Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
ПАРА--СООБЩЕНИЯ
из книги Джон Гриндер, Ричард Бэндлер. Структура магии (том 2)
Мы думаем, что более плодотворен другой способ организации нашего
опыта, связанного с коммуникацией и психотерапией, позволяющий более успешно
помогать пациента" измениться. Пациент предоставляет нам набор сообщений, по
одному сообщению на выходной канал. Эти сообщения называются
пара-сообщениями. Ни одно из этих одновременно предъявленных сообщении не
является мета-сообщением по отношению к какому-либо из остальных. В более
общей форме: ни одно из множества одновременно предъявленных сообщений не
отличается по своему логическому типу от всех остальных сообщений этого
множества. Наглядно эту классификацию можно представить следующим образом:
указательный палец которой упирается вниз, является комментарием или
сообщением, касающимся произнесенных пациентом слов? Опыт показывает, что с
таким же эффектом слова пациента можно считать комментарием или сообщением
по поводу сообщения, передаваемого рукой с прямым указательным пальцем, или
наоборот. Таким образом, наша классификация пара-сообщений представляет
собой классификацию сообщений одного и того же уровня, логического уровня.
При такой организации опыта мы обходим сложность, возникающую в схеме
Бейтсона, связанную с необходимостью решить, какое именно из набора
пара-сообщений является мета-сообщением относительно всех остальных.
Тщетность стараний, связанных с подобным решением, особенно убедительно
проявляется в ситуации, когда пациент инконгруэнтен не только в один
конкретный момент времени, когда инконгруэнтны относительно друг друга типы
его поведения в различные моменты времени. Иначе говоря, когда
инконгруэнтность протяженна во времени, так что уровни сообщений могут со
временем меняться на обратные:
Обратимся к конкретному примеру.
Одна из участниц нашего семинара работала над некоторыми паттернами
поведения, усвоенными ею в своей первой системе семейных отношений. Как это
бывает в большинстве, если не во всех случаях, когда ребенок имеет дело с
двумя взрослыми, выступающими в роли родителей:
ее родители по-разному понимали, как следует обращаться с ребенком. И,
как это бывает в большинстве, если не во всех случаях, -- перед ребенком
стоит задача чрезвычайной сложности, заключающаяся в том, как интегрировать
противоречивые сообщения, поступающие ей как ребенку от ее родителей,
получив в итоге единое целое. Один из участников семинара начал заниматься с
ней этими паттернами поведения: при этом он заметил следующее; когда Элен
обращалась к своему отцу (фантазировала), она либо стояла прямо, широко
расставив ноги, упершись левой рукой в бок, вытянув правую руку вперед
указательным пальцем вниз, и говорила хныкающим голосом, как правило, нечто
вроде:
Я изо всех сил стараюсь сделать тебе приятное, папочка. Ты только
скажи, что я должна делать?
либо она стояла в обмякшей позе, сдвинув ноги вместе, вытянув руки
перед собой ладонями вверх и громким голосом, грубым и низким, произносит
нечто, вроде:
Почему ты никогда не делаешь того, что я от тебя добиваюсь?
Представив эти паттерны поведения в виде таблицы, мы видим:
Сообщ.А! Сообщ.Б!
Сообщ.В! Сообщ.П
Сообщ.Д1
Сообщ.Е!
Сообщ.А2 Сообщ.Б2 Сообщ.В2 Сообщ.Г2
Сообщ.Д2
Сообщ.Е2
Элен в момент Т.
стоит прямо ноги широко расставлены левая рука упирается в бок
правая рука вытянута вперед указательным пальцем в ива
хныкающий голос
"Я изо всех сил стараюсь сделать тебе приятное"
Элен в момент 2 обмякшая поза ноги вместе обе руки вытянуты руки
ладонями вверх. Голос громкий и грубый.
Слова; "Почему ты никогда не делаешь того, что я, папочка, от тебя
добиваюсь?"
Применяя в анализе данного случая схему Бейтсона, психотерапевт
сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, он должен определить в момент 1,
какое из предъявленных Элен сообщений является валидным. Так как в
предложенной им бинарной схеме сообщение об отношении является
мета-сообщением по отношению к содержательному сообщению (слова), именно оно
и представляет собой действительное, или валидное, сообщение об отношении
Элен к своему отцу. Трудность в данном случае состоит в том, что различные
сообщения, передаваемые по аналоговым системам, сами не согласуются между
собой. Конкретно:
сообщения А, Б, В и Д сообщение Д (позы и жесты) (качество голоса)
Допустим, тем не менее, что поскольку большая часть невербальных
сообщений все же согласуются между собой, мы не станем обращать внимание на
эту трудность и решим для себя, что сообщение, передаваемое позой и жестом,
-- это истинная, или валидная, репрезентация отношения Элен к своему отцу. В
этом случае возникает следующая трудность: в момент 2 коммуникативного
поведения Элен изменилась коренным образом. Конкретно говоря, если вы
сравните попарно сообщения, поступающие от Элен в момент 1 и момент 2 (позу
в момент 1 и момент 2), вы увидите, что они полярно различны. Так, наблюдая
за коммуникацией Элен в момент 2, психотерапевт, исхода из прежних
оснований, неминуемо приходит к такому пониманию отношения Элен к своему
отцу, которое противоречит выводу, сформулированному им, основываясь не на
ее коммуникации в момент 1.
Если же применить модель, предложенную нами, то анализ случая Элен и ее
отношение к своему отцу не вызывает никаких затруднений. Поведение Элен
инконгруэнтно как в момент 1, так и в момент 2: и в первом и во втором
случаях пара-сообщения не согласуются между собой. Они, скорее, организованы
следующим образом:
Б2, В2 (первое
Элен в момент 1 Элен в момент 2 сообщения А1, Б1, В1 и Г1 сообщения А2
конгруэнтны множество)
(первое конгруэнтны множество) сообщения Д2 и Е2
сообщения Д1 и Е1 конгруэнтны (второе множество) и
первое множество пара-сообщений инконгруэнтно со вторым множеством.
Особый интерес в случае с Элен представляет то, что первое множество
сообщении в момент 1 конгруэнтно со вторым множеством сообщений в момент 2,
а второе множество сообщений в момент 1 конгруэнтно с первым множеством
сообщений в момент 2. Другими словами, аналоговые сообщения (за исключением
качества голоса) в момент 1 согласованы с вербальными сообщениями в момент
2,и наоборот.
Так как в системе пара-сообщений все сообщения считаются равноценными,
трудностей ее возникает: случай Элен (довольно распространенный, как
показывает наш опыт) легко понять. У Элен имеется две модели ее отношения к
отцу -- она испытывает боль в отсутствие выбора, но ее поведение не
согласуется с уважением, которое она испытывает к своему отцу, поскольку в
данный момент времени эти модели противоречат друг другу. Обе эти модели --
суть одинаково валидные выражения ее отношения, ее подлинных чувств к отцу.
Обе они являются для Элен ресурсами, частями ее самой, которые она может
интегрировать, получив в итоге целое. К случаю Элен мы вернемся в ниже, в
разделе, посвященном стратегии интеграции.
В нашей модели мы продолжаем применять мета-различия. Но для того,
чтобы некоторое сообщение А было мета-сообщением по отношению к какому-либо
сообщению Б, необходимо соблюдение двух следующих условий:
Сообщение А будет считаться мета-сообщением к сообщению Б, если только:
а) как А, так и Б являются сообщениями в одной и той же
репрезентативной системе или выходном канале;
б) А представляет собой сообщение о Б (т.е. Б входит в объем А --
условие Бейтсона/Рассела).
Отметим еще раз, что, поскольку каждый выходной канал может
одновременно передавать одно и только одно сообщение, поскольку сообщения,
предъявленные индивидом одновременно, никогда не будут мета-сообщениями по
отношению друг к другу. Это обеспечивает условие а), согласно которому
мета-отношение между сообщениями может возникнуть только при условии, что
они выражены в одной и той же репрезентативной системе. Отсюда, естественно,
следует, что пара-сообщения (множество пара-сообщений, предъявляемых
каким-нибудь индивидам одновременно) никогда не будут мета-сообщениями
относительно друг друга.
Понятие мета-различия полезно для нас в нашей работе. Рассмотрим,
например, случай. Пациент описывает свои чувства по отношению к работе,
произнося низким ноющим голосом:
Я действительно начинаю получать удовольствие от своей работы.
Он сжимает руки в кулаки, вскидывает левый кулак, а затем опускает его
на ручку кресла. Психотерапевт решает мета-комментировать эти детали
аналогового (с помощью жеста и тона) сообщения. Он наклоняется к пациенту и
говорит ему:
Я слышал, как вы говорили о том, что вы начинаете получать удовольствие
от своей работы. Но, когда вы говорили это, я заметил для себя две вещи:
первое -- по вашему голосу никак не скажешь, что работа доставляет вам
удовольствие, а кроме того, вы сжали руки в кулаки и ударили левой рукой по
ручке кресла.
В терминах разработанной нами модели можно утверждать, что
психотерапевт успешно справился с мета-комментированием. Конкретно: он дал
мета-комментарий, касающийся трех сообщений, предъявленных пациентом:
Сообщения пациента:
слова: "Я действительно начинаю получать удовольствие от своей работы",
тон высказывания, переведенный психотерапевтом в слова: "По вашему голосу
никак не скажешь, что работа доставляет вам удовольствие";
движения пациента, переведенные психотерапевтом в слова: "Вы сжали
кулаки и ударили левой рукой по ручке кресла."
Мета-комментарий психотерапевта, относящийся к мета-сообщению
слова: "Я слышал, как вы говорили о том, что действительно начинаете
получать удовольствие от своей работы. Но когда вы говорили это, я отметил
для себя две вещи:
во-первых, по вашему голосу никак не скажешь, что работа доставляет вам
удовольствие, а кроме того, вы сжали руки в кулаки и ударили левой рукой по
ручке кресла."
Мета-сообщение терапевта удовлетворяет обоим названным условиям; оно
выполнено в той же репрезентативной системе, что и сообщение пациента, и оно
представляет собой сообщение о сообщении пациента. Заметим, что, стремясь
успешно довести до пациента это мета-сообщение, психотерапевт вынужден был
перевести это сообщение пациента, репрезентированное пациентом в выходных
системах (тон голоса, движение тела), отличающихся от той системы, которую
собирался использовать сам терапевт, а затем репрезентировать само
мета-сообщение (язык) в этой выходной системе: невербальное поведение
пациента, которое он хотел прокомментировать, -- психотерапевт сначала
перевел в слова, а затем словами же прокомментировал это поведение.
Мета-тактику П для работы с репрезентативными системами (переключение с
одной репрезентативной системы в другую) психотерапевт применил в качестве
существенной части своего мета-сообщения.
Третий аспект отличия нашей модели инконгруэнтности от модели Бейтсона
состоит в том, что, поскольку ни одно из сообщений в комплексе
пара-сообщений не является мета-сообщением по отношению к какому-либо из
них, поскольку не возникает никаких ограничений, касающихся интеграции
частей индивида, репрезентированных этими сообщениями, когда они оказываются
инконгруэнтными. В бинарной же модели Бейтсона, в которой все аналоговые
сообщения (то есть сообщения, характеризующие отношение) -- суть
мета-сообщения по отношению к дискретным (содержательным) сообщениям. Любая
попытка интегрировать любые части индивида, репрезентированные этими
противоречивыми сообщениями, автоматически оказывается нарушением теории
логических типов и неизбежно ведет к парадоксу. Мы вернемся к этой мысли
ниже, в разделе интеграции. Три основных аспекта, в которых наша модель
инконгруэнтности отличается от разработанной Бейтсоном и его сотрудниками,
можно представить в виде таблицы:
Гриндер/Бендлер
Второе различие для проверки коммуникативного акта на инконгруэнтность.
Все сообщения, передаваемые по выходным каналам, рассматриваются как
валидные репрезентации пациента.
Бейтсон/Рассел
Бинарные различия для проверки коммуникативного акта на
инконгруэнтность.
Уровень отношения выделяется (аналоговый) в качестве мета-уровня по
отношению к уровню содержания (вербальному),а значит -- в качестве валидного
сообщения.
Не налагает никаких ограничений на интеграцию частей пациента,
репрезентированных различными пара-сообщениями.
Налагает ограничение на интеграцию частей индивида -- любая попытка
интегрировать части, репрезентативными уровнями отношения и содержания
представляет собой нарушение Теории Логических Типов.
А теперь перейдем к изложению стратегии использования инконгруэнтности
пациента в качестве основы роста и изменения.
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|