Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Часть I. РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ -- ВВЕДЕНИЕ
из книги Джон Гриндер, Ричард Бэндлер. Структура магии (том 2)
В первом томе "Структуры магии" мы приступили к тому, чтобы в открытой,
доступной для обучения форме представить в распоряжение психотерапевтов
магические умения, которыми обладают выдающиеся представители этого рода
занятий. В поэтапном изложении мы представили вам интуиции, касающиеся
языка, которыми владеют эти психотерапевтические чародеи. Мы представили их
в такой форме, чтобы вы сумели приобрести навыки в использовании имеющихся у
них интуиции, повысив уровень собственного мастерства.
Во втором томе мы собираемся продолжить описание языковых интуиции
наших чародеев и, наряду с этим, описание интуиции и системного поведения
этих людей в связи с другими способами, с помощью которых человек может как
репрезентировать свой мир, так и сообщать его другим. Работая с этим томом,
рекомендуем вам не упускать из виду ряд аспектов, освещенных в "Структуре
магии I".
Люди живут в "реальном мире". Однако на этот мир мы воздействуем не
прямо, скорее, мы действуем в нем, пользуясь картами этого мира,
направляющими наше поведение в нем. Между этими картами или
репрезентативными системами и моделируемой ими территорией неизбежно имеются
различия, определяемые тремя универсальными процессами человеческого
моделирования, универсалиями: Генерализацией, Опущением. Искажением.
Люди обращаются к психотерапевту обычно из-за того, что они страдают и
неудовлетворены жизнью; наш опыт показывает, что ограничения, испытываемые
людьми, характеризуют обычно репрезентации мира, а не сам мир.
В ряду репрезентативных систем, находящихся в распоряжении человека,
человеческий язык представляет собой наиболее изученную и наиболее полно
понятую репрезентативную систему. Наиболее эксплицитной и полной моделью
естественного языка является трансформационная грамматика.
Трансформационная грамматика является, таким образом, определенной
метамоделью --репрезентацией структуры человеческого языка -- который сам
представляет собой репрезентацию мира опыта. Системы человеческих языков --
это, в свою очередь, репрезентации, производные от более полной модели --
суммарного опыта, находящегося в распоряжении того или иного конкретного
индивида. Трансформационисты разработали ряд понятий и механизмов,
описывающих то, каким образом способ говорения у людей -- их Поверхностные
Структуры (ПС) -- выводятся ими, на самом деле, из имеющихся у них полных
языковых репрезентаций -- Глубинных структур (ГС). В трансформационных
Метамоделях эти понятия и механизмы описываются эксплицитно -- они
представляют собой конкретизации общих моделирующих процессов:
Генерализации, Искажения и Опущения.
Адаптируя понятия и механизмы трансформационной модели языка, как
репрезентативной системы для психотерапии, мы разработали формальную модель
психотерапии. Эта формальная мета модель:
(а) Эксплицитна, -- т.е. процесс психотерапии описывается в ней как
последовательность отдельных этапов, так что Метамодель может стать
сознательно усвоена, в результате мы имеем эксплицитную стратегию
психотерапии.
(б) Независима от содержания, ибо она имеет дело только с формой
процесса, откуда ее универсальная применимость. Метамодель полагается только
на такие интуиции, которыми располагает каждый носитель того или иного
языка.
Глобальное следствие психотерапевтической модели, Метамодели состоит в
допущении о психотерапевтической правильности. Психотерапевтическая
правильность -- это набор условий, которым должны удовлетворять ПС,
применяемые пациентом в процессе психотерапии, чтобы быть приемлемыми. С
помощью этой грамматики психотерапии мы можем помочь нашим пациентам
расширить те части их представлений или репрезентаций, которые обедняют и
ограничивают их. Это ведет к обогащению их жизни, заключающемуся в том, что
они начинают видеть больше возможностей выбора, находить больше возможностей
испытывать радость и богатство переживаний, которые жизнь может им
предложить. В соединении с другими умениями, которыми вы, как
психотерапевты, владеете, процесс роста и изменения пациента может быть
значительно ускорен. Этот язык роста и представляет собой, по сути, главное
содержание "Структуры магии".
КАРТА -- ЭТО НЕ ТЕРРИТОРИЯ
Один из важнейших выводов, к которому мы пришли в "Структуре магии I"
-- это то, что карта неизбежно отличается от территории, представленной на
ней, и каждая карта непременно отличается от любой другой карты. В
действительности, говоря о карте, мы имели в виду ряд карт, возникающих при
моделировании нашего опыта посредством так называемых репрезентативных
систем.
дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|