Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
ПРИМЕЧАНИЕ К ЧАСТИ III
из книги Джон Гриндер, Ричард Бэндлер. Структура магии (том 2)
1. В первом томе "Структуры магии" мы идентифицировали три типа
семантической неправильности:
Причина-Следствие
Чтение мыслей
Утраченный Перформатив
В качестве примеров третьего типа (Утраченный Перформатив) можно
привести следующие предложения:
Все курильщики ненормальные.
Это верно, что без денег нету счастья.
Хорошие девочки мальчиков не бьют.
В случае Утраченного Перформатива человек исходит из предположения, что
его модель мира и есть сам мир, или, по крайней мере, она должна быть
моделью любого другого человека. По сути это нарушение связано с
неспособностью отличить карту от территории. Как говорилось в "Структуре
магии I", -- это явление представляет собой частный случаи опущения, когда
опускается перформативный глагол, в котором выражено отличие карты от
территории. Семантическую неправильность, связанную с Утратой Перформатива,
можно рассматривать также как особый случай чтения мыслей, когда говорящий
распространяет свою модель мира не только на того человека, с которым он
разговаривает, но и на весь мир: как это имеет место в предложении: вам,
должно быть, скучно слушать о моих проблемах. Скучно слушать, как люди
рассказывают о своих проблемах.
2. Здесь мы называем и обсуждаем только две наиболее распространенные
нечеткие функции, инициируемые стимулами, находящимися вне пациента,
испытывающего это явление. Мы сталкиваемся, однако, и с другими логическими
возможностями, а именно:
а) когда пациент репрезентирует аудиальную информацию, воспринятую им
визуально. Например, пациент наблюдает другого человека, который машет
рукой, напоминая жест, напоминающий по смыслу "пошел вон", и одновременно
издает какой-то звук, но не в словах. В этом случае пациент может
впоследствии утверждать, что слышал, как этот другой человек заявил ему:
"Пошел вон"! (Это пример нечеткой функции вижу-слышу).
. б) когда пациент воспринимает информацию, поступающую по аудиальному
каналу, и репрезентирует ее визуально. Например, один человек слышит, как
другой кричит: "Вон с дороги, не мешай!", и одновременно бросает свой свитер
на стул, находящийся между ними. В этом случае первый человек утверждает,
что второй бросил в него свитером. Это пример нечеткой функции не
вижу-слышу, а слышу-вижу.
3. В данном случае мы также упоминаем и обсуждаем лишь две наиболее
распространенные нечеткие функции, связанные с семантической неправильностью
Чтение Мыслей. Мы встречали и другие логически возможные случаи, например:
а) когда пациент берет информацию, которую он хранил визуально и
искажает материал, поступающий через его аудиальный канал, чтобы тот
согласовывался с уже
имеющимся визуальным материалом. Например, люди, согласно своему
собственному образу самих себя, никчемны и некудышны, склонны слышать в
похвалах других выражение иронии или сарказма, то есть здесь мы имеем
вижу-слышание;
б) когда пациент берет информацию, хранящуюся у него аудиально, и так
искажает информацию, поступающую через визуальный вход, чтобы она
согласовывалась с аудиальной. Например, человек, который, как известно нашей
пациентке, всегда относился к ней с иронией. Оба они стоят с другими членами
группы, и пациентка при этом описывает какой-то случай, который с ней
произошел, рассказывая этот в общем-то забавный случай (слушатели смеются,
слушая рассказ), она замечает улыбку на лице этого человека. Она
интерпретирует эту поступающую к ней информацию так, чтобы она
согласовывалась с ее прежней аудиальной информацией, хранящейся в ее памяти.
Она истолковывает эту улыбку как ироническую, насмешливую по отношению к ее
нынешнему поведению, в отличие от того, что он проявляет удовольствие,
слушая ее рассказ. Это пример слышу-видения.
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|