Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Энциклопедия обрядов и обычаев
Глава 1
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ
ПЕТРОВ ДЕНЬ (Петровки) (12 июля/29 июня)
Перед грозой, в Петровки,
жаркой ночью,
Среди лесного ропота и шума,
Спешил я, спотыкаясь на коряги
И путаясь меж елок, за Веснянкой.
И.Бунин. "Веснянка".
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла (первоверховные апостолы считаются более всех совершившими в проповеди христианства). Апостол Петр (греч. Petros - камень, скала) 65 г. н.э. - имя, данное Иисусом Христом его ближайшему ученику Симону, который первым провозгласил Иисуса Мессией (Христом). После воскресения Христа возглавил Иерусалимскую христианскую общину, стал первым римским епископом. Апостол Павел (67 г. н.э.), нареченный Савлом, долгое время был гонителем христианства, но божественным явлением света и голоса Божьего, по дороге в Дамаск, преображен в Павла. Проповедовал христианство в Малой Азии, Греции, Риме, Испании. Апостолы Петр и Павел были преданы мученической смерти. Петр был распят на кресте головой вниз, Павел обезглавлен. Петр Великий сделал этих первоверховных апостолов покровителями Санкт-Петербурга, назвав в честь первого город, а в честь обоих - Петропавловский собор. Этот день в народе называют Петровки, Петров день, Петрово говейно, Петры-Павлы, день Петра-рыболова, Петр-золотые ключи. Последний был олицетворением солнца, как, к примеру, Илья-Пророк - грома. Связывается этот день с солнечной символикой. Считалось, что в Петровки солнце играет, переливается разными цветами так ярко, что больно смотреть. Так "играет" солнце лишь дважды в году: в день прихода Ярилы - на Пасху, да в день отхода его - на Петровки.
С вечера отправлялись в поле караулить солнце. У молодежи эта ночь называлась "хмелевой". Веселились всю ночь напролет, водили хороводы, пели, а когда гасли звезды и небо светлело, заводили песнь, призывающую светило. По старинным преданьям, олицетвореньем солнца - Ярилы, его оком был златорогий олень. Об этом и пелось:
Не стучит, не гремит,
Ни копытом говорит,
Каленой стрелой летит
Молодой олень!
Ты, Дунай ли, мой Дунай!
Дон Иванович Дунай! Молодой олень!
У оленя-то копыта Серебряные,
У оленя-то рога Красна золота!
Ты, Дунай ли, мой Дунай!
Дон Иванович Дунай! Молодой олень!
Ты олень ли, мой олень,
Ты, Алешенька!
Ты куда-куда бежишь,
Куда путь держишь?
Ты, Дунай ли, мой Дунай!
Дон Иванович Дунай!
Молодой олень!
Я бегу ли, побегу
Ко студеной ко воде,
Мне копытцом ступить,
Ключеву воду студить!
Ты, Дунай ли, мой Дунай!
Дон Иванович Дунай!
Молодой олень!
И, наконец, когда солнце поднималось, все шли по домам.
С Петровок в деревнях начиналась кипучая деятельность: косили сено, вывозили на поля навоз, готовились к озимому севу. О Петровках говорили: С Петрова дня - красное лето, зеленый покос. С Петрова дня зарница хлеб зорит. До Петрова вспахать, до Ильина - заборонить, до Спаса - посеять. Пахать да боронить - денечка не обронить. Женское лето - по Петров день. Не хвались, баба, что зелено, а смотри, каков Петров (об уборке сена).
Многие певчие птицы умолкали к Петрову дню. Соловей поет до Петрова дня. Кукушка кукует до Петрова дня, так как ячменным колосом подавилась. Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой). Недалече кукушечке до Петрова дня. Далеко кулику до Петрова дня.
Становились короче дни. К Петрову дню вода в реках умеженится (межень воды - средний уровень, какой устанавливается после половодья /по ст.стилю - в июне/, до чрезмерной засухи). Придет Петрок, сорвет листок.
Петров день торговлей знатен. В этот день или чуть раньше устраивались знаменитые петровские ярмарки.
Также на Руси Петров день был сроком суда, днем взимания пошлин, платежа оброков и податей, днем уплаты у крестьян.
Утром в Петровки хозяйки в одних рубахах выходили в огороды и высматривали первые золотистые цветочки на огурцах; увидев, обвязывали нежный, еще совсем крошечный цветок красной ниткой, выдернутой из пояса, приговаривая: "Как густо мой пояс вязался, так бы густо вязались мои огурцы". Молились при этом царю Константину и матери его Олене (равноапост. св. Константин и св. Елена). Соблюдался в этот день и еще один интереснейший и захватывающий (для тайно присутствовавшей "публики") обряд: в эту пору начиналась девичья работа - пропалывание огородов. Собирались ночью девицы и, раздевшись донага, обегали гряды. От этого, верили, минует огород любая напасть - вредители, солнцепек и пр. Время проведения обряда держалось в строгом секрете, но... каким-то неведомым образом парни узнавали о нем и с вечера залегали в засаду. А потом на гулянье могли небрежно бросить девице о родинке в потаенном месте или еще нечто подобное, от чего бедную скромницу жар охватывал, а тот еще и свидетелей призовет, чтоб подтвердить: да, мол, видели все трое, и на том самом месте... Ну что тут поделаешь! Обряд есть обряд.
Петров день - конец Петровского поста, который идет, по церковному календарю, вслед за Троицей, начинается в Первый понедельник после Духова дня и кончается 11 июля - накануне дня апостолов Петра и Павла. Говорили: Петров пост - бабий копеж (копление, сбережение. - Прим. сост.) - полагается в эту пору копить масло, яйца, творог и молоко. По поверью, этот пост бабы выпросили у бога, чтобы можно было скопить масло. Спасовка -лакомка, а петровка - голодовка. Голодным Петровский пост считали, потому что нет еще ни овощей, ни грибов, а соленые уже подошли к концу. В Петров день кумы дарили крестникам пшеничные пироги. Сваты со стороны жены угощали сватов жениха ужином, а тещи на второй год бракосочетания приносили зятьям печеный сыр.
"Накануне Петрова дня по селам возня, по деревням суетня. Конец Петровке-голодовке - моленого барашка в лоб! (Моленый или обреченный баран - обыкновенно назначается на петровскую братчину. - Прим. сост.) Давай, бабы, творогу, сметаны, простокваши, топленого молока!.. ... Жарь, пеки, да вари, пойдет у нас пир на весь божий мир!.. Пост провалил, до зеленого покосу напразднуемся... Не жалей на брагу хлеба, солоду - зажелтели поля, колосья клонятся, нового богатья недолго ждать. (Новый хлеб; по В. И. Далю - животы, имение, имущество, достаток. -Прим. сост.) Таков на Петров день бабам дается приказ от отцов да от свекров, и накануне праздника зачинается вкруг печей возня-суетня. Дела по горло, а иной хозяюшке - вдвое того: есть зять молодой - готовь ему, теща, петровский сыр, есть детки богоданные - пеки тоболки (пресные пироги с творогом. - Прим. авт.), неси их крестникам на розговенье, отплачивай за пряники, что приносили тебе на поклон в прощено воскресенье вечером". (П. И. Мельников/ Андрей Печерский/ "В лесах").
В Москве в понедельник Петрова поста ходили на Наливки, где происходило народное гулянье, которого особо ждали представительницы прекрасного пола. Именно в Петровки (еще в боярские времена) им дозволялось, наконец, покинуть терема, откуда они выходили только в церковь, да изредка в гости к родным, и вдоволь повеселиться - гулять вместе со всеми, водить хороводы, качаться на качелях и пользоваться всякими иными забавами. (Особенно этому изумлялись иностранцы; описывая русский быт, они сочувствовали затворничеству женщин).
А в деревнях устраивалась веселая братчина. Ставились широкие столы, раскладывались угощенья: жареная баранина, пироги с начинкой из бараньего сердца, почек, мозгов, языка и пр., ватрушки. Подавалось купленное на общие деньги вино, с которого братчина и начиналась. Каждый пьющий приговаривал: "Батюшка Петр-Павел! Заткни в небе дыру, заткни тучи-облака, не лей дождем! Подай, господи, зеленый покос убрать подобру-поздорову!".
Существовало предание, будто в этот праздник каждый год выбегал олень из лесу и сам давался людям на разговенье, и народ, принимая его за Божий дар, закалывал и приготовлял себе обед. Когда олень перестал приходить, то вместо него стали убивать быка или барана. Петров день - проводы весны, торжественное и немного печальное прощание с ней. По селам с песнями носят Весну, т. е. куклу из соломы, а затем бросают ее в реку. Происходит и нечто похожее на ночной маскарад, во время которого молодые парни совсем закрывали лица, а девушки - наполовину.
Петры-и-Павлы считаются праздником рыбаков, поскольку апостол Петр (рыбак по промыслу) известен как покровитель рыболовства. Ему молились и служили обедню рыбаки. Существовал и обычай ежегодно собирать на "мирскую свечу", которая ставится в храме к иконе Петра.
Имена Петра и Павла носит ставшая символом Петербурга Петропавловская крепость и Петропавловский собор, который являлся усыпальницей российских императоров, начиная с Петра I, и членов царской семьи, умерших до 1917 г., а отныне - почивших и в наши дни.
В настоящее время в Санкт-Петербурге действует церковь св. Петра и Павла в Шуваловском парке (2-е Парголово) и святых Петра и Павла в Лахте (Лахтинский пр., 100). В Москве: церкви Петра и Павла в Лефортово (Солдатская ул., 4), в Ясенево (Новоясеневский пр., 42), у Яузских ворот (Петропавловский п., 4/6).
ИЛЬИН ДЕНЬ
(2 августа/20 июля)
И, крутя живые спицы,
Мчатся вихрем колесницы,
Впереди - скакун с трубой
Над испуганной толпой.
А. Блок. "Пожар".
Обычно в этот день в небе раздаются громовые раскаты. "Илья-пророк едет", - говорили в старые времена, с опаской поглядывая на небо.
Пророк Илья - один из важнейших библейских пророков, занимает прочное место в пантеоне православных святых. Его почитают наравне с Николаем Угодником и Святым Георгием, но и боятся, пожалуй, более всех других обитателей небес.
Св. Илья перенял многие черты языческого Перуна-громовержца, держателя молний, возможно, еще более древнего бога славян Велеса или Волоса - покровителя скота и бога "небесных стад" облаков. У древних германцев был аналогичный Перуну бог грома Top - рыжебородый великан, вооруженный железным молотом, покровитель хлебопашцев. Илья - святой грозный, карающий, но, в то же время, щедрый и наделяющий. В его ведении и самые страшные, и самые благодатные силы природы - гром, молнии и дожди, от него зависит плодородие земли. Илья развозит по небу воду для святых, а если расплещет, то она обращается в дождь. Гром же происходит от стука его небесной колесницы по небесной мостовой, молнии - стрелы, которыми он поражает нечистую силу. Последняя, отчаянно сопротивляясь, превращалась в различных зверей - лисиц, черных кошек, собак (неповинных домашних животных в этот день в дом не пускают), волков (в этот день открывались волчьи норы). А некоторые представители нечисти - вероятно, от бессильной злобы и страха перед грядущей карой - гадили человеку из последних сил. Так, неделя перед праздником Ильи-пророка считалась еще более опасной для купанья, чем русальная. Водяной в это время ищет себе жертв, и только самый отчаянный решится купаться в ильинскую неделю!
К св. Илье относятся с уважением и боязнью, с оттенком подобострастия. Этот святой, по народному восприятию, чрезмерно строго подходит к соблюдению всех религиозных заветов. В этот день стараются ни в чем не согрешить. А чтобы не прогневить грозного пророка (безгрешных, увы, немного), избегают выходить в поле, носить и убирать сено. (Впрочем, сенокос пытались к Ильину дню завершить, поскольку обычно после 2-го августа начиналась пора дождей).
Боялись не только грозы, но и змей, которым в этот день дана воля (по некоторым сведениям, бог Велес был еще и повелителем змей). А чтобы защититься от молний, прибегали к методам, предписанным народной традицией: "А грозы, и правда, куда как часто в старину сбирались. Да и грозы-то великие. Как, бывалыча, дело после обеда, так и почнет орать иволга, и пойдут из-за саду тучки... потемнеет в доме, зашуршит бурьян да глухая крапива, попрячутся индюшки с индюшатами под балкон... А они, батюшка, вздыхают, крестятся, лезут свечку восковую у образов зажигать, полотенце заветное с покойника прадедушки вешать, - боялась я того полотенца до смерти! - али ножницы за окошко выкидывают. Это уж первое дело-с, ножницы-то: очень хорошо против грозы..." (И. Бунин. "Суходол").
Чтоб умилостивить грозного громовержца, дарителя дождя и хлеба, совершалось множество обрядов.
В некоторых местах России собирались две-три деревни, приводили быка или теленка и закалывали, варили и съедали всем обществом в честь святого. На Илью - баранью голову на стол. В Пермской губернии в часовни, посвященные Илье-пророку, приносили жареные или печеные козьи или бараньи головы с горохом, служили святому молебен и испрашивали у него защиты козам, баранам, гороху, и под видом его - всему растущему на полях и огородах. В этот день пекли хлеб из новой ржи и приносили для благословения в церковь. Без благословения священника до хлеба не дотрагивались и говорили: То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб. У мужика та обнова на Ильин день, что с новиной хлеб. Знать бабу по наряду, что на Ильин день - с пирогом.
В Ильин день в деревнях выпекали первые колобки и пышки из зерна нового урожая, приносили с поля сноп и ставили в красный угол. (Вернее всего, колобок из известной и любимой сказки был испечен в Ильин день!). Устраивали себе постель из новой соломы. Ильинская соломка - деревенская перинка. А ильинский дождь считался действенным средством против сглазу, и им умывались или "купались" под струями.
Много значил Ильин день для крестьян. Не счесть связанных с ним примет о дожде и погоде. Этот день и поныне - важный календарный ориентир, известный не только людям, извечно землю пашущим, но и дачникам-садоводам.
По наблюдениям, с Ильина дня подступает осень, появляются холодные утренники, вода в реках и озерах становится прохладной. До Ильина дня мужик купается. Илья-пророк камень в реку бросает. На Ильин день олень копыта обмочил: вода холодна. На Илью камень утром прозябает. До Ильина дня - тучки по ветру идут, после Ильина дня против. До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильи и на кусте не сохнет. На Ильин день зима с летом борются. Придет Илья принесет гнилья. Но сам дождь в этот день предвещает обильный урожай ржи на следующий год. Дождь в Ильин день, а также на Маковея (14 августа, 1 августа ст. стиль) и на Воздвиженье (27 сентября, 14 сентября ст. стиль) - к обильному урожаю на следующий год. Начиналась дождливая пора. До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня - из закрома. До Ильи поп дождя не умолит, а после Ильи баба фартуком нагонит. На Ильин день дождь, будет мало пожаров; ведро - много. Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице. Илья словом дождь держит и низводит. Илья грозы держит.
На Ильин день перегоняли пчел и подчищали ульи, подрезывали первые соты. Богат, как ильинский сот. Но знали, что ильинский рой - не в корысть, потому как он поздний, не успевает запастись пищей. С Ильина дня перестают кусаться комары и мухи. Муха кусает до Ильина дня, питается, после Ильина-запасается. Ночи становятся темнее и длиннее. Придет Петрок, отщипнет листок, а придет Илья - отщипнет и два. Первый Спас час припас, Петр и Павел два прибавил, а Илья пророк три уволок. До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.
А горожане спешили в Ильин день в соборы и церкви, носящие имя этого святого. "Он /Обломов/ бродил по саду. ... С начала лета в доме стали поговаривать о двух больших предстоящих праздниках: Иванове дне, именинах братца, и об Ильине дне - именинах Обломова: это были две важные эпохи в виду...
Поговаривали об Ильинской пятнице и о совершаемой ежегодно на Пороховые Заводы прогулке пешком, о празднике на Смоленском кладбище в Колпине.
- Вот намедни, в Ильинскую пятницу, на Пороховые Заводы ходили. - Что ж, там много бывает? - спросил Обломов...- Нет, нынешний год немного было; с утра дождь шел, а после разгулялось. А то много бывает". (И. А. Гончаров. "Обломов").
Празднование на Пороховых было чрезвычайно популярно среди жителей Петербурга. К концу XIX столетия к церкви Ильи-Пророка в Ильинскую пятницу и Ильин день, случалось, туда съезжались до ста тысяч человек. Церковь эта впервые была построена еще в петровское время, чтобы защитить Пороховые Заводы от взрывов и огня, что, к сожалению, не очень помогло: взрывы были частыми, а сама церковь сильно пострадала от пожара в советское время.
(К слову, в одном из старинных русских городов - Ярославле, -самая красивая и знаменитая церковь Ильи-Пророка.)
Завершим рассказ наблюдением Гончарова: "Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе. И число, и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпускалась на год на весь край известная мера электричества".
Столь популярная в прошлом в Петербурге церковь Св. Ильи и Св. Александра Невского (в колокольне) на Пороховых (шоссе Революции, 76) действует и в наши дни.
В Москве действуют Храм Ильи Пророка в Черкизове (ул. Штатная Горка, 17) и Храм Ильи Пророка Обыденного (Обыденский 2-п п., 6).
СПАСЫ (14/1, 19/6, 29/16 августа)
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня -
Шестое августа по-старому,
Преображение господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры.
Б. Пастернак
В щедром, плодоносном августе отмечаются три праздника, именуемые Спасами и вызывающие ассоциации с золотистым медом, сочными наливными яблоками и веселым хрустом разгрызаемых орехов. Народные названия Спасов- медовый, яблочный и ореховый. Имеются и официальные церковные названия, а сами праздники несут как бы двойную смысловую нагрузку.
Первый, или медовый Спас, называют еще и "Спас на воде", т. к., по преданию, в этот день произошло крещение Руси. И в память события совершались ходы "на Иордань", во время которых купаются сами и купают лошадей и скот (последний раз в году). А в православном церковном календаре этот праздник торжественно именуется "Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня". Слово "Происхождение" в данном случае означает вынос, т. к. название сложилось от существовавшего на заре христианства в Византии обычая выносить в августе из храмов крест для освящения мест и избавления от болезней, количество которых в августовскую жару резко возрастало.
В XII в. к первому присоединилось еще особое празднество "Всемилостивому Спасу Христу Богу нашему и Пресвятой Богородице Марии Матери Его" в честь одержанных в этот день блестящих побед над неверными: одна - над камскими татарами (победитель - владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский), вторая - над сарацинами (победитель - византийский император Мануил). Церковные источники об этом событии сообщают, что, по обычаю того времени, среди войска - как русского, так и греческого - находились Крест и образа Спасителя и Пресвятой Богородицы. Уходя в бой, воины целовали их. В день же победы в обоих станах наблюдалось дивное зрелище - от ликов икон исходило сияние, озарявшее светом полки и поле битвы. Победители обменялись посланиями, в которых рассказывалось о чуде, а затем в память победы и в знак благодарности за нее Богу был установлен второй праздник.
В допетровской Москве в этот день устраивались гулянья; государь накануне выезжал в Симонов монастырь, где слушал обедню, а в самый праздник выходил "на воду" в сопровождении пышной свиты и духовенства с крестами и хоругвями. На выходе царь был одет в обычное выездное платье, а для торжественного погружения возлагал на себя три золотых, изукрашенных жемчугом и каменьями креста. Один из этих крестов носил первый московский Митрополит св. Петр, а другим благословила царя Алексея его бабка.
Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: "У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье". Отцветают розы, отмечается отлет первых ласточек и стрижей. Ласточки весну начинают, а осень накликают. Зато на смену им прилетают стаи грачей и скворцов. По погоде 14 августа судят о том, каков будет третий Спас. Во что Маккавеи, в то и разговенье. (Итак, это еще и день памяти ветхозаветных мучеников Маккавеев. Так назывался род иудейских царей и верховных жрецов, названный по прозвищу ее представителя Иуды Маккавея, вождя восстания, вспыхнувшего в ответ на религиозные преследования иудеев Антиохом IV /166 - 160 г. до н. э./). На Украине этот день носит название "Маковия", начинают собирать мак и освящают его в церквях. Медовым же первый Спас называют из-за того, что к этому дню соты в ульях бывают наполнены до отказа, и пасечникам пора приступать к сбору.
Строгим блюстителям народных обычаев и постникам только в медовый Спас разрешалось есть освященный церковью мед. А без меда жизнь в старые времена на Руси лишалась определенной радости. Хмельной мед пили на пирах, на его основе изготовлялось множество, как бы сейчас сказали, безалкогольных напитков; медовые пряники и орехи известны и поныне. В старинных источниках мед описан как "сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоуханных". Считали, что этот мед обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.
С 14 августа начинается Успенский пост, который, впрочем, под силу выдержать даже чревоугодникам. "Успенский пост не голодный", - говорили в старину. Поспели овощи, ягоды и фрукты. Заканчивается пост 28 августа. С особым нетерпением ждали первый Спас женщины, а уж о грешницах и говорить нечего, ибо Первый Спас бабьи грехи замаливает, считалось в народе. (Т.е. женщинам прощаются на небесах все их незамоленные грехи).
19-му августа в церковном календаре соответствует праздник Преображения Господня, и установлен он в честь чудесного преображения Иисуса Христа. В Евангелии говорится, что по прошествии восьми дней после признания апостолом Петром в Иисусе Христе Спасителя, Иисус, взяв с собой трех учеников - Петра, Иакова и Иоанна - взошел на гору Фавор помолиться. Во время молитвы лицо его преобразилось, одежда сделалась белой и блистающей, и из облака раздался голос Бога: "Сей есть Сын мой возлюбленный. Его слушайте".
Народное название 2-го Спаса -яблочный (еще одно название - Спас-на-горе).
По свидетельству византийского писателя XII в. Феодора Вальсамона, в это время в Греции созревали все основные плоды, и прихожане несли их в святой Влахернский монастырь для освящения. Плоды помещали в жертвенник, и их благословлял Патриарх. Видимо, с той поры обычай освящения плодов перешел к нам. И хотя нашим скромным яблокам далеко до сладчайших и сочнейших даров щедрой греческой природы, яблочные сады России во время 2-го Спаса не уступят ни пышным виноградникам, ни ароматным апельсиновым рощам.
"... яблоки все до единого поспели и налились сластью; тяжелый апорт рдеет расплавленным янтарем, румянец на красном наливе рдеет, как у новобрачной, круглый анис будто облит кровью, и крепкая зелень антоновки засмуглела, а в украинский сочный малет солнце, брызнув горячим пурпуром, застеклило застывшие ярко пятна матово-белой кожей. За ленивыми листьями яблоки, те, что постыдливей, прячутся, тайком улыбаясь хозяину, как красные девицы, а другие напоказ обнажают смело свою красу. И дрожит, переливается сад под зеркальными утренними лучами, и далеко, куда глаз ни хватит, в светлой тишине все те же нежные колышутся переливы, все тот же пурпур, и отблески, и сверканья, и ярь медяная, и золото, и янтарь". (Б. А. Садовской. "Яблочный царек".)
Яблочный Спас - из трех Спасов самый главный. До наступления этого дня не полагалось есть никаких плодов, кроме огурцов (ягоды - не в счет).
Существовало поверье, что если тот, у кого были умершие дети (а смерть в те годы вовсю косила детей), ест до Спаса яблоки и груши, то на том свете в этот день не дадут ребенку из райского сада ни яблочка, упрекая родителей за невоздержанность. После освящения часть плодов отдавали нищим. На второй Спас и нищий яблочко съест. Также после освящения яблоки раздавались всем прихожанам и посылались на дом больным. А кто не исполнял этого обычая, подвергался всеобщему презрению.
Вот как описывается этот праздник И.Шмелевым в уже упомянутой повести "Лето господне". "Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви - не протолкаться... Проплывают над головами узелочки - все яблоки, просвирки, яблоки... В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным - свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях... Священники и дьякон в необыкновенных ризах, которые называются "яблочные"... Конечно, яблочные! По зеленой и голубой парче, если вглядеться сбоку, золотятся в листьях крупные яблоки и груши, и виноград, - зеленое, золотое, голубое: отливает. Когда из купола попадает солнечный луч на ризы, яблоки и груши оживают и становятся пышными, будто они навешаны. Священники освящают воду. Потом старший, в лиловой камилавке, читает над нашими яблоками из Курска молитву о плодах и винограде, - необыкновенную, веселую молитву, - и начинает окроплять яблоки. Так встряхивает кистью, что летят брызги, как серебро, сверкают и тут, и там, отдельно кропит корзины для прихода, потом узелки, корзиночки... Все едят яблоки, такой хруст. Весело, как в гостях. Певчие даже жуют на клиросе... Дают и нищим на паперти ".
На второй Спас говорят: "Со Спаса Преображения погода преображается; Второй Спас - встреча осени, первые осенины". Закат солнца провожать идут с песнями в поле. Пришел второй Спас - бери рукавицы про запас; Второй Спас всему час - шубу припас. Если на второй Спас сухой день - к сухой осени, мокрый - к сырой, а ясный - к суровой зиме. И еще примечали, что каков день на второй Спас, таков и Покров.
А вот в Европе день Преображения до XV в. практически не отмечался, и официальным праздником он был объявлен папой Каликстом III после победы европейских войск над турецкой армией у стен Белграда.
Вернемся в наше время. Чтобы ощутить всю прелесть этого праздника и полностью вкусить его "яблочность", накройте стол в саду под яблоней и уставьте его яблочными пирогами, яблоками печеными, мочеными, медом политыми. Вкусно - изумительно! А детей можно научить принятой в этот день игре-соревнованию: катать яблоки с горки, чье быстрее упадет. Воистину, простое яблоко, а возможности у него - необозримые!
Со второго Спаса начинается самое изобильное урожайное время. К третьему Спасу - 29 августа - обычно созревают орехи, поэтому он и называется ореховым.
Официальное название праздника - "День Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа". По преданию, Нерукотворный Образ отпечатался на полотнище, когда Христос утер им свое лицо. Образ хранился в городе Эдессе (Сирия). Когда он был захвачен арабами, византийский император Константин велел выкупить его, и в 944 г. он был перенесен в Константинополь. В России Нерукотворный Образ был очень почитаем. Со знаменами, на которых был вышит Образ, шли в бой воины.
Про Спасы говорили: "Первый Спас - на воде стоят; второй Спас - яблоки едят; третий Спас - на зеленых холмах холсты продают". Поэтому третий Спас еще называют Спас на холстах, Спас на полотне; праздник отмечался торгом полотном и холстами.
В третий Спас пекли пироги из нового хлеба: Третий Спас хлеба припас. А на Севере варили толокно. И, наконец, в третий Спас - последний отлет ласточек. Все ближе и ближе осень.
В Петербурге действуют два Храма, посвященные Спасам, построенные архитектором Стасовым. Первый - Спасо-Преображенский собор, великолепный образец позднего классицизма, был возведен в честь победы России в войне с Турцией в 1828-29 гг. на месте сгоревшей в 1825 г. церкви Преображенского полка. Собор окружен оградой из стволов трофейных турецких пушек, соединенных цепями. (Адрес: Преображенская пл., 1.) Второй - Церковь Спаса Нерукотворного Образа при бывшей Конюшенной части (Конюшенная пл., 1). В этой церкви отпевали в 1837 г. А. С. Пушкина. Действует также Спасо-Парголовская церковь (Выборгское шоссе, 106а).
В Москве действуют Церковь Спасо-Преображения в Богородском (Краснобогатырская ул., 17) и на Болвановке (Новокузнецкий 2-п п., 10); Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуне (Рябиновая ул., 18), Храм Спасо-Преображения в Переделкино (Лазенки 7-я ул.), Храм Спасо-Преображения на Песках (Спасопесковский п., 4а).
О наших "именинниках" - о меде, целебности его, заготовках из меда и о яблочных рецептах
Мед издавна входил в состав многочисленных препаратов, его подмешивали в настои для перебивания горечи, на меду составляли различного рода "мазуни" (мази), хорошо были известны спасительные свойства этих "мазуней" при избавлении от сыпей, других поражений кожи, а также при бронхитах, прочих простудных заболеваниях.
В литературу вошел эпизод из Жития муромских святых Петра и Февронии, рассказывающий о лечении девой Февронией пораженного ужасной экземой князя Петра. Феврония, дочь бортника, несомненно, применила при лечении больного снадобье, составленное на меду. Мы даже можем попытаться восстановить рецепт этого препарата. А поможет в этом текст рукописного "Благопрохладного вертограда" 1616г., описывающий несколько способов приготовления подобных лекарств.
1. Серапион говорит, что пресный мед горяч и сух. 2. Лучшим признается тот мед, который пчелы собирают с весенних цветов, а затем - с летних. Тот же, что собирается с осенних цветов, никакой силы в себе уже не содержит. 3. В ассирийских странах бывает и горький мед, пчелы его собирают не с цветов, а с горькой полыни. Так вот тот мед ко врачеванию наиболее пристоит. 4. Во альманских странах ценится мед, сладкий на вкус, а цветом - зеленый. 5. Врачи рассказывают, что иногда пчел держат в деревянных ульях, и мед из них бывает бел цветом. Если подмешать тот мед к лекарству, то он холодит. Зеленый же мед добавляют в составы, которые греют. Некоторые делают улья в соломе. 6. Всякая чистая патока хранится в течение года без умаления силы. 7. Тот мед, что находят в лесу, не столь силен, как домашний. На вкус он горек. Его следует подмешивать к лекарствам, применяемым наружно. 8. Есть и еще одна разновидность меда. Это каштановый мед. А собирают его пчелы с цветков того древа, что зовется каштаном. Он не столь сладок, как другие виды меда, а применять его следует, подмешивая к лекарствам, которые накладываются поверх тела. 9. Гален также рассказывает о различных видах меда. Один он называет обычным, другой - артениенсовым, связывая его со страной, где его добывают. Третий же мед он называет земляным ("мед гранатум "). 10. Авиценна говорит еще об одном меде - мелкане. Вкусом он сладок, подобно сахару, и настолько жирный, что с трудом поддается сгущению. 11. Другой мед называют дивием, а тот все знаем. 12. Врачи и натуралисты пишут, что мед, разведенный в воде, даем пить обессилевшим и ослабевшим. Те же, кто горячи по своей натуре, - пусть принимают сыту. 13. Платеарий говорит, что следует смешивать мед с камфорой, затем выдерживать три дня, а после мазать им обливу на лице, и так оно чисто станет. 14. Если смешать с медом воловью желчь и затем смазать этим тело и лицо, - тогда различные сыпи спадут, и тело чистым станет. 15. Пресный мед хорошо вылечивает грудные болезни, размягчает внутренние нарывы и лечит наружные болячки - все равно, как бы его ни принимать. (перевод по рукописи с древнерусского).
ПРИМЕЧАНИЯ.
Серапион из Александрии - один из основателей эмпирического направления в медицине, противник Гиппократа. Жил во 2-й пол.III в.н.э. Гален - величайший врач античности. Авиценна (980 - 1037) - выдающийся представитель арабской медицины. Дивий - лесной, дикий. Платеарий (XI в.) - составитель практического руководства по медицине, получившего широкое распространение в Европе в XI - XVII вв. Ассирийские страны - Иран, Ирак, Афганистан, Сирия, Палестина. Альманские страны - населенные преимущественно германцами. Сыта - подслащенная сахаром или медом вода. Облива - сплошная сыпь на лице. Пресный мед, в отличие от кислого (медовухи) - обычный пчелиный мед.
Заготовки из меда
Медовый напиток. В котел наливают воды, согревают ее, и на 10 частей воды вливают 1 часть меда, кипятят на легком огне часа полтора, снимают пену и переливают в горшки. Когда остынет, переливают в бочонок с неплотно закрывающимся отверстием. Ставят бочонок в погреб - для брожения. Через 2-3 месяца жидкость сливают в чистый бочонок очень осторожно, чтобы не попали дрожжи. В этом бочонке брожение продолжается недели две, и когда спадает, его плотно закрывают и снова оставляют на месяц в погребе. Когда жидкость станет светлою и чистою, ее переливают в бутылки. Чем дольше хранится она, тем лучше.
Медовый напиток с прибавлением фруктов. Сосуд, до половины наполненный яблоками, грушами, персиками, сливами, виноградом и проч. плодами или их смесью, поливается медовой водою, но не до краев, чтобы брожение не выходило за пределы сосуда.
Шипучий лимонад из меда. В открытый сосуд вливают 1 кг меда и 10 больших бутылок кипятка с небольшим количеством пивных дрожжей. На второй день брожения эта жидкость сливается в бутылки из толстого стекла. По желанию можно придать напитку аромат с помощью нескольких капель лимонной или какой-либо другой эссенции. Бутылки должны быть хорошо закупорены.
Вино из фруктов и меда. Ягоду собирают совершенно зрелую, растирают, выжимают сок, прибавляют воду и мед, подвергают брожению. К ягодам кислым (смородина, вишни и др.) на 1 меру (русская народная единица емкости для сыпучих тел, вмещающая примерно 1 пуд зерна) прибавляется 6 частей воды и 2 - меда-патоки, к сладким (крыжовник, малина, черника, земляника) - 3 меры воды и 1 часть меду; все хорошо перемешивается, вливается в посуду, покрываемую бумагой с проколотыми шилом или иглой дырочками, ставится в сухое прохладное место. Через несколько дней начинается брожение. Чем холоднее место, тем долее вино бродит; по окончании брожения, месяца через 3, когда прежде мутная жидкость сделается прозрачною, вино готово, его сливают в бутылки, хорошо закупоривают, хранят в холодном месте.
Мед пряный. Кипятят свежий мед, снимают пену, добавляют перец, имбирь, кардамон, корицу и воду, снова кипятят и охлаждают. Затем добавляют дрожжи, разливают в большие бутылки и ставят в теплом месте на 12 ч. После этого бутылки закрывают и оставляют на холоде для созревания на 2-3 недели. Готовый мед разливают в бутылки и закупоривают. Мед - 1 кг, вода - 2,5 л, пряности - 10 г, дрожжи -100 г.
Мед клюквенный. К меду добавляют воду, кипятят, снимая пену, выливают в бутыль или кадку, добавляют клюквенный сок, корицу, гвоздику, дрожжи и ставят для брожения на два дня. Затем бутылки закрывают, выдерживают на холоде около трех недель, разливают в бутылки и закупоривают. Мед - 1 кг, вода - 2,5 л, сок клюквы - 1л, пряности - 5 г, дрожжи -100 г.
Медовое пирожное к чаю. Взять 1,4 кг муки, 600 г меда, 200 г сахара, 200 г масла, половину тертого мускатного ореха, столовую ложку имбиря, чайную ложку соды, смешать сахар с мукой и тертым имбирем, масло растереть добела, мед и соду распустить немного в теплой воде, и сделать из этого всего тесто. Раскатать его толщиною в полпальца, разрезать на небольшие порции и печь их полчаса на умеренном огне.
Эльзасские пряники. Меда - 300 г, муки пшеничной и ржаной пополам - 300 г, соды - 8,5г. Разогретый мед мало-помалу смешивают с мукою, прибавляя соду, предварительно разведенную в ложке хорошего пенного вина. Затем все это месят, разрезают на части желаемой величины и пекут; под конец наводят глазурь сахаром и белком. Первого берется 6,5 г на одно яйцо.
Десерт из вишен. Самые зрелые вишни сложить в банку, пересыпая тонко срезанною лимонною цедрою, залить свежим медом; через две недели слить сок, высыпать вишни в миску, оставшийся на дне мед выложить в слитый сок, размешать хорошенько, положить вишни обратно в банку, залить тем же соком.
Также можно поступать с абрикосами, сливами, смородиною.
Яблоки используются и "в содружестве" с медом.
Моченые яблоки с медом. На ведро воды - 800 г меду, по 0,5 стакана соли, эстрагона и васильков; все вместе кипятить с полчаса, остудить, залить яблоки, закупорить, засмолить, поставить на лед, зимой перенести в сухой подвал. ( В городе - по обстоятельствам).
Сыр яблочный с медом. Взять моченых яблок, очистить
кожицу, вынуть семечки, разрезать на части, сложить в глиняный горшок, накрыть крышкою, замазать тестом или закрыть мокрою чистою тряпицей, поставить в печь, чтобы испеклись. Потом протереть их сквозь сито, взять на 1 стакан яблочной массы 1 стакан меда, варить, беспрестанно помешивая, пока не загустеет так, что не будет отставать от ложки. За несколько минут перед тем насыпать мелко изрубленной апельсиновой корки, немного толченой гвоздики или корицы, а кто любит - имбиря и английского перцу, хорошенько перемешать, сложить в мокрую салфетку, перевязать салфетку шнурком, положить под пресс. Через два дня сыр будет готов. Держать его в сухом месте, изредка протирая сухим полотенцем, чтобы не появилась плесень.
ЯБЛОЧНЫЕ РЕЦЕПТЫ
Яблоки, запеченные в сливках. Яблоки очищают, нарезают на четвертинки, укладывают в глиняные плоские миски, посыпают сахаром и запекают до полуготовности. Желтки растирают с сахаром, добавляют крахмал, разводят сливками, хорошо перемешивают, добавляют очищенный изюм или ягоды (без косточек) из варенья, заливают яблоки и запекают. Подают в этой же посуде. Яблоки - 75 г, сахар - 15 г, желток-1 шт., крахмал-2 г, сливки -75 г, цукаты, изюм, варенье - 10 г.
Яблоки с рябиной. Кислые или кисло-сладкие яблоки моют, вынимают сердцевину и косточки, начиняют рябиной и посыпают сахарным песком. Яблоки укладывают на листы, ставят в жарочный шкаф и запекают. Готовят сладкую подливку: яблоки очищают, мелко нарезают, добавляют рябину, сахар и варят как обычное варенье, только сироп должен быть жидким. При подаче яблоки кладут в вазочки, поливают вареньем. Яблоки-125 г, рябина-125 г, сахар - 250 г.
Яблоки печеные. Яблоки моют, узким острым ножом вырезают сердцевину, отверстия заполняют сахаром или орехами, толченными с сахаром, или сахаром с добавлением молотой корицы, или густым вареньем. Подготовленные яблоки кладут на противни, подливают немного воды и запекают в жарочном шкафу 15-20 мин.
Перед подачей яблоки раскладывают в блюдца, вазочки, плоские чашки и поливают клюквенным сиропом, медом, вареньем. Можно также полить их медом с орехами. Для этого орехи очищают, подсушивают, снимают пленку, толкут, добавляют мед, доводят его до кипения. Отдельно можно подать молоко. Яблоки -140 г, сахар-20 г, сироп клюквенный - 5 г, сахар - 20 г, или варенье, или мед - 50 г, орехи - 15 г.
Яблоки, печенные со взбитыми сливками. Яблоки запекают, как описано выше, охлаждают, кладут в вазочку, поливают вареньем, а сверху кладут взбитые сливки с сахарной пудрой. Яблоки - 75 г, сахар - 15 г, сливки - 20 г, пудра сахарная - 5 г, варенье без косточек- 35 г.
Яблоки по-монастырски. Яблоки отварить, протереть через сито. В глубокую жаровню уложить 500 г яблок, разрезанных пополам, залить смесью из меда, масла, муки и тертых яблок. Поставить в духовку, сбрызнуть водой, запекать 25-30 минут, 1кг сладких яблок, 500 г кислых яблок, 300 г меда, 3 ложки масла сливочного, 0,5 стакана водки или спирта.
Яблочный крем. Взять 2 стакана печеных яблок, 2 стакана сахара и 1 белок, сварить 1 ложку замоченного в воде желатина и положить немного ванилина. Яблоки с сахаром взбить, положить туда ванилин и разлить по формам.
Яблочные лепешки. Нарезать 10 шт. яблок, томить их в кастрюле, пока не будут мягкими, потом протереть через сито, высыпать 450 г сахара, добавить цедру одного лимона, все это смешать, пока не будет отставать от стенок, выложить на противень, выпечь. Когда испечется - нарезать на лепешки. Подавать с молоком и чаем.
Яблочный холодный пудинг. Взять 900 г яблок, потомить, протереть через сито, положить 3 яичных желтка и 300 г сахара, взбивать венчиком около часа, поставить посудину в холодильник, потом выложить на блюдо и украсить различными сортами варенья.
Яблочные пирожки. 450 г муки, 225 г масла, 225 г сахара - все это растереть на доске руками. Одно яйцо, 0,5 чашки сливок размешать и влить в тесто, смешать все вместе и раскатать. Яблоко очистить, вынуть сердцевину, разрезать покатать. Яблоко очистить, вынуть сердцевину, разрезать пополам. Положить яблоко, посыпанное сахарной пудрой, на тесто, сформовать пирожок, сверху помазать яйцом, печь пирожки в духовом шкафу.
Слоеные рогалики с яблоками. Сначала приготовим слоеное тесто. 3 стакана муки вместе с 250 г маргарина изрубим ножом, добавим 1 стакан кефира или сметаны и быстро замесим тесто. Положим тесто в холодильник на 1 час, после чего разделим его на 3 части. Каждую часть раскатаем тонким слоем, придав ей форму круга, и разрежем ножом на 12 секторов. 3-4 кислых яблока нарежем небольшими брусочками, предварительно удалив сердцевину. По одному такому брусочку положим на каждый сектор теста рядом с короткой стороной, добавим по чайной ложке сахара и закрутим рогалики по направлению к острому углу треугольника таким образом, чтобы начинка оказалась внутри. Концы рогалика прищипнем. Сверху можно посыпать молотой корицей. Уложим рогалики на противень, смазанный маргарином. Выпекать рогалики следует в сильно разогретой духовке в течение 7-8 мин. За это время они приобретут светло-золотистый цвет. Готовые рогалики аккуратно уложим на блюдо, подождем, пока остынут, и - можно подавать на стол.
Успенский пост заканчивается 27 августа. Для разговления позволим себе остро-сладкий пирог с яблоками и корейкой. Вымесим тесто из 1,5 стаканов муки, 125 г масла или маргарина, нарезанного хлопьями, 1 яйца, 2 столовых ложек белого вина, щепотки соли и небольшого количества тертого мускатного ореха. Положим тесто в холодильник примерно на полчаса.
Для начинки нарежем 100 г копченой корейки, 500 г репчатого лука, 750 г кислых яблок очистим, вырежем сердцевину и нарежем кружочками. Растопим корейку в металлической кастрюльке и потушим в ней лук и яблоки 10-12 мин. Небольшой противень или глубокую сковородку смажем жиром и посыпем мукой, выложим тесто, посыпем его тертым сыром (125 г). Сверху уложим охлажденную начинку и снова посыпем тертым сыром - еще 125 г. Приготовим заливку из стакана сливок, 4 яиц, щепотки корицы и тертого мускатного ореха. Польем пирог и - сразу же в духовку! Пирог при 200° С будет готов через 35-40 мин. Разрежем (получится 8 порций) - и на стол.
Яблочный квас. 15 крупных яблок, 2 кг сахара, 2 бутылки пива, 250 г дрожжей, 15л кипятка.
Яблоки хорошенько сварить, слить все в кадку, долить кипятком, положить сахар. Когда вода станет теплой, положить дрожжи и влить пиво. Оставить на ночь бродить. Утром разлить в бутылки, плотно закупорить, поставить на холод. Через 4 дня квас готов.
Кисель из яблок. Яблоки промывают, нарезают, заливают водой и варят. Когда они станут мягкими, их протирают вместе с отваром, добавляют сахар и доводят до кипения. Затем вводят разведенный водой крахмал и доваривают кисель. На 1 л киселя: яблоки - 200 г, сахар - 125 г, крахмал - 35 г. Для густого киселя норма крахмала - 60-70 г.
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Успение, Успенщина)
28/15 августа
Один из т. н. двунадесятых праздников в православии. Праздник возник не ранее V-VI вв., после того как завершились богословские споры о божественной сущности Божьей Матери. Последний период ее земной жизни описан в сочинении "Об Успении Богородицы".
В праздник Успения церковь прославляет Божью Матерь, которая на десять лет и умерла в сороковых годах в Иерусалиме. Архангел Гавриил известил ее о грядущей смерти за три дня, и Божья Матерь подготовилась к ней. Апостолы, рассеянные по миру, чудесным образом все, кроме Фомы, явились к этому дню в Иерусалим.
Тело Богородицы, согласно ее желанию, погребено в Гефсимании, где были похоронены ее родители и Иосиф. На третий день после погребения она воскресла и вечером того же дня явилась апостолам в воздухе, окруженная ангелами, и сказала: "Радуйтесь! Я всегда с вами".
Праздник носит светлый, радостный характер. Вместе с Успением Богоматери церковь учит нас, что смерть есть не уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тленья и разрушения - к бессмертию.
Праздник этот еще называют госпоженки (т.к. Богоматерь именуют также госпожою, госпоженкою) и оспоженками, споженками (по В. И. Далю - спожа, спожка, споженка, госпоженка; день Успенья Богородицы - малая спожка. Успенский пост, он же - споженки).
У всех народов август посвящался богине жатвы. На Сицилии в праздник этого месяца увенчивают колосьями образ Богоматери. В Англии первый Спас называют lammas, что на древнесаксонском означает "жатва пирогов". По обычаю, в этот день приносили в храм пироги из нового хлеба. В южной Исландии и Норвегии 24 августа (ст. стиль) по окончании сенокосов крестьяне, заколов теленка или барашка, устраивали работникам пирушку, длившуюся всю ночь с песнями и плясками. В Германии, Испании и Франции конец жатвы также сопровождался различными торжествами, танцами и веселыми играми. То же было и в России. Праздновали широко, шумно - всем миром. Устраивалась складчина: варили пиво, закалывали барана, пекли пироги. А в старые времена бояре угощали в этот день своих крестьян и пировали вместе с ними. Празднование сопровождалось сложными обрядами, пришедшими из далекого язычества; они должны были обеспечить в будущем хороший урожай. После окончания жатвы в поле оставлялась небольшая горсть несрезанных колосьев, так называемая "волотка на бородку" (волотка - по В. И. Далю, колос. Так говорили в Костромской губернии, покидая небольшой клок хлеба на ниве несжатым). Борода завивалась по солнцу, и делалось это не голой рукой, а спустив рукав рубахи. Колосья надламывались и закапывались в землю, а на место, куда они зарыты, клался камень. Туда же затем в землю клали хлеб и соль, произнося слова: "Дай Бог, чтоб на другое лето был хороший урожай". Иногда крестьяне выходили в поле, обвязывали соломой все серпы и потом катались по жнитве, приговаривая: "Жнивка, жнивка! отдай мою силку на пост, на колотило, да на молотило и на криво веретено". Последний же сноп, называемый именинником, обвязывали лентами, а в некоторых местах наряжали в сарафан и кокошник и с песнями носили по деревне.
С Успенья солнце "засыпается" - начинается молодое бабье лето - лучшая пора осени, которая длится до четырнадцатого сентября. А если в эти дни появляется радуга, то ждите затяжной и теплой осени.
Добавим, что в Успенье на Руси занимались и еще одним важным делом: солили огурцы, без которых трудно представить русскую кухню. И хороший, с хрусточком огурец помогает скрасить унылую осень и длинную зиму.
Очевидно, с этой поры уборки урожая родился один из самых прекрасных и добрых русских обычаев -Помочь. Узнав его, понимаешь, что пословицы: "С миру по нитке - голому рубашка" и "На вдовий дом хоть щепу кинь, все душе спасение" - родились не зря. Помочь означает помощь в своевременной уборке хлеба с полей. Заключалась она в том, что малосемейные, но зажиточные люди приглашают к себе народ, чтобы ускорить уборку хлеба, а то и помочь в покосе, в молотьбе. От помочи не отказывались, потому что многолюдно, весело, и работа сообща идет легко, да и обильное угощение, которое выставлялось хозяином, весьма привлекает. Но вот если шли на помочь вдове, то она никакого угощенья не ставила. Как вдов, так и сирот, мир (т. е. сельская община, а также члены этой общины) снабжал всем, что необходимо для пиршества, вплоть до дров, сена и лучины.
Зачастую на помочь или, как говорили в южных губерниях, толоку - работу миром за угощенье - ходили и избу ставить. Кто на помочь (толоку) звал, тот и сам иди. Даром кормят, так на помочь зовут, на работу.
Богат душой да милосердием русский народ. Множество пословиц и речений отражают идеи помочи. Свет не без добрых людей. Доброму делу не кайся. Сделав добро, не кайся (не попрекай). Кабы не бог да не добрые люди. Бог да добрые люди дают. Со всякого по крохе - голодному пироги. Дружно - не грузно. Семьей и горох молотят. Есть что ждать, если есть с кем жать. В два кулака (т. е. сам друг) сподручней. Один и у каши загниешь. Одному у каши неспоро. Один в поле не воин. Один солдат - не полк. Один и дома горюет, а двое и в поле воюют. Одна головня ни горит, ни гаснет. Одна головня и в печи гаснет, а две в поле курятся. Ум - хорошо, а два - лучше того. Без друзей да без связи, что без мази: скрипит негладко, ехать гадко. И в раю жить тошно одному. Гуртовая копейка виднее.
Да и за шуткой народ в карман не лез. Бог помочь - тебе хвастать. Что делаешь? Ничего. А он что? Помогать пришел. Кабы не Бог, кто бы нам помог? Никто не может, так Бог поможет. Умный сам по себе, а дураку Бог - напомочь!
Вернемся же, россияне, в нашей жизни к славному и благородному обычаю наших предков - помогать в беде да в труде!
Капустница (Капустка)
Иногда так называли помочь на уборке капусты, но, как правило, это замечательный обычай рубить сообща капусту, готовить ее впрок. В старые времена рубка капусты превращалась в настоящий праздник и являлась поводом для вечеринок или вечорок. Приглашались родственницы и соседки. Те, явясь в дом, поздравляют хозяек с капусткой, как с праздником. К этому времени варили пиво и готовили обед, и, особенно ужин, который завершался плясками и песнями. Главным блюдом ужина и обеда был пирог хлебальный. (По В. Далю, хлебальный пирог - ко щам).
Парили деревянные кадки. Капусту старались засолить с первыми заморозками. Шинковали или квасили целыми кочанами. При рубке капусты приговаривали: "Вилки (вилок, т. е. кочан капусты) в ведро, руби серебро, сечи-мельчи, в кадку топчи". На капустницы девушки приходили принаряженные и старались работать ловко, потому что вслед за ними являлись парни и высматривали себе невест.
С этого дня начинались девичьи вечеринки - немного отдыха после трудной и долгой летней работы.
В Петербурге действует церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1895-1900 гг. архитектором В. Котковым при участии Б. К. Правдюка (угол ул. Панфилова и Среднеохтинского пр., 21). А в Москве церковь Пресвятой Богородицы (Дмитровское шоссе, 120, корп. 1), церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках (Успенский п., 4) и Успенская церковь в Вишняках (ул. Юности, 17). Но прежде всего - Успенский собор Московского Кремля (1475-1479 гг. постройки) - величественный, монументальный, пятиглавый, трехнефный храм, главный храм Московского Кремля.
Обратно в раздел культурология
|
|