. Сюжеты оперетт становятся
вс„ более стандартными. С 90-х гг. Венский оперный т-р, руководимый
первоначально Г. Рихтером, а затем Г. Малером, осуществившим пост. опер
Моцарта, Бетховена, Вагнера, Чайковского и др., переживает новый подъ„м
и становится одним из лучших т-ров в Европе. Во 2-й пол. 19 - нач. 20
вв. выдвигаются певицы П. Лукка, А. Матерна, А. Иоахим, М. Брандт, А.
Бар-Милъденбург, К. Беттельгейм, Ж. Вюрде-Ней, певцы Ф. Краус, Р. Майр и
др. Конец 19 в. отмечен распространением тенденций веризма. Среди
композиторов этого направления - Ю. Битнер - автор первой муз. драмы
"Горное озеро", К. Вейс (опера "Польский врей"), К. Гольдмарк,
написавший ряд опер (в т. ч. "Царица Савская"), И. Брюль - автор оперы
"Золотой век", и др. Своеобразную окраску получает творчество Г.
Вольфаавтора комич. оперы "Коррехидор". Широким распространением
пользуются также оперы Р. Вагнера, а позднее - Р. Штрауса.
В нач. 20 в. в муз. т-ре Австрии распространяются различные
модернистские течения. Импрессионистские влияния проявились в творчестве
австр. композиторов: Ф. Шрекера, написавшего св. 10 опер, в т. ч.
"Дальний звон" (1912), А. Ш„нберга - основателя т. н. додекафонной
(двенадцатитоновой) музыки, написавшего неск. экспрессионистских
опер-монодрам ("Ожидание", "Счастливая рука" и др.), отмеченных крайним
индивидуализмом и пессимизмом, отходом от классич. оперных форм, и
последователей Ш„нберга. Большинство австр. композиторов 20-30-х гг. 20
в. Э. Кшенек, И. Маркс, А. Цемлинский, Э. Веллес, Ф. Натизли, Э.
Корнгольд и др.) в своих сценич. произв. занимались подражанием или
бесплодными фор-малистич. экспериментами. В известной мере преодолел
влияние формализма А. Берг в опере "Воццек" (на сюжет Г. Бюхнера).
Попытки создания совр. оперы на базе джазовой музыки предпринял Э.
Кшенек ("Джонни наигрывает") - автор ряда формалистич. произв. Все эти
оперы ставятся в Венском оперном т-ре, ставшем с 1918 государственным.
Созданный в 1898 т-р "Фольксопер", стремящийся пропагандировать классич.
репертуар, постоянно сталкивается с большими материальными трудностями.
Среди авторов оперетт нач. 20 в. выделяется О. Штраус, продолжавший в
своих первых произв. традицию танц. вальсовой оперетты. В большинстве
оперетт, созданных в эти годы, вс„ большее место занимают джазовые
элементы.
В период между 1-й и 2-й мировыми войнами в Австрии работает ряд
крупнейших музыкантов, среди них дириж„ры: О. Клемперер, А. Родзинский,
Б. Вальтер и др. Широкой известностью пользуются совр. оперные артисты
Австрии: певицы- X. Гюден, Л. Ве-лич, И. Зефрид. С. Юринац, М. Чеботари,
В. Липп, X. Цадек, А. и X. Конечны, Э. Шварцкопф, М. Роос, Г.
Гроб-Прандль; певцы-А. Дермота, И. Меттер-них, Д. Фишер-Дискау, К.
Фридрих, X. Альсен, X. Хоттер, В. Людвиг, О. -Червенка, О. Эдельман, X.
Браун, дириж„р Г. Караян и др.
В 1938-45, когда Австрия была захвачена гитлеровской Германией,
венский оперный т-р был свед„н на положение провинц. второстепенного
коллектива.
Большинство крупных музыкантов эмигрировало из страны. В 1945, во
время бомбардировки Вены, было разрушено здание Гос. оперы
(восстановлено в 1955). После освобождения (1945) страны
муз.-театральная жизнь Австрии значительно активизируется. Венская гос.
опера уже в 1947 снова заняла ведущее положение в муз. жизни страны.
Продолжил свою деятельность т-р "Фольксопер". Активизировалась муз.
жизнь и в др. городах страны, регулярно проводятся муз. фестивали (в
Зальцбурге с 1921). В 1945- 1955 оперные спектакли ставились в
помещениях "Т-ра ан дер Вин" и "Фольксопер", с 1955 - в восстановленном
здании Венской гос. оперы. В области оперного творчества композиторами
Австрии в 50-е гг. не создано выдающихся произв.; молодые авторы
находятся под влиянием модернистских течений в музыке. Среди опереточных
композиторов выделяется Н. Достал ь. Л. М.
Лит.: Mantuani J., Geschichte der Musik in Wien. T] l, в кн.:
Geschichte der Stadt Wien, Rd 3, W., 1907-Witeshnik A., Wiener
Opernkunst, W., 1959; Das ist Osterreich. Greschichte, Musik,
Dichtkunst, Salzb., 1947:
Witschnik A., Musik aus Wien, W., 1955; Graf M., Die Wiener Oper,
W.Frankf./M., 1955; G r a f-K h i t t e l G., Osterreich. Musik und
Theater, Frankf. M., 19o8 Gregor J., Geschichte des osterreichischen
Theaters, W. 1948; его ж e, Kulturgeschichte der Oper, W., 1941; e г о
же Kulturgeschichte des Ballets, W., 1944; S e a n z o n i S., Wiener
Oper, Stutter., 1957; Bauer A.. Opera und Operetten in Wien, Graz-Koln,
1955; S с h n e d i t z W., Salzburer Festspielbuch, Salzb.. 1952;
Almanach der (Wiener) Staatsoper. 1945-1954, W., 1954; Mantuani J.,
Geschichte der Musik in Wien, W., 1904; Wallaschek R., Geschichte der
Wiener Hofoper, W., 1907-08; W e l l e s z E., Der Beginn des
musikalischen Barocks und die Anfange der Oper in Wien, W., 1922;
Schneider K., Geschichte der Musik in Salzburg, Salzb., 1935; Hadamowsky
F., Otte H., Die Wiener Operette, W., 1947; Tenschert R., S-Uzburo-und
seine Festspiele, W., 1947; W e s s e l у 0., Musik In Oberos-terreich,
Linz, 1951; 0 r e l A., Musikstadt Wien, W.- Stuttsr., 1953; Pirchan E..
300 Jahre Wiener Operntheaters, W., 1953; Farga Fr., Die Wiener Oper von
ihrem Anfang bis 1938, W., 1947.
Балет. Истоки балетного иск-ва в Австрии зародились в 15-16 вв.,
когда при дворе эрцгерцога Максимилиана (70-80-е гг. 15 в.) устраивались
рыцарские турниры. Одним из ритуалов турнира была т. н. рыцарская игра,
в к-рой танцующие дамы приветствовали победителя, увенчивая его венком,
а затем победитель выступал в роли "руководителя" танцев. Позднее - в
16-17 вв., во время дворцовых празднеств устраивались танц. выходы, в
к-рых участвовали аристократы, одетые в костюмы героев греч. мифологии и
др. Эти танц. выходы часто превращались в помпезные зрелища со сложными
декорациями и пышными костюмами. В 17-18 вв. в драм. и оперных
спектаклях ставились интермедии с танцами (опера "Золотое яблоко" Чести,
1667, балетная музыка Шмель-цера). В 60-х гг. 17 в. при австр. дворе
существовала театр.' труппа, возглавлявшаяся "директором театральной
музыки", композитором А. Драги. В этой труппе появились первые
профессиональные танцовщики (вначале 8, затем 15). На рубеже 17-18 вв.
здесь выступали танцовщики: К. Аппельсхофер, С. Делла Мотта, танцовщица
М. Сцио, Т. Гумпенхубер, его сыновья Бруно и Филипп, А. и К. Филебуа.
Труппу возглавлял (1690-1710) балетм. Ф. Торти, педагогом был А.
Филебуа, затем его сменил П. Соди.
В нач. 18 в. широкое распространение получил балет "масок". В
балетных интермедиях, оперных спектаклях сочетались элементы итал.
комедии дель а рте и северного, в частности нидерландского, фарса.
Популярны были сюжеты из др.-рим. мифологии. В середине 18 в. в Вене
работали проф. балетные труппы: немецкая - в "Бургтеатре" и французская
- в "Кернт-нертортеатре". Австр. придворному балету, испытавшему сильное
влияние итал. и франц. балетного т-ра, противостояли бродячие труппы,
представления к-рых продолжали нац. традиции танца.
Развитие нац. австр. балета связано с творчеством балетм. Ф.
Хильфердинга. Работая танцовщиком во франц. труппе Вены, Хильфердинг
пост. в 40-50-х гг. 18 в. балет "Британии", балеты на мифологич. сюжеты
("Улисс и Цирцея", "Орфей и Эвридика", "Похищение Прозерпины",
"Пигмалион" и др.), жанрово-бы-товые ("Дон Кихот", "Меланхолик и богиня
радости", "Времена дня и года" и др.), комич., или гротесковые, балеты
("Кума, одолжи мне кочергу", "Игра в фанты" и др.). Он вв„л в бытовой и
комич. балет элементы крестьянского и городского танца, органично
сочетал танец с пантомимой. С Хильфердингом в области балета работали
композиторы И. Штарцер, И. Гольцбауэр, Ф. Гасман и др. Большое влияние
на развитие австр. балета оказало также творчество балетм. Г. Анджолини,
к-рый работал в Вене в 1759-66. Выступая как балетмейстер и танцовщик,
Анджо-лини развивал жанр героич. пантомимного балета. В содружестве с
композитором Глюком он пост. балеты "Дон Жуан" (1761), танцы в опере
"Орфей и Эвридика" (1762), "Семирамида" (по Вольтеру, 1765), комич.
балеты "Лионская ярмарка" (1759), "Угольщики" (1760), "Сельские
увеселения" (1760), "Калмыки и казаки" (1761) и др.
В 1767-74 в Вене работал Ж. Ж. Новер, к-рый также в сотрудничестве с
Глюком поставил танцы в опере "Альцеста" (1767). Он руководил придворной
балетной труппой, в к-рой танцевали Ш. Ле Пик Риче, Г. В ест рис и др.
В 1767 в Вене вышли (2-е изд.) "Письма о танце" Новера. Они вызвали
дискуссию между Новером и Анджолини о путях развития балета, к-рая
оказала прогрессивное влияние на развитие австр. балета.
В 1787 в Вене открылся оперный "Виденер-театр", в 1801-"Т-р ан дер
Вин", где существовали балетные труппы и ставились танц. интермедии и
дивертисменты. В 1793-94 и 1799-1804 в Австрии работал балетмейстерС.
Вигано, в 1801 впервые поставивший в Вене балет Бетховена "Творения
Прометея". Его преемником был балетм. Г. Джоя (работавший в Вене в
1800-15). Длительное время в Вене работал известный танцовщик Л. Дюпор,
ставивший балеты (в т. ч. "Телемак") с участием Вигано, Ф. Декаро, П.
Рай-нольди и др.
Начиная с 30-х гг. 19 в., наряду с "Кернтнертор-театром", балетные
спектакли ставились также в "Леопольдштадттеатре", где постановки носили
более демократический характер. В первой пол. 19 в. в Австрии
развивается романтический балет, представительницей которого была
выдающаяся балерина Ф. Элъслер.
В сер. 19 в. ведущее место в австр. балете занимали танцовщики: Ф.
Черрито, Б. Линда, К. Куки, Ч. Черри, Ф. Синони, Ш. Мабиль, Л.Фраппар. В
этот период развиваются традиции придворного балета. Широко используется
в балетном спектакле вальс как хореографич. форма. В конце 19 в.
развитию австрийской хореографии способствовал танцовщик, а затем
ведущий балетмейстер И. Хасреыгнер который в содружестве с художником Ф.
Гаулем поставил "Фею кукол" Байера (1888) и ряд балетов, занявших
прочное место в австрийском и немецком балетном репертуаре.
" В нач. 20 в. в австр. хореографии получили распространение
различные модернистские направления (сестры Визенталь, Баррисонти, X.
Кр„йцберг и др.). Им противостояла деятельность реж. Э. Телъс (проводила
в жизнь реалистич. принципы Станиславского) и Г. Кр„ллера осуществившего
в Венской гос. опере пост. балетов "Легенда об Иосифе" Р. Штрауса, "Дон
Жуан" Глюка и др. Выделяются балерина Г. Пихлер, танцовщики А.
Краузенекер, Р. Рааб,
X. Пфундмайр, М. Гутхейль-Щодер, В.Р.Францль, X. Кр„йцберг и др.
После освобождения Австрии (1945) во главе балетной труппы Гос. оперы
становится бллетм. 3. Хан ка. Труппа осуществляет пост. ряда клас-ич. и
совр. балетов: "Коппелия", "Дон Жуан" Глюка, "легенда об Иосифе"
Штрауса, "Испанское каприччио" и "Ше-херазада" на муз.
Римского-Корсакова, "Картинки с выставки" на муз. Мусоргского, "Дафнис и
Хл" Равеля, "Петрушка" Стравинского, "Карнавал" на муз. Шумана,
"Треуголка" де Фальи, ряд балетов австр. композитора Ф. Зальмхофера и
др. До 1954 балетные спектакли ставились в двух оперных т-рах Вены: в
Гос. опере и в "Т-ре ан дер Вин" (чаще в 1 ос. опере). Среди артистов
балета: Ю.Драпаль, О.Фидлер, Л. Франц-Бауэр, Э. Темпль, А. Краузенекер,
Г. По-корны-Бауэр, Э. Брехнер, Л. Клемиш, К. Циммерль, А. Биркмейер, В.
Диртль, В. Францль, К. Раймунд, Р. Адама, К. Музиль, Р. Новотны и др.,
балетмейстер Д.Парлич. Для подготовки нац. кадров хореографии в Вене
существует балетная школа при Венской гос. опере. . А. И., Л. М,
Цирк. Возникновение цирка в Австрии относится к 16 в., когда на
ярмарках и площадях наездники, канатоходцы, жонгл„ры показывали сво„
мастерство, В 1780 Ж. Порте основал в Вене цирк, в к-ром выступал
наездник Гийам. В 1808 X. Бах, возглавлявший труппу странствующих конных
акрсбггов, открыл в Вене цирк на 3 000 мест (получил название
"Гимнастический цирк"). Труппа Баха гастролировала в Италии, России и
др, странах, В 20-х гг. 19 в. премьером этого цирка был выдающийся
наездник и исполнитель мимич. сцен на лошадях итальянец А. Гверра. Здесь
же работали: канатоходец Равель, наездница В. Кенебель, наездники бр.
Прайс, атлеты О. Мотти и Ж. Дюпюи. В 50-х гг. 19 в. высшую школу
верховой езды демонстрировал премьер парижского Олимпийского цирка Ф.
Боше, создавший школу выездки и верховой езды, основанную на изучении
анатомии лошадей. Австрийская школа верховой езды широко используется
цирковыми наездниками всего мира. С 80-х гг. 19 в. весной в Вене обычно
работал цирк Э. Ренца. Перед первой мировой войной в Австрии появились
цирки-варьете, в представлениях к-рых сочетались номера мюзик-холла и
цирка. За время 2-й мировой войны цирковое иск-во Авст-рип пришло в
упадок. До 1958 в стране работал цирк Аполло. С 1959 в Вене
функционирует цир Медрано. М. Зон,.


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.