Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Энциклопедия обрядов и обычаев

Глава 1

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ

ГАДАНИЕ

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали...
В. А. Жуковский
или ворожба, завораживание - процесс увлекательный, таинственный и... опасный. Гаданием занимались еще халдейские жрецы, а затем и славянские волхвы, призывая сверхъестественные силы открыть будущее. Постепенно этот обряд "накрепко" врос в народную жизнь, да и не только в народную. Авантюристы всех времен и народов блестяще использовали страстное желание человека заглянуть в неведомое (вспомним графа Калиостро, метеором пронесшегося по России, или Сен-Жермена во Франции. Их предсказания принимали за чистую монету далеко не легковерные светские дамы и кавалеры. Обманывались и оплачивали золотом самые невероятные пророчества).
Самое слово "гадание" сродни еврейскому слову Гад - так называлась богиня счастья, по другим - от санкритского Gad - исследовать, по третьим - Gadam - испытывать. Гадание в древности означало служение богине Гаде (фортуне, богине счастья). Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, т. е. что-нибудь угадывали. Гадать можно было в любое время, но самым "верным" считалось завораживание на святках - т. н. "святые дни" - 12 дней - с 7 по 19 января н. ст., особенно в самые "вещие" дни "Васильев вечер" (31 дек./13 янв.) и Крещенский Сочельник (5/18 января).
Приуроченность гадания к святкам можно объяснить, во-первых, тем, что именно на переломе времени старого и нового года человека особенно остро интересует будущее - то, что ждет его и близких в новом году. А во-вторых, в этот период нечистая сила - всякие там кикиморы, банники, домовые, черти, лешие и прочая нежить и погань - наиболее активна и, следовательно, легче доступна для контакта. Ведь именно от "нечистой силы" получают ответ на вопросы во время гадания, и тут главное - не спасовать, соблюсти особые правила поведения: во время зачуранья (заговоры, нашепты) дождаться пения петуха, перекреститься и т. д. Иначе можно и погибнуть - ну, в лучшем случае, просто помешаться.
Гадали о жизни и смерти, болезнях, погоде и урожае, о богатстве и благополучии семьи, но самой трепетной и получившей наибольшее развитие темой гадания было, конечно, замужество и суженый.
Гадали на курице, лошади, ключе, башмачке (и непременно - с левой ноги), на колющих и режущих предметах, набобах. Кстати, известная всем поговорка звучит так: "Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу".
Попробуем заглянуть в будущее?

Гадание на зеркалах

Предполагается, что здесь должны гадать люди с крепкими нервами, ибо "истерическим и ипохондрикам испуг от виденного может потрясти их организацию", - говорится в одной старинной книге. Берутся два зеркала - больших и желательно равной величины, устанавливаются друг против друга, освещаются двумя свечами; лучше всего держать зеркало против высвеченного стенного зеркала так, чтобы из направленного зеркала в стенном образовался длинный коридор, озаренный огнями. "Гадающая особа должна удалить из комнаты кошек, собак, птиц и посторонних лиц, кроме одной или двух скромных особ, интересующихся одинаково с особой гадающей или для повадности. Со стороны этих последних, однако же, требуется не глядеть в зеркало, не подходить к гадающей и не разговаривать". И вот в конце этого коридора должен появиться суженый; правда, смотреть приходилось иногда очень долго, и увидеть можно было не только суженого, как, например, произошло с одной барышней в далекой северной деревне. Девушка гадала о брате, находящемся в действующей армии, а увидела... встречу Наполеона с Александрам I в Тильзите. Брат, как потом выяснилось, находился неподалеку от Тильзита. Но какое воображение!

Гадание у бани

носило несколько рискованный характер. "Отворив дверь бани, девушки обнажали некоторые части тела и говорили под прикрытием сумрака довольно несвойственную для девушек, а тем более - для девственниц, фразу с предложением прикоснуться рукой к обнаженной части тела. Если девушка чувствовала руку мохнатую, то предполагался богатый жених, голая рука - бедный, шершавая - характерный." Так деликатно описывают это гадание в старинной книге. Заранее извинившись, приведем распространенные заклинания: "Шани (очевидно, от шановать - любить, угождать, потчевать. - Прим. сост.) меня, мани меня по голой попище мягкой ручищей" или: "Мужик богатый, ударь по жопе рукой лохматой", - приговаривали девицы. Это гадание было особенно захватывающим и опасным; печальное последствие подобного гадания описывает Ф. Д. Нефедов в рассказе "Чудная ночь": "... Девушки уже отгадали вполне благополучно, а вот пришедшая с ними молодая баба Соломонида (т. е. замужняя, которой и гадать-то было ни к чему) с дикими криками выскочила из овина; ее Он нещадно отлупил по заду (из предосторожности слово "черт" не произносилось). Бедная Соломонида после гадания стала несколько странноватой, а намутили ее парни, тайком пробравшиеся и игравшие - как это чаще всего и бывало в действительности - роль нечистого.
Гадания большой компанией дома и т. д. были скорее забавой, а вот гадания в неосвещенных местах: в овине, бане, заброшенных избах - "приглашения на ужин" - были по силам только отчаянным девушкам и заканчивались порой психическими травмами, а иногда - и смертью.

"Приглашение на ужин"

Девушка накрывает в пустой комнате стол скатертью, кладет прибор, кроме ножа и вилки, и говорит: "Суженый-ряженый, приходи ко мне ужинать". Все выходят, а она, оставшись одна, запирает окна и двери и ждет. Признаки приближения суженого: завывание ветра, удары в окна и дверь. Потом появляется суженый. Девушка должна сидеть на своем месте, не отвечать на вопросы, замечать черты лица и одежду. Суженый садится за стол и начинает развлекать беседой. Девушка должна внезапно встрепенуться и в упор спросить: "Как звать?". Суженый называет имя и вынимает что-нибудь из кармана. В этот миг девушка должна сказать: "Чур меня!" - и суженый исчезает. Если же она оробеет и не зачурает (т. е. не оградит восклицаньем, не захватит первой, не сделает себя заветной. - Прим. сост.), суженый может напроказить. Наиболее смелые девушки могут даже оставить вынутые вещи у себя. Но этого делать не рекомендуется. Во всех рассказах, повествующих о подобных "оставлениях", дело кончалось трагически. В лучшем случае, муж потом охладевал. Более всего не рекомендуется оставлять саблю, - ею обычно и отрубали голову "привороженные".

Гадание на воде

Воду выносят во двор, и каждая, отлив немного воды под верею (непоемная гряда; род природного вала, какие бывают на поймах, на луговой стороне рек. - Прим. сост.), берет в горсть снегу. Приходят домой и смотрят - какого цвета снег, такой будет и суженый.
Наливают с вечера в рюмку воды, опускают кольцо и выставляют на мороз. Перед сном приносят рюмку: сколько будет бугорков, столько будет и сынков, а сколько ямок - столько дочек.
В лунную ночь ходят на реку и смотрят в прорубь: та, которой замуж идти, суженого увидит, которой в девках сидеть - только слышит стук из воды.

Гадание на полене

В темноте берут в сарае полено и рассматривают затем дома на свету. Гладкое полено - муж будет хороший, суковатое - дурной, с трещинами - сердитый.

Гадание на ступеньках

Пересчитывают ступеньки, говоря: вдовец, молодец и т. д. и, дойдя до последней, смотрят, на каком слове остановились.

Гадание на ложках

В кадку с водой кладут ложки по числу родственников, заметив, которая - чья. Затем взбалтывают воду. Утром смотрят: если все ложки в груде, значит, никто в течение года в семье не умрет, а если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год умирает.

Гадание на соломе

Выкидывают в потолок соломинки - сколько пристанет к потолку, столь велика будет семья, в которую отдадут девушку.

Гадание на сон

Кладут под подушку гребенку, говоря: "Суженый, ряженый, причеши мне голову". Суженый является во сне и чешет голову.
Берут наперсток соли, наперсток воды, смешивают и едят. Ложась спать, девушка говорит: "Кто мой суженый, кто мой ряженый - тот пить мне даст". Суженый является во сне и подает во сне пить.
Кладут под подушку четырех карточных королей и говорят: "Кто мой суженый, кто мой ряженый - тот приснись во сне". Суженый снится во сне в виде какого-нибудь короля.

Гадание на угольках

Это гадание об урожае. Берутся тлеющие угольки, каждый уголек означает какую-нибудь культуру: пшеницу, рожь, овес; и какой уголек раньше сгорал, тот и указывал на самый урожайный злак в будущем году.

Гадание на луковице

Разрезали луковицу на 12 долек, посыпали их солью, каждую обозначали определенными месяцами наступающего года; наутро смотрели, какая долька сухая, а какая - влажная; соответствующие месяцы ожидались сухими или дождливыми.

Гадание на имя

Девицы собираются и выходят на улицу. Здесь каждая спрашивает имя первого встретившегося мужчины - его имя и будет именем суженого.

Гадание башмаком (туфелькой)

Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Так гадали наши прапрабабушки в деревнях. Делается это так. Девушки снимают с левой ноги туфельку и кидают ее за ворота, наблюдая при этом, в какую сторону ляжет носок. Если носок окажется повернутым назад к воротам, откуда был кинут, - жить девушке еще год дома, не выходить замуж, если в какую-то другую сторону - быть в новом году сосватанной.

Гадание по лучине

Если девушка хочет узнать о своей дальнейшей жизни, то в ночь на Рождество берет она в руки березовую лучину, обмакивает ее в родниковую (колодезную) воду или в воду от талого снега и зажигает ее на огне. Если лучина загорается быстро и горит ровно - будет жизнь долгой и спокойной; если горит лучина с треском и всполохами - будет девица в году печалиться и хворать.

Гадание на кольце, хлебе и крючке

Кладут девушки на пол кольцо, крючок, сплетенный из соломы или согнутый из проволоки, и кусок хлеба, накрывают все это платком, кружатся вокруг 5 раз, а затем быстро снимают платок и тащат, кому что достанется. Та, у которой в руках будет кольцо, выйдет замуж за щеголя, у которой в руках хлеб, - выйдет за богача, а той, которой попадется крючок, - жить всю жизнь с бедняком (он будет, как крючок, всю жизнь горбиться, зарабатывая на хлеб).

Гадание на перекрестке в полночь

Девушки в рождественскую ночь выходят на перекресток и, загадав каждая о своем будущем женихе, очерчивают круг, и стоя в нем, "слушают округу": если услышат смех и пение - значит, скоро выйдут замуж, если услышат плач, ругань, причитания, - сидеть им в девицах да слезы лить.

Гадание по книге

Лучше всего взять книгу духовного содержания, можно, например, "Библию" или "Псалтырь"; не раскрывая ее, загадать номер страницы и строки сверху или снизу, затем раскрыть ее и читать в загаданном месте. Толкуют прочитанное сообразно тому, что самого гадающего интересует больше всего (достаток, поездки, женитьба, здоровье и т. д.).

Гадание по лаю собаки

Говорят: "Залай, залай, собаченька, дознай, дознай суженого". Хриплый лай - суженый старый, звонкий - молодой, толстый - вдовец (или, с учетом момента, - разведенный).

Гадание на полотенце

Обычно девушки накануне рождественской ночи вывешивают за окошки белые полотенца со словами: "Суженый, ряженый, приди и утрися". Если к утру полотенце будет влажным, значит, быть в новом году той девушке, что вывесила это полотенце, замужем, а если полотенце останется сухим - засидится девушка в родительском доме.

Гадание на горохе, орешках или кофейных зернах

А про это гадание наверняка все уже слышали. Так могут гадать и мальчики, и девочки. Берет гадающий в горсть сколько уместится горошин, орешков или кофейных зерен, встряхивает их несколько раз, затем выкладывает зернышки по одному на стол, приговаривая по слову на каждое зернышко, например, так:
Моряк, рэкетир, Генеральский мундир, Студент, коммерсант, Повар-дилетант, Тупица, зануда, - Дожидайся чуда!
А можно еще так: Светлана, Наталия, Узкая талия, Смуглая кожа, Страшная рожа, Обжора, певица, Тощая девица, Русая коса, Чудная краса...
Или так: Раз - пломбир, Жвачка - два, Три - лосины, Пять - сова, Шесть - русалка, Семь - дельфин, Восемь, девять - Алладин, Десять, двадцать - друг в пути, Тридцать восемь - в дом войди!
И опять сначала, пока зернышки не иссякнут. А на последнем - стоп: то и сбудется, что произнесено.
Вот еще "заготовки" для таких гаданий: Мельхиор, латунь и злато, Серебро, чугун и ... вата, Особняк, дворец, шалаш, Хлев, пятнадцатый этаж... "Форд", "тойота" напрокат, "мерседес" и самокат, "вольво", "шкода", "Запорожец", -Что тебе всего дороже?
Гадание на мелких предметах
Под вечер собираются юноши и девушки, берут поднос, высыпают на него кто - колечко, кто - запонку, кто сережку, кто - пуговицу, монету, другие мелкие вещи; накрывают поднос полотенцем, поют над ним хорошо знакомую мелодию, потом поднос под полотенцем несколько раз встряхивают, сбрасывают полотенце, и, не глядя, каждый тащит левой рукой какую-то из лежащих на нем вещиц. Это напоминает что-то вроде домашней лотереи. Тот, кому достанется, например, монета, - "разбогатеет", кому достанется носовой платок, - будет горевать в новом году, кому достанется ключ, - приобретет новое жилье, а тот, кому достанется кольцо, должен покатить его по полу, наблюдая при этом, в какую сторону оно покатится: если к двери - быть в наступающем году свадьбе.

Гадание при помощи подслушивания

В общем-то, подслушивать - нехорошо, но в данном случае интересуют не чужие тайны, а виды на будущее. Этот вид гадания с древнейших времен нарекли в народе "окличка". Гадающие ходят слушать под окна чужих домов обрывки разговоров, смех, крики, жалобы, - кто что "услышит", и в зависимости от характера услышанного предрекают тому, кому гадают, в новом году жизнь скучную или веселую, мужа или жену, соответственно, с покладистым, ласковым или буйным, грубым нравом.
Слушать у амбара - услышать пересыпку хлеба - жизнь будет с достатком. У церкви, если слышно "со святыми упокой" , - предвещает смерть, а что-нибудь свадебное - в этом году замуж идти.

Гадание с ключом

Для такого гадания берут какой-нибудь ключ, преимущественно старый, закладывают его бородкой между листов переплетенной книги, которую при этом крепко завязывают. Понятно, что защемленный ключ должен держаться крепко между страниц книги. Тогда за кольцо или дужку ключа вешают книгу на веревку к потолку и загадывают, кто выйдет из девушек замуж. Если книга до сих пор висела, то если она при чьей-либо фамилии повернется - это и служит знаком того, что та девушка, при имени которой книга сдвинулась, выйдет замуж в этом году.

Гаданье юбкой

Свернутую юбку девушки бросают через голову. Куда юбка упадет борами (по В. Далю - бора, борина, борок, иногда - бор /от "брать"/ - сборка, складка), в той стороне и жених.

Гадание посредством "билетиков"

На бумажках сами гадающие пишут свою судьбу, кладут билетики в шапку и по очереди вынимают.
Накануне Рождества на бумажках пишут имена, кладут их к образам (в ящик киоты), а затем наутро по вынутому судят об имени суженого (суженой).
В новогоднюю ночь пишут на бумажках свои желания. При первом ударе часов зажигают бумажку, и если она успеет сгореть до последнего удара часов, желание исполнится.

Гадание с привлечением гороскопа

На листе бумаги вверху нарисовать астрономические знаки светил: - Солнце, - Луна, - Марс, - Меркурий, - Юпитер, - Венера, - Сатурн. Можно так же изобразить астрологическую "магическую звезду".

Астрологическая магическая звезда
При этом нужно произносить заклинание:
Семь металлов создал свет
По числу семи планет.
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец...
Сын мой! Ртуть для них отец.
И спеши, мой сын, узнать:
Сера всем - родная мать.
Потом - для пущей острастки, чтобы поверили, что вы все можете - нужно скороговоркой произнести несколько раз: семеро одного не ждут, семь бед - один ответ, семь раз отмерь - один раз отрежь, семь пятниц на одной неделе, у семи нянек - дитя без глазу... и тому подобное.

Внизу нужно нарисовать 12 символов созвездий зодиака:
В середине начертите основную часть гороскопа
Римскими цифрами обозначьте номера "домов" по числу зодиакальных созвездий, и в каждом "доме" поставьте соответствующий знак зодиака. Каждый "дом" имеет важное значение: I - дом жизни, II - благосостояния, III - родственников и близких, IV - родителей, родных мест, V-детей, VI-болезней, VII- брака и любовных дел, VIII - смерти, IX - путешествий, Х - чести, XI - друзей, надежды, XII - врагов, несчастий, затруднительных обстоятельств.
В центральный квадрат нужно записать имя и фамилию того, на кого составляется гороскоп, а также любые другие сведения, например: год рождения, месяц и число, блондин или брюнет, курящий или нет, рост, вес и вообще все, что вам понравится. Кстати, если ваши предсказания не сбудутся, можно сослаться на то, что не были сообщены какие-либо сведения, например, что испытуемый - болельщик такой-то футбольной команды и т. д.
Самый ответственный момент - это правильно разместить в "домах" светила. В календаре на каждый месяц сообщены сведения о расположении планет в созвездиях. Нужно только не забывать, что в настоящее время знаки зодиака не совпадают с соответствующими созвездиями. Они сдвинуты примерно на один знак.
Нужно запомнить, на что влияет каждая "планида". Наиболее благоприятствующим считается Юпитер. Когда он в первом "доме", т. е. в знаке Овена, то приносит родившимся в это время славу, долгую жизнь, веселый характер и т. д. Родиться под знаком Юпитера - значит, родиться "под счастливой звездой". Юпитер производит судей, философов, мудрецов, служащих банков.
Марс производит военных, медиков, парикмахеров, мясников, поваров и всех, кто совершает свои дела при помощи огня. Люди, управляемые Марсом, суровы, упрямы, дерзки, в состоянии переваривать много мяса, сильны, крепки, с рыжими волосами.
Венера производит прекрасных дам, аптекарей, портных, ювелиров, артистов, игроков, вольнодумцев и разбойников.
Меркурий производит математиков, астрономов, лингвистов, художников. Планета благоволит торговцам и ловким мастерам - как женщинам, так и мужчинам. Они ходят в сандалиях с тростью - кадуцеем (в мифологии кадуцей - обвитый двумя змеями магический жезл, атрибут Гермеса - Меркурия) и легко прыгают.
Сатурн - наиболее зловещая планета. Родившиеся под ее знаком мстительны, жестоки, ленивы, но постоянны как в дружбе, так и в ненависти. У них - сатурновский характер.
Солнце дает силу, честь и славу. У Солнца три аспекта добрые, а четвертый - злой, и они особо влияют на людей науки и на великих деятелей в зависимости от расположения других планет в тех или иных "домах". Люди, родившиеся под знаком Солнца, осторожны, справедливы, стыдливы, светлоглазы, длинноволосы, имеют высокий лоб с небольшой лысиной, тонкий голос и стройный стан.
Луна влияет на охотников, скотоводов, рыбаков, влюбленных девственниц и домоуправов. Она благоволит тем, кто разводит кошек и прогуливает собак.
Уран производит ангелов, прыгунов, летающих при помощи чистой (летчиков) и нечистой силы, наблюдателей НЛО, а также монахов.
Нептун производит моряков, всех плавающих, скупщиков краденого, купальщиц и любвеобильных женщин.
Плутон содействует кузнецам, сапожникам и всем стучащим молотком. Они черноволосы, с густыми бровями, отпускают бороду. Под влиянием планеты женщины красят губы и ногти, хотя и ленивы в любви.
Так как для определенной даты календаря положение "планид" одинаково для всех людей, вы должны отобрать нечто характерное для того, кому делается предсказание. Используйте описанное выше значение каждой планеты. Убедите своих "клиентов", что нечетные знаки "дома" больше влияют на мужчин, а четные - на женщин. Поэтому влияние планеты может усиливаться или ослабляться в зависимости от номера знака зодиака. Мало того, сообщите, что влияние планет усложняется их конфигурацией, т.е. положением относительно Солнца: соединением, противостоянием, квадратурой. Вообще соединение -явление благоприятное, квадратура - неблагоприятное, а противостояние толкуется в ту или в другую сторону.
Вот теперь, зная расположение "планид", рисуйте их астрономические знаки в соответствующем "доме" гороскопа и... да поможет вам остроумие и веселая новогодняя ночь!

Святочные Духи

"Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила; глянули звезды; месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. <...> Тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошел тучею по небу, и, вместе с дымом, поднялась ведьма верхом на метле. <...> А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только чёрным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе. Скоро ведьма набрала их полный рукав. Три или четыре еще блестели.
Вдруг, с противной стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. <...> Спереди совершенно Немец (Немцем называют у нас всякого, кто только из чужой земли, хоть будь он Француз, или Цесарец, или Швед - все Немец): узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что попадает, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком; ноги были так тонки, что если бы такие имел Яресковский голова, то он переломал бы их в первом казачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не более трубочиста, можно было догадаться, что он не Немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.
Между тем, черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его; но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огня для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал далее". Так начинается повесть Н. В. Гоголя " Ночь перед Рождеством", а расшалились ведьма и черт в это время не случайно. Ведь именно святки (как уже говорилось) - "привилегированные дни" всяческой нечисти: колдуны, духи, мертвецы и т. д. свободно разгуливают по белу свету до самого Крещенья, и проказы их далеко не так безобидны, как у обаятельных гоголевских героев. Так кого же боялись наши предки в долгие святочные вечера и ночи?
Нет такого народа в Старом Свете, у которого не было бы своих поверий о разгуле нечистой силы не только в рождественскую, но и в "сопредельные" ночи. В России была даже своя, "календарная" нечисть - святочницы, которые могли появляться только на святках. Это безобразные на вид существа, покрытые с головы до ног волосами. Они не могут говорить, а только поют без слов и пляшут. Встречаться со святочницами очень опасно. Руки у них - с огромными, длинными ногтями, и этими ногтями они отколупывают у людей куски мяса и часто заколупывают до смерти. Есть, правда, у этих чудовищ одна слабость - кокетство. Как и все представительницы слабого пола, святочницы любят украшения. Это-то и спасло забредших однажды на пение в заброшенную баню девушек. Когда святочницы накинулись на них, одна из девиц вспомнила о страсти святочниц к бусам, сорвала их с шеи и рассыпала по полу; другие сделали то же самое. Святочницы обрадовались, бросились подбирать, а девушки тем временем успели добежать до дома и захлопнуть двери. Обитают святочницы обычно в неосвещенных избах. Там же можно встретить и Буку (помните, как пугали им в детстве?). Это "отвратительного вида урод", который пристает с каверзными вопросами и загадками со страшным условием: не найдешь ответа, не разгадаешь загадку - останешься с ним навечно. Если, к счастью, разгадка будет найдена, Бука исчезает в тот же миг. Активизируются в святочные дни и лешие, лесунки (девицы) и лешачихи (дамы). Не дай бог сказать в неурочный час про кого-то: "Чтоб его (ее) леший унес, что ли!". Могут и унести. Бегай потом, ищи по лесу. Хорошо, если унесенный жив останется. Послал как-то один мужик дочку за чем -то во двор; та замешкалась, ну, и произнес он эти самые слова в сердцах. И нашли потом несчастную девицу через день в лесу между двух деревьев и неживую.
Оборотни или вещищицы тоже в святки не дремлют и могут принять вид и сороки, и любого домашнего животного или даже какого парня или девушки. Раз в святки глянула одна девица (не благословясь!) на улицу и увидела там парня, который ей нравился. Приникла к стеклу, он ее поцеловал - и враз неразумная с ума сошла. В святки вообще все надо делать благословясь: это помогает избежать козней нечистой силы, которая может принимать самые неожиданные обличья. Как-то гадали девицы в нежилой (и неосвещенной!) избе и услышали, что печь жуткие звуки издает. Бросились они бежать, а печь за ними едет, воет и страшным синеватым огнем светится. Еле успели добежать до избы и, перекрестив, закрыть окна и двери - это-то печь в дом и не пустило. В святки было принято ставить кресты на окнах и дверях и, конечно, на чердаках - излюбленном месте высадки "ночного десанта" чертей и ведьм. Причем предохранялись таким образом не только суеверные деревенские жители, но и горожане. А вот каверзы городской нечисти были гораздо замысловатей и изысканней, чем у их деревенских собратьев. Особенно опасны были маскарады. Увлечется какой-нибудь легкомысленный юноша прелестной маской, последует за ней, а она его приведет на кладбище к склепу; или извозчик обратит к нему лицо, и - ах! - вместо извозчика - мертвец или черт. Или вдруг на святочном балу-маскараде обнаруживается, что у всех танцующих вместо ног - копыта, а под масками - страшные бесовские рожи; или, например, с первым криком петуха танцующие превращаются в скелеты. Жуть! Впрочем, странные истории на маскарадах носят, так сказать, "интернациональный" характер, но есть еще в разных странах и своя "национальная" нечисть.
У греков это - страшные твари каликандзары: они проникают под Новый год в дома и пугают православных своим страшным видом - обезьяньей шерстью и горящими, как раскаленные угли, красными глазами. Они вскакивают человеку на спину и заставляют его плясать до упаду, да еще норовят вдобавок, извините за подробности, помочиться на огонь, чтобы погасить очаг. Каликандзар ленив, дурно воспитан, питается земноводными и членистоногими, глуповат, но неравнодушен к хорошеньким девушкам. Тут с ним надо держать ухо востро.
Бывает нечисть и пострашней. Румыны, к примеру, прятали после дня святого Андрея топоры и вилы, т. к. ими могли завладеть стригои - духи умерших грешников, которые выходили на освещенную лунным светом зимнюю дорогу, чтобы биться друг с другом или сграбастать путника, забредшего в поздний час, и высосать у него кровь. Одна управа на стригоев - чеснок. Его ели в румынских селах вдосталь, мало того - им натирали даже все тело. Чеснок считали верным средством от нечисти все европейские народы. Лечебный эффект чеснока признает и современная медицина. Вот только аромат - даже нечистая сила не выдерживает...
Австрийцы, бельгийцы, голландцы, часть западных славян, испанцы и португальцы страшились дикой охоты, которая проносится в самые темные ночи года по небу. Компания сколачивается, как на подбор: злые духи, упыри, ведьмы, черти, ожившие мертвецы. Иногда дикая охота спускалась на землю. " Не разбирая дороги, мчалась дикая охота по самой жуткой трясине, по лесу, по протокам. Не звякали удила, не звенели мечи. На конях сидели молчаливые всадники, и болотные огни катились впереди <...> Гривы коней развевались на ветру, бежали впереди дикой охоты гепарды, спущенные со створок. И бесшумно по трясине и вереску летели они. И молчали всадники, а звуки охоты долетали откуда-то с другой стороны, и горели глаза и коней, и людей, и гепардов." (Короткевич В. "Дикая охота короля Стаха").
А привидения! Вот уж кому раздолье в святочные ночи! Кажется, они целый год ждут - не дождутся и набираются сил, чтобы не давать смертным в святки спать спокойно. Гремя цепями и завывая или попросту постучав костлявым пальцем по плечу, они будят среди ночи, появляясь из самых неожиданных мест - стен, каминов, печей, пола, - чтобы раскрыть роковую тайну, предсказать будущее или просто поболтать, присев на краешек кровати. Наиболее злобные могут увлечь зазевавшегося слушателя на кладбище к разверстой могиле, а доброжелательные могут, напротив, помочь раскрыть тайну клада, спрятанного в доме, разоблачить врага и т. д. Особенно назойливы бывают дамы-привидения. Их словоизвержения может остановить только петушиный крик, и они исчезают на полуслове, недоговорив, как им кажется, самое важное.
В святочные дни существовало множество суеверий и примет, указывающих на то, какой будет будущий год. Исключительно важными считались первый день после рождественской ночи, а также первый день Нового года. События каждого из них могут сказаться на всем грядущем годе. В силу "магии первого дня" знаменательна первая встреча. В Италии считалось добрым знаком встретить на улице или принять в гости старика, горбуна, плохим - ребенка, священника или монаха. В Шотландии без бутылки виски и овсяной лепешки 1 января в гости не ходили. В Венгрии в этот день умывались монетами, чтоб не переводились. Греки полагали, что нельзя в первый новогодний день кричать, что-либо терять или продавать, пить или даже молоть кофе (потому что он горький).
Но вернемся к духам святок. Несть числа проискам злых сил, но существуют еще, оказывается, и добрые духи. Они предупреждают об опасности и могут даже уберечь от козней нечисти. Так, в одной старинной быличке рассказывается о том, как добрые духи увели девушек от опасного, нечистого места, позвав их материнским голосом домой, а на этом месте потом образовалась страшная трясина.
Помогают добрые святочные духи и измениться человеку к лучшему и изменить всю жизнь, показав в святочную ночь его прошлое и ожидающее мрачное будущее в случае, если тот останется прежним. Вот что обещает скупой Скрудж (не персонаж мультфильма, а герой "Рождественской песни в прозе" Ч. Диккенса) Доброму Духу Святок:
"Я буду чтить Рождество в сердце своем и хранить память о нем весь год. Я искуплю свое Прошлое, Настоящее и Будущее. Я не забуду их памятных уроков, не затворю своего сердца для них". Так что, как ни сильны злые силы, но добро сильней. И поэтому закончим словами еще одного персонажа из "Рождественской песни в прозе": "...Но Рождество приносит мне добро и будет приносить добро, и да здравствует Рождество!".

Рождественские и новогодние обычаи западных стран

В последние годы кое для кого естественным стал вопрос: а хорошо ли отправляться под Рождество в другие страны? Для соблюдающих церковные предписания православных россиян основная проблема в том, что на всемирной рождественской неделе в западном мире - пост, который не предполагает никаких развлечений и возлияний.
Все остальные желающие вполне могут позволить себе праздник - по большому счету, он россиянам вовсе не чужой. Во всем мире это праздник одновременно и церковный (везде проходят торжественные богослужения), и светский (подарки друг другу дарят даже совсем нерелигиозные люди). А к гостям в целом относятся очень приветливо, и можно зайти в любой храм и послушать мессу.
Вообще же, как известно, Рождество - праздник семейный. И самый любимый и радостный. В предрождественские дни весь мир поглощен приятными хлопотами, заполнен музыкой и залит разноцветными огнями. Новый год не столь почитаем, и отмечают его часто в компании вне дома.
Важную роль в праздничном ритуале у многих народов Европы играло рождественское полено, а во многих странах обычай сохранился и поныне. Так, в Англии и Франции, Германии и Греции помнят, что жар от рождественского очага согревал сердца их предков на протяжении многих столетий. В Англию обычай "рождественского полена" пришел от викингов. На Рождество спиливали огромное дерево и оставляли на год. На следующее Рождество его вносили в дом и поджигали. Все участники очень надеялись, что оно сгорит за 24 часа; если же бревно угасало, не догорев, это считалось знаком, предвещающим несчастье. Картина, по свидетельствам, была впечатляющей.
В Италии зажигание полена было самым важным в рождественском обряде, оно должно было гореть до Нового года, а в некоторых местах - аж до Богоявления (19 января).
В сегодняшней Италии в самую праздничную ночь городская жизнь тиха и спокойна, не найти работающих магазинов и ресторанов, практически останавливается общественный транспорт.
Рождественское богослужение начинается ровно в полночь и длится полтора часа. В Ватикане мессу служит сам Папа Римский. И в каждом храме обязательно устанавливаются prezepio - миниатюрные ясли с фигуркой младенца Христа. По традиции, на мессе должна присутствовать вся семья без исключения.
Подарки каждый член семьи получает ранним утром 25 декабря.
Новый год в Италии - шумный и временами прямо-таки взрывоопасный: из-за столь любимых итальянцами фейерверков.
Во Франции для полена выбиралось то дерево, плоды которого были предпочтительнее. Считалось, что спиливаемый ствол дерева обладает магическими свойствами и может воздействовать на урожай.
Дуб и бук употребляли тоже главным образом для того, чтобы заручиться урожаем их плодов, которые до конца средних веков составляли крестьянскую пищу, а затем - корм для скота. Предполагалось, что магические свойства рождественского дерева могут быть усилены, если окропить его вином. Зола, сберегаемая в белье, охраняла дом от несчастных случаев.
В некоторых провинциях во Франции было принято прятать в рождественское полено подарки для детей, особенно сладости и сухие фрукты. У французского писателя А. Франса описывается рождественское полено, полное душистых пармских фиалок, подаренное доброму старому профессору.
За несколько дней до Рождества в сегодняшней Франции во всех соборах начинаются вечерние концертные программы. Главная рождественская служба проходит, разумеется, в Notre Dame de Paris. Сияющие огнями праздничные елки в огромных количествах стоят не только в квартирах и на улицах, но и в подъездах домов.
На Новый год на Елисейских полях происходит массовое гуляние. В новогоднюю ночь там светло, как днем, от множества разноцветных лампочек, развешанных на деревьях.
В Испании и Португалии полено не жгут, а только обжигают рождественским пламенем; его хранят, веря в чудодейственную силу, и зажигают в трудных обстоятельствах.
Кроме рождественского полена, во многих местностях на Рождество и Новый год зажигают большие костры, и молодые парни прыгают через них.
Современное Рождество в Испании - очень веселое. Люди наряжаются в национальные костюмы, танцуют и поют. Безмятежное веселье сопровождается повсеместной иллюминацией, елками на каждом углу, бродячими Санта Клаусами, фокусниками и жонглерами. Перед началом рождественской мессы принято собираться у центрального входа в храм и танцевать, взявшись за руки.
В Германии выбирался довольно увесистый чурбан, который тащили к огню лошадьми; он и составлял основу нового огня и наступающего года. Золу от полена просеивали в День Трех Королей, остатки рассеивали на полях по посевам и даже добавляли в пищу скоту.
Рождество в Германии - самый главный праздник. Новый год отмечается гораздо скромнее. В последние годы вместо прежних мифологических персонажей (косматого, страшного старика Кнехта Рупрехта или младенца Христа) подарки детям раздает рождественский Дед, по внешнему виду схожий с нашим Дедом Морозом. Подарки Дед раскладывает в носки, которые развешивает по дверным ручкам (с обратной стороны).
В католических областях, особенно в Баварии, в дни святок по улицам проходят процессии ряженых, у многих из них - устрашающий вид: лица вымазаны сажей или скрыты под страшными рогатыми масками.
В Великобритании в канун Рождества везде слышны рождественские гимны, проходят церковные мессы. В канун Рождества толпы народа собираются на Трафальгарской площади, у главной елки Англии.
28 декабря повсюду в Англии отмечается День подарков.
И, наконец, в США, где ритуальное полено, очевидно, "осталось" на родинах эмигрантов, готовятся к Рождеству особенно трепетно. Многочисленные подарки складывают под елку в течение всей праздничной недели, а в рождественскую ночь детям приносит подарки еще и Санта Клаус. В небольших городах Америки сохранилась милая традиция: все ходят друг к другу в гости и распевают carols - рождественские песни. Елки ставят за два дня до Рождества.
Новый год в Америке, как и в большинстве других стран, не столь наполнен праздничными волнениями.
И еще о странах с традициями ритуального полена.
В Югославии важное значение придавалось сжиганию ритуального полена-бадняка в рождественскую ночь, потому тщательно следили, чтобы огонь не погас.
В Сербии даже дарили какой-нибудь подарок тому, кто первый заметит, что бадняк перегорел; внося бадняк в дом, его поливали вином и посыпали зерном, украшали ветками сосны, лавра и других деревьев.
У албанцев в пламя подкладывали ветви вишневого и орехового дерева и виноградную лозу и, когда пламя вспыхивало, кричали: " Пусть так сгорят наши враги и те, кто не желает нам добра!".
Греки посыпали дерево фруктами, клали на него кусочки еды, поливали вином и маслом, т. е. "кормили" его.
Имеется ряд объяснений обряду зажигания рождественского полена:
- огонь очага - это отражение солнца;
- в пламени горящего очага присутствуют предки;
- возжигание рождественского полена, как правило, главой семьи и "кормление " полена как гостя - культ домашнего очага;
- очистительная сила огня.
Все объяснения хороши. Ибо, когда собираются вместе члены семьи и долго глядят на огонь, как когда-то собирались и глядели предки, то очищаются помыслы, все становятся ближе друг другу и родней, и повсюду незримо присутствует и царит добрый Дух Домашнего Очага.
А может быть, Буратино был сделан из рождественского полена?

Кто такой Дед Мороз

Деда Мороза, добродушного и веселого волшебника, любят все. Малыши пишут ему трогательные письма с подробно изложенными пожеланиями о подарках. Юные скептики-подростки пытаются испортить им радость коварными разоблачениями, что это-де не Дед Мороз, а переодетый дядька, но сами с удовольствием принимают подарки. А для взрослых Дед Мороз - это счастливое воспоминание о беззаботном детстве, когда все люди добры, а мир надежен и защищен от зла. Именно таким добрым чудотворцем и гонителем зла был прообраз современного Деда Мороза - Святой Николай, который родился в III в. в городе Патара (Малая Азия, Ликия) у весьма состоятельных родителей. Позднее он переселяется в город Мира (ныне Демре - небольшой городок неподалеку от Финикии). Потому и получил имя Мирликийского. Там и сейчас стоит церковь VIII в., в которой специалисты обнаружили элементы архитектуры III-IV веков. А это значит, что она вполне могла быть современницей святого Николая, ставшего в молодые годы епископом города Миры. Турки назвали этот древний памятник "Баба Ноэль Килизе", что означает - церковь Деда Мороза. (Кстати, в Турции вполне официально претендуют на то, что истинная родина Деда Мороза находится в Малой Азии, и очень гордятся тем, что эта земля - его родина).
В Мире утверждают, что испарения, которые источает гробница святого Николая, могут вернуть зрение слепым, исцелить безнадежно больных, срастить самые немыслимые переломы. Предание гласит, что в 1087 г. итальянские купцы пытались завладеть гробницей, но неудачно. При вскрытии саркофага из него потянулись такие сильные испарения мирры, что разум грабителей помутился.
Епископ Николай, по одной версии, подбросил в дом бедняка три золотых яблока, по другой - три набитых золотом кошелька. Есть вариант легенды, по которой святой подбросил кошельки через дымоход, и они попали в башмаки, оставленные сушиться у очага.
Знаменитым стал святой Николай еще потому, что он оказывал покровительство похищенным и загубленным детям. Первых он отыскивал и возвращал родителям, вторых возвращал к жизни. Итак, епископ из Миры становится покровителем детей, но, тем не менее, надо сказать, далеко не все из них ожидали доброго святого с нетерпением, т. к. тот исполнял двойную роль, которую и не думал скрывать, - одаривал послушных и наказывал шалунов. Первым свидетельством такого рода, известным историкам, является рассказ жителя Меца, который излагает воспоминания детства своего дедушки. Он говорит о празднике святого Николая, во время которого раздавались подарки. Рассказ относится к 1589 г.
Особенным почетом пользовался святой Николай в Голландии. Вот как описывается праздник святого Николая в популярной книге М.- М. Додж "Серебряные коньки": "В день Рождества голландцы только посещают церковные службы и ходят в гости к родственникам. Зато в канун праздника святого Николаса голландская детвора просто с ума сходит от радости и ожидания. Для некоторых это - неприятное время, т. к. святой отличается большой прямотой, и если кто-нибудь из ребят в этом году вел себя плохо, он обязательно скажет им об этом. Иногда он приносит под мышкой березовую розгу и советует родителям задать детям головомойку вместо сладостей и трепку вместо игрушек <...> Не прошло и часу, как святой появился чуть ли не во всех домах Голландии <...> Дух веселья безраздельно царил в доме. Самое пламя - и то плясало и подпрыгивало в начищенном до блеска камине <...> Дети взяли в руки по хорошенькой ивовой корзиночке, стали в круг и завели медленный хоровод вокруг малыша, не переставая смотреть вверх, ибо святой, к которому им сейчас предстояло обратиться, пока еще пребывал в каких-то таинственных областях. Хозяйка негромко заиграла на рояле; вскоре зазвучали голоса <...>
"Друг святой, приди к нам в гости!
Только с розгой не ходи!
Все приветствуем мы гостя,
И восторг у всех в груди!
А за то, в чем виноваты,
Побрани своих ребяток;
Мы поем, мы поем,
Наставлений скромно ждем!
О святой, приди к нам в гости,
В наш веселый дружный круг!
Все приветствуем мы гостя,
Всех ты радуешь, наш друг!
А подарки, просят дети,
Положи в корзины эти,
Мы поем, мы поем,
Принеси нам радость в дом!".
Во время этого хора все взгляды, исполненные страха и нетерпеливого ожидания, были устремлены на полированную двустворчатую дверь. Но вот послышался громкий стук.
Круг разомкнулся в одно мгновение. Младшие дети со смешанным чувством ужаса и восторга прижались к коленям матери... Стук послышался снова.
- Войдите, - негромко сказала хозяйка.
Дверь медленно открылась, и святой Николас в полном парадном облачении предстал перед своими почитателями".
Здесь святой впервые появляется в роли Деда Мороза.
Европейские переселенцы, обосновавшиеся в Америке в XVII и XVIII веках, привезли с собой предания о святом Николае. И когда появился новый Амстердам, одной из первых церквей, построенных переселенцами из Голландии, была церковь Синтер Клаас или, как ее тогда называли, Синт Николас.
Когда в Новом Свете усилилось влияние англичан, и Новый Амстердам стал Нью-Йорком, церковь получила новое название - "Санта Клаус" - одно из англосаксонских имен святого Николая.
Современный Дед Мороз, или Санта Клаус, появился сравнительно недавно в США, дата его рождения известна с точностью до дней. Произошло это великое событие незадолго до Рождества 1822 г., как раз тогда Клемент Кларк Мур написал поэму "Приход святого Николая". Ее появление и считается днем рождения милого добряка Санта Клауса. Более чем в двадцати четверостишиях рассказывается о встрече одного мальчика со святым Николаем накануне Рождества. Почтенный святой принес мальчику подарки. В этой поэме святой Николай начисто лишен ореола серьезности и строгости, необходимого для епископа. У Мура это жизнерадостный, веселый эльф-жизнелюб с круглым тугим брюшком, свидетельствующем о пристрастии к вкусной еде и трубке, которую он курил не переставая. В результате метаморфозы святой Николай слез с ослика и обзавелся восемью оленями. Теперь у него - мешок с подарками, он никого не наказывает, и его с одинаковым нетерпением ждут взрослые и дети.
Клемент Мур не упустил ни одной существенной детали, относящейся к сказочным персонажам, которые радуют детей подарками, - тут и волшебная рождественская ночь, и печная труба на крыше, и башмаки или чулки у очага, и громадный мешок с игрушками.
У разных народов существовали свои предшественники Санта Клауса. Во Франции, в департаменте Сона и Луара, существовал Дед Январь, и современный Дед Мороз сменил его только в 1915 г., а в Верхней Савойе был святой Шаланд, который "сдался" только в 1925 г.
В немецких сказках встречается очень характерный господин Ниманд - Никто. Немецкие и голландские дети сваливали на него вину, когда что-нибудь ломали. Почему-то все эти обломки было принято складывать в камин. Отсюда, вероятно, и берет начало представление о таинственном посетителе, находящемся в сговоре с детьми и имеющем некоторое отношение к дымоходу.
Русский сказочный Дед Мороз (Дед Трескун) - личность не слишком приятная. Представляли его маленьким старичком с длинной бородой и суровым нравом. С ноября по март Дед Мороз был полновластным хозяином на земле, которого боялось даже Солнце. В отличие от своих холостых собратьев, Дед Мороз женат на презлющей особе - Зиме. Впрочем, известен еще и одинокий, довольно взбалмошный Морозко. Чего стоил один его вопрос к замерзающей девушке: "Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, милая?". И честный ответ - "Нет!" - почему-то его раздражает. Был ли счастлив Дед Мороз в браке или нет, неизвестно, так же, как нет и никаких сведений о его детях. А вот современному Деду Морозу, в отличие от разъезжающего в гордом одиночестве на своих оленях Санта Клауса, дали в компанию внучку Снегурочку (видимо, в силу национальной русской традиции все делать вместе).
Снегурочка - милый, трогательный персонаж народных сказок. В них она предстает красивой и немного печальной. Ее радует снег и холод, и пугает Солнце, от горячих лучей которого она тает. В отличие от других зимних сказочных персонажей - злюки Зимы, недоброго Деда Мороза и странноватого Морозко, - Снегурочка вызывает жалость и симпатию. В ее образе воплотилось сожаление народа об уходящей Зиме, которая хоть и сурова, но несет в себе много радости и веселья. Поэтичный образ Снегурочки вдохновлял поэтов, писателей и композиторов. В 1873 г. А. Н. Островский написал драму "Снегурочка. Весенняя сказка". В ней Снегурочка - холодное дитя Мороза и Весны - всей душой тянется к людям и любви, от которой она должна неизбежно погибнуть. А композитор Н. А. Римский-Корсаков пишет по этой драме в 1881 г. оперу "Снегурочка", с неизменным успехом идущую до настоящего времени на оперных сценах. Впрочем, современная Снегурочка весела и резва, и вполне соответствует своему жизнерадостному Деду.
Любовь моя, Снегурочка,
Не стоит горевать!
Ну, что ты плачешь, дурочка,
Что надо умирать?
Умри, умри, не жалуясь...
Играя и шутя,
Тебя лепило, балуясь,
Такое же дитя.
Лепило и не думало,
Что не веселый смех, -
Живую душу вдунуло
Оно в холодный снег!
И что, когда откружится
Безумный этот вихрь,
Останется лишь лужица
От радостей твоих...
И. Уткин. "Снегурочка".
Сейчас святой Николай - Санта Клаус - разъезжает на оленях по всем континентам. Теперь он живет не в Малой Азии, а на северном полюсе. Впрочем, это - тоже предмет дискуссий. Однажды даже разгорелся спор между двумя скандинавскими странами о родине Деда Мороза. Туристы ведь тоже хотят побывать на подлинной дедморозовской земле.
Весьма своеобразны представления о Деде Морозе в Финляндии. Считается, что он живет на севере страны, в Рованиеми, и к нему принято под Новый год обращаться с письмами, содержащими различные просьбы. В современной Финляндии существует специальная служба для ответов от лица Деда Мороза, и это понятно, т. к. в среднем за декабрь на его имя поступает до 80 тысяч писем. Впрочем, активно пишут Деду Морозу (или Санта Клаусу) не только в Финляндии. Среди часто встречающихся вопросов - каким транспортом пользуется он, навещая землю? Задают и совсем житейские вопросы: женат ли Дед Мороз? Получает ли деньги за работу и сколько? Письма, как правило, направляются в саарское местечко Санта Николаус.
В России святителя Николая Чудотворца называли великим угодником Божьим.
Святой Николай всегда был одним из самых популярных и любимых святых, к чьей помощи и заступничеству прибегали во всякой беде, но особенно просили защиты его при путешествиях по водам. Николу называли "морским" и "мокрым". Рыбаки и моряки считают св. Николая своим покровителем. Он - покровитель всех "сирых и убогих". В его честь воздвигнуты монастыри и храмы. Всем известен, например, великолепный петербургский Никольский собор. В православных церквях чтут память Николая Чудотворца: 22/9 мая -
Никола "вешний" - день перенесения мощей Николая в г. Бари (Италия) и 19/6 декабря - Никола "зимний", (см. далее - Когда наступит Новый год. История календаря.)
А вот на Кипре Деда Мороза зовут Василием. К нему обращаются песни-просьбы детей: "Святой Василий, где ты - приходи, Святой Василий, счастье подари, исполни все мои желанья. Да будет славно Рождество. Я жду тебя, святой Василий из Каппадокии далекой. (Опять же, Малая Азия. - Прим. сост.). С Христом и с верой, с букварем. А из него узнаю я, где, мой Василий, родина твоя". Примерно так звучит в свободном переводе с греческого одна из колядок. И независимо от места жительства, происхождения и даже имени, у всех Дедов Морозов есть два неоценимых качества - доброта и внимательность к людям. Ведь только доброта и внимание помогают сделать настоящий сказочный подарок к празднику.

 


Обратно в раздел культурология
Список тегов:
история деда мороза 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.