Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Энциклопедия обрядов и обычаев
Глава 5
НЕКОТОРЫЕ ПРАЗДНИКИ, ОБРЯДЫ, ТРАДИЦИИ НАРОДОВ РОССИИ, ИСПОВЕДУЮЩИХ РАЗНЫЕ РЕЛИГИИ
Боги не мнят разномысленно.
Гомер
Здесь не место анализировать все существующие в России или в Санкт-Петербурге культы, общины, секты и т. п. Скажем лишь для примера, что в США 15 милионов человек оказались под влиянием 3 тысяч культов! В Санкт-Петербурге зарегистрированы около 200 религиозных организаций, среди них - множество попросту очень опасных. По сведениям городского комитета защиты семьи и личности, существует около десятка крупных общин, нарушающих Конституцию РФ, Декларацию прав человека, прав ребенка и другие международные акты. Естественно, мы можем говорить здесь об уважаемых, существующих многие века религиях.
Некоторые конфессиональные особенности в течениях христианства
В процессе развития христианство распалось на три основные ветви: католицизм, православие, протестантизм, которые, в свою очередь, образовали немало ответвлений и сект.
КАТОЛИЦИЗМ
Слово "католицизм" (от греч. katholikds, лат. catholicismus) означает - всеобщий, позже - вселенский. И это действительно одно из крупнейших направлений в христианстве. Особенно много верующих католиков в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Чехии, в Польше, Венгрии, в странах Латинской Америки, в США, распространен католицизм в Азии и в Африке. Всего в мире примерно до 800 миллионов его приверженцев.
Начало разделения Христианской Церкви на Католическую и Православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским Патриархом Фотием. На VIII Вселенском Соборе (1054 г.) раскол принял необратимый характер.
Немало католиков в России и других странах бывшего СССР. Римско-католическая церковь всегда уделяла внимание Востоку, стремясь расширить сферу своего влияния. Со второй половины IX в. папство вступило в упорную борьбу за проникновение в славянские страны. Особое место в его планах евангелизации славянских народов занимала Россия. С момента возникновения Русского государства папство стремилось установить с ним контакты. Однако в средние века на территории России католиков практически не было, за исключением иностранцев. Более того, отношение к католицизму в России на протяжении нескольких столетий было негативное. Вплоть до XVIII в. в Российском государстве практически не строилось ни одного католического храма. Лишь после Северной войны (1700-1721 гг.) в составе России появились земли, где значительную часть населения составляли католики. Это - Прибалтика. Число католиков в Российском государстве заметно выросло в царствование Екатерины II, когда в результате трех разделов Польши (1772, 1793 и 1795 гг.) к России отошли обширные территории Украины, Белоруссии, Литвы и Польши, немалая часть населения которых исповедовала католицизм. Именно при Екатерине II между Россией и Ватиканом стали складываться отношения на официальном уровне. В конце XVIII в. был заключен конкордат (соглашение между Св. престолом и Россией).
В настоящее время между Россией и Ватиканом имеются дипломатические отношения. Католические приходы есть в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и др. городах.
Католицизм как одно из направлений христианской религии признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.
Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное Писание и Священное Предание. Однако, в отличие от Православной Церкви, Католическая считает Священным Преданием постановления не только семи первых Вселенских Соборов, но и всех последующих Соборов, а кроме того - папские послания и постановления. Власть римского папы выше власти Вселенских Соборов.
В Символе веры, признаваемом Православной Церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалось и своеобразное учение о роли Церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей "сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в этом нуждается, т. е. отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда - учение об индульгенциях: об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед Церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.
Догмат о чистилище есть только в католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат уж слишком большие - смертные - грехи, горят там в очищающем огне, а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу Церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле.
Православная и Протестантская Церкви учение о чистилище отвергают.
Католическое вероучение, как и православное, признает семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных - квасным). Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте семи-двенадцати лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно имя, которое выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере.
Центр культа - храм. Развитию и укреплению католической церкви в немалой степени способствовал готический стиль в архитектуре. Огромное, несоизмеримое с размерами человека, пространство готического собора, его устремленные к небу своды, башни и башенки навевают мысли о вечности, о том, что церковь несет на себе печать царствия небесного. Храмы огромны. В Соборе Парижской Богоматери, например, могут одновременно молиться до девяти тысяч человек.
Особая роль при католическом богослужении отводится музыке и пению. Мощное красивое звучание органа эмоционально усиливает действие слова в богослужении.
Важные элементы культа - праздники, а также посты, регламентирующие уклад жизни прихожан-католиков.
Католики чтут, в основном, те же Христовы и Богородичные праздники, что и православные, но отмечают их не по юлианскому, а по григорианскому календарю (новый стиль); поэтому время празднования - разное.
Касаясь религиозных постов, отметим, что Римско-католическая Церковь давно уже отошла от первоначальной строгости их проведения. Во время поста католикам разрешается употреблять в пищу рыбу, молоко, яйца и масло. Кроме того, от поста освобождаются целые группы лиц по разным признакам.
Число строгих постов в католичестве имело тенденцию к сокращению, строгий пост сейчас соблюдается в начале Великого Поста, в пятницу перед Пасхой и в канун Рождества. Ограничены требования к воздержанию от мясной пищи. Оно сохраняется практически только в отношении пятницы. При условии, что верующий прочитает пять назначенных священником молитв, он получает право не поститься в эти дни. Заметно изменились и требования к поведению верующих во время постов. Не запрещается посещение театров и других увеселительных заведений, проведения застолий по поводу дней рождения и т. д.
Рождественский пост у католиков (адвент) начинается в первое воскресенье после дня Святого Андрея - 30 ноября.
Рождество Христово - наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чревe Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения. Отмечается Рождество Христово 25 декабря. Богоявление у католиков называется праздником Трех царей - в память о явлении Иисуса Христа язычникам и о поклонении Ему трех царей. В этот день в храмах совершаются благодарственные молебны: Иисусу Христу приносят в жертву как царю - золото, как Богу - кадило, как человеку - миро, благовонное масло. У католиков есть несколько специфических праздников: праздник Сердца Иисуса - символа надежды на спасение, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря). Один из главных Богородичных праздников - Вознесение Богоматери - отмечается 15 августа (у православных - Успение Пресвятой Богородицы). Праздник Поминовения усопших (2 ноября) установлен в память об ушедших из жизни. Молитва за них, по католическому учению, уменьшает срок пребывания и страданий душ в чистилище. Таинство Евхаристии (причащение) Католическая Церковь называет праздником Тела Господня. Отмечают его в первый четверг после Троицы.
В католицизме, наряду с христианскими обрядами, сохранились многие обычаи, связанные с древним культом плодородия, обязательным признаком которых является пища. Ритуальная еда сопровождает семейные и календарные праздники. Сюда входит и вкушение первых плодов нового урожая - первинков, и поминальные трапезы, и обильное угощение в особые переходные периоды года - в канун Нового года, например, как символы грядущего изобилия в будущем.
Любимый праздник католиков - Рождество, которому предшествует длительный пост. Заканчивается он Сочельником. В Италии, по традиции, ужин в этот день постный. В Сочельник на столе католиков должны быть семь блюд: чечевица, белая фасоль, турецкий горох, бобы с медом, капуста, рис, сваренный в миндальном молочке, и макароны с сардинками в соусе из грецких орехов. Сохранился обычай в Сочельник подавать на ужин угрей или блюда из трески, устриц и других даров моря.
В рождественский ужин по традиции едят освященного гуся, мучные и сладкие блюда с обязательным добавлением меда и миндаля, которые, по поверьям "главных католиков" - итальянцев, способствуют благополучию семьи, а также улучшению плодородия почвы и увеличению поголовья скота.
В празднике Нового года много черт, роднящих его с Рождеством. Хозяйки угощают гостей пиццей, сухими финиками и печеными бобами. С глубокой древности в Италии на Новый год едят сушеный в гроздьях виноград, кондитерские изделия с медом и орехами, суп из чечевицы, сваренные вкрутую яйца.
Во многих католических странах традиционны на Рождество гуси, индейки, заливной поросенок, запеченная свиная голова, каплун, кровяная колбаса и т. д.
У католиков-поляков на новогоднем столе обязательно должны присутствовать 12 блюд, причем мясо исключается. Непременно карп жареный или карп заливной, грибной суп (борщ), бигос, каша ячменная с черносливом, клецки с маслом и с маком. На сладкое - шоколадный торт.
Ритуальные трапезы сопровождают и другие католические праздники, связанные с годовым циклом сельскохозяйственных работ, и, конечно, совершенно особое в этом отношении время - весна. Не случайно к этому периоду приурочено проведение языческих по своему смыслу карнавалов, аналогичных русской Масленице.
В Санкт-Петербурге действует приход римско-католической лурдской Богоматери (Ковенский пер., 7) и церковь римско-католическая Св. Екатерины Александрийской (Невский пр., 32/34).
В Москве - католическая церковь Св. Людовика (Малая Лубянка, 12) и костел Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (Малая Грузинская, 27).
Протестантизм
Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой -
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.
Ф. Тютчев
Протестантизм (лат. protestans /protestantis/ - возражающий, несогласный) - одно из трех главных направлений христианства, связанных своим происхождением с Реформацией - широким антикатолическим движением XVI в. Протестантизм представляет собой совокупность самостоятельных церквей, религиозных объединений и сект, которые отличаются одна от другой догматами и обрядами. Крупнейшими ветвями протестантской религии являются лютеранство, кальвинизм, англиканство, методизм, баптизм, адвентизм и др. Все они в той или иной степени обладают чертами, отличающими их от православия и католицизма. Протестанты не признают ангелов, святых, культа Богородицы; они утверждают непосредственную (без церкви и духовенства) связь человека с Богом. Поэтому религиозный культ в подавляющем большинстве протестантских течений существенно сокращен и упрощен: сохранились немногие праздники, отсутствует поклонение иконам и мощам, число таинств практически сведено к двум - крещению и причащению. Протестантизм отказался от монастырей и монашества.
Вместе с тем, протестантизм выдвинул новые принципы: спасение личной верой, исключительный авторитет Библии.
Протестантизм распространен, главным образом, в скандинавских странах, Германии, Швейцарии, Великобритании и ее бывших доминионах (Австралия, Канада, Новая Зеландия), в США, странах Балтии, исключая Литву, но немало приверженцев тех или иных ветвей протестантизма и в России.
Важнейшим элементом культа многих протестантских церквей является хлебопреломление. Чаще всего этот обряд входит в качестве составного действия в более широкое "установление Христово" - Вечерю Господню, молитвенное собрание, проводимое раз в месяц. Хлебопреломление состоит из двух действий - разламывания и раздачи хлеба и причащения вином или фруктовым соком. Основанием обряда является ряд новозаветных текстов для "воспоминания" страданий Иисуса Христа. По утверждению богословов, "хлеб ломимый" есть символ тела Господня, избитого, израненного и обезображенного за грехи людей, а вино - это символ крови Господней, излившейся также за эти грехи. К хлебопреломлению допускаются лишь те, кто уже прошел обряд водного крещения. В некоторых протестантских церквях ему предшествует обряд омовения ног. Основанием этого обряда являются строки из Евангелия от Иоанна: "... Если я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу" (13:14). Этот обряд направлен на то, чтобы верующие продемонстрировали свое "смирение и любовь друг к другу". Он проводится в конце молитвенного собрания следующим образом. В тазы наливается вода, и к ним выстраиваются верующие: первые моют ноги вторым, вторые - третьим, а последние моют ноги первым, каковыми обычно бывают священнослужители. Вода и полотенца периодически меняются.
У нас в стране данный обряд совершают христиане евангельской веры.
Почти во всех течениях протестантизма отсутствуют посты, столь характерные для православия; нет специального деления пищи на постную и скоромную.
В крупных протестантских течениях - лютеранстве, англиканстве, кальвинизме и методизме - нет регламентации питания, указаний на запрещение определенных продуктов или методов их кулинарной обработки. Поэтому во время немногих религиозных праздников (например, Рождества), различия в ритуальных блюдах названных протестанских церквей в разных странах обусловлены национальными пищевыми особенностями. Однако в некоторых течениях протестантизма пищевым традициям придается важное значение; прежде всего, это относится к адвентистам седьмого дня и квакерам.
Адвентизм (лат. adventus - пришествие) - течение, возникшее в начале XIX в. в США. Вера в близкое пришествие Иисуса Христа лежит в основе учения адвентистов о внутреннем обновлении, путем к которому они считают свой моральный кодекс, определяющий поведение и дела каждого адвентиста для приготовления к встрече со Спасителем. Самой крупной является церковь адвентистов седьмого дня (АДС), т. е. соблюдающих субботу. АДС 52 раза в году проводят торжественные субботние богослужения, которые рассматриваются ими как праздник. АДС нельзя есть мясо упомянутых в Ветхом Завете "нечистых" животных, большинство их являются вегетарианцами или лактовегетарианцами (употребляющими молочно-растительную пищу).
Один из значимых праздников в ряде протестантских течений (баптистов, евангелистов, адвентистов и др.) - праздник Жатвы, отмечаемый в сентябре. Это осовремененный древнееврейский праздник окончания сельских работ. В ветхозаветной книге Исход (23:16) говорится: "Наблюдай и праздник Жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял в поле, и праздник собирания плодов... когда уберешь с поля работу твою". В современном празднике Жатва понимается как в прямом смысле - сбор урожая, так и в переносном - подведение итогов годовой деятельности на Божией ниве, т. е. миссионерства.
Евангельские христиане-баптисты на территории бывшего СССР отмечают День единства, призванный напомнить об истории создания союза евангельских христиан-баптистов.
В начале 90-х гг. в России наблюдается возрождение и рост активности старых протестантских конфессий и появление большого количества новых. Среди них - несколько лютеранских церквей. Немецкая евангелическая лютеранская церковь - наиболее крупная лютеранская церковь в России, объединяет более 300 приходов.
В Санкт-Петербурге действуют: Аллилуйя, евангелическо-миссионерская церковь (Будапештская, 93), евангелическо-лютеранская церковь (г. Пушкин, Госпитальная ул., 4), Ингрии на территории России, церковь евангелическо-лютеранская (Большая Конюшенная, 8а), Дом Евангелия, евангельских христиан (Боровая, 52), евангелическо-лютеранская немецкая (Невский пр., 22/24), евангельских христиан-баптистов (Б. Озерная, 29а), евангелическо-лютеранская Св. Мария (Владимирский пр., 18/2), евангелическо-лютеранская Св. Иоанна (Мартышкино, Кирочная, 14), христиан-адвентистов Седьмого дня (Интернациональная ул., 7).
В Москве: пресвитерианская церковь (ул. Крупской, 12а), церковь евангельских христиан (Профсоюзная ул., 136, к. 5), центральная церковь евангельских христиан-баптистов (Трехсвятительский М. п., 3),.вторая церковь евангельских христиан-баптистов (Варшавское шоссе, 12а).
Обратно в раздел культурология
|
|