Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Энциклопедия обрядов и обычаев

Глава 3

В КРУГЕ ЖИЗНИ:
ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ

ОСВЯЩЕНИЕ ЖИЛИЩА

В прежние времена считалось обязательным освящать всякое строение. Освящались избы и дворцы, магазины и фабрики, благотворительные и учебные заведения. В сельской местности освящали новые колодцы и скот перед выгоном в поле. Мед, яблоки и злаки освящали в Спасы, хлеб из новой ржи - в Ильин день. В бой шли со знаменами, которые каждый год 1 августа заново освящались полковыми священниками во всех войсковых соединениях российской армии. К счастью, теперь эти, забытые на долгие годы, традиции оживают.
Как это происходило? Глава семьи обращается к приходскому священнику с просьбой о благословении нового дома. Священник приходит один или с диаконом и облачается в епитрахиль (в одежде православной церкви епитрахиль - широкая лента, надеваемая на шею) и фелонь (или риза - длинная одежда без рукавов с отверстием для головы). На стол перед иконами ставится чаша со святой водою и неосвященный елей в небольшом сосуде. Рядом полагаются крест и Евангелие. На стенах дома сообразно четырем частям света пишутся четыре четырехконечных или восьмиконечных креста. В том случае, если кресты писать неудобно (например, на штукатурке), их выскабливают. Рядом с изображением крестов ставятся свечи.
Тайнодействие начинается с молитв " Благословлен Бог наш...", "Царю небесный, Трисвятое", "Отче наш", "Приидите и поклонимся", за которыми следует псалом 90 ("Живый в помощи вышняго..."), тропарь "Яко же Закхееву дому". Затем священник читает еще две молитвы (вторую - тайно, с главопреклонением) и трижды благословляет елей, каждый раз при этом повторяя: " Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь".
После этого батюшка обходит весь дом (семейство ходит за ним следом), окропляя каждую комнату со всех четырех сторон, вслед за каждым окроплением говоря: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, окроплением воды сея священные в бегство да претворится все лукавое бесовское действо. Аминь".
Закончив окропление дома, священник берет елей и, обмакнув в него кисточку, помазает приготовленные на стенах кресты: сперва крест на восточной стене, потом - на западной, северной и южной. При помазании каждого креста он произносит: "Благословляется дом сей помазанием святого елея сего, во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь". По окончании помазания перед каждым крестом зажигаются свечи.
После чтения Евангелия и псалма 100 ("Милость и суд воспою...") совершается ектения (греч., букв. - распространение - род молитвенных прошений), а затем дневной отпуст (т. е. проща, и молитва при окончании службы), после которого священник дает присутствующим целовать крест и кропит их святой водой.
Всякие предметы или пища, освященные священником, приобретают свойства святыни. Их нельзя выбрасывать, а если что-то становится непригодным к использованию (например, яичная скорлупа, засохший кусочек кулича или вербочки), то это нельзя выкинуть, а следует сжечь и похоронить в таком месте, где люди не ходят (например, на могиле), чтобы не оскорбить своим небрежением священные предметы.
В особо торжественных случаях освящать строение может священнослужитель высокого ранга, которого сопровождают дьяконы, свещеносцы, хоругвеносцы и певчие. В прежние времена на освящении общественных зданий присутствовали высокопоставленные светские начальники - вплоть до царя. Петр I, например, лично следил за освящением кораблей первого российского флота. В наше время обычай этот активно возрождается.

НОВОСЕЛЬЕ

Переезд в новый дом - событие всегда радостное и ответственное. Держись друга старого, а дома нового. Каково на дому, таково и самому. Свой дом не чужой: из него не уйдешь. Домом жить - обо всем тужить. Домок вести - не задом трясти (т. е. плясать), - так говорят старые пословицы.
И чтобы жилось на новом месте долго и счастливо, въезд сопровождался многочисленными обрядами.
Были в городах и селах дома, которые слыли "нехорошими", имелись и места, где "нечисто". Худой славой пользовались пустые дома самоубийц и неосвященные жилища - в них-то и происходили, по рассказам испуганных соседей, леденящие душу истории с привидениями.
В Москве шептались об особняке иноземца-чернокнижника Брюса. "Комнаты были пусты и темны. Сквозь их призрачную анфиладу как-то преувеличенно ярко сверкали щели внизу под дверью графского кабинета, а когда Бутурлин приблизился, незримый порыв ветра распахнул ее настежь, чуть не ударив Федора створками. Ослепленный потоками яркого света, Федор увидел графа Якова Вилимовича. За огромным, покрытым зеленым сукном столом, ярко освещенным двумя мерцающими двенадцатисвечными канделябрами и заваленным десятками карточных колод, старик, как и три года назад, сидел в мундире петровских времен, увешанный звездами и орденами, с зеленым зонтиком на глазах, защищающих старческое зрение от нестерпимо яркого мигания свеч.
- Не осуди старика, голубчик Федор Михайлович, за плохой прием... отпустил я сегодня своих покойников на Ваганьково в могилках отдохнуть... Легко ли мертвому человеку здесь денно и нощно кости свои гнуть..." (А. В. Чаянов. "Необычайные, но истинные приключения графа Федора Михайловича Бутурлина...").
В заброшенных домах происходила и всякая другая чертовщина - передвижения само собой мебели, стуки, шум, звуки льющейся воды и т. п. Впрочем, подобные явления, которые мы теперь называем полтергейстом (от нем. Poltergeist - гном, домовой) случались и в обитаемых домах. Все эти неприятности проходили сразу же после освящения дома. Суеверия же были настолько сильны, что люди предпочитали селиться в домах "с проверенной репутацией", где уже кто-то жил."Купи хоромину житую, а шубу - шитую", - говорили в старину. Ну, а если дом строили, то место выбирали тщательно, после долгих проверок. Гадали следующим образом: на месте предполагаемого строительства на 3 дня кидали дубовую кору в нескольких местах, а иногда - сплошь. На четвертый день кору поднимали и смотрели, что под ней. Червяки или черные жучки сулили счастье, а наличие муравьев и пауков указывало, что место выбрано не к добру. Гадали и так: из-за пазухи на землю опускали три хлеба и катали их. Если все три ложились верхней коркой кверху - строить можно, не боясь, а если вниз - лучше это место покинуть. При совпадении удачных примет начинали строительство.
Брались с Божьей помощью за работу и, закладывая дом, прятали под угол деньги - для богатства, шерсть - для тепла и ладан - для святости.
Самым счастливым днем для переезда считали 14 сентября (1 сент. по с.ст.) - день Симеона-Столпника. Счастливыми днями также почитались двунадесятые и особенно Введение во храм Богородицы (4 декабря/21 ноября по с.ст.). Во вновь построенный дом приглашали священника для освящения, а потом уже звали родных и знакомых. Новоселье, по обычаю, праздновали вдень освящения. На него обязательно приглашали и батюшку, который даже при неотложных делах старался хоть ненадолго заглянуть, посидеть за столом. В этот день принято приглашать много гостей и встречать их хлебом и солью (ранее существовал обычай и гостям являться с хлебом и солью как знаком общего благополучия). А в прошлом веке возникла мода заменять ржаную буханку специальным огромным калачом из сладкого теста; соль выставлялась чисто символически. Пол устилался травой. Был популярен обычай, согласно которому, в дом следовало внести икону, затем - растворенную квашню с тестом, а потом впустить черную кошку, черного петуха или малознакомого человека, а то и вовсе неправославного (некоторые купцы, придерживавшиеся старинных порядков, приглашали для этой цели, к примеру, соседского аптекаря-еврея или домашнего доктора-немца). Существовало старинное поверье, что кто в новый дом первый ступит, тот первый и умрет. Остается лишь надеяться, что оно было забыто, и благочестивые купцы поступали так по обычаю, а не по умыслу.
Не забывали и домового, без которого не обходился ни один дом. Купили дом и с домовым. Дом - домом, а домовой - даром.
Предпочитали все же своего давнего привычного домового. Для этого сор из старого дома переносили в новый (в старом доме нельзя было оставлять мусор еще и потому, что злые люди могли нанести по нему порчу), а с ним переносился и домовой. На новоселье специально для него ставился горшок каши и со всевозможным уважением говорили: "Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!". Обращался к домовому сам хозяин, держа в одной руке икону, а в другой - хлеб с солью. Ибо хоть и говорится, что Хозяин в дому, что медведь в бору (что как хочет, так и ворочит) или еще: Хозяин, что чирий - где захотел, там и сел. Без дружбы с домовым покоя в доме не видать.
Если этого не сделать и не позвать домового с собой в новое жилище, он переберется, не спрашивая, и сам, но со злости начнет вредничать и пакостить.
К личности домового относились серьезно и с почтением, предпочитая не портить отношения.
Домовой (или дедушко, суседко, хозяин) - существо противоречивое и непредсказуемое - От черта отстал, а к людям не пристал - и значительно добрее всей прочей нечисти.
Если домовой кого полюбит, то будет служить верно. Правда, иногда его любовь может принимать неожиданные формы. Если, например, кто-нибудь из женщин поутру найдет свои волосы спутанными наподобие мелко заплетенных косичек - то это значит, что домовой, у которого свое понятие о красоте, так приукрасил полюбившуюся хозяйку. Она будет часами расчесывать волосы, а домовой - потихоньку вздыхать в уголке: он так старался сделать ее красивее! Но вот если кого не возлюбит, так постарается выжить из дому и, чего доброго, со свету сживет. (Перед тем как выживать из дома, суседко обычно начинает стучать и возиться по ночам). На вид домовой - крошечный старичок, сплошь покрытый шерстью, сивый от древности и пыли. Ходит он только по ночам, но, в отличие от прочей нечистой силы, не пугается первого крика петуха. Внезапно показавшийся домовой - не к добру. Намеренно увидеть его можно во время Светлой Заутрени в заднем углу хлева. Чтобы вызвать домового, нужно в Пасхальную ночь сказать: "Хозяин, стань передо мной, как лист перед травой: ни черен, ни зелен, а таким, каков я; а я принес тебе красненькое яичко". И он появится. Встречаться с домовым лучше в открытую, он терпеть не может, когда за ним подглядывают, и если обнаружит - начнет злобно мстить. Плохо относится суседко обычно к ленивым и нерадивым хозяевам, или он помогает окончательно запустить хозяйство, снует по ночам, садится на грудь и давит чуть ли не до смерти или вовсе сбрасывает с постели. Здесь, впрочем, есть верное средство избавиться от мучителя. Это крепкая русская брань. Домовой ее не выносит, соскакивает и спасается бегством.
Неряшливым женщинам он ночью запутывает волосы в колтун - так, что не расчесать. А уж если начнет в ночи дергать за волосы, то на другой день хозяйке следует быть крайне сдержанной и не вступать с мужем ни в какие конфликты, иначе произойдет жесточайшая ссора с дракой и битьем хозяйки в завершение (если, конечно, муж сильнее). Расхулиганившись, домовой может и обмочить хозяев ночью, что приводит к их болезни. А если вы обнаружите утром большие, но безболезненные на ощупь синяки - значит, вас щипал домовой. Если же ночью вас погладит мохнатая рука, не пугайтесь - это к богатству, а вот холодная и шершавая - к худу.
У домового непростые отношения со скотиной. Колтуны, сбившиеся в шерсти, - признак его нелюбви (в этом случае лучше сбыть животное со двора), а расчесанные, напротив, знак приязни. Крестьяне 16 февраля, на Симеона Богоприимца, привязывали к лошади кнут, рукавицы и онучи, чтобы домовой не смел до нее дотронуться, воображая, что на ней сидит хозяин. Особо опасен считается домовой 12 апреля, на Иоанна Лествичника. В этот день в начале весны он меняет старую шкурку, от боли бесится и не узнает своих домашних, причиняя вред без разбору и людям, и животным. По другой версии, он дерется в это время с нечистой силой.
А еще говорят, что именно 12 апреля у домовых происходят свадьбы с ведьмами, в результате чего появляются на свет "домовицы". На них следует остановиться особо, т. к. это дитя домового чрезвычайно опасно для проживающих в доме мужчин. Домовица вечно юна и пребывает в детском состоянии до тех пор, пока отец не войдет в общение с человеком, тогда она превращается в невероятно страстную красавицу и завязывает бурный и изнурительный роман с кем-то из живущих под одной с ней крышей мужчин. Если же несчастный решается бросить ее, домовица мстит жестоко и целенаправленно - сводит с ума или доводит до самоубийства ночными кошмарами. Следует проявлять твердость и не поддаваться чарам. Домовица помучается да начнет искать друга в "своем кругу", предпочитая прочим лешего, которого сам домовой не выносит (Домовой лешему - ворог).
Если домовой вредничает не в меру, то усмирить его можно следующими способами: первый и самый простой - поставить в комнате, где он проказит, зеркало - домовой их ненавидит. Далее можно воткнуть над дырою нож (это делает хозяин). Он же может походить по двору, размахивая лутошкой (липовая палка без коры). Помогает, говорят, и изображение крестов на потолке, притолоке и прочем. Если же такие простые домашние средства не помогут, в доме служат молебен. Вообще-то, умные хозяева предпочитают дружить с домовым, а если уж тот чем-то не доволен, "подлизаться" к нему очень просто. Домовой незлопамятен и страшно любит подарки. Вкус у него непритязателен, и если оставить ему любой маленький презент - пестрый лоскуток, горбушку хлеба или нюхательный табак, то считайте, что вы помирились. Хозяйки, чтобы задобрить домового, на Ефрема Сирина (10 февраля) оставляют ему кашу. Ровно в полночь тот выходит и ужинает. С этой поры он смирен и услужлив, и в доме воцаряется мир и покой.
Тому, кто усмехнется рассказу о домовых, и тому, кто все-таки попытается задобрить его, посоветуем также, по возможности, не пренебрегать современными научными, инструментальными способами обследования "жизнепригодности" вашего жилища (в том числе на наличие радона, ртути и пр.).
А вот руководитель петербургской школы физического и духовного развития "Единство" В. Т. Лободин предлагает свои способы освобождения от негативного проявления нечистых энергий. Человек живет, как рыба, в течениях океана космических энергий, утверждает он. Все сказания, религии, сказки и помыслы людей в той или иной мере говорят об энергиях добра и зла. Человек издревле неосознанно ощущал их и боролся со злом и нечистью. Из этого "сражения" и происходит множество поверий и символических обрядов.
Представьте себе, вы въезжаете в новую квартиру, в которой кто-то жил до вас. Здесь господствуют биоэнергии, оставшиеся от прежних обитателей. Тех людей уже нет здесь, но вы чувствуете их присутствие. Биоэнергетическая аура состоит из энергии эфирного тела, из энергии тела чувств и энергии мыслей. Но и это не все! Чувства и мысли притянули в это жилище других людей, другие чувства и мысли и еще какие-то неведомые нам энергии, и они тоже обитают в квартире, считая ее своим домом. А всегда ли это энергия добра? И хотите ли вы иметь у себя дома неведомых энергетических гостей? Как же очистить помещение от непрошеных энергий?
В. Т. Лободин предлагает такие несложные способы очищения жилья. На первом месте среди всех стоит самая большая сила, которая есть у человека, - умение смеяться. Говорят, Творец дал ее лишь существам разумным.
Итак, способ первый - с помощью смеха.
Жизнерадостный, добрый, не обижающий смех взрослых людей - очень сильное средство борьбы с негативными энергиями. Но еще эффективнее смех детский, особенно детей до 12 лет.
Способ второй - с помощью животных.
Присутствие в доме животных тоже очищает ваше жилье. Кошка чистит одни срезы, собака - другие. Причем, кошка "работает", в первую очередь, с тонкими энергиями астрального и эфирного планов, собака же очищает помещение от более "разумных" энергий, тяготеющих к разряду ментальных. Если хозяин добр с животными, любит их, они являются санитарами своего дома. При жестоком обращении с животными они весьма слабо влияют на энергии дома.
Способ третий - с помощью медитации на красном шарике.
Представьте себе, что в вашей комнате на полу в углу лежит красный шарик, похожий на горящий уголек. Мысленно покачайте его в разные стороны, периодически приподнимая. Теперь начинайте гонять его по периметру комнаты по часовой стрелке, постепенно забираясь все выше и выше. В конце концов шарик уходит за пределы помещения в бесконечность, аккумулируя в себе самые низкие (красный цвет) энергетики.
Способ четвертый - с помощью чаги, чистотела и чертополоха.
Чага разламывается на куски, посыпается сухим листом чистотела и чертополоха и поджигается. Разползающийся дымок нейтрализует непрошеных посетителей из мира астральных существ. Аналогично используются можжевельник с полынью.
Способ пятый - с помощью свечи.
Верующий человек использует свечу из храма, неверующий - любую. Обходите комнату левым боком по периметру, держа свечу в правой руке. Каждое ваше движение должно быть предельно осознанно, вы сконцентрированы на обжигании негативных связей и очищении помещения от нечистой энергии, замыкая круг по его периметру.
Способ шестой - с помощью молитвы.
Действия аналогичны изложенным в пятом способе, но при этом вы с верой читаете молитву "Отче наш" или "Да воскреснет Бог". Обойдите комнату 3 раза, произнося молитву. Способ очень эффективен.
Способ седьмой - с помощью ладана.
Зажгите ладан и кадите им во всех углах, в кладовках, шкафах и т. д. Произнесение молитв многократно усиливает эффект.
После всех предварительных обрядов, обязанных обеспечить счастье и благополучие в доме, садились за стол. На праздничный стол ставили блюда, носящие символический смысл - пироги, предвещавшие добрые отношения с соседями, ибо дружбе с ними придавалось первостепенное значение. Недаром говорили:
Не купи двора, купи соседа. Не купи деревни, купи соседа. Без брата проживу, а без соседа не проживу. Близкий (ближний) сосед лучше дальней родни. Жить в соседах - быть в беседах.
Ставились также какие-нибудь блюда из куры (чтобы денег было - куры не клюют). Начинать пир полагалось с чистой, не настоянной водки в знак пожелания хозяевам безоблачной счастливой жизни на новом месте. Первый тост поднимается за долгую жизнь хозяина дома, затем - за хозяйку, за детей и далее по желанию гостей.
Подарки вручать было принято перед уходом из дома (в этой традиции тот же смысл, что и в кидании монетки в воду - оставить что-то свое, чтобы вернуться вновь). Подарку следовало быть дорогим, длительного пользования и предназначенным для всей семьи. Это могло быть что-то из домашнего обихода - мебель, посуда, всевозможные кухонные принадлежности или предметы прикладного искусства. Однако следует обязательно учитывать вкусы хозяев, иначе может получиться, как в рассказе А. П. Чехова "Произведение искусства". "Саша развернул вещь и торжественно поставил ее на стол. Это был невысокий канделябр старой бронзы, художественной работы. Изображал он группу: на пьедестале стояли две женские фигуры в костюмах Евы и в позах, для описания которых у меня не хватает ни смелости, ни подобающего темперамента. Фигуры кокетливо улыбались и вообще имели такой вид, что, кажется, если бы не обязанность поддерживать подсвечник, то они спрыгнули бы с пьедестала и устроили бы в комнате такой дебош, о котором, читатель, даже и думать неприлично.
Поглядев на подарок, доктор медленно почесал за ухом, крякнул и нерешительно высморкался.
- Да, вещь действительно прекрасная, - пробормотал он, - ... как бы выразиться, не того... нелитературна слишком... Это уже не декольте, а черт знает что...
- То есть почему же?
- Сам змий-искуситель не мог бы придумать ничего сквернее. Ведь поставить на столе такую фантасмагорию -значит, всю квартиру загадить!".
После долгих и мучительных странствий злосчастный подарок возвращается к первоначальному получателю.
Символом же подобного эффектного и ненужного подарка может служить конная статуя императрицы Екатерины, подаренная Пушкину его тестем Гончаровым. Безденежный поэт тщетно пытался сбыть ее в музей, но так и не сумел избавиться от подарка. И верхом неприличия считалось преподнести новоселам конверт с деньгами. Это могло быть расценено как оскорбление, и гость рисковал никогда больше не переступить порог этого дома.

 


Обратно в раздел культурология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.